Какие концепции культуры вы знаете? В России в XVIII-XIX веках

Вы уже знаете, что культура разнообразна не только по содержанию, но и по своим формам, разновидность. Во второй половине XX в особое внимание было уделено проблемам массовой и элитарной культур

Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео и компьютерная техника способствовали ее р распространенный). В современные и социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и тп выступают в ней как предметы потребления, способн ые при продаже приносит прибыль, если они учи вуют вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыкантовкки.

Как и в любом втором виде коммерции,. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламированием своей продукции и изучения вкус ков ее потребителей соответствие с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и тп. Учитывая потребности молодежи в самоутвержде ениы, ее стремление я к лидерству, в кино и литературе появился. Соответствующий герой некоторое супермен типа знаменитых. Джеймса. Бонда,. Рембо,. Индианы. Джонса, наделенный такими качествами, как смелость ь, решительность, воля, спритнис во, своеобразно понятным чувством справедливости и тд. Они всегда одерживают победу. Такими героями изобилует сегодня и наш кинематограограграф.

Зачинателями массовой культуры ни были бизнесмены. Голливуда (США). Они разработавшего целую систему производства подобных фильмов,. Которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. НЕ?. Случайно сейчас все е чаще г говорят о художественной экспансии американского кинематографа в. Европе,. Азии и. Латинской. Америке подобное коммерциализация подверглись также книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотограммы фефи.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийского психолога 3. Фрейдом большинство исследователей. Считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм в внушения и зараж ения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Она заражается коллективным настроением и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большой, мере способс твует создаваемая вокруг них объявленийклам.

В американского писателя. Эла. Моргана есть роман "Большой человек "Перед его героем, скромным репортером, внезапно открывается блестящая перспектива добиться в автомобильной катастрофе погибает е из звестный актер. Герб. Фуллер, и репортеру предлагают сделать специальную передачу о котором встречается с людьми, близко знавшие киноактера, кумира многих американцев. Но после каждой встречи оказывается все более. Удивительная несоответствие между мифических и действительным. Фуллером. Большой человек на самом деле оказалась пьяниц, развратником, циник, эгоистом и ничтожество "Мы творили. Фуллера из рваных ганчу и рок ", - откровенно сказал могущественный президент телесетиелемереж.

Не так создаются и сегодня имиджи многих звезд Украинской эстрады, бизнесменов и политиков?

массовую культуру называют по-разному: развлекательными искусством, искусством "антивтомы ", кичем (от немецкого жаргонизма "халтура "), нанивкультурою. В 80-х гг XX в термин "массовая культура "ст тали употреблять и реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательно смысле. В наши дни его заменившего понятие популярная культура, поп культура. Характеризуя ее, ам ериканский филолог. М. Белл подчеркивает: "Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций,. Невзирая на бедность и богатство. Кроме того, благодаря современным средствам массовых коммуникаций ее людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценностьиннисть.

массовая культура или поп-культуре часто противопоставляют элитарную, сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуры. К ней обычно относят фильмы. Феллини,. Тарновского, книги и. Кафки,. Белла,. Базена,. Воннегута, картины. Пикассо, музыку. Дюваля,. Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках. Этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей,. Которые тонко разбираются в искусстве и служ ат предметом же в. Авых споров среды искусствоведов и критиков. Льет массовый зритель, слушатель может не дать на них никакого внимания или не понятьит.

Коммерческая выгоды не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественного воплощения. Своих идей. При этом возможно появл ление уникальных произведений мисте ецтва,. Которые иногда (как случилось, например, с фильмами. Ф. Копполы и. Б. Бертолуччи, с картинами. С. Дали и. М. Шемякина) приносят их создателей не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярнымрним.

Поп-культура и. Элитарная культура не враждебные друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарно искусства через некоторое время перестают быть новаторские и занимаются массовой культуро ой,. Повышаем и ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпании, издательства, домам моделей оказывать поддержку создателям элитарно искусствав.

