Карьеризм в литературе. Значение слова карьеризм. Сравнение Дюруа с другими героями мировой литературы

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова карьеризм

карьеризм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

карьеризм

карьеризма, мн. нет, м. (книжн.). Внутреннее свойство карьериста, движущее его поступками. Карьеризм этого человека возмутителен.

Погоня за карьерой, личными успехами, как отрицательное общественное явление. Необходимо беспощадно бороться с карьеризмом и бюрократизмом.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

карьеризм

А, м. (неодобр.). Погоня за карьерой (во 2 знач.) стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

прил. карьеристский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

карьеризм

м. Стремление сделать карьеру (1), добиться личного успеха, продвижения в какой-л. сфере деятельности, не считаясь с интересами дела.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

карьеризм

беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности.

Примеры употребления слова карьеризм в литературе.

Красной армии, стремления части начсостава освободиться от партийного влияния и руководства в практических вопросах военного строительства, грубых дисциплинарных извращений, развития очковтирательства, карьеризма и прислужничества, замазывания недочетов и болезненных явлений, роста пьянства, идеологических извращений в литературных работах и т.

Между тем, такие факты, как наличие в рядах партии социально чуждых элементов, пытавшихся в хлебозаготовительной кампании противопоставить свое влияние партийным организациям, явления бюрократизма, замазывания недочетов, явного карьеризма и извращений в армейском аппарате -- настойчиво требуют усиления внимания партии к этим больным сторонам военного строительства.

Мне понятны душевные движения тех, кто в слова идея, идейность вкладывает иронический смысл, а идейное мужество считает чуть ли не карьеризмом .

Был открыт клапан дешевого карьеризма , наряду с оболваниванием легковерных.

Их трагедия мне понятна: хорошо знал Бориса Карловича, как по-своему цельного, преданного определенной идее человека, чуждого политиканства и карьеризма .

Пассивное послушание, механическое равнение по начальству, безличность, прислужничество, карьеризм -- из партии вон!

Почему такого славного малого, как я, не пускают играть в софтбол из соображений социального превосходства, а проще сказать - карьеризма ?

О том, что его интеллигентность, личное обаяние, бескорыстие, отсутствие карьеризма , его любовь к музыке и литературе, его отношение к соратникам, заслоняли суть большевизма, его опасность.

Плюс к тому для широких слоев населения становилось очевидным, что гораздо большего жизненного успеха добиваются не за счет героического труда и бескорыстного служения обществу, а за счет иных качеств -- подхалимства, карьеризма , обмана, демагогии, жульничества, очковтирательства и прочих морально порицавшихся феноменов поведения.

Осо бое негодование вызвало выступление Стэна тем, что тот, яко бы, оценивал подчинение комсомола партии как карьеризм , не дооценивал железную дисциплину в партии и вел дело к ее превращение в дискуссионный клуб.

Эгоиста эгоист обвиняет в эгоизме, обвиняет в карьеризме карьериста карьерист, педераста педераст обзывает педерастом, и цепляется к блохастым кто воистину блохаст, лилипута лилипут обвиняет в лилипутстве, обвиняет в проститутстве проститута проститут, а который никого никогда не обвиняет - пусть отсюдова линяет!

Духовное же общение людей высоких помыслов не обязательно предполагает даосский уход к одинокой жизни, и сановник, умеющий внутренне отвлечься от корыстолюбия, от жадного карьеризма и жестокости, окружающих его, находится в великом отшельничестве по сравнению с малым отшельничеством уединения в горах.

Исполняя обязанности одного из главных городских судей в то время, как Август и Тиберий были во Франции, отец не мог не видеть роста карьеризма и политических спекуляций, внушавших ему отвращение.

Свою жену в карьеризме обвиняешь, а сам о маньяческой карьере подумывать начал.

