Каллиграфия глазами покраса лампаса. Покрас Лампас: от первого лица Самые громкие проекты стрит-арт художника

(Pokras Lampas) - успешный иллюстратор, графический дизайнер и стрит-арт художник (каллиграфия). Творческий путь Покрас Лампас начался в 2005 году, когда Арсений, именно так зовут художника, заинтересовался граффити. Коллега и товарищ Андрей Анте познакомил его с миром граффити (оформления, качественные работы и вдохновение). При освоении новых техник перешел на маркеры. Его проекты отличают оригинальная каллиграфия и качественный леттеринг. Поэтому на проработку шрифтов к каждому проекту уходит много времени. Все эти навыки Покрас Лампас изучал самостоятельно. На данный момент Арсений проживает в Санкт-Петербурге, но его творчество становится известным в сотни городах по всему миру.

Каллиграфия на девушках

Получил всеобщую известность благодаря проекту « ». Идея “расписывать” тело родилась спонтанно и вылилась в целую серию работ. Кроме гармоничного “вписывания” шрифтов на тело, он создает масштабные росписи на стенах и целые серии рисунков на холстах. Художнику нравится реализовывать нестандартные проекты.

Его потрясающая роспись арки в Екатеринбурге выполнена так, что закрасить её другими рисунками невозможно. Поэтому она стала своего рода элементом ориентира в городе. В этой росписи он вшил фразу “All Your Walls Are Belong To Us” (Все ваши стены принадлежат нам), которая читается только в ультрафиолете - ночью с направленным потоком света (фонарь или лампа). На работу ушло около недели. Она была сложной, потому что расписывать пришлось все поверхности – трубы, столбы, кондиционеры, пол и потолок.

Работы и картины Pokras Lampas

Постоянное общение и встречи позволяют Pokras Lampas делиться информацией, перенимать знания, анализировать их и использовать в своём творчестве.

Постоянно путешествует и пребывает в творческом процессе - разрабатывает принты и логотипы, эскизы к новым тату, экспериментирует, тренирует стили, занимается оформлением, проводит воркшопы и мастер-классы, участвует в фестивалях, ездит по городам, сотрудничает с крупными автомобильными брендами Германии и Чехии. Его лекции настолько интересны, что многие после них начинают серьёзно заниматься каллиграфией.

Покрас Лампас – молодой художник-каллиграфист, чьи работы стали известны по всему миру. Это творческий псевдоним художника, который в скором времени должен стать его настоящим именем. Биография художника Покраса Лампаса богата интересными событиями. О том, как развивался творческий путь райтера и в каком стиле он работает рассказывается

Творческий путь художника

Настоящее имя художника – Арсений Пыженков, он появился на свет в городе Королёве 19 сентября 1991 года. Его творческий путь начался еще со школьной скамьи. Псевдоним был выбран примерно в эти же годы. “Покрас” в переводе с райтерского сленга означает “пойти покрасить”, а слово “Лампас” просто стало забавной рифмой. Для художника стал переломным случай, когда организаторы мастер-класса из Турции купили художнику билет на имя “Pokras Lampas”. В тот момент билет пришлось менять, а художник принял решение поменять свое настоящее имя на творческий псевдоним и в паспорте.


У художника нет академического образования, о чём он сам не раз признавался. В своих работах он не придерживается академических основ искусства, а делает всё интуитивно. Изучать основы каллиграфии ему пришлось только в тот момент, когда его стали звать на мастер-классы и выступать перед публикой. По признанию самого художника, тогда на него возлегла большая ответственность, и он должен был предоставлять верную информацию с точки зрения основ художества. Как ни странно, но в процессе чтения книг, он обнаружил, что все профессиональные авторы писали о том, к чему Покрас интуитивно двигался всю жизнь.

Стиль художника

Стиль этого художника называют “каллиграффити” – слияние каллиграфии и граффити. По факту, Покрас является родоначальником данного направления, и занимается его активным развитием. Нигде в мире ранее не применялась подобная техника. Художник каждый день разрабатывает новые методики нанесения рисунка, придумывая новые шрифты и стили. Его работы выполнены в готическом стиле, однако в его манере рисования можно найти и смесь разных направлений, которые помогают создать необычные и оригинальные решения. На счету этого художника огромное количество выполненных работ, он разъезжает по всему свету и выступает на мастер-классах. Увидев его работы единожды, Покрас Лампаса уже не удастся с кем-то спутать.

