Киев. Дом Плачущей вдовы. Дом плачущей вдовы Лютеранская 23 дом плачущей вдовы

Строение по улице Лютеранская 23, известное как особняк Аршавского или еще более известное как дом «плачущей вдовы» - образец элитной застройки района Липки. У этого особняка выразительное очертание, присущее произведениям периода раннего модерна. Является памятником архитектуры (охранный No 28).

История и владельцы

Дом возведен в 1905-1907 годах по проекту главного городского архитектора Эдуарда Брадтмана для полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского (монограмма владельца «СА» размещена над входом). Строительство вышло недешевым, поэтому, чтобы отдать долги, владелец три года сдавал в аренду весь верхний этаж.

В 1913 году Аршавский продал сой особняк киевскому купцу 1-й гильдии Товию Апштейну – богатому владельцу доходных домов и крупному предпринимателю. В этом доме новый владелец умер в 1917 году, а уже в следующем году его национализировали. Первое время здесь размещаются различные государственные учреждения, а затем особняк получил «спецназначение».

Сегодня Дом плачущей вдовы – одна из государственных резиденций Президента Украины, причем наименьшая. Здесь часто останавливались президенты других стран и другие почетные гости Украины. В 1997 году особняк капитально отреставрировали, а в 2007-м - впервые показали журналистам.

Архитектура

Строение двухэтажное кирпичное, в основе прямоугольное. Каждый фасад решен по своему: обращенные к соседним участкам выполнены в облицовочном кирпиче; парадные, обращенные к перекрестку - с применением дорогих строительных материалов (лабрадорит, серый гранит, искусственный камень), лепного декора из цемента, оливковой плитки, желтого кирпича (для основной кладки) и ковки.

Интерьер и двор

В интерьерах сохранился первоначальный лепной декор, камин и три люстры Сваровски. Помимо десяти комнат, каждая из которых имела свое решение, в особняке на время постройки были все блага цивилизации того времени - канализация, водопровод и телефон. В двух каменных службах рядом с домом разместились гаражи для двух автомобилей (в то время как большинство еще ездили на повозках), ледовни, холодные погреба, комнаты для водителя и дворника.

Во дворе, где был небольшой фамильный сад, до нашего времени сбереглось блюдце фонтана с гипсовым вазоном-лебедем.

Интересно, что в оформлении особняка автор не использовал характерные для стиля модерн ирисы, а использовал характерное для современного Киева изображение листа каштана, при том, что в то время в городе не было так много каштановых деревьев. Такое решение было новым и не встречается в киевских доходных домах того времени.

«Плачущая вдова»

Загадочное название этого особняка «Дом плачущей вдовы» или «Дом неутешной вдовы» появилось благодаря таинственной женской маске – маскарону, смотрящей на улицу Лютеранскую с фронтона над входом. Название, видимо, возникло потому, что в дождевую погоду по ее лицу стекают ручьи, напоминая слезы. Интересная деталь – голову женщины украшает каштановый пятилистник.

Но вдова в доме все же была – около года после смерти Товия Апштейна его жена проживала в этом особняке. Но к названию здания это не имеет никакого отношения.

Бытует предположение, что немец по происхождению Брадтман в этом маскароне изобразил воинственную деву Валькирию, распорядительницу человеческих судеб, из скандинавской мифологии.

Еще фотографии Дома плачущей вдовы

На первый взгляд - обычное здание. Почти наверняка каждый из нас, спеша по своим делам, прошел бы мимо него, не поднимая глаз, если бы не одна занятная деталь - грустное лицо красивой женщины на фасаде. Именно оно и привлекает внимание к этому дому. Именно оно и сделало здание популярным, порождая легенды, слухи и толки. Именно с ним связано народное название дома. Ведь очаровательная незнакомка, украсившая фасад здания, не просто грустит - в дождливую погоду она безутешно плачет, так как капельки влаги, словно слёзы, струятся по каменному лицу.

Выходит, здание принадлежало вдове? Вовсе нет. Известно, что заказчиком особняка выступил полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский. Он обратился к известному архитектору Киева Эдуарду Брадтману , который и возвел это здание в 1907 году. Заказчик, хоть и был вынужден сдавать верхний этаж особняка, благополучно прожил в нем с женой и четырьмя детьми вплоть до 1913 года.

Откуда же взялась "вдова"? У каждого киевского экскурсовода припасена своя легенда на этот счет, и не одна. экскурсантам предложат множество версий о происхождении этого названия, одна романтичнее другой.

