Когда отдыхают ангелы скачать fb2. Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы» сюжет Марина аромштам когда отдыхают ангелы читать онлайн

Средневековые богословы всерьез обсуждали, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, но так и не пришли к единому решению. Про ангелов до сих пор ничего толком не известно.

Говорят, они умеют летать. И у них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы сбились с ног»? Или надо говоришь: «Ангелы сбились с крыльев»?

Часть первая

Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: «Встать! Руки за голову!» Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсём. Это Марсём рассказала нам об ангелах — о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается — плохое или хорошее, — я об этом вспоминаю.

А если бы у меня был папа, я никогда бы об ангелах не узнала. Поэтому неизвестно, хорошо это или плохо, что его тогда не было.

Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не существовало. Где-нибудь — во времени или в пространстве — он обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине шампанского, великих революций и гениальных художников. Это немного ближе, чем на Луне. Но, с точки зрения практической жизни, родина художников от Луны ничем не отличается. Поэтому Наташка и пыталась меня убедить, что всякие там папы — просто рудименты и атавизмы.

Слова «рудименты и атавизмы» Наташка произносила громко и отчетливо и не уставала объяснять их значение. Рудименты и атавизмы — это органы. Они требовались человеку, когда он был животным. А потом, в ходе эволюции, человек этими органами пользоваться перестал, и они за ненадобностью стали исчезать. Не сразу, конечно, а постепенно. Сначала ненужные органы становились очень маленькими, а потом и вовсе рассасывались. Чтобы ненужные органы исчезли, должно пройти много времени — иногда миллион лет. Но некоторым органам этого мало. Вот хвост у людей рассосался, и от него осталось две-три косточки — не больше. Это почти незаметно. А аппендикс и гланды не рассосались. Пользы от них никакой, зато неприятностей они доставляют порядочно. Поэтому их вырезают. Не всем, конечно: это же больно. Но жить без аппендикса и гланд можно. Даже очень хорошо без них жить, потому что они — рудименты и атавизмы.

Наташка с жестким удовольствием заносила в этот ряд еще и пап, хотя, на мой взгляд, их нельзя было без оговорок приравнивать к аппендиксу. Но она изо всех сил пыталась донести до моего сознания суть последних научных достижений: дети появляются на свет вовсе не по причине наличия папы, а из-за того, что сперматозоид сливается с яйцеклеткой. Раньше, может быть, папа и был необходим. Но только в те времена, когда люди были совсем дикими. А теперь все изменилось. Не понимают таких простых вещей только хулиганы и какие-нибудь отсталые люди, которые и зубы-то чистят пальцем. Из рассказов Наташки получалось, будто яйцеклетки и сперматозоиды — автономные существа, перемещающиеся в пространстве загадочным образом. Наташка не опускалась до уточнения мелких деталей и в подтверждение своих слов ссылалась на авторитетный источник — детскую энциклопедию под названием «Откуда я появился?». Она открывала ее то на одной, то на другой странице и с видом человека, собаку съевшего в вопросах размножения, тыкала пальцем в рисунки. На одной картинке был нарисован большой ромбик с желтым шариком и белыми мешочками внутри, а вокруг — кружочки с хвостиками, похожие на головастиков. Под картинкой было написано: «Сперматозоиды вокруг яйцеклетки».

У нас в классе был мальчик с редким именем - Соломон. Мы все, включая Марсём, звали его просто Саней. Но в некоторых случаях Марсём называла его «полным именем». Например, в день рождения.

У нас был такой обычай. Все усаживались в кружок на ковре, а именинник - в центре, и Марсём рассказывала историю - про какого-нибудь героя с таким же именем.

Имя, говорила она, - связующая нить. Она связывает разных людей аз разных времен. В честь Саниного дня рождения Марсём рассказывала про царя Соломона, про его мудрость и про то, как он строил первый Храм. Но у Соломона, сказала Марсём, был один недостаток. Он имел тысячу жен. И это обстоятельство плохо повлияло на дальнейшую судьбу его страны. Неудивительно. Если у тебя так много жен, ты даже не в состоянии запомнить, как их зовут. Где уж тут уберечься от несчастий!

