Классификация планов. Форма планирования и факторы, не нее влияющие. Классификация планирования

Планирование мо­гут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обо­снования, время действия, сфера применения, стадии разработки, сте­пень точности и др.

1. По содержанию планов следует выделять такие виды внутрен­него планирования, как: технико-экономическое, оперативно-производ­ственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутреннего планиро­вания, как фирменное, корпоративное или иные системы планов, отно­сящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяй­ственной организации. На среднем уровне управления это цеховая система планирования, на нижнем - производственная или оперативно-производственная, которая, как правило, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

3. По методам обоснования на практике находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, ин­дикативное и административное, или централизованное. На предприя­тиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими фор­мами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товари­ществах и акционерных обществах, а также на иных предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуля­торами или ориентирами в этом случае служат соответственно меха­низмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Рыночное самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на про­изводимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивает­ся и цена товара, а следовательно, планируется расширение его про­изводства. При снижении цен и объема продажи товара его выпуск в плане также автоматически снижается. Индикативное планирование - это по существу государственное регулирование цен и тари­фов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня средней заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше­стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции (услуг),номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одно­временно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного их вида.

4. По времени действия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуще­ствляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное - в пределах от I до 3 лет, а краткосрочное- в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5. По сфере применения внутреннее планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Их объек­том служит соответствующая производственная система или подразде­ление предприятия.

6. По стадиям разработки планирование бывает предваритель­ное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются про­екты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов (внутренних или внешних нормативных актов).

7. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и про­изводственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нор­мативное. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо решить в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но приближе­ние к которым предусматривается в планируемом периоде или за его пределами.

studfiles.net

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Основы менеджмента. Учебник » 15. Классификация планов, разрабатываемых в организации