Работы Покраса Лампаса

«Awesome letter», 2013

Декор на Ламборгини

Мостик между «Атриумом» и Курским вокзалом, 2018

«Транзитная Зона», 2014

Работа на арке в Екатеринбурге

Самые громкие проекты стрит-арт художника

То, чем занимается Покрас, называется «каллиграффия». Термин происходит из слияния двух слов – «каллиграфия» и «граффити», а молодой человек является официальным амбассадором этого культурного направления.

В творчестве Покрас Лампас предпочитает не гнаться за трендами, а создает их сам.

«Есть два вида дизайнеров. Первые следят за трендом, делают по тренду, за счет этого имеют клиентов. Есть и другие, которые гнут свою линию, не следят за трендом, а работают над своим трендом и продвигают в массы, становятся лидерами общественного мнения.»

Покрас уверен, что бренды активнее сотрудничают именно с трендмейкерами. Для них важны люди со стержнем, те, кто может гнуть свою линию. Такие люди, по словам каллиграфа, дают проекту больше имиджа.

Покрас Лампас - не просто псевдоним, представляющий собой набор букв, как это распространено в стрит-арт тусовке.

Имя художника происходит от выражения «пойти покрасить», которое часто используют граффитисты, а «лампас» - просто первая рифма, которая пришла в голову. Вскоре псевдоним станет официальным именем молодого человека. Он уже подал заявление на смену имени и фамилии. По словам каллиграфа, благодаря этому станет проще осуществлять сделки и сотрудничать с брендами, также это упростит бытовые вопросы, например, заказ билетов. Однажды со стрит-арт художником произошел случай, когда его авиабилет был выдан на имя Покрас Лампас и его пришлось менять.

На сегодняшний день творчество Арсения можно увидеть не только в России, но и в Европе. Молодой каллиграф уже успел поработать в Риме, Лондоне и других крупных городах. С Покрасом активно сотрудничают такие мировые бренды, как Saint Laurent, Lamborghini, Fendi, Levi’s, Dries Van Noten.

Что такое современная каллиграфия?

Каллиграфия – одно из древнейших культурных течений, представляющее собой шрифтовую графику. Название происходит от греческого «callos» - красота и «grapho» - пишу, красивое и четкое письмо. Искусство каллиграфии прошло долгий, тысячелетний путь развития. Каллиграфы десятилетиями оттачивали свои умения, создавали новые стили и шрифты.

На сегодняшний день считается, что современная каллиграфия — это сочетание новейших тенденций, экспериментов, абстракций и исторических форм шрифта.

Покрас Лампас утверждает, что современная каллиграфия – это когда ты вместо того, чтобы продолжать традиции каллиграфии, письменности, создаешь новые правила, новые ценности. Сам каллиграф работает в основном с кириллицей. Для него это важная культурная составляющая, возможность показать часть русской культуры всему миру.

«Выставляясь в Эмиратах, я рассказываю, что это написано по-русски».

Для Арсения важно показать не один стиль. Молодой человек часто путешествует и пытается узнать и перенять множество разных шрифтов.

Покрас Лампас рассуждает и о будущем каллиграфии.

«Я пытаюсь выявить и понять, какой каллиграфия станет через сто лет. Что изменится со стилем и со шрифтом».

Он считает, что многие культуры будут смешиваться и переплетаться. Какие-то течения будут связаны и с каллиграфией. Это, в свою очередь, поможет обществу познакомиться с разными культурами, с разными тенденциями, изучить их.

Calligraphy on girls

Это один из самых первых проектов Покраса. Главная идея заключалась в том, что стрит-арт художник должен разрисовать обнаженное женское тело. Сам Арсений воспринимал этот проект как коммерческий. Молодой художник понимал, что это привлечет внимание.

«Есть такая тема, называется фейм, это что-то вроде пиара, только внутри определенной тусовки, комьюнити. Вот рисовать на девушках это фейм».

Каллиграф говорит, что этот проект не был чем-то кардинально новым, такие коммерческие приемы в граффити применяются давно. По словам художника, главное – это качественная реализация, тогда даже не самые новаторские идеи будут нравиться широким массам.

Крыша «Красного октября»

Пожалуй, это один из самых громких проектов. По словам художника, именно он принес ему мировую известность. В сентябре 2015 года в Москве на крыше «Красного октября» появилась самая большая в мире каллиграфия. Площадь рисунка составила 1625 квадратных метра, в длину это практически высота 22-х этажного дома.

