Каверин вениамин александрович биография. Каверин вениамин александрович - библиогид. Получение новой фамилии

Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия - Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. - повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. - роман «Художник неизвестен».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза - рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) - обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах - «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) - ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).

Годы жизни: с 19.04.1902 по 02.05.1989

Русский советский писатель.

Настоящая фамилия писателя - Зильбер. Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов.

В 1912-1918 гг. учился в Псковской гимназии. В 1919 г. приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В. И. Иванова, встречался с А. Белым, бывал на литературных вечерах с участием В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. В 1920 г., по совету Ю. Н. Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил эти попытки. Обратившись к прозе, в 1920 г. представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ "Одиннадцатая аксиома" и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М. Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.

Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе "Серапионовы братья", возникшей в 1921 г. Здесь наиболее близким ему по творческим устремлениям оказался Л. Н. Лунц, литератор универсального склада, тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг "На Запад!" Каверин в ту пору тоже провозглашал: "Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона". Первое опубликованное произведение Каверина - "Хроника города Лейпциг", выдержанное в иронически-фантастическом "гофмановском" колорите, - увидело свет в составе альманаха "Серапионовы братья" в 1922 г. В том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице.

До конца 1920-х годов Каверин совмещал литературную работу с научной: по окончании университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 г. выпустил книгу "Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского", являвшуюся одновременно диссертацией, принесшей автору звание научного сотрудника первого разряда.

В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина "Мастера и подмастерья", в 1925 г. - роман "Конец Хазы", а в 1931 г. - роман "Художник неизвестен".

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам В. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов. Первым из них стал "Исполнение желаний" - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные особенности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты "Известия". В 1944 г. была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа "Два капитана"; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии.

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. На 2-м съезде писателей в 1954 г. Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю. Н. Тынянова и М. А. Булгакова. В 1956 г. стал одним из организаторов альманаха "Литературная Москва". В 1960-е годы поместил в возглавляемом А. Т. Твардовским повести "Семь пар нечистых" и "Косой дождь" (обе 1962), статьи, в которых стремился воскресить память о "Серапионовых братьях", реабилитировать М. М. Зощенко. В 1970-е годы Каверин выступал в защиту А. И. Солженицына и других опальных литераторов.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю.Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл.Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Награды писателя

Второй степени (1946) - за роман
Орден Ленина
Два ордена Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Орден Дружбы народов

Библиография

1920. Одиннадцатая аксиома
1922.
1922. Столяры
1922. Хроника города Лейпциг за 18… год
1923. Манекен Футерфаса
1923. Пятый странник
1924. Бочка
1925. Большая игра
1925. Девять десятых судьбы.
1925. Конец хазы
1926. Ревизор
1927. Бубновая масть
1927. Голубое солнце
1927. Друг микадо
1927. Сегодня утром
1928.
1929. Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения»
1929. Черновик человека
1930. Пролог
1931. Художник неизвестен
1933. Укрощение мистера Робинзона
1936.
1942. Домик на холме
1944.
1954. Утро дней
1956. Открытая книга
1959. Неизвестный друг
1960. Кусок стекла
1962. Косой дождь
1962. Семь пар нечистых
1965. «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...»
1966. Двойной портрет
1967. Снегурочка
1968. Школьный спектакль

(настоящая фамилия - Зильбер) (1902-1989)

русский писатель, драматург, мемуарист

В сознании массового читателя Каверин Вениамин Александрович является автором одного произведения: обычно вспоминают его роман «Два капитана», который выдержал 42 издания за 25 лет. О других произведениях говорят гораздо реже. В то же время Каверин - яркое явление в истории отечественной культуры, но значение его личности в развитии литературы и искусства осознано еще в недостаточной степени.

Сама его семья может стать предметом для особого разговора. Вениамин родился в Пскове и был младшим, шестым ребенком в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Мать закончила Московскую консерваторию, ее брат был известным пианистом. Хотя она не работала по специальности, но очень много сделала в плане музыкального просветительства. Она организовала в Пскове музыкальный магазин и приглашала в город знаменитостей.

Естественно, что всех детей учили музыке. Поэтому брат Александр стал композитором, а сестра Елена - музыковедом. Особое влияние на Вениамина оказал его старший брат Лев и круг его друзей, среди которых был будущий знаменитый писатель и ученый Юрий Тынянов .

Сам Лев Зильбер тоже многого добился в жизни. Он стал одним из создателей вирусной теории рака, открыл и описал возбудителя дальневосточного клещевого энцефалита и тем самым предотвратил эпидемию. За свои заслуги Л. Зильбер был удостоен звания академика.

