Какие картины рисовал репин. Художник репин картины

Автопортрет

Сын отставного солдата, иконописец, талантливый студент, всемирно известный художник, педагог и большой труженик. Всё это – Илья Репин.

О художнике написаны большие и очень интересные книги, и у меня нет желания состязаться с действительно знающими талантливыми авторами. Я расскажу вам о художнике очень мало. Практически ничего не расскажу. Репин – это целая вселенная, которая требует глубокого изучения и осмысления. И его биография, и его работы – всё это, даже в самом кратком изложении, невозможно втиснуть в один пост.

Поэтому я предлагаю вашему вниманию только эскиз, только робкий намек на тему «Илья Репин. Жизнь и творчество».

Биография художника Ильи Репина

Художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, в семье отставного солдата, который перегонял лошадей на продажу, скопил небольшую сумму денег и построил дом на берегу Северного Донца.

Мать художника, Татьяна Степановна, была женщиной грамотной и деятельной – она не только занималась образованием своих детей, но и организовала небольшую школу, в которой учились и взрослые, и дети. Однако, просветительская деятельность отнимала много времени, но совсем не давала доходов. И Татьяна Степановна шила шубы из заячьего меха на продажу.

Однажды двоюродный брат Ильи – Трофим, принёс в дом акварельные краски. И в этот момент жизнь маленького Ильи изменилась навсегда – он увидел, как черно-белый арбуз из детской азбуки вдруг ожил, обрел сочность и яркость. Вот как это событие описывал впоследствии сам художника:

Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.

Когда Илье исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов – в те времена профессия топографа считалась очень престижной и выгодной. Илья проучился в школе два года и учебное заведение было упразднено. Репин нашел себе место в иконописной мастерской художника Бунакова. Прошло совсем немного времени, и весть о талантливом художнике-иконописце распространилась далеко за пределы маленького городка. В Чугуев начали приезжать подрядчики и заказчики со всей губернии.

В 1860 году Репин оставил иконописную мастерскую и родительский дом – молодого художника пригласили в передвижную (кочевую) иконописную мастерскую с окладом 25 рублей в месяц. Мастерская кочевала из города в город и в 1863 году оказалась в Воронежской губернии, неподалеку от городка Острогожска, в котором родился Иван Крамской. Кто-то из местных жителей рассказал Илье о талантливом земляке, который покинул малую родину, уехал в Петербург, поступил в Академию и даже получил золотую медаль за одну из своих картин.

Эта история настолько поразила Репина, что он начал копить деньги и через три месяца уже был в Петербурге.

Первый визит в Академию огорчил Илью Ефимовича – его работы раскритиковали, таланта у молодого художника не выявили. Неудача не охладила желания Репина – он снял комнату и устроился в вечернюю школу, где очень скоро был назван лучшим учеником школы.

Молодой художник успешно сдал вступительные экзамены в Академию и получил право присутствовать на занятиях в качестве вольнослушателя с обязанностью оплатить за обучение 25 рублей. Таких денег у Репина не было и он обратился за помощью к Фёдору Прянишникову (руководителю почтового департамента). И Прянишников помог.

Годы учёбы в Академии принесли молодому художнику несколько наград, звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу за государственный счет.

Воскрешение дочери Иаира

К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25 000. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

В июне 1872 года «Славянский базар» открылся для публики. Центральная картина экспозиции «Собрание русских, чешских и польских композиторов» принесла автору не только деньги, но и массу поздравлений и комплиментов.

Но, были и недовольные. Вот что о картине написал Иван Тургенев:

холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова.

В 1872 году Репин женился на Вере Шевцовой, сестре товарища по рисовальному классу. Молодые супруги уехали в свадебное путешествие на этюды в Нижний Новгород. Вскоре у молодоженов родилась дочь.

Как только дочь немного подросла, Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку и отправился, вместе с семьей, В Европу. Семейство совершило вояж по европейским городам (Рим и Неаполь, Вена, Флоренция и Венеция) и остановилось в Париже.