Аннотация. В центре внимания писателей XIX века зачастую оказывался молодой человек (из провинции, дворянин из обедневшего рода или человек из третьего сословия), который приезжает в столицу (Париж, Санкт-Петербург), чтобы сделать карьеру, покорить большой город своим талантом, разбогатеть и т.п. Интересно, что личность героя раскрывается автором именно в процессе "освоения" большого города. Автор как будто спрашивает, а сможет ли молодой человек сохранить себя, свою молодость и чистоту, свой талант? Или, чтобы подняться на вершину, нужно пожертвовать своими лучшими качествами, своей душой? Так ли это неизбежно? Рассмотрим в этой связи наиболее характерные для своей эпохи произведения.
Ключевые слова: А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, карьера, карьерист.

Начнем с замечательного произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Написанное в 1828 г. (так называемая, Булгаринская рукопись), оно затрагивает проблемы общества: преклонение перед всем иностранным, чинопочитание и снобизм дворянства, невежество и гонение на всякий «ум». Неслучайно первоначально комедия называлась «Горе уму». Написанная на пересечении традиций классицизма, романтизма и реализма, она наполнена едкой сатирой на «фамусовское общество», имеет блестящую афористичность языка.

Тема молодого карьериста присутствует и здесь. Более того, любовный конфликт, благодаря ей, приобретает острую социальную окраску. В пьесе два молодых человека - Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин, противопоставленные друг другу по отношению к карьере. Первый - дворянин, друг детства Софьи Фамусовой, образованный человек, возвращается к своей возлюбленной из-за границы, где он пробыл три года из романтической «охоты к перемене мест», желания странствовать. Второй - секретарь Фамусова, беден и, по словам Фамусова, не пара его дочери.

В ходе пьесы герои раскрываются как антиподы. Чацкий - враг всякой лжи, лицемерия, невежества. Он умен, и Фамусов прочит ему блестящую карьеру, если он пойдет служить. Свое отношение к карьеризму Чацкий выражает в емкой фразе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он готов служить «делу, а не лицам». Молчалин же, наоборот, не упустит возможности выслужиться, он угождает Фамусову, Софье, гостям в доме: «Там моську вовремя погладит, там в пору карточку вотрет...» Для Молчалина все средства хороши! Софья влюблена в него и оправдывает его поведение бедностью, жалеет его. Однако автор показывает, что Молчалин не чувствует унижения, у него это целая философия жизни: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...» Чацкий о нем говорит: «Нынче любят бессловесных». Молчалин наблюдателен и понимает, что унизиться - самый верный путь пробиться наверх. Пора наполеонов прошла, и нужно быть хитрым. Тем более, что подтверждения своей правоты он находит повсюду. Вспомним хотя бы историю о карьере, которую сделал дядя Фамусова, Максим Петрович, нарочно падавший перед императрицей несколько раз, чтобы вызвать смех, и также через унижение возвысился.

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь - уж нарочно .

Но Чацкому противен такой путь. Он резко высказывается о фамусовском обществе, когда задеты его чувства (знаменитый монолог Чацкого). И что же? Многие даже не понимают смысла его слов. Самого Чацкого объявляют сумасшедшим, Софья отказывается от него, предпочитая Молчалина, он в отчаянии покидает дом Фамусовых, Москву и, возможно, родину:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Как видим, в комедии Грибоедова и любовный, и социальный, и нравственный конфликты завязаны именно на мотиве карьеры героев. Автор приходит к печальному открытию: честным путем, талантом, умом невозможно достичь положения в обществе, а тот, кто пренебрегает «правилами игры» (не унижается, «не мечет бисер»), становится изгоем. Карьеризм же в устах классика приобретает отрицательный оттенок.

Подобно А. С. Грибоедову, и Н. В. Гоголь карьерой проверяет своих персонажей. Чиновники всех рангов проходят через его произведения. Сам Гоголь сказал: «В "Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем» . На главного героя почет и слава «свалились» по воле случая. В одночасье Хлестаков превратился из коллежского регистратора в важного чиновника, прибывшего инкогнито из Петербурга. Возникшая путаница вознесла Хлестакова до небес: он вхож в лучшие дома, «волочится» за дочкой (да и женой) городничего, «с Пушкиным на дружеской ноге», сам немножко «пописывает»..., фантазии и аппетитам Хлестакова нет предела.