Прежде чем стать писателем, Вениамин, закончив школу, продолжил учебу сразу в двух институтах - на этнолого-лингвистическом отделении филологического факультета Петроградского университета, который закончил в 1924 году, и на арабском факультете Института живых восточных языков. Его он закончил годом раньше. Вениамин Каверин практически не участвовал в революционных событиях, не воевал во время гражданской войны, друзья даже называли его «книжным мальчиком».

Но зато этот человек сразу же попал в благоприятную литературную среду. Его сестра вышла замуж за Ю. Тынянова, сам он женился на сестре Тынянова. В доме бывали крупнейшие деятели культуры той поры - Е. Поливанов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум. Каверин учился не только у них, но и у своих друзей - Михаил Зощенко , Н. Тихонова, К. Федина, которые впоследствии образуют литературную группу под названием «Серапионовы братья».

Свою литературную деятельность Вениамин Каверин начинает со стихов, и пишет их прилежно, установив для себя определенную ежедневную литературную норму. Однако вскоре по совету Ю. Тынянова переходит на прозу и к стихам больше не возвращается.

Уже первые литературные опыты Вениамина Александровича Каверина обратили на себя внимание и были отмечены положительно. В 1920 году он получил третью премию Дома литераторов за рассказ «Одиннадцатая аксиома». Как и многие другие начинающие писатели, Каверин решил показать свои произведения Горькому, который отметил, что у молодого человека «есть все для того, чтобы стать оригинальным писателем». Уже в первых рассказах проявились и основные особенности прозы Вениамина Каверина: он всегда избирал острый, динамичный сюжет, тяготел к фантастическим и просто необычным коллизиям, особое внимание уделял нравственным проблемам.

После окончания института, Каверин в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году он написал диссертацию под названием «Барон Брамбеус», посвященную О.И. Сенковскому, которую в том же году опубликовал в виде книги. В дальнейшем Вениамин Каверин постоянно выступал с научными и критическими статьями по актуальным проблемам современной литературы. Пушкинское творчество и современные нравственные проблемы соединились под пером писателя в романе «Исполнение желаний» (1934-1936).

В тридцатые годы Вениамин Александрович Каверин начал писать произведения и для детей. Он одновременно сочиняет сказки и пишет роман «Два капитана». Правда, из-за начавшейся войны работа затянулась. Вторую книгу Каверин завершает только в 1944 году, а в 1945 году публикует уже весь роман.

В этом произведении многое было непривычным и новым. История Сани Григорьева, его становление как личности и профессионального летчика наслаивается на историю предпринятого им поиска пропавшей экспедиции.

Вениамин Каверин строит свой роман не только на сочетании нескольких сюжетных линий, но и как сложное, многостилевое повествование, в котором переплетаются черты разных литературных жанров. Почти детективная история давнего предательства построена по канонам приключенческого романа тайн. В то же время автор соединяет стилистику романа воспитания с элементами производственного романа, отражая духовное становление главного героя. Динамику действия усиливают мастерская проработка сюжета, постоянное переплетение судеб героев, смена рассказчиков и формы повествования, которое ведется то от первого, то от третьего лица.

Предложенная Кавериным новая схема сюжетного построения традиционного романа воспитания и разнообразие стилевых решений вызвали неоднозначные отзывы о романе в критике. Критики обрушились на него с рядом негативных рецензий, даже упрекая Вениамина Каверина в чрезмерной развлекательности.

Однако Вениамин Александрович Каверин всегда считал себя писателем сюжетным. Хотя основная его жизнь протекала в стенах кабинета и, кроме чтения, увлечением была только музыка, он вовлекал своих героев в самые замысловатые приключения. Так, в романе «Открытая книга» (1956) вместе с героиней Татьяной Власенковой, прототипом которой была академик АМН СССР З.В. Ермольева, мы открываем пенициллин.

В романе «Перед зеркалом» знакомимся с удивительной историей художника. Автор создает ее на основе переписки, которая расшифровывается буквально на глазах читателя. Каверин повсюду лиричен и в то же время исторически конкретен. Его герои переживают сложные душевные драмы, характерные для человека XX века, когда люди часто оказывались перед необходимостью сделать нравственный выбор. Перед таким же выбором стоял и сам писатель. Вениамин Каверин предпочел отправиться на фронт военным корреспондентом. И прошел войну до конца, хотя на его руках оказались две семьи - его собственная и Ю. Тынянова, который был неизлечимо болен.

Особое место в творчестве Каверина заняли его «школьные повести» - «Загадка» (1984) и «Разгадка» (1985). Сам писатель называл их рассказами, однако по стилю и сюжетной организации они гораздо ближе к повестям. В центре - проблема самоопределения молодого человека в окружающем его мире. Каверин отстаивает право героя на собственное мировосприятие, формирование своего отношения к жизни.

Поскольку писатель был в центре многих интересных событий своего времени, он не мог не обратиться к жанру воспоминаний и писал их на протяжении почти двух десятилетий, создав около десяти книг.

Особое место в творчестве Вениамина Каверина занимают сказки. Они стали естественным продолжением его интереса к фантастике, зародившегося еще в 20-е гг. Писатель не просто работал в этом жанре более сорока лет, но и постоянно искал новые жанровые формы для отражения восприятия сказочного мира как реального.

Он проложил своеобразную ниточку от сказок Андерсена и скандинавских писателей к современной литературной форме. Сказки Каверина «Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году» (1981) окрашивает присущий всему его творчеству оттенок иронии. Только здесь он соединяется со сказочными мотивами и образами, как бы предупреждая читателя: «сказка ложь, да в ней намек». Сказки Вениамина Каверина отличает максимальное приближение к реалиям повседневной жизни. Сказочные черты героев всегда соответствуют их человеческим качествам. Для их характеристики автор использует разнообразные стилевые приемы: различные виды деталей, тонкую игру эпитетов, символику цвета и звука, оригинальные метафоры.

Параллельно с работой над сказками Каверин пишет повесть «Верлиока» (1982), также основанную на фольклорном материале. В ней писатель вновь прибегает к синтезу жанров, соединяя элементы мифа и притчи. Правда, теперь он использует лишь фольклорную символику, отталкиваясь от которой создает оригинальное повествование, где реальность соединена с вымыслом, а ирония - с гротеском.

Каверин Вениамин Александрович дожил до глубокой старости, продолжая работать до конца своих дней.

Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.

Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.

В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова. Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков. Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).

В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 - университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).

В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов. От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию - такова оказалась писательская эволюция Каверина.

Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано - в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923 ). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «...самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка "Детства"»,- размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи - романы «Скандалист» (1928 ) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936 ). В главных персонажах обоих романов - студентах Нагине и Трубачевском - без труда распознается авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944 ), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа - Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции. В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты

Тема Каверина - это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.

Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.

В «Эпилоге» (1989 ), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады. Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985 ).

В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954 ), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956 ), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967 ), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей - в ФРГ). В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989 ), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931 ) - наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь - она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.

Каверин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902- 1989), писатель.

Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.

В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923- 1924 гг.).

С молодости Каверин дружил с писателем Ю. Н. Тыняновым, на сестре которого был женат; именно Тынянов посоветовал ему после неудачных поэтических опытов обратиться к прозе.

Уже первый его рассказ «Одиннадцатая аксиома» (1920 г.) привлёк внимание М. Горького. В 1921 г. Каверин вошёл в группу «Серапионовы братья», объединившую молодых литераторов. В их альманахе появилась повесть «Хроника города Лейпцига за 18… год», написанная Кавериным в духе Э. Т. А. Гофмана.

Напряжённую писательскую работу Вениамин Александрович совмещал с занятиями наукой; в 1929 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии.

В годы Великой Отечественной войны Каверин был фронтовым корреспондентом на Северном флоте. Многие эпизоды военной жизни позже легли в основу его рассказов. После победы писатель жил в Москве.

В литературе он занимал независимую позицию, его высказывания в защиту свободы творчества, о необходимости уважения к писательскому труду вызывали недовольство у властей. В своих книгах он ставил вечные вопросы борьбы добра и зла, любви и ненависти, научной честности и приспособленчества. Его произведения отличаются захватывающими сюжетами, в них действуют яркие герои, причудливо переплетаются судьбы и обстоятельства.

Славу Каверину принесли романы «Исполнение желаний» (1934-1936 гг.), «Два капитана» (1938-1944 гг.), «Открытая книга» (1949-1956 гг.).

За «Два капитана» он получил Сталинскую премию (1942 г.); книга выдержала десятки изданий, две экранизации. На сюжет романа поставлен мюзикл «Норд-Ост» (2002 г.).

Каверину принадлежат также повести «Двойной портрет» (1964 г.), «Школьный спектакль» (1968 г.), «Верлиока» (1982 г.), «Загадка» (1984 г.); романы «Перед зеркалом» (1972 г.) - о русской художнице- эмигрантке, «Двухчасовая прогулка» (1978 г.) - о проблеме нравственности в науке, «Над потаённой строкой» (1989 г.) - о военной поре.