Карьеризм в литературе. ««Роман карьеры» в современной зарубежной литературе. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына - он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось «годиков на десять». То есть пришлось отсидеть ни за что - как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях.

Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке - подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку «в пыльной горячей пустыне» - и теперь его неудержимо тянет в среднюю полосу любимой России.

В 1956 году Игнатьич был реабилитирован и летом сошел с поезда на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы.

Хотелось ему сначала жить в деревне Высокое поле, да только там с хлебом были перебои. Неплохо с питанием в другом поселке - но герою претит его ужасное советское название «Торфопродукт» . Впрочем, не одни же торфяники кругом... Учитель поселяется в селе Тальново, где преподает математику в школе. На квартиру (вернее, в избу) его берет к себе Матрена Васильевна Григорьева. Живут они в одной комнате, но старуха (ей шестьдесят лет) так тиха и услужлива, что никаких конфликтов не возникает, разве что герой по лагерной привычке разволновался, что женщина как-то по ошибке надела его телогрейку. Да еще репродуктор очень раздражает Игнатьича - он вообще не выносит шума, а особенно бодренького радио.

Изба у Матрены старая. Лучшую ее часть - у окна - занимают табуретки и лавки с ее любимыми фикусами и другими растениями. Это показывает доброту Матрены, ее любовь ко всему живому. Она человек совершенно бескорыстный - никогда «за обзаводом не гналась», добра себе не копила, чужим людям помогала. Из всего добра у Матрены - только хроменькая кошечка, подобранная из жалости, и грязно-белая коза с кривыми рогами. Ну, еще мыши и тараканы...

Постепенно Матрена рассказывает жильцу о своей жизни. Замуж она вышла рано, потому как мать умерла и надо было как-то устраивать свою жизнь. Нравился ей один молодой человек - Фаддей. Да ушел он на фронт (это еще до революции было, в Первую мировую) и пропал без вести. Три года ждала его - «ни весточки, ни косточки». Получила предложение от младшего брата Фаддея - Ефима. Согласилась, обвенчались. А через небольшое время вернулся Фаддей из венгерского плена. Сильно любил он Матрену - чуть от ревности не порубил топором брата и бывшую невесту. Но ничего, утряслось.

Фаддей со временем тоже женился, жену себе взял тоже Матрену, не иначе - в память о первой любви. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых деток, все живы. А вот Матрена, хоть и рожала детей, да они у нее «не стояли» - не доживали до трех месяцев. В деревне решили, что она «порченая». Тогда Матрена взяла на воспитание дочку Фаддея Киру и воспитывала ее долго - пока та не вышла замуж и не переехала в соседнее село к мужу.

То, что у Матрены нет добра, не говорит о ее лености - встает каждый день в четыре-пять утра, дел полно. Она всегда готова помочь соседке копать картошку или побежать по зову жены председателя помочь в колхозных делах. Денег она ни с кого не берет - отчего и считают ее глупой.

Пенсии Матрена не получала, хотя по возрасту и по болезни могла бы получать. Полжизни своей проработала в колхозе за «палочки» трудодней. И все «в мужицкую работу» мешалась: даже, как некрасовская героиня, остановила коня на скаку, а тот чуть не сшиб ее в прорубь!

Бескорыстие Матрены столь велико, а любовь к ближним так сильна, что она решает еще при жизни отдать половину своей избы и имущества приемной дочери Кире. Фаддей поддерживает это ее решение: и загружает части дома и скарба на сани. Вместе с сыновьями перетаскивает он добро своей бывшей любимой через железнодорожные пути. Матрена помогала им и погибла, замешкавшись у саней.

Односельчане не могут оценить благородства Матрены. Над гробом стоит плач - но, скорее, по обязанности и из приличия. Вскоре начинается дележ имущества, в котором принимают участие и жадные сестры покойной, и ее лучшая подруга Маша. А Фаддей, в общем-то невольный виновник смерти своей бывшей любимой, даже на поминки не явился.

И только учитель, Матренин постоялец, отчетливо понимает, что Матрена и есть тот праведник, без которого «не стоит село» .

«Не стоит село без праведника» - так первоначально должен был называться рассказ «Матренин двор»

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - , судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документа «перещупали»Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в поселок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не все вокруг торфоразработки» и есть еще и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья своих жен. Но едва ли сама Матрена любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушел на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрену и ее мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрену, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрена - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» - Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в поселок Черусти.

Матрена всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. В Матрене есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завешанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Матренин двор, в сокращении . И в закладках появилось готовое сочинение.

«Матренин двор» Солженицын

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену.

По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти. Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег.