Для нас важно, что в этой комедии не только главный герой, но и все окружающие проверяются его карьерой. Гоголь сатирически изображает раболепие чиновников, слепое чинопочитание: «сосульку, тряпку» приняли за важного человека.

Похожий сюжетный ход есть в другом произведении Николая Васильевича: в поэме «Мертвые души». В губернский город N приезжает человек, выдающий себя за помещика, Павел Иванович Чичиков, быстро завоевывает славу человека состоятельного. Внешний лоск Павла Ивановича, манеры открывают перед ним все двери, ему все рады, женщины привечают его.

Однако Чичиков герой другого типа. В нем нет мечтательности, легкомысленности Хлестакова, его озорства. Холодный расчет проявляется во всем: внешности («он не стар и не слишком молод, не толст и не тонок, внешности скорее приятной и несколько округлой» ), манере говорить. Особенно раскрывается герой опять через историю своей карьеры. В финале первого тома рассказывается о том, как в начале пути Павел Иванович был беден и любыми способами хотел разбогатеть. От отца он получил напутствие: «больше всего береги и копи копейку», «водись с теми, кто побогаче», «угождай начальству». Приторговывал в гимназии, подворовывал не разных должностях, занимался махинациями на таможне, потерпел крах. Теперь задумал аферу века: скупку мертвых душ.

Отношение автора к своему герою и его карьере мы понимаем и из лирических отступлений, и из того, как завершается карьера Чичикова в первом томе. Так могло быть и с Хлестаковым: обман неожиданно вскрылся, прошел слух, что Чичиков - шпион. Ему отказывают в приеме, гонят отовсюду. Но перед нами не оскорбленный фамусовским обществом Чацкий - на птице-тройке несется карьерист и отъявленный пройдоха. Чичиков не сложит руки. За первым томом должен был появится второй, задуман третий. Оправданием герою может служить то, что он не один такой, он продукт самого буржуазного общества. Гоголь рисует множество типов чиновников, «толстых и тонких», «прометеев и мух». Из авторских отступлений видно, как горько рассказывать Гоголю о такой России!

И такая же «обыкновенная история» карьериста рассказана И. А. Гончаровым в одноименном романе. Молодой человек из провинциальных дворян Александр Федорович Адуев отправляется в Петербург, чтобы раскрыть свой поэтический дар, послужить (он владеет тремя языками), испытать себя как самостоятельного человека, мужчину. Он по-обломовски изнежен маменькой, растворен в природе; натура романтическая, хорошо понимает поэзию, музыку, дорожит дружбой, ценит любовь. Все эти приятные качества Сашеньки проверяются буржуазным Петербургом, в первую очередь, в лице дядюшки Петра Ивановича.

Циничному осмеянию подвергается буквально все: локон возлюбленной Софьи (в окно!), письмо к другу («пиши мне пореже!»), поэтические опыты племянника. «Петербург слезам не верит!»,- так можно перефразировать на современный лад наставления Петра Ивановича. Только деньги и «дело» в цене. Дядя настаивает, что он никакой не «пушкинский демон», каким Сашенька описал дядю в письме к Поспелову, он ОБЫКНОВЕННЫЙ, так все живут, и только так жить правильно!

Постепенно Александр переживает разочарование в прежних романтических идеалах, в любви, в желании писать стихи, пытается вернуться в родные Грачи, но и там себя прежнего не находит. В финале мы видим Александра Федоровича Адуева в Петербурге, он «коллежский советник, с хорошим казённым содержанием, посторонними трудами». Достойный ученик, превзошел своего учителя. Он циничен, взор его утратил прежний юношеский блеск.

