Классный час на тему "культура поведения". Классный час на тему: «Культура поведения Примерная тематика классных часов

Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!

Классный час №1 "Культура общения"

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

А. Сент-Экзюпери

Основные вопросы темы:

    Классовая и историческая сущность общения людей.

    Гуманистическое содержание современного этикета.

    Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживания как формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

Классный час №2 "Эстетическое и этическое поведение человека"

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой

Омар Хайям

В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и душа, и одежда, и мысли

А.П.Чехов

Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым листком,

выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

К.С. Станиславский

Основные вопросы темы:

    Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.

    Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.

    Что такое "манера". Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

    Тактичность и деликатность. Почему они так важны в общении людей?

Классные часы № 3-4 "Твое поведение в школе"

Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина – это дисциплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе. В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав школы.

Классный час № 5 "Твое поведение в общественных местах"

Основные вопросы темы:

    Как вести себя на улице?

    Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.

    Ты в городском транспорте.

    Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

Классный час № 6 "Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек"

Люблю, но реже говорю об этом

Люблю людей, но не для многих фраз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Всю душу выставляет напоказ

В. Шекспир "Отношение к женщине определяет степень культуры нации"

Основные вопросы темы:

    Нужны ли рыцари в наши дни?

    Девичья гордость. Как ее понимать?

Классный час № 7 "В гостях и дома"

Основные вопросы темы:

    Правила поведения за столом.

    Ты принимаешь гостей.

    Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.

Приложение 5

Примерная тематика классных часов

по развитию интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

В. И. Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

8 класс

Талантливость и гениальность. В чем оно проявляется?

Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Великие творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

10 класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

Пока я мыслю, я живу.

Юмор в жизни человека.

Приложение 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«КЛАССНЫЙ ЧАС В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЦЕЛЬ : повышение компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствование формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладение классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ЗАДАЧИ:

    проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;

    выявить сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода в воспитании;

    определить пути и способы освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    изучение методической литературы по обсуждаемой проблеме;

    создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета;

    проведение анкетирования среди педагогов школы по проблеме подготовки и проведения классного часа;

    посещение классных часов с целью изучения технологий, используемых при проведении воспитательных мероприятий классными руководителями;

    разработка памяток для классных руководителей по технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;

    оформление стенда методической и художественной литературы по проблеме педсовета;

    подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

    Введение в тему педагогического совета (заместитель директора по воспитательной работе):

(На экране – тема педсовета «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»).

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Целью проведения воспитательных мероприятий в форме классных часов должно являться способствование формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной, трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей.

В ходе анкетирования, проведенного в 3-4 классах нашей школы, выявлено, что более 60% учащихся чувствуют себя на классном часе, как на уроке: слушают «объяснение» учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают монологи учителя «о чем-то» (40%), разговоры об успеваемости (25%), обсуждение поведения отдельных учащихся (10%). (Результаты анкетирования выводятся на экран).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет сегодня речь.

    Классный час как форма воспитательной работы

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогике понимается под такой формой работы, как классный час. С этой целью проанализируем результаты анкетирования педагогов об их определении классного часа и об отношении классных руководителей к этому виду воспитательной работы (на экран выводятся результаты анкетирования педагогов).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:

    во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

    в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Из этого можно вывести следующее определение понятия «классный час»: классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (определение выводиться на экран).

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Постараемся найти ответы на эти вопросы. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением задачи содействия становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей. Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения во все компоненты классного часа.

    Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

(практическая часть педсовета проводится руководителем методического объединения классных руководителей)

Чтобы педагоги, присутствующие на сегодняшнем педсовете, имели возможность лучше понять технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, предлагаем Вам на практике смоделировать алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников (педагогам предлагается распределиться на 4 группы и создать экспертную группу).

Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Участникам каждой группы, в состав которой входят «учащиеся», «родители», «классные руководители», используя метод брейнсторминга («мозгового штурма»), предлагается определить темы классных часов, учитывая возрастные особенности, интересы младших школьников. (Работа в группах 5-7 минут, заслушивание представителей групп, оценка работы экспертной группой).

