Каким был настоящий Ной? Место, где ной построил свой ковчег

Кратко о статье: Как известно, Ковчег был построен любителями, а профессионалы сконструировали «Титаник». Может быть, судно-заповедник библейского Ноя - и не самый известных из бороздивших мировой океан кораблей, зато мотив потопа и спасения человечества возникает чуть ли не во всех мифологиях мира. А полвека назад в Турции нашли то, что при желании можно принять за остатки Ковчега... Так все-таки легенда или история? Читайте в «Машине времени»!

КОРАБЛЬ ЖИЗНИ

ЛЕГЕНДА О НОЕВОМ КОВЧЕГЕ

Правда необычнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в рамках правдоподобия, а правда - нет.

Марк Твен

Древнегреческий «Арго», немецкий линкор «Тирпиц», реконструированный плот индейцев «Кон-Тики», печально известный «Титаник», героический «Варяг», и «Черная жемчужина» из «Пиратов Карибского моря» - имена этих кораблей вошли в историю и не требуют особых пояснений. Однако самый известный в мире корабль был построен тысячи лет назад. О нем вспоминают нечасто. Он был крупнее большинства вышеназванных «знаменитостей» и, если верить легенде, именно благодаря ему мы с вами смогли появиться на свет.

«Ноев ковчег» - понятие, которое ассоциируется с чем-то невероятно далеким и старым. На слух его можно спутать с «Ковчегом Завета» - проще говоря, переносным саркофагом, в котором хранились каменные скрижали Моисея с десятью заповедями. В том, что корабль назвали «ковчегом», нет ничего странного: ведь он был призван сохранить величайшую ценность на Земле - жизнь. Что такое «Ноев ковчег» глазами современного исследователя? Какие факты могут быть скрыты в запутанных библейских текстах?

Очищение

Эта история рассказана в Ветхом Завете (шестая глава Книги Бытия). Через некоторое время после того, как люди были изгнаны из Эдема, человеческий род пал жертвой множества пороков. Бог решил очистить его от скверны, причем сделать это в буквальном смысле слова - при помощи воды. Единственными на всей планете людьми, заслуживавшими спасения, было семейство патриарха Ноя.

По предельно точным инструкциям Бога Ной построил корабль огромных размеров и посадил на него свою жену, сыновей - Сима, Иафета и Хама вместе с их женами, а также пары разного пола «от всякой плоти» - 7 пар чистых животных, 7 пар нечистых и 7 пар птиц (некоторые переводы Библии не упоминают числа 7, а говорят просто о животных и птицах). Кроме того, на борт были взяты продукты и семена растений.

Ной вышел из ковчега и устроил Богу жертвоприношение (в Библии не уточняется, откуда он брал жертвенных животных - вероятно, в ход пошли те же «счастливцы», которых он спас). Увидев праведность Ноя, Бог пообещал больше не изничтожать род человеческий, «поскольку все зло от юности его», а также снабдил людей первым Заветом.

Человечеству теперь предоставлялось право пользоваться природой по своему усмотрению, однако не есть никого живьем («плоти с душой, кровью ее не ешьте»). Бог также установил простейший принцип «не убий» (кровь за кровь), и закрепил свой Завет радугой, появившейся в облаках.

Чертежи ковчега

Бог велел Ною построить ковчег из дерева гофер . Что это такое - неизвестно. В Библии данное слово употребляется только один раз. Можно предположить, что оно произошло от древнееврейского «кофер» - смола. Вероятно, ковчег был сделан из некоего дерева, обработанного смолой.

Исследователи считают, что в древности в средиземноморском регионе наиболее популярным корабельным материалом был кипарис. Его использовали и финикийцы, и даже Александр Македонский. Он популярен среди конструкторов лодок даже в наши дни, ведь кипарис хорошо сопротивляется влаге и гниению.

Проектные данные ковчега были детально описаны Богом. Судно имело 300 кубитов в длину, 50 в ширину и 30 в высоту. Внутри имелось две дополнительных палубы - ковчег был «трехэтажным». Несмотря на подобную аккуратность, точные размеры ковчега определить сложно. Дело в том, что Библия не сообщает, какой именно кубит имеется в виду. Если измерять ковчег египетскими кубитами, то он был 129 метров в длину, 21,5 метра в ширину и 12,9 метра в высоту.