Некоторые исследователи. Считают, что границы между "высокой "(элитарной) и "низкой * (массовой) культура мы очень подвижные и во многом условны. Есть и такие, кто пытается поставить популярную культ тура, что соответствует является эстетическим запросам и вкусам подавляющего большинства, выше элитарной. А как считаете выы

Очень специфической отраслью культуры конца XX и XXI вв является культура народная. Она разворачивается в пространстве между. Классической фольклорной традицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим, собственно, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь. Необычайно велик: от героического эпоса и обрядовых танцев, исполнители которых еще остались в сельских мест ностях, в злободневно анекдота и надпись энного традиции, порожденной темы или иными политическими событиями. Особой (толпой. Этой культуры является детский и, в частности, школьный фольклолькло.

Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному творчеству. Определенный образ мышления и выражения. В то же время именно эта культура часто в базируется на народные и. Например, эстрадные исполнители зачастую используют элементы фольклорной музыки. Л обращения к различным. Традиционным сюжетам, скажем, к легендам о короле. Артуре, в современных ых фильмах ведет к популяр изациы и побуждает. Некоторых зрителей. Обратиться к першоджереере.

В последние десятилетия заговорили о появление экранное культуры, что связано с компьютерной революцией. Экранная культура. Складывается на основе синтеза компьютера и видеотехнике. Видеотелефоны, элект тронные банки,. Интернет позволяют. ВЫЗВАТЬ на экране компьютеров практически любую. Необходимую информацию,. Превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг уходят н а второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить и качество получаемой информации. Компьютерная страница несет с собой новый тип мышления и образования с. Характерными для него скоростью, гибкостью, реактивностьювнист.

Многие сегодня. Считают, что именно экранное культуре принадлежит будущее

Мы познакомились с некоторыми областями культуры современного общества. Как вы думаете, почему ни были выбраны именно. Эти культуры?

1. Концепция культуры И.Г. Гердера.

Гердер подчеркивает два начала в культуре: надприродную сущность культуры и историческую причину развития культуры.

Основные элементы культуры по Гердеру: язык; государство; семейные отношения; религия, искусство, наука и т.д.

Культура выступает тем началом, которое объединяет людей, делая их членами единого человеческого сообщества.

2. Философия Гегеля как теория культуры.

В работах Гегеля «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права» развитие культуры во всем многообразии ее проявлений (от философии, религии и искусства до государственных форм) впервые предстало как закономерный целостный процесс. Гегель вовсе не игнорирует многообразия культурных форм и качественного различия национальных культур, имевших место в истории человечества. Каждая конкретно-историческая культура здесь есть лишь ступень в саморазвертывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению. При этом Гегель верен идеалам Просвещения и, прежде всего, идеалу свободы. Именно свобода является последним основанием или, как говорят философы, субстанцией мирового духа и всей развивающейся культуры. А поскольку дух полноценно реализует себя лишь в человеке, то осуществление свободы духа совпадает с ростом человеческой свободы.

3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

В наше время актуальна мысль философа о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее, считает он, невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура. Независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время их общее культурное богатство.

4. Культурологическая концепция Ф.Ницше.

В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисическое (чувственное, вакхическое). Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма. Позднее в его творчестве получает яркое выражение элитарная концепция культуры. Философ обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям. Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента, и жизнь начинает истолковываться им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти - сверхчеловека.

5. Философия культуры О.Шпенглера.

В его концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни.
За этот период культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти.

Любая культура проходит три одинаковых этапа:
мифо-символическая ранняя культура;
метафизико-религиозная высокая культура;
поздняя цивилизационная структура.

6. Культурологическое учение М.Вебера.

Рационализация имеет частный характер, т.е. охватывает лишь определенные стороны культуры, приводит к их автономизации, оставляя отдельные сферы в стороне. Она всегда должна получать соответствующую институциональную основу (церковь, секта, образование, социальная структура, бюрократический аппарат и т.д.), которая и обеспечивает ее поддержание. Макс Вебер фактически создал базисный сравнительный метод, позволяющий выявить культурные основы хозяйственной деятельности в мировых цивилизациях.