В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа.

Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

В своем грандиозном романе «Идиот» Федор Михайлович Достоевский изобразил положительного и духовно обогащенного героя, который своей добротой и порядочностью пытается противостоять грязному и развратному миру, населенному хищниками и честолюбцами. Общество, окружающее князя Мышкина, погрязло в бесчеловечном отношении друг к другу, его заботят только меркантильные ценности.

Центральный персонаж романа – искатель правды, герой, идеальный во всех отношениях и проявлениях. Такого человека изобразить, конечно, трудно. И Достоевский четко понимал всю сложность поставленной задачи. Писатель постоянно переживал по поводу обесценивания души, повсеместного духа наживы, цинизма. Это было его больной темой.

Князь Лев Николаевич Мышкин наделен такими чертами, как доброта, жалость ко всему живому, сострадание и сочувствие, бескорыстие. Он настолько чист в нравственном отношении, что вызывает уважение у окружающих его людей. Причем не только у измученной женщины с тяжелой судьбой, Настасьи Филипповны Барашковой, но и у жестокого и бесцеремонного купца .

Пытается во что бы то ни стало спасти Настасью Филипповну, пусть даже принеся в жертву собственное счастье, ведь он не любит эту женщину, ему ее попросту жаль. Он выступает против людской и общественной несправедливости, готов идти до конца, чтобы облегчить страдания. Этот светлый человек несет добро одним своим присутствием. Но вот только спасти Настасью Филипповну ему так и не удается, от чего он становится безумным. Женщина погибает от ножа ревнивца Рогожина.

Барашкова – красивая женщина, способная перевернуть целый мир, вот только окружающее общество принесло ее в жертву. Она пострадала от бесчеловечности, жестокости и лицемерия. Только все же до конца остается гордой и благородной. Хотя страдает безмерно. В первую очередь от того, что поругано ее женское достоинство. Ее честь запятнана, и уже ничего нельзя изменить. Ей остается только откровенно и прямо выступить против этого общества.

С презрением и ненавистью относится к людям, проходящим по головам ради собственной выгоды, видящих в прекрасном поле только предмет для удовлетворения своих низменных желаний. Только вот выхода она уже не видит. И, как ни печально, не находит. Она мечется и страдает, испытывая разные и диаметрально противоположные эмоции. В конечном итоге ее поглощает отчаяние и невозможность исправить случившееся.

И ведь можно было спастись и стать выше этого жестокого мира, но Настасья Филипповна слишком горда, чтобы принять предложение Мышкина и сломать его судьбу. Она решительно отвергает жалость князя и возвращается к Рогожину, пытаясь спрятать все лучшее в своей натуре и уподобиться этому развратному и ревнивому дельцу.

Князь Мышкин оказывается один на этом поприще борьбы с опустившимся человеческим обществом. Он не может изменить природу людей и не спасает ни Настасью Филипповну, ни Рогожина от неминуемой каторги.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

I. Теодор Драйзер - великий мастер американской реалистической литературы

Творческое наследие американского писателя-реалиста Теодора Драйзера (1871 -1945) поражает своей обширностью и разнообразием. Вряд ли найдется читатель, который никогда не слышал о таких романах как "Сестра Керри" (1900), "Дженни Герхардт" (1911), "Финансист" (1912), "Титан" (1914), "Гений" (1915), "Американская трагедия" (1925), "Оплот" (1946, издан посмертно), "Стоик" (1947, издан посмертно) . Однако Драйзер писал не только романы, но и стихи, пьесы, статьи, очерки, эссе, рассказы, повести и репортажи, рецензии и критические заметки. К сожалению, его сочинения многочисленны и неравноценны, и как поэт и драматург Драйзер не оставил следа в литературе, а к его рассказам обращаются лишь биографы и историки. Тем не менее его романы продолжают жить и вызывать неизменный интерес у все новых поколений читателей. Они изданы по всему свету миллионными тиражами, переведены на многие языки мира, преумножая ряды почитателей творчества Драйзера. Многие из них были экранизированы, получив, таким образом, вторую жизнь.

Драйзер не просто хороший писатель, владеющий словом, он к тому же еще глубокий психолог. Вероятно, это сделало его романы особенно привлекательными для русского читателя, воспитанного на богатых традициях русской литературы, которую отличает именно психология отношений между людьми во всех их проявлениях, начиная с самых низменных. Поэтому если сравнивать между собой зарубежных писателей XX столетия по степени их популярности в России, то Теодор Драйзер займет, пожалуй, одно из первых, если не первое место. Книги великого американца читаются у нас по-прежнему с неослабным интересом, помогая нам понять Америку, мир, человека и доставляя высокое художественное наслаждение. Если попытаться выразить одним словом наше представление о Драйзере-художнике, то, пожалуй, трудно подобрать что-нибудь более удачное, чем название одного из его романов - "Титан". Такое удачное сравнение приводит критик Ю. Ковалев в своем очерке о творчестве Драйзера .

