Когорта нетонущих. Клебанов. Тусклый герой системы. Где кормится илья клебанов Илья клебанов биография

Что общего между ЛОМО, подводной лодкой "Курск", Балтийским заводом и губернатором Бариновым

Сергей Невееров

Чиновник, работающий на бизнес, явление обыденное и широко распространенное. Чиновник, загубивший все вверенные ему государственные дела, встречается реже, но тоже можно найти при большом желании. Чиновник, лоббирующий интересы бизнеса, не справившийся ни с одной поставленной перед ним задачей, опозорившийся на весь мир из-за трагедии, унесший более ста человеческих жизней, и при этом до сих пор занимающий один из важных государственных постов – явление уникальное.

Про петербуржцев у власти давно слагают анекдоты, но наш герой нетипичный представитель этого вида чиновников. Его история успеха на политическом небосклоне сильно отличается от многих, ему подобных.

Чиновник с «темным» прошлым

Впервые россияне услышали об Илье Клебанове в июле 1997 года, когда его фамилия прозвучала в речи тогдашнего президента Бориса Ельцина. Говорят, что за крутой взлет своей карьеры госчиновника Клебанов должен благодарить Анатолия Чубайса, в то время первого вице-премьера, с которым Клебанов познакомился при приватизации засекреченного предприятия. В итоге Клебанов стал первым вице-губернатором города на Неве, а в 1999 году перебрался в Москву, в кресло вице-премьера, курирующего ВПК.

Не имея под собой конкретного министерства и, самое главное, не имея в самом себе никаких внятных представлений о том, каким образом следует реформировать российскую экономику, Клебанов оказался как бы вице-премьером по особым поручениям. Формально он был поставлен распоряжаться судьбой ВПК. И тут Клебанов проявил себя, что называется, во всей красе. Помня о том, как легко ему простили и забыли скандалы с продажей секретных чертежей и прочие «невинные шалости», о которых расскажем чуть позже, Илья Клебанов взялся за торговлю вооружением, разумеется, исключительно в собственных интересах, с нечеловеческим рвением. И не прогадал.

Возможно, люди, приглашавшие Клебанова в правительство, не слишком разбирались в тонкостях управления рыночным хозяйством и полагали, что для налаживания работы российского ВПК действительно нужен человек, сидящий в Белом доме. Однако это заблуждение не могло сохраняться долго. Он отстаивал интересы фирм, он активно участвовал в заключении всех крупных сделок по продаже оружия, он продавливал решение тех вопросов, которые могли бы оказаться не по плечу отдельных "крепким" хозяйственникам, хорошо разбирающимся в материально-технической части, но плохо - в политико-экономической. Но в чьих интересах все это делалось?

Об успехах Ильи Клебанова на ниве отечественного ВПК написаны уже целые тома. СМИ неоднократно рассказывали о многочисленных преобразованиях оборонных предприятий, в ходе которых ликвидировались уникальные производства. Еще чаще описывалась история с развалом военного экспорта, которым, как говорят, не без участия Ильи Иосифовича, стал заведовать бывший редактор полупорнушной газеты «Мегаполис-экспресс». Сюда же можно добавить срывы контрактов на поставку истребителей «СУ» в Индонезию и Эквадор.

Секретные чертежи мог купить любой желающий

Но вернемся ненадолго в прошлое. Свою нелегкую карьеру «бизнесмена» Клебанов начал на ленинградском оптико-механического объединения (ЛОМО), которое выпускало военную оптику и зенитно-ракетные комплексы. До назначения на должность генерального директора ЛОМО в 1997 году Илья Клебанов возглавлял отдельный филиал, занимавшийся второстепенным производством гражданской оптико-механической техники. Напомним, что основной сферой деятельности ЛОМО было военное оборудование, и поэтому вся «бытовуха» считалась лишь официальным прикрытием для оборонных заказов. И вот в именно в тот период, когда производством фотоаппаратов и кинокамер руководил Клебанов, проверяющие органы обнаружили, что при производстве кино- и фототехники руководство филиала завышало показатели и, соответственно, получало больше денег, чем реально зарабатывало. Делом о приписках на секретном предприятии заинтересовались компетентные органы. Тогда же всплыли и еще несколько уголовных дел. Но буквально в течение нескольких месяцев все уголовные дела были закрыты, а Клебанов отделался легким испугом. Впрочем, как и всегда. Это не раз доказала история его карьеры.

На протяжении последних десятилетий гордостью специалистов ЛОМО являются уникальные оптические головки самонаведения переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) под названием «Игла». В период клебановского руководства ЛОМО в оборонной промышленности начали происходить чудеса. Причем в оборонной промышленности не отечественной, а почему-то одной ближневосточной страны. Совершенно неожиданно там вдруг начали налаживать производство этого самого комплекса «Игла», и, что самое странное, никаких контрактов на право производства «Иглы» в третьих странах не существовало. То есть зарубежные оружейники осваивали наши ПЗРК без лицензии. И только сейчас стали известны показания одного из ведущих инженеров ЛОМО тех лет Виктора Павлова, в которых он сообщает, что в 92-93-м годах совершенно секретное ноу-хау по «Игле» ушло на Запад через польскую фирму «Неска», причем под видом гражданского изделия ИК-1. А документы по комплексу были вынесены с ЛОМО на обычных дискетах. Еще раз напомним, что с 1992 года возглавлял ЛОМО и, соответственно, подписывал все документы и контракты не кто иной, как Илья Клебанов.

Другая история, произошедшая в ЛОМО в период командования там Ильи Клебанова, не менее интересна и загадочна. Илья Иосифович организовал экспорт микроскопов в США. Для торговли с США было создано специальное СП «ЛОМО-Америка», которое продавало микроскопы по цене во много раз выше, чем та, по которой они отпускались в ЛОМО. Многомиллионная разница исчезала в кабинетах руководителей ЛОМО, которые одновременно командовали и российско-американским СП. Когда же начальник КБ микроскопии Немкова решила разобраться в ситуации и задала несколько неприятных вопросов Клебанову, то через несколько дней любопытная сотрудница была жестоко избита неизвестными и два месяца провела в больнице. В этот же период были убиты сотрудники ЛОМО Кострюков, Кучин и Верхоглаз, которые имели самое прямое отношение к сбыту и финансам.

До трагедии с «Курском» еще далеко…

Высочайшая благосклонность позволила Илье Клебанову в том же 1997 году стать первым вице-губернатором Санкт-Петербурга. На этом посту Клебанов запомнился отчаянным отстаиванием интересов некоторых столичных олигархов, в частности, ФПГ "Интеррос", которая обрела контроль над крупнейшими питерскими предприятиями "Электросила" и ЛМЗ. Однако в администрации северной столицы политико-аппаратный рейтинг экс-гендиректора ЛОМО был весьма невысок. Но это не смущало нашего героя.
С 1999 года Клебанов становится вице-премьером и начинает работать «по-крупному». Илья Клебанов придумал совершенно оригинальный способ списания государственных долгов России другим странам.