На наш взгляд, произведения И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова актуальны и в наши дни. До сих пор признаком успешного человека считается служебная карьера, материальное богатство любым путем. Так и хочется спросить по-гоголевски: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

  1. Гоголь, Н. В. Мертвые души / Н. В. Гоголь. - М. : Детская литература, 1985. - 416 с.
  2. Гончаров, И. А. Обыкновенная история / И. А. Гончаров. - М. : У-Фактория, 2002. - 376 с.
  3. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. - М. : Детская литература, 2000. 161 с.
  4. Гоголь, Н. В. Авторская исповедь / Н. В. Гоголь. - М. : Детская литература, 1952. - 476 с.
  5. Набоков, В. В. Николай Гоголь. Лекции по русской литературе / В. В. Набоков. - М., 1996. - 440 с.
  6. Смирнова-Чикина, Е.С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий / Е. С. Чикина. - М. : Просвещение, 1964 г. - 234 с.
  7. Цейтлин, А. Г. И. А. Гончаров / А. Г. Цейтлин. - М: Изд-во АН СССР, 1950. - 492 с.
  8. Цимбаева, Е. Художественный образ в историческом контексте / Е. Цимбаева. - 2003. - № 4.

, 20.32kb.

  • Г. В. Плеханова Экономико-математический факультет, факультет Информатики Дисциплина: , 80.62kb.
  • Франчайзинг как форма связи крупного и малого бизнеса в сфере торговли , 291.67kb.
  • Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии международного бизнеса , 722.38kb.
  • Автореферат диссертационного исследования «проектное финансирование. Опыт и перспективы , 391.95kb.
  • Управленческая отчетность коммерческого банка , 427.42kb.
  • М. В. Ломоносова экономический факультет программа , 484.59kb.
  • Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций в условиях кризиса , 302.34kb.
  • Жизненный уровень населения россии , 303.42kb.
  • Примерная рабочая программа по дисциплине: «теория вероятностей, математическая статистика , 83.07kb.
  • Дюруа как типичный представитель эпохи

    Жорж Дюруа не позитивный и не негативный персонаж, он просто типичный представитель своей эпохи . Это герой, испорченный временем, окружением и бедностью, в которых зарождается и развивается подобный характер. Милый друг прислушивается к инстинкту самосохранения: если он не будет топтать других, то его самого затопчут.

    В произведении можно увидеть отражение жизни Мопассана в истории его персонажа - Дюруа. Автор симпатизирует своему герою и поэтому дает ему свой интерес к женщинам, свой аппетит к наслаждениям во всех смыслах этого слова, свою любовь к Нормандии, свою страсть к обогащению. «Мы находим в брутальном Дюруа огромную силу темперамента, аппетит жизни» 1 .

    Автор делает из Милого друга подобие каррикатуры на себя самого . Лучшие литературные критики того времени в один голос убеждали публику, что в своем романе Мопассан наделил Дюруа всеми своими качествами. Это не так, ведь видны немалые различия. Например, Милый друг не умел писать, в то время как Мопассан великий писатель, Дюруа достигает всего благодаря помощи влиятельных женщин, а Мопассану от них ничего не нужно кроме их самих.

    Некоторые критики полагают, что Милый друг не может быть просто пародией на Мопассана. Он является олитцетворением отрицательной стороны автора . Также Дюруа это тот, кем хотел быть Мопассан с женщинами, тот, кем никогда не был автор из-за своих вечных неудач.

    Мопассан обращается к читателю, прибегая к взгдядам персонажей, окружающих героя на всем протяжении романа. Проститутка Рашель сказала о нем: « Какой красавец, если он захочет меня за 10 луиндоров,я не скажу нет» 2 . Она видела только привлекательную внешность Дюруа. Мадам де Марель говорит беспощадно: «Ты обманываешь весь мир, ты используешь весь мир, ты получаешь удовольствие и деньги везде » 3 . Она увидела то, что скрыто под привлекательной внешностью. Его начальник Вальтер, который знал его лучше других, скажет о нем в конце романа: « Он сильный. В смысле положения мы нашли бы и получше его, но по части ума и по части карьеры - сомневаюсь. У него блестящее будущее» 4 . Он понял лучше остальных сущность этого персонажа.

    Сравнение Дюруа с другими героями мировой литературы

    Жорж Дюруа не единственный пример карьериста в мировой литературе . Несмотря на то, что он во многом уникален, можно найти схожие черты у других литературных персонажей.