7. Концепция культуры К.Ясперса.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Он во многом противостоял популярным культурологическим концепциям своего времени - шпенглеровской и марксистской. Ясперс четко обозначает свою приверженность в объяснении культурно-исторического процесса религиозной традиции. По Ясперсу история имеет свое начало и свое смысловое завершение, т.е. Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.
109. В чём вы видите различие культур Запада и Востока? Актуален ли их диалог? В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. И в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий," и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Своим реальным существованием современный Запад демонстрирует приоритет материального и телесного перед духовно-нравственным опытом. На Востоке же ценятся традиции. Поэтому сегодня между Западом и Востоком нет нужного пересечения смысловых полей, общего знания - «жизненных миров», которое составляет основу для понимания и единства. Таким образом, я считаю, что диалог культур наблюдается лишь в небольшой степени, и по большому счету, это не диалог, а скорее «столкновение» культур.

110. Что такое цивилизованный человек?

Цивилизованный человек отличается от нецивилизованного тем, что различает и признает как государственную, так и частную , и общинную (групповую) формы собственности. Причем под собственностью ее субъекта им понимается любой предмет (от куска хлеба или циновки до участка земли, сталелитейного комбината или авторства), на который не может предъявить закрепленные в законе данного государства юридически обоснованные права другой субъект (индивид, группа, государство).

В сфере общественных отношений цивилизованный человек руководствуется как своим нравственным чувством, основанным на разуме, так и конституционным правом.

Установленное в государствах (стоящих на пороге цивилизации) разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, то есть расширенным производством и сбытом вещей, идей, услуг и их эквивалентов в виде ценных бумаг, служит хотя и необходимым , но не достаточным, условием зрелого товарного производства и базисом гражданского общества.

Так же необходимым , но не достаточным основанием цивилизованного общества служит признание им на уровне государственных институтов права частной собственности для любого гражданина (но не любого человека ).

Варвар также признает общинную , государственную и частную формы собственности. Он даже способен понять и принять принцип гражданства ("демократии" Древней Греции или в США до войны Севера и Юга). Однако, варвар в отличие от цивилизованного человека отождествляет в качестве возможных предметов собственности вещи и людей , в то время как цивилизованный человек дифференцирует их , признавая за любым человеком его правосубъектность .

В тех же случаях, когда частная собственность на людей прямо не декларируется варваром, собственность на людей может осуществляться и в виде государственной собственности на них (государственное рабовладение при коммунизме, социализме, фашизме). Поэтому для того, чтобы приобщиться к собственности(в том числе и на людей) ,внутри "своего" социума при государственном рабовладении от варвара требуется или как можно более глубоко, путем "делания" карьеры, внедриться в соответствующие структуры, исподволь присвоив возможность распоряжаться ею, или осуществить государственный переворот.

Дикарь в своих притязаниях на чужое добро ограничен только общинным правом, мистифицированным физическим страхом перед родовыми культовыми запретами (равно - воровским законом в уголовной среде), или физической силой других членов первобытной общины (равно - воровского клана). Он не понимает , а поэтому и не признаёт государственного и, тем более, частного права . Ему свойственен такой образ жизни: выследить, присвоить , и, если он коллективист, - поделить добытое «по справедливости».

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

Культура - само существование человека, поэтому, фигурально выражаясь, человек есть начало и результат культуры.

Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, - это человеческое "Я", превращённое в вещь, это духовность человека, превращённая в вещь. Она оценивается культурологией с точки зрения совершенствования человеком своего окружающего мира (средства производства, орудия труда; архитектурные ценности, Физическая, Быта, ландшафты и парки).

Духовная культура - совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.

