Каратыгин василий андреевич краткая биография. Значение каратыгин василий андреевич в краткой биографической энциклопедии. Василий Андреевич Каратыгин

Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Театр: Роли:

Могила В.А. Каратыгина на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Василий Андреевич Каратыгин (26 февраля (10 марта) , Санкт-Петербург - 13 (25) марта , Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр, трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных . Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова .

Созданный для трагедии

Василия Андреевича Каратыгина рано определили чиновником департамента внешней торговли. Но «чиновник», которому не исполнилось и шестнадцати, с упоением играл в домашних спектаклях, ставившихся в доме родителей, известных петербургских актёров. Василия заметил А. А. Шаховской , видный театральный деятель тех лет. Он изъявил желание «образовать юношу актёром». Затем учил Каратыгина П. А. Катенин - поэт и переводчик, близкий к декабристам. 3 мая 1820 года Василий Каратыгин впервые вышел на сцену. Он сыграл роль Фингала в одноименной трагедии В. А. Озерова . Первые в своей жизни аплодисменты Василий Андреевич воспринял как аванс в счёт будущего. Он с детства знал, что за счастье покорять сердца нужно платить огромным ежедневным трудом. Каратыгин стал режиссёром собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный художник. Не случайно писал А. С. Грибоедов , что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен . А. С. Пушкин подарил актёру для бенефиса своего «Скупого рыцаря ». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всём. Всё же для людей декабристского поколения он остался в памяти как живое воплощение театра тех лет. В 1834 году В. К. Кюхельбекер в письме из Свеаборгской крепости спрашивал своих племянниц: «Бываете ли вы иногда в театре? Случается ли вам вслушиваться в собраниях в суждении об актёрах? Кроме Каратыгина, который образовался ещё при мне,- есть ли в русской труппе какой-нибудь отличный талант?»

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

  • «Цыганы ». Драматическое представление в 2 к., взятое из поэмы А. С. Пушкина
  • «Мал да удал, или Записки гусарского полковника» (Les memoires d’un colonel de hussards). Водевиль в 1 д. Э. Скриба и Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр.
  • «Адольф и Клараб или Два арестанта» (Adolphe et Clara, ou Les deux prisonniers). Ком. в 1 д. Марсолье, Бенуа-Жозеф”Б.-Ж. Марсолье. Пер. с фр.
  • «Фанни, или Мать и дочь соперницы» (La mere et la fille). Ком. в 5 д. Эмпи (Adolphe Simonis Empis) и Э. Мазера. Пер. с фр.
  • «Антоний» (Antony). Тр. в 5 д. Перед. с фр. Драма А. Дюма .
  • «Изора, или Бешеная» (Isaure). Ком. в 3 д. Теодора, Бенжамена и Франсиса. Пер. с фр.
  • «Елизавета и граф Эссекс». Тр. в 5 д. Перед. с нем. в стихах тр. в прозе И.-Г. Дика «Graf Essex».
  • «Полночь, или Кто прежде поцелует» (Minuit, ou La veille du jour de l’an). Ком. в 1 д. Дезодра и А. Сен-При. Перед. с фр. в вольных стихах
  • «Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро» (Mirandolina). Ком. в 3 д. К.-Л. Блума. Переделка ком. К. Гольдони «Трактирщица». Пер. с нем.
  • «Двое за четверых, или Ревность и шутка» (Defiance et malice, ou Le prete rendu). Ком. в 1 д. М. Дьелафуа. Пер. с фр. в стихах;
  • «Мария, или 17 лет из жизни женщины» (Маrie, ou Les trois epoques). Драма в 3 д. М. Ансело (Marguerite-Louise Virginie Ancelot). Пер. с фр.
  • «Все или ничего» (Tout ou rien). Драма в 3 д. Поля де Кока . Пер. с фр.
  • «Кин, или Гений и беспутство» (Kean, ou Desordre et genie). Ком. в 5 д. А. Дюма . Пер. с фр.;
  • «Эсмеральда, или Четыре рода любви» (Der Glockner von Notre-Dame). Драма в 5 д. с прологом «Алый башмачок» Ш. Бирх-Пфейффер. Сюжет заимств. из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери ». Пер. с нем.
  • «Король Лир » (King Lear). Тр. в 5 д. Шекспира. Пер.;
  • «Кай-Марций Кориолан» (Coriolanus). Историческая тр. в 4 д. Пер. тр. в 5 д. В. Шекспира
  • «Она помешана» (Elle est folle). Драма в 2 д. Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр..
  • «Братья-враги, или Мессинская невеста» (Die Braut von Messina). Тр. в 3 д. Ф. Шиллера . Пер. с нем..
  • «Мономан, или Помешанный» (Le monoman). Драма в 5 д. Ш. Дюверье (Charles Duveyrier). Пер. с фр.;
  • «Живая покойница» (La nonne sanglante). Драма в 5 д. О. Анисе-Буржуа . Пер. с фр.
  • «Испытание, или Завязка и развязка» (Discretion). Ком. в 1 д. Ф. Дюмануара и Камиля. Пер. с фр.;
  • «Еврей, или Слава и позор». Тр. в 4 д. Перед. с фр. Драма в 5 д. В. Сежура «Diegarias» в стихах
  • «Графиня Клара д’Обервиль» (La dame de St. Tropez). Драма в 5 отд. О. Анисе-Буржуа
  • «Предок и потомки» (Les burgraves). Драма в 3 д. В. Гюго . Пер. с фр. в стихах и в прозе
  • «Мечтания Тасса» (Une vision de Tasse). Мелодрама в 1 д. в стихах. Пер. с фр.
  • «Кастильская честь». Драма в 1 д. (5-е д. тр. В. Гюго «Эрнани»). Пер. с фр. в стихах