    Классификация планов, разрабатываемых в организации
    Известно, что любая классификация предусматривает выбор основания, по которому и будет осуществляться деление всех объектов классификации на группы. В настоящем случае целесообразно классифицировать все планы, которые разрабатываются и реализуются в организациях потрём наиболее известным основаниям. В зависимости от длительности планового периода планы делятся на три группы: 1. Перспективные, или стратегические, планы составляются на 10-15 лет вперёд. Такие сроки вполне обоснованы. Дело в том, что товар, в среднем, живёт на рынке не более пяти лет, а в последнее время этот срок значительно сокращается из-за быстрого морального устаревания. В таких условиях залогом успешного развития организации является способность прогнозировать тенденции развития потребительского рынка и планировать свою деятельность на три товара вперёд. То есть в стратегическом плане целесообразно иметь три раздела: один раздел посвящен производству и реализации того товара, на который организация делает ставку в данный момент и который в ближайшие годы будет востребован на рынке. В то же самое время проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке к производству и выведению на рынок нового товара, который придёт на смену сегодняшнему. Содержание второго периода аналогично первому. Новый товар приходит на смену устаревшему, и параллельно начинается разработка следующего, замысел которого возник ещё на первом этапе. 2. Среднесрочные, или оперативные, планы составляются на срок до пяти лет. Фактически каждый такой план является развёрнутым вариантом соответствующего раздела стратегического плана. Он должен предусматривать детальный комплекс мер по инвестированию средств в закупку оборудования и организацию выпуска товара. Далее следует расчёт и обоснование собственно производства и реализации товаров в течение планового периода, с учётом того, что накопленных от продажи товаров денежных средств должно хватить на последующую утилизацию устаревшего оборудования, закупку и установку нового и организацию выпуска нового товара. 3. Текущие, или тактические, планы составляются на срок до одного года. Они конкретизируют положения оперативных планов. Примером текущих планов могут служить планы работы организации на год, квартал, месяц. Возможно также планирование работы на неделю и на каждый день. В зависимости от организационной структуры, для которой осуществляется планирование, планы делятся на четыре группы: 1. Планы работы организации в целом - данные планы носят комплексный характер и включают разделы, в которых содержатся планы действий по основным направлениям деятельности организации. Разработка такого плана осуществляется под руководством первого лица, которым может быть генеральный директор или просто директор (в зависимости от статуса). Он в дальнейшем подписывает этот план и представляет его для утверждения. Утверждение может осуществляться вышестоящим должностным лицом (главой местной администрации, начальником управления в министерстве, заместителем министра или самим министром) для муниципальных или государственных унитарных предприятий или советом директоров для хозяйственных обществ. 2. Планы работы отдельных структурных компонентов организации - в таких планах содержится перечень мероприятий, которые это структурное подразделение должно будет выполнить в общей системе функционирования и развития организации. Разрабатывает такой план начальник подразделения, он же подписывает его. Утверждение плана осуществляется у того должностного лица, которому подчинено это подразделение. Примером может быть отдел сбыта продукции, план работы которого утверждается у заместителя генерального директора по сбыту. 3. Личные планы сотрудников - в данном случае соблюдается главный принцип: сотрудник организации разрабатывает план своей деятельности, оформляет и подписывает его. Далее он представляет план на утверждение своему непосредственному начальнику. 4. Планы работы дочерних предприятий - порядок их разработки и утверждения аналогичен порядку разработки утверждения плана работы материнской организации, представленный выше. В зависимости от содержания деятельности планы делятся на шесть групп: 1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 2) материально-технического снабжения; 3) производства товаров и (или) услуг; 4) сбыта и реализации продукции; 5) работы с персоналом; 6) финансовой деятельности. Каждый из шести отмеченных планов фактически является развёрнутой версией соответствующего раздела плана работы организации в целом и конкретизирует содержащиеся в нём положения. Разрабатывает и подписывает такой план, как правило, соответствующий заместитель генерального директора (по снабжению, сбыту и т.д.) или начальник отдела (службы), если данный отдел (служба) напрямую подчинён генеральному директору. Утверждение плана осуществляет генеральный директор. Лекция, реферат. Классификация планов, разрабатываемых в организации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. « назад Оглавление вперед » 14. Сущность планирования и порядок его осуществления в организации « | » 16. Сущность и содержание организации как функции менеджмента

referatwork.ru

2.3 Классификация планов предприятия

Планы можно также классифицировать по следующим признакам.

Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости осуществления коррекции.

В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч.

Система планов на предприятиях, функционирующих в условиях рыночной экономики, включает следующие разновидности.

1) план сбыта - устанавливается на несколько лет вперед по ко­личеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в раз­резе различных видов рынков и сегментов;

2) план производства - рассчитывается по исходным данным плана сбыта. Это количество продукции, подлежащее изготовлению в течение определенного периода времени: года, полугодия, квартала;

3) план создания производственных мощностей - в нем определяется потребность в машинах, оборудовании, производ­ственных площадях, коммуникациях и т.п.

4) план инвестиционной деятельности - определяет потребность в денежных средствах по вновь создаваемым мощностям на предприятии, а также для других целей.

5) план по персоналу - в нем определяется потребность в раз­личных профессиях работников, их квалификации, устанавливаются принципы и предусматривается порядок оплаты труда. Важной ком­понентой здесь являются планы подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации управленческого персонала разных уровней.

6) план материально-технического снабжения - здесь рассчитывается потребность в материально-технических ресур­сах исходя из принятого объема производства с учетом ассортимента.

7) план материальных запасов - в нем определяется ве­личина текущих запасов, необходимых для обеспечения нормально­го функционирования производства и осуществления сбыта продукции.

8) финансовый план - определяет общую потребность в фи­нансовых ресурсах, а также устанавливает источники их привлечения и другие виды планов.

План и прогноз - это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями.

Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план - это уже выработанный директивный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является вариантным (альтернативным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план отличаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз. Обоснованное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного - это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий обосновать данный и последующие планы.

Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

6. Классификация и виды планов

Планирование классифицируется следующим образом:

1) по степени охвата;

3) по объекту планирования;

4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

5) по охвату;

6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

7) по степени жесткости и гибкости.

Принципы планирования:

1) полнота;

2) детализация;

3) точность;

4) простота и ясность;

5) непрерывность;

6) эластичность и гибкость;

7) выравнивание;

8) экономичность.

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

1) объект планирования;

2) субъект планирования;

3) период планирования;

4) средства планирования;

5) методику планирования;

6) согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:

анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);

2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);

4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЗ) автора БСЭ

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Классификация По цели проведения:вечеринки для того, чтобы насладиться обществом друг друга;вечеринка для установления новых знакомств и связей;вечеринка с одногруппниками – для сближения и посвящения;встреча для общения.По месту проведения:клубные массовые –

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Планов громадье Из поэмы «Хорошо» (1927) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Я планов наших люблю громадье, Размаха шаги саженья. Я радуюсь маршу, которым идем в работу и в сраженья. Шутливо или иронически о больших планах, далеко идущих замыслах, идеях, а также о

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным методом разработки планов является балансовый. Он заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении

Из книги Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы автора Назарова Валентина Ивановна

8. СОВОКУПНОСТЬ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ Планирование включает совокупность планов по различным направлениям деятельности предприятия. Основными разделами современного плана производства являются: план производства и реализации продукции; план маркетинга;

Из книги Общестроительные отделочные работы: Практическое пособие для строителя автора Костенко Е. М.

59. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПРОГРАММ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ Среди других программ такого плана можно выделить Project Expert и Forecast Expert. Программа Project Expert позволяет:1. Спроектировать стратегию развития бизнеса. Система дает возможность проанализировать несколько стратегий

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

2. Классификация и виды отделочных работ Штукатурные работы. Эти виды работ производятся после того, как основные строительные работы закончены, в дверях и окнах вставлены коробки, переплеты и окна остеклены. Штукатурка - это слой искусственного камня на поверхности

Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

Классификация В табл. 6.1 показано, как классифицируются неврозы и связанные с ними расстройства в DSM-IIIR и МКБ-10. В общих чертах эти схемы похожи, но следует отметить определенные различия. Таблица 6.1. Классификация в МКБ-10 и в DSM-IIIR DSM-IIIR* МКБ-10 Тревожные

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

Глава 11 Примеры планов Если бы я занимался на протяжении двух лет одними и теми же упражнениями, результаты все равно не были бы одинаковыми. Что-то постоянно меняется. Мигель Индурайн К настоящему моменту вам должно быть понятно, что невозможно создать план тренировок,

Из книги МСФО. Шпаргалка автора Шредер Наталия Г.

5. Структура планов Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия.

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

14. Система прогнозов и планов Теория выделяет стандартную систему прогнозов и планов. Годовой план любого предприятия представляет собой прогноз и программу финансовой, хозяйственной и производственной деятельности. Он состоит из следующих элементов:1) план

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Из книги автора

Из книги автора

IV этап Анализ планов поведения? Установление взаимосвязей между особенностями поведения и особенностями личности, системно поддерживающими стратегии поведения, обеспечивающими их повторяемость в различных ситуациях.? Систематизируйте выделенные на первых трех

Из книги автора

Упражнение «Контролируйте выполнение планов» Выберите время - например, каждый вечер, или, если планы масштабные, раз в неделю, в месяц, - чтобы спокойно сесть и проанализировать текущую ситуацию.Ответьте себе на вопросы: Сделал ли я все, что планировал к этому

Предприятия используют различные виды планирования и формы планов. Выбор того или иного вида планирования зави­сит от многих факторов, среди которых доминирующее поло­жение занимает специфика предприятия. Важнейшими из факторов, определяющих специфику предприятия, являются форма собственности и концентрация капитала; размеры пред­приятия; уровень научно-технологического развития; характер выпускаемой продукции и отраслевая принадлежность пред­приятия; уровень концентрации и комбинирования, специали­зации и кооперирования производства и т.д.