    Я считаю, что Милый друг схож с Печориным из «Героя нашего времени» Лермонтова как типичный представитель своей эпохи. Но Печорин не преследовал ни личных целей, ни целей к материальному обогащению, он не хотел из всего извлечь пользу для себя. Хотя Лермонтов как и Мопассан отождествлял себя со своим героем, он не показал через него критику всему обществу.

    В произведении также заметно влияние Бальзака, так как у Дюруа много общего с Растиньяком . Но Эжен - настоящий герой, который действует, следуя моральным нормам, который хочет изменить общество, а не припособиться к нему. Он не думает о материальных ценностях. Он преодолевает барьер между добром и злом с огромными противоречиями, в то время как Милый друг делает это с удивительной легкостью. Растиньяк, смотря в даль в конце «Отца Горио», хочет мстить обществу, вступить с ним в борьбу. А Дюруа хочет улучшить свои условия, адоптируясь в этом мире, подчиняясь его законам.

    Также можно сравнить Дюруа с Жюльеном Сорелем из произведения Стендаля «Красное и черное», который тоже хотел достигнуть вершины в карьере и стать успешным в жизни. Но для Жюльена победы над женщинами были победами плебея над богатым и аристократическим миром, победами ума и сердца над людьми высшего общества, для Дюруа эти связи имели одну цель - продаться и продаться как можно дороже.

    Если схожее между Милым другом, Растиньяком и Жюльеном Сорелем довольно очевидно, то общее между Дюруа и Ральфом де Брикассаром из известного романа Колина МакКаллоу «Поющие в терновнике» можно поискать. Всю жизнь у отца Ральфа была цель - стать священником в Ватикане, но в отличие от Дюруа, он добился ее без всякой помощи. Как и Дюруа, он был полон тщеславия с самого детства. Тщеславие было сложно преодолеть, к тому же перспективы удачной карьеры, возможность подняться выше по своему статусу, заставили отца Ральфа отказаться от любви Мэгги и от своего счастья. «Не понимаю откуда у тебя власть над моим несуществующим сердцем?». Его карьера не дала ему то, что он хотел, и в конце он понял, что сделал неправильный выбор.

    Все эти герои, выбравшие карьеру как основную цель в жизни, не добились счастья. Они поняли, что в мире существуют другие ценности, такие как любовь, что слава, деньги или признание не приносят удовлетворения и радости.

    Заключение

    История Дюруа не завершена в конце романа . На последней странице Мопассан показывает своего героя, выходящего из церкви Мадлен после церемонии бракосочетания и рассматривающего панораму Парижа. « Ему казалось, что он одним прыжком способен перескочить от дверей церкви Мадлен к дверям Бурбонского дворца» 1 . Перед ним открывается блестящее будущее: « он будет депутатом, министром» 2 . В конце романа, когда он становится одним из самых влиятельных людей Парижа, может возникнуть впечатление, что он счастлив, потому что достиг все, о чем мечтал: состояния и известности. Его цель достигнута, перед ним открываются все двери. Он сочетался браком с дочерью самого богатого человека, но я думаю, что автор специально оставил конец открытым, он не показал вершину карьеры Дюруа, потому что ее просто не будет.

    До коих пор он будет подниматься? Да он будет все выше и выше с каждым разом, но он никогда не достигнет идеала. Я считаю, что главное в характере Дюруа это ненасыщение. Он никогда не будет доволен тем, что имеет, он будет все более и более испорченным человеком. В детстве его не поставили на собственное место, поэтому он осмеливается замахнуться на чужое. К примеру можно вспомнить отрывок из книга Бернарда Вербера «Революция муравьев», где автор говорит о невозможности изменить свой социальный статус в обществе Инков, которые меняли форму черепа детей, чтобы уменьшить риск социальной мобильности и возниконовения личных амбиций. Например, голова царя становилась квадратной. Таким образом, общество Инков оставалось неизменным, ведь череп каждого говорил сам за себя.

    Дюруа всегда останется разочарованным своим положением, он всегда будет хотеть большего и поэтому никогда не будет счасливым и удовлетворенным жизнью .

