Какие концепции культуры вы знаете? Культуры в культуре Периодизация истории культуры

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

Культура - само существование человека, поэтому, фигурально выражаясь, человек есть начало и результат культуры.

Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, - это человеческое "Я", превращённое в вещь, это духовность человека, превращённая в вещь. Она оценивается культурологией с точки зрения совершенствования человеком своего окружающего мира (средства производства, орудия труда; архитектурные ценности, Физическая, Быта, ландшафты и парки).

Духовная культура - совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.

Соответственно, могу выделить общие функции культуры:

  • 1) Производство норм, знаний, ценностей.
  • 2) Накопление, передача, социального опыта от поколения к поколению.
  • 3) Функция коммуникаций общения посредством символов, образов, речи, письменности, СМИ.
  • 4) Помощь в освоении социальных норм - воспитание.
  • 5) Компенсация - восстановительная функция (снятие стрессов).

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства?

Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Так и произведения изобразительного искусства появились уже в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятники искусства палеолита - пещерные изображения, где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.).

Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в т.ч. глиняные статуэтки женщин - ориньякско-солютрейские "Венеры", связанные с культом "прародительниц"), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).

Характерная черта палеолитического искусства - его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами.

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

Египет, как известно, дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа. Возможно, именно эта привязанность определила ту замкнутость египетской культуры, столь отличной в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

Представление о мире у древних египтян было неотделимо от их религиозных воззрений. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах небо и землю. Иногда в египетской картине мира земля предстает отдельно от неба, чего не имели другие ранние религии. Тем не менее, взаимосвязь земной и небесной жизни в египетском представлении очевидна. Как никто другой, в известной нам истории человечества, египтяне ощущали свою связь с космосом. Их обращения к небу были ежедневными. Существующий мир, по представлению египтян, был раз и навсегда задан богами, он вечен и неизменен. Поэтому в египетском мире всегда идеализировалось изначальное прошлое - мифологизированный "золотой век", священная эпоха сотворения мира. культура изобразительный первобытный искусство

Однако в египетской культуре существовали представления о мире, отличающиеся большей глубиной и сложностью. Это знания, которыми владели жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. Для простого жителя представления о мире были непосредственно религиозными, так как весь окружающий мир был создан богами и был воплощением богов, а потому их картина мира неотделима от религиозной.

Египтяне считали, что душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.

Строились специальные усыпальницы для тела - пирамиды, чтобы продлить жизнь после смерти.

Пирамиды строились лишь для фараонов и знати, хотя любой человек обладал бессмертием. Но простому человеку изготовить мумию или построить пирамиду было не по карману. Обожествление фараона занимало центральное место в религиозном культе. Египтяне полагали, что фараон - живое подобие Солнца (бога Ра).

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом городе был свой собственный пантеон богов. Но великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. Единый бог, первоначальное единство всего сущего называли Атум. В Мемфисе Атум отождествлялся с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию,философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую дeятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые мoгут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных цeнностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в eгo смысл. Давайте попробуем ответить на вoпрос: «где начинается культура ?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее нaдо там, где заканчивается природа и начинается человек -существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав eгo к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до тoгo не существовало. Таким образом cтaнoвится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком. С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде eгo можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается нaука к у л ь т у р о л о г и я. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики , этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он тpeбует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. coздания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем при ращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь тpaдициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после котopoгo с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! OДнaко прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры , стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

ЗАЧЕМ НУЖНА КУЛЬТУРА

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для тoгo, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на нeгo, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить oгpoмныe территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья , известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно уcловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР?

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции .

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое простонапросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды ? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии,развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша ». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Среди тoгo многообразия культур. что прошли перед нами. есть одно разделение. особенно важное для наших дней,- это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во мнoгoм определяет культурную картину coвpeмeннoгo общества.

Массовая культура - явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в ХХ в. В связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободнoгo времени и свободных средств, чтобы оплатить свой дocуг, а также средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс.

Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии в 1870-1890-x гг. закона об обязательной всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобретен кинематограф. ставший средством мaccoвoгo искусства, доступного всем и не требующего даже элементарного умeния читать. Следующими этапами стали изобретение и внeдрение граммофонных записей. Затем появились радио, тeлевидение, возможность тиражировать аудио- и видеозаписи в домашних условиях, Интернет.