Второй шаг – уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Используя методику составления цветограммы «Почва», из тем, определенных участниками групп, предлагается распределить темы классных часов на «слои». Верхний «слой» - карточки зеленого цвета – первоочередные темы, подлежащие обсуждению на классном часе; средний «слой» – карточки желтого цвета – то, что следует обсудить во вторую очередь; нижний – карточки красного цвета – то, что можно обсудить еще позже (представители групп зачитывают результаты выполнения задания). В результате работы предлагается уточненная тема классного часа «Я в мире, мир вокруг меня».

Третий шаг – уточнение цели, содержания, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов (совета дела, инициативной или творческой группы). Этот этап не представляет сложности для организаторов классного часа.

Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Группам предлагаются различные виды заданий: 1 группе – по словарям найти определение понятия «толерантность», 2 группе – найти примеры известных произведений, в которых герои были непохожими на других (литературные произведения, кинофильмы, песни); 3 группе – выработать свод правил толерантного поведения; 4 группе – индивидуальное задание: выучить стихотворение А. Усачева «Удивительный гном»; коллективное задание – подобрать вопросы для этого стихотворения.

Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Этот этап подготовки классного часа очень важен, так как он определяет алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Классный руководитель должен подумать и найти оптимальный вариант проведения классного часа, рационально распределив его время, в то же время включив в сценарный план эмоционально-психический настрой и мотивационную подготовку к участию в коллективном разговоре и деятельности; продумать моменты, когда дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность по самопознанию и саморазвитию. Также следует предусмотреть время для незапрограммированных ситуаций, возникающих в ходе проведения классного часа.

Шестой шаг – проведение классного часа (моделирование хода проведения классного часа с участниками педсовета).

    Введение в тему классного часа.

Как разнообразен мир вокруг нас. Как противоречив мир внутри нас. Сегодня мы рассмотрим одну из граней внутреннего мира каждого из нас – индивидуальность. Легко ли быть индивидуальным?

    Эмоционально-психологическая подготовка к занятию.

Участникам предлагается из различных по цвету листов бумаги любым способом изготовить макет птицы (вырезать, сложить, нарисовать). Обратить внимание на то, что все птицы непохожи друг на друга, так же как и все люди. Можно предложить объяснить свой выбор цвета бумаги.

    Чтение одним из участников стихотворения А. Усачева «Удивительный гном». Вопросы:

    О чем это стихотворение?

    Что делает нас непохожими на других?

    Что такое индивидуальность?

Каждый участник придумывает два качества, характеризующие его (условие – качества должны начинаться на ту же букву, что и его имя. Например, Татьяна – творческая, терпеливая и т.д.).

    Диагностика «Мой портрет в интерьере».

На фоне своего автопортрета нарисовать (или написать) то, что для него значимо и без чего автопортрет не значим. Это и станет интерьером автопортрета.

    Просмотр мультфильма «Адажио». Вопросы по просмотренному:

    Объясните причины того, что никто не любил белую птицу, и она стала предметом нападок со стороны других?

    Кажутся ли вам эти причины обоснованными и справедливыми?

    Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

    Вспомните известные случаи несправедливого, а может быть даже жестокого отношения (ответы группы № 2).

    Мы все очень разные, но мы должны жить рядом и понимать друг друга. Существует понятие «толерантность». В разных языках оно трактуется по-разному (группа № 1 предлагает варианты объяснения этого понятия в разных языках – английском, французском, арабском, персидском, русском).

    Какими качествами должен обладать толерантный человек? (зачитываются результаты подготовительной работы группы № 3).

    Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»: стать в круг друг за другом, положить лист бумаги на спину впередистоящему. Написать то хорошее, что есть в соседе. Снять листы и прочитать, что там написано.

    Заключительная часть: Каждый из нас неповторим, уникален. Пусть ваша звездочка по имени Индивидуальность всегда живет рядом с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная!

Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Участникам педсовета предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления результативности проведенного «воспитательного мероприятия»:

    Значима ли для вас лично тема классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

    Комфортно или нет вы чувствовали себя на мероприятии? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность проявить свои индивидуальные или творческие способности? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность обогатить свой жизненный опыт? Да. Нет. Не могу ответить.