Получается, ковчег не достигал даже половины длины суперлайнера «Королева Мария 2» (345 метров) - крупнейшего лайнера на Земле, однако для своего времени корабль Ноя был не просто супергигантом, а чем-то вообще невероятным и немыслимым. Если измерять его в шумерских кубитах, то ковчег будет еще больше: 155,2х25,9х15,5 метра.

Соотношение длины и высоты ковчега (6 к 1) до сих пор используется кораблестроителями как оптимальное. Оно придает кораблю максимальную устойчивость (в отличие от кубического ковчега вавилонян, описанного в «Эпосе о Гильгамеше»).

Художники обычно изображают ковчег как очень большой корабль (скорее даже мега-лодку) традиционной конструкции с одинаковыми по форме носом и кормой. Иногда на него помещают нечто вроде здания - вероятно, потому, что иудейские тексты используют в описаниях ковчега слово «тебах» (коробка), - но чаще всего верхняя палуба ковчега открыта, что абсолютно не соответствует действительности, особенно учитывая 40-дневный дождь, под которым он плавал.

В Библии сказано, что ковчег имел дверь в одном из своих бортов, а также окно на крыше. Древнееврейское слово «цохар» (окно) буквально означает «отверстие для света». Имело ли оно ставни от дождя, служило ли как вентиляционная шахта - неизвестно. Бог велел «в кубит свести его вверху» - то есть диаметр окна был около полуметра.

Другой Ной
  • Скептики шутят, что Ноев ковчег был плавучим роддомом. За 150 дней наводнения на судне должно было появиться множество новых животных (к примеру, беременность крольчихи длится около 30 дней).
  • Согласно иудейской мифологической традиции, на ковчеге Ноя был еще один пассажир - великан Ог, король племен аморитов из Аравии. Он сидел на крыше судна и регулярно получал от Ноя еду через окно.
  • Англиканский архиепископ Джеймс Ашер (1581-1656) определил, что всемирный потоп произошел в 2348 году до нашей эры. Подсчеты других церковных хронографов выдавали похожие даты, например, 2522 год до нашей эры.
  • Тысячи лет спустя после потопа Иисус Христос говорил о Ное как о реальном историческом персонаже, и приводил его своим ученикам в пример (Евангелие от Матфея, 24:37-38; от Луки, 17:26-27; первое послание Петра, 3:20).

«За» и «против»

История о том, как Бог разочаровался в человечестве и решил уничтожить всех людей, кроме Ноя и его семьи, сама по себе весьма непроста и щекотлива. Атеисты критикуют ее, оперируя вопросами морали. С другой стороны, ветхозаветное видение Бога (Яхве) радикально отличается от христианских норм.

Следует иметь в виду, что Бог, описанный в первой половине Библии - это не добрый старик с длинной белой бородой, сидящий на облаке. С современной точки зрения он может вести себя крайне жестоко, однако для тех времен и условий это было едва ли не нормой.

Старинная карта, на которой обозначено место стоянки ковчега.

Историческая достоверность сведений о всемирном потопе до сих пор вызывает горячие споры. С одной стороны, Библия дотошно описывает хронологию этого события, а современная наука накопила достаточное количество сведений о том, что такие катастрофы действительно имели место - причем не один раз.

С другой стороны, глобальные наводнения, подходящие под библейский масштаб, происходили миллионы лет назад - в те времена, когда доисторические обезьяны даже еще не слезли с деревьев. Зафиксировать всемирный потоп в памяти неразумных предков на миллионы лет - задача нереальная, если, конечно, не предполагать существование некоей прото-цивилизации людей и не обращаться к теориям о вмешательстве инопланетян в нашу эволюцию.

В прежние времена и поныне подавляющая часть человечества живет вблизи от воды - океанов, морей или крупных рек. Так как за несколько тысяч лет до нашей эры на Земле не происходило ни одного наводнения планетарного масштаба, можно предположить, что локальные, местные потопы могли рассматриваться определенными культурами в ограниченной географической перспективе - то есть как «всемирные».

Великие цивилизации древности - Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон - существовали на регулярно затопляемых равнинах. Это может объяснить удивительное единодушие мифов, возникших в разных концах света и рассказывающих о некоем герое, который чудесным образом спасся от всемирного потопа.

И, наконец, еще одна популярная трактовка мифа о потопе - это метафора. Гибель и возрождение человечества - вымышленный (или отчасти вымышленный) сюжетный прием, имеющий вполне четкую нравственно-воспитательную функцию, а потому универсальный как для Китая, так и для Южной Америки.

