Когда окси выступает в олимпийском. Он вам не Мирон: Oxxxymiron собрал полный «Олимпийский

В течение уходящего года рэпер Оксимирон из просто популярного субкультурного артиста превратился одно из главных действующих лиц русской жизни. Задним числом все это выглядит как четко срежисированная постановка, но на деле последовательность такова, что предугадать виражи этого сюжета было невозможно.

Долго не выпуская альбомов и даже отдельных треков, он исчез из публичного поля (включая соцсети), потом вернулся, проиграл рэп-баттл Гнойному, выпустил печальную песню «Биполярочка» и внезапную коллаборацию «Пора возвращаться домой» с «Би-2». После чего выиграл баттл в Лос-Анджелесе, где его оппонентом стал звезда батлл-рэпа Дизастер.

Сегодня все это выглядит идеальной пиар-кампанией самого большого в карьере концерта в «Олимпийском»,

на который за несколько дней до шоу были проданы все билеты — 22 тысячи.

В российском рэпе это уже не рекорд, но тем не менее все предыдущие события происходили скорее в виртуальном пространстве или, во всяком случае, не вмещали столько зрителей лично, в реальном времени. Кроме того, еще на старте карьеры, после возвращения в Россию,

концерты Оксимирона подвергались критике, поскольку артисту не всегда удавалось воспроизвести живьем свои пулеметные куплеты.

В данном случае ставки и вовсе были высоки как никогда. «Олимпийский» — одна из самых больших и сложных площадок в городе. Здесь то и дело проблемы то со звуком, то с проходом публики (как на недавнем концерте ДДТ). Впрочем, именно с попаданием внутрь спорткомплекса все было в порядке.

Хотя, достойной организации и звука здесь было бы, конечно, недостаточно. Стадионный тур Оксимирона должен был стать не просто чередой отчетных концертов, но полноценным представлением, в основе рекламы которого был силуэт римского Колизея и слово Imperivm.

В соответствии с величавостью замысла, в получаше концертного зала перед началом шоу царил синеватый полумрак, а сцена была затянута белым полотном, на которое проецировались макабрические картинки, снабженный тревожным струнным саундтреком. Около восьми вечера по экрану поплыли вступительные кадры с Колизеем среди дымящихся руин футуристического города и замершей на этом фоне (подчеркнуто) носатой фигурки с перекинутой через плечо котомкой-узелком. Потом за занавесом появился сам Мирон Федоров,

начавший концерт песней «Всего лишь писатель» с альбома «Горгород», которую уже можно воспринимать как жизненное кредо.

Назвать многотысячную толпу «лояльной» было бы сильным преуменьшением. Народ вскричал и взвился, в правой части фан-зоны загорелись файера, трибуны озарились огнями мобильных телефонов. Стоявший на сцене артист, впрочем, имел на такое отношение полное право. За несколько последних туров он отточил исполнительское мастерство, а подкреплено оно в данном случае было сценографией.

За поднимавшимся и опускавшимся экраном скрывались колонны гладиаторской арены,

которые то и дело поворачивались, превращаясь во что-то вроде грота, где бойцы ждут своего выхода на песок. Позади расположились несколько экранов, для каждой двух с лишним десятков из песен двухчасового концерта был подобран свой видеоряд.

В некотором накладе остались только обладатели билетов на боковые трибуны — звук туда долетал с опозданием, сцену они видели как будто в разрезе, и даже видеоэкраны смотрели мимо них. .

Но это вечная проблема «Олимпийского», из-за чего эти места иногда вообще не продаются.

Да и там, пожалуй, сложно было не поддаться общей эйфории. Внутренняя драматургия шоу, построенного вокруг треков за последние почти десять лет (начиная с датированного 2008-м «Йети») держалась, как это часто бывает на контрастах. С одной стороны, популярность Оксимирона зиждется на редком сочетании позаимствованного из грайма, английского подвида хип-хопа, танцевального ритма и здоровой злости, которой русской музыке сильно не хватало в нулевых. С другой —

юношеский максимализм, дикий пафос и оголтелый эгоцентризм в треках перемежался душевным конферансом с признаниями в любви публике и призывами к миру во всем мире; не мужчина, а облако в штанах.