Марсём рассказывала про царя Соломона три дня подряд. Два дня - про его мудрость, а третий день - про тысячу жен и царицу Савскую. И этот третий день понравился Сане больше всего. Когда мы пошли гулять, он позвал всех девчонок играть в царя Соломона - сказал, будет выбирать из нас самых красивых и жениться. Мы согласились. Все мы тогда (или почти все - включая меня и Наташку) были влюблены в Саню. Он считался самым красивым и всегда высказывал собственное мнение. Марсём считала собственное мнение особым достоинством. Она всегда говорила: смотрите! У Сани на этот счет есть свое мнение! Как интересно! Но если бы Саня никакого мнения не высказывал, мы бы все равно в него влюбились. Вера сказала, он похож на Ричарда Гира. А Ричард Гир - очень красивый. И в кино в него все влюбляются. Когда Вера так сказала, все девчонки быстренько влюбились в Саню. Когда ты в третьем или в четвертом классе, лучше всем влюбляться в кого-нибудь одного. (А потом, через какое-то время, в кого-нибудь другого.) Так гораздо интереснее. Ведь ты должен об этом с кем-нибудь разговаривать - с тем, кто понимает, о чем, собственно, речь. И тогда можно соревноваться: кто больше влюблен, кто раньше займет место в нужной паре.

Мы забрались на крыльцо под окнами сторожа-дворника и стали играть в царя Соломона. У Веры был тонкий прозрачный платок, и она повязала его на голову, как фату. У Наташки платка не было, и она сказала, что фата не нужна. Царь Соломон жил в Африке, и там одевались по-другому. Вот так. И Наташка накрутила на нос и на рот шарф. Тут Вера заметила, что Наташка в шарфе похожа не на невесту, а я какого-то ковбоя, на котором никто ни за что не женится. Только какой-нибудь «голубой». Наташка обиделась. Вера просто не умеет различать ковбоев и бедуинов, сказала она.

А бедуины всю жизнь водились в Африке. Но тут большая Настя предложила всем быть разными, потому что у Соломона жены были из разных стран. И царица Савская, хотя и не была женой, тоже была из другой страны. Все нашли Настино предложение разумным, нарядились, кто как мог, и выстроились в ряд. Саня стал мимо нас ходить и приговаривать: «Так-так-так! Выбираю себе жену! Самую красивую». И пока он мимо нас ходил, у меня внутри все замирало от страха: вдруг не выберет? Но Саня, похожий на Ричарда Гира, был добрым. Саня сказал, мы можем не волноваться, что он вдруг на ком-то не женится. Соломон женился тысячу раз. А нас гораздо меньше. И хотя первой Саня выбрал Веру, следом за ней он выбрал всех остальных. Мы все перешли с одной стороны лесенки на другую. В новом качестве.

Что делать дальше, было непонятно. Вера сказала, теперь Соломон должен выбрать самую любимую жену. Ту, которая будет главной. Много жен - это гарем. А там всегда есть главная жена. Наташка закричала, что Марсём такого не рассказывала - про главную жену и про гарем. А рассказывала только про несчастья. Верка просто хочет покомандовать. Воображает, будто она самая красивая. Тут все начали друг на друга кричать, и Сане стало скучно. Он сказал: «Ну, ладно. Я пошел. Живите тут сами. Все равно всех вас по именам не запомнишь!» И убежал к мальчишкам.

Марина Аромштам

Когда отдыхают ангелы

Средневековые богословы всерьез обсуждали, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, но так и не пришли к единому решению. Про ангелов до сих пор ничего толком не известно.

Говорят, они умеют летать. И у них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы сбились с ног»? Или надо говоришь: «Ангелы сбились с крыльев»?


Часть первая


Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: «Встать! Руки за голову!» Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсём. Это Марсём рассказала нам об ангелах - о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается - плохое или хорошее, - я об этом вспоминаю.

А если бы у меня был папа, я никогда бы об ангелах не узнала. Поэтому неизвестно, хорошо это или плохо, что его тогда не было.


Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не существовало. Где-нибудь - во времени или в пространстве - он обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине шампанского, великих революций и гениальных художников. Это немного ближе, чем на Луне. Но, с точки зрения практической жизни, родина художников от Луны ничем не отличается. Поэтому Наташка и пыталась меня убедить, что всякие там папы - просто рудименты и атавизмы.

Слова «рудименты и атавизмы» Наташка произносила громко и отчетливо и не уставала объяснять их значение. Рудименты и атавизмы - это органы. Они требовались человеку, когда он был животным. А потом, в ходе эволюции, человек этими органами пользоваться перестал, и они за ненадобностью стали исчезать. Не сразу, конечно, а постепенно. Сначала ненужные органы становились очень маленькими, а потом и вовсе рассасывались. Чтобы ненужные органы исчезли, должно пройти много времени - иногда миллион лет. Но некоторым органам этого мало. Вот хвост у людей рассосался, и от него осталось две-три косточки - не больше. Это почти незаметно. А аппендикс и гланды не рассосались. Пользы от них никакой, зато неприятностей они доставляют порядочно. Поэтому их вырезают. Не всем, конечно: это же больно. Но жить без аппендикса и гланд можно. Даже очень хорошо без них жить, потому что они - рудименты и атавизмы.

Наташка с жестким удовольствием заносила в этот ряд еще и пап, хотя, на мой взгляд, их нельзя было без оговорок приравнивать к аппендиксу. Но она изо всех сил пыталась донести до моего сознания суть последних научных достижений: дети появляются на свет вовсе не по причине наличия папы, а из-за того, что сперматозоид сливается с яйцеклеткой. Раньше, может быть, папа и был необходим. Но только в те времена, когда люди были совсем дикими. А теперь все изменилось. Не понимают таких простых вещей только хулиганы и какие-нибудь отсталые люди, которые и зубы-то чистят пальцем. Из рассказов Наташки получалось, будто яйцеклетки и сперматозоиды - автономные существа, перемещающиеся в пространстве загадочным образом. Наташка не опускалась до уточнения мелких деталей и в подтверждение своих слов ссылалась на авторитетный источник - детскую энциклопедию под названием «Откуда я появился?». Она открывала ее то на одной, то на другой странице и с видом человека, собаку съевшего в вопросах размножения, тыкала пальцем в рисунки. На одной картинке был нарисован большой ромбик с желтым шариком и белыми мешочками внутри, а вокруг - кружочки с хвостиками, похожие на головастиков. Под картинкой было написано: «Сперматозоиды вокруг яйцеклетки». На другой картинке один головастик прорывал контур ромбика, так что снаружи болтался только его хвостик. А на третьей вместо одного ромбика были нарисованы два, плотно прижатых друг к другу, и стояла подпись: «Клетка начинает делиться».

«Ну что? Видишь?» - торжествовала Наташка. По ее словам получалось, что главное - вовремя отловить этих головастиков и поместить в надежное место, в пробирку. А потом можно распоряжаться ими по своему усмотрению. И не нужно никаких пап. Никаких дурацких свадеб, которые пожирают огромные деньги, никакой стирки вонючих носков, всех этих ужасных и унизительных усилий, которые все равно кончаются разводом. А что такое развод для ребенка? Это как рана. Будто тебе вдруг взяли да что-нибудь отрезали. Пусть даже и какой-нибудь рудимент.

Тут я ничего не могла возразить. Наташке было виднее: ее родители в это время разводились. В результате она совсем перестала делать уроки и испытывала терпение Марсём, сочиняя истории про кота, писающего на тетрадки, про свое активное участие в дорожных происшествиях и про страшную занятость по выходным в связи с поездками к таинственной тете - источнику знаний про рудименты и атавизмы. На самом деле она часами сидела на диване, разглядывала энциклопедию и строила планы по поводу выведения собственных детей в пробирках с помощью последних достижений научного прогресса. Она хотела двух девочек и одного мальчика.