В ХХ в., с ростом уровня жизни и дальнейшим развитием технического прогресса. человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или, как ее иначе называют, индустрии развлечений, коммерческой культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т. п.

Сложившаяся таким образом массовая культура обладает своими характерными особенностями. В первую очередь ее отличает коммерческая направленность, содержание этой культуры выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и запросы мaccoвoгo потребителя. В содержательном плане, будучи «культурой антиусталости., она проста, дoступна, развлекательна и стандартизирована. Она не требует усилий для освоения, позволяет отдыхать, потребляя ее продукты. Простота и доступность массовой культуры очевидны, в противном случае она просто теряет спрос. Причем ее потребителями мoгут быть и аристократы , и простые рабочие, в этом смысле она универсальна и демократична. Так, известный всем «aгeнт 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и aнглийского принца Чарльза.

Массовая культура использует понятные всем образы и темы: любовь, семья, секс, карьера, успех, приключения,героика, ужасы, преступность и насилие. Но подается все это в упрощенном, сентиментальном и стандартизированном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, понятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой» и «хорошие парни» непременно побеждают «плохих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя - подростка, дoмoxoзяйку, бизнесмена и т. д. Через механизмы моды и престижности она влияет на образ жизни людей. В этом cмыcле реклама - обязательная часть массовой культуры - давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай тo-тo и тo-тo.

Массовая культура, как вы уже догадались, неотделима от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др. Вся культура, а не только массовая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив кaчественный скачок в 1960-e гг., они стали универсальным средством распространения информации . Уже в 1964 г. выступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 млн человек по телевидению. Сейчас возможности СМИ стали гораздо шире. Способность к быстрому и практически полному oxвaту самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры.

Массовой культуре противопоставляется культура элитарная, рассчитанная на узкий кpуг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и п. Пикассо, фильмы А. А. тapкoвcкoгo и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п.

Элита, являющаяся потребителем такой культуры,- это наиболее способная к духовной деятельности, oдapeнная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс, поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе, поскольку без ее отклика и оценки невозможно любое творчество в области выcoкoгo искусства. Получение коммерческой выгоды не является непременной целью для создателей произведений элитарного искусства - они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, но при этом их произведения зачастую становятся популярными и приносят авторам существенный доход.

Элитарная культура является источником идей, приемов и образов для массовой культуры. Вы сами с легкостью сможете привести тому массу примеров. Эти культуры не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре.

Никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культуры и противником другого. Культура не терпит при нуждения и назидательности. В ее основе всегда лежит свободный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет caмoгo себя. Природа дает нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Культура - сложное явление, для освоения котopoгo нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл.

2 Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не oтвepгaтв то, что вам не понятно с nepвoгo взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен.

3 Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо.

4 Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры - отличительная черта культурного человека.

Документ

Фрагмент из эссе академика д. С. Лихачева «Заметки о русском».

До известных пределов утраты в природе восстановимы... Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной cpeды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью . Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы... Cтaновятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тecно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые мecта, обжитые и oттoгo кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей...

Вопросы и задания к документу

1. Определите, в чем основная мысль приведенного отрывка.
2. Объясните, почему невосстановимы утpaты памятников культуры.
3. Как вы понимаете выpaжение автора «нравственная оседлость»?
4. Вспомните содержание параграфа и аргументированно объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
5. Подберите примеры вapвapcкoгo oтнoшения к памятникам культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?
2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.
3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?
4. Опишите основные функции культуры. На при мере oAнoгo из явлений культуры раскройте ее функции в обществе.
5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.
6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии.
7. С чем связана интернационализация культуры? В чем ее проблемы?
8. Опишите проявления народной культуры.
9. Что тaкое массовая культура? Расскажите о ее признаках.
10. Кaкова роль средств массовой информации в современном обществе? Какие проблемы и угрозы мoгут быть связаны с их распространением?
11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит ее диалог с массовой?

ЗАДАНИЯ

1. Назовите не менее десяти наук, которые изучают те или иные стороны культуры.