Как продать самолет и получить «откат»

В еще доперестроечное время ОКБ имени Яковлева создало для российских ВВС уникальный учебно-тренировочный самолет «ЯК-130», вызывавший зависть у самолетостроителей всех европейских стран. Но в период экономических реформ финансирование разработок «ЯК-130» прекратилось, и ОКБ договорилось с крупной итальянской авиастроительной компанией Aermacchi о небольших совместных работах по доведению до ума российского самолета. Предполагалось, что итальянцы сделают некоторое бортовое оборудование и выступят агентами по продаже этой супермодели на Западе. Самолет даже переименовали в «ЯК-АМ-130».

Вот тут-то и вступил в дело вице-премьер Илья Клебанов. Он заявил, что проект совместного создания самолета будет завершен в рамках схемы «долги за инвестиции», то есть Россия профинансирует работы, необходимые для окончательной доводки самолета, а итальянцы в обмен на это погасят часть еще советских долгов. Вроде бы идея неплохая. Но красиво все выглядело лишь в выступлениях Клебанова. На самом же деле за всей этой историей скрывается банальная афера по передаче уникальной технологии российского самолета «ЯК-130» в собственность итальянской компании Aermacchi.

Права собственности на «ЯК-130» до вмешательства в дело Ильи Клебанова принадлежали ОКБ им. Яковлева и Aermacchi в пропорции 50 на 50. Но итальянская компания использовала эту модель как базовую для создания собственного самолета «М-346», который к россиянам уже не имеет никакого отношения. Чтобы развернуть его выпуск, Aermacchi не хватало только российской документации. Вот именно ее и передал итальянцам Клебанов в счет долга.

Теперь «итальянский» «М-346» демонстрируют покупателям салона в Ле-Бурже, а российское ОКБ им. Яковлева, практически создавшее этот суперсамолет, даже не упоминается в рекламных проспектах. Aermacchi активно продает «М-346» (тот же «ЯК-130») в Грецию, Индию и другие страны, которые ранее планировали закупать «ЯКи» у России.

Вот таким способом вице-премьер Илья Клебанов «списал» России 77 миллионов долларов долга Италии, но при этом потерял сотни миллионов, которые мы могли бы получить от продажи «ЯК-130», который сейчас успешно продает итальянская компания Aermacchi.

Разумеется, для Клебанова все закончилось хорошо. Никто и не подумал поинтересоваться, почему российская «оборонка» распродается за границу? И куда деваются вырученные за нее «копейки»?

Воодушевленный очередным успехом, Клебанов пошел еще дальше. Именно по инициативе Ильи Иосифовича возникло загадочное «Российское агентство по системам управления» (РАСУ), чья лицензия позволила еще более загадочной фирме «Оборонительные системы» продать в неизвестном направлении новейшую модификацию зенитно-ракетного комплекса «ЗРК С-300». Этот комплекс предназначался для Вооруженных сил Казахстана, но потом исчез с территории России, и найти его не могут до сих пор. Известно только, что в Казахстан «С-300» не попал, а также примечателен и тот факт, что за обладание этим комплексом арабские страны готовы были платить десятки миллионов долларов. Странно и то, что, как только «С-300» исчез с российского горизонта, интерес к нему у арабов полностью пропал.

118 человеческих жизней оценили в 10 млн $

Но больше всего страну да и весь мир потрясла трагедия подлодки «Курск». История с "Курском" - самый яркий пример того, какую работу вел Клебанов. Поднимали лодку, как известно, зарубежные специалисты, причем без всякого голландского вице-премьера в обозе. Контроль за процессом с российской стороны осуществляли военные моряки. Научное сопровождение - специалисты КБ "Рубин". Но поскольку подъем утраченного адмиралами военного имущества - дело слишком ответственное, чтобы доверять его самим адмиралам, со стороны президента ко всему этому был приставлен Клебанов. Ему ведь коров не пасти, бюджет не верстать - пусть присмотрит за процессом.

И Клебанов превосходно использовал свой шанс. Хорошо понимая, что ему нужно либо закрепляться в правительстве, либо искать себе иное место работы, он сумел выжать из "Курска" все возможное. Тем более, что задача стояла не поднять, а скрыть то, что подняли.

Версий о причинах гибели «Курска» было множество, и перечислять их смысла нет. Тем более что основная и самая правильная остается одна. Но узнать о ней россияне были не должны. И не узнали, благодаря Илье Клубанову.

Некоторое время назад по History Channel в Канаде прошел сериал про подводные лодки, 2 серии которого были посвящены гибели «Курска». Напомним, что российский зритель этого сериала не должен был увидеть никогда. Нам на глаза попался отзыв одного из зрителей, увидевших этот фильм.

«Поначалу показывали то, что мы уже видели и знали. Как и когда это случилось, и как наши военные начальники на это реагировали. Обычные кадры. Женщины в истерике и все такое. Показали Илью Клебанова, если помните, он был тогда вице-премьером. Показали как Клебанов стоял молча перед впавшими в истерику женщинами, не зная что ответить. Мы уже немного расслабились, ну, мол, будет сейчас … пройдутся от души по нашим.

И тут внезапный поворот. Вы, наверное, помните, что была такая версия в некоторых газетах, что, мол, была рядом иностранная подводная лодка, и было вроде как столкновение, а потом детонировали торпеды на «Курске». У нас это все и осталось нелепым вымыслом, и в итоге, после двухлетнего следствия, в 2002 году была озвучена официальная версия, согласно которой самопроизвольно взорвалась торпеда в носовом отсеке, затем по цепной реакции взорвался весь боезапас, что и повлекло гибель подлодки и экипажа.

Теперь о том, что нам тут показали в этом фильме.

Показали, что было две американские подводные лодки в районе маневров. Они были на спецзадании, следя за маневрами. Одна подлодка «Мемфис» шла под прикрытием другой лодки «Толедо» в тени. Вроде, как только одна на экранах всех радаров и сонаров. Потом «Мемфис» вынырнула из под своей ведущей лодки, чтобы получше исследовать запуск баллистической ракеты с «Курска» не рассчитав курс и расстояние. Американцы оказались на встречном курсе и столкнулись в лобовом направлении с нашими. Они прошли всем телом по наиболее уязвимому второму отсеку «Курска». Но самое ужасное случилось потом. На второй американской лодке «Толедо», наблюдая всю картину, капитан решил, что русские каким то образом атаковали «Мемфис» и не долго думая, выпустил торпеду по «Курску». Торпеда попала прямо в ослабленную часть на стыке второго и третьего отсеков и разорвалась внутри. В фильме показали компьютерную вариацию с участием всех трех лодок о том, как все произошло. Нашими самолетами, по свежим следам, были зафиксированы масляные пятна на воде по курсу уходящей с места происшествия чужой подлодки.

В некоторых газетах писали, что была иностранная подлодка, вроде как английская, и мы все про это читали.

Теперь о том, что мы точно не знали. Оказывается, наши вели эти две американские подлодки до всех событий и точно знали, что это были американцы на наблюдении. После столкновения и атаки на «Курск» министр обороны Сергеев поднял две противолодочные эскадрильи в воздух. Немедленно доложили на юг Путину. И в тот же момент на связь с Путиным вышли американцы. После связи с американцами Путин отозвал самолеты и, в конце концов, Путин (или его команда) принял решение не провоцировать нагнетание напряженности. Все, оказывается, было на крае пропасти.

Срочно прибыл в Москву директор ЦРУ для консультаций. Все это время Путин постоянно был на связи с Биллом Клинтоном.