    Носил ли классный час духовно-нравственную ценность? Да. Нет. Не могу ответить.

    Какова степень вашей вовлеченности в подготовку и проведение классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

3. Обобщающая часть (заместитель директора по воспитательной работе).

Из всего услышанного на сегодняшнем педсовете давайте совместно определим общие и характерные черты традиционного и личностно-ориентированного классного часа (анализ памятки).

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

Целевой компонент

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Организационно-деятельностный компонент

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-объектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-аналитический компонент

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

4. Заключительная часть. Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но от того, насколько принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Понятно, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не только готовится на основе слепого воплощения технологических конструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений.

Желаем Вам успехов в Вашей работе!

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

    Отметить системный характер проведения классных часов в соответствии с планом работы школы.

    Классным руководителям совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, приемы и методы их организации.

    Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов, используя материалы педагогического совета.

    Заместителю директора по воспитательной работе и руководителю методического объединения классных руководителей разработать критерии анализа и самоанализа личностно-ориентированного классного часа.

Цель : воспитывать у ребят культуру поведения, умение вести себя в разных ситуациях.

Ход классного часа

1. Введение в тему.

Классный руководитель . Сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, об умении вести себя в обществе. Ведь о человеке судят по его культуре поведения, по разговору, по поступкам.

2. Беседа «Что нужно школьнику для правильного поведения».

На доске выставлены карточки со словами, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече (учитель обращает внимание детей на эти слова):

2. Здорово.

3. Привет.

4. Здравствуйте.

5. Хеллоу.

6. Доброе утро.

Задание . Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?

(Варианты ответа: 4 и 6.)

Вопрос . Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.

1. Позовите Машу.

2. Здравствуйте, позовите Машу.

3. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа: 4.)

Вопрос . Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете?

1. Можно войти?

2. Я войду?

3. Извините, можно войти?

(Вариант ответа: 3.)

Вопрос . Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?

1. Пропустите меня, я выхожу.

2. Разрешите пройти.

3. Извините, можно пройти?

(Вариант ответа: 3.)

3. Культура общения. Комплекс практических упражнений.

Классный руководитель . Все вы, конечно, знаете сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Задание. Какой вариант разговора вам больше всего понравился?

Выходят три девочки, каждая произносит одну фразу.

Медведи, я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.

Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу все убрать.

Медведи, я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.

(Вариант ответа: 2.)

Классный руководитель . Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомните сказку К. Чуковского «Муха- Цокотуха»:

Приходили к мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застежки золотые. Вопрос. Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?

Выходят три девочки и обыгрывают свои слова.

1-я ученица (рассматривает сапожки и говорит).

Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

2-я ученица (держит в руках сапожки и говорит):

У меня уж есть сапожки

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

1-я ученица (примеряет сапожки и говорит).

Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору.

(Вариант ответа: 3.)

Классный руководитель . Еще раз вспомним строки К. Чуковского:

Приходила к мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла...

Вопрос . Как бы вы поступили с этим подарком?

1. Поставите весь мед на стол для гостей.

3. Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

(Вариант ответа: 3.)

Задание. Из 10 букв вы должны составить одно или несколько слов. Каждая буква используется один раз.

Проводится игра «Махнем не глядя».

Посмотрите на эти пять очаровательных колпаков, под ними лежат чудесные призы.

Задание . «Игрушка».

Эта тема посвящена самым дорогим и близким каждому ученику предметам искусства в доме. Обычно мы не знаем художников, которые создавали игрушки, но мы знаем села, где они были изготовлены.

Вопрос. На доске названия сел России, которые определены по одному признаку огромного игрушечного семейства. Что это за признак? Нет ли тут лишних названий?

1. Дымково.

2. Палех-Майдан.

3. Филимоново.

4. Абашево.

Ответ: все мастера названных сел изготавливают игрушки из глины, кроме мастеров из Палех-Майдана.

Музыкальная пауза. Исполняется по усмотрению и репертуарному плану учителя музыки, классного руководителя.

Учитель предлагает детям задание: «Писатели - детям».

Ответ: А. П. Гайдар. Музыкальная пауза.