Литература

  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев , Е. С. Семёнова , В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов , В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. - М .: Искусство , 1989. - С. 173 - 236. - 320 с. - 75 000 экз. - ISBN 5-210-00345-0

Ссылки

  • Материалы к биографии В.А. Каратыгина / Сообщ. В. Надпорожный и А.А. Киреев // Русская старина, 1889. - Т. 63. - № 7. - С. 159-161.
  • Шенрок В. Мочалов и Каратыгин // Русская старина, 1898. – Т. 93. - № 3. – С. 521-536; Т. 94 - № 4. – С. 97-110.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 10 марта
  • Родившиеся в 1802 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 25 марта
  • Умершие в 1853 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Актёры по алфавиту
  • Актёры Российской империи
  • Актёры XIX века
  • Персоналии:Александринский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Биографический словарь
  • - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

(1802-1853)российский актер, переводчик. Дебютировал на сцене Петербургского Большого театра (1820). С 1832 г. - ведущий актер-трагик Александринского театра. Играл заглавные роли в пьесах отечественных и зарубежных авторов: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Дюма-отца, В. Гюго. Для его актерского стиля были характерны: напевная декламация, монументальная парадность, живописность поз и приподнятая героика. Гастроли актера в Москве (1833 и 1835) вызвали оживленную полемику, вышедшую за рамки эстетического спора о театральном искусстве. В 1830-1840-х гг. актер перевел и переделал более 40 пьес, поставленных на петербургской сцене. КАРАХАН (наст. фам. - Караханян) Лев Михайлович (1889-1937) - советский государственный деятель, дипломат. Член РСДРП с 1904 г., меньшевик. Вел партработу в Харбине и Петербурге. С 1912 г. участвовал в профсоюзном движении. В 1915 г. арестован и сослан в Томск. Освобожден после Февральской революции 1917 г., вернулся в Петроград. С мая 1917 г. большевик. С июня 1917 г. - член ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. С августа 1917 г. - член Президиума и секретарь Петроградского совета. В октябре входил в Петроградский ВРК. С ноября 1917 г. секретарь советской делегации на мирных переговорах с Германией в Брест-Литовске. В 1918-1920 гг. - зам. наркома иностранных дел РСФСР. С 1921 г. полпред РСФСР в Польше, в сентябре 1923 - августе 1926 г. - в Китае. В 1927-1934 гг. - зам. наркома иностранных дел СССР. В 1934 г. переведен на должность полпреда СССР в Турции. 3 мая 1937 г. отозван в Москву и арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян 20 сентября 1937 г. Посмертно реабилитирован.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каратыгин, Василий Андреевич - знаменитый трагик (1802 - 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность. Его главным руководителем был поклонник французской трагедии и знаток античной драмы, П.А. Катенин. В 1820 г. Каратыгин дебютировал в ролях Фингала (трагедия Озерова), царя Эдипа (""Эдип - царь"", трагедия Грузинцева), Танкреда (трагедия Вольтера), Пожарского (трагедия Крюковского) и имел огромный успех. После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех, отодвинув на второй план Брянского. В этот период лучшими ролями Каратыгина были: Велисарий (драма Эдуарда Шенка), Жорж де Жермани (драма Дюканжа), Карл Моор (Шиллер). Последняя роль особенно удалась Каратыгину. С появлением (конец 30-х и начало 40-х годов) на русской сцене произведений Шекспира Каратыгин играет Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана. Огромному дарованию Каратыгина и его эффектной игре обязаны своим успехом ультрапатриотические произведения Кукольника и Полевого. Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Исключительный успех имел Каратыгин в пьесах ""Заколдованный дом"" (Людовик XI), ""Кин"", ""Мария Стюарт"" (Лейчестер), ""Уголино"" (Нино). Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей; комедии ""Женатый философ"" и ""Двое за четверых"" были напечатаны (Санкт-Петербург, 1827). - См. Вигель, ""Воспоминания""; Вольф, ""Хроника Санкт-Петербургских театров""; П.А. Каратыгин, ""Записки""; А.М. Каратыгина, ""Воспоминания"" (""Русский Вестник"", 1881, № 4, 5); Р. Зотов, ""Записки""; Белинский, ""Сочинения""; Беляев, ""Воспоминания о В.А. Каратыгине""; В. В. В. (Строев), ""Репертуар"" (1841); ""Репертуар и Пантеон"" (1843); ""Русская Старина"" (1880, № 10).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.