Известный американский критик и публицист Г. Менкен был прозорлив в своем предвидении и оценке творчества Теодора Драйзера, написав эти строки после его смерти в 1945 г.: "Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина" .

Каждый новый роман Драйзера вызывал целую бурю и мощный общественный резонанс в Америке, ибо он был слишком значительным явлением, чтобы обойти его вниманием. Поэтому Драйзер никогда не мог пожаловаться на недостаток интереса со стороны критиков. Но интерес этот, как правило, был недружелюбным. Это было вызвано тем, что писатель не соблюдал общепринятые "нормы" литературного творчества, типичные и понятные для Америки. Он писал о запретных и закрытых для общественного мнения темах с такой реалистичной откровенностью, что приводил в ужас благопристойных критиков. Драйзер разрушал образ благополучного буржуазного общества, он вскрывал истинное содержание нравственных ценностей, аксиоматически принятых в буржуазном обществе. От его суждений и оценок почтенная публика приходила в состояние шока. Драйзер не щадил никого и ничего. Он утверждал, что в этом виновата прежде всего социальная система. Более того, такое понимание общественного устройства логично привело его в ряды Коммунистической партии США - шаг, которого и сегодня американская критика не может ему простить. Драйзер прожил долгую жизнь (1871- 1945), которая полностью была посвящена литературному творчеству. Вначале романы Драйзера подвергались уничтожающей критике, исходя преимущественно из соображений морального порядка. Ему также не могли простить вторжения в запретные области, жестокого разоблачения фальши, лицемерия, ханжества нравственных устоев буржуазного общества. Критики взяли под обстрел идеологические аспекты творчества писателя, его социальные теории и политические симпатии. Особое неудовольствие со стороны буржуазной критики вызывала деятельность писателя в поддержку американского рабочего класса, в защиту Советской России, его непримиримые выступления против фашизма (европейского и американского) .

Но после смерти Драйзера всем стало очевидно, что его творчество представляет собой огромной важности явление в истории американской культуры XX столетия. Сила Драйзера, его гениальность - в способности пронзительного видения жизни, в умении обнаружить, осмыслить и воспроизвести в художественных новые, важные пласты национальной действительности. Он обладал даром анализа и предвидения. Образы, созданные им, и обстоятельства, их окружающие, не просто типичны. Они концентрируют в себе такие черты общественного бытия Америки, которые еще не были доминирующими, но должны были стать таковыми спустя некоторое время. Именно эта способность делала Драйзера лидером литературного развития Соединенных Штатов начала XX столетия . Биографы, как правило, собирают мелкие подробности жизни Драйзера, сведения о его друзьях, родственниках, о состоянии его финансовых дел, о его женах и любовницах, о разного рода ссорах и спорах, в которые он оказывался втянут. В этих биографиях, включающих описание его быта, как справедливо заметил старейшина американских критиков Малькольм Каули, нет главного - самого Драйзера. Они нисколько не помогают нам понять "феномен Драйзера". Красноречивым образцом такого рода биографий можно счесть сочинение У. Сванберга, вышедшее в 1965 г.

Критики "эстетического" направления сосредоточили свои усилия на "антилитературности" творчества Драйзера, на установлении погрешностей в языке его сочинений, их стиле, на громоздкости сюжетов, неразработанности характеров. Драйзера обвиняли в недостатке вкуса, говоря, что стиль его сочинений лишен изящества и отшлифованности, и что ему не хватает образованности. Говорили, что во многих случаях поступки его героев недостаточно мотивированы, а в некоторых своих понятиях и суждениях Драйзер примитивен. Они полностью отрицали его писательский талант, при этом ссылаясь на слова самого Драйзера, который заметил как-то, что недоволен своими книгами и что все их, в сущности, следовало бы переписать.

Как бы там ни было, находились и другие критики, которые ценили творчество Драйзера. Они приводили свои аргументы, главный из которых был такой: Драйзер - один из самых читаемых американских авторов XX столетия. Драйзер заложил фундамент национальной литературы и определил ее направление на многие десятилетия вперед. Гений Драйзера признан всеми выдающимися писателями XX века. К тому же гений Драйзера типичен для Америки. Он настолько необычен и оригинален, что его надо открывать так же, как в свое время иммигранты открывали Америку. Люди со всего света приехали со своими традициями, нравами, обычаями, языком и культурой. Им предстояло не только знакомиться и узнавать друг друга, но и постигать тайны Америки и ее коренных жителей- индейцев. Этим объясняется сложность и замедленность становления американской литературы, которая напрямую зависела от процесса становления нации и ее самосознания, от того, как шел процесс формирования нового самостоятельного государства - Соединенные Штаты Америки, как единого комплекса естественно-географических, этнологических, социально-исторических, политических и нравственно-психологических сфер .