На создание этого стрит-арт объекта ушло два дня. Лампас использовал 730 литров краски, а ширина самой большой кисти составила 1 метр. Каллиграф говорит, что в рисунке зашифровано послание, однако он никому не рассказывает, какой же тайный смысл в нем содержится.

Процесс создания каллиграфии снимали на видео, после чего сделали большой ролик, который разлетелся по всему миру. Лампас говорит, что именно после этого ролика он обрел широкую популярность и ему стали предлагать сотрудничество ведущие бренды мира. Стрит-арт художник считает, что в наше время продакшн имеет большое значение и это тоже своего рода искусства.

«Современная молочная культура» в Питере

Покрас Лампас совместно с питерскими художниками Евгением Киселевым и Макси Шиловым создал дизайн для продуктов фирмы «Молочная культура». Художники создали лимитированную серию арт-стаканов для молока, ряженки и йогурта. Проект получил название «Современная молочная культура». Главной целью коллаборации представителей стрит-арта и компании, продающей молочные продукты, стало желание сломать существующие стандарты и расширить границы восприятия. Покрас говорит, что, когда компания обратилась к нему с просьбой создать дизайн для их продуктов, он сразу же отбросил все стереотипы. Как правило, на молочной продукции изображены поля, луга, коровы. Арсений решил отойти от привычной символики и обратиться к каллиграфии.

Представители «Молочной культуры» признаются, что им крайне симпатизирует позиция Покраса в отношении внедрения новых техник и веяний, ухода от привычных изображений и символик. Именно поэтому для создания нового дизайна пригласили именно его.

«Мы выражаем солидарность создающим новое, мыслящим не как все, ломающим границы, устремленным в будущее профессионалам».

Такое сотрудничество предоставило возможность «Молочной культуре» выпустить новый, идеальный продукт. Теперь это не просто молочная продукция – это искусство: искусство внутри, искусство снаружи.

Тоннель от Атриума до Курского вокзала

В 2017 году Покрас расписал тоннель, который соединяет ТЦ «Атриум» и Курский вокзал. Раскрашенный Арсением тоннель стал одной из инсталляций на «Ночи искусств» в Москве. Согласно задумке каллиграфа, тоннель должен быть не просто переходом из одного здания в другое, а неким бесконечным, космическим пространством.

Идею об апгрейде тоннеля поддержал «Атриум», по словам Покраса Лампаса, это его «большие друзья». Однако «РЖД» – именно этой компании принадлежит половина тоннеля – высказались против арт-задумки. Именно поэтому часть перехода покрыта зеркалами и росписью, а другая часть осталась без изменений.

Лампас признается, что это был один из самых сложных для него проектов. Для него было важно поработать с пространством, в котором ежедневно находится большое количество людей, и показать, как привычная для всех локация может трансформироваться и выглядеть совершенно иначе. Ключевой задачей было создать пространство очень близкое, удобное для людей. Так появились большие зеркала, в которых каждый проходящий смог бы сделать фото.

Инсталляция художника – это не просто граффити в большом тоннеле – это четко продуманная композиция, во многом связанная в известными российскими авангардистами XX века. На стенах тоннеля написаны цитаты Малевича, Родченко, Маяковского. Каллиграф говорит, что авангард XX века — это мощная отсылка к нашей культуре и нашему искусству. Можно сказать, что вся роспись представляет собой одну большую отсылку. «Каждая форма есть мир» – это одна из цитат Малевича, которую можно найти на стенах перехода. Рядом с этой цитатой изображен спутник. Покрас олицетворяет его с космосом, миром. В слове мир на росписи буква «Р» написана в обратную сторону, что по словам Покраса является отсылкой к работам российских конструктивистов. Сам Лампас говорит, что этот тоннель – «инсталляция, объект молодого искусства России».

Коллаборация с Lamborghini

Да! Покрас Лампас расписывает не только стены, крыши и холсты, но и машины. Итальянская компания, производящая спорт кары заказала каллиграфию на одном из самых дорогих автомобилей в коллекции. Дизайнерский автомобиль был впервые выставлен в Дубае. Создавался такой автомобиль в течение 36 часов. По словам Арсения, до официальной презентации автомобиля его дизайн хранили под завесой тайны.

Такой дизайн – это имиджевая история, говорит каллиграф. Цена на роспись одной такой машины варьируется от 5000 до 20000 долларов (за цифры спасибо Юрию Дудю).

