Кому на руси жить хорошо жанр. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов). История создания поэмы

Споры о композиции произведения ве­дутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “По­следыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Кре­стьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” по­казана гибель этого мира. В заключительной части “Пир – на весь мир” особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повест­вования более светлый, радостный, чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развяз­ки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”. Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал “воплощение счастия народного”. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот по­чему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу – вплоть до самого царя. Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относитель­но автономных частей и глав, герой ее – не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это – эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования – пу­тешествие героев-крестьян – дополняется включением авторских от­ступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения опре­деляется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взвол­нованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпи­ческой поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.

Сочинение по литературе на тему: Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения:

  1. всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку” материал для этой книги, а потом 14 лет работал над Read More ......
  2. Заслуживает особого внимания вопрос о первом “Прологе”. В поэме есть несколько прологов: перед главой “Поп”, перед частями “Крестьянка” и “Пир – на весь мир”. Первый “Пролог” резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы “Кому на Read More ......
  3. оды жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял ” Read More ......
  4. Вопрос этот до сих пор остается предметом горячих споров. Некрасов, меняя способ реализации темы, строго подчинил архитектонику поэмы единому идейному замыслу. Композиционная структура произведения призвана подчеркнуть основную идею: неизбежность крестьянской революции, которая станет, возможна на основе роста революционного сознания народа, Read More ......
  5. Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом Read More ......
  6. Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется Read More ......
  7. Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Read More ......
  8. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками “счастливца”, отвечающего на их вопрос. Так построены главы “Поп”, “Счастливые”, “Помещик”, Read More ......
Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее «своим любимым детищем». Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и п

Равдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.
Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает «Пролог» - самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: «кому живется весело, вольготно на Руси». Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут «Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села». Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых «счастливых», к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора - мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще - счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

Первая глава «Поп» открывается образом «широкой дороженьки». Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.
Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец или царь, - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. «Покой, богатство, честь» - вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хоро шо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.

В следующей главе, «Сельская ярмарка», главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития.

создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии - народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и

В следующей главе, «Пьяная ночь», праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: «У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле». Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу.

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В образе Якима автор показывает появление духовных запросов у крестьян. «Хлеб духовный - выше хлеба земного».

В главе «Счастливые» все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ осчастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.

В пятой главе первой части «Помещик» странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, что дворянская «честь» немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса «Кому на Руси жить хорошо?». Как и в сдучае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.

В главе «Крестьянка» предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер - независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Тема духовного рабства - центральная в главе «Последыш». Страшную «комедь» разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.
Глава «Пир на весь мир» является продолжением «Последыша». Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем.

освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ «Про холопа примерного - Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея - пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни - «новый герой новой эпохи», разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо - народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной («Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь»), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село».

Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков.

«Мое любимое детище», – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме «Кому на Руси жить хорошо». В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, ведь при слове эпопея нам вспоминаются масштабные произведения, например, эпопеи Гомера или многотомники Толстого. Но вот имеет ли право даже не оконченное произведение называться эпопеей?

Для начала разберемся, что понимать под понятием «эпопея». Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний).

В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

Тест по произведению

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ

Эта задача - всесторонне исследовать быт и бытие русского народа, проникнуть в глубь его души во многом определяет жанровое своеобразие поэмы. Следует согласиться с Л.А. Евстигнеевой, которая определяет жанр «Кому на Руси жить хорошо» - как «эпопею-обозрение, монтаж разного рода событий, подчиненных развитию центральной мысли автора ». «Последовательное осуществление сюжетной схемы, намеченной в «Прологе», - пишет исследователь, - Некрасов заменяет последовательностью аналитических суждений о народе, его настоящем положении, судьбах России и будущем революционного движения. Рождается новаторская сюжетика, названная впоследствии центробежной, что сближает Некрасова с литературным процессом конца XIX - начала ХХ в.».

Точные определения поэмы - «энциклопедия народной жизни» или «эпопея народной жизни» - предполагают не только умение писателя нарисовать обобщенный портрет всех сословий российского общества, но и дать своего рода «философию жизни» народа, воссоздать в поэме национальный характер. Этой задаче, избранной автором теме подчиняется ориентация автора на многоголосие. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» значительное место занимают диалоги часто неназванных, не описанных персонажей, полилоги, каждый из которых может быть развернут в отдельное повествование. Но предельная краткость диалогов и полилогов не мешает представить характер собеседников или даже их судьбы. Стремлением воссоздать быт и бытие народа определяется и многогеройность повествования: каждый герой входит в повествование со своей судьбой и со своей задушевной историей.

Особую роль выполняют в повествовании фольклорные жанры - загадки, пословицы, поговорки и - главное - песни. Известно, как Некрасов воспринимает песни: «народная поэзия для Некрасова была не только хранительницей поэтических представлений крестьянства, но и результатом жизни народных масс в целом, средоточием национального художественного мышления, лучшей выразительницей русского национального характера».