Соответственно, могу выделить общие функции культуры:

  • 1) Производство норм, знаний, ценностей.
  • 2) Накопление, передача, социального опыта от поколения к поколению.
  • 3) Функция коммуникаций общения посредством символов, образов, речи, письменности, СМИ.
  • 4) Помощь в освоении социальных норм - воспитание.
  • 5) Компенсация - восстановительная функция (снятие стрессов).

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства?

Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Так и произведения изобразительного искусства появились уже в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятники искусства палеолита - пещерные изображения, где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.).

Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в т.ч. глиняные статуэтки женщин - ориньякско-солютрейские "Венеры", связанные с культом "прародительниц"), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).

Характерная черта палеолитического искусства - его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами.

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

Египет, как известно, дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа. Возможно, именно эта привязанность определила ту замкнутость египетской культуры, столь отличной в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

Представление о мире у древних египтян было неотделимо от их религиозных воззрений. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах небо и землю. Иногда в египетской картине мира земля предстает отдельно от неба, чего не имели другие ранние религии. Тем не менее, взаимосвязь земной и небесной жизни в египетском представлении очевидна. Как никто другой, в известной нам истории человечества, египтяне ощущали свою связь с космосом. Их обращения к небу были ежедневными. Существующий мир, по представлению египтян, был раз и навсегда задан богами, он вечен и неизменен. Поэтому в египетском мире всегда идеализировалось изначальное прошлое - мифологизированный "золотой век", священная эпоха сотворения мира. культура изобразительный первобытный искусство

Однако в египетской культуре существовали представления о мире, отличающиеся большей глубиной и сложностью. Это знания, которыми владели жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. Для простого жителя представления о мире были непосредственно религиозными, так как весь окружающий мир был создан богами и был воплощением богов, а потому их картина мира неотделима от религиозной.

Египтяне считали, что душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.

Строились специальные усыпальницы для тела - пирамиды, чтобы продлить жизнь после смерти.

Пирамиды строились лишь для фараонов и знати, хотя любой человек обладал бессмертием. Но простому человеку изготовить мумию или построить пирамиду было не по карману. Обожествление фараона занимало центральное место в религиозном культе. Египтяне полагали, что фараон - живое подобие Солнца (бога Ра).

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом городе был свой собственный пантеон богов. Но великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. Единый бог, первоначальное единство всего сущего называли Атум. В Мемфисе Атум отождествлялся с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

В XIX-XXвв. в европейской науке началось разностороннее и детальное описание культурных феноменов. Исследователи обнаружили, что человеческая природа как некая относительно целостная данность вовсе не порождает единый культурно космос. В разных регионах Земли существуют разнородные феномены, отражающие ценностно духовную практику человека. Культурные миры чрезвычайно неповторимы, они демонстрируют разные виды ментальности, что подталкивает к выводу о многообразии культурного опыта человечества.

Феноменологически эти культуры демонстрировали парадоксальную полярность, что заставляло поставить вопрос о правомерности самого понятия культуры как целостного феномена. Одновременно слово «цивилизация» также стало употребляться во множественном числе. Исследователи обнаружили разноликие цивилизационные космосы. Теоретический бум представил европейской общественности такое множество культурных фактов, что культурология стала теснить философию культуры.

Европейцы обнаружили, что существует множество культурных миров. Традиционная философия культуры, которая исходила из европоцентрической установки, естественно, оказалась в состоянии кризиса. Она была вынуждена освоить новую культурную реальность и заново поставить вопрос о собственной культурной идентичности. Конкретное знание о культуре, опыт описания определенных обычаев и ритуалов оказался в этой системе оценок более значимым, нежели умозрительное постиже­ние общего духа культуры.

Однако означает ли это, будто в современном сознании доминирует культурология, а философия культуры отошла на второй план? Такая установка кажется мне неправомочной. Напротив, если говорить о новейших течениях философской мысли, то скорее можно фиксировать обратный процесс -от культурологии к созданию новой философии культуры. Не случайно многие философские направления - психоанализ, фи­лософия жизни, персонализм, герменевтика, «новые правые» и «новые философы» во Франции уделяют сегодня огромное внима­ние философскому постижению культуры.