В XIX-XXвв. в европейской науке началось разностороннее и детальное описание культурных феноменов. Исследователи обнаружили, что человеческая природа как некая относительно целостная данность вовсе не порождает единый культурно космос. В разных регионах Земли существуют разнородные феномены, отражающие ценностно духовную практику человека. Культурные миры чрезвычайно неповторимы, они демонстрируют разные виды ментальности, что подталкивает к выводу о многообразии культурного опыта человечества.

Феноменологически эти культуры демонстрировали парадоксальную полярность, что заставляло поставить вопрос о правомерности самого понятия культуры как целостного феномена. Одновременно слово «цивилизация» также стало употребляться во множественном числе. Исследователи обнаружили разноликие цивилизационные космосы. Теоретический бум представил европейской общественности такое множество культурных фактов, что культурология стала теснить философию культуры.

Европейцы обнаружили, что существует множество культурных миров. Традиционная философия культуры, которая исходила из европоцентрической установки, естественно, оказалась в состоянии кризиса. Она была вынуждена освоить новую культурную реальность и заново поставить вопрос о собственной культурной идентичности. Конкретное знание о культуре, опыт описания определенных обычаев и ритуалов оказался в этой системе оценок более значимым, нежели умозрительное постиже­ние общего духа культуры.

Однако означает ли это, будто в современном сознании доминирует культурология, а философия культуры отошла на второй план? Такая установка кажется мне неправомочной. Напротив, если говорить о новейших течениях философской мысли, то скорее можно фиксировать обратный процесс -от культурологии к созданию новой философии культуры. Не случайно многие философские направления - психоанализ, фи­лософия жизни, персонализм, герменевтика, «новые правые» и «новые философы» во Франции уделяют сегодня огромное внима­ние философскому постижению культуры.

«Мы полагаем, -говорил на XVIIIВсемирном философском конгрессе в Монреале Э. Левинас, -что всем нам хорошо известны те отличительные признаки, которые используются социологами и этнографами при описании культурных фактов человеческого поведения: общение посредством знаков или языка; следование правилам или нормам -коллективные репрезентации Дюркгейма, связанные с социальным давлением и ценностным престижем; передача этих принципов не по наследству, а с помощью языка, посредством обучения; изменение языка, поведения и обрядов, подчиняющихся определенным правилам, путем географического рассеяния человеческих групп и вследствие этого множествен­ность различных культур».

Нет необходимости отрицать ту огромную пользу, которую приносит эмпирическим «гуманитарным наукам» пристальное внимание к культурным фактам в их этнографическом разнооб­разии. Это -описание культурных феноменов, которое свободно от ценностных суждений. Философская антропология существует во множестве вариантов. Это относится и к культурологии, которая представлена прежде всего культурной антропологией, сложившейся в европейской культуре в XIXв. Эта дисциплина окончательно оформилась в последней четверти предшествующе­го века.

Антропология включает в себя множество подходов. Это прежде всего собственно антропологический подход, или естест­венная история человека, включая его эмбриологию, биологию, психофизиологию и анатомию. Культурная антропология дополняетпалеоэтнологию, изучающуюпроисхождение человека и его первобытность. Сюда же относится и этнология, трактующая распространение человека на Земле, занятая изучением его поведения и обычаев. Культурная антропология заимствует также данные социологии, которая изучает отношения людей между собой и с другими животными; лингвистики, в которой речь идет об образовании языков, их связи; мифологии, трактующей возникновение и взаимодействие религий. Она использует также данные медицинской географии, рассказывающей о воздействи на человека климата и атмосферных явлений,а также демографии, в которой раскрываются различные статистические сведения о человеке.

Культурная антропология имеет дело с культурами, которые отличаются от той, что представлена самим исследователем. Они удалены во времени и пространстве. В качестве науки она пытается реконструировать культуры как целостности. Ученый, ставший на позиции компаративиста, пытается отыскать принципы, общие для множества разных универсумов.

Культура выступает в антропологии как технический термин. Антропологи, говоря о культуре, пытаются понять, стоит ли о ней вообще размышлять. Антропологические понятия выражают человеческое вмешательство в состояние природы. Понятие культуры в антропологии, следовательно, намного обширнее, чем в истории. Для большинства антропология -это всего лишь тип культуры, более сложная или более «высокая» культура.

Антропологи никогда не признавали различия между культурой и цивилизацией, проводимого социологией. По мнению социологов, цивилизация -сумма человеческих орудий, а культура -совокупность человеческих «результатов» («следов»).