Особенностью раннего этапа своего существования американская литература пережила период "нативизма" - культурного и литературного движения, фокус которого концентрировался на художественно-философском освоении Америки, ее природы, истории, общественных и политических институтов, нравов и обычаев. Великими "нативистами" были Ирвинг и Купер, Готорн и Мелвилл, Брет Гарт и Твен и многие другие гении XIX столетия. Им также пришлось находить и открывать “свою" Америку, о которой они рассказывали в своих произведениях и которая становилась частью, аспектом, элементом национальной жизни, национального сознания. После Гражданской войны, во второй половине XIX века ускорились темпы развития экономической, социальной, политической жизни страны, и Америка изменилась до неузнаваемости. К концу столетия она превратилась в страну концентрированного производства и капитала, в страну банков и монополий, трестов и картелей. Общество разделилось на бедных и богатых. Появился многомиллионный пролетариат, и безработица стала национальным бедствием. Американский капитализм вступил в монополистическую стадию развития .

Предстояло открывать "новую" Америку, что было непросто. Для этого требовался особый дар, с помощью которого можно было уловить характер перемен, оценить их важность, выделить типичные черты. Но умение представить всю картину в целом и передать ее в красках, сохранив дыхание, ритм, напористое движение и сделать это достоверным в рамках художественного произведения - задача не из легких, которая оказалась под силу только Теодору Драйзеру. В этом, собственно, и состоял его гений. Его многолетний опыт редакторской работы помог ему сохранить биение жизни. Она не была стилизованной живой гамме, порой изящной и нежной, порой грубой и чувственной. Она была написана грубыми мазками, которые сопровождались тонкими философскими рассуждениями. Картина жизни была разной, но всегда правдивой. Она была описана грубо, неизящно, порой небрежно, но все равно это была жизнь. К этому стремился сам Драйзер, и он откровенно сказал об этом: "Это книга, близкая к жизни. Она создана не как пример литературного мастерства, а как картина общественных условий, обрисованная так просто и сильно, как позволяет английский язык... Когда она попадет к народу, он поймет, потому что это рассказ о действительной жизни, об их жизни"". Такую оценку он дал своей книге “Сестра Керри”.

Пророческими оказались слова Шервуда Андерсона, который писал о Драйзере: "Теодор Драйзер стар - он очень, очень стар. Я не знаю, сколько лет он прожил, может быть, тридцать, а может быть, пятьдесят, но он очень стар... Когда Драйзер уйдет, мы будем писать книги, много книг. В книгах, которые мы напишем, будут присутствовать все те качества, которых недоставало Драйзеру. У нас будет чувство юмора, а ведь всем известно, что у Драйзера нет чувства юмора. Более того, у нас будет изящество, легкость мазка, мечты о красоте, прорывающейся сквозь оболочку жизни.

Да, у тех, кто пойдет за Драйзером, будет многое такое, чего у него не было. Чудо и красота Драйзера в том, что все это у нас будет благодаря ему... Тяжелы ноги Теодора. Как легко разнести его книги "в пух и прах", посмеяться над ним. Но... топ, топ, топ - это шагает Драйзер, грузный и старый. Ноги Драйзера прокладывают нам путь, грубые, тяжелые ноги. Они шагают через пустыню, прокладывая тропу. Со временем тропа превратится в проспект с арками над головой и изящными шпилями, пронзающими небо. И дети будут бегать по этой улице, крича друг другу: "Посмотри на меня!", позабывши о ногах Теодора.

Людям, которые пойдут за Драйзером, предстоит сделать многое. Их путь будет долог. Но, благодаря Драйзеру, нам в Америке не придется прокладывать дорогу через пустыню. Это сделал Драйзер" .

драйзер литературный роман творчество

2. Женские образы в произведениях Т. Драйзера

Драйзер создал в своем творчестве различные художественные модели личности, которые объединяют такие личностные характеристики, как эгоцентризм и индивидуализм, что в определенном отношении является порождением «философии успеха», весьма популярной в американском обществе конца XIX - начала XX вв.