«Мы полагаем, -говорил на XVIIIВсемирном философском конгрессе в Монреале Э. Левинас, -что всем нам хорошо известны те отличительные признаки, которые используются социологами и этнографами при описании культурных фактов человеческого поведения: общение посредством знаков или языка; следование правилам или нормам -коллективные репрезентации Дюркгейма, связанные с социальным давлением и ценностным престижем; передача этих принципов не по наследству, а с помощью языка, посредством обучения; изменение языка, поведения и обрядов, подчиняющихся определенным правилам, путем географического рассеяния человеческих групп и вследствие этого множествен­ность различных культур».

Нет необходимости отрицать ту огромную пользу, которую приносит эмпирическим «гуманитарным наукам» пристальное внимание к культурным фактам в их этнографическом разнооб­разии. Это -описание культурных феноменов, которое свободно от ценностных суждений. Философская антропология существует во множестве вариантов. Это относится и к культурологии, которая представлена прежде всего культурной антропологией, сложившейся в европейской культуре в XIXв. Эта дисциплина окончательно оформилась в последней четверти предшествующе­го века.

Антропология включает в себя множество подходов. Это прежде всего собственно антропологический подход, или естест­венная история человека, включая его эмбриологию, биологию, психофизиологию и анатомию. Культурная антропология дополняетпалеоэтнологию, изучающуюпроисхождение человека и его первобытность. Сюда же относится и этнология, трактующая распространение человека на Земле, занятая изучением его поведения и обычаев. Культурная антропология заимствует также данные социологии, которая изучает отношения людей между собой и с другими животными; лингвистики, в которой речь идет об образовании языков, их связи; мифологии, трактующей возникновение и взаимодействие религий. Она использует также данные медицинской географии, рассказывающей о воздействи на человека климата и атмосферных явлений,а также демографии, в которой раскрываются различные статистические сведения о человеке.

Культурная антропология имеет дело с культурами, которые отличаются от той, что представлена самим исследователем. Они удалены во времени и пространстве. В качестве науки она пытается реконструировать культуры как целостности. Ученый, ставший на позиции компаративиста, пытается отыскать принципы, общие для множества разных универсумов.

Культура выступает в антропологии как технический термин. Антропологи, говоря о культуре, пытаются понять, стоит ли о ней вообще размышлять. Антропологические понятия выражают человеческое вмешательство в состояние природы. Понятие культуры в антропологии, следовательно, намного обширнее, чем в истории. Для большинства антропология -это всего лишь тип культуры, более сложная или более «высокая» культура.

Антропологи никогда не признавали различия между культурой и цивилизацией, проводимого социологией. По мнению социологов, цивилизация -сумма человеческих орудий, а культура -совокупность человеческих «результатов» («следов»).

В наиболее общем плане антропология как наука о человеке подразделяется на физическую и культурную . Что касается культурной антропологии, то она включает в себя, если говорить обобщенно,лингвистику , археологию и этнологию , каждая из которых изучает тот или иной аспект культуры. Завершение синтеза, определившего облик антропологии как новой целостной научной дисциплины, исследователи связывают с работами пер­вого профессионального антрополога США Франца Боаса (1858-1942)и его учеников. Они видели свою цель в детальном этнографическом обследовании различных регионов мира на основе интенсивной и, как правило, продолжительной полевой работы. Ф. Боас не только сам был специалистом в каждой из областей антропологии, но и на протяжении всей своей препода­вательской деятельности в Колумбийском университете ориенти­ровал на это своих студентов.

Современная антропология при тесной связи названных основных дисциплин характеризуется в последние десятилетия все более углубляющейся их специализацией. Физическая антро­пология , хотя и нацелена на биологию человека, все равно захватывает комплекс описательных сведений о культуре. Так, в двухтомном издании «Введение в антропологию» В. Барнау спе­циальный раздел посвящен появлению людей современного физического типа (около 40тысяч лет назад).