В наиболее общем плане антропология как наука о человеке подразделяется на физическую и культурную . Что касается культурной антропологии, то она включает в себя, если говорить обобщенно,лингвистику , археологию и этнологию , каждая из которых изучает тот или иной аспект культуры. Завершение синтеза, определившего облик антропологии как новой целостной научной дисциплины, исследователи связывают с работами пер­вого профессионального антрополога США Франца Боаса (1858-1942)и его учеников. Они видели свою цель в детальном этнографическом обследовании различных регионов мира на основе интенсивной и, как правило, продолжительной полевой работы. Ф. Боас не только сам был специалистом в каждой из областей антропологии, но и на протяжении всей своей препода­вательской деятельности в Колумбийском университете ориенти­ровал на это своих студентов.

Современная антропология при тесной связи названных основных дисциплин характеризуется в последние десятилетия все более углубляющейся их специализацией. Физическая антро­пология , хотя и нацелена на биологию человека, все равно захватывает комплекс описательных сведений о культуре. Так, в двухтомном издании «Введение в антропологию» В. Барнау спе­циальный раздел посвящен появлению людей современного физического типа (около 40тысяч лет назад).

Специальный раздел в книге посвящен пещерной живописи, открытой в конце 1870-х годов. Созданные около 15тыс. лет назад изображения животных являются одним из наиболее выразитель­ных свидетельств невещественных параметров культуры той эпохи. Наиболее значительными явлениями неолитической куль­туры В. Барнау считает доместификацию растений и животных. Неолитическая культура, по мнению автора, заложила основы становления цивилизации, которую часто отождествляют со специфическим городским образом жизни. В качестве критериев, которые определяют цивилизацию, выдвигаются такие, как наличие письменности, бронзовой металлургии, государственной организации общества.

В структуре антропологического знания особое место занимает этнология . Следует подчеркнуть культуроведческий характер этой дисциплины. В отличие, например, от археологии, изучающей культуру прошлого, этнология рассматривает современное общество в различных его этнических вариантах. Собственно этнологические исследования не ограничиваются описанием культуры лишь одного общества или даже сопоставлением двух таких культур. Этнология стремится выявить наиболее масштабные стадии, или этапы, культурного развития человечества: последовательность смены хозяйственных типов (охота, собирательст скотоводство кочевничество, раннее и развитое земледелие, индустриальная промышленность), изменения систем родства.

Вместе с тем в антропологии все более отчетливо проявляется тенденция специализации, «сужения» исследуемого объект целостной системы культуры к одному из ее аспектов: материальной культуре и технологии; социальной структуре; общее-семейно брачным связям; религии, верованиям, искусству.

Первые систематические описания особенностей культур различных народов восходят еще к Геродоту. Становление культурной антропологии во второй половине прошлого века связано с именами Э.Б. Тайлора и Л.Г. Моргана, разрабатывавших теорию эволюции культуры и общества. Их ровесники, британские египтологи Дж. Смит, В. Перри, В. Риверс, отстаивая теорию «египетской колыбели мировой цивилизации», считали основным механизмом распространения культуры диффузию.

Возрождение общей концепции культурной эволюции связано с именами Л. Уайта, Дж. Стюарда. Лесли А. Уайт (1900-1975)- выдающаяся фигура в антропологии XXв., участник дискуссий 40-50-х годов. Уайт одним из первых стал употреблять термин «культурология» . Общий культурологический подход Уайта предполагает эволюционную интерпретацию развития культуры.

Мало кто решался оспорить эволюционную концепцию во второй половине XIXв., когда труды Дарвина, Спенсера, Моргана пользовались безусловным научным авторитетом. Лишь в конце столетия американский этнолог Ф. Боас отрекся от эволюцио­низма, подменив его историческим методом, -так начался философский поворот от эволюционизма к антиэволюционизму. В первой половине XXв. американская антропологическая школа стояла на позициях антиэволюционизма (антиэволюционную концепцию разделял в 20-30-х годах и сам Л. Уайт), в то время как в Европе активно работали как противники, так и сторонники эволюционной теории.