На поведение и поступки личности, убеждает писатель, влияет общество и те его установки, которые характерны для определенного периода общественного развития. На рубеже XIX - XX столетия таким основополагающим фактором в развитии общественного сознания стала «американская мечта», которая определила появление в американском обществе большого количества карьеристов, стремящихся к непременному удовлетворению жажды успеха. Наряду с мужскими образами у Драйзера появляется целый ряд подобных персонажей: Каролина Мибер, Клайд Грифитс, Стюарт Барнс, Анджела Блю, Каупервуд, Беренис и другие.

2.1 Дженни Герхардт

В 1911 году появляется второй роман Драйзера - “Дженни Герхардт”. У первого его романа “Сестра Керри” и у романа “Дженни Герхард” много общего. В этих произведениях Драйзер обращается к судьбе девушки из трудовой семьи в капиталистическом обществе.

Дженни и Керри, пожалуй, единственные персонажи Драйзера, которые являются главными героями исследования писателем женских образов в новом американском обществе. Керри поднялась сравнительно высоко по социальной лестнице, но при этом растеряла все свои душевные достоинства, и по большому счету, она стала жертвой этого общества .

Дженни Герхардт тоже живет в таком же обществе, столкновение с которым также губительно для нее. Но их трагедии различны.

Дженни оказалась брошенной любимым человеком только потому, что принадлежала к другому сословию.

Драйзер сочувственно описывает Дженни, утверждая ее моральную чистоту и противопоставляя ее буржуазному миру. Дженни “обладала чудесным мягким характером, всю прелесть которого не выразишь словами. Бывают такие редкие особенные натуры, которые приходят в мир, не ведая зачем, и уходят из жизни, так ничего и не поняв. Жизнь всегда, до последней минуты, представляется им бесконечно прекрасной, настоящей страной чудес, и если бы они могли только в изумлении бродить по ней, она была бы для них не хуже рая. Открывая глаза, они видят вокруг совершенный мир, который им так по душе: деревья, цветы, море звуков и море красок. Это - их драгоценнейшее наследство, их лучшее богатство. И если бы никто не остановил их словами: “Это мое - они, сияя счастьем, могли бы без конца странствовать по этой земле, которую когда-нибудь услышит весь мир” .

Образ героини романа - наиболее любимый автором из всех им созданных - это образ существа доброго и благородного, но защищенного от всех бед только лишь душевной стойкостью. Драйзер показывает Дженни человеком мягким и бескорыстным, готовым к самопожертвованию. Она нежно привязана к своей семье, и она всю свою жизнь стремится помогать своим родителям и младшим детям.

Образ Дженни поэтичен. Она, по уверению автора, “совершенная девушка”, которую природа создает раз в несколько столетий. Она воплощение женственности не только в своем физическом облике, она источник доброты, сердечности. Она дарит радость всем, кто встречается с ней.

Действие романа начинается в 1889 году, когда Дженни Герхардт исполняется восемнадцать лет, а заканчивается тогда, когда Дженни достигла сорокалетнего возраста.

Дженни - дочь стеклодува, потерявшего работу. Семья, в которой шестеро детей, зажата тисками нищеты. В поисках работы мать и дочь приходят в гостиницу, где им предлагают самую низкооплачиваемую работу. Даже в бедной одежде видно, что у девушки красива фигура. У нее ясные глаза, а зубы ровные и белые, чудесная улыбка и простодушный взгляд говорили о том, что девушка обладает добрым сердцем.

Такой увидел ее сенатор Брендер. Мать и дочь занимались уборкой в холле гостиницы. Обе страдали от того, что только отчаянная нищета толкнула их на этот шаг. Мир роскоши и блеска поразил их. Обе женщины старались держаться, как можно незаметнее. Они низко сгибались над ступенями лестницы, пряча глаза от посетителей.

Сенатор Брендер понимал их состояние и готов был помочь, давая им небольшой приработок. Но познакомившись ближе с Дженни и видя ее достоинства, он влюбляется в девушку.

Однако над Дженни довлеет “рок”. У дочери бедняка фатальное будущее и ей от него никуда не уйти. После смерти сенатора Брендера зыбкое общественное положение толкает ее в объятья Лестера Кейна. В каких бы высоких принципах морали она ни была воспитана, ей трудно удержаться на стезе добродетели. Дженни становится возлюбленной одного, а затем другого богатого человека именно потому, что она хорошая добропорядочная дочь и сестра.