Из Книги Бытия следует, что до потопа люди жили 700-900 лет, однако после потопа продолжительность жизни резко снизилась примерно до века. Сторонники реальности потопа объясняют это двумя причинами: генетические дефекты, неизбежно возникающие из-за перекрестных браков между потомками семьи Ноя (всего 8 человек), а также ухудшение условий жизни из-за экологических последствий наводнения.

Самая болезненная тема мифа о потопе - количество животных, которые следовало взять на борт корабля для воспроизведения фауны Земли. Современная биология насчитывает тысячи видов живых существ - все они попросту не могли бы поместиться в ковчег. Существуют и другие загадки - как все они смогли выжить 150 дней вне естественной среды обитания? Болезни, агрессивность животных по отношению друг к другу, вопросы питания хищников свежим мясом во время и первые дни после наводнения - все это вызывает очень большие сомнения в необходимости буквального истолкования «вселенского потопа».

Каким образом разные виды спасенных животных оказались на разных континентах? Сумчатые характерны только для Австралии, а, например, лемуры - только для Мадагаскара и ближайших островов. Поднятие уровня моря обязательно привело бы к засолению пресных водоемов, а это погубило бы почти всех их обитателей. И, наконец, большинство растений не пережило бы затопления и лишения солнечного света на 150 дней.

Сторонники мифа имеют свои возражения. Во-первых, из всех классифицированных ныне видов живых существ около 60% составляют насекомые, которые не требовали бы много места на судне. Во-вторых, библейская терминология («всякой твари по паре») допускает, что в ковчег брались не «виды» животных, а наиболее распространенные представители их отрядов или даже семейств. Общее количество «пассажиров» тогда бы составило лишь несколько сотен.

Хищников можно было кормить сушеным мясом или пойманными морскими обитателями (рыба, черепахи). Как показывает практика, пресная вода может долгое время «дрейфовать» отдельным слоем в соленой, не смешиваясь с ней. И, наконец, многие виды семян растений способны впадать в «спячку» на долгие месяцы и даже годы, переживая неблагоприятные периоды.

Животные покидают ковчег.

Истории о всемирном потопе повторяются в мифах разных народов - почти в каждом из них есть свой ковчег и свой Ной. У вавилонян («Эпос о Гильгамеше») это бессмертный Утнапиштим, предупрежденный богом Энки о предстоящем наводнении и построивший огромный корабль (людей было решено утопить лишь потому, что они сильно шумели и мешали спать богу воздуха Энлилю). В шумерской культуре бог Хронос точно так же предупредил человека по имени Зиусудра, чтобы тот создал себе корабль и погрузил на него свою семью и по паре каждого животного.

Древние греки верили, что однажды Зевс решил утопить людей золотого века, а Прометей, узнав об этом, научил своего сына Девкалиона сделать судно. После потопа Девкалион со своей женой Пиррой пристал к горе Парнас. По наущению богов они стали кидать за спину камни. Те, что были брошены Девкалионом, превращались в мужчин, а Пиррой - в женщин.

В норвежской мифологии ледяной гигант Бергельмир и его жена были единственными из своего рода, кто смог пережить смерть родоначальника великанов Имира. Бог Один со своими братьями убил его, и кровь гиганта залила землю. Бергельмир с супругой забрались в пустой ствол поваленного дерева, выжили в этом потопе и возродили расу ледяных великанов.

Верховное божество инков - Кон Тики Виракоча - однажды решил устроить людям, жившим вокруг озера Титикака, знаменательное событие под названием «Уну Пачакути», то есть великий потоп. Выжило только двое, причем вместо корабля их убежищем были замурованные пещеры.

По верованиям майя, бог ветра и огня Хуракан (считается, что от него пошло слово «ураган») затопил всю землю после того, как самые первые люди разгневали небожителей.

Китайский правитель Да Ю («великий Ю») в свое время провел 10 лет, работая вместе с богиней Нувой над починкой прохудившегося неба - из которого все время шел дождь, вызвавший сильный потоп.

* * *

Неожиданный всплеск интереса к ковчегу Ноя произошел в 1956 году, когда капитан турецких ВВС Ильхам Дурупинар, облетая окрестности горы Арарат, заснял на фото некий скальный объект, подозрительно напоминающий древний корабль. Позднее по фотографии были сделаны замеры - «окаменевший ковчег» действительно имел в длину около 150 метров.