Парижское кафе

В письме Стасову он жаловался, что Рим его совсем разочаровал, а Рафаэль показался скучным и устаревшим.

Это письмо непонятным образом попало в руки журналистов и журнал «Развлечение» опубликовал ужасную карикатуру, которую сопровождали стихи:

Не правда ли, читатель мой

Что для судей таких, как Стасов

И репа лучше ананасов

Художник тяжело привыкал к французской столице, с трудом признал импрессионистов и даже увлекся творчеством Мане (поговаривают, что «Парижское кафе» написано именно под влиянием Мане).

Тем не менее, современники упрекали художника в том, что он не понимает красоты импрессионизма. Желая доказать обратное Репин написал картину «Садко». Однако, поиски денег на написание этого полотна заняли очень много времени и художник несколько «остыл». Однако, деньги случайным образом нашлись вместе с заказчиком. Картину пришлось писать. И художник, впоследствии сильно сожалел о содеянном.

Бурлаки на Волге

В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. Однако, всеобщее признание не закрывает рта критикам. Вот что написал о работе художника критик Андрей Прахов

Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться…

По возвращению в Россию семейство Репиных поселилось в Чугуеве. Долгие месяцы Поленов звал художника в Москву и, наконец, Репин решился на переезд. А переезд был очень сложным – художник вёз с собой огромное количество художественного добра. Сразу после переезда Илья Ефимович заболел малярией. Болезнь была тяжелой и продолжительной, а после выздоровления, подавшись уговорам Крамского, Репин решил вступить Товарищество передвижников.

В 1882 году семейство Репиных переезжает в Петербург – Москва утомила художника. Он везет в столицу наброски «Запорожцев», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный», а ещё сотни рисунков и эскизов.

Супруги прожили вместе 15 лет, родили ещё троих детей. Их брак был счастливым, но Веру Ивановну постоянно тяготила «салонная жизнь» жены известного художника. И произошёл разрыв, который стал потрясением для Ильи Ефимовича. Стасов (друг Репина) писал:

Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?

Как во времена счастливого супружества, так и после развода, Репин много писал членов своей семьи, близких и друзей.

В 1894 году Илья Ефимович Репин поступает в Академию живописи в качестве руководителя живописной мастерской. Это был очень сложный период в жизни художника – его нещадно критиковали, как педагога и как руководителя. Кроме того, среди преподавателей и студентов началось «революционное брожение». От автора полотен о революционерах ожидали поддержки, но Репин встал на защиту власти. Дважды он писал прошение об отставке, и в 1907 году покинул Академию окончательно и бесповоротно.

Вскоре скончалась его вторая супруга.

Крестный ход в Курской губернии

Художник поселился в Финляндии и после Октябрьской революции не по своей воле оказался в иммиграции. Много раз хотел вернуться в Россию, но всё как-то не получалось. Художник медленно угасал и в сентябре 1930 года Ильи Ефимовича Репина не стало. Перед смертью он написал прощальное письмо:

Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.

Картины художника Ильи Репина

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Летний пейзаж

Вечорницi

Иван Грозный и его сын Иван

Возвращение с войны

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила

Портрет поэта С. М. Городецкого с женой

Портрет поэта А.А. Фета

Купец Калашников

Абрамцево

Обнажённая натурщица

Осенний букет

5 августа 1844 года на свет появился выдающийся художник Илья Ефимович Репин. В честь дня рождения мастера, «Дилетант» публикует его биографию и интересные факты из жизни.

Биография


Автопортрет, 1878 г.

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Репина называют мистическим художником


Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина



Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889 г.

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.


Садко в подводном царстве, 1876 г.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Иконописец Балашов порезал ножом картину «Иван Грозный и его сын»


Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

Под конвоем. По грязной дороге, 1876 г.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.



Арест пропагандиста, 1880−1882 гг.


