Какую характеристику дает кулигин жизни города гроза. Кулигин (Гроза Островский А. ). А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

" по плану

1. Общая характеристика . Кулигин - механик-самоучка из пьесы "Гроза". Прототипом этого персонажа является русский изобретатель И. П. Кулибин, прославившийся своими опережающими время открытиями.

Кулигин резко выделяется на фоне остальных жителей провинциального города. Он хорошо образован и не подвержен темному суеверию, царящему среди обывателей.

Главная жизненная цель Кулигина - изобрести перпетуум-мобиле. Идея создания вечного двигателя была очень популярна в XIX веке. Однако в работе над этим открытием Кулигин руководствуется не жаждой славы или возможностью разбогатеть.

Денежную премию за изобретение вечного двигателя он хочет потратить на поддержку мещанства. Кулигин не относится к категории строгих и замкнутых в себе ученых, посвятивших всю жизнь науке.

Он ценит красоту природы, хорошо разбирается в поэзии, любит русские народные песни. Механика интересует живая человеческая жизнь, не скованная многовековыми предрассудками.

2. Трагедия Кулигина . По отношению к талантливому самоучке можно применить выражение "Нет пророка в своем отечестве". Люди в провинции настолько невежественны, что считают его, в лучшем случае, чудаком. Смелые идеи Кулигина вызывают у суеверных обывателей страх перед божественной карой.

Кулигину для продолжения научной деятельности и изготовления опытных моделей нужны средства, однако достать их честным трудом практически невозможно. Столкновение пытливого ума с закостенелым невежеством и религиозными предрассудками ярко продемонстрировано в сцене разговора Кулигина с Диким. Самоучка пытается выпросить у богатого купца денежную помощь на внедрение в практику полезных изобретений. Он понимает, насколько это непросто, поэтому отбрасывает всякую гордость и униженно обращается к Савлу Прокофьевичу "ваше степенство".

Кулигин терпеливо сносит незаслуженные оскорбления Дикого, настойчиво продолжая убеждать его в огромной пользе солнечных часов и громоотводов. Дикой даже не вникает в суть того, о чем ему говорит Кулигин. В силу сословных предрассудков он считает мещанина "червяком", с которым не стоит и разговаривать. Однако при упоминании Кулигина о громоотводах "благочестивый" купец приходит в настоящую ярость. Дикой убежден, что гроза и молнии являются наказанием свыше, поэтому "обороняться" от них означает идти против бога. Называя Кулигина "татарином" (т. е. мусульманином), купец обнаруживает свое ограниченное, скованное религиозными догматами мышление. За процитированный Кулигиным отрывок из оды Державина ("Умом громам повелеваю") Дикой готов отправиться его к городничему для полицейского разбирательства.

3. Масштаб проблемы Кулигина . В пьесе гениальный изобретатель вместе с противостоит "темного царству" провинциального города. Однако в реальности это противостояние гораздо масштабнее. Общеизвестна печальная судьба прототипа литературного персонажа. Большинство изобретений И. П. Кулибина оказались невостребованными. Человек, который мог принести себе и всей стране мировую славу, умер в нищете. Главным препятствием на пути развития науки и техники с эпохи Средневековья было религиозное ханжество. Даже в XIX веке эта проблема была характерна не только для России, но и для всей Европы.

Кулигин, скорее всего, разделит судьбу многих талантливых изобретателей, так и не добившись финансовой поддержки. Его изобретения не нужны людям, привыкшим во всем полагаться на божественную волю. Самый печальный факт состоит в том, что изобретатель - не атеист. Он принадлежит своей эпохе и, естественно, верит в Бога. Однако вера Кулигина, допускающая свободу мысли, разительно отличается от слепого преклонения подавляющей массы населения.

Антипод Кулигина - Феклуша, которая в любом техническом изобретении видит приближение царства Антихриста. Самая яркая и запоминающаяся сцена с участием Кулигина - его речь к смертельно напуганным людям во время грозы. Страстный монолог механика можно сравнить с горячей проповедью пророка, пытающегося наставить народ на истинный путь. Кулигин восклицает: "У вас все гроза!". Эту фразу можно расценивать как справедливый упрек всем людям, испытывающим суеверный страх перед тем, что они не в силах понять и объяснить.

Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной.

Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни, что устои городка устарели и их нужно менять, что старый мир рушится на глазах. Но, в отличие от Катерины, его протест проявляется только на словах. Возмущаясь жестокостью богатых людей, враждою, ненавистью, царящими вокруг, он все же советует примириться и как-то существовать.

Нерешительность способствует его боязливости и на предложение Бориса открыто разоблачить происходящую в Калинове несправедливость, он отвечает: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается".

Вместе с тем, он неисправимый романтик и мечтатель. Его поэтическая натура проявляется в любви к природе, красота которой навевает на него поэтические строки. О тонкости его души говорит тот факт, что он читает стихи, поет песни, восхищается окружающей красотой. Его слова "Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!" могут принадлежать только духовно красивому человеку. О внешности его мы не знаем, но внутренняя красота и понимание того, что происходит вокруг, делает этот образ положительным.

В начале произведения Кулигин сидит на берегу и любуется красавицей Волгой. Он любит свой городок, его жителей и хочет многое сделать для их процветания. Переживает, что в городе нет громоотводов, и частые грозы могут ему навредить, мечтает в парке сделать солнечные часы, а также изобрести вечный двигатель и вырученные за изобретение деньги направить на то, чтобы улучшить жизнь города. Но благородные порывы Кулигина не могут осуществиться по той простой причине, что он беден, у него нет на все это денег, и никто в этом не хочет ему помочь. Над его идеями просто насмехаются, считая его странным человеком.

Кулигин не в силах изменить жизнь города к лучшему, ибо не имеет единомышленников и боится открыто бороться со старым миром. Но положительность этого образа в том, что он не относится к темной части жителей городка, понимая, что грядет новое время.

Сочинение про Кулигина

Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.

Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.

Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.

Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!...". Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем - резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина - главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.

3 вариант

В пьесе «Гроза» А. Островского есть один интересный герой Кулигин. Он не является главным персонажем. Но, несмотря на это его образ интересен.

Мужчина работает механиком. Своему ремеслу он научился самостоятельно. Он реалист и понимает, что происходит у них в городе. Кулигин хочет поменять свою жизнь и жизнь городка в целом. Он считает, что необходимо идти дальше, а не стоять на месте. По его мнения прежние устои, по которым жили жители города, давно уже устарели и необходимо придумать, что-то новое. Он протестует против сложившейся системы. Он был возмущен жестокостью людей и ненавистью, которая царит вокруг. Но, все его протесты заканчивались лишь словами.

Он нерешительный мужчина. О его трусости свидетельствует, его отказ Борису. Мужчина предложил Кулигину разоблачить ту несправедливость, которая творится в городе. Но, Кулигин сказал ему, что и так слишком много говорил и за это ему уже не раз доставалось. Все это подтверждает его трусливую натуру.

Мужчина был достаточно романтичным. Он любил мечтать. В душе он был поэтом. Кулигин очень любил природу. Она для него была музой и вдохновением. Он писал стихи о красоте природы. У него тонкая душевная организация. Он восхищается всем, что его окружает. У него добрая и красивая душа. Автор решил не описывать внешность Кулигина. В рассказе большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира героя. В целом образ можно считать положительным.

Он любит мечтать глядя на текущую Волгу. Он хочет, что б его город развивался и становился лучше. Кулигин переживает из-за того, что в городке отсутствует громоотвод. Он боится, что постоянные грозы могут сильно навредить городу. Он мечтает сделать какое-то открытие, а полученные в награду деньги потратить на нужды городка. Но это только его желания, которым не суждено сбыться. Он беден. Когда он рассказывает про свои идеи другим людям, то они просто с него смеются. У мужчины голова забита только чистыми и добрыми мыслями.

Кулигин в одиночестве не может поменять устоявшуюся жизнь в городе к лучшему. У него не хватает сил и денег это сделать. По сути, он бедный человек, но у него очень богатый внутренний мир. У него нет людей, которые были бы с ним заодно. Кулигин хочет найти единомышленников и бороться с ними против устоявшейся системы. Это положительный персонаж. Он не делает плохих поступков и не причиняет никому зла. Кулигин мечтает о светлом бедующем и ценит красоту природы.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Максимова Все в прошлом (описание)

    На известном всем полотне изображена хозяйка усадьбы, которая спокойно отдыхает в своем любимом кресле

  • Анализ рассказа Бунина Митина любовь

    Бунин отлично пишет о любви и отношениях, в его произведениях довольно часто появляется пара в чем-то подобная Кате и Мите. Связь между двумя людьми практически всегда довольно нежна и непорочна

  • Анализ рассказа Круг Набокова

    В рассказе Владимира Набокова «Круг» явно ощущается круговорот жизни. Воспоминания главного героя Иннокентия проплывают вокруг него по кругу, возвращают в прошлое. Набоков мастерски передает чувства героя, его страстное желание попасть в высшее общество.

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
  • Анализ рассказа Бунина Холодная осень 11 класс

    Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение - рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости

Кулигин - персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, т. к. в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстраненно, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо - И. П. Кулибина (1755-1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.

Как и Катерина, К. - натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калиновцы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», - говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», - поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод - техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» - картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Калинова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.

Главное дело жизни К. - мечта об изобретении «перпету-мо-биле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество - «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. - безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» - Дикой и вовсе набрасывается на изо-бретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигинская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения.

При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. - натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»

Оценили «Грозу» Островского (см. её краткое содержание и анализ) те критики, которые «луч света», озаряющий «темное царство», усмотрели в «знании», в «образовании»... Только оно может победить «темное царство», с мрачными остатками старины. Представителем такого знания, которое уже начинает борьбу с мраком, является в пьесе Кулигин – механик-самоучка. Самым нелепым воплощением старого мрака представлена странница Феклуша .

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Кулигин – сторонник знания, сторонник культуры; он уже вырос из того мрачного «натурализма», который даже самодура-Дикого делает «рабом природы», как жалкого, первобытного дикаря. Дикой боится грозы: он видит в ней проявление гнева Божьего и потому бороться с грозой, при помощи громоотвода, считает «грехом» . Поклонник Ломоносова , Кулигин усвоил его точку зрения, которая мирила «науку» и «религию», – и величие Бога стремилась доказывать при помощи изучения естественных наук. В своем «Послании о пользе стекла » Ломоносов выражает это, новое для России, отношение человека к природе. Он нападает на «слабый ум» своих современников, которые считали «грехом» всякую попытку истолковать, что такое град и молния, которые «неурожай» объясняли «гневом Божьим» и считали «грехом» давать ему естественные объяснения:

Когда в Египте хлеб довольный не родился,
То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?

Кулигин, страстный поклонник Ломоносова, подобно своему учителю, опоэтизировал свое научно-религиозное понимание жизни природы. Художник в душе, человек, приверженный к религии и к тем убогим искрам знания, которыми подарила его судьба, он трезво смотрит на действительность и борется с нею во имя общественных интересов. Он наивен с верой в то, что ему удастся изобрести «перпету-мобиль» (вечный двигатель) – но он трогателен с этой верой в свои силы. Сам Петр Великий выписывал из-за границы мастеров для изобретения этой фантастической машины, в возможность которой он верил так же наивно и твердо, как впоследствии Кулигин, – этот, в XIX веке, представитель петровской Руси.

Кулигин составляет исключение в городке Калинове по своей жажде образования, по своему интересу к миру культуры. Это натура мягкая, восторженная и чуткая. Он любит природу, любит поэзию, он чует возможность иной, более благородной и осмысленной жизни и не может примириться с грубостью и жестокостью нравов своего города. Одаренный талантом изобретателя, умственно-пытливый, Кулигин является показателем тех прекрасных жизненных сил, который зреют в русском народе и могуче обнаружатся тогда, когда кончится власть темного царства деспотизма и насилия.

В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введён не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе «Гроза» выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей «Грозы» этому герою стоит уделить особое внимание. Драматург Кулигину из «Грозы» характеристику дал более чем запоминающуюся.

Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в «Грозе» немного напоминает характеристику Мастера из романа Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем. Счастье для них - путь к этому результату.

Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» несколько иная. Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнаёт, что Кулигин - механик-самоучка. То есть всему выучился сам. Образ и характеристика Кулигина в «Грозе» дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции. Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств. Он добросовестный, о чём свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин даёт советы, а не приказывает. В нём совсем нет той беспричинной животной жестокости и злости, которые есть у Дикого с Кабанихой. И лицемерия, как у Бориса, в Кулигине тоже нет. От Тихона механика отличает желание что-то делать, а от Катерины - отсутствие активного протеста.

Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как всё дышит жизнью и красотой: «чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?

В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких нравах» города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: «посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему». Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города. При этом сам Кулигин ведёт себя несколько отстранённо. Мужчина знает о том, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается. Кулигин неспособен на активный протест, на который способна Катерина. Приспособиться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не может. Складывается впечатление, что Кулигина совершенно не волнуют хамство и угрозы Дикого. Эпизод с началом грозы явное тому подтверждение. Кулигину непонятен страх перед обыкновенным природным явлением, поэтому он предлагает установить громоотвод:

«Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».

Кулигин продолжает настаивать на своём даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить как червяка».

Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.

Ещё одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы «Гроза»: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть всё это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в «Грозе» не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.
Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в «тёмное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.

Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.

Тест по произведению