Дженни высоконравственный человек по отношению к матери и отцу, своей дочери Весте и к Лестеру Кейну, которого она искренне полюбила. Драйзер показывает, что мораль, которой руководствуется Дженни, шире, чище и человечнее той, которая принята в обществе. Лестер Кейн и Дженни несмотря на то, что между ними глубокая социальная пропасть, вырытая разницей их имущественного и общественного положения, воспитанием, средой, взглядами, они по-настоящему любят друг друга. Для Лестера Дженни - единственная женщина. Он это понял с самой первой их встречи. Лестер ценит духовное богатство Дженни, понимает, что она незаурядная натура. Ее единственная беда - ее происхождение. “Замечательная женщина!” - не уставал восклицать Лестер. И в то же время он не желает помочь Дженни выйти из того положения, женившись на ней. Он хорошо знает, что это значило бы восстановление против себя всего “света” и то, что он подвергнется остракизму.

Долгая борьба, которую Лестер ведет со своими родными, носит пассивный характер. И он сдается, когда перед ним встает американская альтернатива - два миллиона или любимая.

Деньги разъединяют их. Его старая знакомая Летти откровенно предлагает ему жениться на себе и таким образом разрубить гордиев узел .

Лестер сдался, но тут же понял, что Дженни, как была, так и остается его единственной женщиной. Вернувшись из свадебного путешествия, он признается Дженни: “ Счастливее, чем я был с тобой, я никогда не буду. По-видимому, дело здесь не во мне: отдельный человек вообще мало что значит.

Не знаю, поймешь ли ты меня, но по-моему, мы все - пешки. Нами распоряжаются силы, надо которыми мы не властны” .

Женившись на Летти, Лестер понял, что ему не хватает того участия и теплоты, что было у него с Дженни. Она по-прежнему оставалась идеалом его женщины.

Даже отец Дженни, который в свое время сурово поступил с нею, выгнав ее из дома, после смерти сенатора Брендера, признался, что он ошибался: “ Ты хорошая, Дженни!” - сказал он ей перед смертью.

Драйзер сочувствует Дженни, но он показывает читателям, что мягкая с виду Дженни, на самом деле сильная натура. Она выдерживает одну потерю за другой. Уходит мать, отец, дочь Веста, Лестер.

Но все это не сломило Дженни. Она усыновляет сначала одного ребенка-сироту, потом другого и живет для этих детей.

Секрет Дженни достаточно прост. Она целиком отдает себя людям. Мать всегда считала Дженни опорой семьи. В последние минуты жизни Лестер зовет, чтобы сказать: “Напрасно мы с тобой расстались. Мне это не дало счастья… Ты прости меня. Кроме тебя я не любил ни одной женщины по - настоящему. Нам не нужно было расставаться.”

Дженни одерживает моральную победу над обществом, которое отвергало ее. Если в начале романа мы видим беззащитную девочку, то под конец повествования она становится опорой для всех близких людей.

Основная художественная задача романа - показать нравственное величие простой американской женщины, и это удалось автору в полной мере. Читатель, сочувствуя Дженни, учится у нее стойкости и восхищается силой ее характера.

2.2 Женщины американского общества в изображении Теодора Драйзера

Изображая в своих произведениях новую Америку, рвущуюся на всех парах вперед, Драйзер показывает нам все американское общество того времени. Его портретная галерея богата и впечатляет разнообразными персонажами. Среди богатых бизнесменов, творческих людей мы видим много женщин из разных слоев этого общества.

Таковы были главные художественные модели женских образов в произведениях Драйзера. Посвятив первые два романа созданию художественной модели личности женщины, Драйзер больше не возвращается к женским образам в подобном масштабе, не делает их главными героинями своих произведений. При этом он опирается на уже созданную художественную модель в создании мужских характеров «героев-карьеристов, которые эгоисты и одиноки в жизни. Они надеются найти достойную спутницу жизни, но находит ее лишь перед самой смертью, чтобы вновь ее потерять.

В концепции Америки, предложенной Драйзером, отчетливо обнажены два полюса - полюс бедности и полюс богатства. Внутренняя динамика его романов неизменно сопряжена с движением героев от одного полюса к другому - вверх и вниз, вниз и вверх, от бедности к богатству, от богатства к бедности. Убедительность воспроизведения национальной действительности, подчиненной этому динамическому принципу, предполагала в качестве обязательного условия проникновенное знание жизни бедняков и жизни богачей, причем не только в ее внешних, бытовых проявлениях, но и в ее глубинной социально-психологической и нравственной сущности. В немалой степени этому способствуют женские образы. Как уже отмечалось выше, традиционно роль женщины ограничивалась домашними заботами. Однако стремительное экономическое развитие США после Гражданской войны привело к возникновению гигантских трестов, корпораций, монополий, сосредоточивших в своих руках огромные богатства и неслыханную класть над миллионами тружеников. При этом появилась нещадная эксплуатация рабочих и фермеров, не ведая никаких ограничений. Никто не считался ни с законом, ни с нравственными принципами. Под власть новых законов попали и мужчины, и женщины. Роль женщин стала меняться.