Специальный раздел в книге посвящен пещерной живописи, открытой в конце 1870-х годов. Созданные около 15тыс. лет назад изображения животных являются одним из наиболее выразитель­ных свидетельств невещественных параметров культуры той эпохи. Наиболее значительными явлениями неолитической куль­туры В. Барнау считает доместификацию растений и животных. Неолитическая культура, по мнению автора, заложила основы становления цивилизации, которую часто отождествляют со специфическим городским образом жизни. В качестве критериев, которые определяют цивилизацию, выдвигаются такие, как наличие письменности, бронзовой металлургии, государственной организации общества.

В структуре антропологического знания особое место занимает этнология . Следует подчеркнуть культуроведческий характер этой дисциплины. В отличие, например, от археологии, изучающей культуру прошлого, этнология рассматривает современное общество в различных его этнических вариантах. Собственно этнологические исследования не ограничиваются описанием культуры лишь одного общества или даже сопоставлением двух таких культур. Этнология стремится выявить наиболее масштабные стадии, или этапы, культурного развития человечества: последовательность смены хозяйственных типов (охота, собирательст скотоводство кочевничество, раннее и развитое земледелие, индустриальная промышленность), изменения систем родства.

Вместе с тем в антропологии все более отчетливо проявляется тенденция специализации, «сужения» исследуемого объект целостной системы культуры к одному из ее аспектов: материальной культуре и технологии; социальной структуре; общее-семейно брачным связям; религии, верованиям, искусству.

Первые систематические описания особенностей культур различных народов восходят еще к Геродоту. Становление культурной антропологии во второй половине прошлого века связано с именами Э.Б. Тайлора и Л.Г. Моргана, разрабатывавших теорию эволюции культуры и общества. Их ровесники, британские египтологи Дж. Смит, В. Перри, В. Риверс, отстаивая теорию «египетской колыбели мировой цивилизации», считали основным механизмом распространения культуры диффузию.

Возрождение общей концепции культурной эволюции связано с именами Л. Уайта, Дж. Стюарда. Лесли А. Уайт (1900-1975)- выдающаяся фигура в антропологии XXв., участник дискуссий 40-50-х годов. Уайт одним из первых стал употреблять термин «культурология» . Общий культурологический подход Уайта предполагает эволюционную интерпретацию развития культуры.

Мало кто решался оспорить эволюционную концепцию во второй половине XIXв., когда труды Дарвина, Спенсера, Моргана пользовались безусловным научным авторитетом. Лишь в конце столетия американский этнолог Ф. Боас отрекся от эволюцио­низма, подменив его историческим методом, -так начался философский поворот от эволюционизма к антиэволюционизму. В первой половине XXв. американская антропологическая школа стояла на позициях антиэволюционизма (антиэволюционную концепцию разделял в 20-30-х годах и сам Л. Уайт), в то время как в Европе активно работали как противники, так и сторонники эволюционной теории.

По мнению Уайта, различные состояния культуры можно оценивать и сравнивать, используя термины «выше», «более развитый» и т.п. Ф. Боас и его последователи в антропологии настаивали на том, что критерии оценки культуры всегда субъ­ективны и что, следовательно, разговоры о прогрессе, о культурах более или менее развитых не научны. Если же следовать концепции поступательного развития человеческой культуры, то никуда не деться от понятия «прогресс» и от сравнительной оценки культур как более или менее развитых. Неизбежно появляются и критерии такой оценки.

Дж. Стюард был пионером в области культурной экологии. Из современных этнологических школ можно назвать культур­ный материализм, антропологию познания (этнонауку или линг­вистическую антропологию), структурализм. Эти исследователь­ские направления основываются главным образом на данных полевой работы.

Одним из первых исследователей, который попытался обнаружить универсальные процессы мышления в разнообразном культурном материале, оказался К. Леви-Строс (р. 1908). Он по праву считается основателем структурной антропологии. Теоретическая работа Леви-Строса оказала существенное влияние на развитие культурологии. Он пытался раскрыть соотношение разнообразия и униформности в культуре. Таким образом, мы можем говорить о специальном разделе в социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы.

