Калькуляция себестоимости продукции (скачать образец excel бесплатно). Правила расчета себестоимости продукции на производстве

Калькуляция: подробности для бухгалтера

  • Платные услуги по ксерокопированию в библиотеке: калькуляция, оформление, учет

    За плату? Как составить калькуляцию затрат на оказание услуг по... потребуется разрешение автора. Как составить калькуляцию затрат на оказание услуги? ... оказание услуг ведется по статьям калькуляции, включаемым в себестоимость единицы... 2]). Рассмотрим пошаговый порядок составления калькуляции стоимости услуг по ксерокопированию документов... . Расчет общей суммы затрат (калькуляция затрат), включаемых в себестоимость услуги... . С учетом рассчитанных плановых калькуляций устанавливаются цены на платные услуги...

  • Учет продукции общественного питания столовой бюджетного учреждения

    Реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в... предприятий общественного питания, 1996). Калькуляция блюд осуществляется по I ... заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации. ... салата «Летний». Порядковый номер калькуляции, дата утверждения № 10 от... общественного питания определяется на основе калькуляции. В расчете конкретного блюда... выпускаемых готовых блюд определяется посредством калькуляции. 3. Расчет продажных...

  • Методология учета в черной и цветной металлургии

    Собственного производства» и показываются в калькуляции цеха-получателя по статье того... производства в плановых и отчетных калькуляциях, а также в отчете о...

  • Варианты расчета себестоимости в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0

    Целом представляет из себя алгоритм калькуляции себестоимости продукции в «1С:Бухгалтерии... , воспользовавшись следующими отчетами: справка-расчет « Калькуляция себестоимости »; справка-расчет « Распределение косвенных...

  • В каких случаях возможно уменьшение заработной платы?

    Допустил неисправимый брак. Согласно составленной калькуляции фактическая себестоимость забракованных изделий составляет... Кредит Сумма, руб. На основании калькуляции отражена фактическая себестоимость неисправимого брака...

  • Оказание бюджетным учреждением платных услуг

    Методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат. Размер платы в... платной услуги определяется на основании калькуляции, включающей затраты на проведение этих...

  • Управленческий учет себестоимости платных услуг

    Необходимо решить, как раскладываются статьи калькуляции (затраты) на выбранные объекты аналитики... Порядке № 640. **** По всем статьям калькуляции (КОСГУ). Приведем фрагмент учетной политики...

  • Возврат товара поставщику и компенсация расходов с его стороны: налогообложение

    Дальнейшей обработке. Составлены акт и калькуляция на произведенные расходы. Поставщик принимает... дальнейшей обработке. Составлены акт и калькуляция на произведенные расходы. Поставщик принимает...

  • Организуем «калькуляционный» учет в пельменном цехе

    И нормативный, не предусмотрен для калькуляции себестоимости продукции предприятий пищевой промышленности... фарш сырья по нормативным (плановым) калькуляциям, не забывая о том, что...

  • Автомобиль попал в ДТП: можно ли учесть расходы на ремонт для целей налогообложения

    ... (результаты независимой оценки), фотоотчеты повреждений, калькуляция для восстановления автомобиля, составленная независимым...

  • Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении

    Нормативных показателей стоимости; Справка-расчет « Калькуляция себестоимости » (« Услуги, работы, производство» – «Отчеты...

Подводить итоги деятельности и принимать важные для компании решения нельзя без расчета важных показателей. Таких, как себестоимость продукции. При ее анализе используются разные статьи расходов: постоянные и переменные издержки, прямые и косвенные.

 

Себестоимость продукции - это основа для расчетов эффективности деятельности. Она участвует в определении маржи, прибыли, выручки, рентабельности продаж , амортизации и других экономических показателей и представляет собой сумму расходов предприятия на производство товара. Могут быть включены разные категории трат: сырье, заработная плата, упаковка, доставка до покупателя и т.д.

Что включается?

В себестоимость входят траты на:

  • изготовление продукции (сырье, энергоносители, емкости);
  • содержание основных фондов (оборудование, производственный цех);
  • реализацию товара (упаковка, подсортировка, доставка до покупателя).

Какие именно траты необходимо включить, зависит от самой продукции и способа ее реализации.