{Половцов}

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый русский трагик, сын Андрея К. (см.). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполнются поныне ("Графиня Клара д´Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование К." ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К." (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 1877, стр. 39-53).

КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Каратыгин, Василий Андреевич - знаменитый трагик (1802 - 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность. Его главным руководителем был поклонник французской трагедии и знаток античной драмы, П.А. Катенин. В 1820 г. Каратыгин дебютировал в ролях Фингала (трагедия Озерова), царя Эдипа ("Эдип - царь", трагедия Грузинцева), Танкреда (трагедия Вольтера), Пожарского (трагедия Крюковского) и имел огромный успех. После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех, отодвинув на второй план Брянского. В этот период лучшими ролями Каратыгина были: Велисарий (драма Эдуарда Шенка), Жорж де Жермани (драма Дюканжа), Карл Моор (Шиллер). Последняя роль особенно удалась Каратыгину. С появлением (конец 30-х и начало 40-х годов) на русской сцене произведений Шекспира Каратыгин играет Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана. Огромному дарованию Каратыгина и его эффектной игре обязаны своим успехом ультрапатриотические произведения Кукольника и Полевого. Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Исключительный успех имел Каратыгин в пьесах "Заколдованный дом" (Людовик XI), "Кин", "Мария Стюарт" (Лейчестер), "Уголино" (Нино). Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей; комедии "Женатый философ" и "Двое за четверых" были напечатаны (Санкт-Петербург, 1827). - См. Вигель, "Воспоминания"; Вольф, "Хроника Санкт-Петербургских театров"; П.А. Каратыгин, "Записки"; А.М. Каратыгина, "Воспоминания" ("Русский Вестник", 1881, ¦ 4, 5); Р. Зотов, "Записки"; Белинский, "Сочинения"; Беляев, "Воспоминания о В.А. Каратыгине"; В. В. В. (Строев), "Репертуар" (1841); "Репертуар и Пантеон" (1843); "Русская Старина" (1880, ¦ 10).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1802-53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт-Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также …
  • КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
  • КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
    (1802 - 53), актер. С 1820 на петербургской сцене, с 1832 в Александринском театре, ведущий трагик труппы. Творчество Каратыгина тесно …
  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • АНДРЕЕВИЧ
    Андреевич, см. Соловьев, Евгений …
  • КАРАТЫГИН в Литературной энциклопедии:
    Петр Андреевич — артист петербургской придворной труппы, драматург, автор мемуаров; брат известного артиста-трагика Василия Каратыгина. Прошел школу классицизма, современник …
  • АНДРЕЕВИЧ в Литературной энциклопедии:
    — псевдоним Евгения Андреевича Соловьева — критика и историка лит-ры (другие псевдонимы: Скриба, В. Смирнов, Мирский). Написал ряд очерков …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • КАРАТЫГИН
    (Василий Андреевич) - знаменитый русский трагик, сын Андрея К. Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • КАРАТЫГИН
    КАРАТ́ЫГИН Вяч. Гаврилович (1875-1925), муз. критик. Пропагандист творчества А.Н. Скрябина, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского. Проф. Петporp. конс. (с 1919). Автор …
  • КАРАТЫГИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАРАТ́ЫГИН Вас. Анд. (1802-53), актёр. С 1820 ведущий трагик Петерб. т-ра (с 1832 Александринский). Представитель рус. сценич. классицизма. В совершенстве …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • ВАСИЛИЙ
    Чапаев, Лановой, …
  • ВАСИЛИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ВАСИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАСИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Василий, (Васильевич, …
  • КАРАТЫГИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Василий Андреевич (1802-53) , российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт-Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В …
  • ВАСИЛИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; …
  • ХОРИС ЛОГГИН АНДРЕЕВИЧ (ЛЮДВИГ АНДРЕЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Хорис [Логгин (Людвиг) Андреевич] - путешественник и живописец (1795 - 1828). Немец по происхождению, он воспитывался в харьковской гимназии. В …
  • АРТЕМИЙ АНДРЕЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-09 Time: 06:03:24 Навигация Википедия = Лебедев, Артемий Андреевич Артемий Андреевич Лебедев — российский дизайнер, основатель, арт-директор и владелец …
  • ЛИХАРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лихарев Василий Алексеевич (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, …
  • КАРАУЛОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Караулов Василий Андреевич (1854 - 1910), политический деятель, член III государственной думы, председатель …
  • ГОРБАЧЕВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Василий Григорьевич (1885 - 1938), священник, священномученик. Память 13 февраля, в …
  • ВЕТЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ветелев Александр Андреевич (1892 - 1976), протоиерей, профессор, доктор богословия. Родился 24 …
  • ВАСИЛИЙ ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Родзянко) (1915 - 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в …
  • ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. В миру …
  • ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина …
  • ТИЛЬМАН КАРЛ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Тильман (Карл Андреевич, 1802 - 1875) - лейб-окулист (с 1851 г.) и известный врач-практик, родился в Силезии. В 1817 г. …
  • СОЛОВЬЕВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соловьев (Евгений Андреевич) - талантливый писатель. Родился в 1863 г.; учился на историко-филологическом факультете СПб. университета. Недолго был учителем гимназии. …
  • МУРОМЦЕВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Муромцев, Сергей Андреевич - известный юрист и политический деятель (1850 - 1910). Родился в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье, учился …
  • КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Крылов Иван Андреевич - знаменитый русский баснописец. Родился 2 февраля 1768 г., по преданию - в Москве. Отец его "наукам …