Арест пропагандиста, 1878 г.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.



Бурлаки на Волге, 1870−1873 гг.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.



Крестный ход в Курской губернии, 1880−1883 гг.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.



Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.



Стрекоза, 1884 г.


Осенний букет, 1892 г.



На солнце, 1900 г.


Отдых, 1882 г.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878−1891 гг.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.



Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране


Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну, а открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали от него художницкие принадлежности. Однако, это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Источники

  1. http://allpainters.ru/
  2. http://www.artariya.ru

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка - арбуз - вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов - в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец» .

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург - учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств .

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским , которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым , а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен - на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, - купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей

Илья Репин. Славянские композиторы. 1872. Московская государственная консерватория

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873. Государственный Русский музей

За свою дипломную работу - картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» - Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара - 1500 рублей - на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» .

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым , закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов . Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891. Государственный Русский музей

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина . Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.

Куоккалла - родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться - на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги - ее нет» , «Прислуга - позор человечества» . Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он… не написал. Великий представитель русского реализма в живописи… страстно увлекавшийся другими творческими методами. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и… на территории Санкт-Петербурга одновременно. Творец, оставивший множество гениальных полотен, и… находивший время для множества других занятий - от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей.

Догадались, о ком речь? Да, этот художник - Репин Илья Ефимович. Кто не знает его картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Лев Толстой на пашне», «Иван Грозный убивает сына», и кто не произносил в непростой ситуации «картина Репина «Приплыли»»! Так что вполне естественный интерес потомков вызывает краткая биография Ильи Репина, которую я с удовольствием изложу.

Биография художника Ильи Репина

Детство и юность

Родился Илья Ефимович 5 августа (24 июля ст.ст.) 1844 года. Родной город живописца - Чугуев Харьковской губернии. Отец, Ефим Васильевич - отставной военный, торговавший лошадьми, пригоняя табуны с Донщины. Мать, Татьяна Степановна, шила и продавала шубы, много занималась образованием собственных детей, да еще и организовала для горожан всех возрастов маленькую школу, где преподавались Закон Божий, арифметика и грамота.

Дар художника у Илюши проявился благодаря двоюродному брату Трофиму, принесшему в дом Репиных акварельные краски и раскрасившему арбуз на странице детской азбуки. Увидев «ожившую» ягоду, словно по волшебству ставшую сочной и яркой, мальчик так увлекся рисованием, что маме стоило труда уговорить его отложить кисточку и покушать.

В возрасте 11 лет Илья начал учебу в школе топографов, считавшейся в Чугуеве престижной, но спустя два года закрывшейся. Не растерявшись, отрок нашел первое применение таланту в иконописной мастерской местного художника Ивана Бунакова. А в шестнадцать лет вступил во взрослую жизнь - расстался с родительской семьей и первым наставником, получив приглашение в артель кочевых богомазов с месячным жалованием 25 рублей.

Летом 1863 года Илья оказался неподалеку от города Острогожска Воронежской губернии, где родился знаменитый Иван Крамской. Местные жители поведали артельщикам о земляке, к тому моменту семь лет как уехавшему в Санкт-Петербург и поступившему в Академию художеств. Услыхав эту историю, юный Репин скопил немного денег и по примеру Крамского подался в столицу.

Первые достижения

Первая попытка юноши попасть в Академию была провальной, но он не сплоховал - снял комнатушку в мансарде и пошел в рисовальную школу, где вскоре стал лучшим учеником. Со второго раза Илья сдал экзамен, а плату за его учебу внес известный благотворитель Федор Прянишников.