Сравнения Мирона с Маяковским уже давно стали общим местом, но уйти от них далеко все равно не удастся. Великий пролетарский поэт сделал тяготевшую к лаконичности русскую поэзию колкой, болтливой и эмоционально разболтанной. Дедушкой русского рэпа Маяковского пока никто не называл, но кажется, этот титул вполне может возникнуть в самое ближайшее время, учитывая что один из самых популярных артистов жанра неоднократно признавался в любви к творчеству Владимира Владимировича. Да и рэп, в куда в большей степени, чем традиционная поэзия, предполагает формат диалога, в котором художник орет зрителю в ухо. Так что выглядел бы такой титул совершенно гармонично.

Собственно, главный вопрос в отношении Мирона — вплоть до его нынешней самой масштабной встречи со слушателями — заключался именно в том,

сможет ли его регулярно поминаемая оксфордская выучка прорасти на здешней почве или так и останется любопытным казусом.

Судя по концерту в «Олимпийском», нынешний этап вряд ли станет высшей точкой. Понятно, что на такие мероприятия всегда стекается много разных людей, но тем не менее мало кто способен объединить школьников с родителями, бородачей-экстремалов, юных готок и, например, фланировавшую по фанзоне в брюках с лампасами.

Ну а когда на бис для исполнения последних трех песен Федоров вывел на сцену всю свою команду, принявшуюся дико скакать и размахивать руками, стало понятно, что в превращении серьезного шоу в веселый разгул есть нечто неистребимо (к счастью) русское. За происходящим в это время несколько наблюдали приглашенные Мироном основатели крупнейшей канадской баттл-рэп-площадки King of the Dot (на ней проходил баттл с Дизастером).

Мужчины с именами Organik и Avi Rex, кажется, не вполне понимали, почему на рэп-концерте на сцене стоит римская арена, вокруг скачет какой-то человек, размахивая шарфом, а в зале творится и вовсе что-то невообразимое: пара десятков тысяч людей наизусть хором очень быстро произносят слова на русском языке, не забывая прыгать. И наверное найдутся люди, которые предъявят этому шоу серьезные и справедливые претензии, но вряд ли кто-то поспорит, что лучшей пре-пати столетия Октябрьской революции, в общем, нельзя было и желать.

7 ноября 2017, 23:20

Утро. Муж разговаривает с мамой по ватсапу.

Федоров Мирон Янович.

Так нашу первую собаку звали, Мирон. Что поет?

Русские народные песни.

И прямо в Олимпийском?

Это было вступление. Краткие впечатления о концерте: браво, Мирон, думаю, не ошибусь, если скажу, что это его лучший концерт. Я не знаю, как можно создать уютную домашнюю атмосферу в гигантском сарае с двадцатью тысячами человек, но Мирону это удалось. Инфернальные пляски c дикими хороводами в фанзоне тоже были.

Для желающих - подробный отчет с преамбулой. Я была на двух концертах Мирона. И прошлый концерт запомнился мне невероятным количеством снобов в очереди перед клубом, в соцсетях после, в зале - везде. Градус каких-то мышиных разборок был совершенно идиотским. Восемнадцатилетние юнцы, которые кичились тем, что слушают Мирона с первого микстейпа, вот это все. Плохой звук и жалобы в твиттере на отзывчивость публики (“а вот в Кемерово орали лучше, чем вы”, вот это все). Также предыдущие два тура включали потрековое исполнение “Горгорода”, дополненное старыми хитами. Сами понимаете, “Горгород” - более камерный альбом, и как локомотив концерта он слушается несколько странно. Да и - что немаловажно - интересного нового материала к концерту не подоспело (вы вольны со мной не согласиться, конечно). Резюмируя, причины для легкого скепсиса были.

К счастью, ни один из прошлых неприятных моментов на концерте в Олимпийском не повторился. Да и на отсутствие нового материала как-то с легкостью забилось.

Некоторые особенно яростные фанаты начали собираться около трех часов дня (начало концерта в семь). Мы с мужем спокойно приехали к половине седьмого, без очередей зашли в Олимпийский, нашли свои места. На сцене в облаке синего света лениво менялись кадры анимационной заставки. Играл Глинка. Мы ожидаемо пошутили об этом. На самом деле, классика звучала очень refreshing и в тему. Отличный выбор. От тысяч людей, сидящих в интернете, он работал очень медленно. Концерт начался в восемь.