Заключение

Произведения Драйзера по-прежнему имеют многомиллионного читателя во всем мире, несмотря на то, что от появления его первых романов нас отделяют многие годы.

Теодор Драйзер открыл Америку. Его галерея портретов впечатляет своим разнообразием и богатством. Недаром его считали истолкователем человеческой природы. На страницах его произведений мы встречаем и великих изобретателей, например, Томаса Эдисона, выдающихся писателей (Уильяма Хоуэллса), известных магнатов, миллиардеров и миллионеров (Дж. Гулда, Карнеги, Армора, Филда), словом тех, кто создал финансовую мощь капиталистической Америки.

Но мир Америки остался бы закрытым для читателя без американских женщин. Жизненный опыт Драйзера и его интересы как писателя не позволили ему обойти эту важную тему.

Неслучайно его первыми романами были романы о женщинах Америки, а именно, "Сестра Керри", "Дженни Герхардт ”. Эти героини хотя и традиционны для Америки тех пор, тем не менее Драйзер нашел новые краски и подметил новые черты в социальном положении женщин а обществе, т.е. ейотводилась второстепенная роль, то у Драйзера мы видим, как женщина старается изменить свое положение в обществе, как она уже участвует в общественном производстве.

У Драйзера главный герой романа - женщина, причем не богатая, не знатная и не отличающаяся никакими особыми достоинствами, что уже является примечательным и показывает прогресс литературы в деле художественного восприятия и изображения жизни.

Проникновенен образ Дженни Герхардт. Она трогает наши чувства своей нежностью, верностью и любовью к людям, которые встречаются на ее пути. Ее судьба вызывает сочувствие, в отличие от тех многих женщин, которые окружают финансовых воротил Америки. Эти женщины беспринципны в достижении своих целей, главная из которых овладеть мужчиной ради его денег и положения в свете.

Зоркий глаз писателя Драйзера заметил и появление новых женщин, которые посвящают свою жизнь на благо общества. Они разочарованы в идеалах мира денег и наживы и стремятся найти новые цели.

Драйзер оставил нам, читателям всего мира, свой огромный портрет Америки своего времени, который интересен нам и в наше время как источник правды и познаний мира людей, их психологии и социума.

Анализ произведений Драйзера позволяет говорить о том, что в творчестве писателя сформировались художественные модели личности, обусловленные традициями американских романтиков и русской литературы.

Оригинальность трактовки писателем проблемы личности состоит в наличии у драйзеровского героя определенных личностных характеристик, таких, как индивидуализм, эгоцентризм, стремление к успеху. Наличие в поведении личности и ее отношении к миру двойственности обусловлено присутствием в ее сознании и подсознании разнонаправленных «векторов», связанных с ощущением противоречия между естественными желаниями и общественными установками. Герои романов «Сестра Кэрри» и «Дженни Герхард» Герствуд и Лестер Кэйн представляют собой личности, подверженные влиянию «философии успеха» и неспособные преодолеть сложные внутренние и межличностные конфликты.

Размышляя над сущностью трагической судьбы человека в современном мире, Драйзер в художественной форме попытался показать индивидуальность и «закрытость» духовного мира личности, стремящейся к успеху и благосостоянию.

Углубленный психологизм, авторское исследование особенностей внутреннего мира человека приводит писателя к тому, что его персонажи, обладают некоей двойственностью. Так, обладающий глубокими и сильными чувствами, Лестер Кейн, тем не менее, остается представителем своего класса, неспособным поступиться собственными интересами ради другого человека.

Полное одиночество, утрата связи с семьей и обществом - вот характерные черты наших героев, отошедших от традиционных ценностей. Нравственная деградация общества, утрата религиозных ценностей способствовали обесцениванию духовных ценностей. Драйзера волнует тот факт, что современные ему американцы теряют нравственные ориентиры, во многом определявшиеся религиозными воззрениями предков.

Особенно актуальной на рубеже XIX и XX вв. становится проблема психологии суицидального поведения личности. В художественном плане Драйзер анализирует психологию героя, решившегося на самоубийство. Писатель представляет в своих произведениях целую галерею действующих лиц, думающих о самоубийстве или совершивших его. При этом Драйзер исследует суицидальное поведение как женских, так и мужских персонажей, создав целую систему образов героев-самоубийц.