В итоге к лодке никого не подпускали, хотя весь мир предлагал квалифицированную помощь. Все мы ведь думали, что можно спасти кого-нибудь. Через несколько дней наши согласились пустить датчан, но со строжайшим приказом не подплывать к носу лодки. Датчане сумели открыть люк в восьмом отсеке, нашли несколько посмертных записей, и подтвердили, что внутри лодки никто не выжил. После этого шла работа уже наших водолазов. Они уже не заботились о самой лодке, ее реакторе и погибших моряках. Оказывается со дна около «Курска», в срочном порядке убирались куски и обломки американского «Мемфиса».

Те российские газеты, которые все же умудрились опубликовать спутниковые снимки «подозрительной иностранной» подлодки на ремонте в норвежском порту были тут же прижаты к ногтю ФСБ. Эта подлодка действительно была американской «Мемфис» и добиралась она до Норвегии 7 дней вместо 2 обычных. Другая американская лодка «Толедо» зигзагами, нестандартным курсом, ушла в США.

Некоторое время спустя (около двух недель после происшествия) весь предыдущий российский долг США был аннулирован, и Америка предоставила России новый кредит на 10 миллиардов долларов. Каждая семья, погибших на «Курске» моряков, получила немыслимую компенсацию в 25 000 долларов…».

Удивительная способность Клебанова говорить совершенно противоположные вещи об одном и том же, в очередной раз позволила ему остаться в стороне от всенародного гнева. Многие помнят страшные кадры выступления Клебанова перед материями погибших подводников. Опустив глаза, в которых по меткому определению одного из наших коллег, утонула вся скорбь мира, Клебанов монотонным голосом разъяснял убитым горем женщинам, почему погибли их дети. Ни один мускул не дрогнул на лице вице-премьера. Потому что он прекрасно знал, почему и за что погибли подводники. И кто получил за это хорошие деньги. А главное – что никто не обвинит его в произошедшей трагедии.

Клебанов и Балтийский завод

В феврале 2002 года Илью Клебанова понизили до министра промышленности, науки и технологий РФ. Причины назывались самые различные: чрезмерное лоббирование интересов тех или иных бизнес-структур, повышение таможенных пошлин на иномарки, провал с подписанием контракта на 1 млрд. долл. по продаже Индии авианосца «Адмирал Горшков» и т.д. Другие говорили, что виной всему аппаратный конфликт с премьером Михаилом Касьяновым.

В 2003 году разгорелся очередной скандал в «оборонке». В это время Клебанов уже не управлял отечественным ВПК. Но только непосвященным казалось, что он не управляет, а исполняет функции президентского пресс-секретаря – своеобразного порученца по спецзаданиям. Из прессы и телевидения мы знали, что Клебанов всегда оказывался там, где падают самолеты, тонут подводные лодки и отключаются энергосистемы. На самом деле он управлял. Да еще как.

Есть в Петербурге Балтийский завод. Именно на нем в 2003 году произошла эта странная и весьма запутанная история, в которую первую роль сыграл наш герой. Алексей Большаков, близкий друг Клебанова, в те годы являлся председателем совета директоров группы «ИСТ», которой принадлежал контрольный пакет акций Балтийского завода. Его же считают и мозговым центром своеобразного "клана", в который некоторые аналитики зачисляют Илью Клебанова, директора Российского агентства по системам управления (РАСУ) Владимира Симонова и ряд фигур помельче, включающих президента «ИСТ» Александра Несиса и гендиректора Балтийского завода Олега Шуляковского.

Начало положил Алексей Большаков в 1992 году, в бытность свою директором конторы с амбициозным названием РАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ). Эти «Рога и копыта» предназначались официально для реализации проекта скоростной магистрали «Москва - Петербург», которая должна была пройти параллельно существующей трассе. С самого начала проект подвергался уничижительной критике депутатами, губернаторами, экологами. Однако, благодаря мощной пиаровской кампании и лоббизму питерцев первой волны получил «добро», а под него кредиты в западных банках под гарантии правительства. Уже через год выяснилось, что из проекта реализован только котлован под новый вокзал в Петербурге, куда, однако, умудрились закопать несколько десятков миллионов долларов. Пресса подняла крик, утверждая что всего было похищено свыше 100 миллионов американских рублей, проект тихо закрыли, а Большаков, несмотря на возбужденное уголовное дело, вместо солнечной Колымы ушел в хмурую Москвы вице- премьером и одно время был даже первым вице, и вел заседания правительства в отсутствие Черномырдина. На первых же порах он курировал отношения со странами СНГ, в частности укреплял связи с Белоруссией. Тогда, похоже, и оформилась «большая тройка» Большаков - Симонов - Клебанов. Последний к тому времени уже несколько лет был членом Совета по промышленной политике и предпринимательству при президенте России, а потому успел обрасти нужными связями. Во всяком случае, несколько сотен тысяч долларов на проект «Союзный телевизор» были легко перечислены фирме тогда еще бизнесмена Симонова «Электронные технологии» где с такой же легкостью испарились. И снова было уголовное дело, на этот раз ГУВД Москвы, и опять оно закончилось безрезультатно, зато Симонов с приходом в правительство Клебанова возглавил РАСУ - стратегическое агентство, курирующее предприятия ВПК в области электроники. Причем, как говорят, не имея даже допуска к секретным документам. Правда, к тому времени тучи стали сгущаться над самим Большаковым. После долгого «раздумья» его делами по ВМС и некоторыми другими операциями заинтересовалась уже Генпрокуратура. «Главный большак» оперативно лег на дно, чтобы через пару лет всплыть в роли председателя совета директоров группы ИСТ.

После покупки контрольного пакета Балтийского завода группа ИСТ решила сделать военно-корабельную монополию в виде холдинга, куда бы вошли, кроме Балтийского завода, ОАО «Пролетарский завод», Специальное конструкторское бюро котлостроения, ЦКБ «Айсберг» и ЗАО «ЦНИИ судового машиностроения». Во всех этих структурах «ИСТ» имеет также солидные пакеты акций. Как полагают эксперты, это задумка «клебановская»: курируя ВПК, он прославился регулярными попытками сливать и объединять оборонные предприятия. Единственным препятствием к созданию холдинга, словно бельмо на глазу, оставалась «Северная верфь». Предприятие более современное и перспективное чем Балтийский завод. Небольшой пакет акций верфи у «ИСТ», правда, имелся, но его не хватало для контроля над предприятием. И тогда началось планомерное удушение злостного конкурента. В 1997 году "балтийцы" получили крупный заказ от ВМС Индии на целых три фрегата. Был выделен и первый крупный транш - свыше 40 миллионов долларов, который пошел на выкуп векселей, а затем акций, благодаря чему у «ИСТ» и оказался контрольный пакет завода. И опять-таки было заведено уголовное дело, которое тянулось до конца прошлого года и, похоже, также окончилось ничем. Зато, когда спустили на воду первый фрегат «Тальвар», индусы ахнули.