1.С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного пла­нирования макроэкономического развития. Оно является анти­подом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикатив­ного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомен­дательный характер.

Индикативное и директивное планирование должны допол­нять друг друга, быть органически увязаны.

2. По содержанию плановых решений выделяют стратеги­ческое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-плани­рование. (планы стратегические, тактические (текущие), оперативно-производственные и биз­нес-планы)

Стратегическое планирование, как правило, ориентиро­вано на долгосрочную перспективу и определяет основные на­правления развития хозяйствующего субъекта.

Основная цель стратегического планирования состоит в соз­дании потенциала для выживания предприятия в условиях ди­намично изменяющихся внешней и внутренней сред, порожда­ющих неопределенность перспективы. В результате стратеги­ческого планирования предприятие ставит перспективные це­ли и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое планирование следует считать процессом соз­дания предпосылок для реализации новых возможностей пред­приятия. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития предприятия, пред­ставляющий собой комплексную программу его производствен­ной, хозяйственной и социальной деятельности на соответству­ющий период.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом планирования хозяйственной деятель­ности предприятия. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование предназначено для оценки целесооб­разности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

3.В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное пла­нирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором пер­вый год детализируется до уровня текущего плана и представ­ляет собой, по сути дела, краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до одного года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (де­кадное) и суточное планирование.

Т.о., от времени действия выделяют планы долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (менее 1 го­да, на квартал, месяц);

4. уровням управления - планы предприятия, цеха, участка, бригады, отдела, рабочего места;

5.по степени охвата:

Общее планирование, охватывающее все аспекты пробле­мы;

Частичное планирование, охватывающее только опреде­ленные области и параметры;

В теории и практике планирования могут также выде­ляться другие виды планирования, охватывающие как глав­ные, так и второстепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям:

б) по объектам планирования:

Целевое планирование, относящееся к определению стра­тегических и тактических целей;

Планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потен­циалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

Программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ про­изводства и сбыта;

Планирование действий, например, специальных продаж, найма кадров;

в) по сферам планирования:

Планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

Планирование производства (производственной програм­мы, подготовки производства, хода производства);

Планирование персонала (потребности, найма, переподго­товки, увольнения);

Планирование приобретений (потребности, закупок, реа­лизации излишних запасов);

Планирование инвестиций, финансов и т.д.;

д) по координации, частных планов во времени:

Последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, со­стоящий из нескольких этапов;

Одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) по учету изменения данных:

Жесткое планирование;

Гибкое планирование;

ж) по очередности во времени:

Упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой (планы чере­дуются последовательно один за другим);

Скользящее планирование, при котором по истечении оп­ределенного запланированного срока план продлевается на сле­дующий период;

Внеочередное планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, напри­мер при реконструкции или санации предприятия;

з) с точки зрения содержания планируемых показателей:

Экономическое планирование – связано с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих буду­щее состояние экономической системы предприятия;

Техническое планирование – соответственно предопреде­ляет технико-экономические параметры предприятия, напри­мер конструкцию и научно-технический уровень выпускаемых изделий;

Организационное планирование – охватывает организа­цию производства, труда и управления;

Социальное планирование – направлено на подготовку решений в области социальной политики предприятия.

Все эти виды планирования позволяют комплексно учиты­вать внутренние и внешние изменения в производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия, создавая предпосылки для повышения уровня его экономического потенциала.

При изменении внешних и внутренних условий реализации плана планирование превращается в непрерывную корректи­ровку плана с целью адаптации (приспособления) предпри­ятия к изменяющимся рыночным условиям.

Методология планирования развития предприятия определя­ет основные принципы и методы проведения плановых расче­тов , раскрывает логику формирования планов и логику их осу­ществления .