Написанные в годы обучения первые картины Ильи Репина были удостоены нескольких наград вплоть до большой золотой медали за «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Это полотно и принесло молодому живописцу первую славу, докатившуюся до Москвы. Как результат владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков именно Репину заказал картину с изображением знаменитых славянских композиторов. После многих лет нужды гонорар в 1500 рублей показался художнику огромным, и к 1872 году он блестяще справился с заказом.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен - «Бурлаки на Волге». Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Завершенные в 1873 году «Бурлаки» произвели фурор как в России, так и далеко за рубежом, покорив публику горячей искренностью автора, тщательной прорисовкой персонажей и ассоциациями группы обездоленных бурлаков с процессией проклятых из дантовской «Божественной комедии».

Из Петербурга в Москву - через Париж и Чугуев

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет, и дочка немножко подросла. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Вернувшись на родину, чета Репиных неполный год прожила в Чугуеве. Малороссийские (украинские) мотивы обогатили творчество живописца, включая знаменитых «Запорожцев» (1891), сочиняющих жестко-юморной ответ на ультиматум турецкого султана.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Московский период начался с неоднозначно воспринятой критиками исторической картины «Царевна Софья», после которой Репин создал множество портретов выдающихся современников (композитора Мусоргского, писателей Толстого и Тургенева, мецената Третьякова и др.), начал писать шедевральный «Крестный ход в Курской губернии» (1883), сделал наброски «Ивана Грозного», «Запорожцев» и других известных полотен.

Тем временем в семье Репиных появилось четверо родных детей (три дочери и сын) и поселившийся в доме наставника юный Валентин Серов, благодаря покровительству Ильи Ефимовича ставший видным художником-портретистом. Сам Репин охотно писал портреты близких, а наилучшим из них я считаю изображение старшей дочери Веры Ильиничны «Осенний букет».

Снова в Северной столице

Почувствовав, что Москва стала утомлять его, художник с семьей и огромным багажом переехал обратно в Санкт-Петербург, где жил с 1882 по 1900 год. Здесь вышли из-под кисти великие произведения Репина Ильи Ефимовича- историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» и картина возвращения из ссылки революционера-разночинца «Не ждали».

Название последней спустя много лет помогло родиться выражению «Картина Репина «Приплыли»». Основная версия его происхождения - посетители Сумского художественного музея по ошибке отнесли к работам Ильи Ефимовича висевшее рядом с ними произведение Льва Соловьева под оригинальным названием «Монахи. Не туда заехали». А картиной «Приплыли» окрестили по ассоциации с «Не ждали»!

Куоккала - Репино

С 1900-го и до кончины 29 сентября 1930 года Репин жил в имении Пенаты в Куоккале, которая в 1918-м стала территорией Финляндии, а после Второй мировой отошла к СССР. Вопреки стараниям советского руководства, при жизни великий живописец не вернулся в Россию, не желая оставлять насиженное место в преклонном возрасте. Зато теперь экс-Куоккала называется Репино и входит в состав города Санкт-Петербурга.

Илья Ефимович был женат дважды. Вера Алексеевна ушла от знаменитого мужа, не выдержав тягот «салонной жизни» и повышенного внимания к нему поклонниц. Детей чета поделила поровну: старшие Вера и Надежда - мужу, младшие Юрий и Татьяна - жене. Вторая супруга - писательница Наталья Нордман-Северова, к которой Репин и переехал в Пенаты. Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна оставила имение мужу, отказалась от его денег и уехала лечиться в Швейцарию, где скончалась в 1914 году. Их общая дочь прожила на этом свете две недели.

Илья Ефимович продолжал работать до самой смерти в возрасте 86 лет, даже после того, как его перестала слушаться правая рука. Живописец научился писать левой рукой и картины, и письма, которые в последние годы стали для него последним способом общения с друзьями, находящимися в СССР.

Музеи Репина, кроме Пенат, находятся в Самарской области, г. Чугуеве и под Витебском.

Картины Ильи Репина









Категория

И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал "Искусства для искусства". " Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз...приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст."

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: "Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу - красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра." Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно "Бурлаки на Волге", которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно "Бурлаки на Волге" на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник, казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему "Воскрешение дочери Иаира". Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине "Бурлаки на Волге" художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке - жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний "Далекое близкое".