Он находится в месте, названном по имени летчика - Дурупинар, на высоте около 2 километров. Его «нос» смотрит точно на гору Тендюрек - как будто корабль действительно швартовался около ее вершины, а когда вода ушла, сполз вниз.

К сожалению, многочисленные экспедиции и новые аэрофотоснимки (были задействованы даже американские шаттлы и военные спутники) показали, что это всего лишь скала необычной формы - хотя в нее действительно были вмурованы ракушки, свидетельствующие о былом присутствии воды.

Но современные «Индианы Джонсы» не унывают: существуют теории, согласно которым древесина корабля могла минерализоваться, превратившись в скалу, а внутренние помещения ковчега постепенно заполнились бы смесью льда, глины и камней, создав иллюзию обычной горной породы.

Существовал ли ковчег Ноя? Вероятно, мы с вами об этом так и не узнаем. Вообще, ему вовсе не обязательно существовать в действительности - эта легенда настолько стара и наделена такой внутренней силой, что уже попросту неотделима от общечеловеческой культуры, и в каком-то смысле гораздо более реальна, чем многие другие истории далекой древности.

, Быт. 6 - 9.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом » (Быт. 7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. » (Быт. 8:4,5)

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

Форма и размеры ковчега

Основным источником описания Ноева ковчега является Быт. 6:14-16.

Единицей измерения размеров в Библии при описании Ноева ковчега является «локоть». 1 царский египетский локоть = 52.375 см.

Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (157 м); ширина 50 локтей (26 м), а высота 30 локтей (15 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег с боку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим. Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер » и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.

Длительность строительства ковчега

В возрасте 500 лет Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иофета. Ко времени окончания строительства, Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500 летия Ноя Быт. 5:32.

Согласно гипотезе, по которой под библейским годом понимается лунный месяц, ковчег строился приблизительно 100*29,5/365,25=8,08 лет . Голландец Джоан Хьюберс построил в пять раз меньшую репродукцию Ноева Ковчега за 2 года . Данная гипотеза опровергается некоторыми библеистами на том основании, что в случае если под библейским годом понимается лунный месяц, некоторые из предков Ноя должны были родить своих детей ещё в детстве. Если же принять точку зрения некоторых библеистов, то Конец света уже был около 300-х лет тому назад.

Поиски ковчега Ноя

В 275 году до н. э. о корабле на Арарате упоминал вавилонский историк Берос .

Примерно с начала IV века время от времени предпринимались попытки найти остатки Ноева ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, ковчег пристал к земле по окончании потопа. В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки.

В конце XV века знаменитый путешественник Марко Поло писал, что «обломки ковчега ещё видны на вершине Арарата».

В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашёл останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.

В русскоязычной прессе популярен рассказ о русском военном лётчике лейтенанте Владимире Росковицком эмигрировавшем в Америку, который во время Первой мировой войны в 1916 г., пролетая над г. Арарат, увидел остов и предположил, что это Ноев ковчег. Лётчик зарисовал увиденное и написал рапорт. Годом позже воздушные силы Российской империи якобы послали экспедицию из 150 человек с Росковицким на г. Арарат, которая нашла Ковчег и сделала множество фотоснимков Ковчега, но из-за революции 1917 г. отчёт будто бы попал к Троцкому , который его уничтожил (в приводится фотография «части Ковчега» в виде большой почти прямоугольной коробки, по утверждению публикаторов, сделанная экспедицией Росковицкого). Документальных свидетельств находки, как и существования лётчика с такой фамилией, кроме статьи сына лётчика в журнале «Техника - молодёжи », не найдено.

Фотография Дюрупинара, сделанная турецким лётчиком в 1957 г.

Фотография экспедиции Рона Уайетта

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия . Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат , в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Дюрупинар, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту , американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, некоторые археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно, хотя других масштабных археологических исследований в этом районе не проводилось. В 1987 году совместно с администрацией района в этом месте был построен небольшой туристический центр.

Существует ещё несколько районов, которые различные организации, занимающиеся поиском ковчега, считают его потенциальным местонахождением. Так Bible Archaeology Search and Exploration Institute (BASE), фундаменталистская американская организация, считает, что останки ковчега надо искать в Иране. Снаряжённая ей в июле 2006 г. экспедиция в Эльбурсские горы по возвращении заявила, что видела на высоте около 4500 метров объект, размеры которого совпадали с указанными в Библии. Никто из членов экспедиции не является профессиональным геологом или археологом.

В литературе

См. также Ной
  • Кобо Абэ . «Ковчег „Сакура“». (1984) Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский , «Мистерия-буфф». Ковчег - одно из мест действий, наряду с раем, адом и землей обетованной.
  • Джеральд Даррелл . «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове» . Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.

В живописи

Примечания и источники

Ссылки

  • Статья «Ноев ковчег » в Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ноев Ковчег" в других словарях:

    Род раковины в Средиземном море. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. НОЕВ КОВЧЕГ Род раковины в Средиземном море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Казалось бы, простое дело. Известно последнее пристанище ковчега, где было «каждой твари по паре» - гора Арарат. Пойди и посмотри, есть ли там корабль. Но поначалу этого-то сделать было нельзя - восхождения на священную вершину были строжайше запрещены…
Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Фридрихом Парро.

Но при первом восхождении альпинист меньше всего задумывался о Потопе. Зато спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1876-м лорд Брайс на высоте 13 тыс. футов (4,3 км) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 м). В 1892-м архидиакон Нури, один из главных священников Халдейской церкви, наконец- то впервые вместе с пятью сопровождающими обнаружил «большое деревянное судно» вблизи вершины! (журнал «Английский механик», 11.11.1892).
В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих… (журнал «Крисчен геральд», август 1975 года).
В 1916 году бесстрашный русский фронтовой пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата (тогда эта местность входила в состав Российской империи) с аэроплана «лежащее большое судно»! Немедленно снаряженная царским правительством (несмотря на войну!) экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована… По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к сожалению, ее результаты были надежно потеряны в Петрограде 1917-ю, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками…
Летом 1949 года к «ковчегу» отправились сразу две группы исследователей.

Первая, из 4 миссионеров во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение» («Монд», 24.09.1949). Зато вторая, состоящая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди юго-восточнее Севана («Франс- Суар», 31.08.1949). Правда, согласно местным легендам, вблизи этого места часто наблюдались видения в виде ко- рабля-призрака, покрытого слоем грязи. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно (или призрак?) размером 500 х 80 х 50 футов (165 х 25 х 15 м) с костями морских животных и рядом могилу Ноя. Однако через 3 года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного.
Холодным летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал 6 весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающий с горного уступа лед. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а спустя 9 лет после его смерти исчезли все оригиналы снимков… Зато в печати появились фотографии с ясно различимыми очертаниями судна, сделанные из Космоса! («Дейли телеграф», 13.09.1965).
В 1955 году Фернану Наварре удается отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. Проведенный в США радиоуглеродный анализ определил возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет! (Ф. Наварра. Ноев ковчег: я его трогал, 1956, 1974).
Вслед за ним на Арарат отправляется Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не находит. Семидесятилетний «бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за 3 года 7 безуспешных восхождений, во время одного из них ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Владелец отеля в Дугобаязите у подножия Арарата Фархеттин Колан участвовал в качестве проводника в нескольких десятках экспедиций. Но чемпионом среди «ковчегоманов» по праву является Эрил Каммингс, который с 1961 года совершил 31 восхождение!
Одним из последних совершил свои 5 восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000- 5000 лет («Сан-Франциско экзаминер», 29.06.1974).
История всех экспедиций (официальных по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений. Сейчас там в связи с потеплением международной обстановки все настойчивее звучат голоса за снятие этого запрета. Так что остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании новых исследователей.
Впрочем, описание в Библии Всемирного потопа, продолжавшегося около года 5 тысяч лет назад, является далеко не единственным упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания 7-дневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир (высотой 400 м) в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Утнапиштим - голубя и ласточку. Похожими были и способы строительства ковчегов. Кстати, аналогичные повествования встречаются также у аборигенов Южной и Северной Америки, в Африке и Азии.
Исследования Уайетта
Анестезиолог Рональ Элдон Уайетт полностью посвятил себя поискам и исследованиям останков библейского Ноева ковчега.
С 1977 года он стал организатором нескольких экспедиций в Турцию и создал организацию “Археологические исследования Уайетта” (Wyatt Archeological Research), для того чтобы популяризировать эти исследования.
Уайетт доказал, что этот корабль – дело рук человека, и является тем самым легендарным ковчегом Ноя. Также ученый проделал колоссальную работу: собрал множество свидетельств, заснял на фото и видео проведенные работы, а в авторитетных научных лабораториях сделал анализ взятых образцов.
С 1977 по 1987 года Рональдом было совершено 18 экспедиций на место нахождения ковчега. И в результате этого Уайеттом был сделан вывод – Ноев ковчег найден!