В девятом классе Покрас Лампас (это, конечно, псевдоним - но уже проникший даже в паспорт) начал расписывать стены родного города Королева. Сегодня Покрас создает каллиграфический дизайн для брендов - от Nike до Lamborghini и паблик-арт для «Атриума», «Красного Октября» и даже Новой Третьяковки. Его идея фикс - глобалистский проект мультикультурного будущего с амбициозным названием «Новая Визуальная Культура». «Нож» вместе с художником разложил это будущее на составляющие, от медиа до технологий, выяснил последние тренды мира стрит-арта и вспомнил неловкие истории из прошлого, разбираясь с отношениями каллиграфии, современного искусства и феминизма.

Мурал «Дуализм» (пресс-релиз)

- Ты часто упоминаешь про особый статус поколения миллениалов. А в новой работе «Дуализм» для питерского отеля Wynwood вообще покрываешь огромную стену неким «манифестом миллениалов». Текст в твоих работах нечитаем для зрителя - поэтому расскажи, что это за манифест.

Текст очень простой. Там написано, что мы создаем новую визуальную культуру и что мы - это будущее. И то же самое по-английски.

Моя идея в том, что именно этот посыл передается из одного поколения в другое - с небольшими изменениями. И эти изменения я пытаюсь выразить не через сам текст, но через то, как он написан. Сами символы включают отсылки к разным культурам и указывают на то, что новое поколение более открыто к мультикультурным связям.

- Сейчас многие считают ультрасовременным поколением не миллениалов - поколение Y - а поколение Z, родившееся после 1995 года. Интересно, что их разделяет именно в мире стрит-арта и каллиграфии.

Я сам 1991 года рождения, ближе к Z. Но если честно, всегда больше смотрел на людей, которые уже успешны. И с удивлением видел, что у нас с ними разрыв в десять-пятнадцать лет. То есть я всегда чувствую, что догоняю их, иду за ними.

Но молодое поколение мощно работает с фотографией, с диджиталом. Один из самых крутых ребят, кто точно выстрелит, - это @eduard_ov . Ему 20 лет, и он выдает очень качественные и крутые вещи, работая с дополненной реальностью.

Фото: © Игорь Жук

За последние два года молодой каллиграф Арсений Пыженков с забавным псевдонимом «Покрас Лампас» стал широко известен в среде поклонников каллиграффити и востребован в сфере дизайна. Сейчас Арсений не только оттачивает мастерство письма, но и охотно делится со всеми желающими своими знаниями и наработками. Мы попросили Покраса рассказать нашим читателям о своем творческом пути.

Учеба и граффити

Меня зовут Арсений, мой творческий псевдоним - Покрас Лампас (Pokras Lampas). Мне двадцать три года. Я родился и вырос в подмосковном городе Королеве. Первый раз я взял в руки баллончик еще в школе, примерно в 2005-м году. Это все было баловством: теги за гаражами и неумелые флопы. Серьезным увлечением граффити стало после знакомства с Андреем Анте . Окончив девятый класс, я уехал учиться в колледж, и там Андрей показал мне другую сторону граффити: яркие оформления, проработанные рисунки и основательный подход к делу. Это зарядило меня мотивацией делать эскизы каждый день и постоянно работать над формами, за что я ему очень благодарен.

Моему псевдониму около шести лет. Сначала я его придумал для себя: как-то само в голову пришло назваться Покрасом, а «Лампас» я взял для рифмы - показалось смешным. Со временем я к нему привык и стал использовать как основной творческий псевдоним. Дошло даже до того, что недавно организаторы мастер-класса в Турции купили мне билеты на имя «Покрас Лампас».

Каллиграфия

Awesome letter, 2013 г. © Покрас Лампас

Каллиграфией я увлекся около четырех лет назад. Я всегда любил сложный тегинг и выиграл не один конкурс, поэтому рука у меня была набита хорошо. Я стал пробовать писать различные готические буквы, а после знакомства с работами Нильса Шу Мёльмана (Shoe) и Люки Барчеллоны (Luca Bercellona) я понял, насколько серьезно это можно развить.

Работа Нильса Мёлмана

Работа Люки Барчеллоны

Я - самоучка. Даже свои первые готические алфавиты я писал из головы: никаких академических правил вроде «высота буквы равняется n ширин пера» и прочего. Еще с граффити-времен для меня было ценнее всего получить оригинальный стиль, поэтому я старался оградить себя от лишнего влияния даже в обучении каллиграфии. Я ездил в электричке с учебы и писал прямо в дороге, стараясь не испачкать окружающих тушью или маркером. Недавно пересматривал - все криво и порой неправильно, но это было очень важно, так как приучает к формированию образа буквы в голове.


© Покрас Лампас
Turkey, 2014 г. © Покрас Лампас

2013 г. © Покрас Лампас

Sasha Swamp, 2013 г. © Покрас Лампас

Minimonster, 2013 г. © Покрас Лампас

Los Cikos La Brendos, 2013 г. © Покрас Лампас

Sullen, 2013 г. © Покрас Лампас

Грубо говоря, я самостоятельно с нуля изучил базовые основы, а «правильную» историческую каллиграфию внимательно стал изучать после, когда меня начали приглашать проводить мастер-классы на эту тему. Актуальную информацию я находил в различных тематических блогах, читал статьи, пытался переводить. В итоге оказалось, что есть историческая каллиграфия и переосмысленная - как раз та, которую я всегда и пытался писать. Это усилило мою уверенность в необходимость экспериментов и самообучения.

© Покрас Лампас

Мой основной принцип работы - постоянная импровизация, а потом подробный анализ результата и запоминание интересных моментов. Таким образом я могу написать сто раз одно и то же слово по-разному, а потом весь этот опыт применить для создания оригинальной шрифтовой композиции. Смысл в том, что эскиз, набросок, разлиновка и так далее формируют невидимую планку, границу в творчестве. С таким подходом можно научиться идеально писать фрактуру или ротунду , но практически нереально сгенерировать тот необычный образ, который ты даже сам до конца не представляешь.

© Покрас Лампас, 2014 г.

Я всегда придерживался мнения, что нельзя быть профессионалом во всем, тем более в моем возрасте. Поэтому основной упор всегда был на шрифты. Буквы дают огромный простор для творчества, так как, помимо каллиграфии, есть леттеринг, типографика, множество различных инструментов, техник, и стилистик. Со шрифтами можно связать и знания из области графического дизайна, верстки, всевозможные программы, прикладные материалы, мурализм, различные эскперименты. Так что я стараюсь не ограничиваться плоскостью разлинованного листа.

Граффити и стрит-арт

Работа Покраса Лампаса в Выксе, 2013 г.

Список любимых граффити-райтеров, уличных художников, каллиграфов и художников у меня огромный. Я стараюсь следить как за нашей граффити-сценой, так и за европейской. А если добавить еще графический дизайн, иллюстрацию и различные комплексные проекты, то список станет просто гигантским. Предпочтения со временем, конечно, меняются.

Следить за развитием граффити и уличного искусства интересно. Я рад, что улучшается восприятие окружающими граффити-культуры, рад распространению искусства в общественных пространствах, рад, что проводятся различные выставки и мероприятия. Конечно, с одной стороны, у нас все появляется с некоторым опозданием и развивается не так активно. Но, с другой стороны, для многих это - возможность быть в первых рядах, так что везде есть свои плюсы.

В граффити и стрит-арте я ценю оригинальность и смелость решений. При этом смелость для меня может быть как в выборе размера, так и в технике, композиции, цветовом решении и, конечно, в идее. Не терплю использование граффити и паблик-арта в политических целях.

Сейчас мало райтеров уделяет внимание мастерству написания тегов. У меня этому следующее объяснение: исторически тег был заменой логотипа на улицах, тогда в приоритете была узнаваемость, скорость и оригинальность. А сейчас тег используется как подпись, и если он сложный, то он может сместить акцент с работы. Например, если тег будет слишком плотный, то он будет восприниматься как цветовое пятно. Многие заимствуют приемы из того же дизайна: подписываются сильно разряженным или узким читаемым шрифтом, который бы дополнял, а не нарушал общую композицию.

Мастер-классы

Казань. Фото: © Юлия Субботская

Почему мне нравится проводить выступления и мастер-классы? В первую очередь, обучение требует систематизации накопленных знаний. Таким образом я всегда открываю для себя в своих же работах определенные тезисы, принципы и приемы. Во-вторых, я рад, что продвигаю каллиграфию как культуру в России. Это позволяет мне, помимо основ написания букв, делиться своим опытом работы с клиентами, помогать не совершать мои ошибки и передавать мое отношение к творческому развитию в целом.