На корабле был смещен гребной винт, корпус стал ребристым от некачественной сварки, палуба вибрировала, а ракеты с комплексов ПВО взрывались, едва поднявшись с корабля. Скандал как- то удалось замять, на очереди был второй фрегат. По ходу дела ВМС Китая заказало очередные два эсминца у «Северной верфи». Илье Клебанову путем непонятного и незаконного тендера удалось оттеснить конкурентов и объявить, что заказ пойдет «балтийцам». Потом в дело вмешался Михаил Касьянов и страсти разгорелись с новой силой. Но это уже другая история. Главное – Клебанову опять все простили.

Илья! Ты – не пророк!

После бурного накопления капитала экс-вице-премьер собрался было уходить в рядовые депутаты, но он получил неожиданное предложение от Владимира Путина возглавить полпредство в СЗФО. Перевод Ильи Клебанова в президентские наместники наблюдатели расценили как почетную ссылку, хотя по рангу полпред приравнен к вице-премьеру и он формально вернул себе прежний статус. Работа «ока государева» почетная и приятная, при этом ни к чему не обязывающая. И это было очень удобно. Полпреду, похоже, больше всего нравится поздравлять жителей округа с праздниками, перерезать красные ленточки, носиться по городу на автомобиле с мигалками в сопровождении милицейского кортежа и встречать в «Пулково» высокопоставленных персон. Илья Клебанов проводит несметное число встреч, совещаний, совершает рабочие визиты во вверенные ему регионы.

В общем, не работа, а сплошной курорт. Подальше от начальства, поближе к бюджетным средствам. На своем нынешнем посту Клебанов тоже успел отличиться.

Многим памятна история с бывшим губернатором Ненецкого автономного округа Алексеем Бариновым. Только не многие знают, что решающую роль в его несчастной судьбе сыграл наш герой.

В НАО добывается нефть. Понятно, что лучшие месторождения должны доставаться только самым верным и проверенным «друзьям» полпреда, которые смогут по достоинству оценить помощь и поддержку Клебанова. А Баринов решил пойти против неприметного и на первый взгляд безобидного чиновника. Баринов не знал всей истории ошеломляющей карьеры Ильи Иосифовича. Той, о которой знаем мы. За что и получил «по заслугам».

Напомним, Алексею Баринову предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 частью 3 пунктом "б" (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере) и 160 частью 3 пунктом "б" (присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере) УК РФ. Причем очень примечательный факт: полпред президента по Северо-Западному федеральному округу Илья Клебанов знал о готовящемся судебном преследовании губернатора Алексея Баринова со стороны Генпрокуратуры РФ за несколько месяцев до ареста. Более того, на одном из брифингов Клебанов так прямо и сказал: «Вы прекрасно понимаете, что Алексей Баринов в округ уже не вернется, все основные документы, подтверждающие виновность Баринова, собраны, и в свое кресло он уже не вернется. И в том суде, который, безусловно, состоится, он будет признан виновным. Все, что свидетельствует о его вине, собрано». Все это было сказано сразу после ареста Баринова!

Подобная осведомленность объяснялась просто. Через несколько дней после ареста губернатора Клебанов прибыл в Нарьян-Мар. У въезда в город кортеж Клебанова встречали люди с плакатами: "Требуем остановить беспредел!", "Нам не нужен другой губернатор!", "Баринов - наш губернатор!", "Илья! Ты - не пророк!", - гласили лозунги в руках молодых и совсем пожилых людей. Официальная цель визита полпреда в Заполярную столицу - проверка исполнения национальных проектов. Но местные жители связывали его приезд исключительно с событиями, произошедшими в округе.

Последний раз Илья Клебанов приезжал в Нарьян-Мар зимой 2005-го, за две недели до выборов главы администрации НАО. Тогда он однозначно высказал свое мнение по отношению к желанному главе, высоко охарактеризовав конкретного кандидата на эту должность - гендиректора российско-американской нефтяной компании "Полярное сияние" Александра Шмакова (на выборах он не смог выйти даже во второй тур).

При этом Алексею Баринову полпред Клебанов дал далеко не лестные характеристики- то есть публично сработал как пиарщик Шмакова. Журналисты тогда на пресс-конференции поинтересовались: не стыдно ли, мол, вам, находясь на таком высоком государственном посту, заниматься откровенным пиаром? Клебанов тогда ушел от ответа.

Потому что ответ бы не понравился «электорату». Должность главы округа должен был занять «свой» человек, человек из «Роснефти», чтобы без всяких лишних вопросов подписывать разрешение на разработку перспективного месторождения. Как известно, на такой бумажке должно стоять 2 подписи: министра природных ресурсов и главы администрации. Баринов не хотел идти на полукриминальные сделки, и потому был очень неугоден Клебанову. К тому же, Баринов был последним всенародно избранным губернатором. После его ареста в округах остались одни губернаторы-назначенцы, то есть угодный власти. И третье, Баринов был против объединения. Клебанов же считает, что нужно сократить наполовину число субъектов в СЗФО: «С целью экономии расходования бюджетных средств». Не раз полпред говорил и об объединении Архангельской области и Ненецкого автономного округа, даже заявил, что формально они уже, мол, единый субъект, осталось лишь объединить их «кошельки». Теперь, после отставки Баринова, надо полагать, процесс объединения пойдет полным ходом.

«Новая» продолжает наблюдать за тем, как чиновники исполняют президентский указ о раскрытии сведений о доходах и имуществе .

Кроме губернаторов свои декларации о доходах представили сотрудники администрации президента РФ. Один из них - Илья Клебанов, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Илья Иосифович был уже героем публикации «Новой» в рубрике о долбинах (должностных персонах с устойчивыми семейными бизнес-интересами). Что стало с активами и административно-финансовым положением полпреда президента в СЗФО спустя два года и как выглядит его отчет?

Информацию о доходах Ильи Клебанова не найти на сайте представительства президента в СЗФО. Она находится только на президентском портале «Кремлин.Ру», но и там обычному пользователю добраться до декларации не легко. Сначала нужно изловчиться и попасть на документ «Уточненные сведения об имущественном положении и доходах руководящего состава администрации президента Российской Федерации и членов их семей за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года». На главной странице ссылок на этот документ не представлено. Приходится пользоваться окном поиска, и лишь тогда становится понятно, что нужные нам ссылки находятся в архиве новостей за апрель. Обозревая пестрый список состоятельных сотрудников АП, ближе к концу страницы обнаруживаем: «Клебанов Илья Иосифович».

Из таблицы следует, что общая сумма годового дохода полпреда - 4 млн 400 тыс. 500 руб. Из объектов недвижимости: собственный земельный участок площадью 5820 кв.м, дача 210,7 кв.м., квартиры 219,9 и 360 кв.м., а из транспортных средств - автомобиль Land Rover Range Rover. Супруга полпреда - Евгения Яковлевна , сфера деятельности которой не указана, - в 2008 году заработала, как сообщается, 1 млн 857 тыс. 800 рублей, а из недвижимости имеет отдельную квартиру 319,6 кв.м.

На сайтах агентств элитной недвижимости можно узнать, что дача полпреда Клебанова располагается на территории пансионата «Петрово-Дальнее», где равнозначный участок с домом предлагался за 7,5 миллиона долларов. На страницах адресно-телефонных баз данных, неофициально размещенных в интернете, указана кроме двух квартир в Санкт-Петербурге еще и московская жилплощадь семьи Клебановых (совпадают имена и даты рождений всех членов семьи), расположенная в самом центре столицы, близ станции метро «Пушкинская». Что любопытно, в Москве непосредственным соседом Клебановых по подъезду оказался первый вице-премьер Игорь Сечин .