Желая обрести во мне единомышленника, Наташка прибегала еще к Одному аргументу: клеточный подход к проблеме избавлял от риска влюбиться без взаимности. Благодаря автономному существованию сперматозоидов и яйцеклеток, отсутствие взаимности никак не отражалось на возможности завести детей и жить счастливой семейной жизнью. Не то чтобы подобная перспектива очень меня радовала, но я тогда была влюблена в Егора и нуждалась в каком-нибудь утешении.

Правда, утешение это было слабым. Другое дело, если бы у меня был папа (пусть даже это и рудимент!), с которым я могла бы ходить за руку - туда, где делаются настоящие мужские дела. И там мы бы случайно встретили Егора с его папой, и наши папы подружились бы. Они бы по-мужски жали друг другу руки и что-нибудь делали вместе. А мы бы с Егором им помогали. И тоже сильно подружились. Стали бы как брат и сестра. И тогда Егор часто приходил бы ко мне в гости, и танцевал бы со мной на уроках хореографии. Он был бы всегда рядом. Почти всегда. А случись что-нибудь, он бы меня защитил. Или спас. Ведь он такой умный, такой сильный и хороший! И все девчонки умерли бы от зависти. А я бы не загордилась, нет. Ну, да! Вот я, а вот Егор. И мы всегда вместе. Что в этом такого особенного?

Но у меня не было папы, который мог обеспечить мне такую счастливую жизнь. Он жил на родине шампанского, во Франции. А это почти как на Луне. Иногда, мечтая о дружбе с Егором, я представляла, как папа в выходной день сидит в ресторане на самом высоком этаже Эйфелевой башни, с бокалом этого самого шампанского, а перед ним, как на ладони, весь город. И он Думает: «Как там моя девочка, моя дочь? Надо бы пригласить ее в гости, вместе с другом Егором, - показать им Париж с высоты птичьего полета».

Но мой папа, скорее всего, ничего такого не думал. Как объясняла мама, он вообще ни о чем не мог думать, кроме своих задач. Он был математиком. К слову «математик» прибавлялось еще определение - «сумасшедший». Или «гениальный». Выбор определения зависел от маминого настроения. У моего папы была не очень понятная работа - решать задачи. В школе на уроках мы решали задачи. Можно было решать задачу минут десять или пятнадцать. Иногда (очень-очень редко) задача совсем не решалась. Это означало: нужно у кого-нибудь спросить, что требуется делать. А потом потренироваться, чтобы в следующий раз справиться. Но решать задачи, которые до тебя никто не решал? Специально для этого приходить на работу?

Мама говорила, некоторые сложные задачи папа решал месяцами. А на одну ушел целый год - тот самый год, когда я должна была родиться. Далекой и прекрасной Франции для решения задачи требовался хороший математик. И мой папа вызвался быть этим математиком. К тому же папе нравилась Франция и все, что с ней связано. Поэтому из роддома нас с мамой забирал дедушка.

Дедушка надел белую рубашку - ту, в которой он когда-то ходил с бабушкой в театр, - побрызгал себя своей любимой туалетной водой и приехал за нами на машине. На медсестру, выдававшую детей, дедушка произвел самое приятное впечатление - таким веселым и молодым он выглядел. Медсестра с удовольствием приняла от него коробку конфет и вручила ему сверток с кружевными оборками, внутри которого была я. Малышке (то есть мне) повезло, сказала медсестра. И моей маме тоже. Не то что некоторым! За некоторыми вообще никто не приезжает. «А как же они?» - испугалась за них мама. - «Да никак. Так и идут. Или такси какое поймают!» Мама вздохнула, и мы поехали домой.

Марина Аромштам

Когда отдыхают ангелы

Средневековые богословы всерьез обсуждали, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, но так и не пришли к единому решению. Про ангелов до сих пор ничего толком не известно.

Говорят, они умеют летать. И у них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы сбились с ног»? Или надо говоришь: «Ангелы сбились с крыльев»?


Часть первая


Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: «Встать! Руки за голову!» Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсём. Это Марсём рассказала нам об ангелах - о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается - плохое или хорошее, - я об этом вспоминаю.

А если бы у меня был папа, я никогда бы об ангелах не узнала. Поэтому неизвестно, хорошо это или плохо, что его тогда не было.


Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не существовало. Где-нибудь - во времени или в пространстве - он обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине шампанского, великих революций и гениальных художников. Это немного ближе, чем на Луне. Но, с точки зрения практической жизни, родина художников от Луны ничем не отличается. Поэтому Наташка и пыталась меня убедить, что всякие там папы - просто рудименты и атавизмы.

Слова «рудименты и атавизмы» Наташка произносила громко и отчетливо и не уставала объяснять их значение. Рудименты и атавизмы - это органы. Они требовались человеку, когда он был животным. А потом, в ходе эволюции, человек этими органами пользоваться перестал, и они за ненадобностью стали исчезать. Не сразу, конечно, а постепенно. Сначала ненужные органы становились очень маленькими, а потом и вовсе рассасывались. Чтобы ненужные органы исчезли, должно пройти много времени - иногда миллион лет. Но некоторым органам этого мало. Вот хвост у людей рассосался, и от него осталось две-три косточки - не больше. Это почти незаметно. А аппендикс и гланды не рассосались. Пользы от них никакой, зато неприятностей они доставляют порядочно. Поэтому их вырезают. Не всем, конечно: это же больно. Но жить без аппендикса и гланд можно. Даже очень хорошо без них жить, потому что они - рудименты и атавизмы.

Наташка с жестким удовольствием заносила в этот ряд еще и пап, хотя, на мой взгляд, их нельзя было без оговорок приравнивать к аппендиксу. Но она изо всех сил пыталась донести до моего сознания суть последних научных достижений: дети появляются на свет вовсе не по причине наличия папы, а из-за того, что сперматозоид сливается с яйцеклеткой. Раньше, может быть, папа и был необходим. Но только в те времена, когда люди были совсем дикими. А теперь все изменилось. Не понимают таких простых вещей только хулиганы и какие-нибудь отсталые люди, которые и зубы-то чистят пальцем. Из рассказов Наташки получалось, будто яйцеклетки и сперматозоиды - автономные существа, перемещающиеся в пространстве загадочным образом. Наташка не опускалась до уточнения мелких деталей и в подтверждение своих слов ссылалась на авторитетный источник - детскую энциклопедию под названием «Откуда я появился?». Она открывала ее то на одной, то на другой странице и с видом человека, собаку съевшего в вопросах размножения, тыкала пальцем в рисунки. На одной картинке был нарисован большой ромбик с желтым шариком и белыми мешочками внутри, а вокруг - кружочки с хвостиками, похожие на головастиков. Под картинкой было написано: «Сперматозоиды вокруг яйцеклетки». На другой картинке один головастик прорывал контур ромбика, так что снаружи болтался только его хвостик. А на третьей вместо одного ромбика были нарисованы два, плотно прижатых друг к другу, и стояла подпись: «Клетка начинает делиться».

    Оценил книгу

    Пристрастие к детской и подростковой литературе опять сыграло со мной дурную шутку. Указываю, что повесть понравилась, но чувствую, что сама себе лгу. Но указываю, что повесть понравилась. Но чувствую…
    «Когда отдыхают ангелы» - бесспорно своеобразная вещь, своеобразная даже композиционно. Переплетаются два монолога: школьницы Алины: мягкой, вдумчивой, тонкой, и её классной дамы Маргариты Семёновны по прозвищу Марсём, сказочницы и фантазёрки.
    Учительницу Марину Семёновну Аромштам в школе тоже называют Марсём. Поэтому сразу оговариваюсь, что имею претензии не к писательнице, а к персонажу. Это важно.
    Итак, в весёлый и дружный класс приходит довольно дезадаптированный новичок по фамилии Кравчик. Он агрессивен. Его агрессия направлена на девиц и носит отчётливо эротический характер. Родители в гневе жалуются завучу (а вы бы на их месте не?..) Внутренний монолог Марсём во время разбирательства:

    Я обалдеваю, дорогая редакция. Обалдеваю уже потому, что эти махровые постыдные стереотипы транслирует педагог. Субъект, которому мы вверяем здоровье и безопасность детей. Ребёнок растёт? Ждёт бандита с мужским запахом. Ребёнок один в уединённом месте? Провоцирует и напрашивается дяденьке на пробу. Над девочкой надругались? Она сама о том мечтала – заявляет просвещённая наставница юношества, почитательница Корчака. Вот из-за вас, Марсём, и таких, как вы, женщины не чувствуют себя в безопасности не только на «аллеях», но и в полдень, на Дворцовой площади и в парандже.