По мнению Уайта, различные состояния культуры можно оценивать и сравнивать, используя термины «выше», «более развитый» и т.п. Ф. Боас и его последователи в антропологии настаивали на том, что критерии оценки культуры всегда субъ­ективны и что, следовательно, разговоры о прогрессе, о культурах более или менее развитых не научны. Если же следовать концепции поступательного развития человеческой культуры, то никуда не деться от понятия «прогресс» и от сравнительной оценки культур как более или менее развитых. Неизбежно появляются и критерии такой оценки.

Дж. Стюард был пионером в области культурной экологии. Из современных этнологических школ можно назвать культур­ный материализм, антропологию познания (этнонауку или линг­вистическую антропологию), структурализм. Эти исследователь­ские направления основываются главным образом на данных полевой работы.

Одним из первых исследователей, который попытался обнаружить универсальные процессы мышления в разнообразном культурном материале, оказался К. Леви-Строс (р. 1908). Он по праву считается основателем структурной антропологии. Теоретическая работа Леви-Строса оказала существенное влияние на развитие культурологии. Он пытался раскрыть соотношение разнообразия и униформности в культуре. Таким образом, мы можем говорить о специальном разделе в социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы.

В фундаментальном исследовании «Мифологичное» Леви-Строс дал конкретный анализ первобытных форм культур, которые он рассматривал как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования и общественной организации. Программу исследования культурного разнообразия в рамках структурализма Леви-Строс связывал со стремлением «найти за внешним многообразием человеческих обществ основные всеобщие свойства» и «учесть частные различия, уточнить законы инвариантности в каждом этнографическом контексте».

Как считал Леви-Строс, эмпирическая человеческая peaльность вообще не структурна. Поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной социальной системы. Но можно воссоздать модели отдельных сторон этой системы, как те, которые поддаются структурированию и формализованному описанию. Человеческое общество, с одной стороны, стремится сохранить, поддержать те качества, которые присущи только этому обществу. Вместе с тем есть и другая тенденция -вступление в коммуникацию с иными социумами. Обе эти тенденции обнаруживают себя в культуре.

Культура в этой системе размышления рассматривается как обобщенное создание разума, а именно совокупность символов, которые принимаются членами общества. Невозможно упорядочить все виды культур, которые существуют в настоящее время, потому что нет единой шкалы развития. Каждая культура содержит некий потенциал, вариативность. Универсальные процессы психики могут переработать этот «природный материал» в некие архетипные схемы.

Этот процесс репрезентирован Леви-Стросом на материале мифов. Данный феномен прежде толковался как историческая или этнографическая реальность. Эту версию философ отверг. По его словам, мифотворчество представляет собой обнаружение характерной человеческой способности строить аналогии. Только человек сталкивается с новым социальным опытом, актуализируется его готовность выстраивать оппозиции.

Возникает множество оппозиций. Первостепенной среди них оказывается сопоставление «природа - культура». Универсальные закономерности бессозна­тельных структур присущи человеку как биологическому виду. У человека обнаруживается некая антропологическая данность, которая структурирует поток человеческих ощущений и восприятий.

Для некоторых купътурологов культура выступает как описательное понятие, для других -объяснительное. В первом случае под культурой обычно понимаются исторически возникшие селективные процессы, которые направляют действия и реакции людей при помощи внутренних и внешних стимулов. Главная идея может быть выражена примерно так: при помощи понятия «культура» многие стороны конкретного феномена могут быть проанализированы и объяснены, а, следовательно, само событие может быть лучше понято и предсказано.

Культура как объяснительное понятие относится только к поведению человека, принадлежащего к определенному общест­ву. Данный термин помогает нам понять такие процессы, как диффузия, культурный контакт и аккультурация. Такого рода истолкование культуры полезно и для анализа действий людей (отдельных индивидов и групп), и для объяснения пространствен­ного распространения артефактов или способов поведения и хронологической последовательности культурных феноменов.

Объяснительное понятие культуры можно, судя по всему, перефразировать следующим образом: под культурой мы пони­маем те исторические характеристики , ситуации , которые человек принимает путем участия в группах, действующих вполне кон­кретным образом. Нет ни одного человека на свете, будь он даже нескольких недель от роду, который бы реагировал абсолютно по-своему на стимулы. Лишь незначительное количество человеческих реакций может быть объяснено только знанием биологии человека, его личным опытом или объективными фактами данной ситуации.

Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культуру, стало быть, образуют способы взаимодействия с ситуацией , которые помогают людям жить. Культурный процесс рассматривается в культурологии как: некое дополнение к биологическим возможностям человека. Культура предоставляет способы, которые расширяют или заменяют биологические функции и в определенной степени компенсируют биологические ограничения. Например, факт биологической смерти не всегда означает, что знания умершего не станут достоянием всего человечества.

Культура выступает также в культурологии и как описательное понятие, о чем уже говорилось. В этом случае она означает совокупность результатовчеловеческого труда : книги, картины, дома и т. п.;знание путей адаптации к человеческому и физичес­кому окружению; язык, обычаи, этику, религию и моральные нормы. Культура выступает как совокупность всех представлений о стандартных типах поведения. Большая часть культуры не может быть выражена словами, и это даже, вполне вероятно, не подразумевается. Не вполне правильно говорить, что культура состоит из идей , потому что психиатрия доказала наличие так называемой культурно-узаконенной иррациональности.

Под культурой подразумеваются исторически возникшие способы жизни , явные или подразумеваемые, рациональные, иррациональные и не являющиеся рациональными, которые существуют в любой момент времени в качестве руководящих принципов поведения людей. Культура постоянно создается и утрачивается. Антрополог не только считает, что люди имеют определенные нормы поведения, нарушения которых наказыва­ются в большей или меньшей степени. Ему также понятно, что даже неодобренные системы поведения подпадают под определен­ную модальность. С позиции стороннего наблюдателя кажется, что люди бессознательно придерживаются каких-то планов или морфология любого языка всегда решает вопросы метафизических значений. Язык не просто средство общения и выражения эмоций. Любой язык помогает упорядочить накопленный опыт. Каждый континуум опыта может быть разделен по-разному. Сравнительная лингвис­та наглядно показывает, что любой речевой акт требует от говорящего определенного выбора.

Ни один человек не может реагировать на весь калейдоскоп стимулов , который обрушивает на него внешний мир. Что мы говорим, что замечаем, что считаем важным -все это часть наших лингвистических привычек. Так как эти привычки сохраняются в качестве «второстепенных феноменов», любой народ безогово­рочно принимает свои основные категории и предпосылки. Предполагается, что другие будут думать так же в силу человечес­кой природы. Но когда эти другие вдруг приходят к иным выводам, никто не считает, что они исходили из других предпо­сылок. Чаще всего их называют «глупыми», «нелогичными» или «упрямыми».

Можно ли дать определение культуры в описательном смысле? Конкретная культура -это историческая система явных или скрытых способов поведения в жизни. В какой-то степени каждый человек подвергается влиянию этого общего «взгляда на жизнь». Культуру образуют явно шаблонные способы поведения, чувств и реакций (стереотипы), но она включает и комплекс предпосылок, которые существенно различаются в разных обществах.

Культурная антропология считает, что лишь незначительное число культур можно считать едиными системами. Большинство культур, как и большинство людей, представляют собой единство противоположных тенденций. Но даже в далеких от единства культурах можно увидеть некоторые повторяющиеся в различных ситуациях мотивы. Любой народ имеет не только структуру чувств, которая в определенном смысле уникальна, но еще и массу различных представлений о мире, что служит границей межд разумом и чувствами.

Культурные антропологи полагают, что основные категории мышления неосознанны. Они передаются в основном посредством языка. Особенно сохраняет бессознательную философию группы морфология языка. Например, Дороти Ли показала, что у населения соседних с Новой Гвинеей островов ход событий не приводит автоматически к установлению причинно-следственных отношений. Это влияет на их мышление, поэтому этим людям очень трудно общаться с европейцами, которые изъясняются только в причинно-следственных терминах.

Литература

Бенедикт Р. Образы культуры /Человек и социокультурная среда. М., 1992. Вып.Н, с.88-110.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры/Человеки социальая среда. М., 1992. Вып.Н, с.4-15.

Гуревич П.С. Невостребованный Диоген /Дружба народов.199… №1, с.151-176.

Левинас Э. Философское определение культуры /0бщество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988, с.38

Лобкович Н. Философия и культура: перспективы /0бщество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988, с.491

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.