Семейный автопарк, судя по информации все тех же баз данных, попавших в Сеть, указывает на хороший вкус владельцев в выборе практичных и представительских иномарок: на 21-летнего сына Клебанова - Константина с 17 лет была зарегистрирована Mazda-3, у 32-летней дочери Екатерины с того же 2004 года - Toyota Rav.

Полпред Илья Клебанов не является белой вороной среди представителей политического и чиновничьего истеблишмента. Он, как и многие его коллеги, имеет не только грамотно используемый административный ресурс, но и родственников, занятых в семейном и стороннем бизнесе. Уже 17 лет с семьей Клебановых связано известное российское предприятие ОАО «ЛОМО» - крупнейший производитель механических и электронных приборов (продукция оборонного, военного, медицинского и космического назначения). И хотя сам полпред уже давно де-юре не является директором ОАО «ЛОМО», его младший брат Александр Клебанов по-прежнему - член правления ОАО «ЛОМО» и возглавляет также ряд дочерних компаний. Его зоной влияния являются также: ООО «Сбытовая энергетическая компания», занимающаяся распределением электроэнергии, ООО «Ломопласт» по производству пластмассовой упаковки и департамент по управлению корпоративным имуществом УК «ЛОМО-недвижимость».

Среди акционеров ОАО «ЛОМО», по данным отчетов самого предприятия на май 2009 года, несколько российских компаний, включая офшорные кипрские фирмы. Одним из довольно крупных акционеров (16,129%) является ООО «Вирибус». Директором этой компании, как сообщается на сервере раскрытия информации эмитентов, с 2003 года числится Екатерина Праскурина-Клебанова - то есть дочь полпреда СЗФО. Активной публичной деятельности ее компания не ведет, но в минувшем году засветилась в споре двух хозяйствующих субъектов за право разместить свои офисы в центре Санкт-Петербурга, на Московском проспекте. По данным газеты «Деловой Петербург», прежний хозяин помещений обратился в прокуратуру с заявлением о рейдерском захвате при участии милиции, но прокуроры «ничего не смогли увидеть». Между тем бизнес-активы и влияние владельцев ООО «Вирибус» заметно выросли за последние три года: появилось несколько дочерних фирм, которые успешно заняты в сфере инвестиций, строительства, добычи рыбы и морепродуктов, а также торговли.

Анализ информации, полученной из открытых источников (база данных о предприятиях СКРИН), дает представление о масштабе взаимосвязей и бизнес-интересов людей, близких полпреду Клебанову.

ООО «Вирибус» (через учредительство и директоров «дочек») оказывается в одной когорте с крупными строительными и рыбопромысловыми холдингами подотчетного полпреду Северо-Западного региона России. В частности, ООО «Вирибус» - с 2009 года в числе соучредителей ООО «Группа ФОР» (38,89% на паях с частным владельцем, которому принадлежит 61%). А директор другой «дочки» «Вирибуса» - ООО «Балтрыбопродукт» - управляет рядом структур, также аффилированных с холдингом «Группа ФОР».

«Группа ФОР» - крупнейшая рыбопромысловая корпорация Северо-Запада России с офисами в Калининграде, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой рыбы и морепродуктов для России (на 75%), а также для стран Азии, Европы, Африки и США. В ряд смежных компаний («ФОР-Петербург», «Рыбфлот-Петербург», ООО «Электроника») по интересному совпадению входит коллега братьев Клебановых по работе в ОАО «ЛОМО» - член Совета директоров этого АО Дмитрий Кожарский.

Вообще морепродукты Балтийского региона, судя по всему, - важный экономический приоритет и популярный тренд в окружении полпреда Клебанова. Об этом свидетельствует и тот факт, что первый заместитель Ильи Клебанова в аппарате полпредства СЗФО Александр Дацишин, по данным отчетов за 2008 год, числится акционером (19,21%) ЗАО «Калининградская рыбопромышленная компания «Рыбфлот-ФОР» (вместе с уже упомянутым Дмитрием Кожарским (3,93%). А это предприятие, в свою очередь, является дочерней структурой все того же ООО «Группа-ФОР» (26,25%).

Пересекались профессиональные интересы Ильи Клебанова и с его нынешним зятем Андреем Праскуриным. В 2004 году уже известное нам ООО «Вирибус» владело 4,9 процента акций питерского Промстройбанка (до покупки его банком ВТБ). В конце 90-х сам Илья Клебанов входил в Совет директоров этого питерского банка, одним из акционеров которого тогда, по данным газеты «Коммерсантъ», было ОАО «ЛОМО» (через номинального держателя акций - ЗАО «Балтийское финансовое агентство»). И так совпало, что заместителем директора Промстройбанка спустя некоторое время оказался зять полпреда - Андрей Праскурин, на тот момент недавний выпускник того же, что и Екатерина Клебанова, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

Карьера Андрея Праскурина довольно быстро двигалась вверх. Поработав членом Совета директоров и председателем правления ЗАО «Русский индустриальный банк» (был связан с телекоммуникационной компанией «РТК-лизинг» через владение 34,7 процента голосующих акций компании), Андрей Витальевич с 2005 года входит в состав Совета директоров ОАО «Редакция газеты «Известия». С 2008 года - он уже заместитель гендиректора по экономике и финансам в ЗАО «Национальная медиагруппа» (среди совладельцев и топ-менеджмента - люди, близкие интересам премьера Путина, а также бывшие коллеги Клебанова по работе в полпредстве СЗФО), которая недавно приобрела значительные доли в телекомпаниях РЕН ТВ и «5 канал». В том же году Андрей Праскурин стал и членом Совета директоров ОАО «Национальные телекоммуникации».

В результате получается, что какие бы кадровые перестановки ни происходили в администрации президента, положение полпреда Ильи Клебанова серьезно уравновешено позициями его близкого окружения. Таким образом, в очередной раз подтверждается неписаное правило российского чиновника: все должно быть достаточно удобно - сначала административный ресурс работает на бизнес, а потом бизнес страхует ресурс.

Справка «Новой»

Илья Клебанов, 58 лет.

Представляет президента РФ в Северо-Западном федеральном округе с ноября 2003 года. Образование: Ленинградский политехнический институт им. М.И.Калинина, специальность «Инженер-электрофизик». В цех закрытого военного предприятия Ленинградского оптико-механического объединения («ЛОМО») Илья Клебанов попал по рекомендации тещи. Со временем занял должность гендиректора, став в 90-е ключевым участником процесса приватизации предприятия. Зонами влияния будущего полпреда оказались наукоемкие технологии, машиностроение, военно-промышленный комплекс. К 1997 году Клебанов на посту вице-губернатора Санкт-Петербурга. В начале 2000-го назначен председателем совета управляющих международной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы». В том же году становится главой правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы АПЛ «Курск». С октября 2001 до 2003 года - министр промышленности, науки и технологий РФ, после чего назначается полномочным представителем президента РФ.

Илья Клебанов - один из тех непотопляемых политиков, которые в достаточном количестве появились на волнах перестройки. Он сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от простого инженера до вице-премьера РФ. Его жизнь - пример активного продвижения к цели, но с использованием порой сомнительных средств.