    Милый друг в коце романа достиг всего, что хотел, но он остался несчастным, потому что не испытал в своей жизни ни любви, ни настоящей дружбы, ни истинного счастья. В погоне за деньгами и славой, он пропустил то хорошее, что может случиться с человеком.

    Под красивым прозвищем «Милый друг» Мопассан прячет чудовище, а под его успехом и победами - полную деградацию общества. Автор хочет показать читателю потерю моральных ценностей, которая ведет к потере и общества, и индивида. В таком мире нет настоящей любви, брак только по расчету, дружба только ради личных интересов, работа только как средство наживы. Мопассан разоблачает целую эпоху с ее интеллектуальной пустотой и пороками людей. Ведь наверно не случайно роман заканчивается словом постель.

    В итоге гипотеза о том, что благодаря успешной карьере можно добиться счастья в жизни, оказалась ошибочной. Это подтвержает и пример Жоржа Дюруа, и примеры других литературных персонажей.

    Тема карьеры и поиска счастья очень важна для каждого поколения. В ней остается много недосказанного и неизученного, ведь люди всегда будут искать счастье, также как и смысл жизни. Да и само понятие карьеры и карьеризма со временем изменится, но от этого не станает менее притягательным.

    Сочинение

    Уо́ррен Роберт Пенн (1905-89), американский писатель, критик. В философско-психологическом романе «Вся королевская рать» (1946) - судьба политика-демагога. Прошлое и настоящее в его книгах постоянно взаимно пронизывают друга друга. История в них - не просто исторические сюжеты и не просто исторические персонажи, которые могут быть, а могут и не быть, но как раз историческое чувство, размыкающее всякий летучий миг в перспективу.

    Гул Времени - вот постоянный звуковой фон прозы и поэзии Уоррена, начиная с ранних стихотворений и кончая работами самых последних лет. Взгляд на жизнь как на Бытие позволяет писателю пребывать в безграничном пространстве таких величин, как Вечность, Время, Истина.

    Наиболее отчетливо особенности мировидения и поэтики Уоррена проступили в эпическом романе «Вся королевская рать» (1946). Прототипом одного из главных персонажей, губернатора Вилли Старка, является известный в свою пору американский политик, губернатор Луизианы и вероятный претендент на место в Овальном кабинете Белого дома Хьюи Лонг по прозвищу «Царь-Рыба» - личность с явно диктаторскими замашками, чья дешевая демагогия снискали ему необыкновенную популярность в толпе. Роман был написан сразу после окончания Второй мировой войны, так что сама дата публикации, помимо личности героя, в котором проглядывают черты фашистского свойства, могла способствовать восприятию книги как произведения на злободневную тему. Однако какой-либо ясной актуальности, а также биографизма «Вся королевская рать» лишена. События, происходящие здесь и сейчас, а также идеологическую доктрину и социальную практику, пусть самую ужасную и бесчеловечную, писатель растворяет в безбрежном пространстве человеческого опыта.

    Наиболее существенная проблема романа, сообщающая ему высокий драматизм, это мера ответственности человека, который, быть может, того и не осознавая, неизменно держит ответ перед историей. На полюсах два персонажа: Вилли Старк с его полным имморализмом и наследник старинного южного семейства Адам Стентон, безупречный гуманист традиционной выучки. Выясняется, однако, что «человек идеи», готовый отвернуться от «страшной дисгармоничности века», не в состоянии, при всем своем благородстве, превозмочь зло. Адам Стентон убивает губернатора, но и сам гибнет, очищая таким образом повествовательное пространство герою, выступавшему до того момента скорее резонером и несколько отстраненным наблюдателем-комментатором происходящих событий.

    От выработанных им теорий «исторических издержек» и «моральной нейтральности» истории Джек Берден тяжело приходит к мысли о неизбежном участии в мировых событиях, пусть даже обретают они форму случайных, незначительных эпизодов жизни. История выступает как бремя, от которого личности не уйти. И только тогда он действительно станет человеком, а не Шалтаем-Болтаем, которого, по известной песенке, подсказавшей автору название романа, не может собрать ни вся королевская конница, ни вся королевская рать.