Каковы особенности возникновения романтизма. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур

  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

    Споры о романтизме идут уже около 200 лет. Само определение «романтизм» вызывает различные толкования, хотя это слово глубоко вошло в культуру. В эпоху зарождения романтизма о нём шли бурные споры. Вяземский писал Пушкину: «Романтизм как домовой – не знаешь, как накинуть на него палец». Сложность определения романтизма связана и с тёмной этимологией слова. Согласно первой версии, слово происходит от понятия «роман» и связано со сказанием; согласно второй версии, слово происходит от понятия «романс» и связано с рыцарской культурой средневековья; согласно третьей версии, слово «романтизм» связано с романскими языками и культурой. Единства в определении романтизма не наблюдалось до начала XIX века. Романтизм всегда был связан с поэтической необоснованностью, мистикой. Было понятно, что у него нет определённых норм.

    Определённый сдвиг в сторону понимания романтизма произошёл в немецкой философии. Фридрих Шеллинг и братья Шлегели попытались дать определение романтизма. Романтизм – противопоставление между мечтой и действительностью, сущим и должным, тем, что есть, и тем, что должно быть. Романтизм – детище общественных потрясений, национально-общественных движений, философских революций. Хронологические границы эпохи романтизма: 1789 – 1848 гг. Эта эпоха – время формирования романтизма как мировоззрения и художественного направления.

    В Англии и Франции романтизм – явление более раннее, чем в России. В России становление романтизма приходится на 1810 – 1820 гг. В США романтизм приходит в 1830-е гг. Романтизм развивается и в науке: математике, медицине, биологии. В романтизм органично вошло общее брожение. Происходит пересмотр понятий классицизма. В романтизме признавался приоритет внутреннего состояния человека, его конфликт с государственной властью. Романтизм стремился постичь весь мир, всё в человеке. Романтиков волновала идея всеобъемлющего, синтеза. Романтизм лишался односторонних взглядов.

    Романтизм возник на волне революций как проявление свободолюбия (освобождение Греции, движение этеристов в Молдавии, карбонариев в Италии, освободительное движение, связанное с наполеоновскими войнами). Свобода становится лозунгом романтиков. В России росту свободолюбивых настроений способствовала

    Отечественная война 1812 г. Развивалось национальное самосознание, главным принципом которого становится интерес к национальной истории и народности.

    Философские основы романтизма сформировались в русле идеальной философии. В этой философии преобладающими становятся культы души и чувства. Идеализм становится основой романтизма. Пробуждается интерес к подсознательному, стремление выявить инстинкты. Мистика и религия приобретают особую ценность в эпоху романтизма. Параллельно с идеалистической философией формируется романтическая эстетика.

    Эстетика классицизма была достаточно догматичной, его поэтика опиралась на определённые правила. Романтизм был свободен в своих поэтических принципах. Нормальной формой эстетического выражения для него является фрагмент, отрывок. Отрывок – важнейший принцип романтического мироощущения. Он показывает фрагментарность огромного полотна жизни.

    Основные принципы романтизма:

    1. Романтическое отрицание, связанное с понятием времени, сущего мира. В нём романтики видели культ утилитарного, мещанского. Особо чужд романтикам буржуазный строй. Романтики создали особый мир – мир мечты. В основе романтического искусства лежит антиномичность – постоянное противоречие между материальным и историческим миром.

    2. Возникновение культа средневекового Возрождения, концепции романтической истории, противопоставление между «сегодня» и «вчера», рождение исторического романа. Увлечение Вальтером Скоттом, Виктором Гюго. В литературу внедряется историческое мышление, раздвигаются грани художественного.

    3. Двоемирие, антропологическим воплощением которого становится двойничество, способствует психологизации литературы. Усложняется представление о мире и о человеке. Появляется интерес к сказке. Сказка рассматривается как основа человеческого чувства (братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.Х. Андерсен).

    4. Уход в фантастику во всех её формах, рождение нового представления о самом мироздании.