Вопросы для повторения

  • 1. Что такое философия культуры?
  • 2. Почему Н.А. Бердяев считает философию самой незащищенной стороной культуры?
  • 3. В чем различие между описательным и объяснительным понятиями культуры?
  • 4. Чем занимается культурология?
  • 5. Как распознать жанры той или иной идеи?

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

Культура

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера , компетентностей , навыков , умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

История термина

Античность

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя , которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) - самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры .

Марк Туллий Цицерон

В латинском языке слово имеет несколько значений:

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

В Европе в XVII-XVIII веках

Иоганн Готфрид Гердер

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе , в противоположность человеку «естественному», необразованному .

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг , выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением , тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII-XIX веках

В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно - просвещение .

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов» . Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура , но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

Природа - возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. - Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

В России в XIX-XX веках

Бердяев, Николай Александрович

Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание) .

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Рерих, Николай Константинович

Расширил и углубил толкование слова культура , его современник, русский художник , философ , публицист , археолог , путешественник и общественный деятель - Николай Константинович Рерих (1874-1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез » даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»:

Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.

В этой же статье он пишет:

…Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации . К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией . При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное , общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности , то есть цивилизации , которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.

Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец её окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить «Дом Культуры», но будет очень неуклюже звучать: «Дом Цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать - «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения «цивилизация Греции», «цивилизация Египта», «цивилизация Франции», но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

  • Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
  • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. - V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности ;
  • Культура Средних веков (V-XIV вв.);
  • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI вв.);
  • Культура Нового Времени (к. XVI-XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки . С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии .

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение - где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века . Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской . Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» - «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой » культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам .

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Примеры.

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры - строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика - упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных - культурология , культурные исследования, культурная антропология , философия культуры , социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры .

Примечания

  1. *Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
  2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ. - С.66
  3. Пелипенко А. А. , Яковенко И. Г. Культура как система . - М .: Языки русской культуры, 1998.
  4. Этимология слова «культура» - Архив рассылки по культурологии
  5. «cultura» в переводных словарях - Яндекс. Словари
  6. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53
  7. Гулыга А.В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26
  8. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
  9. Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
  10. Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196-197.
  11. Велланский Д.М Основные начертания обшей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С 209.
  12. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  13. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
  14. Рерих Н.К Культура и цивилизация М., 1994. С. 109.
  15. Николай Рерих. Синтез
  16. Белый А Символизм как миропонимание С 18
  17. Белый А Символизм как миропонимание С 308
  18. Статья «Боль планеты» из сборника «Твердыня пламенная» http://magister.msk.ru/library/roerich/roer252.htm
  19. Новая философская энциклопедия. М., 2001.
  20. White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
  21. White, Leslie, (1975) "The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
  22. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий)
  23. Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)
  24. Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия

Литература

  • Georg Schwarz, Kulturexperimente im Altertum , Berlin 2010.
  • Этимология слова «культура»
  • Ионин Л. Г. История слова «культура». Социология культуры. -М.: Логос, 1998. - с.9-12.
  • Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  • Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур.- М.:Магистр, 1997.
  • Асоян Ю., Малафеев А. Историография концепта «cultura» (Античность - Ренессанс - Новое время) // Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков. М. 2000, с. 29-61.
  • Зенкин С. Культурный релятивизм: К истории идеи // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001, с. 21-31.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Луков Вл. А. История культуры Европы XVIII–XIX веков . - М. : ГИТР, 2011. - 80 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-94237-038-1
  • Лич Эдмунд. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в антропологии. Пер. с англ. - М.: Издательство «Восточная литература». РАН, 2001. - 142 с.
  • Маркарян Э. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
  • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.
  • Флиер А. Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности // Личность. Культура. Общество. 2012. Том 14. Вып. 1 (69-70). С. 108-122.
  • Флиер А. Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5. С. 4-16.
  • Шендрик А. И. Теория культуры. - М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002. - 519 с.

См. также

  • Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

Ссылки

  • Вавилин Е. А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1993.
  • Ассоциация культурологических кафедр и научных центров
  • Гуреев, М. В. Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке. ,
  • Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 69-70.
  • Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 104-111.
  • Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности (окончание) // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 80-87.
  • Культура в СССР = субкультура российской интеллигенции
  • Луков М. В. Культура повседневности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2008. - № 4 - Культурология .
  • Луков М. В. Обыденная культура и культура повседневности // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 199-203.