Принципы - это основополагающие правила планирования, т.е. исходные положения формирования и осуществления пла­нов развития предприятия с точки зрения их целенаправлен­ности, системности, структуры. Иными словами - это основ­ные требования, которые должны выполняться при разработке планов.

Методы - способы, приемы, используемые при разработке планов и программ развития предприятия. Они выступают в ка­честве инструмента, позволяющего реализовывать методологи­ческие принципы планирования.

Принципы и методы планирования

Для обеспечения эффективной работы предприятия и уменьшения возможности отрицательных результатов плани­рования оно должно базироваться на следующих принципах, приведенных на рис. 5.1.3.

Рис. .3. Принципы планирования

Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого ви­да трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требо­ваниям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип непрерывности заключается в том, что на каж­дом предприятии процессы планирования должны осуще­ствляться постоянно, а разрабатываемые планы – непрерывно приходить на смену друг другу. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегиче­ских планов к оперативным, необходимость взаимодействия долго- и краткосрочных планов.

Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприя­тия. На отечественных предприятиях существуют планы про­изводства и продажи продукции, повышения технического и организационного уровней производства, планы отдельных структурных подразделений и другие, которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономи­ческого развития предприятия таким образом, чтобы измене­ние тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования. (принцип взаимной увязки, координации и достижения органиче­ского единства планов предприятия и его подразделений , на основе оптимального сочетания планирования «сверху - вниз» и «снизу – вверх», что обеспечивает согласование внутрипроиз­водственного планирования с текущим планированием произ­водства всего предприятия)

Принцип гибкости предполагает возможность корректи­ровки уже разработанных плановых показателей. Для осуще­ствления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содержать резервы, называемые "надбавками безопасности", или "подушками". При соблюдении этого требо­вания необходимо также планировать размер таких резервов, поскольку слишком большие резервы влекут за собой неточ­ность разрабатываемых планов, слишком низкие пределы при­водят к частым их изменениям.

Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальная трудоемкость, материалоем­кость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Принцип участия предполагает активное воздействие пер­сонала на процесс планирования, т.е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности не­зависимо от должности и выполняемых функций. Это позволя­ет объединить оперативное руководство и планирование; спо­собствует развитию как личности всех работников, занимаю­щихся планированием; обеспечивает облегчение процесса обме­на информацией внутри предприятия и т.д.

Принцип эффективности требует разработки такого вари­анта плана, который при существующих ограничениях исполь­зуемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего эконо­мического эффекта.

Принцип выделения ведущих звеньев и приоритетов - разработки и производства новых конкурентоспособных видов продукции на основе активизации инновационно-инвестиционной де­ятельности предприятия;

Принцип комплексности - рассмотрения всех сторон объекта ис­следования в его связи и зависимости с другими экономически­ми процессами и явлениями, учета всех принципов планирова­ния и взаимоувязки всех видов и составляющих частей плана;

Принцип сбалансированности и пропорциональности показателей плана, установления и обеспечения соблюдения их пропорций;

Принцип научности - достоверной информации и использования научно проверенных методов планирования.

Таким образом, все перечисленные основные принципы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на до­стижение наилучших экономических показателей.


План предприятия и его характеристика………………………………….3

Классификация видов планирования ……………………………………..6

Факторы влияющие на выбор формы планирования…………………….14

Список используемой литературы………………………………………..19

План предприятия и его характеристика

Функционирование любого предприятия подразумевает взаимодействие и совместную работу нескольких звеньев (людей, отделов, дивизионов и т.д.). Для того, чтобы их деятельность была эффективной и слаженной необходима четкая постановка задачи для каждого звена, т.е. необходим план, разработанный на основе миссии и целей предприятия.

Планирование непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организац ии и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

    Планирование это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

    Планирование представляёт собой не единичный акт, а сложный многофазовый, многозвенный процесс, совокупность последовательных шагов в поисках оптимального решения. Эти шаги могут осуществляться параллельно, но согласованно, под одним общим руководством.