Никакие другие русские актеры театра 19 века не вызывали столько ожесточенных споров, сколько лучшие артисты обеих столиц России – Василий Каратыгин (1802-1853) и (1800-1848). Их подходы к творчеству настолько разнились, насколько не похожи друг на друга две эпохи:

  • Каратыгин был ярким представителем уходящего направления,
  • Мочалов – расцвета и зарождающего реалистического.

Их обоих называли гениями театральных подмостков.

Каратыгин – актер Петербурга 19 века

На петербургской сцене блистал Василий Андреевич Каратыгин. Сын знаменитых петербургских актеров, он должен был стать чиновником, но стремление играть на сцене преодолело желание родителей. Подготовкой юного актера вначале занимался Александр Шаховский, известный драматург и фактический руководитель всех петербургских театров, затем – близкий к декабристам поэт и переводчик Павел Катенин. Именно Павла Александровича будущий актер считал своим подлинным учителем. Любовь к французским драмам и «высоким» трагедиям предопределило манеру воспитания юноши Катениным. Театральный педагог привил своему ученику любовь к насыщенной эмоциями, пафосной речи, эффектным движениям, монументальным позам, а также к трудолюбию.

В.А.Каратыгин, портрет В.А.Тропинина

Лишенный по сути природного актерского дарования, Василий Андреевич однако подкупал зрителей своим мастерством. Точно выверенные движения, поставленный голос, манера держать себя на сцене – все это производило неизгладимое впечатление на зрителей. Отличные внешние данные (аристократические черты лица, пластическая фигура, сильный голос), эмоциональность и естественность игры делали его прекрасным трагиком. В эпоху, когда на русской театральной сцене господствовало классицистической направление, ему не было равных. Посмотреть на этого артиста в роли Фингала (дебютная роль в Малом театре), Эдипа, Танкреда, Пожарского собирался весь высший свет Петербурга.

Вспоминал, что Каратыгин столь величественно умел держать себя, что театралы рукоплескали ему, когда он в роли увенчанного лаврами Велизария проезжал по сцене в колеснице, не произнося еще ни единого слова.

Особую популярность актеру придало его участие в патриотичных пьесах Озерова, Кукольника и Полевого, посвященных, в основном, тематике Смутного времени (освобождение Москвы народным ополчением) и Отечественной войны 1812 года. Напыщенность стиля этих пьес как нельзя лучше подходило к манере игры величавого артиста.