Один из главных героев романа «Сестра Керри» Герствуд, некогда уверенный в себе и обеспеченный управляющий баром, оказывается изгнанным из общества, влачит жалкое существование, что в значительной степени определяет его «суицидальный порыв». Утратив иллюзии, герой приходит к постепенному осознанию бессмысленности своего бытия. Его трагедия - это трагедия неконкурентоспособной личности в жестоком окружающем мире. Осознание отвергнутости в совокупности с постоянными унижениями, которым он подвергается со стороны обеспеченных людей, каковым он некогда был сам, приводят героя к фатальному решению.

Герой романа «Дженни Герхард» Лестер Кэйн не совершает самоубийства, но его предательство по отношению к Дженни, приводят его к самоубийству моральному. И хотя он страдает, когда бросает Дженни, страдания эти происходят не оттого, что он растоптал и отверг любовь близкой ему женщина, а оттого, что ради низменного расчета он поступился добротой, преданностью, чувством.

Подводя итог всем вышесказанному, можно сказать, что герои романов Драйзера в сущности слабые люди. Обладая хорошими задатками, способные быть честными и добрыми, они, по сути, оказываются неспособными противостоять невзгодам судьбы, пожертвовать своими собственными интересами ради другого человека и остаются типичными представителями своего класса.

Использованная литература

1. Драйзер Т. Сестра Керри. Куйбышев, 1986. - 654 с.2. Драйзер Т Американская трагедия. Всемирная литература. М., 1969. - 838 с.

3. Засурский Я. Американская литература XX века. М., 1984. - М., - 838 с.

4. Большая Оксфордская Энциклопедия. -М.: ЗАО «Росмэн - Пресс, 2008. - 664 с.

5. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М., МГУ.- 1977. - 318 с.

6. Зверев А. Модернизм в литературе. США. М., 1979. - 355 с.

7. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,-1998. - 274с.

8. Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку// Т. Драйзер. Финансист. -Лениниздат, 1987, - с. 542

9. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Под ред. Р. Спиллера и др. М. 1977. Т.1 - 3., - с.159

10.Уоррен Р.П. Вестники бедствий: писатели и американская мечта // Писатели США о литературе. В 2 т. т.2.--М.: Прогресс, 1982, 455с., - с. 356.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизнь и творческая деятельность американского писателя Т. Драйзера. Объект исследований писателя: психология обделенного и честолюбивого "солдата удачи" и объект его честолюбивых устремлений - американское общество. Анализ романа "Американская трагедия".

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Развитие лучших традиций американской литературы девятнадцатого века в произведениях Теодора Драйзера. Биография Т. Драйзера и его литературная деятельность. Панорама американского общества и его персонажи. Женский образ в романе "Дженни Герхардт".

    реферат , добавлен 27.02.2011

    Исследование видов морфологических преобразований, к которым следует прибегать при переводе в условиях сходства и различия грамматических свойств в исходном языке и языке перевода. Приемы, используемые при переводе романа Теодора Драйзера "Сестра Керри".

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Способы выражения автора в художественном произведении. История создания и интерпретация заглавия романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Анализ ключевых слов в романе, раскрывающих авторскую позицию. Выявление художественных деталей в романе.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Теодор Драйзер как один из самых известных писателей рубежа XIX–XX вв. в США, специфика его творчества и анализ самых известных произведений. Анализ и обоснование мотивов, толкающих героев данного автора на преступление, проявление иронии Драйзера.

    статья , добавлен 23.11.2015

    Особливості реалізму Драйзера. Соціальні моделі жінок в романі "Сестра Керрі". Жіночі образи, що ввібрали в себе загальні якості американського національного характеру з його прагненням успіху та заможності. Соціально-психологічний аналіз Керрі.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Понятие и значение литературной традиции, факторы ее формирования и развития. Традиции романа-воспитания в творчестве зарубежных писателей-реалистов. Особенности сюжетостроения романов "Красное и черное" Стендаля и "Американская трагедия" Драйзера.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Американська література кінця 19 - початку 20 сторіччя. Анатомія американського правосуддя. Головна ідея роману Т. Драйзера "Американська трагедія". Дослідження художньої своєрідності особистості "героя-кар"єриста" у творчості Теодора Драйзера.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2010

    Место и роль творчества А.П. Чехова в общем литературном процессе конца XIX - начала XX веков. Особенности женских образов в рассказах А.П. Чехова. Характеристика главных героев и специфика женских образов в чеховских рассказах "Ариадна" и "Анна на шее".

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Литературоведение в системе научного знания. Место философии как науки в структуре научного знания. Основные тенденции развития американской литературы XIX-XX веков. Формирование американского социального романа. Реалистическое направление в литературе.