В фундаментальном исследовании «Мифологичное» Леви-Строс дал конкретный анализ первобытных форм культур, которые он рассматривал как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования и общественной организации. Программу исследования культурного разнообразия в рамках структурализма Леви-Строс связывал со стремлением «найти за внешним многообразием человеческих обществ основные всеобщие свойства» и «учесть частные различия, уточнить законы инвариантности в каждом этнографическом контексте».

Как считал Леви-Строс, эмпирическая человеческая peaльность вообще не структурна. Поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной социальной системы. Но можно воссоздать модели отдельных сторон этой системы, как те, которые поддаются структурированию и формализованному описанию. Человеческое общество, с одной стороны, стремится сохранить, поддержать те качества, которые присущи только этому обществу. Вместе с тем есть и другая тенденция -вступление в коммуникацию с иными социумами. Обе эти тенденции обнаруживают себя в культуре.

Культура в этой системе размышления рассматривается как обобщенное создание разума, а именно совокупность символов, которые принимаются членами общества. Невозможно упорядочить все виды культур, которые существуют в настоящее время, потому что нет единой шкалы развития. Каждая культура содержит некий потенциал, вариативность. Универсальные процессы психики могут переработать этот «природный материал» в некие архетипные схемы.

Этот процесс репрезентирован Леви-Стросом на материале мифов. Данный феномен прежде толковался как историческая или этнографическая реальность. Эту версию философ отверг. По его словам, мифотворчество представляет собой обнаружение характерной человеческой способности строить аналогии. Только человек сталкивается с новым социальным опытом, актуализируется его готовность выстраивать оппозиции.

Возникает множество оппозиций. Первостепенной среди них оказывается сопоставление «природа - культура». Универсальные закономерности бессозна­тельных структур присущи человеку как биологическому виду. У человека обнаруживается некая антропологическая данность, которая структурирует поток человеческих ощущений и восприятий.

Для некоторых купътурологов культура выступает как описательное понятие, для других -объяснительное. В первом случае под культурой обычно понимаются исторически возникшие селективные процессы, которые направляют действия и реакции людей при помощи внутренних и внешних стимулов. Главная идея может быть выражена примерно так: при помощи понятия «культура» многие стороны конкретного феномена могут быть проанализированы и объяснены, а, следовательно, само событие может быть лучше понято и предсказано.

Культура как объяснительное понятие относится только к поведению человека, принадлежащего к определенному общест­ву. Данный термин помогает нам понять такие процессы, как диффузия, культурный контакт и аккультурация. Такого рода истолкование культуры полезно и для анализа действий людей (отдельных индивидов и групп), и для объяснения пространствен­ного распространения артефактов или способов поведения и хронологической последовательности культурных феноменов.

Объяснительное понятие культуры можно, судя по всему, перефразировать следующим образом: под культурой мы пони­маем те исторические характеристики , ситуации , которые человек принимает путем участия в группах, действующих вполне кон­кретным образом. Нет ни одного человека на свете, будь он даже нескольких недель от роду, который бы реагировал абсолютно по-своему на стимулы. Лишь незначительное количество человеческих реакций может быть объяснено только знанием биологии человека, его личным опытом или объективными фактами данной ситуации.

Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культуру, стало быть, образуют способы взаимодействия с ситуацией , которые помогают людям жить. Культурный процесс рассматривается в культурологии как: некое дополнение к биологическим возможностям человека. Культура предоставляет способы, которые расширяют или заменяют биологические функции и в определенной степени компенсируют биологические ограничения. Например, факт биологической смерти не всегда означает, что знания умершего не станут достоянием всего человечества.