Родители и ранние годы

Клебанов Илья Иосифович родился в Ленинграде 7 мая 1951 года. Семья была обычной: мама работала мелким служащим в страховой компании, отец служил в военно-воздушных войсках. Жили Клебановы благополучно, хотя особого богатства не было. Детство Ильи прошло совершенно типично для того времени: детский сад, школа, дворовые друзья. Ничто не предвещало какой-то выдающейся жизни. После окончания школы Илья Клебанов поступает в Ленинградский политехнический институт. В 1974 году он получил диплом о высшем образовании по специальности «инженер-электрофизик». В институте Клебанов не проявлял большой активности в общественной жизни и учебе. По распределению после института он приходит в научно-производственное объединение «Электрон». Там Илья проработал по своей специальности три года.

ЛОМО

В 1977 году Илья Клебанов, биография которого складывалась очень типично для инженера советских времен, приходит на работу в Ленинградское оптико-механическое объединение им. Ленина, коротко называемое ЛОМО. Предприятие выпускало оборудование для военной промышленности, кинотехнику и вело научные разработки в оптической сфере. Илья начал работать в должности инженера-конструктора. Заработная плата здесь была лучше, чем в «Электроне», но особого богатства у Клебанова не было. За 15 лет он прошел все ступени карьерного роста: был мастером цеха, начальником конструкторского и технологического бюро, замом инженером. Поэтому он знал организацию изнутри от и до. В 1992 году он становится генеральным директором объединения.

Через год ЛОМО проходит процедуру акционирования. Предприятие получило значительные средства, которые позволили ему обновить оборудование и выйти на новый уровень производства. ЛОМО в результате этой модернизации стало выпускать более конкурентоспособную продукцию и смогло значительно нарастить экспорт и увеличить прибыль. В приватизации предприятия приняли участие крупнейшие инвесторы страны: Потанин и Прохоров. Эти знакомства впоследствии еще пригодятся Клебанову. В результате всех этих процессов у Ильи Иосифовича появились достаточно большие деньги. Если до этого для него были самой значительной суммой деньги, заработанные во время отпуска с товарищами на строительстве, то теперь он мог получать солидный гарантированный доход.

Путь в политику

В 1992 году Илья Клебанов входит в состав Совета промышленников и предпринимателей при Правительстве РФ, который лично курировал Б.Н. Ельцин. Именно с этого места начинается вертикальный взлет карьеры Ильи Иосифовича. С 1994 года он входит в президентский совет по предпринимательству. В это же время становится членом советов директоров нескольких компаний, входит в попечительский совет театра им. Товстоногова. Войдя в «директорское лобби», Клебанов обретает большие связи и благосклонное отношение Бориса Николаевича Ельцина, который в 1997 году даже упоминает его как «национальное богатство» в своем ежегодном послании.

Работа в правительстве

В 1997 году Илья Клебанов получает назначение в правительство Санкт-Петербурга: он становится вице-премьером. Осведомленные источники утверждали, что это назначение, как и упоминание фамилии Клебанова в речи Президента, был спланировано Он рассчитывал, что Илья Иосифович вскоре пополнит его команду, а пока ему нужно было набраться опыта. В правительстве Яковлева он занимал должность первого зама и курировал городскую экономику и промышленную политику Санкт-Петербурга.

Но уже через год ему приходится переехать в Москву. Он получил пост заместителя премьер-министра Степашина и стал заниматься проблемами военно-промышленного комплекса. В 1999 году, после смены правительства, Клебанов сохраняет свою должность и при В.В. Путине. В 2000 году, когда Путин становится президентом, Михаил Касьянов - премьером, Илья Иосифович вновь остается в своем кресле. В 2001 году он получает дополнительный пост и становится министром промышленности, науки и технологий РФ. В 2002 году Клебанова снимают с поста вице-премьера, сохранив пост министра. В 2003 году ему приходится освободить и это место.

Полномочный представитель

В ноябре 2003 года Клебанов Илья Иосифович уступает свое министерское кресло хорошему приятелю А. Фурсенко, а сам получает новую должность. Президент Путин назначает его своим полномочным представителем в Северо-Западном федеральном округе. Так он вернулся в Санкт-Петербург. Эксперты говорили, что это была «почетная ссылка» Клебанова за его конфликты с близкими к правительству кругами. Параллельно Илья Иосифович являлся членом После того как президентское кресло занял Д. Медведев, Клебанов сохранил свою должность. И только в 2011 году он был освобожден от этих обязанностей в связи с переходом на новую работу.

«Совкомфлот»

В 2011 году он становится главой крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот». Эта компания была учреждена правительством РФ, и в ее руках находится большая часть морских перевозок газа в России. Ее танкерный флот насчитывает более 200 единиц. Клебанов Илья Иосифович, «Совкомфлот» для которого стал площадкой для приложения своих сил, активно взялся за налаживание связей с различными зарубежными партнерами. Так как за его спиной стоит мощный административный ресурс, компании довольно легко удается получить большие контракты на доставку газа морем из России в страны-партнеры.

Бизнес

У многих, кому знакома фамилия политика, возникает вопрос: "Клебанов Илья Иосифович где сейчас?" Рядовой обыватель вряд ли сможет на него ответить. А люди из бизнеса наверняка скажут, что он теперь - крупный предприниматель. Уйдя с правительственных должностей, он занялся развитием семейного рыболовного бизнеса, который ранее не без его помощи приобрела дочь Екатерина с мужем. Сегодня несколько подконтрольных Клебановым компаний имеют годовой оборот в 6 млрд рублей.

Компромат

Илья Клебанов не раз становился объектом различных нападок и расследований. Его обвиняли, что во времена работы в ЛОМО он был замешан в продаже технологий компаниям-конкурентам, но официального подтверждения эта информация не получила. Журналисты утверждали, что во времена своего вице-премьерства он лоббировал интересы и еврейской общины, помогал им завладеть компаниями в разных регионах страны. В 2016 году в документах, известных как «панамское досье», были обнаружены три офшорных компании, связанные с именем Клебанова. Комментариев от Ильи Иосифовича не последовало.

Награды

За свою правительственную жизнь Илья Клебанов получил такие награды, как Президента РФ, ордена «За заслуги перед Отечеством», Почета, «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Он является действительным государственным советником РФ первого класса.

Личная жизнь

Илья Иосифович давно и счастливо женат. Его супруга, Евгения Яковлевна Клебанова, работала вместе с ним в ЛОМО. После того как муж пошел во власть, она больше официально не работала. У пары родилось двое детей: дочь Екатерина и сын Константин. Дочь вышла замуж и родила Клебанову внука. Она с супругом владеет компанией «Вирибус», которая является крупным акционером ЛОМО и учредителем крупного рыболовного бизнеса.

В субботу Владимир Путин назначил своим новым полпредом в Северо-Западном федеральном округе Илью Клебанова, который в последнее время возглавлял Министерство промышленности, науки и технологий. Даже несмотря на то, что дни господина Клебанова в правительстве были сочтены, назначение его полпредом стало неожиданностью: считалось, что министр уйдет из правительства в Госдуму, куда он сейчас баллотируется по спискам "Единой России", а на посту полпреда ждали совсем других людей. Но президент решил не списывать со счетов своего давнего знакомого, которого он, очевидно, по старой памяти считает хорошим управленцем.