С 1900 года Репин поселяется на даче "Пенаты" в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу. А летом 1870 года он вместе с другими художниками отправился на Волгу, где оказался в самой гуще народной жизни. Он наблюдал бурлаков, их тяжкий труд, знакомился с ними и представлял себе свою будущую картину. До конца своих дней он не мог забыть многих бурлаков, и прежде всего попа-расстригу Канина, которого он поставил во главе бурлацкой ватаги.

Берег Волги. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка...По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. А вот Ларька в розовой драной рубахе - нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, - такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех! А за Ларькой - старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку; а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу... И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Одиннадцать человек...Опаленные солнцем лица, коричнево-красные, горячие тона одежды, песок отмели, отблески солнечных лучей на реке...И так хорошо развернута картина вширь, что зритель видит каждого бурлака в отдельности, с особыми чертами его характера и как бы читает повесть его жизни и вместе с тем жизни всей бурлацкой ватаги.

Это монументальное произведение произвело большое впечатление на зрителей, когда оно экспонировалось на академической выставке в 1873 году и стало событием общественной жизни.

Это выпускная академическая работа на заданную тему. Продвигалась очень трудно, а после "Бурлаков" и совсем застопорилась. Не лежала душа к мифологической теме и все тут! Он даже хотел бросить Академию, чтобы не писать эту картину. Однако, товарищи отговорили. А Крамской посоветовал:"Ищите свое толкование сюжета..."

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской? И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому! Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца, и начал все сначала. Работал весь день, не замечая времени. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства - смерть сестры. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он просто "писал" человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В эту минуту в комнату вошел Христос. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Казалось, она спит. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Сейчас произойдет чудо - оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.

Картина была встречена публикой восторженно, поклонники толпились у этой картины на первой передвижной выставке. Репин получил за нее Большую золотую медаль по окончании Академии.

Вернувшись из-за границы в родной Чугуев, Репин старался непосредственно общаться с простыми людьми, с крестьянами, чтобы почерпнуть новые образы и темы для своего творчества. "Мужичок из робких" - из их числа. Вероятно, художника заинтересовал этот крестьянин своим пытливым взглядом умных, мудрых глаз?

Один из замечательных портретов чугуевского периода - портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова - пьяницы и обжоры. С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Вероятно, поэтому образ протодиакона получился таким убедительным. Все в нем - мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром,глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, - обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.

Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.

В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Репин талантливо изобразил томящий зной, иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает "хозяев жизни" высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от "чудотворной" иконы. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией - искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рядом - сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Левее на скамье сидит, по словам Репина, "местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Не доносчик ли?" Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, - это, вероятно, хозяин избы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой - с торжеством протягивает руку со связкой книг. В дверях девушка; она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика...

А пропагандист?..Ему не вырваться из рук царских прихлебателей. Он готов был к тому, что рано или поздно настанет день, и будет он арестован, брошен в тюрьму. И все-таки как трудно с этим примириться! Он знает, что не одинок, что на его место придут другие. Сколько силы, решимости в его лице, с какой ненавистью смотрит он на врагов!

Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Но тогда было другое время и мы оцениваем картину опираясь именно на него.

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Все заняты. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И вдруг открывается дверь, и в комнату входит человек. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное - как-то его примут? Он идет прямо к матери. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно, исподлобья - она не помнит отца. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека - ссыльного, о котором помнили, но которого "не ждали" в семье...За окном летний день. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу...Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Картина не нуждалась в пояснениях - все в ней понятно, жизненно, правдиво. Публика принимала горячо, восторженно, с пониманием.

Первое полотно Репина на историческую тему. Софья была человеком сильным, с неукротимым характером. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, образованность и культура, и вместе с тем, "мужицкая", необузданная грубость и жестокость.

Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I.