Культура выступает также в культурологии и как описательное понятие, о чем уже говорилось. В этом случае она означает совокупность результатовчеловеческого труда : книги, картины, дома и т. п.;знание путей адаптации к человеческому и физичес­кому окружению; язык, обычаи, этику, религию и моральные нормы. Культура выступает как совокупность всех представлений о стандартных типах поведения. Большая часть культуры не может быть выражена словами, и это даже, вполне вероятно, не подразумевается. Не вполне правильно говорить, что культура состоит из идей , потому что психиатрия доказала наличие так называемой культурно-узаконенной иррациональности.

Под культурой подразумеваются исторически возникшие способы жизни , явные или подразумеваемые, рациональные, иррациональные и не являющиеся рациональными, которые существуют в любой момент времени в качестве руководящих принципов поведения людей. Культура постоянно создается и утрачивается. Антрополог не только считает, что люди имеют определенные нормы поведения, нарушения которых наказыва­ются в большей или меньшей степени. Ему также понятно, что даже неодобренные системы поведения подпадают под определен­ную модальность. С позиции стороннего наблюдателя кажется, что люди бессознательно придерживаются каких-то планов или морфология любого языка всегда решает вопросы метафизических значений. Язык не просто средство общения и выражения эмоций. Любой язык помогает упорядочить накопленный опыт. Каждый континуум опыта может быть разделен по-разному. Сравнительная лингвис­та наглядно показывает, что любой речевой акт требует от говорящего определенного выбора.

Ни один человек не может реагировать на весь калейдоскоп стимулов , который обрушивает на него внешний мир. Что мы говорим, что замечаем, что считаем важным -все это часть наших лингвистических привычек. Так как эти привычки сохраняются в качестве «второстепенных феноменов», любой народ безогово­рочно принимает свои основные категории и предпосылки. Предполагается, что другие будут думать так же в силу человечес­кой природы. Но когда эти другие вдруг приходят к иным выводам, никто не считает, что они исходили из других предпо­сылок. Чаще всего их называют «глупыми», «нелогичными» или «упрямыми».

Можно ли дать определение культуры в описательном смысле? Конкретная культура -это историческая система явных или скрытых способов поведения в жизни. В какой-то степени каждый человек подвергается влиянию этого общего «взгляда на жизнь». Культуру образуют явно шаблонные способы поведения, чувств и реакций (стереотипы), но она включает и комплекс предпосылок, которые существенно различаются в разных обществах.

Культурная антропология считает, что лишь незначительное число культур можно считать едиными системами. Большинство культур, как и большинство людей, представляют собой единство противоположных тенденций. Но даже в далеких от единства культурах можно увидеть некоторые повторяющиеся в различных ситуациях мотивы. Любой народ имеет не только структуру чувств, которая в определенном смысле уникальна, но еще и массу различных представлений о мире, что служит границей межд разумом и чувствами.

Культурные антропологи полагают, что основные категории мышления неосознанны. Они передаются в основном посредством языка. Особенно сохраняет бессознательную философию группы морфология языка. Например, Дороти Ли показала, что у населения соседних с Новой Гвинеей островов ход событий не приводит автоматически к установлению причинно-следственных отношений. Это влияет на их мышление, поэтому этим людям очень трудно общаться с европейцами, которые изъясняются только в причинно-следственных терминах.

Литература

Бенедикт Р. Образы культуры /Человек и социокультурная среда. М., 1992. Вып.Н, с.88-110.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры/Человеки социальая среда. М., 1992. Вып.Н, с.4-15.

Гуревич П.С. Невостребованный Диоген /Дружба народов.199… №1, с.151-176.

Левинас Э. Философское определение культуры /0бщество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988, с.38

Лобкович Н. Философия и культура: перспективы /0бщество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988, с.491

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.

Вопросы для повторения

  • 1. Что такое философия культуры?
  • 2. Почему Н.А. Бердяев считает философию самой незащищенной стороной культуры?
  • 3. В чем различие между описательным и объяснительным понятиями культуры?
  • 4. Чем занимается культурология?
  • 5. Как распознать жанры той или иной идеи?