А те, кто настроен более прозаично, поведают о том, что лицо женщины - это не более чем декоративная особенность, присущая стилю модерн, в котором и выполнен особняк, так называемый античный маскарон. Обычно он выступает символом домашнего очага, своеобразной защитой от дурного глаза, слухов и сплетен. Кто бы мог подумать, что в данном случае этот символ, наоборот, станет их источником!

Кроме загадочного лица женщины, у здания есть и другие отличительные черты. Так, каждый из фасадов здания имеет свое решение. Нашим взорам сегодня доступны два парадных фасада (перекресток улиц Банковой и Лютеранской). Они отделаны лабрадоритом - высококачественным облицовочным материалом, присущим монументальной архитектуре, а также серым гранитом и искусственным камнем под руст. Здание также украшают лепнина из кирпича, керамическая плитка, кованный металл. Над одним из балконов парадного фасада вырезана монограмма заказчика и владельца здания - СА (Сергей Аршавский).

После Аршавского Домом Плащущей вдовы владел купец Тевье Апштейн. После революционных событий особняк был национализирован. В разное время в нем располагались: Федерация иностранных групп при ЦК компартии, Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, правительственные структуры. Сегодня здание находится на балансе Администрации Президента. Вероятно, его используют для приема и размещения высокопоставленных гостей.

Есть здания и архитектурные достопримечательности, которые привлекают своим внешним видом, но на деле оказываются «пустышкой» никакой интересной легенды или истории. Есть такие постройки, мимо которых пройдешь и не заметишь, но стоит немного окунуться в его историю, как сразу каждый камень в этом здании оживает и увлекает в далекое путешествие. А есть архитектурные жемчужины, которые приковывают к себе взгляды прохожих и уносят в водоворот своих тайн, загадок и истории. Именно к таким является Дом плачущей вдовы в Киеве. Фасад в стиле модерна, венчающийся необычной скульптурой женщина, легенды, которые окутывают появление этой женской маски на здании и даже история самого особняка достойны того, чтобы уделить ему достаточно времени.

С чего началась история «плачущей вдовы»

Особняк Аршавского - именно так назывался, да и сегодня называется этот дом неподалеку от Мариинского дворца. Некогда на его месте был небольшой одноэтажный ветхий дом, который был выкуплен купцом Сергеем Аршавским. На его месте в 1907 году появился двухэтажный особняк для купца и его семьи. Тогда еще он не носил название Дом «плачущей вдовы», а так и назывался «особняк Аршавского», о чем по сей день свидетельствуют инициалы купца на фасаде: АС. Правда так сложилось, что сразу после окончания строительства семья купца вынуждена была жить на первом этаже, а второй отдать под сдачу, ведь все деньги ушли на строительство здания.

После полного разорения в августе 1913 года особняк был продан купцу Товию Эпштейну и его жене. Именно его супруга Груня и была единственной вдовой, которую видел особняк. Она пережила своего горячо любимого мужа на 5 лет. И именно с Груней связана легенда, которой манит туристов Дом плачущей вдовы в Киеве. Гласит она о больших страданиях Груни, которая нашла способ видеться с покойным мужем. Для этого она надевала специальную маску, привезенную из индийского храма. В момент, когда маска была на вдове, посередине лба загорался «третий глаз», который освещал темноту и перед Груней появлялся дух ее супруга. Когда вдова заболела и не могла вставать, она приказала создать маску, чтобы приходящий дух мужа мог видеть облик и думать, что это его любимая. После смерти сердце Груни было замуровано в ту же маску.

Эта легенда так плотно окутала особняк, что маскарон в виде женского лица сегодня больше, чем просто оригинальное решение архитектора. Кстати, построено здание было по проекту архитектора Эдуарда Брадтмана.

Дом плачущей вдовы - иллюзия или мистика?

Кроме легенды, которая прочно связана с особняком, есть и другие. Одни гласят о том, что усадьбу для своей сестры, не нашедшей личного счастья, возвел В. Городецкий. Другие истории рассказывают о влюбленных герцогине и моряке, которые скрывались в стенах дома. С тех пор, как любимые и дети герцогини погибли в море, плачущая маска напоминает о ее страданиях.