Останки ковчега
В 1978 году в Турции произошло землетрясение, которое привело к опадению почвы, скрывавшей судно. Таким образом окаменевшие останки корабля оказались на поверхности. Вокруг всего ковчега можно было заметить углубления, которые напоминали распадающиеся реберные балки (шпангоуты). Также просматривались горизонтальные балки поддержки палубы. Длина корабля – 157 метров (515 футов).
В Кноксвилле, штат Теннесси, был проведен минеральный анализ проб грунта, взятого возле ковчега. Пробы, которые взяли из трещины, показали 4,95% содержания углерода, это показывает, что когда-то там присутствовала живая материя – сгнившая или окаменевшая древесина.
Землетрясение причинило раскол объекта от носа до самой кормы, что позволило ученым брать на пробы материалы ковчега с любой глубины из трещины ковчега.
В 1986 году был применен новый метод исследований –сканирование поверхностным радаром. Рональд Уайетт и Ричард Райвес сделали мини-раскопки на ковчеге. Они расчистили секцию корабля, которая была сильно разрушена. Там находились реберные балки (шпангоуты). Удалив скрывающую ковчег землю, они увидели разницу в цвете между более темным грунтом и более светлыми балками. Этот процесс был снят на видеопленку.

Поток лавы
Есть предположения, что во время извержения вулкана ковчег двигался в потоке лавы, и делал это он боком вниз по склону горы. Эта лава и затопила корабль. Они и расколола ковчег, прижав его к огромному известняковому выступу. В результате весь ковчег был охвачен лавой. Теорию подтвердили сканирования, которые показали пустоту по всей длине корпуса.
Рон нашел “странные камни”, находящие в самом нижнем отделении ковчега, в его оторванной части. Он предположил, что это был материал балласта корабля. В результате раскола корабля, большое количество балласта выпало наружу, а другая часть осталась внутри.
Материал, который был использован в роли балласта, не оказался обычным камнем, так внешне напоминал отходы металлургического производства. Позднее анализы подтвердили, что балласт не являлся природного происхождения.

Заклепки из металла
Пробы грунта внутри ковчега показывали высокое содержание железа. Турецкими же властями было отказано в проведении раскопок. Поэтому в 1985 году Рон Уайетт, Дейв Фассолд и Джон Баумгарднер выполнили обследование металлоискателями глубокого проникновения. Результат просто поразил! Металлоискатели отреагировали очень упорядоченно. В эти места поместили камни, потом соединили их лентой. В этом просматривалась внутренняя структура корабля.
Также металлоискатели обнаружили тысячи заклепок из металла, с помощью которых был скреплены деревянные конструкции корабля. Это позволяет предполагать, что при постройке ковчега использовали как деревянные, так и металлические детали. В образцах были обнаружены титановые сплавы. Титан известен как металл, который имеет огромную прочность, легкий вес и высокую сопротивляемость коррозии. И, что самое интересное, человек освоил металлургическое производство титана лишь в 1936 году!
Каменные якоря
В 1977 году во время первой экспедиции в районе нахождения ковчега были обнаружены очень большие камни. Они были сходны по форме и конструкции с якорными камнями, которые были найдены археологами в Средиземноморье. Но камни, который нашел Рон, были намного больше!
Это тип плавучих якорей, которые постоянно находят на дне Средиземного и других морей. Их часто использовали на суднах в древние времена, чтобы судно находилось в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам и было стабильно.
Древесина палубы
Турецкие власти признали результаты исследований Рональда Уайетта и его команды. 20 июня 1987 года состоялось официальное открытие “Ноева ковчега”. На событии присутствовали официальные лица и журналисты.
После церемонии губернатор попросил Уайетта совершить сканирование участка. Неожиданно Рональд отметил специфическое чтение после нескольких проходов радаром. Место начали рыть и был обнаружен объект длинной около 45 см, который назвали“древесиной палубы”.
Журналисты засняли процесс раскопок древесины, и позднее показали на телевидении в Турции. Образец увезли в США на исследования. Лабораторный анализ древесины проводили в Галбрейской лаборатории в Кноксвилле, штат Теннесси. Весь процесс анализа был снят на камеру.

Результаты анализов показали, что этот образец – бывшая органика. К тому же на этой древесине отсутствовали годичные слои, которые обычно возникают при изменении питания во время смены сезонов. Это можно объяснить особенностью климата до потопа. В Библии написано, что после потопа Господь сказал:“Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся” (Бытие 8:22).
Корень арамейского слова, которое схоже по смыслу с еврейским словом “дерево гофер”, означает клееная древесина (слои деревянных плит склеивают вместе один с другим, обеспечивая тем самым дополнительную прочность). После исследований разреза, стало очевидно, что эта часть настила палубы точно была клееной древесиной.
В качестве клея использовали смолу, остатки которой в окаменелом виде и дошли до наших времен. Тем самым метод соединения конструкций, который использовал Ной для того, чтобы построить ковчег, включал в себя склеивание трех отдельных слоев древесины для прочности.
Без особой огласки
Почему же об этом открытии умалчивают? Ведь есть очевидные доказательства. Можно сделать вывод, что мир не желает признавать, что ковчег действительно найден, тем самым придется признать, что Библия, Слово Божье, говорит правду. Следовательно и жить надо по-другому.
Одна австралийская съемочная группа посетила место, где был найден ковчег. Но она не стала снимать результаты исследований металлоискателями, которые совершались на их глазах. Они предпочли снимать то, что считали послужит для дискредитации нахождения ковчега.
Можно отрицать истину, но от этого она не перестанет существовать…и рано или поздно с ней все равно придется считаться…
“Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Отцом Ноя был Ламех, имя его матери неизвестно. Согласно Библии, когда Ною было пятьсот лет, он родил Сима, Хама и Иафета.

Ноев Ковчег.

Ной был праведным и верующим человеком, за что был избран Богом в качестве строителя ковчега, в котором должны были спастись все, кто восстановит род людской после Всемирного потопа – Божьей кары за грехи человечества. Бог дал Ною точные указания по поводу строительства ковчега и о том, как именно снарядить его в долгое плавание. Перед потопом Ной взял по паре каждого вида животных, а также по семь пар тех животных, которых можно было приносить в жертву. Из людей в ковчег вошли сам Ной, его жена и трое сыновей со своими женами. После этого начался дождь, какого не было никогда ни до, ни после. Через 40 дней ковчег поплыл. Все живое вне ковчега погибло. Ковчег плавал 150 дней до того, как вода начала убывать. После 8го месяца путешествия Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся на ковчег. Затем ной выпускал голубя, вначале голубь вернулся ни с чем, затем принес масличный лист, а на третий раз и вовсе не вернулся, это свидетельствовало о том, что суша снова стала пригодной для жизни. Ной покинул ковчег приблизительно через год от начала потопа.

Завет Ноя с Богом.

Считается, что Ной покинул Ковчег у подножья Араратских гор, после чего сразу принес жертву Богу в благодарность за спасение его и его семьи. Бог же в свою очередь пообещал никогда не опустошать землю потопами и благословил Ноя и его потомков (грядущее человечество). Бог дал потомкам Ноя ряд заповедей:

  • Плодиться и размножаться,
  • Обладать Землей,
  • Повелевать животными и птицами,
  • Кормиться от земли,
  • Не проливать кровь человеческую.

Знамением завета Бога стала радуга, которая воссияла на небесах.

Жизнь Ноя после потопа.

Согласно Библии, после потопа Ной стал возделывать землю и посадил виноградник. Ной считается первым виноделом на Земле. Однажды, выпив вина, Ной лежал обнаженным в своем шатре. Его сын Хан с сыном Хааном вошли в шатер и увидели обнаженного спящего Ноя. Ничего не предприняв они поспешили рассказать об этом сынам Ноя Симу и Иафету, те же не глядя на отца, прикрыли его наготу одеждами.

Проснувшись, Ной прогневался на сына своего Хана и особенно на внука Хаана за непочтение. Ной проклял Хаана и всех потомков его, наказав им быть рабами у братьев своих. Имя сына Ноя Хама стало нарицательным.

Согласно Библии, Ной прожил еще 350 лет после потопа и умер в почтенном возрасте в 950 лет.

После Ноя.

Потомки Ноя считаются родоначальниками всего человечества. Как мы уже знаем, Ной имел трех сыновей, которые стали родоначальниками разных народов.

Потомки Сима — это евреи, арабы и ассирийцы.

Потомки Хама – народы Северной и Восточной Африки и Южной Аравии в т.ч. египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне, сомалийцы, берберы и др.

Потомки Иафета заселили Европу. Сыны Иафера стали родоначальниками племен и народов русь, чудь, югра, литва, ливы, ляхи, пруссы, варяги, готы, англяне, римляне, немцы, финно-угры и пр. От Иафета произошли также народы Кавказа.

Образ Ноя в Христианстве.

Ной служит прообразом нового человечества. Он – предвестник Христа. Спасение Ноя во время Великого потопа предвосхищает таинство крещения. Ноев ковчег – прообраз Церкви, спасающей тех, кто жаждет спасения.

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев».

Многих интересует вопрос «Сколько лет строил Ной ковчег?» Попробуем разобраться. Многие считают, что на строительство этого сооружения ушло 120 лет. Этот срок взят из 6-й главы Библии, в которой подробно описываются постройка ковчега и история Ноя.

Кто же такой Ной и для чего он построил свой ковчег?

Ной - один из прямых потомков Адама. Когда он приступил к постройке своего сооружения, ему исполнилось 500 лет. У него родились 3 сына - Сим, Хам и Иафет. Все они были погодками. Ученые сходятся в версии, что он не хотел иметь детей, так как знал, что наступит конец света. Но все же по велению Господа был вынужден жениться.

Именно Ной был единственным, кто вел праведную жизнь и снискал у Господа милостыню. Он был выбран Всевышним для того, чтобы после потопа в мире возродилась жизнь.

Господь Бог считал, что люди погрязли в своих грехах. Наказанием для людей должно было быть их полное уничтожение. Он обрушил на землю очень много воды. Под ее волны ушло все живое.

В живых осталось только семейство Ноя. Эта милость была послана ему Богом в виде так называемой инструкции:

  1. Бог в подробностях разъяснил Ною, как возвести ковчег, чтобы он не ушел под воду и не дал течь.
  2. Рассказал, что взять с собой на корабль, чтобы выжить и не умереть с голоду.
  3. Велел взять с собой жену и сыновей с их женами, а также каждой твари по паре.

Конечно, Господь Бог мог бы помочь Ною, и тот построил бы ковчег всего за несколько дней. Но все же Всевышний надеялся, что люди одумаются и придут просить прощения за свои прегрешения. Тогда бы он своей милостью оставил жизнь на земле. Однако грешники не торопились идти каяться.

Ной также предупреждал их о грядущем конце света. Он посадил деревья, которые позже были использованы в качестве материала для корабля. Вся подготовка и строительство длились долгие 120 лет, и ни одна живая душа не послушала советов и не повернулась к Богу.

Больше месяца длилось наводнение. Только после 40 дней ковчег вынырнул на поверхность. Воды было столько, что из нее торчали только верхушки затонувших гор. Спастись любому живому существу было нереально.

150 дней держалась вода, затем начала убывать. Ковчег прибило к горе Арарат. Но лишь спустя 9 месяцев Ной заприметил верхушки гор, и только через 40 дней он отправил на волю ворона, однако тот вернулся, не найдя суши. Еще трижды он выпускал голубя, и только на 3-й раз птица не возвратилась назад. Значит, теперь можно было выходить на сушу.

После такого конца света на земле в живых осталась только семья Ноя. Чтобы Господь больше не наказывал его потомков, Ной принес жертвенные дары. И Всевышний пообещал, что больше никогда не будет наказывать людей полным истреблением. Он благословил всё живое на этой земле и заключил с Ноем соглашение. Символом этого является радуга, которая появилась в знак того, что вода больше не сможет уничтожить человечество.

Нужно было начинать новую жизнь. Основным занятием Ноя стало земледелие. Он посадил множество виноградников и изготовил первое вино.

Отсюда идет еще одна легенда. Однажды Ной, напившись вина, лежал голым в шатре. Когда это увидел Хам, он посмеялся над отцом и рассказал обо всем братьям. Но те укрыли отца и осудили брата. Ной же проклял весь род Хама.

После потопа Ной трудился еще 350 лет и скончался, когда ему исполнилось 950 лет.

Ной дал начало жизни всем народам, которые живут на Земле. Это потомки его сыновей: Хама, Иафета и Сима. Именно праведная и благочестивая жизнь Ноя способствовала тому, что мы с вами живем.

Теперь вы знаете ответ на вопрос «Сколько лет строил Ной свой ковчег?» Господь дал много времени для того, чтобы люди смогли одуматься и перестать совершать греховные дела. Целых 120 лет люди смеялись и глумились над человеком, которому была уготована участь стать праотцом современного человечества.