Амплуа Каратыгина

С конца 1820-х годов Василий Андреевич приобрел еще одно амплуа, дебютировав в романтических драмах и затмив собой другого ученика Шаховского – Якова Брянского. Роли Карла Моора, Фердинанда в пьесах Шиллера и Дон Гуана, Барона в «маленьких трагедиях» Пушкина не уступали по виртуозности исполнения трагедийным ролям.

Когда с середины 30-х годов на русскую сцену проникли трагедии Шекспира, Каратыгин упрочил свою славу как актера-трагика, с успехом исполняя роли Гамлета, Короля Лира, Отелло. Сближение с декабристами и восприятие либеральных идей способствовало тому, что он одним из первых русских актеров исполнил роли:

  • Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»,
  • Арбенина в стихотворной драме «Маскарад» Лермонтова,
  • Тараса Бульбы в инсценировке одноименной повести Гоголя.

Особенности актерской игры Каратыгина

Мастерской игры русский актер театра 19 века В.А.Каратыгин добивался непрестанными репетициями. Он тщательно продумывал все свое выступление, выверяя каждую деталь, проникаясь психологией персонажа. Для этого ему требовалось всесторонне изучить замысел драматурга, привлечь массу литературы и литературной критики для того, чтобы правильно трактовать идею и основную мысль пьесы. В этом ему помогали отличный вкус, привитый Катениным и Шаховским, образованность и острый ум. Такая скрупулезная работа над сценическим образом оказала большое влияние на всю труппу Александрийского театра, в котором артист прослужил всю свою жизнь.

Беря за основу классицистическую эстетику, Василий Андреевич стремился подчеркнуть в своем персонаже одну, самую важную, по его мнению, черту, иногда даже в ущерб психологичности. Как отмечал Белинский, игра Каратыгина поражала своей виртуозностью, изысканностью, пышностью, но не трогала эмоционально. Там, где требовалась показать глубину чувства, кипящие страсти, актер был слаб. Однако, благодаря своему мастерству, но одинаково хорошо мог исполнять самые разные роли, поэтому диапазон его амплуа был достаточно широк.

Постепенно с усилением реалистических тенденций в искусстве и прихода гоголевской «натуральной» школы, игра Василия Андреевича обрела больше естественности и непринужденности. Но вместе с этим, трагедия постепенно стала исчезать с театральных подмостков, уступая место романтическим и мещанским драмам. После блистательных трех десятилетий, когда Каратыгин был «королем трагедии», его популярность уменьшается. Он занимается литературной и переводческой деятельностью. Его перу принадлежит более 40 переводов трагедий, драм и водевилей. В 1853 году актер сильно простыл на похоронах своего друга и коллеги Брянского и вскоре скончался.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Каратыгин (26 февраля (10 марта) 1802, Санкт-Петербург - 13 (25) марта 1853, Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр , трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных. Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным , Александром Грибоедовым , Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова.

В 1820-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра.

Самый первый исполнитель роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова) - 26 января 1831, Александринский театр

Созданный для трагедии

Василия Андреевича Каратыгина рано определили чиновником департамента внешней торговли. Но «чиновник», которому не исполнилось и шестнадцати, с упоением играл в домашних спектаклях, ставившихся в доме родителей, известных петербургских актёров. Василия заметил А. А. Шаховской, видный театральный деятель тех лет. Он изъявил желание «образовать юношу актёром». Затем школил Каратыгина П. А. Катенин - поэт и переводчик , близкий к декабристам . 3 мая 1820 года Василий Каратыгин впервые вышел на сцену. Он сыграл роль Фингала в одноименной трагедии В. А. Озерова. Первые в своей жизни аплодисменты Василий Андреевич воспринял как аванс в счёт будущего. Он с детства знал, что за счастье покорять сердца нужно платить огромным ежедневным трудом. Каратыгин стал режиссёром собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный художник. Не случайно писал А. С. Грибоедов , что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен . А. С. Пушкин подарил актёру для бенефиса своего «Скупого рыцаря». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всём. Всё же для людей декабристского поколения он остался в памяти как живое воплощение театра тех лет. В 1834 году В. К. Кюхельбекер в письме из Свеаборгской крепости спрашивал своих племянниц: «Бываете ли вы иногда в театре? Случается ли вам вслушиваться в собраниях в суждении об актёрах? Кроме Каратыгина, который образовался ещё при мне,- есть ли в русской труппе какой-нибудь отличный талант?»

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы: