Какие особенности творчества Есенина

Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: «Чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Какие только воплощения и перевоплощения ни происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягненка, в желтого ворона, медведя, жеребенка, пастушеский рожок, лошадиную морду и т. д. и т. п.

Один из исследователей подсчитал: «Есенин дал русской поэзии свыше полусотни незабываемых образов месяца-луны, ни разу не обмолвившись эпитетом». Он же назвал есенинский образ «сказочным оборотнем». Однако оригинальность Есенина не просто в густой метафоричности и даже не в неожиданности фигуральных определений мысли, тем более что многие из этих необыкновенных «имажей» на самом деле были заимствованы или могли быть заимствованы поэтом из книги А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» или из сборника Д. Садовникова «Загадки русского народа». Однако как бы хорошо мы ни знали, что образ, к примеру, краюхи-луны изобретен не Есениным, он все равно будет казаться рожденным на наших глазах и притом - невольно, именно так, как сказано поэтом: «И невольно в море хлеба рвется образ с языка: отелившееся небо лижет красного телка».

Сам Есенин разделил свои образы на три группы и так разъяснил этот разделительный принцип (в «Ключах Марии»):

* заставочный, или «уподобление одного предмета другому».
* Например - солнце это и колесо, и телец, и белка.

Корабельный, т. е. струящийся, развернутый, плывущий троп. По-есенинскому, как всегда, необычному, крайне индивидуальному определению, это есть «уловление в каком-нибудь предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывет, как ладья по воде».

Третий вид образа, самый сложный и самый, как выражался Есенин, «значный» - «ангелический», т. е. «пробитие из данной заставки или корабельного образа какого-нибудь окна». Момент очень важный, и, разъясняя его, Есенин бывал особенно настойчив. И Блоку говорил, что поэт должен «не присасываться как налим к отражению луны на льду, иначе луна убежит на небо», а «выплеснуться до луны». Та же мысль в’письме к Р. В. Иванову-Разумнику: «Слово… не золотится, а проклевывается из сердца самого себя птенцом».

От того, какой тип образа - заставочный или корабельный положен краеугольным камнем в стихотворении, зависит его композиционное устройство. Если фигуральность - локальна, «заставочная, если ее длины и «ухватистой силы» хватает лишь на одну строку или четверостишие, то стихотворение принимает вид стансов. Когда образ движется да еще и объединяет своим движением несколько стихотворений, его конечный «лик» (результат множества превращений и преображений) может стать невнятным, а стихотворение, вырванное из цикла, слишком уж загадочным.

Есенин писал в «Ключах Марии»:

* «В нашем языке есть много слов, которые как «семь коров тощих пожрали семь коров тучных, они запирают в себе целый ряд других слов, выражая собой иногда весьма длинное и сложное определение мысли. Например, слово умение (умеет) запрягло в себе ум, имеет и еще несколько слов, опущенных в воздух, выражающих свое отношение к понятию в очаге этого слова. Этим особенно блещут в нашей грамматике глагольные положения, которым посвящено целое правило спряжения, вытекающее из понятия «запрягать, то есть надевать сбрую слов какой-нибудь мысли на одно слово, которое может служить так же, как лошадь в упряжи, духу, отправляющемуся в путешествие по стране представления. На этом же пожирании тощими словами тучных построена вся наша образность, слагая два противоположных явления через сходственность в движении, она родила метафору:

* Луна - заяц,
* Звезды - заячьи следы».
Способ есенинского живописного соображения, когда он говорит не стихами, а прозой, столь резко индивидуален, что его нестихотворная речь вполне может показаться «косноязычной». По всей вероятности, по этой причине «Ключи Марии» и не пользуются особым доверием ни у читателей, ни у исследователей. И родилось это предубеждение не сегодня. Друг Есенина журналист Г. Устинов вспоминает, что однажды в редакции центральной «Правды» между Есениным и Устиновым, с одной стороны, и Пик. Ив. Бухариным, с другой, завязался спор - спорили о «Ключах Марии». Бухарин, расхохотавшись, как школьник, объявил, что у автора «вывихнуты мозги»: «Ваша метафизика не нова, это мальчишеская теория, путаница, чепуха. Надо посерьезнее заняться Марксом».

Присутствовавший при этом инциденте В. В. Осинский отнесся к великому «путанику» более снисходительно, согласившись, что нескладная и косноязычная «чепуха», при всей своей ненаучности, допустима все-таки как поэтическая теория - не для «серьезных людей», конечно, а для поэтов.

Действительно, в научном отношении «Ключи Марии» несостоятельны. Однако не почувствовав, что у вроде бы запутанной теории тот же родовой очаг, что и у поэзии Есенина, не поняв, что без этой подорожной те, кто вздумает отправиться в путешествие по стране есенинских представлений, никогда не доедут до цели - заплутаются сразу же, по пересечении пограничной полосы. А может быть, вообще не разглядят в уникальной стране ничего уникального, ничего не увидят, кроме растиражированных беллетристами от поэзии резеды да березок! Ведь каждый есенинский образ, любая его фигуральность заключают в себе сложное определение далеко не простой мысли. Это во-первых. Во-вторых, над каждым движением этой согласованности парит целый рой опущенных в воздух подробностей и оттенков ее корабельного струения…

Они-то и восполняют объем: вне «тучного» контекста и слово, и образ, и стихотворение в целом «тощеет» - становится беднее и смыслом, и выразительностью… Для того чтобы, допустим, расслышать сказанное, точнее, недосказанное в одном из самых популярных стихотворений Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», необходимо помнить, что на яблоню, и цветущую, и плодоносящую, поэт глядит как бы «двойным зрением»; это и реальное дерево, может быть, то самое - «под родимым окном», и образ души:

* Хорошо под осеннюю свежесть
* Душу-яблоню ветром стряхать…

В этих написанных в начале 1919 года стихах осенняя яблоня видится поэту не увядающей, безлиственной, а увенчанной плодами. Обилием творящего дара герой и любуется. Совсем иным чувством освещен тот же образ в стихотворении 1922 года:

* Не жалею, не зову, не плачу…
* Все пройдет, как с белых яблонь дым.
* Увяданья золотом охваченный

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту... было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

Поэзия Есенина живет потому, что в
ней читатель находит близкие ему
картины родной природы и милые сердцу
чувства большой, бескорыстной и
непроходящей любви к своей великой Родине».
И.С. Эвентов

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России - первую страницу новой истории человечества,

Поэзия Ксенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.

Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.

Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.

В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.

Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки» .

Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.

На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.

Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».

С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.

Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.

Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетическое принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма.

Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально-психологически отражает наиболее сложную эпоху общественной жизни. Вот какие общие выводы о поэзии Есенина можно сделать, читая некоторые его произведения. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, идя по пути революции, по пути коренных преобразований России. Он осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин - поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

профессиональное училище № 38

План

проведения открытого урока

Тема: С.А. Есенин. Раздел: Литература 20-х годов.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

методической комиссии зам. директора

общеобразовательных дисциплин по методической работе ПУ № 38

Протокол № ___ от «___»___________20__г. _______________/В. И. Симбирская

Председатель МК _____________/Л. В. Райтаровская

Разработал: преподаватель русского языка и литературы 1 категории ____________/Переверзева Ирина Петровна

План

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Тема № 2: С.А. Есенин Раздел № 3: Литература 20-х годов.

Тема урока № 1: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование интереса к художественному миру С. А. Есенина; неравнодушного отношения к поэтическому слову.

Обучающий аспект:

    создать условия для исследования художественных особенностей лирики С. А. Есенина

    определение смыслового значения понятия «художественное своеобразие»

    формирование навыка анализа лирического произведения, выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях

    овладение важными общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, находить и обрабатывать необходимую информацию)

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Развивающий аспект:

    создать условия для формирования эстетического представления о русском слове

    воспитывать культуру речи обучающихся; умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли

    развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

    содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыка групповой самоорганизации

    создать условия для совершенствования умений проводить анализ литературного текста, для развития мышления

    последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

Воспитывающий аспект:

    создать условия для формирования интереса к чтению, как средству познания человеческих чувств и мыслей

    воспитывать культуру чувств: любовь к прекрасному, к Родине

    способствовать развитию культуры общения, культуры взаимоотношений при работе в группах

    создать условия для вовлечения обучающихся в активную деятельность

    продолжить формирование у обучающихся позитивного отношения к учебной деятельности

Методическая цель: формирование способности обучающихся к самореализации.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский

Образовательные технологии:

    словесный – беседа, обмен информацией, ответы на вопросы

    наглядный – фотографии С. А. Есенина

    ИКТ – мультимедийная презентация

    практический – работа с текстом художественного произведения

    проблемно-поисковый – исследовательский

    коммуникативный – диалог, монолог, работа в творческих группах, работа в парах

    ролевой – анализ конкретной ситуации

    стимулирования – словесное поощрение

Планируемые образовательные результаты:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе

    умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по теме урока

    умение анализировать лирическое произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

    формулирование собственного отношения к поэзии С. А. Есенина, ее оценка

Интеграция литературы с:

    Историей: «Россия в начале 20 века»

    Русским языком: «Лексика. Стилистика»

Материально-техническое обеспечение:

    ПК с лицензионным программным обеспечением

    мультимедийный проектор

    презентация по теме: «Художественное своеобразие творчества С. Есенина»

    аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

    фрагмент аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

    технологическая карта урока

Ход урока:

    Организационный этап 1 мин

    Мотивация учебной деятельности

обучающихся. Постановка цели и темы урока 4 мин

    Актуализация знаний 5 мин

    Первичное усвоение новых знаний 5 мин

Постановка целей и задач урока

    Первичная проверка понимания 23 мин

    Первичное закрепление 4 мин

    Информация о домашнем задании 2 мин

    Рефлексия 1 мин

ЭТАПЫ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Организационный этап

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2

(на фоне музыки текст стихотворения)

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Слайд 4

(тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном отрывке из стихотворения Николая Брауна?

Конечно, Сергей Есенин… Это имя, как и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?

Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.

Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным.

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений – такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему в карту урока.

Слушают преподавателя.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

- Русского поэта – Сергея Есенина.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых – народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.

Слушают преподавателя, записывают тему урока в технологическую карту.

    Актуализация знаний

Слайд 5

(д/з)

Слайд 6

(вопросы)

Слайд 7 (о жизни поэта)

Слайд 8

(вопросы)

Слайд 9

(основные темы и мотивы)

Слайд 10

(вопросы)

Слайд 11 (тема урока)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?

- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в карту, задание №1, работаете в течение 2х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?

Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую классику, изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.

- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к стройности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

    Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 12

(вопрос/определение)

Слайд 13

(вопрос/схема)

Слайд 14

(проблемный вопрос)

Слайд 15

(цели урока)

Слайд 16

(задачи)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Верно.

В чем, как оно проявляется?

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать стихотворение по плану.

    Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. - Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.

Первичная проверка понимания

Слайд 17

(цель для групп/схема)

Слайд 18

(текст стихотворения/аудиозапись)

Слайд 19 (результаты исследований в таблице)

Слайд 20 (опережающее задание)

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.

Дает задание каждой группе и паре.

- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.

Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.

- Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.

1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?

2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?

3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?

1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?

2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?

- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?

- Результаты исследований представлены в таблице.

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.

Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.

Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Это стихотворение имеет философское содержание – размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках – «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» – и развязкой в последней строфе. Два природных образа – белых яблонь дым – и – кленовая листьев медь – образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов – смирения (не жалею, не зову, не плачу – будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет – все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины – он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека – увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения – это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.

- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику – увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива – процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь – ассонанс (звуки – э, и) и аллитерация (звуки – л, м, н) – для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.

- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке – не жалею, не зову, не плачу – автор применяет градацию – троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма – буйство глаз и половодье чувств – который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.

- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.

Записывают в технологическую карту свои наблюдения.

Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

    Первичное закрепление

Слайд 21 (проблемный вопрос/художественные особенности)

(аудиозапись романса)

Слайд 22 (тема/цели урока)

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

    Информация о домашнем задании

Слайд 23

(д/з)

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

- Мы завершаем наш урок. Сдайте технологические карты урока.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.

    Рефлексия

Слайд 24

(вопросы рефлексии)

Слайд 25

(спасибо)

Осуществляет рефлексию.

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Особенности творчества
«Патографическое изучение личности поэта представляет единственно правильный метод подхода к анализу его творчества... Фантазия поэта носила аутистический характер... К кабаку Есенин пришел вследствие своей психопатической малозащищенности, не приспособленности к реальной действительности, своему аутизму... Алкоголизм, по нашему мнению, придавая соответствующую окраску произведениям последнего периода творчества Есенина, не является в них чем-то самодавлеющим (за исключением лишь нескольких чисто алкогольных стихотворений). Алкоголизм лишь обнажает, всхлещивает основные конституциональные корни его поэзии. Аутистические тенденции усиливаются». (Гриневич, 1927, с. 82, 84, 90.)
«Поэма "Черный человек" дает нам, таким образом, ясную типичную картину алкогольного психоза, которым страдал Есенин. Этот типичный алкогольный бред со зрительными и слуховыми галлюцинациями, с тяжелыми состояниями страха и тоски, с мучительной бессонницей, с тяжелыми угрызениями совести и влечением к самоубийству... В этой "Москве кабацкой" отражается та своеобразная психика алкоголика, которая характеризуется явлениями, имеющими в основе притупление эмоционально-волевой сферы. Прежде всего бросается в глаза столь характерный цинизм алкоголиков... Есенин в "Москве кабацкой" отражает свою психику, где поэтическое творчество тесно переплетается с алкогольным цинизмом и с типичной
разнузданностью эмоционально-волевой сферы алкоголика». (Галант, 1926а, с. 118-119.)

«Сочетание инфантильных свойств характера, усиленных алкоголизмом и беспутным образом жизни, приводило к социальной дезадаптации и воспеванию ее (цикл стихотворений "Москва кабацкая"), колебаниям настроения, капризности, раздражительности, чрезмерной мнительности и ипохондричности. Постепенно произведения Есенина теряли эмоциональное разнообразие, преобладающий фон их настроения становился монотонно-депрессивным, диапазон переживаний сужался». (М.И. Буянов, 1995, с. 93.)
«Странности, чудачества, неожиданности, проказы, несомненная цель которых эпатировать, поразить любого, заставить от удивления открыть рот, проникают и в есенинский стих, и в результате появляются стихи типа строк в "Исповеди хулигана": "...Мне сегодня хочется очень / Из окошка луну обоссать".Или нарочитая, с бесшабашностью подчеркиваемая, не просто антирелигиозность, а явная кощунственность типа "Господи, отелись!" в "Преображении"... И необычайные, поражающие строки в стихах 1919-24 гг., можно думать, не столько oттого, что поэт пребывал в это время в имажинистской группе, сколько от свойственного человеку психологического настроя постоянно, всюду и везде, в том числе, конечно же, и в творчестве, "удивлять неожиданностями". Имажинизм же представил для этого новые, широкие возможности... Индивидуальный психический склад личности поэта прежде всего обусловил и его гениальность, и его противоречивость,и его стремление непременно "удивлять неожиданностями", и его неуемную тягу к фантазированию, и его стремление всегда, везде и во
всем быть первым». (Панфилов. 1996. с. 18-19, 28.)

«Удивительно, что последние двг года оказались у Есенина самыми насыщенными творчески. Испытываемое им напряжение как бы прорывалось то и дело яркими поэтическими творениями, многие из которых признаются теперь шедеврами». (Мирошниченко, 1998, с. 222.)

Характеристика творчества

Творчеству присущи агитационность, массовость, социальная направленность:

«Хочу я быть певцом и гражданином,

Чтоб каждому, как гордость и пример,

Быть настоящим, а не сводным сыном

В великих штатах СССР».

Ориентация на собственное состояние: «Я сердцем никогда не лгу».

Реализм - романтизм. Его реализм всегда имеет романтический оттенок. «Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста,то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени» (5, с. 166).

Его герои - двойники авторского «Я». В поэме «Черный человек» он вывел образ «темной» силы, своего двойника. В диалоге с ним он не щадит себя, называет «забулдыгой», «прохвостом», его внутренний голос требовательный и безжалостный. Но все же ему хочется победить «черного человека»:

«Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу…».

В пьесе «Страна негодяев» - его двойник - Номах. «А когда-то, когда-то… Веселым парнем, До костей весь пропахший степной травой, Я пришел в этот город с пустыми руками, Но зато с полным сердцем И не с пустой головой».

Особенности языка и стиля

«Поэтическое ухо должно быть тем магнитом, которое соединяет в звуковой одноудар по звучанию слова разных образных смыслов, только тогда это и имеет значение».

Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя Есенина.

«Слова - это образы всей предметности и всех явлений вокруг человека; слово неотъемлемо от бытия. Оно - попутчик быта» (5, с. 442).

Гениальный мастер пейзажной лирики, он воспринимал природу, как универсальную ценность человека. Она - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, она любимый герой поэта:

«О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска».

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе и не ради красоты формы. К примеру, один только его месяц имеет множество ликов - «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве»; «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».

«Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» (3, с. 37).
Творческий процесс

У него был «архив» - ящик, куда он складывал листки со словами, фразами, рифмами. Когда у него не находилось нужной рифмы, он подбирал их из этого запасника. Упорядоченности в работе не было, писал по настроению - во многом процесс творчества зависел от внешних жизненных обстоятельств. Сочинял на ходу, экспромтом, писал на салфетках в кабаках, дарил знакомым на листочках, писал даже на стенах Сретенского монастыря и «тигулевки». Плодотворным был период его пребывания в Батуми и Тифлисе в 1924г.

«Галя, милая, «Персидские мотивы» это у меня целая книга в 20 стихотворений. Печатайте все, где угодно. Я не разделяю ничьей литературной политики. Она у меня своя собственная - я сам. «Письмо к женщине» отдайте в «Звезду», тоже 2 рубля строчка. На днях пришлю «Цветы» и «Письмо к деду». Найдите в «Заре Востока» «Письмо от матери» и «Ответ». Суйте во все журналы. Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе» (из письма к Галине Бенеславской.Тифлис, 1924 г.) (5, с. 173).

Характеристика творчества Есенина, общая характеристика творчества есенина, особенности творчества Есенина