Католический костел святой екатерины на невском. Храм святой екатерины александрийской Католический собор св екатерины на невском проспекте


Приход Святой Екатерины Александрийской - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России. Еще Петр Великий, желая привлечь иностранцев в Петербург, желал, чтобы все живущие в городе христиане могли молиться в храмах своих конфессий. Петр I даже собирался назвать Невский проспект "Рю де Толеранс", что означает "улица веротерпимости".

Он хотел, чтобы на "прошпекте" находились, среди прочих, и католический костел, и лютеранская церковь, и православный собор. Появление в центре города католического прихода, по замыслу Петра, должно было стать первым шагом к осуществлению этого замысла. Датой основания церкви Святой Екатерины Александрийской принято считать 1716 год, когда было принято решение о возведении в Петербурге католического храма. Однако строительные работы начались значительно позднее, в сентябре 1738 года, после того как императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невской перспективе места для возведения католического костела.

Проектирование храма было поручено итальянскому архитектору Д. Трезини, но вскоре после начала работ он вынужден был уехать на родину. С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот, но и он не смог довести строительство храма до конца. Костел достраивался уже при императрице Екатерине Великой: возобновившиеся по ее указу работы возглавил архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи. И только в 1782 году храм, наконец, был готов.

7 октября 1783 года состоялось торжественное освящение церкви, названной в честь святой Екатерины Александрийской - мученицы, считавшейся небесной покровительницей Екатерины Великой. Над главным входом в храм высечена дата его освящения и надпись из Евангелия:
"Дом мой домом молитвы наречется".

Здание церкви Святой Екатерины Александрийской имеет в плане форму латинского креста и достигает 42 метров в высоту. Главный фасад, оформленный в виде арочного портала, украшен колоннами и парапетом, на которых размещены фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Храм способен вместить до 2 000 человек.

В 1798 году в храме были торжественно захоронены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который перед смертью год жил в Петербурге. В 1938 году по просьбе польского правительства его останки были перевезены в усыпальницу родового поместья Понятовских в Волчине. Коме того, в храме Святой Екатерины Александрийской до 1922 года было погребено тело другого польского короля - Станислава Лещинского, впоследствии тоже перезахороненное.

До сих пор в подземной части церкви находится гробница Виктора Моро - французского генерала армии Наполеона, перешедшего на сторону России во время Отечественной войны 1812 года. Известна церковь Святой Екатерины и тем, что в ней в январе 1837 года состоялось бракосочетание Ж. Дантеса и Е. Гончаровой, сестры супруги русского поэта А. Пушкина. В этом же храме венчался архитектор О. Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны и здесь же его отпевали в 1858 году.

После революции 1917 года судьба церкви Святой Екатерины Александрийской сложилась трагически: храм был закрыт для богослужений и разграблен, а многие священнослужители арестованы, высланы из страны или расстреляны за "противодействие изъятию церковных ценностей из храма и контрреволюционную пропаганду, ведущую к ослаблению пролетарской диктатуры".


Костёл Св. Екатерины


Доходные дома костёла Св. Екатерины.

Здание церкви долгое время использовалось в качестве склада, а потом в нем разместился филиал Ленинградской филармонии. Несколько раз храм горел: в 1947 году пострадали деревянные элементы декора и орган, а в 1984 году разбушевавшийся огонь практически полностью уничтожил интерьер церкви, включая мраморные детали.


Церковь св. Екатерины


Булла К. К., Богослужение в римско-католическом соборе святой Екатерины в связи с приездом депутатов Первой Государственной думы, избранных от польских губерний. апрель 1906 г.


Неизвестный художник, Внутренний вид римско-католической церкви святой Екатерины. сер. XIX в..
По рисунку И. И. Шарлеманя


Тимм В. Ф., Благодарственное молебствование в католической церкви Святой Екатерины. 1858.

На литографии запечатлён благодарственный молебен по случаю спасения французского императора Наполеона III после третьего покушения, организованного итальянскими революционерами в январе 1858 года.

В феврале 1992 года храм Святой Екатерины Александрийской был возвращен верующим, начались реставрационные работы, заработала воскресная школа. Церкви были возвращены те немногие реликвии, которые удалось сохранить. Одной из них стало распятие, чудом спасенное в 1938 году прихожанкой Софьей Степулковской.


Беггров К. П., Костёл святой Екатерины на Невском проспекте. 1830-е годы.

11 мая 2003 года состоялось торжественное открытие церкви Святой Екатерины Александрийской. Сегодня многонациональный приход храма на Невском проспекте насчитывает около 500 человек.

Католический костел находится недалеко от метро и примечателен тем, что перед ним всегда много художников, продающих и выставляющих свои картины.

Делабард. Вид церкви св.Екатерины в 1830-х гг.


Шарлемань И. И., Костёл Св. Екатерины на Невском проспекте. 1854 год.

Показан костёл Святой Екатерины с ещё не перестроенными домами при нём (справа и слева от храма). Ещё не заложены галереи первых этажей. В настоящее время дома имеют пять, а не три этажа.



Шарлемань И. И., Вид на Католическую церковь (костёл св. Екатерины) и Михайловскую улицу. 1850-е годы.

Литография Л. Ж. Жакотте и Г. Л. Ретаме с оригинала И. И. Шарлеманя. Издание Дациаро, Москва - Санкт-Петербург. Отпечатано в мастерской Ж. Р. Лемерсье, Париж. 1850-е годы.
Михайловская уица изображена до перестройки зданий гостиницы "Европейская" в 1910 году. Дома при Костёле Святой Екатерины ещё трёхэтажные.

Историческая справка

1716 г. - официальная дата основания прихода Святой Екатерины Александрийской.
1738 г. - императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невском проспекте места для возведения католического храма.
1763-1783 гг. - строительство церкви Святой Екатерины Александрийской.
Февраль 1798 г. - по указу императора Павла I в храме были погребены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского (перезахоронен в 1938 г.).
1829 г. - в храме состоялось венчание архитектора О. Монферрана.
Январь 1837 г. - в храме состоялось венчания Ж. Дантеса и Е. Гончаровой.
1858 г. - в храме состоялось отпевание О. Монферрана.
1938 г. - храм был закрыт для богослужений и разорен.
1947 г. - пожар уничтожил часть интерьеров церкви Святой Екатерины Александрийской.
Конец 1970-х гг. - здание храма было передано Ленинградской филармонии.
14 февраля 1984 г. - сильный пожар практически полностью уничтожил интерьер храма.
Февраль 1992 г. - было принято решение о возвращении католического храма верующим.
11 мая 2003 г. - после долгой реставрации приход Святой Екатерины Александрийской был торжественно открыт.


Церковь Святой Екатерины на Невском проспекте. 1825 XIX в.


Александров П. А., Католическая церковь в Петербурге. 1827

Барт И. В., Католическая церковь св. Екатерины на Невском проспекте. 1819-1820.

Легенды и мифы

Екатерина Александрийская - почитаемая святая, которая, наряду с Марией Магдалиной, является покровительницей Доминиканского ордена. По преданию, Екатерина Александрийская была среди святых, чей голос слышала Жанна Д"Арк.

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции... Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.

Фото: Католический храм Святой Екатерины

Фото и описание

На Невском проспекте, почти напротив Казанского собора, находится старейший католический храм Санкт-Петербурга - храм святой Екатерины Александрийской. Еще Петр I планировал построить на Невском проспекте храмы, принадлежащие разным конфессиям, чтобы привлечь в новый город представителей разной веры. Архитектором Трезини был выполнен проект первого католического храма Петербурга, но он не был реализован. Во время царствования императрицы Анны Иоанновны католической общине была выделена земля под застройку. Храм был построен в 1763-1783 годах архитекторами Антонио Ринальди и Жаном-Батистом Валеном-Деламотом в стиле раннего классицизма.

Костел является одной из наиболее крупных церквей в Петербурге. Главный фасад храма представляет собой торжественную арку, покоящуюся на свободно стоящих колоннах. Её венчает грандиозный аттик, верхний парапет которого украшен фигурами ангелов и евангелистов. Храм арками соединяется с церковными домами (по приёму, задуманному Трезини), в нижних этажах которых были устроены аркады. Первоначально дома были трехэтажными, потом достроенными еще двумя этажами. Дома были возведены в начале 50-х годов восемнадцатого века под руководством Антонио Ринальди. С костелом дома соединены каменными оградами, в которых выполнены арки ворот.

Храм был освящен 7 октября 1783 года в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы Екатерины II.

Интерьер храма был выполнен с исключительной изысканностью, он был украшен монументальной живописью, цветными витражами, многочисленными скульптурами. Большой образ Святой Екатерины, исполненный художником Меттенлейтером и подаренный императрицей Екатериной II, размещался над главным алтарем костела. В конце 20-х годов девятнадцатого века, стены и колонны, поддерживающие высокий свод храма, были отделаны искусственным мрамором. В то же в храме был установлен роскошный изготовленный в Италии мраморный престол. Над алтарем также размещено распятие, выполненное по эскизу И.П.Витали. Гордостью же храма стал прекрасный орган, сделанный немецкими мастерами по специальному заказу. Собственностью храма являлась и библиотека костела, которая насчитывала более 60 тысяч книг, изданных на тридцати языках. При храме были организованы различные школы и гимназии.

В костеле побывали многие знаменитости - Адам Мицкевич, Теофиль Готье, Ференц Лист, Оноре де Бальзак, Александр Дюма и др. Здесь был похоронены польские короли Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский, французский генерал Жан-Виктор Моро, выступавший на стороне антинаполеоновской коалиции. Тут Дантес венчался здесь с Е.Н.Гончаровой. Здесь произошло отпевание строителя самого известного храма Петербурга, Исаакиевского собора, французского архитектора Монферрана.

После октябрьской революции 1917 года с костелом Святой Екатерины произошло тоже, что и со многими другими храмами Петербурга и России. В сентябре 1938 года костел был закрыт. Он был превращен в склад, здесь разместилась дирекция Музея истории религии и атеизма. Исчезла библиотека, пропало великолепное внутреннее убранство, орган был испорчен. Во второй половине двадцатого века решено было передать костел государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича, для открытия в нём органного зала. Были начаты реставрационные работы, но в 1984 году пожар уничтожил всё, что было сделано и то, что ещё оставалось от прежнего убранства храма.

В начале 90-х годов костел был передан петербургским католикам, и в 1992 году здесь были возобновлены богослужения. Сегодня общину храма св. Екатерины составляют около шестисот человек, в большинстве своём - россияне. Но среди прихожан есть и те, которые говорят на английском, польском, французском, испанском или корейском, поэтому здесь проводятся ежедневные службы на разных языках и на русском, в том числе.

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.