Но не только такие загадочные объяснения необычного маскарона имеются в арсенале. В ходе исследований было сопоставлено несколько исторических образов с изображением на фасаде усадьбы. Одни приписывали ему образ Медузы Горгоны, другие птицу Алконост из картины Васнецова, ведь за лицом женщины отчетливо видны крылья. Но самым правдоподобным стало сравнением маскарон с мифическим образом Гамаюн, также изображенным Васнецовым в 1897 году. Это образ птицы, знающей все, которая открывала знания о грядущем только тем, кто имеет дар узреть их.

Казалось бы, что особенного в этом маскароне, ведь есть и дома с химерами, почему же вдова так интересует не только туристов, но и специалистов из разных областей? Чтобы понять это, достаточно увидеть Дом плачущей вдовы в Киеве во время дождя. Даже люди с полным отсутствием фантазии смогут увидеть, как по ее лицу стекает слезы. Что это - иллюзия? Магия? Или просто хорошо продуманная система сбора и слива дождевой воды?

Роскошная архитектура и известные гости особняка

Какие загадочные тайны и легенды не окружали усадьбу, не менее привлекательным для каждого остается и его архитектурный стиль. Выполнено здание в стиле модерн, о чем свидетельствуют строгие линии, смягчающиеся определенной отделкой из различных материалов. Фасад, выполненный из желтого кирпича, отлично дополняется коваными изделиями, лепниной, а также гранитом и плиткой. Над основной линией фасада виднеется столь нашумевший маскарон женского лица, который только подчеркивает стиль модерн. Парадная лестница выполнена из мрамора, что не может остаться незамеченным. На каждом этаже находились комнаты, кухня и буфет. В подвале был винный погреб и прачечная.

С 1994 года стены «гостеприимной вдовы» посетили многие известные люди, в том числе Кондолиза Райс, Мадлен Олбрайт, а экс-президент Леонид Кучма был частым гостей в бильярдной этого дома.

Это лишь крупица интересных фактов, тайн и загадок, которые хранит Дом плачущей вдовы. Киев полон удивительных достопримечательностей, которые могут раскрыть для вас еще много всего неизвестного. Опустившись в конец страницы, вы найдете уникальный продукт, который окунет вас в историю загадочного дома - это аудиогид. Бесплатная версия содержит в себе немного основной информации. Если же вы хотите узнать то, что не доступно на страницах книг и интернет-порталах, тогда платная версия ждет вас. С аудиогидом вы получите настоящее удовольствие, путешествуя по разгадкам и интересным фактам создания и истории усадьбы. А взбодрить вашу фантазию помогут уникальные фотографии достопримечательности, которые являются бонусом к платной версии аудиогида. Экскурсовод в кармане - это не только удобно, но и очень увлекательно!

В Киеве много загадочного и таинственного. Касается это и столичной архитектуры. Мы исследуем особняк предпринимателя с Подола Сергея Аршавского, построенного на улице Лютеранской. Киевляне называют его "Дом плачущей вдовы".

Пожалуй, это здание не нуждается в особых представлениях – Дом плачущей вдовы входит в первую десятку самых знаменитых киевских домов, фигурирует во всех путеводителях, является одним из лидеров по количеству легенд. И все-таки, реальная история Плачущего дома не то чтобы неизвестна, как будто затерялась за дымкой романтических преданий и городских сплетен.

На Липках, вблизи Царского дворца и резиденций высших сановников региона, охотно селились богатые и знатные горожане. В конце XIX – начале ХХ века там появились многочисленные особняки, принадлежавшие местным сахарозаводчикам и другим удачливым предпринимателям.

В начале 20 столетия утопающий в зелени Киев поражал своей красотой, а улица Лютеранская (первоначальное название - Графская), самая живописная, расположенная среди виноградников и шелковичных деревьев, давала чувство уединения, здесь любила прогуливаться киевская элита. В 1905 году полтавский купец 2-ой гильдии Сергей Аршавский купил на этой улице одноэтажный деревянный дом у подпоручика Льва Гербаневского и заказал проект нового дома киевскому городскому архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману – талантливому архитектору, известному своими нестандартными подходами к работе и европейским вкусом.

Судя по всему, дом изначально планировался как фамильное гнездо. По крайней мере, купец второй гильдии гордо поместил на фасаде свою монограмму (переплетенные буквы AS – Сергей Аршавский).