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы...Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница - прислужница. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Слабый, сумрачный свет, льющийся из зарешеченного окна, усиливает тягостное настроение картины.

Однажды Репин был на концерте, где исполнялась "Месть" Римского-Корсакова. "Она произвела на меня неотразимое впечатление,- говорил Репин. - Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалосьу меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване..." И Репин принялся за работу над картиной.

Начались подготовительные работы. Надо было искать натуру. Грозный был написан с чернорабочего, похожего на царя Ивана. А для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. "В лице Гаршина меня поразила обреченность, у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича." -писал Репин. Следует сказать, что через 3 года после написания картины Гаршин погиб, выбросившись с пятого этажа психиатрической больницы, куда он попал по причине болезни.

Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Он сам кроил костюмы для Грозного и для царевича. Завитками расписывал высокие сапоги с загнутыми носками. "Я работал как завороженный,"- писал Репин. Не хотелось отдыхать, отвлекаться от картины.

И вот картина окончена. В один из четвергов - вечером собрались друзья, знакомые, художники. Репин отдернул занавеску...

Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в темно-малиновых и темно-зеленых шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло. брошенный жезл и в центре две освещенные фигуры: отец и сын.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам - жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Убийство свершилось. И вот уже перед нами не царь, а отец. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь...

Как-то летом 1878 года в Абрамцеве среди друзей зашел разговор о запорожской старине. Историк Н.И.Костомаров прочел письмо, написанное в 17-м веке запорожскими казаками турецкому султану в ответ на его дерзкое предложение перейти в турецкое подданство. Письмо было с таким озорством, так издевательски написано, что все буквально покатывались со смеху. Репин загорелся и задумал написать на эту тему картину.

Репин побывал в местах, где когда-то была Запорожская Сечь. Он знакомился с обычаями местных казаков, осматривал старинные укрепления, знакомился с костюмами казаков, предметами быта. Сделал много зарисовок и этюдов. И вот наконец картина закончена.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все - каждому хочется сказать свое слово. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска - Иван Серко. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и "такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом". Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане - совсем Тарас Бульба. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак - виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде - не Андрий ли это, Тарасов сын?.. А вот "дидок" широко открыл рот, сморщился от смеха; молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо; за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове...

И вся эта толпа, все это сборище запорожских "лыцарей", живет, шумит, хохочет, но по первому зову своего атамана готова бросить все, идти на врага и душу свою положить за Сечь, потому что для каждого из них ничего нет дороже отчизны и ничего святее товарищества.

В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом перед боем Репин показывает героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Л.Н.Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью.

Писатель изображен сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Художник запечатлел Толстого с простотой и естественностью, без малейшего позирования. Поза писателя очень непринужденна.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой - все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны, и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, - такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги. И только лицо и частично руки вырываются из этого общего тона.

Глядя на лицо Толстого, на его тяжелые, натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде.

Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне.

Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Солнечные зайчики, испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду - по одежде, траве, листве деревьев - придают картине неизъяснимое очарование. Репин считал сам эту картину красивой. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть, и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.

Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты. Такой - портрет жены художника.

С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.

В начале 1881 года Репин узнал о тяжелой болезни замечательного композитора Модеста Петровича Мусоргского. Репин преклонялся перед ним, любил его, восхищался его музыкой. Мусоргский лежал в Николаевском военном госпитале на излечении. Репин пришел в больницу к композитору, который очень обрадовался приходу художника.

Мусоргский сидел в кресле в русской вышитой рубахе, в халате с бархатными малиновыми отворотами. Мартовское солнце щедро освещало больничную палату, фигуру, лицо Мусоргского. Репину вдруг стало ясно: вот так и надо его писать. Он принес краски, примостился у стола и стал писать портрет. Через три недолгих сеанса портрет был закончен.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.

Через две недели Мусоргский умер. Портрет его, задрапированный черным сукном, стоял на девятой передвижной выставке.