Это был даже не концерт, а полноценное шоу, с прекрасным видеорядом к каждой песне, с проработанным светом, с хорошим звуком. Мирон несколько раз менял наряд, как тру-звезда. Черная рубашка-черная футболка-черная рубашка с лампасом-опять футболка. Сначала он рубанул “Всего лишь писателем”, потом началось исполнение свежих треков. Все последние фиты - с Би-2, Фата Моргана, Машина Прогресса, потом где-то была “Биполярочка”. Минорные и вдумчивые треки сменялись более драйвовыми. Время от времени читал Порчи. Между разными “отделениями” концерта были инструментальные отбивки с атмосферной анимацией к каждой.

Мирон выглядел добродушным и счастливым, уверенным в себе. Очень много общался с аудиторией, не забыл ни о публике с верхних ярусов, ни о партере. Я не знаю, как ему это удалось, но атмосфера была очень уютная, домашняя. Он признался, что не готовил заранее подводок к трекам, импровизировал, ностальгировал. Прочитал ряд ранних треков - “Йети и дети”, например. Рассказал о первых и любимейших битах, которые с ним сделал Порчи - это были “Больше Бена”, “Неваляшка” и “Башня из слоновой кости”. Кстати, треки из “Горгорода” были раскиданы по всему трек-листу; в итоге, Мирон прочитал почти весь альбом (кроме “Кем ты стал”). Был исполнен а капелла “Мой менталитет” (реплика Мирона: “По*уй, мой концерт, что хочу, то и творю”). Было весело и душевно. Понятное дело, что были прочитаны хиты с первого альбома (“Восточный Мордор”, “Жук в муравейнике”, “Тентакли”, “Вечный жид”, даже “В говне”). Вы не знаете, на Сплетнике можно использовать слово “говно”? … Естественно, были “Песенка Гремлина”, “Признаки жизни”, “Хитиновый покров”, даже - да! - “Волапюк”.

Люди рубились от души. В финале очень атмосферно прозвучала “Где нас нет”. За ней “Город под подошвой”. Потом Мирон попрощался и ушел. Особенно ретивые фанаты побежали в гардероб, как только затих “Город под подошвой”. Мы решили, что на самом большом своем концерте Мирон просто обязан выйти на бис. Через пять минут он вышел. Привел из-за кулис ребят из KOTD, которые приехали из ЛА посмотреть на концерт. Их бурно приветствовали. Потом на сцену высыпал весь Booking Machine. Мирон еще раз обратился ко всем слушателям. Потом был громогласно исполнен “Детектор лжи”. Наверное, в конце прыгали уже все. Я не знаю, так как я прыгала сама и вокруг не смотрела. Снова, и с большим надрывом была исполнена “Где нас нет” (это было потрясающе, лучшее впечатление за концерт). Потом - опять же, повторно - “Девочка-п**ц”. На этой бодрой ноте концерт завершился.

И… Знаете, одно из самых ценных ощущений от участия в таких мероприятиях, это ощущение катарсиса. Оно бывает очень редко, и чем старше человек, тем сложнее его пронять, задеть за живое. Тут определенно было где его испытать. И после, конечно, надо было возвращаться домой, ведь завтра на работу. Хотя работа бывает каждый день, а концерты - не каждый. И манили ночные улицы, и хотелось идти и долго испытывать это приятное послевкусие.

Мирон всегда подчеркивает, что он делает ошибки, что он несовершенен, что он живой. В его истории были разные моменты, в том числе не самые приятные; в его творчестве есть разные строки, в том числе избыточные и плоские. Я не склонна идеализировать кого бы то ни было. Но, определенно, в нем что-то есть, что-то, что может задеть за живое. Желаю всем, кто очень хочет побывать на его концерте, осуществить это желание, благо, у него достаточно обширная гастрольная география.

P.S. Пост по просьбе Guru111. Надеюсь, Вам понравилось =) Честно говоря, если бы не Ваш комментарий, я бы не додумалась написать этот отчет.

Обновлено 08/11/17 00:32 :

Спасибо за отзывы. На случай, если не видно фото, дублирую с другого хостинга.