    5. Культ романтического героя. Само понятие героя этимологически связано с понятием героики. Романтический герой не похож на всех, он странный. Он меняет свой облик, в связи с чем рождается культ портрета. У романтиков всё нараспашку, в их внешности царит беспорядок, они обладают горящим взглядом. Культом становится домашний очаг. Но романтический герой – это ещё и герой странник. Понятие «странник» здесь связано с понятием «странный». Характерная особенность романтического сознания – образ дороги, движения.

    Манифестом романтизма становится произведение Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда». Важен психологический образ героя. Герой изверился в этом мире и не нашёл себя в том. Возникает понятие «мировой скорби». Романтический герой – скорбник, герой-странник, энтузиаст, сомневающийся, мучающийся, не находящий себя, замкнутый в пространстве и на себе. Как следствие, возникает эгоизм героя как сложное романтическое сознание. Романтический герой одинок. В это время произошла антропологическая революция: романтики нашли нового человека. Это герой неумеренных страстей.

    Типы романтических героев:

    1. Герой-титан, происходящий от мифологических и библейских образов. Он становится выражением титанических страстей, максимализма, демонического сознания; Демон Лермонтова

    2. Герой-странник, паломник, открывающий новые пространства, находящийся в постоянном движении. Он сближает понятия дороги – реального пространства – и пути – жизненного мировоззрения. Этот герой странен и во внешности, и в поступках;

    3. Герой-художник. Романтизм показывает личность в сфере трагизма творчества, связанного с невозможностью выразить всё. Характерная особенность романтического героя-творца – импровизация. Среди подобных героев много музыкантов. Музыка и лирика глубоко взаимосвязаны.

    Появляются глубинные связи между автором и героем. Герой становится носителем и выразителем авторского сознания, его alter ego. Нераздельность авторского сознания и сознания героя не давала возможность развития искусства. Чтобы преодолеть субъективную позицию, необходимо было создать дистанцию между авторским сознанием и сознанием героя. Романтический герой взорвал само представление о мире. Романтическая литература – литература диалога о мире. В романтическом мире даже животные становятся творцами.

    Романтическая эстетика тяготеет к чудесам, тайнам, всему необычному. Виктор Гюго говорил: «Обыденность – смерть искусства». Первой формой выражения фантастики становится новый хронотоп. Важными становятся пространства дня и ночи. В ночи пропадает ощущение времени. Романтические герои действуют вечером и ночью. Важным является момент своеобразного бодрствования духа. Рождается новая лирика: ноктюрны, для которых важной становится загадка заката. Английский поэт Юнг создал первое произведение подобного рода – «Ночные размышления». Топос романтического искусства – психологическое отражение души. Культивируются горный и морской пейзажи. Море – страсть, бушующий пейзаж, фольклорный образ, обретающий сущее понятие. Горы – момент восхождения от земли к небу, отражающий мотив двоемирия. Устремлённость души к горним высотам иллюстрирует романтический пейзаж. Воплощением сближения горного и горнего является крест на горе.

    Важен и топос кладбища. Это философский топос, решающий вопросы бытия, существования, жизни и смерти. Вечернее и ночное кладбище – воплощение загадок бытия. Реальное пространство, по мысли романтиков, было населено духами. Романтики открыли учение средневекового мистика Парацельса, который говорил об особой роли стихий – огня, воды, воздуха и земли. Романтический хронотоп космогоничен. В этом отношении программным можно назвать роман Александра Гумбольдта «Космос», в котором он попытался определить место человека в Космосе.

    Мир, населённый разными существами, давал романтику возможность показать этот мир в динамике. Важнейший принцип романтического искусства – смена картин. Романтическое пространство извилистое и излучистое.

    Музыка определяла стиль романтизма, особую лирическую наполненность. Не менее важной была живопись. Романтики тяготели к пейзажному образу мышления. Возникает живая картина в слове. Для романтического искусства был важен культ архитектуры. Слово становится акустическим и визуальным. Для европейской литературы в этом плане было важно творчество Э.Т.А. Гофмана.

    Романтики раскрепостили возможности художников. Для романтиков был важен сам момент творчества. Фигура художника-страдальца становится определяющей для романтического искусства. Возникает феномен безумия, порождённый конфликтом мечты и действия.