Народ в некрасовской поэме выплакивает свою боль, жалуется и печалится, открывает читателю свою душу и сам же пытается разобраться в тайнах своей души и своего сердца.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

Этот вопрос также относится к дискуссионным. Прежде всего потому, что у исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян. Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности: Пролог; Первая часть; «Последыш»; «Крестьянка»; «Пир на весь мир». Но такой композиции противоречит авторская воля: согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» - к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной: Пролог, Первая часть, «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка».

Есть и иное обоснование именно такой композиции - время действия частей. Странствие мужиков должно было охватывать несколько месяцев, и время в главах, как показал В.В. Гиппиус, «расчислено по календарю». Действие Пролога относится к началу весны. «В главе «Поп», - отметил исследователь, - странники говорят: «а время уж не раннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая) происходит самая ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». Это значит, что время действия главы - 29 июня (по старому стилю). В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва и, как показал К.И. Чуковский, в черновых вариантах даже есть название месяца - август.

Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. Как писал в комментариях к поэме К.И. Чуковский, «требуя, чтобы мы закончили поэму «Крестьянкой», В.В. Гиппиус раньше всего игнорирует то обстоятельство, что в «Крестьянке» (в ее последней главе) зазвучали, наперекор всему содержанию поэмы, «нотки либерального угодничества» <...>. Глава эта зовется «Губернаторша». После всех проклятий ненавистному строю, причинившему столько страданий порабощенной крестьянке, в этой главе появляется благородная аристократка, жена губернатора, которая спасает крестьянку от всех ее мук. <...> Гимном доброжелательной барыне будет закончена вся поэма «Кому на Руси жить хорошо»<...>. И тогда на некрасовский вопрос: «Где ж ты, тайна довольства народного?» - будет единственный ответ: в барской ласке, в барской филантропии». К.И. Чуковским предложен другой вариант композиции: Пролог и первая часть; «Крестьянка»; «Последыш» и «Пир на весь мир». Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.

Возражая Чуковскому, исследователи указывают на то, что «Крестьянка» заканчивается не гимном «губернаторше», а горькой «Бабьей притчей» - своего рода итогом в размышлениях о неизбежности трагедии в судьбе женщины. Кроме того, идеологические доводы, разумеется, не должны определять композицию. Руководствуясь, прежде всего, временем создания частей, авторской волей и логикой развития авторской мысли, некоторые исследователи предлагают печатать главу «Крестьянка» после «Последыша», но завершать поэму «Пиром на весь мир», указывая при этом, что «Пир» «непосредственно связан с главой «Последыш» и является его продолжением».

Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме - от первоначального замысла и до сюжета. Галерея сатирических образов многочисленных господ не была завершена, Некрасов оставил только попа и помещика Оболта-Оболдуева. На первое место поэт поставил народ, сведения о жизни которого Некрасов собирал долгое время. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала поэмой о судьбе народа и его тяжкой доле. Написанная в то время, когда происходила реформа по отмене крепостного права, ничего не принесшая народу, поэма показывает путь к освобождению. Поэтому вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в рамках счастья отдельных людей, а введением понятия всенародного счастья. Это сближает поэму с эпопеей.

Еще одной эпической чертой является то, что в «Кому на Руси жить хорошо» очень много героев. Здесь показаны помещики, поп, крестьяне с их судьбами и представители «холопского звания», цель жизни которых заключается в служении барам. Мы не можем сказать, кто на них является главным героем. Известно, что семеро мужиков отправляются на поиски счастья, но выделить среди них главного героя нельзя. Можно сказать, что эти семеро являются основными персонажами. Ведь каждый из них рассказывает свою историю и становится на какое-то время главным героем, пока его не сменит кто-то другой. Но по большому счету главным героем поэмы выступает весь народ.

Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных исторических фактов. Вначале говорится, что семь «временнообязанных» отправляются на поиски счастья. Конкретная примета мужиков - временнообязанные - указывает на реальное положение крестьян в 60-е годы XIX века. В поэме показана общая картина жизни крестьян в пореформенное время: разорение, голод, нищета. Названия деревень (Заплатово, Разутово, Знобишино, Неурожайка), уезда (Терпигорев), волости (Пустопорожняя), губернии (Подтянутая) красноречиво свидетельствуют о положении губерний, уездов, волостей и деревень после реформы 1861 года.

В поэме широко используются былины, пословицы, сказки и сказания, песни. Уже в прологе мы встречаем сказочные образы и мотивы: скатерть-самобранка, леший, корявая Дурандиха (ведьма), зайка серенький, хитрая лисица, черт, ворон. В последней главе поэмы появляется много песен: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская» и другие.

Произведение Некрасова при жизни автора не было целиком напечатано из-за цензурных запретов. Поэтому до сих пор ведутся споры о расположении частей в поэме. Все части, кроме «Последыш» и «Пир на весь мир», объединяются странствующими крестьянами. Это позволяет свободно переставлять части. В целом поэма состоит из частей и глав, каждая из которых обладает самостоятельным сюжетом и могла бы быть выделена в отдельную повесть или поэму.

Поэма дает ответ не только на поставленный в ее заглавии вопрос, но и показывает неизбежность революционного переустройства мира. Счастье возможно лишь тогда, когда народ сам будет хозяином своей жизни.