Планирование - это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем, уменьшить неопределенность. Обычно эти решения образуют сложную систему, в рамках которой влияют друг на друга, поэтому нуждаются в определенной увязке, позволяющей обеспечить их оптимальное сочетание с точки зрения улучшения конечного результата. Решения, которые принято относить к плановым, взаимосвязаны с постановкой целей, задач, выработкой стратегии, распределением, перераспределением ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми предприятие должно действовать в предстоящем периоде.

Планирование как основной процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.

Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования. Планирование предопределяет системное осмысливание ситуации, более четкую координацию, точную постановку задач и современные методы прогноза.

Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документовпланов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.

План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами.

План становится основой деятельности предприятия всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованную работу подразделений, контролировать процесс, определить потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки предприятия и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей различных служб. Планирование в новых условиях это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.

Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:

Преемственность стратегического и текущего планов;

Социальная ориентация:

Ранжирование объектов по их важности;

Адекватность плановых показателей;

Согласованность с параметрами внешней среды;

Вариантность;

Сбалансированность;

Экономическая обоснованность;

Автоматизация системы планирования;

обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрес сивных техникоэкономических нормативов;

Ресурсное обеспечение;

Наличие разработанной системы учета, отчетности, контроля, ответственности за выполнение.

Классификация видов планирования

Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.

Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов:

    Монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности;

    Жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями;

    Ограничение самостоятельности субъектов хозяйствования;

    Концентрация производства, ориентация производственной специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную эффективность;

    Замкнутость единого народнохозяйственного комплекса страны.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами предприятия (субъекты планирования).

Чтобы решит эту проблему необходимо рассмотреть виды планирования.

(формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

Директивное

Индикативное планирование

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:

Долгосрочное планирование (перспективное)

Среднесрочное планирование

Краткосрочное планирование (текущее)

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гадание, а не научным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

Стратегическое планирование

Тактическое планирование

Оперативно-календарное планирование

Бизнес-планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.№

Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование

– процессом их реализации.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки – выпуск – прибыль цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование.Классификация налогового планирования Реферат >> Финансы

Однозначного мнения по классификации видов , форм и методов налогового планирования . Классификация налогового планирования , как процесса разработки...

  • Классификация видов самостоятельной работы учащих

    Реферат >> Педагогика

    Мотивации самостоятельной работы студентов Глава 2. Классификация видов самостоятельной работы учащих 2.1 организация самостоятельной... зависит качество учебных занятий. Существует 2 вида планирования : 1) перспективное – осуществляется в тематических планах...

  • Планирование как одна из функций менеджмента

    Курсовая работа >> Менеджмент

    Средств. 1.3. Характеристика видов планирования Каждый вид планирования отличается составом решаемых... Таблица 1.1 Схема классификации видов внутрифирменного планирования Критерий классификации Вид планирования 1. Период планирования Долгосрочное (более...

  • Классификация видов затрат на рабочую силу

    Задача >> Экономика

    ... (табл. 1). Таблица 1 Классификация видов затрат работодателей на рабочую силу... используемых на западных предприятиях при планировании , учете, анализе, и... конкурентами и закладывать в основу планирования такой уровень показателей, который обеспечивал...


  • Планирование классифицируется следующим образом:
    1) по степени охвата;
    2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
    3) по объекту планирования;
    4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
    5) по охвату;
    6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
    7) по степени жесткости и гибкости.
    Принципы планирования:
    1) полнота;
    2) детализация;
    3) точность;
    4) простота и ясность;
    5) непрерывность;
    6) эластичность и гибкость;
    7) выравнивание;
    8) экономичность.
    Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.
    Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
    1) объект планирования;
    2) субъект планирования;
    3) период планирования;
    4) средства планирования;
    5) методику планирования;
    6) согласование планов.
    Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:
    анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.
    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.
    В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
    При стратегическом планировании выделяются следующие цели:
    1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);
    2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);
    3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);
    4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).