Смелый руководящий кадр


"Профессиональные, энергичные, смелые руководящие кадры — наше национальное богатство. Хотя бы одну фамилию назову — Клебанов, директор Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Ему, как и многим другим, приходилось тяжело. Ведь завод прежде был ориентирован на военное производство... И ведь ничего — завод, как говорится, выплыл" — эти слова Бориса Ельцина, сказанные им в своем радиообращении 11 июля 1997 года, можно считать началом политической карьеры Ильи Клебанова. Считалось, что пролоббировал упоминание его фамилии в президентском обращении Анатолий Чубайс. Они были хорошо знакомы с господином Клебановым по работе в Санкт-Петербурге, и тогдашний первый вице-премьер рассчитывал, что со временем господин Клебанов пополнит список членов его команды.
Действительно, вскоре Илья Клебанов был назначен вице-губернатором Санкт-Петербурга, а весной 1999 года стал вице-премьером в правительстве Сергея Степашина. Сохранил он пост зампреда главы правительства и с назначением премьером Владимира Путина, и после президентских выборов 2000 года. Тут дело уже было не только и не столько в господине Чубайсе: Владимира Путин и сам в бытность первым вице-мэром Санкт-Петербурга высоко ценил работу Ильи Клебанова в качестве директора ЛОМО — это объединение и вправду выделялось на фоне других питерских оборонных предприятий.

Нежелательный чиновник


В сфере компетенции Ильи Клебанова была вся российская промышленность, но в первую очередь — оборонная. Тем более что формально подчиненные ему министерства путей сообщения, связи, атомной энергетики на деле были практически неподконтрольны вице-премьеру. Господин Клебанов, в частности, курировал разработку новой программы вооружений и концепцию реформирования оборонно-промышленного комплекса. Руководил оборонкой вице-премьер посредством пяти отраслевых агентств, четыре из которых (по боеприпасам, по обычным вооружениям, по системам управления и по судостроению) были созданы в 1999 году на базе соответствующих департаментов Министерства экономики (авиакосмическое агентство существовало и раньше).
Однако быстро выяснилось, что Илья Клебанов несколько переоценил степень своего аппаратного могущества. Он так и не обзавелся в Москве влиятельными союзниками, зато нажил немало врагов.
Но главное — у него сразу не сложились отношения с премьером Михаилом Касьяновым, и премьер "уравновесил" своего заместителя назначением главой созданного в 2000 году Министерства промышленности, науки и технологий своего протеже Александра Дондукова — директора ОКБ имени Яковлева. Правда, господин Дондуков оказался совсем слабым министром и в 2001 году был отправлен в отставку, а Минпромнауки возглавил сам Илья Клебанов — причем с сохранением статуса вице-премьера. Но уже в начале 2002 года господин Клебанов был разжалован из вице-премьеров и остался простым министром. Это было серьезным ударом по позициям Ильи Клебанова — даже несмотря на то, что он по-прежнему считался одним из наиболее влиятельных министров и, например, наряду с вице-премьерами по-прежнему присутствовал на понедельничных совещаниях президента с членами правительства.
Когда же в мае этого года новым вице-премьером, курирующим промышленную политику, Владимир Путин по предложению премьера назначил Бориса Алешина, стало ясно, что дни господина Клебанова в правительстве сочтены. Дело в том, что Борис Алешин был не просто ставленником премьера, он был еще и личным врагом Ильи Клебанова. Когда господин Клебанов пришел в Минпромнауки, господин Алешин работал там первым заместителем министра. И одним из первых решений нового министра было представление на увольнение доставшегося ему в наследство первого заместителя — Борис Алешин был вынужден уйти в Госкомстандарт. Поэтому, став вице-премьером, Борис Алешин стал торпедировать любые инициативы главы Минпромнауки и делал все, чтобы тот как можно реже попадался ему на глаза. Например, в июне этого года вице-премьер сократил свой визит во Францию только ради того, чтобы не пересекаться с прилетевшим на выставку вооружений в Ле-Бурже Ильей Клебановым.

Большой друг


Возможно, отставка Ильи Клебанова случилась бы сразу после назначения вице-премьером Бориса Алешина, но пойти на это президент не мог по одной причине: глава Минпромнауки возглавлял российско-индийскую комиссию по военно-техническому сотрудничеству. А сопредседатель этой комиссии с индийской стороны, министр обороны Джордж Фернандес, категорически отказывался иметь дело с другими российскими чиновниками: возможно, потому, что несколько лет назад Илья Клебанов публично поддержал господина Фернандеса, когда тот обвинялся в коррупции и был вынужден на какое-то время даже покинуть кабинет министров.
Рисковать отношениями с одним из крупнейших покупателей российского оружия Владимир Путин, естественно, не хотел. Тем более что к подписанию готовился суперконтракт по продаже Дели авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", включая его модернизацию, оснащение корабля ракетным вооружением и состоящей из истребителей МиГ-29К авиагруппой, а также строительство береговой инфраструктуры — общая стоимость этой сделки оценивается в $3 млрд. Теперь же нужда в Илье Клебанове отпала: контракт согласован и наверняка будет подписан в середине ноября во время визита в Москву индийского премьера Атала Бихари Ваджпаи.
Очевидно, что сам Илья Клебанов отдавал себе отчет в том, что ему придется уйти из правительства. Иначе он не оказался бы в Прикамской региональной группе (в нее входят Удмуртия, Кировская и Пермская области и Коми-Пермяций автономный округ) федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы от партии "Единая Россия". Причем господин Клебанов занял в этом списке заведомо проходное второе место, а фактически первое — если учесть, что "первый номер", президент Удмуртии Александр Волков, скорее всего, в Думу не пойдет.
Однако Владимир Путин решил все же окончательно не списывать со счетов своего давнего знакомого — ведь даже если бы господин Клебанов получил в новом составе Госдумы, например, пост руководителя комитета по промышленности, это все равно по большому счету означало бы конец его политической карьеры.