    Особенности русского романтизма:

    1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление, чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г., эпоха надежд, веры в будущее возрождение России. Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения. В это время европейский романтизм переживает кризис;

    2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;

    3. В европейском романтизме нравственная проблема противопоставлена эстетической. Развитие буржуазных отношений и культа расчёта не позволяет связать искусство с нравственностью. Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма. Можно говорить о своеобразном феномене калокагатии. В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;

    4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент. Европейский герой-индивидуалист бежит из общества. Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу. Идеи народности, национального искусства являются основополагающими для романтиков. Для романтиков особо острой является проблема «героя нашего времени»;

    5. Этический пафос противопоставлен плотским темам. Для русских романтиков любовь – особое таинство, наполненное целомудрием;

    6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе. Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и другие романтики. А.М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм и реакционный или психологический романтизм. Эта концепция повредила изучению творчества романтиков. Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.

    2.1 Романтизм в русской литературе

    Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

    Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

    В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

    Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

    Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

    Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод".

    Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

    Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

    Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

    Простершись на траве под ивой наклоненной,

    Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

    Поток, кустами осененный.

    Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

    Глас петела вдали уснувши будит селы.

    В траве коростыля я слышу дикий крик...

    Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

    В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

    Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

    В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

    Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

    Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

    Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

    Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

    Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

    Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.


    Людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских художников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в...

    Его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России - основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIXв. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим...

    Литературы и отблеск трагичности в портретной живописи этого художественного направления. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к...

    Время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений...

    Становление культуры романтизма. Эстетика романтизма

    Романтизм – художественное направление в духовной и художественной культуре, которое возникло в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Романтизм получил воплощение в литературе: Байрон, Гюго, Гофман, По; музыке: Шопен, Вагнер; в живописи, в театральной деятельности, в садово-парковом искусстве. Под термином «романтизм» в XIX веке понималось современное искусство, которое пришло на смену классицизму. Социально-исторической причиной возникновения романтизма стали события Великой французской революции. История в этот период оказалась неподвластной разуму. Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Причастность человека к движению времени, сотворчество человека и истории было значимым для романтиков. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей. Восприятие личности как творческой субстанции.

    Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, развития. Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. С романтизмом связано высвобождение слова из заранее заготовленных и определенных форм, наполнение его многими смыслами. Слово становится объектом – посредником при сближении правды жизни и правды литературы. XIX век – культурно-историческая эпоха, отразившая глубокие изменения в истории общества и представления о природе человека, стимулированные Великой французской революцией. Это век, исключительно нацеленный на развитие человеческой индивидуальности. Гуманистические устремления писателей XIX века опирались на великие завоевания просветителей, открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство. XIX век наполнен невероятной энергией и непредсказуемой игрой обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться человеку в условиях социальной нестабильности, в условиях активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы.

    Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия. Романтик стремится уйти от повседневности и возвращается в нее, открывая необычное, всегда имея при себе вечно манящий образ бесконечной устремленности в идеальное. Интерес к индивидуальному сознанию художника и развитию его возможностей сочетается с универсальной неспособностью многих романтических героев рассматривать себя как полноправных членов организованного социального общества. Часто они представлены как одинокие фигуры, отторгнутые от материалистического, эгоистичного и лицемерного мира. Иногда они поставлены вне закона или борются за собственное счастье самыми необычными, зачастую незаконными способами (разбойники, корсары, гяуры).

    Свободное самостоятельное мышление романтиков реализуется в бесконечной цепи открытий самого себя. Самосознание и самопознание становятся одновременно и задачей, и целью искусства.

    Романтизм как феномен культуры привязан к эпохе, хотя может оставлять в наследство будущим поколениям некоторые свои константы внешнего облика личностей, ее психологических характеристик: интересную бледность, склонность к одиноким пешим прогулкам, любовь к красивому ландшафту и отстраненность от обыденного, томление по несбыточным идеалам и безвозвратно утраченному прошлому, меланхолию и высокое нравственное чувство, восприимчивость к страданиям других.

    Основные принципы поэтики романтизма.

    1. Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

    2. Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.

    3. Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии. Слово, сотворенное творческой энергией и энтузиазмом автора, передает его тепло и энергию читателю, приглашая его к сопереживанию, совместным действиям.

    4. Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

    5. Основа современной личности – страсть. Отсюда проистекает исследование романтиками человеческих страстей, понимание человеческой индивидуальности, которые привели к открытию субъективного человека.

    6. Художники отвергают всяческую нормативность в искусстве.

    7. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур.

    8. Романтики часто обращались к мифам: античность, средневековье, фольклор. Кроме того, они создают и свои собственные мифы. Символика, метафорика, эмблематика романтического художественного сознания на первый взгляд просты и естественны, но они полны тайного смысла, они многозначны, например, романтические образы розы, соловья, ветра и облака. Они могут обрести другой смысл, если помещены в иной контекст: именно чужой контекст помогает романтическому произведению жить по законам живого существа.

    9. Романтическое видение рассчитано на смешение жанров, но иное, чем в предшествующие эпохи. Изменяется характер их проявления в культуре в целом. Таковы оды и баллады, эссе и роман. Смешение жанров, как поэтических, так и прозаических, важно в раскрепощении сознания и в освобождении его от условностей, от обязательных нормативных приемов и правил. Романтики создали новые литературные жанры: исторический роман, фантастическую повесть.

    10. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея синтеза искусств. С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств – прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

    Именно в период романтизма происходит глубокий прорыв в художественном сознании, обусловленный победой индивидуальности, стремлением к синтезу различных сфер духовной деятельности, наметившейся международной специализацией умственного интеллектуального труда.

    Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

    Романтизм - литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.

    Романтизм, как литературное направление

    В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.

    Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием. Но мечта и желание -понятия субъективные, поэтому романтизм, как одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных течения:

    • консервативное;
    • революционное.

    Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.

    Русский романтизм

    Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».

    Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.

    Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.

    Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.

    Романтизм как литературное направление. Основные черты и особенности.

    Романтизм – одно из самых значительных литературных направлений 19 века.

    Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.

    Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14 июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.

    Однако отношение к Революции было далеко не однозначно. Многие мыслящие и творческие люди скоро в ней разочаровались, поскольку её результатами были революционный террор, гражданская война, войны революционной Франции почти со всей Европой. А общество, возникшее во Франции после Революции, было очень далеко от идеала: народ жил по-прежнему в нищете. И поскольку Революция была прямым результатом философских и социально-политических идей Просвещения, то разочарование коснулось и самого Просвещения. Вот из этого сложного сочетания очарования и разочарования в Революции и Просвещении родился Романтизм. Романтики сохранили веру в главные идеалы Просвещения и Революции – свободу, равноправие, социальную справедливость и т.д.

    Но они разочаровались в возможности их реального воплощения. Возникло острое ощущение разрыва между идеалом и жизнью. Поэтому для романтиков характерны две противоположные тенденции: 1. безоглядный, наивный энтузиазм, оптимистическая вера в победу возвышенных идеалов; 2. абсолютное, мрачное разочарование во всём, в жизни в целом. Это две стороны одной медали: абсолютное разочарование в жизни есть результат абсолютной веры в идеалы.

    Ещё один важный момент касательно отношения романтиков к Просвещению: сама по себе идеология Просвещения в начале 19 века стала восприниматься как устаревшая, надоевшая, не оправдавшая надежд. Ведь развитие идёт по принципу отталкивания от предыдущего. Перед Романтизмом было Просвещение, и Романтизм оттолкнулся от него.

    Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание Романтизма от Просвещения?

    В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума - рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

    1. Важнейшей чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь гораздо сложнее, чем это представляется человеческому разуму, жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Она непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сумасшествие, сон, одержимость какой-то страстью, состояние аффекта, болезни и т.д. Для романтизма характерна насмешка над наукой, учёными, логикой.

    2. Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.

    3. Большинство просветителей были материалистами, многие романтики (но не все) были идеалистами и мистиками . Идеалисты – это те, кто верит, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей и который гораздо важнее, первостепеннее мира материального. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

    (Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично).

    4. Многим романтикам присущ мистический фатализм - вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в некоторых романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы. Ощущением неизбежности Судьбы проникнуты многие произведения романтиков.

    5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма, порождённая горьким ощущением разрыва между идеалом и реальностью.

    Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

    Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

    Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе, презрение к реальной жизни, оторванность от неё, невписанность в неё.

    И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала, в природу, искусство, в свой внутренний мир. Сумасшествие и самоубийство – это тоже варианты романтического бегства. У большей части самоубийц в характере есть значительный элемент романтизма.

    7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

    Основной романтический конфликт - противостояние одинокого романтического героя и обычных людей.

    Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что средневековье – это время зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.

    В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.

    8. Основные романтические ценности.

    Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия. Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда. Представление о необходимости хранить верность даже после смерти возлюбленной. При этом идеальное воплощение романтической любви дал Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта».

    Вторая романтическая ценность – Искусство . Оно содержит высшую Истину и высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище. Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа, свободна и иррациональна, музыка обращена непосредственно к сердцу, к чувствам. Образ Музыканта в романтизме очень часто встречается.

    Третья важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. Романтики стремились природу одухотворить, наделить её живой душой, особой таинственной мистической жизнью.

    Тайна природы откроется не через холодный разум учёного, а только через ощущение её красоты и души.

    Четвёртая романтическая ценность – Свобода , внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.

    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-07-25

    Романтизм – идейно-художественное направление в культуре конца XVIII - 1-й половины XIX вв. Возник романтизм как ответ на царившее в Европе разочарование в идеалах Великой французской революции 1789-1794 гг., Просвещения и буржуазных ценностей. Так что такое романтизм, и каковы его признаки?

    Основные черты романтизма

    В отличие от классицизма, утверждавшего нерушимость государственных устоев и служение общественным интересам, новое направление выразило стремление к личной свободе, независимости от социума. Романтизм привнес много нового во все сферы художественной деятельности.

    Произведения лирической направленности позволили отразить эмоции человека. Новым героем становится сильная личность, переживающая несоответствие внутренних устремлений и требований общества. Самостоятельным персонажем выступает и природа. Ее изображение (часто с элементами мистики) помогает передать состояние человека.

    Обращение к национальной истории, народным эпосам стали основой новой тематики. Появляются произведения, освещающие героическое прошлое, изображающие героев, жертвующих жизнью ради высоких целей. Легенды и предания позволили уйти от обыденности в мир фантастики, символов.

    Романтизм в литературе

    Возник романтизм в Германии, в литературно-философских кругах «йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления – Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне.

    В Англии новые идеи восприняли В. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк. Самым ярким представителем романтизма стал Дж. Байрон. Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления «байронизм» (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

    Французские романтики – Шатобриан, В. Гюго, П. Мериме, Жорж Санд, польские – А. Мицкевич, американские – Ф. Купер, Г. Лонгфелло и др.

    Русские литераторы-романтики

    В России романтизм получил развитие после Отечественной войны 1812 г. из-за отказа Александра I от либерализации общественной жизни, начала реакции, предания забвению заслуг перед отчеством целой плеяды героев. Это послужило толчком к появлению произведений, рисующих сильные характеры, бурные страсти, конфликты. В этот значимый период для русской культуры появилась литература, использующая новые художественные средства. Так что такое романтизм в литературе? Это наибольшее развитие таких жанров как баллада, элегия, лирико-эпическая поэма, исторический роман.

    Черты романтизма проявляются в творчестве В. Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведения Лермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

    Романтизм в музыке и живописи

    Что такое романтизм в музыке? Это отображение мира душевных переживаний, стремления к идеалам посредством сказочных и исторических образов. Отсюда развитие таких жанров как симфоническая поэма, опера, балет, песенного жанра (баллада, романс).

    Ведущие композиторы-романтики – Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, А. Дворжак, Р. Вагнер и др. В России – М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов. В музыке романтизм продержался до начала ХХ в.

    Для романтической живописи характерна динамичность композиции, ощущение движения, насыщенный колорит. Во Франции это Жерико, Делакруа, Давид; в Германии – Рунге, Кох, стиль бидермейер. В Англии – Тёрнер, Констебл, прерафаэлиты Россетти, Моррис, Бёрн-Джонс. В русской живописи – К. Брюллов, О. Кипренский, Айвазовский.

    Из этой статьи вы узнали, что такое романтизм, определение этого понятия и его основные черты.