    Вот тут бы взрослым призадуматься, почему грубое, циничное действие мальчика вгоняет девочек в такую эйфорию. Ведь они знают, что действие - нехорошее. У Марсём ответ готов: в школьнице пробудилась женщина, а женщина радуется мужскому вниманию. Любому? Выраженному в любой форме? Сегодня этот Кравчик задирает Наде юбку, завтра лезет, извините, в трусы, а послезавтра: как, тебя ещё не изнасиловали? Ты ещё не в фаворе у Великих и Благородных Господ Мужчин?! Немедленно в тёмную аллею! Насилие воспроизводит себя, и в этом воспроизводстве деятельно участвует учительница. Хорошая, умная учительница, для которой виноват весь мир: ябеда Наденька, «бесы в крови», «пубертатные свиньи»-ученики, родители, в своей чопорности возомнившие, что их дочке кто попало подол не будет задирать… Но только не Кравчик. Ах, он приёмный, ых, брошенный, ох, у него с выражением чувств не всё в порядке. Короче, помогите, детки, Ужикову, купите ему отмычки. Видя безнаказанность одного, распоясываются и другие.
    Сочувствия к Марсём у меня ни на грош. Бачили очи, що купували. Демонизация сексуальности опасна, потому что сочетает взаимоисключающие параграфы: безудержное восхищение, как перед извержением вулкана, и слепой губительный страх. Взрослеть – естественно, сексуальность – естественна. Бесы совершенно ни при чём, как ни при чём восторги и страхи, являющиеся проблемой учителя. К психотерапевту. В кратер Ричи. Сахарок, зёрнышко перца. А вот Алина… Да, так чаще всего и случается: взрослые-опытные самоустраняются, а дети остаются один на один с гордиевым узлом, но без меча. Безоружные.

    Указываю, что повесть понравилась, но…

    Оценил книгу

    ФМ-2013 (6/15)

    Какая у меня сейчас чудесная полоса: что ни книга - попадание в самое "яблочко"!
    На сей раз книга была мне невероятно интересна:
    а) как любителю книг о школе и о семейных отношениях,
    б) как маме,
    в) главное и в первую очередь - как человеку, работающему в школе и большую часть жизни проводящую бок о бок с детьми и подростками.

    Книга стала любимой!!!
    И это даже при том, что я за некоторые фрагменты почти зла на автора. Да-да, прежде всего за эти странные рассуждения на тему того, что

    Ведь эти завучи-учительницы, а тем более - научные работники, ни за что не признаются, о чем они мечтали лет, например, в тринадцать. А мечтали они, чтобы какой-нибудь ковбой, или матрос, или солдат, - короче, какой-нибудь привлекательный бандит-супермен, с сильными руками и крепким мужским запахом, вылез из кустов в темной аллее и их изнасиловал. Они даже специально по этим темным аллеям в одиночку ходили.

    Хм. Что, серьезно что ли?!
    Мне кажется, что это скорее может быть мечтами женщин за 30, чем 13-летних девочек. Или я чего-то не знаю, не понимаю?
    А вот это:

    Юбку Наденьке задрал? Да это же настоящее событие! Надо срочно кого-нибудь в магазин послать. За шампанским. Чтобы мы эту юбку, то есть - ее отсутствие в положенном месте - прямо здесь, сейчас, коллективно обмыли. Выпили за уравнивание Наденьки в правах с подавляющим большинством женского коллектива нашего класса. За то, что она, наконец, в фаворе оказалась. И видели бы вы эту Наденьку на перемене! Как глазки у нее блестели, щечки алели и смеялся роток!