Таблица 1. Виды затрат на продукцию

Производство бижутерии (hand-made) на дому с продажей

Производство восстановленного сока с реализацией в магазины

Покупка сырья и материалов для производства

Таможенные расходы

Заработная плата рабочим

Транспортные расходы (доставка сырья, перемещение)

(отправка заказов)

Амортизация

Прочие затраты

Упаковка товара

Доставка товара до пункта продажи или покупателя

Траты на складское хранение

Таким образом, структура расходов полностью зависит от товара, способа и условий его продажи. Продукция может быть отдана на реализацию, тогда нужно включить траты и на возврат непроданных остатков. Не стоит сбрасывать со счетов и процент брака, который может возникнуть при производстве и реализации. Скоропортящаяся продукция имеет меньший срок реализации, поэтому затраты на ее сбыт могут быть выше (дополнительная реклама, например).

Расходы бывают прямыми и косвенными. Под прямыми подразумеваются такие траты, размер которых зависит от партии (например, сырье). Косвенные не имеют прямого отношения к объему производства (зарплата управленческого персонала). Также издержки делятся на постоянные (они всегда присутствуют в одинаковом объеме) и переменные (зависят от объема производства).

Также совокупность издержек зависит от вида себестоимости:

  • цеховой (только траты на изготовление);
  • производственной (все целевые издержки);
  • полной (все затраты производителя на производство и сбыт).

Подробнее о разновидностях можно посмотреть на видео:

Какие затраты стоит включить, решают на каждом предприятии самостоятельно. Универсального варианта не существует. Этот показатель впоследствии будет использоваться при расчете эффективности финансово-хозяйственной деятельности, а также им можно подкреплять важные решения.

Пример расчета

Рассчитаем себестоимость одной вязаной шапки и партии вязаных шапок в цехе с одной работающей вязальной машиной (использовались фактические данные, но можно использовать и плановые).

Исходные данные:

  • в цехе работает 1 станок и 1 человек его обслуживает;
  • в сезон в месяц производится 300 шапок;
  • расход пряжи на одно изделие составляет 150 г;
  • фурнитура не используется.
Таблица 2. Расчет на примере вязального производства (300 изд.)

Постоянные издержки

Аренда помещения

Управленческие затраты

Заработная плата сотруднику

Отчисления в фонды

Коммунальные платежи

Переменные издержки

Сырье (пряжа)

Доставка до магазинов

Себестоимость одной шапки равна 347 руб., а партии в 300 шт. - 103 950 руб.

В структуре трат преобладают постоянные издержки (67%).

Основная доля трат на сырье (28%). Меньший удельный вес у доставки продукции до магазинов (2%) и коммунальных платежей (2%).

Анализировать расходы на производство лучше всего в динамике. Это позволит выявить изменения в структуре, понять, каких затрат стало меньше, а каких больше, а также отследить сезонные колебания.

Таблица 3. Расходы по месяцам

Статья расходов

По месяцам

Постоянные издержки

Амортизация оборудования (вязальной машины)

Аренда помещения

Управленческие затраты

Заработная плата сотруднику

Отчисления в фонды

Коммунальные платежи

Переменные издержки

Сырье (пряжа)

Доставка до магазинов

Сокращение переменных расходов связано с сезонным спросом на товар. Соответственно, в летние месяцы производится меньше продукции, поэтому затраты на изготовление партии ниже. Постоянные же издержки остаются почти неизменными.

В приведенном выше примере себестоимость продукции рассчитывалась по всем понесенным предприятием затратам. Есть и другой подход, который учитывает только переменные издержки, зависящие от размера партии.

Какой способ применять, зависит от самой продукции и ситуации на производстве. Решение о запуске новой линии, которая должна стать «спасательным кругом» для предприятия, лучше принимать, зная полную себестоимость продукции с учетом постоянных затрат. Однако в успешно работающей компании такой метод может быть не целесообразным. В любом случае на каждом производстве действует свой способ подсчета себестоимости и определения трат, которые в нее войдут.

Под определением «калькуляция» подразумевается процесс , который направлен, в первую очередь, на расчет стоимостного выражения изготовленного товара либо предоставленных услуг. В большинстве случаев, к продукции данная деятельность не применима. Для них предусмотрено иное правило формирования себестоимости .

Калькуляция становится актуальной в процессе расчета цены (иными словами стоимостного выражения) компании как некого калькуляционного объекта, так и группы имеющихся объектов. Одновременно с этим, под определением «объект калькуляции» подразумевается конкретная продукция либо же услуга. А единица калькуляции – единица измерения .

Определение

Можно сказать, что калькуляция занимается так называемым аккумулированием всех без исключения издержек, которые напрямую либо же косвенно связаны с основной трудовой деятельностью. К примеру, с изготовление товаров, предоставлением услуг.

На базе осуществленных расчетов выявляется фактическая цена в полном либо частичном объеме .

Важно обращать внимание на то, что готового товара различается от определения цены предоставленной услуги, в частности:

  1. Цена на товар может рассчитываться для единицы продукции, группы товаров, для однородной продукции и так далее. Если говорить об услугах, то формируется смета прогнозируемых затрат их финансовой оценки, и это всегда является персональным. Не существует термонологии «однотипные услуги».
  2. Для товаров может рассчитываться нормативная цена, на базе которой формируется ценообразование. А для расчета результата от реализации товаров применяется фактическая цена, которая может быть определена по завершению производственного процесса либо же конкретного временного промежутка. Различие между нормативной и фактической ценовой оценкой является доходом либо же убытком. И уже последующая партия товаров оценивается для покупателей по-новому с обязательным учетом ранее обнаруженных отклонений в цене.
  3. Для непосредственных услуг всегда осуществляется определение предварительного оценивания, отталкиваясь от объема прогнозируемой трудовой деятельности. Говоря простыми словами, имеется некоторый ряд сметных значений, которые применяются в процессе исчислений услуг и видоизменяются на установленные в текущем календарном году цены.

Непосредственная калькуляция услуги товаров происходит по многочисленным статьям издержек, список которых может быть изменен в зависимости от сферы и специфики трудовой деятельности , а также от того, какой установлен способ калькулирования расходов.

Как составить

Для возможности достоверного составления калькуляции услуг, необходимо следовать принятым методическим инструкциям по конкретным сферам деятельности.

Более того, играет роль изначальное грамотное распределение затрат по счетам бухгалтерского учета. Благодаря этому можно точно дать оценку себестоимости и осуществить ценообразование.

Происходит подобного рода «разноска» по счетам на базе первичной документации, которая в полной мере позволяет определиться не только с производственными, но и с непроизводственными характерными затратами.

Если говорить о самом процессе, то он подразумевает под собой несколько ключевых этапов , а именно:

  1. Изначально в обязательном порядке необходимо определиться с прямыми и косвенными затратами. Наиболее оптимально это выполнить с помощью сведений бухгалтерского учета, где вся без исключения группировка затрат по данному признаку проходит на учетных счетах.
  2. На следующем этапе, отталкиваясь от данной методики, осуществляется распределение расходов. Это весьма важно, если осуществляется предоставление одновременно нескольких разновидностей услуг.

На втором этапе важно определиться со значениями общехозяйственных, общепроизводственных и коммерческих затрат, которые могут распределяться между разновидностями услуг по отношению к каким-либо признакам или же наоборот, без распределения прибыли в полном объеме.

Как рассчитать

На сегодня допускается возможность произвести расчет несколькими методами . Для этого достаточно будет четко понимать, что для предоставления той или иной услуги нужно различные материалы и материальные ценности.

Цена включает в себя себестоимость материалов и финансовых расходов на предоставление определенных услуг.

Многолетняя практика позволила сформировать своего рода план, по которому можно произвести расчет себестоимости. В процессе выполнения необходимых расчетов важно брать во внимание:

  • затраты, которые напрямую связаны с имеющимися налоговыми отчислениями и трудовой деятельностью компании;
  • капитальные и текущие финансовые расходы;
  • материальные расходы;
  • начисление заработной платы наемному штату сотрудников;
  • социальные отчисления;
  • начисление амортизации;
  • иные финансовые затраты.

Рассчитывая себестоимость, в обязательном порядке следует брать во внимание материалы, которые применяются в процессе предоставления услуг. Если же процесс является нетрудоемким и не влечет за собой огромного числа материала, допускается возможность суммирования всех без исключения затрат и выводить себестоимость.

В том случае, если предоставление услуги влечет за собой наличие огромного объема материалов, то допускается возможность формирования отдельной сметы для потребителя . В ней будут указаны цены по всем без исключения материалам и отдельная себестоимость услуги.

К примеру, если трудовая деятельность заключается в предоставлении репетиторских услуг, то работа требует огромного числа книг и тетрадей. Стоимость услуги будет включать в себя затраты на канцелярские принадлежности и литературу.

К примеру, если трудовая деятельность заключается в предоставлении репетиторских услуг, то для данной работы автоматически требуется наличие огромного объема литературы и тетрадей. Стоимость будет включать в себя затраты на канцелярские принадлежности.

Второй пример — о клининговой организации. Прежде чем подписывать соглашение с потребителями, необходимо оговорить полный список предоставляемых услуг. В такой ситуации себестоимость на все необходимые материалы допускается возможность выводить в отдельно сформированный прейскурант. Получателем будет произведена оплата не только отдельно за материалы, но и отдельно за полученную услугу.

Анализ

После того как было ознакомление с указанными методами формирования себестоимости, можно четко определить наиболее оптимальный вариант расчета рассматриваемой цены, а также в полной мере оценить сходства и отличия.

Помимо этого, выполненный анализ калькуляционных статей позволит узнать полную картину (действительно ли своевременно, полно и правдиво отображены расходы в финансовой документации), включая возможность улучшения контроля за эффективным применением имеющихся ресурсов: денежных, энергетических и так далее.

Пример и образец

Рассмотрим пример определения себестоимости предоставления услуг по наращиванию ресниц.

Итак, для этого необходимы специальные искусственные волосинки. Нужно рассчитать цены ресниц на одного человека.

Если стоимость 1 пачки волосинок составляет порядка 4000 рублей, в коробке их — 4000 единиц, и при этом на одного клиента нужно 100 штук, то можно произвести расчет стоимости волосинок:

цена 1 пачки / число потребителей (клиентов)

Повысить объем и увеличить длину ресниц без использования специального клея просто невозможно. По этой причине возникает необходимость в расчете объема данного материала.

Объем клея 5 мл, цена – 3500 рублей. На каждую клетку необходимо затратить порядка 0,2 мл. С помощью этих сведений несложно произвести расчет:

суммарная стоимость клея / объем материала на одного клиента

Для подобного рода процедуру нет необходимости в покупке какого-либо дополнительного оборудования, поскольку можно обойтись только кисточкой.

Набор кисточек – 500 рублей, количество в упаковке – 50 штук.

цена упаковки / число кисточек на одну процедуру (расход на одного клиента)

Дополнительно следует применять медицинскую клеящуюся ленту, стоимость которой 400 рублей, длина – 6 метров. Причем на одного клиента нужно всего 10 сантиметров.

суммарная цена ленты / размер ленты на одного клиента

Рассмотренный пример по праву считается простым, поскольку в нем не учитывалась себестоимость аренды каких-либо помещений, налоговых сборов, заработной платы наемным сотрудникам, возможную оплату коммунальных услуг и так далее. Данный расчет может быть достоверным только в том случае, если предприниматель осуществляет трудовую деятельность на себя, а сами услуги предоставляется на дому.

Методика расчета стоимости работ или услуг представлена на данном видео.

Издержки производства (себестоимость) — это выраженные в денежной форме текущие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, являющиеся расчетной базой цены

Калькуляционная единица — это единица конкретного изделия (услуги) по калькуляционным статьям (по калькуляции)

Основой расчета цен — калькулирование себестоимости (издержек обращения).

Составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1метр, 1штука, 100штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.

Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств.

Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:

  • сырье и материалы;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • заработная плата производственных рабочих;
  • начисления на заработную плату производственных рабочих;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • прочие производственные расходы;
  • коммерческие расходы.

Статьи 1-7 называются производственными расходами, так как они непосредственно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость . Статья 8 (коммерческие расходы) расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов — это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно

на себестоимость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены статьями 1-3, что характерно для большинства производств. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы — это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Напротив, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.

Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.

Прибыль изготовителя в цене — величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.

Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца (глава 4).

Если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и с помощью других рычагов прямого ценового регулирования (глава 2).

В современных российских условиях объектами прямого ценового регулирования на федеральном уровне являются цены на природный газ для объединений-монополистов, тарифы на электроэнергию, регулируемые Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, тарифы на виды транспорта с наибольшими грузооборотами (в первую очередь тарифы на грузовом железнодорожном транспорте), цена на жизненно важные лекарственные препараты и на услуги, наиболее существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.

Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъектов Российской Федерации и местных органов власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.

В российской практике при государственном регулировании цен и в подавляющем большинстве случаев при системе свободных цен в качестве базы для использования процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.

Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом:

  1. Сырье и основные материалы — 3000 руб.
  2. Топливо и электроэнергия на технологические цели — 1500 руб.
  3. Оплата труда основных производственных рабочих — 2000 руб.
  4. Начисления на оплату труда — 40% к оплате труда основных производственных рабочих
  5. Общепроизводственные расходы — 10% к оплате труда основных производственных рабочих.
  6. Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных производственных рабочих.
  7. Расходы на транспортировку и упаковку — 5% к производственной себестоимости.

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15%.

Расчет

1. Исчисляем в абсолютном выражении косвенные расходы, данные в процентах к оплате труда основных производственных рабочих, на 1000 изделий:

  • начисления на оплату труда = 2000 руб. *40% : 100% = 800 руб.;
  • общепроизводственные расходы = 2000 руб. *10% : 100% = 200 руб.;
  • общехозяйственные расходы = 2000 руб. *20% : 100% = 400 руб.

2. Определяем производственную себестоимость как сумму расходов статей 1-6.

  • Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 800 + 200 + 400 = 7900 (руб.).

3. Расходы на транспортировку и упаковку = 7900 руб. · 5% : 100% = 395 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7900 руб. + 395 руб. = 8295 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,3 руб. + 8,3 руб. · 15% : 100% = 9,5 руб.

6. В том числе прибыль от реализации одного изделия = 8,3 руб. · 15% : 100% = 1,2 руб.

Цена изготовителя — цена, включающая себестоимость и прибыль изготовителя.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна преимущественно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного

большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз . Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т. е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция — обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.

Наряду с основными федеральными налогами (налогом на добавленную стоимость и акцизом) в цены могут включаться другие косвенные налоги . Например, до 1997г. в России в структуре цены был предусмотрен специальный налог. В 1999г. практически во всех регионах Российской Федерации был введен налог с продаж. Позже эти косвенные налоги были сняты.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную стоимость в цене как наиболее распространенного налога.

Базой для исчисления налога на добавленную стоимость служит цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.

Пример. Уровень цены изготовителя —
9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную стоимость равна 20%. Тогда уровень отпускной цены, т. е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:

  • Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. · 20% : 100% = 11,4 руб.

Элементами цены выступают также посредническая оптовая надбавка и торговая надбавка , если товар реализуется через .

Отпускная цена — цена, по которой изготовитель реализует продукцию за пределы предприятия.

Отпускная цена превышает цену изготовителя на величину косвенных налогов.

Правила учета и регламентирования посреднических услуг

Посредническая (торговая) надбавка (скидка) — форма ценового вознаграждения оптового (торгового) посредника.

Издержки обращения — собственные затраты посредника без учета расходов на закупаемый товар.

И оптовая посредническая, и торговая надбавки по экономической природе, как отмечалось в главе 2, являются ценами услуг соответственно посреднической и торговой организаций.

Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:

  • затраты посредника или издержки обращения;
  • прибыль;
  • косвенные налоги.

Рис. 9. Общая структура цены в современных российских условиях. Ип — издержки производства (себестоимость); П — прибыль; Нк — косвенные налоги, включаемые в структуру цены; Нпоср — надбавка оптового посредника.

По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается. В настоящее время в отечественной практике широкий ассортимент потребительских товаров реализуется лишь с помощью торгового посредника и прямо с завода-производителя.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки .

В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар — цена закупки , и ценой, по которой его продает — отпускная цена . Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует этот товар.

Пример.

  • Посредник приобретает товар по цене 11,4 руб. и реализует его по цене 13 руб.
  • В абсолютном выражении скидка = надбавка = 13 руб. — 11,4 руб. = 1,6 руб.
  • Процент надбавки составляет 1,6 руб. · 100% : 11,4 руб. = 14%, а процент скидки составляет 1,6 руб. · 100% : 13 руб. = 12,3%.

В условиях свободных цен посреднические надбавки используются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого ценового давления, т. е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

Однако чаще посреднические надбавки используются как рычаг ценового регулирования со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка позволяет реализовать товар по цене более высокой, чем это допускается интересами народно-хозяйственной и социальной политики. Так, в России в течение длительного времени применялись снабженческо-сбытовые надбавки на важнейшие виды топлива. Эти надбавки регулировались федеральными органами власти. В настоящее время практически во всех регионах России действуют торговые надбавки по продуктам повышенного социального значения. Эти надбавки регулируются местными органами власти. Масштабы их использования существенно увеличились после кризиса 1998г.

В условиях свободных цен посреднические скидки используются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жесткой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются обычно производителями посредникам по сбыту и своим постоянным представителям.

Наряду с посредническими скидками и надбавками, связанными с уровнем цены, широкое

распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров .

Прибыль посредника определяется с использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения — собственные затраты посредника (например, плата за аренду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара).

Расходы, связанные с закупкой товара, в издержки обращения не входят.

Пример. С учетом условий предыдущего примера определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная приемлемая для него рентабельность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги — 20%.

Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допустимые издержки обращения:

  • х + х * 0,15 + (х + 0,15х) * 0,2 = 1,6;
  • х = 1,16 (руб.).

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Пример. Посредник реализует товар торговой организации. С учетом указанных выше условий эта реализация будет проведена по цене 13руб. (11,4 + 1,6).

Тогда розничная цена при предельно допустимом уровне торговой надбавки в 20% составит 15,6 руб. (13 + 0,2 * 13).

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок .

Первые, как указано выше, составляют вознаграждение за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями (их число прямо пропорционально числу посредников).

Ценовые скидки и надбавки — инструменты стимулирования сбыта (глава 4). Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.

Общая структура цены в современных российских условиях с учетом всех вышеперечисленных элементов представлена на рис. 9.

При таможенном оформлении груза работники таможни могут затребовать калькуляцию себестоимости единицы товара, чтобы доказать правильность указанной цены. Такая ситуация часто возникает, когда стоимость товаров оказывается ниже пропускной. Хотя многие участники ВЭД убеждены в том, что эта информация является коммерческой тайной производителя, и что по сути, ни один поставщик не обязан посвящать покупателя в тонкости его заработка, мы всё же расскажем вам, что такое калькуляция себестоимости товара. Эта информация пригодится производителям и участникам ВЭД при расчёте планируемой прибыли от реализации того или иного товара.

Что такое калькуляция себестоимости товара

Калькуляция себестоимости продукции представляет собой вычисление затрат на единицу товара. При внешнеторговых операциях производится расчёт стоимости расходов при пересечении границы. При произведении расчётов себестоимости продукции учитываются следующие затраты:

  • стоимость товара;
  • цена доставки груза;
  • пошлины, таможенные платежи, НДС;
  • затраты на услуги таможенного брокера;
  • стоимость таможенной очистки.

Перевозка груза – довольно масштабная процедура, при которой важно учесть все издержки. Калькуляция затрат помогает не только учитывать их, но и снижать путём поиска более экономичных и эффективных решений.

На таможне калькуляция себестоимости может потребоваться в том случае, если таможенная стоимость товаров вызывает сомнения у таможенников, то есть вас заподозрят в занижении стоимости. Ни в каких международных торговых правилах обязательное предоставление данной информации не предусмотрено, в контрактах такой пункт обычно тоже отсутствует, тем не менее, участники ВЭД часто сталкиваются с этой проблемой.

Виды калькуляции себестоимости единицы продукции

Различают следующие типы калькулирования себестоимости:

Типы калькуляции различаются в зависимости от используемых в расчётах данных. Каждый из видов имеет свою цель.

Калькуляция позволяет снизить затраты материальных ресурсов и труда.

Методы калькуляции

Существует три основных метода калькуляции себестоимости продукции:

Данные калькуляции используются в управлении производством.

Каждый из рассмотренных видов калькуляции имеет свои достоинства и недостатки. Выбор метода зависит от области, для которой нужно произвести расчёты.

Пример калькуляции

К примеру, в мастерской нужно выполнить 240 межкомнатных дверей. Калькуляция производится по следующей схеме:

Все вычисленные показатели суммируются. В итоге мы получим себестоимость услуги.

Что касается предоставления калькуляции на таможне, то опытные бизнесмены советуют писать на имя начальника таможни пояснительную записку о том, что производитель отказался предоставлять данные, сославшись на коммерческую тайну, в ней указываются контактные данные поставщика и предлагается сделать запрос самостоятельно. У некоторых «срабатывает» и таможенники снимают этот вопрос с повестки.