В архитектурной стилистике дома прослеживается популярное в начале ХХ века сочетание новаторских, даже авангардных идей и элементов старинных зданий из прошедших эпох. В данном случае – эпохи Возрождения, именно такие дома – строгие и прекрасные в старину называли «каменицами»…
Его необычный облик, сложный силуэт, замысловатые архитектурные детали служат прекрасным образцом стиля модерн. Фасады особняка отделаны разнообразными материалами: гранитом, бетоном, кованым металлом, кирпичом или керамической плиткой под кирпичную кладку. Капитальная ограда участка составляет неразрывное целое с домом.

Но главной загадкой дома является большой каменный барельеф, установленный на фронтоне парадного фасада. Барельеф изображает печальное женское лицо, увенчанное венком из кленовых листьев. С этих листьев в дождливую погоду по каменным щекам безутешной красавицы текут капли, и кажется, что она плачет... Киевляне называют женщину на барельефе "Плачущей вдовой"
Но почему она "плачет"? Почему "вдова"? Самое интересное, что владелица загадочного лица на барельефе и причина ее слез для историков остаются загадкой.

Само собой разумеется, история здания обросла легендами.
Одна из них, говорит, что на крыше дома установлен резервуар, который во время дождя заполняется водой и по желобам, подведенным к глазам красавицы, она ручейками из глаз попадает на щеки и создается впечатление, что красавица плачет.
Выглядит это потрясающе! Сам процесс вызывает романтические чувства у многих!
Другая версия, что в доме пряталась влюбленная пара, капитан с герцогиней, но случилась трагедия, в море погиб возлюбленный с детьми герцогини и ее безутешное лицо залитое слезами, увековечено на барельефе. Еще существует версия, что после смерти Апштейна, его жена проживала в доме в течение 5-ти лет, говорили, что она очень тосковала и оплакивала мужа.

На самом деле документы и воспоминания современников содержат достоверные сведения как о заказчике, так и о строителе особняка на Лютеранской, 23. Известно, что его владельцем являлся коммерсант, полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский.
Заказчик, судя по всему, представлял собой «бизнесмена нового типа». Дом задумывался как совершенное произведение искусства, решенное в едином стиле снаружи и внутри. Так что, во внутреннем убранстве присутствовал все тот же загадочный «средневековый» стиль – дубовые панели, изящная лепнина, и, конечно – черная гранитная лестница.

По всем законам купецкого шика особняк должен был соответствовать последним веяниям прогресса. В доме было проведено водяное отопление, водопровод, телефон. Имелись дровяной и угольный склады, а так же двухэтажный дом для прислуги.
Так же на территории появились два автомобильных гаража и комната для шофера. Каждый этаж представлял собой самостоятельную квартиру с десятью комнатами и всевозможными удобствами - кухней, буфетной, ледником (холодильным помещением), прачечной, винным погребом...

Из поколения в поколение пересказывают, что во дворе "Дома плачущей вдовы" стоял вагон, в котором Аршавский оставлял ночевать допоздна загулявших гостей, в нем выдавали постельное белье и подавали чай, и даже иногда раскачивали, имитируя движение поезда.

Элитная недвижимость обошлась купцу-строителю воистину втридорога! Сперва он брал немалые кредиты, которых все равно еле хватало, впоследствии даже заложил имущество. В результате, оказавшись на грани разорения, С. Аршавский вынужден был продать свою мечту богатому промышленнику Тевье Апштейну, владельцу крупной фирмы по торговле металлическими изделиями «Апштейн и сыновья». Любопытно, что нового хозяина здания, скорее всего, не смущали чужие инициалы на стене: старших сыновей, компаньонов и наследников купца Апштейна звали Соломон и Самуил.

«Дом плачущей вдовы» принадлежал семье Апштейн вплоть до революции.
Итак, ни с какой «плачущей вдовой» оформление особняка на Лютеранской не связано. Что же тогда символизирует эффектный маскарон?

Почему-то считается, что это изображение Медузы Горгоны. Имеется в виду Горгона Медуза из знаменитого мифа о Персее.
Но согласиться с этим трудно - хотя бы потому, что на художественных изображениях Медузы всегда бросаются в глаза ее волосы-змеи. У «плачущей вдовы» ничего подобного не видно.


Горгона Медуза. Скульптор Л. Бернини. XVII век

Между тем нетрудно убедиться, что маскарон на фасаде особняка - не просто портрет женщины. Здесь изображено крылатое существо, чьи распластанные крылья отчетливо видны позади. Птица с женским ликом? Что ж, в искусстве встречаются такие образы. Вспомним райских птиц из славянской мифологии. В 1896 году художник Виктор Васнецов написал картину «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Справа - светлая, лучащаяся счастьем птица Сирин. Слева - темная, в тяжелом золотом венце птица Алконост. У нее голова прекрасной женщины, из глаз которой текут слезы.