Экономический полпред


Судя по всему, окончательное решение по кандидатуре полпреда в Северо-Западном округе (эта должность стала вакантной после избрания Валентины Матвиенко губернатором Санкт-Петербурга) Владимир Путин принял в пятницу после личного разговора с Ильей Клебановым. Во всяком случае, находившийся в предвыборном отпуске господин Клебанов принимал участие в проводившемся президентом в Перми совещании по проблемам двигателестроения. Можно предположить, что после этого совещания Владимир Путин встретился с министром один на один и сделал ему предложение, от которого тот не мог отказаться.
Интересно, что до сих пор при обсуждении кандидатуры преемника Валентины Матвиенко имя Ильи Клебанова не называлось ни разу. В Санкт-Петербурге то прогнозировали повышение нынешнего первого заместителя полпреда Андрея Черненко, то ждали замминистра финансов РФ, начальника службы финансового мониторинга Виктора Зубкова, то говорили о возможном возвращении в родной город нынешнего полпреда в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, то вообще намекали на возможность назначения полпредом спикера Госдумы Геннадия Селезнева в случае его провала на думских выборах. Да и в Минпромнауки в субботу узнали о назначении министра полпредом с большим удивлением.
Вчера же губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко горячо поддержала это назначение Ильи Клебанова: "Он, Клебанов, очень хорошо знает округ, военно-промышленный комплекс, судостроение, Санкт-Петербург. Он будет очень полезным для города в решении тех проблем, которые связаны с федеральным центром. Он хороший политик, взвешенный человек, обладает исключительно хорошими человеческими качествами". Бывший и. о. губернатора Петербурга, а ныне первый заместитель полпреда Александр Беглов тоже одобрил назначение Ильи Клебанова: "Думаю, он справится с этой должностью. И потом, он наш, питерец".
Судя по всему, в своем округе господин Клебанов не будет играть роль президентского надзирателя, как это происходит в большинстве других округов. Полпреду Клебанову, по всей видимости, будет поставлена задача разрабатывать и реализовывать программу экономического развития региона. Его влияние, конечно, будет несоизмеримо меньшим, чем в правительстве. Но формально, назначив Илью Клебанова полпредом, президент все же оставил его в обойме политиков первого ранга.
ИЛЬЯ Ъ-БУЛАВИНОВ

Родился 7 мая 1951 года в городе Ленинграде. Отец - офицер ВВС СССР, мать работала в отделении «Госстраха».

В 1969 году поступил в Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина. Окончил его в 1974 году по специальности «инженер-электрофизик».

«Новости»

Илья Клебанов: какие тайны скрывают бездонные глаза полпреда?

Впервые россияне услышали об Илье Клебанове в июле 1997 года, когда его фамилия прозвучала в речи тогдашнего президента Бориса Ельцина. Говорят, что за крутой взлет своей карьеры госчиновника Клебанов должен благодарить Анатолия Чубайса, в то время первого вице-премьера, с которым Клебанов познакомился при приватизации засекреченного предприятия. В итоге Клебанов стал первым вице-губернатором города на Неве, а в 1999 году перебрался в Москву, в кресло вице-премьера, курирующего ВПК.
ссылка: http://www.compromat.ru

Неприглядный портрет Клебанова
С недавних пор в числе вождей «возрождения России» оказался Илья Иосифович Клебанов, с мая 1999 года — главный куратор оборонного комплекса и высоких технологий. В путинской иерархии ему нынче прочат высокое место. Но кто же он есть?
ссылка: http://www.compromat.ru


Виртуозный кукловод Илья Клебанов

И теперь в Администрации президента поговаривают, что Турчак в ближайшее время действительно может «пойти на повышение» - в заместители полномочного представителя Президента по Северо-Западному федеральному округу, подальше от самостоятельной работы. Ирония в том, что псковский губернатор пойдет в подчинение к человеку, который, возможно, поспособствовал его проблемам - к Илье Клебанову.
ссылка: http://www.compromat.ru

Промыслы полпреда Клебанова

Кроме губернаторов свои декларации о доходах представили сотрудники администрации президента РФ. Один из них - Илья Клебанов, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Илья Иосифович был уже героем публикации «Новой» в рубрике о долбинах (должностных персонах с устойчивыми семейными бизнес-интересами). Что стало с активами и административно-финансовым положением полпреда президента в СЗФО спустя два года и как выглядит его отчет?
ссылка: http://www.compromat.ru

Илья Клебанов сложил вооружение

В субботу Владимир Путин назначил своим новым полпредом в Северо-Западном федеральном округе Илью Клебанова, который в последнее время возглавлял Министерство промышленности, науки и технологий. Даже несмотря на то, что дни господина Клебанова в правительстве были сочтены, назначение его полпредом стало неожиданностью: считалось, что министр уйдет из правительства в Госдуму, куда он сейчас баллотируется по спискам «Единой России», а на посту полпреда ждали совсем других людей. Но президент решил не списывать со счетов своего давнего знакомого, которого он, очевидно, по старой памяти считает хорошим управленцем.
ссылка: http://www.compromat.ru

Полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов поздравил жителей Республики Коми с 90-летием со дня ее образования

«как и вся наша страна, я рад поздравить жителей республики коми с юбилеем. это замечательный регион и, наверное, каждый здесь побывавший будет всегда помнить его красоту и его силу. это трудолюбивая республика, пользующаяся заслуженным уважением у всех регионов россии», — отметил и.клебанов на торжественном собрании, посвященном 90-летию республики коми, и вручил государственные награды.
ссылка: http://www.komi-time.ru/

В Северо-Западном федеральном округе состоялось межведомственное совещание, посвященное состоянию законности в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов

В совещании принял участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, руководители ряда правоохранительных и контролирующих органов, прокуроры г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
ссылка: http://genprok-szfo.ru

Илья Клебанов освобожден от должности полпреда в Северо-Западном ФО

ПРЕЗИДЕНТ Дмитрий Медведев освободил Илью Клебанова от должности полпреда в Северо-Западном федеральном округе. СМИ ранее предрекали Клебанову отставку, в основном из-за скандалов в разных регионах округа. На его пост назначен Николай Винниченко, работавший до последнего времени на аналогичной должности в Уральском федеральном округе (УФО).
ссылка: http://www.ng.ru/

«Ново-Адмиралтейская верфь» в Санкт-Петербурге: проекты «Балтийского завода» + «Северной верфи»

Напомним, что идею строительства в Санкт-Петербурге супер-верфи высказывал в конце 1990-ых годов тогдашний председатель Комитета экономике города Илья Клебанов. Затем он работал министром промышленности РФ, вице-премьером, полпредом президента РФ на Северо-Западе, и,по данным СМИ, продолжал поддерживать эту идею В настоящее время Клебанов является председателем совета директоров госкомпании «Совкомфлот».
ссылка: http://www.regnum.ru

Северо-Запад скоординирован для решения инвестиционных вопросов

Илья Клебанов, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе приветствовал членов Координационного совета:

– Мировой экономический кризис не мог не отразиться на состоянии строительного сегмента рынка, реализации в полном объеме приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
ссылка: http://sroportal.ru

Илья Клебанов: Совет станет центром согласованной политики саморегулирования на Северо-Западе

Выступая с приветственным словом к участникам заседания, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов отметил, что на данный момент в СЗФО зарегистрировано 35 саморегулируемых организаций в строительстве, в состав которых входит более 13,5 тыс. строительных компаний. По его мнению, создание Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО является значимым и своевременным для развития отрасли событием.

«Уверен, что Совет станет центром проведения согласованной политики саморегулирования на Северо-Западе, поможет саморегулируемым организациям округа определить общие точки соприкосновения, реализовывать совместные бизнес-проекты, обозначить свою позицию и решать самые острые вопросы, стоящие перед строителями», — сказал Илья Клебанов. Он подчеркнул, что создание Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли Северо-Западного федерального округа является значимым и своевременным для развития отрасли событием и пожелал всем участникам заседания Координационного совета успешной и плодотворной работы.
ссылка: http://sros.spb.ru

Илья Клебанов посетил управление регионального командования внутренних войск

Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов принял участие в торжественной церемонии вручения личного штандарта командующему войсками Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России генерал-лейтенанту Павлу Петровичу Дашкову. Вручал воинскую регалию командующему заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России генерал-лейтенант Николай Владимирович Любченко.
ссылка: