Калинниковы (композиторы). Василий Сергеевич Калинников: биография Любовь к музыке

...На меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого...
А. Чехов. «Дом с мезонином»

В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен - здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая И. Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач А. Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.

В 1884 г. Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», - читаем в одном из них, - «работай... Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними... и никогда не отступай».

Смерть отца в 1888 г. явилась для Калинникова тяжелым ударом. Первые сочинения - 3 романса - вышли из печати в 1887 г. Один из них, «На старом кургане» (на ст. И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 г. состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова - симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка... есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам - пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Он принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым, и завершает пролог к ней.

Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая...» - писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» - так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.

Биографы отмечают, что жизнь композитора сложилась по законам венской четырехчастной симфонии.

Каждый из четырех периодов его жизни начинался переменой места жительства. Детство композитора прошло в селении Воин, юность – в городе Орел, учился Калинников в Москве, а последние годы провел в Ялте. Заметим сразу трагичную особенность этой симфонии жизни – она была очень короткой, Калинников прожил всего 34 года.

Имя Василия Калинникова никогда не было в ряду первых – его музыка светит отраженным светом. Искренне любя симфонии Бородина и Чайковского, он не мог отвлечься от стиля своих кумиров. Теплота, которая живет в его симфониях не слепит и не поражает, – но греет душу.

Калинников родился в селе Воины, близ Мценска 13 января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь. Человек малообразованный, он очень любил музыку и немного играл на гитаре. Охотно пел в церковном хоре, сначала один, а потом с сыновьями, которых у него было четверо.

Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал, что еле удерживал ее на коленях. Мальчик обратил на себя внимание земского врача А. Евланова, недурно игравшего на скрипке. Он и стал первым музыкальным учителем Василия, причем занимался с ним не только игрой на скрипке, но и нотной грамотой, знакомил с музыкальной литературой.

Любя своих детей, отец семейства Калинниковых чрезвычайно заботился о том, чтобы они получили образование, и когда дети подросли, семья переехала в город Орел.

После детства – веселого, в характере «аллегро», юность Василия была задумчива и спокойна, как анданте: композитор учился в орловской духовной семинарии. Юноша, хорошо подготовленный отцом, в 14 лет поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая показанные на вступительном экзамене способности, его взяли бесплатным учеником - это было важно для семьи, находившейся в стесненных материальных обстоятельствах. Он старался не быть иждивенцем родителей, которые и так еле сводили концы с концами: подрабатывал перепиской нот, давал грошовые уроки, брался дирижировать хором на свадьбах и похоронах.

В семинарии оценили талант ученика: несмотря на юный возраст, ему был доверен семинарский хор. Став его регентом, Калинников с увлечением и энергией отдался этому делу. В «Русской музыкальной газете» даже появилась заметка, в которой говорилось, что

«стройное пение семинарского хора под управлением Василия Калинникова удовлетворяло самых строгих ценителей и критиков церковного пения».

Весной 1884 года, по окончании четырех классов семинарии, которые вместе с духовным училищем соответствовали полному гимназическому курсу, Калинников отказался от продолжения занятий на следующих, богословских курсах, и поехал в Москву. Начинается оживленная и озорная пора.

Его мечтой было поступить в консерваторию, и в августе он предстал перед экзаменационной комиссией. Поскольку предъявить профессорам он мог только прекрасный слух и некоторые навыки игры на скрипке, его приняли в классы сольфеджио и элементарной теории музыки.

«Живется сейчас мне очень весело»,

– писал Калинников родителям, – и с упоением рассказывал о новых друзьях, педагогах и первых успехах.

«Мои задачи всегда вернее всех»,

– радостно восклицает молодой композитор, осваивая правила гармонии.

Оба курса он прошел за год, но на этом его консерваторское обучение закончилось: плата – сто рублей в год – была для него непосильной.

К счастью, в эти годы при Московском филармоническом обществе существовали музыкально-драматические курсы, руководимые учеником Листа пианистом и дирижером Петром Адамовичем Шостаковским. Туда и перешел Калинников, причем, кроме класса теории и композиции, стал заниматься в классе фагота. Такой странный выбор объяснялся очень просто - по уставу Филармонического общества ученики класса духовых инструментов освобождались от платы за обучение.

«И учителя-то у них лучше и все вообще лучше»,

– пишет Калинников отцу.

Педагоги на курсах были прекрасные. Гармонию Калинников проходил у ученика и друга Н. Римкого-Корсакова Семёна Николаевича Кругликова, контрапункт и фугу - у Александра Александровича Ильинского, композицию и оркестровку - у ученика М. Балакирева Павла Ивановича Бларамберга. Это были педагоги талантливые, опытные, ничуть не хуже консерваторских. Но в консерватории было одно очень важное преимущество - она, в отличие от этих курсов, давала отсрочку от военной службы.

Годы учения были очень трудными - занятия по двум специальностям отнимали много времени. Как фаготист Калинников обязан был работать в ученическом оркестре. Кроме того, для получения диплома по композиции необходимо было сдать курс фортепианной игры, а этим инструментом он не владел вовсе. Пришлось начинать с самого начала, работать много и усидчиво. А ведь надо было и зарабатывать на жизнь!

Калинников брался за любую работу - делал различные переложения, играл в частных оркестрах, писал оперетты для украинской труппы, расписывал партии оркестровых сочинений. Летом вместо отдыха нанимался в оркестры. Кроме того, чтобы не быть забранным в армию, приходилось все время за символическую плату давать уроки хорового пения в школах: учителя начальных городских школ также освобождались от воинской повинности.

Такая жизнь - полуголодная, на постоянном пределе сил, - ослабила его от природы здоровый организм, и осенью 1887 года, когда поступившему на постоянную службу в оркестр театра «Парадиз» Калинникову пришлось по многу часов сидеть на сквозняке в плохо отапливаемом помещении, он заболел плевритом, который перешел в туберкулез горла.

В 1888 году умер отец Калинникова. Для музыканта это была огромная утрата: отец понимал его, разделял его стремления. Сохранилось письмо к сыну, показывающее, насколько незаурядным человеком был необразованный полицейский чин:

«Все знаменитости по всем отраслям человеческого знания приобрели славу упорным систематическим трудом. Поэтому погрузись в мир музыкальной науки, работай систематически и будь уверен, что выйдешь на широкую дорогу.

У тебя много задатков для того, чтобы при твоих способностях к музыке выработать недюжинный талант, а остальное пойдет своей дорогой. Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними, борись с ними с энергией и никогда не отступай».

Мало того, что велико было горе утраты, теперь Калинников остался главой большой семьи: его три брата и сестра еще учились, им необходима была помощь.

«Прежде всего жизнь моя переменилась и переменился я сам. Я жил без забот, одной только консерваторией и науками. Жизнь и человеческие отношения я видел только издалека и потому мало понимал и знал их. Теперь совсем другое»,

Пишет он в том же году одному из братьев.

К счастью, «другое» было не только плохим. Калинников женился. Его избранницей стала скромная девушка, дочь священника. Она училась музыке, неплохо играла на рояле и очень любила своего талантливого мужа. На всю жизнь Софья Калинникова стала ему верной подругой и помощницей, защитницей его интересов.

В годы учения были созданы первые произведения Калинникова, причем сразу выявилось его пристрастие к оркестровым жанрам - 1889 год отмечен созданием симфонической картины «Нимфы» по стихотворению в прозе Тургенева, 1890-й - кантатой «Иоанн Дамаскин» по стихотворению А. К. Толстого, увертюра к которой была исполнена на публичном «акте» с большим успехом; в 1891-м появляется «Серенада» для струнного оркестра.

В 1892 году Калинников закончил полный курс обучения. Началась самостоятельная композиторская деятельность. К этому времени он уже четыре года был болен.

Фагот пришлось оставить - в том же оркестре он стал играть на литаврах. Много занимался с учениками, причем не со всеми за плату: были талантливые молодые люди, которым он давал уроки безвозмездно. Сочинению посвящались все свободные часы. Были написаны фортепианные пьесы, накапливались наброски первой, соль-минорной симфонии.

В следующем году по настоянию врачей Калинниковы поехали в Крым - его климат считался целительным для подобных больных. Вначале композитору там очень понравилось. Он писал восторженно одному из своих учеников:

«Видали ли Вы горы и море? Дышали ли Вы их дыханием, наслаждались ли безбрежностью с одной стороны и заоблачностью с другой? Слушали ли прибой волн и упивались ли ароматом чудесного горного воздуха? Если нет, то Вы много потеряли».

Он надеялся вылечиться и вернуться в Москву, к активной музыкальной жизни, но прошло больше года, и наступило ухудшение. Стало ясно, что болезнь неизлечима. Калинников, привыкший к активной жизни, раньше всегда окруженный молодежью, мучительно переживал одиночество. В одном из последних своих писем, от 16 мая 1900 года, он сообщал:

«У нас редко кто бывает. Наша жизнь течет так однообразно, уныло… Таков уж мой удел. О жизненных невзгодах не пишу… Да и скучно жаловаться на судьбу».

На творчество композитору было отпущено совсем немного времени - меньше десяти лет. Но он успел сделать многое. В 1895 году была закончена Первая симфония. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы.

«Дорогой Василий Сергеевич! Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное – и музыкантам, и толпе»,

пишет Калинникову дирижер Александр Виноградский после исполнения симфонии в Вене.

После колоссального успеха Первой симфонии в Киеве в феврале 1897 года там была устроена подписка в пользу автора. Денег собрали столько, что Калинников мог поехать из опостылевшего Крыма на французскую Ривьеру. Правда, мысль об этом композитора не радовала. Он уже знал, что никакой надежды на целительность южного климата нет и с большим удовольствием поехал бы на родину, в Орловскую губернию.

Однако послушно выехал в Одессу, чтобы плыть в Марсель, а оттуда ехать в Ниццу. Но уже в Одессе подумал, что в климате Крыма и Ниццы нет особой разницы, решил, как писал в одном из писем, «наплевать» на свое отвращение к Крыму, давно сменившее прежнюю увлеченность, и через несколько дней был снова в Ялте.

Лето он решил провести на родине. Туда съехались родные - мать, сестра, братья. Поскольку своего дома давно не было, сняли подходящее помещение. Об этом Калинников писал так:

«Поселились мы в так называемой Поповке у однодворца Овсянникова. Вероятно не забыли у Тургенева в «Записках охотника» такую фамилию? Тургенев, говорят, писал свой портрет с отца нашего хозяина. Любопытно, что теперешний Овсянников не имеет понятия о Тургеневе и превратился в заправского мужичка, живущего только немного почище других».

Там Калинников закончил свою Вторую симфонию, после чего поехал в Москву.

Он чувствовал себя несколько лучше: возможно, родной воздух, радость свидания с близкими поддержали его силы. На этот раз его удалось уговорить поехать лечиться за границу. По совету врачей он отправился в Меран и Ментону. Меран - курорт в Южном Тироле для легочных больных - понравился композитору:

«Меран чудное место. Тепло, как у нас в июне, солнце жарит вовсю, и красота кругом неописуемая. Но, в общем все это чужое, и я в будущем предвижу огромную скуку…»

Скука наступила тем скорее, что Калинников не знал иностранных языков, а поехать пришлось без жены. Правда, там ему хорошо работается - создана симфоническая картина «Кедр и пальма» по стихотворению Г. Гейне. В Ментоне, куда он затем перебрался, было не так тоскливо - нашлось несколько русских, с которыми он общался. Одна из новых знакомых, художница, написала его портрет. Из Ментоны он съездил в Париж, где познакомился с знаменитым дирижером Шарлем Ламурё. Тот заинтересовался Первой симфонией молодого русского, было намечено очередное ее исполнение.

В начале мая 1898 года композитор вернулся в Россию. Началась работа над музыкой к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого. 28 января 1899 в Малом театре состоялась премьера спектакля, но Калинников на ней не был - он уехал в Петербург на генеральную репетицию Первой симфонии, которая должна была там исполняться 30 января. Вернувшись в Москву, он только из телеграммы узнал о громадном успехе сим фонии в Петербурге.

Его известность росла. К 1899 году не осталось почти ни одного провинциального отделения Русского музыкального общества, которое не исполнило бы Первой симфонии. Стали поступать кое-какие авторские отчисления от исполнений.

В 1897 году Калинников написал Пролог оперы «1812 год», которую ему заказал известный меценат Савва Мамонтов, предложивший собственное либретто. По совету Мамонтова, получив от него деньги на дорогу, Калинников вместе с женой поехал в Сухуми. Оттуда он писал:

«Приехал я в Сухуми с целью лечиться и работать и как раз ни того, ни другого не могу делать. Всякому больному нужны известные удобства, без которых никакой климат ничего не значит. В Сухуми же вы не найдете самых элементарных удобств.

Квартир нет, гулять положительно негде, кроме крохотного жалчайшего бульвара, расположенного среди пристаней и вблизи базара. Савва Иванович приводил в пример сына Рукавишникова, который здесь поправился. Но ведь Рукавишниковы купили себе отдельную дачу, за которую заплатили 60 тысяч рублей и которую снабдили всеми удобствами. При таких условиях, конечно, можно жить и лечиться. Но больным, принужденным жить в городе, устроиться здесь сносно невозможно».

Калинников вновь перебрался в Ялту, но было уже поздно. Неудачная поездка на Кавказ окончательно подорвала его силы. Правда, он продолжал сочинять, хотя сердце не лежало к навязанной ему опере. Однако это были реальные деньги: Мамонтов выплачивал ежемесячный гонорар, достаточный для скромной жизни маленькой семьи. И Калинников работал.

В июне 1899 года Мамонтов, захватив с собой нескольких артистов принадлежащей ему московской Частной оперы, приехал в Ялту, чтобы познакомиться с написанным. Музыка всем очень понравилась, и, окрыленный успехом, композитор продолжал сочинение, как вдруг, подобно удару, обрушилось известие, что Мамонтов арестован по обвинению в растрате. Калинников искренне сочувствовал Мамонтову. Но его собственное материальное положение в результате стало просто катастрофическим. Перед ним встал призрак голода. На помощь при шли московские друзья-музыканты. Под видом гонорара от нотоиздателя Юргенсона они выслали ему деньги.

В июне 1900 года распространилось известие, что состояние Калинникова безнадежно. К нему в Ялту приезжают проститься многие представители музыкального мира России. Рахманинов, Кюи, Гречанинов и другие музыканты меньшего масштаба совершали своего рода паломничество к коллеге, умиравшему не только от болезни, но и от нужды. Так, стало известно, что композитор и его жена отказывают себе в пище. Ведь у больного расходов становилось значительно больше: нужно было оплачивать визиты врача, фельдшерицы, покупать лекарства. А Ялта была одним из самых фешенебельных, следовательно, дорогих, курортов.

Друзья, как могли, помогали, но их возможности были ограничены, да и, живя в Москве, они не представляли, сколько требуется средств. В отчаянии Калинников решил уехать из Ялты. Он хотел обосноваться в родной Орловской губернии, но врачи категорически запретили ему уезжать из Ялты.


По свидетельству очевидцев, семья голодала в буквальном смысле. Только этим было вызвано письмо композитора с такими словами:

«Похлопочите, дорогой мой друг, кликните клич, и, авось, найдутся добрые души и не оставят больного мусикийца…»

Можно представить, как тяжко было ему писать эти слова. В то же время он пишет в другом письме:

«Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Деньги нашлись - от Филармонического общества, от знакомых, от Шаляпина. Но состояние больного неуклонно ухудшалось.

«…Калинников мог писать лирично, без банальности и сентиментальности, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения… сердечность и непосредственность были ему действительно присущи. Это Кольцов русской музыки, с той разницей, что родиной его была не Воронежская, а Орловская область»,

– писал академик Асафьев.

Несмотря на то, что творческий путь Калинникова продолжался всего десять лет, можно с уверенностью сказать, что по складу дарования он - прежде всего симфонист. В его симфонических сочинениях своеобразно переплавлены черты эпического русского симфонизма Бородина и лирическая открытость и теплота Чайковского.


Василий Сергеевич Калинников… этот человек не произносил эффектных фраз о борьбе с судьбой, но жизнь его от начала и до конца ее была исполнена борьбы с жестоким роком. То, что он не просто стал композитором, но и оставил в истории русской музыки яркий след, было поистине чудом, точнее – торжеством человеческого духа.

Эпоха, когда жил Калинников, располагала к проявлению музыкального таланта – достаточно перечислить его современников, среди которых такие великие имена, как и Сергей Танеев, Анатолий Лядов и , уже начинали свой творческий путь и Александр Скрябин. Если от природы человек не совсем уж бездарен, в такой исторической обстановке грех не стать музыкантом… если, конечно, повезло родиться в одной из столиц, желательно – в семье, которая способна позаботиться об образовании талантливого сына. У Василия Калинникова не было ни того, ни другого: захолустное село в Орловской губернии, многодетная семья бедного станового пристава. Обычными способами времяпрепровождения там были карточные игры и выпивка – для многих, но только не для Калинниковых. В этой семье интересовались музыкой, пением. Разумеется, о профессиональном обучении речи не было – даже нотной грамоте мальчика учил не музыкант, а земский врач, увлекавшийся музыкой, но была и иная «музыкальная школа» – народная песня, которую Василий Калинников слышал с детства. «Пробелом» в его детских музыкальных впечатлениях стала музыка оркестровая – мальчик ни разу не слышал оркестра до двенадцатилетнего возраста. Примечательно, что впоследствии именно оркестровые произведения станут главной «точкой приложения» его творческих сил.

Основы музыкального образования, в частности, хорового дирижирования Калинников все же получил – этому обучали в семинарии. Но духовная карьера молодого человека не прельщает – он желает быть музыкантом. С этой целью он отправляется в Москву, где поступает в консерваторию и обучается там в течение года. Увы, за обучение необходимо платить – а денег нет, по этой причине консерваторию приходится покинуть. Правда, существует еще и музыкально-драматическое училище при Филармоническом общества – там можно обучаться бесплатно, если поступить в класс того или иного духового инструмента. Калинников отдал предпочтение фаготу, но в первую очередь его интересуют музыкально-теоретические дисциплины. Одновременно он приобретает исполнительский опыт – ведь ученики этого заведения участвуют в концертах и оперных спектаклях. Не забывает Калинников и об общем образовании – в Московском университете он слушает лекции по истории.

Сказать, что жизнь Василия Калинникова была нелегкой – значит, ничего не сказать. Он прекрасно знает, в каком материальном положении находится его семья, и о том, чтобы рассчитывать на финансовую поддержку со стороны родителей, нет и речи – изыскивать средства к существованию приходится самому, и тут хороша любая возможность заработать, будь то частные уроки, переписывание нот или игра в оркестре. Но если отец и не мог помочь сыну материально, то он поддерживал его морально, в своих письмах советуя «погрузиться в мир музыкальной науки» и не отступать перед трудностями. Но скоро не стало и этой поддержки – отец умер.

Первыми изданными сочинениями Василия Калинникова стали три романса. Особую популярность приобрел один из них – «На старом кургане». Романсы эти были напечатаны в 1887 г., а по прошествии двух лет композитор явил себя публике в качестве автора произведений для симфонического оркестра: сначала была исполнена симфоническая картина «Нимфы», созданная по мотивам одноименного тургеневского стихотворения в прозе, а затем – Скерцо, причем во втором случае дирижировал сам композитор.

В последующие годы Калинников вновь создает оркестровые произведения – музыку к трагедии Алексея Толстого «Царь Борис», симфоническую картину «Кедр и пальма». Одно из его творений – Сюита – удостоилась одобрения от самого . Наряду с симфонической музыкой композитор пишет фортепианные пьесы, среди которых особую известность приобретает «Грустная песенка». По заказу он начал работать над оперой «В 1812 году» – и остается только пожалеть, что сочинение не пошло дальше пролога.

Работает Калинников и в жанре симфонии, в котором создает два произведения. Судьба оказалась нелегкой: директор Московской консерватории отказался включать ее в концерты Русского музыкального общества (якобы из-за технических недостатков, а в действительности – потому, что не желал пропагандировать музыку выпускника конкурирующего заведения), резко раскритиковал симфонию . Лишь после премьеры в Киеве произведение было оценено по достоинству.

В последние годы жизни Калинникову приходилось бороться не только с бедностью и непризнанием, но и с туберкулезом. Поразительно, но в музыке, созданной в это время, нет и намека на отчаяние – она исполнена светлой лирики.

Последней радостью стало для умирающего композитора издание его симфонии в 1900 г. Он так и не узнал, что полученный им гонорар в действительности был материальной помощью от друзей – издательство не заплатило ему ни копейки… Четыре месяца спустя Калинников ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

Василий Сергеевич Калинников (1866–1900)

Василий Сергеевич Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е годы XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры Чайковский, одна за другой появлялись оперы Римского-Корсакова, произведения Глазунова, Танеева, Лядова, на музыкальном горизонте появились сочинения Рахманинова, Скрябина.

Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Л. Андреев, Вересаев, Горький, Блок, Бальмонт, Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Василия Калинникова, полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Василий Сергеевич Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен — здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.



В 1884 Василий Сергеевич поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — «работай... Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними... и никогда не отступай».



Смерть отца в 1888 явилась для Василия Сергеевича тяжелым ударом. Первые сочинения — 3 романса — вышли из печати в 1887. Один из них, «На старом кургане» (на стихи И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова — симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище Василий Калинников продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Василий Сергеевич считал, что «музыка... есть язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). О бращается композитор и к другим жанрам: пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и полюбившуюся всем «Грустную песенку», завершает пролог к заказанной Мамонтовым опере «В 1812 году».



Калинников вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая...» — писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» — так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность чувств.



С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897, как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» — пишет Калинникову дирижер Виноградский после исполнения симфонии в Вене. — «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

Летом 1897 Василий Сергеевич какое-то время жил в родном орловском селе Воин вместе с женой, матерью и братьями. “Я ведь здесь родился и прожил почти до пятнадцати лет, — писал он Кругликову. — Каждый кустик, каждая дорожка в парке или тропинка в лесу будят массу воспоминаний и навевают какое-то мирное настроение. Немножко грустно всегда становится от воспоминаний, но все же очень приятно, и я рад”. 19 июля Василий Калинников сообщает Кругликову: “Только вчера совершенно закончил партитуру Второй симфонии. Работал очень усердно, по нескольку часов в день, что при теперешних жарах и при моем слабосилии и худосочии — подвиг немалый”.



Летом 1900 Василий Сергеевич Калинников имел большое утешение слушать мастерскую игру Сергея Васильевича Рахманинова, который часто его навещал. Он знакомил его с новыми сочинениями композиторов России и Европы. Здоровье Василий Сергеевич все хуже, но он мечтает о Третьей симфонии, надеется, что будет возможность сесть за фортепиано и за нотную бумагу.

В октябре 1900, за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.

belcanto.ru ›kalinnikov.html



«Не роняй старь: она новизну держит»

орловская пословица

Меняются времена. Уходит в прошлое то, что должно уйти. Человеку нужно знать, откуда оно - настоящее, где его корни. Так рождалась музыка, прошедшая века и сохранившая способность активно воздействовать на человека.

Давайте познакомимся с жизнью и творчеством самого неизвестного из самых талантливых русских композиторов, нашего земляка, прославившего г. Орёл, Василия Сергеевича Калинникова, совершив небольшую экскурсию по местам, связанным с его именем. А в качестве музыкального эпиграфа возьмём музыку его знаменитой Первой симфонии:

Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель.

Соловей, растревоженный в роще,

Пастуха зоревая свирель…

Лошадей пробегающих топот,

И визгливые скрипы дверей,

И колосьев взволнованный шёпот,

И унылая песнь косарей.

Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его.

1866 - 1901 С. Широбоков

Имя русского композитора Василия Калинникова, прожившую короткую, полную драматизма жизнь, стоит особняком среди композиторских имён. Его судьба оказалась трагичной. Он не прожил и 35 лет, а то, что создал, поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что всё это создавалось в невыносимых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. И при этом его музыка - светлый гимн жизни! Вопреки всем несчастьям Калинников воспел вечную красоту жизни. Он учил нас дорожить каждым мгновением нашего земного бытия. Из тёмного колодца жизни он видел звёзды…

Василий Сергеевич Калинников родился 1 января 1866 года в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии в семье станового пристава Сергея Фёдоровича Калинникова и его жены Ольги Ивановны.

Остановка 1. СЕЛО 1-й ВОИН

Селом владел московский вице-губернатор, а потом рязанский губернатор, тайный советник Пётр Петрович Новосильцев . (Приложение 1)

В середине прошлого века село Воин было очень незаметным уголком России. Тишина здесь была такая, что известный сторожил этих мест И.С. Тургенев писал:

«Это - совершенная глушь - тихая, зелёная, печальная».

Усадьба Новосильцева, Первый Воин

В тихих зимних сумерках незаметно подобрался предновогодний зимний вечер наступающего 1866 года. В народе этот вечер называли Васильевым. В доме пристава всё прибрано, лавки блестели чистотой, русская печь пышет тёплым духом, пахнет свежеиспечённым хлебом и жареной свининой. Обеденный стол накрыт белой скатертью, затеплена восковая свеча перед образом. Сели за трапезу, приговаривая:

«Василий щедрый, будь счастлив на гладких свиней!».

Только не удалось спокойно проводить старый год. Новая жизнь властно заявила о себе и раздался крик новорожденного. С новым годом пришёл Васильев день, а, значит, и мальчика назвали Василием.

(Дом, где родился Калинников, не сохранился, он сгорел).

Быстро идёт время, Вася подрастает. Родители иногда берут его с собой в церковь. Он в 3,5 года ещё не понимает, что там происходит, но что не могло не взволновать, не встревожить, так это пение в церкви, тихое, стройное пение любительского хора, которым руководит отец. Душа его замирала от этих звуков, и он не мог понять, что с ним происходит, широко открывал, точно от страха, глаза и боялся шевельнуться. Вскоре в этом хоре будет петь и Василий. Рождённый музыкантом, он должен был встретиться с музыкой, и между ними должно было состояться первое объяснение - признание в своих чувствах.

В доме Новосильцевых мальчик впервые услышал звучание фисгармонии - он плакал, согнувшись комочком под окном террасы. Отца радовало, что любовь к музыке, старинная певческая культура нескольких поколений церковнослужителей (отец и дед Сергея Фёдоровича - дьяконы) найдёт продолжение в хрупком Васе. Вскоре в семье Калинниковых появилась своя фисгармония, но не большая, а маленькая - ручная немецкая гармония (гармонифлют), на которой он научился самостоятельно. (Приложение 2).

Вот как вспоминала эти выступления мать будущего композитора, Софья Николаевна:

«…На домашних вечеринках маленького Васю сажали на высокую табуретку, давали в руки инструмент, который был чуть ли не больше его самого, и он начинал с увлечением наигрывать вальсы, польки, кадрили из русских песен, и эта игра наполняла гордостью сердце маленького музыканта»

(из письма первому биографу Калинникова В. Пасхалову)

Музыкант Александр Викторович Затаевич свидетельствовал:

«…Пишущий эти строки … ясно хранит в своей памяти образ хилого, задумчивого мальчугана Васи,… удивляющего своих близких любовною игрою на гармонифлюте в семье Калинниковых. Музыка с самых ранних лет владела существом этого юноши, навсегда запечатлев в нём образы и явления окружающей его сельской природы».

(Из рецензии на исполнение Первой симфонии Калинникова в Варшаве, 1904)

Отец сам начал заранее обучать Василия чтению и письму, до поступления в училище, а в возрасте 8 лет мальчик начал изучать французский язык, вероятно с помощью Ивана Петровича Новосильцева.

Когда Васе исполнилось 10 лет, семья (кроме него уже подрастали братья Николай, Виктор, Аркадий и сестра Александра) собралась переезжать в губернский город Орёл. Первым в августе 1876 отец повёз на учёбу старшего сына. До Орла более 40 вёрст. Будет остановка на обед, тишина и лёгкая дремота под пение птиц и треск кузнечиков. И слух Васи будет жадно ловить эти звуки тишины. В нём всегда что-то пело, а теперь эта неведомая песня без слов как будто вышла наружу.

Окрестности села Первый Воин

Въезд в г. Орёл со стороны Мценского района

Остановка 2 Калинников поступил в 1-е духовное училище. (Приложение 3)

Железнодорожная больница на 3-й Курской (на этом месте располагалось духовное училище)

Он числился иносословным (не духовного сословия) и учился за плату - 10 рублей в год (немалые деньги по тому времени). В училище преподавали духовные дисциплины, церковное пение, чистописание, русский и греческий языки, латынь, арифметику, географию; обучались 4 класса. Преподаватели не трудились объяснять урок, считая, что учебника достаточно, только старательно выискивали «лентяев» и били их по щекам, обрывали уши, волосы, ставили на колени, оставляли без обеда, наказывали розгами. Хорошие педагоги всё же были. Василия учителя вряд ли наказывали. Так как он сильно заикался, на уроках отвечать приходилось письменно и мальчик старался. 1-й класс он закончил на все «5» и оказался в этом учебном году во всём училище единственным отличником (итоги годовых экзаменов училищ и семинарии публиковали «Орловские епархиальные ведомости»).

♫ Остановка 3.

Через три года вся семья Калинниковых перебралась в Орёл, ведь все сыновья уже учились в духовном училище. Семья снимала жильё на той же 3-ей Курской улице, где находилось 1-е духовное училище недалеко от железной дороги, в доме дьякона А. Морозова . (Приложение 4)

♫ Остановка 4 .

Морозов отличал особую любовь Василия к церковному пению, проявляющуюся во время учёбы в училище, которую поддерживал и развивал отец: во время каникул Сергей Фёдорович с 5-ю своими детьми, предварительно спевшись дома, в воскресенье и праздничные дни пел литургии в всенощное бдение, доставляя великое утешение и священнослужителям, и прихожанам в приходской Ахтырской (Никитской) церкви на 4-й Курской улице.

(Приложение 5)

Дом на 3-ей Курской улице

Ахтырская (Никитская) церковь на 4-й Курской улице

Музыка по-прежнему притягивала и интересовала Калинникова. Он не расставался со своей ручной фисгармонией, пел в училище, изучал на уроках «нотный обиход», исполнял в ученическом хоре церковные песнопения во время служб, различные духовные сочинения и народные песни в праздники.

Остановка 5 Звала Васю и музыка аккордов, которую слышал он в доме помещика Новосильцева, и вот сейчас, в городском парке в исполнении духового оркестра. (Приложение 6)

Городской парк

Орёл был тогда крупным культурным центром. Перенесёмся мысленно в то время и совершим прогулку по улице Болховской (теперь Ленина).

♫ Остановка 6

Перейдя Александровский мост через Орлик, можно было заглянуть в сад Купеческого собрания («Аквариум») , в котором играл оркестр, а по вечерам устраивались танцы. (Приложение 7)

♫ Остановка 7

Выше, на площади, перед Георгиевской церковью (кинотеатр «Победа») каждый год устраивалась большая ярмарка с настоящим гулянием, представлением Петрушки, песнями, плясками.

♫ Остановка 8

Перейдя улицу чуть наискосок в здании филармонии (Приложение 8)

ул. Ленина 23 - Орловская Государственная Филармония

Василий часто общался с этим музыкантом и имел возможность знакомиться с музыкальной литературой и посещать концерты и спектакли, ведь организацию многих выступлений, распространение билетов брал на себя магазин Генчеля.

Венедикт Флорианович Генчель был талантливым музыкантом - играл на многих музыкальных инструментах, занимался композицией, имел страсть к импровизациям. Орловцы считают, что Бенедикт Флорианович Генчель послужил Тургеневу прототипом Лемма в романе «Дворянское гнездо».

И.С. Тургенев

В 1861 году Генчель участвовал в создании Орловского филармонического общества, а 2 января 1877 года в торжественной обстановке было открыто Орловское отделение Русского музыкального общества и проведено его первое заседание. Оно проходило в купеческом собрании на Садовой улице (где теперь главпочтамт), а позже располагалось на Болховской напротив Георгиевской (Тургеневской) улицы . Был избран совет старейшин общества, председателем совета старейшин был утвержден М. Н. Волков, музыкальным директором - В.Ф.Генчель. По приглашению Орловского отделения общества в Орел приезжал его почетный член Н.Г. Рубинштейн, итальянский скрипач Сарасате.

Здание Главпочтамта в Орле

♫ Остановка 9

14 сентября 1877 года Орловское музыкальное общество открыло училище, где желающие могли обучаться игре на оркестровых инструментах, на фортепиано, на органе, хоровому пению, соло и пр. (Приложение 10) . На торжественном открытии музыкального училища среди первых его учеников и их родителей не было Васи Калинникова и его отца - Сергей Фёдорович нёс свою нелёгкую службу в Воине, зарплату ему не прибавили, а вот расходы в Орле выросли - поступил в духовное училище второй сын - Николай. Где взять средства на музыкальную учёбу, на приобретение инструмента?

Ул.Ленина 39 - на втором этаже было открыто Орловское музыкальное училище

Ныне существующее здание Орловского музыкального училища построено в конце 40-годов после войны на пл. Мира 9.

♫ Остановка 10

А какие концерты проходили в великолепном зале Дворянского собрания ! Здесь выступали все приезжие знаменитости. (Приложение 11)

♫ Остановка 11

Был ещё на Болховской улице книжный и музыкальный магазин Кашкина . (Приложение 12)

Ул. Ленина, 19 - дом, в котором находился музыкальный магазин Кашкина

Кашкин играл на фортепиано, пробовал сочинять музыку, он устроил у себя книжную и нотную библиотеку и желающие могли по абонементу брать на дом книги и ноты. (Приложение 13) Особенно много в магазине Кашкина было самых разных механических инструментов (усовершенствованных шарманок «Аристон»), в том числе механическое пианино для салонной игры, которое имело в запасе множество танцевальных пьес. Инструмент удивил Васю, но оставил его сердце холодным - не было живого человека, выражающего своё отношение к тому, что исполняет.

Остановка 12

Закончив в 1880 году духовное училище, Василий подал документы и сдал приёмные экзамены в семинарию . Она была тоже недалеко, чуть более тысячи шагов от дома, где он жил, - окружённое парком добротное трёхэтажное каменное здание со стенами метровой толщины, гулкими полутёмными стометровыми коридорами шириной в пять метров, большими классными комнатами. (Приложение 14)

Учёба теперь была бесплатной. Духовенство взяло на себя заботы об учёбе юношей, которые готовились к служению православной церкви.

Предметов теперь много, помимо чисто церковных дисциплин были русская словесность с историей литературы, математика, физика, греческий, латынь, история, начала философии, логика, психология церковное пение. И отметки стали дробные (4 ½ , 3 ½ , 2 ½ ).

Здание бывшей духовной семинарии

Особое внимание было обращено на нравственное воспитание, развитие природных дарований учащихся. Любительское искусство в семинарии процветало - существовал любительский оркестр, ставились пьесы русских и зарубежных драматургов.

«Занятия музыкою, живописью и другие подобные упражнения, развивающие эстетический вкус и отвлекающие от праздности и грубых удовольствий, - как гласил устав семинарии, - должны быть не только дозволяемы, но даже поощряемы, с тем, чтобы они были строго нравственны» .

Успеваемость Калинникова за годы учёбы в семинарии ослабевает - «хромает» математика, греческий и некоторые другие предметы. Его полностью захватила Музыка. Василий Калинников стал правой рукой семинарского учителя пения Николая Никифоровича Солнцева, который должен был кроме преподавания пения на уроках разучивать с воспитанниками молитвы, предназначенные для общего пения (Солнцев и Калинников поддерживали дружеские отношения и в дальнейшей жизни).

Необычайно острое ощущение музыкальных созвучий, болезненно реагирующее на любую фальшь при абсолютном слухе, выделило его среди просто поющих. Взрослые музыканты не испугались поставить мальчика во главе большого хора семинарских воспитанников и ректор семинарии утвердил ученика Василия Калинникова регентом семинарского хора .

Семинарский хор стал замечательным музыкальным коллективом, выступавшим и за пределами семинарии, внося свою посильную лепту в музыкальную жизнь города.

Духовная музыка пробудила в нём дух творчества, в семинарии он сочинил свои первые духовные песнопения.

Стало ясно, что Василию нужно серьёзно учиться музыке. Нотную грамоту (нотный обиход) он изучал на уроках в училище и семинарии. Необходимо было освоить фортепиано - основной инструмент каждого настоящего музыканта, особенно композитора и дирижёра. Первые уроки игры на этом инструменте давал, возможно, Солнцев. Василий, благодаря большому желанию и усердию научился бегло разбирать ноты, но руки у него были поставлены плохо.

Очень важную роль в жизни юного Калинникова сыграл мценский врач Александр Васильевич Евланов , служивший при земской больнице села Воин, истинным призванием которого была музыка (он овладел игрой на скрипке, фортепиано, был завсегдатаем симфонических концертов и музыкальных спектаклей). Встретились они в селе Воин после 1880 года во время летних каникул, когда Вася приезжал погостить к родственникам. Обнаружив в глухой провинции необыкновенно одарённого мальчишку-семинариста, Евланов перенёс на него всю свою любовь к музыке, ввёл его в свой музыкальный мир, начал готовить Калинникова к профессии музыканта. Было решено не заканчивать семинарию - вместо 6-ти ограничиться 4-мя классами, которые приравнивались к полному курсу гимназии, что давало право поступать в высшее учебное заведение.

Решающий шаг в осуществлении самой возможности Василия поступать в консерваторию сделал отец. Надо было материально обеспечить учёбу, платить за неё и на что-то жить. Сергей Фёдорович получил назначение помощником уездного исправника в г.Дмитровск. Добраться туда можно было лишь за 2 дня. Денег, правда, теперь платили больше, но и семья разделилась на две части. Закончив учёбу, Василий побывал у отца в Дмитровске, где и познакомился со своей будущей женой - одной из дочерей священника Ливанова Софьей. Соня очень любила музыку, бегло играла на фортепиано и с восхищением слушала выразительную игру Василия.

Юный Василий выступал активным организатором и участником концертов и музыкальных вечеров в сёлах и городах: в 1883 году - концерт в селе Воин, устроенный совместно с учителем и другом А.В. Евлановым, в 1884 - хоровые концерты при участии местных любителей музыки в Дмитровске, в 1886 - концерты в Брянске и Бежице, летом 1887 - большой концерт в Орле с участием воспитанников духовной семинарии и местных музыкантов-любителей.

Перед отъездом в Москву - визит к Евланову на Воин. Александр Васильевич благословил Василия на трудный путь артиста, снабдив его советами, адресами, письмами. Гуляя на прощание по саду, юношу встретился с Иваном Петровичем Новосильцевым, в разговоре с ним прозвучали пророческие и очень значимые слова будущего великого композитора:

«…Правда, Глинкою я не буду, да и не могу им быть, ибо моя фамилия Калинников».

Остановка 13 Ж/Д вокзал (Приложение 15)

В 1884 году 18-летний Калинников уехал в Москву и поступил в консерваторию, а через полгода перешёл музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где можно было учиться бесплатно. В этот год Калинников очень сильно бедствовал. (Приложение 16)

Нужно было зарабатывать на жизнь и поэтому, когда ему предложили играть в оркестре Московской частной оперы , он согласился. Служба в опере дело нешуточное - ежедневные репетиции и спектакль, а то и два в день. Думается, ни один композитор Х1Х, ХХ веков не прошёл в годы учения такой громадной практической школы постижения музыки.

Молодость есть молодость! Она берёт своё, несмотря ни на какие лишения и тяготы жизни. В 1888 году Василий женился на Софье Николаевне Ливановой, которую страстно любил, уважал и был готов ради неё на всё. В это время композитор пишет только романсы - мелодичные, певучие.

А дальше всё было, казалось бы, как нельзя лучше: училище закончено на 5+, предложено место в Итальянской опере. Но зловещая болезнь - туберкулёз - вынудила сменить климат и переехать в Ялту. Курорт требовал денег, и Калинников сочиняет много музыки, чтобы обеспечить семью.

Перу Калинникова принадлежат 2 симфонии, симфонические картины, он мечтал об опере «В 1812 году» - написал только пролог (знаменательно, что его первым оркестровым произведением была симфоническая картина «Нимфы» на сюжет одноимённого произведения в прозе И.С. Тургенева).

В Ялте его посещают Чехов, Бунин, Горький, Куприн, Рахманинов. Они видят, что композитор погибает столько же от болезни, сколько от материальной нужды, при том, что ялтинские доктора лечат больных туберкулёзом бесплатно.

Между тем, музыка Калинникова завоёвывает всё больше слушателей не только в России, но и в Европе. Гонорары от концертов поступают композитору, но дни его сочтены. 29 декабря 1900 года в Ялте Калинников скончается, не успев осуществить многие свои замыслы.

Самое известное из всех его произведений - Первая симфония . Композитор положил в основу своей симфонии народную песню, которую он возвёл на высокую ступень художественности. Это о ней сказал Чайковский, который высоко ценил композитора и помогал ему:

« Существуют такие редкие сочинения, которые обладают свойством одинаково нравиться и тонкому ценителю и большинству слушателей. Красота их неувядаема; чем больше их слушают, тем больше их любят».

Мелодию из 1 - й симфонии Орловского композитора В . С . Калинникова исполняют башенные часы , установленные в центре ансамбля внешнего здания вокзала, она выбита на надгробном памятнике композитора в Ялте,

Мемориальная доска на

здании железнодорожного вокзала г.Орла

Надпись на надгробном памятнике композитора

в Ялте

♫ Остановка 14

Немалая заслуга в изучении жизни и деятельности композитора на его родине принадлежат музею, созданному в областной детской музыкальной школе имени В.С. Калинникова под руководством преподавателя Евгения Александровича Кубарева. (Приложение 17)

Сквер в створе улиц 1-й Посадской и Комсомольской возле музыкальной школы № 1

им. В.С.Калинникова

Трепетной сыновьей любовью дышат письма Калинникова к отчей стороне во все времена его жизни:

«Орёл с его тишиною и незатейливостью кажется мне раем…»

МБОУ «Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Тургенева» Мценский р-н Орловской области

П О И С К О В О Е

З А Д А Н И Е

Выполнили обучающиеся 11 класса

Классный руководитель учитель музыки Зуева О.А.

с.Спасское-Лутовиново, 2016

Цели и задачи:

Познакомить обучащихся с жизнью и творчеством композитора-орловца В.С. Калинникова.

Расширить кругозор школьников, вызвать чувство гордости за родной край, прославивших его людей; желание приобщиться к культурному наследию Орловщины.

Познакомить с историей родного края Х1Х века, культурной жизнью Орла того времени.

Воспитывать трудолюбие, умение поставить цель в жизни и стремиться к её достижению на примере жизненного подвига Калинникова.

Развивать эстетический вкус обучащихся, приобщая их к слушанию классической, духовной, народной, современной музыки.

Ценностная ориентация школьников.

Источники информации:

Г.Пожидаев «Василий Калинников Симфония жизни в 4-х частях» М,1993

П.Сизов «Музыкальная Орловщина» Приокское книжное издательство, Тула,1980

Александр Лысенко, Олег Попов, Виталий Сидоров «Орёл вчера и сегодня», издательство «Вешние воды», 2000

Владимир Матвееви «Орёлъ на старых открытках» Орёл, 2005

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона

http://temples.ru/card.php?ID=11406

http://daria-iz-orla.livejournal.com/10560.html?thread=199232

http://orlovskiykray.ucoz.ru/publ/istorija_goroda_orla/orlovskij_gorodskoj_park_kultury_i_otdykha/3-1-0-10

Добрынин Д. Орловский городской публичный Шредерский сад и его история. Орел, 1860.

Пясецкий Г. Исторические очерки города Орла. Орел, 1874.

"Орёл из века в век" (Орловская правда, 1930г.)