Алконост. Фрагмент картины «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Художник В. Васнецов. 1896 год

Не это ли аналогия с «плачущей вдовой»? Но нет, Сирин и Алконост - поющие птицы, а у маскарона уста сомкнуты.
Однако тем же Васнецовым в 1897 году был представлен на холсте еще один подобный мифологический образ - Гамаюн. Это всеведущая птица, которая может открыть тайны грядущего, но только тем, кто способен воспринять их.


Гамаюн, птица вещая. Художник В. Васнецов. 1897 год

Картина Васнецова «Гамаюн, птица вещая» произвела сильное впечатление на поэта Александра Блока. В 1899 году он написал одноименное стихотворение:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Рельеф на фасаде особняка действительно близок к образу вещей птицы Гамаюн, столь популярному в эпоху увлечения символизмом и модерном. Глубокий, проникающий взгляд. Печаль - неизменная спутница «многого знания». И еще одна характерная деталь: лик женщины увенчан каштановыми листьями, которые расходятся из одной точки во лбу. Архитектор Елена Сидорова указывает на эту точку как на «место "третьего глаза", то есть чакры "аджна", наделяющей свойством предвидеть будущее». Отметим, что почерпнутое из индуизма понятие о межбровной чакре, связанной с ясновидением, было известно во времена строительства дома на Лютеранской из модного тогда эзотерического учения Елены Блаватской.

Cуществует предание, что эта характерная деталь была сделана по эскизу М. Врубеля. Пока данную легенду не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако, тонкий «врубелевский» лик в окружении старых ветвей действительно придает зданию оттенок некоего декадентского трагизма.

Это впечатление усиливается после дождя, когда по цементному лицу текут потоки «слез». Недаром Дом плачущей вдовы называют еще «черной жемчужиной Липок» хотя, возможно, виной тому черные гранит и лабрадор, которыми отделано строение…


Каково бы ни было толкование необычного маскарона, сейчас мы все равно не знаем, кому и в какой связи принадлежала идея увенчать дом таким изображением - домовладельцу, архитектору или неизвестному нам скульптору, участвовавшему в оформлении особняка. Но прекрасный женский лик оказался в полной гармонии с архитектурным замыслом, автором которого был талантливый киевский зодчий Эдуард Брадтман.

Но время шло...
Шикарный особняк, вместе со всеми Липками понесло в пучину революционных перипетий. За короткий период в доме успели побывать федерация коминтерновских групп, особый отдел, военный штаб, профсоюз железнодорожников…
В новом бесклассовом государстве уверенно формировался класс партийных чиновников, и скоро они положили глаз на дом. Ну не могли «бескорыстные слуги народа» пройти мимо архитектурной жемчужины со всеми удобствами! С тех пор особняк прочно прописался в спецфонде ЦК КПУ.

Однако, с 50-х годов постоянно в нем уже никто не жил. В основном особняк использовался как резиденция для именитых гостей и зона отдыха для дорогих партийных товарищей. До сих пор ходят смутные легенды о загадочной сауне с массажным салоном в подвале…
Сегодня особняк с уютным небольшим двориком, утопающем в зелени деревьев и елей, с очаровательным прудиком и небольшим фонтаном - «по наследству» достался Администрации Президента. Здесь вновь принимают гостей. Вот только вагончика уже нет. В отреставрированном «Доме плачущей вдовы» - официальная резиденция Президента Украины, в которой останавливаются наиболее высокопоставленные зарубежные гости.

Может оно и к лучшему, в нынешних обстоятельствах – его точно не снесут, и он еще долго будет поражать туристов да и коренных киевлян потрясающей архитектурой, легендами и загадками.

Фотографии взяты из интернета

Главная особенность этого двухэтажного здания - грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему «вдова» плачет до сих пор остается загадкой для историков города.

История дома Плачущей Вдовы

Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.

В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней - правительственные структуры.

Каждый из четырех фасадов здания имеет свое решение. Два парадных фасада, которые выходят на перекресток улиц Банковой и Лютеранской, отделаны лабрадоритом, серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Над одним из балконов главного фасада вырезана монограмма бывшего владельца особняка - СА (Сергей Аршавский). Справа от главного входа в особняк - изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.