    Я, в общем-то, не ханжа, и дело не в том, что меня коробит сама тема проявления сексуальности у детей подростков, нет. Но как-то странновато об этом написано, под стать первому процитированному отрывку.
    В итоге из-за этих двух фрагментов я вот уже третий день не могу решить: советовать эту книгу моим знакомым детишкам, включая собственных детей? или подождать их хотя бы 14-летия?

    Я бы, не задумываясь, пустила это дело на самотек, но ведь книга-то ЧУДЕСНАЯ и мне так хочется, чтобы ее читали, читали, читали - все вокруг!!!
    Все три точки зрения: девочки Алины, ученицы начальной школы; Марсём, учительницы начальных классов; автора - привлекают и остроумием (подхихикивала не раз, восхищаясь очень меткими высказываниями, особенно в линии, рассказанной от лица девочки), и нестандартностью (в смысле, отсутствием банальности во взглядах и поступках персонажей)), и жизненностью (ох уж эти разводы, первые влюбленности, общение между разными членами семей, разными поколениями...).
    Мне так многое было понятно и близко! В частности, мне было понятно серьезное (не в плане отсутствия шуток, а в плане значимости, придавания большого значения) отношение учительницы к детям, к их поступкам, к собственным поступкам по отношению к ним. Не могу сказать, что всегда разделяла позицию Марсём, но в любом случае испытывала интерес и симпатию к этому сомневающемуся, думающему педагогу. Считаю, что лучше сомневаться и вместе с ребятами искать истину, и быть с ними честными, чем уверенно шагать вперед, сея доброе и вечное, не задумываясь порой, всем ли так оно, это доброе и вечное, нужно именно в таком формате и в таком объеме.

    В книге так много мыслей, которые хочется выписывать, перечитывать, обсуждать!
    Не то что бы претензия на вечные истины - просто очень интересные точки зрения, порой с необычных ракурсов.

    Бывает, что-то будит тебя снаружи - будильник, солнышко, мамино прикосновение. А бывает, толчок к пробуждению приходит изнутри - будто скрытая раньше пружина выбивает тебя из сна в реальность - вина, тревога, волнение.
    ... женщина без мужчины - не женщина, а пародия на саму себя!
    Книга - человеку друг, а не чиновник высшего ранга. И никто не имеет права принуждать меня читать что бы то ни было. Даже очень важное.
    Жажда - страшная вещь. Знаешь, чего человек больше всего жаждет? - дедушка снова погладил меня по голове. - Разделенности. Чтобы кто-то разделил с ним самое главное.

    P.S.
    1) Книгу уже начали читать многие по моей наводке.
    2) В отношении своих детей, пожалуй, включу эту книгу в список того, что почитаем вслух перед сном, и...быть может...я просто пропущу два первых отрывка и не прочитаю их... Опять же не из-за ханжества, как мне кажется, а из-за того, что уж очень выбивается это из общей направленности повести, а главное - предлагает читателю какие-то извращенные ориентиры для жизни...
    3) Я.Корчак для меня - очень значимый человек. И читала его много, и цитировала его часто, и ребятам часто о нем рассказываю. с интересом читала эту линию в книге.

    Важно сразу понять, что это не только детская книга, а может и вообще не детская. Ее безусловная ценность в том, что Аромштам стремится к объективности, пытается одновременно показать ситуацию и со стороны учеников, и со стороны учителя. Хотя честные, а порой даже слишком откровенные признания учительницы Марсём своему дневнику могут вызвать неоднозначную реакцию. Но, давайте не будем лукавить, преподаватели - тоже люди со своими надеждами, чаяньями, страхами, сомнениями, раздражительностью, усталостью. Главное понять - не бывает непогрешимых, а при восхождение на вершину вполне естественно оступаться.

    Хорошая, правильная, тонкая и душевная книга о начальной школе. Из нее вы узнаете, почему важно не просто любить детей, как правильно вести дневник учителя младших классов, как победить Черного Дрэгона, как обзавестись собственным рыцарем, как бороться с пубертатом, как правильно извиняться, ознакомитесь с основными правилами написания валентинок, а также узнаете, почему папы нужны и важны и еще много-много всего полезного. Легкая, воздушная и в то же время глубокая история. Хватать, бежать, читать!