Вопрос. Послушайте отрывок их стихотворения и определите, кто автор этих строк.

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться,

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто же без конца звонит?

Ученики, такие же мальчишки.

Ответ: А. Барто.

4. Заключительная часть.

В заключение классный руководитель предлагает поиграть в игру «Дуэль».

Игровой практикум по культуре поведения для учащихся начальной школы «Будь воспитанным везде — не один ты на Земле!»

Цели и задачи классного часа:

Развитие навыков соблюдения нравственных норм поведения и правил этикета;

Усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа . Классный руководитель заранее предлагает учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая должна подготовить выступления учащихся; инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета; цветные жетоны из бумаги.

Оборудование . Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Описание классного часа

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди.

Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого больше жетонов.

Итак, спектакль начинается...

Игровая ситуация «В театре»

1-я игровая миниатюра В театральном буфете

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер.

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

Учитель предлагает учащимся краткую беседу зачем нужен буфет в театре? (Рассуждения ребят.)

2-я игровая миниатюра — «Свет в зале погас.

Идет спектакль...»

У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал. Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.

Выходят две девочки и читают стихотворение Агнии Барто «В театре»:

1-я девочка:

Когда мне было

Восемь лет,

Смотреть балет.

2-я девочка:

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке

Дали в руки номерки.

1-я девочка:

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

2-я девочка:

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

1-я девочка:

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

2-я девочка:

Вдруг оркестр грянул в трубы.

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

1-я девочка:

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

2-я девочка:

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

1-я девочка:

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

2-я девочка:

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

1-я девочка:

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

2-я девочка:

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Учитель предлагает ребятам пояснить, что неправильного сделала девочка в театре?

В ходе обсуждения ученики формулируют правила поведения в театре. Учитель записывает их маркером на белом листе ватмана. Если приведенные ниже правила покажутся громоздкими, их можно просто зачитать, а записать на ватмане главную мысль правил поведения в театре.

Возможные правила поведения в театре:

После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать пьесу (спектакль), узнать о ее авторе, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (по окончании или в антракте) с вашим спутником или друзьями.

Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места.

Если нет возможности свободного выбора, и места находятся далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья остальным зрителям.

Одежда для театра должна быть торжественной. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими.

В театр мужчина (мальчик, юноша) заходит первым, предъявляя билеты. Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет.

Мужчина (мальчик, юноша) также проходит первым на свое место, за ним следует женщина (девочка, девушка). Проходить следует лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины или девушки могут не подниматься.

Не следует разглядывать публику в бинокль, одалживать бинокль у соседей, рассказывать им содержание пьесы.

Если место занято, следует обратиться к дежурной по залу.

Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.

Во время спектакля запрещается шуметь.

В антракте — можно остаться в зале или выйти. Если спутница не хочет выходить — мужчина или юноша должен остаться с ней.

Можно уйти из театра до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, не следует своим видом или репликами мешать окружающим.

Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.

Игровая ситуация «В транспорте»

3-я игровая миниатюра «На автобусной остановке»

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Когда состаришься — ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать.

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо вести себя на автобусной остановке? (Рассуждения учеников.)

4-я игровая миниатюра «В автобусе»

У классной доски стоят шесть стульев в ряд, они условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!» Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!»

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в транспорте:

При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).

Если есть свободное место, спокойно займи его.

Уступай место пожилым людям, женщинам и людям старшего возраста.

Если ты с девочкой, предложи ей место.

В транспорте громко не разговаривай с друзьями.

Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.

Игровая ситуация «В гостях»

5-я игровая миниатюра — «В гостях»

Учащийся читает стихотворение Г. Остера:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман.

Но не прячь туда варенье —

Трудно будет вынимать.

Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.

6-я игровая миниатюра «Васечкин принимает гостей»

У доски стоят стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в гостях:

При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.

Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».

Подарок обычно дарят при входе в помещение.

В гостях вести себя скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.

За столом вести себя скромно, соблюдая правила этикета.

Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на «Вы».

Подведение итогов . В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина. Учитель подводит итоги анализа ситуаций, еще раз повторяет учащимся правила поведения в общественных местах. Ребятам предлагается внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.

Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов. Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.