Введение
Мне в детстве мама читала сказки, и я слышал такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Я был ещё очень маленьким и не задумывался, почему воду в сказках называют «мёртвой»или «живой». Вода - самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна. Недаром же в течение многих столетий представители разных народов слагали о воде сказки и легенды. В русских сказках довольно часто можно встретить упоминание о «живой» и «мёртвой» воде. Когда я прочитал сказку А.Пушкина «Руслан и Людмила», то задумался о том, в каких ещё сказках можно встретить упоминание о волшебных свойствах воды.
Гипотеза: «Живая» и «мёртвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды,и как оно проявляется.
Задачи:
1. Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
2. Сравнить сказки разных народов.
2. Провести анкетирование среди учащихся класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой » воде?»
3. Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Сделать книжку - малышку для первоклассников.
Методы исследования:
1. Анализ и сравнение сказок разных народов и авторских.
2. Анкетирование учащихся.
Теоретическая часть
Вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана и т.д. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег.А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя Ивана.В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему»…Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.
Тема воды в народных и авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде.«Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
У исследователя народного творчества Александра Николаевича Афанасьева, «мёртвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы».
Я составил список произведений, в которых встречаются волшебные свойства воды. Некоторые из них я взял в библиотеке, а некоторые в Интернете.
* «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
* «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»
* «Марья Моревна»
* «Медное, серебряное и золотое царство»
* «Иван - мужицкий сын»
* «Иван - царевич и Серый волк»
* «Руслан и Людмила» А. Пушкин
* «Живая вода» Братья Гримм
* «Летучий корабль»
* «Черноволосый принц»
Прочитав эти сказки, я понял, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает.Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Русская народная сказка
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…».Василий-царевич ворует у Соньки-богатырки два пузырька с «мёртвой» водой и два пузырька с «живой», чтобы вылечить ослепшего отца.вы и два пузырька живой воды для лечения глаз «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»Русская народная сказка
Ивану-Гороху пришлось искать и выручать из лап страшного чудища свою старшую сестру. В награду за победу над Змеем Лютым добыл он и волшебной змеиной водицы.
«…Иван добыл и живо-мертвой воды, спрыснул братьев; поднялисьмолодцы,протирая глаза, сами думают:
- Долго спали мы; Бог весть, что сделалось!
- Без меня и век бы вы спали, братья милые, други родимые, - сказал имИван Горох, прижимая к ретивому сердцу.
Не забыл он взять и змеиной водицы; корабль снарядил и по реке Лебединой с Василисой-красой, золотою косой, поплыл в земли свои через три царства в четвертое; не забыл и старушки в избушке, дал ей умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала, за Горохом бежала, в пути провожала. Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью; гонцов разослал и во все земли с вестью, что возвратилась дочь их родная, Василиса-краса, золотаякоса. В городе звон, по ушам трезвон, трубы гудят, бубны стучат, самопалы гремят. Василиса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась».
«Марья Моревна» Русская народная сказка
В сказке обычная вода освобождает Кощея Бессмертного, а живая даёт жизнь царевичу. Иван-царевич «полюбился Марье Моревне и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе, и вздумалось королевне на войну собираться.
«Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
- Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе». Делать нечего, отправился Иван-царевич выручать свою жену. Нашёл её в Кощеевом дворце, когда того дома не было. И бросились они бежать из этого ненавистного царства».
«…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»
«Медное, серебряное и золотое царство» Русская народная сказка
Очень «длинная» сказка об Иване-царевиче, Настасье-царице и многом другом…
«…Иван-царевич взял кадки, переставил с места на место.
Говорит ему царица Настасья:
- В одной кадке сильная вода, в другой - бессильная. Вихрь в бою сильную воду пьет, оттого с ним никак не сладишь. Воротились они во дворец.
- Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Настасья. - Ты схвати его за палицу. Да смотри не выпускай. Вихрь в небо взовьется - и ты с ним: станет он тебя над морями, над горами высокими, над глубокими пропастями носить, а ты держись крепко, рук не разжимай. Умается Вихрь, захочет испить сильной воды, бросится к кадке, что по правой руке поставлена, а ты пей из кадки, что по левой руке... Только сказать успела, вдруг на дворе потемнело, все вокруг затряслось. Влетел Вихрь в горницу. Иван-царевич к нему бросился, схватился за палицу.
- Ты кто таков? Откуда взялся? - закричал Вихрь. - Вот я тебя съем!
- Ну, бабка надвое сказала! Либо съешь, либо нет. Рванулся Вихрь в окно - да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича... И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился - и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить.
А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьет Вихрь - с каждым глотком силы теряет. Пьет Иван-царевич - с каждой каплей силушка в нем прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсек Вихрю голову…».
Так волшебная сила воды помогла Ивану победить врага!
«Иван - царевич и Серый волк» Русская народная сказка
«Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
- Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой - Иван - царевич ожил».
«Руслан и Людмила» А.С. Пушкин
«..Волшебник выглянул — о диво!
Он видит: богатырь убит;
В крови потопленный лежит;
Людмилы нет, всё пусто в поле;
Злодей от радости дрожит
И мнит: свершилось, я на воле!
Но старый карла был неправ…
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день…»
«Иван - мужицкий сын» Русская народная сказка
В сказке «Иван - мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном.«Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а самаобернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
- Что же, никого не видали?
- Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
- Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит - земля дрожит. Слышит красавица девица - нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
- Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван - мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу - матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить - поживать, добро наживать».
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
«Летучий корабль» Русская народная сказка
Или Сказкао том, как издал царь указ - кто сделает ему летучий корабль, который будет летать по воздуху, за того он и выдаст свою дочь. Решили два умных брата счастья попытать, взяли еды и ушли в лес строить летучий корабль. В лесу встретили старика, который поинтересовался, что они затеяли. Братья прогнали его, съели все, что брали с собой, провозились с летучим кораблем, но так ничего и, не построив, вернулись назад. Тогда решил младший сын построить корабль. Взял черствую краюшку хлеба, топор и пошел строить. Встретил того же старика, у которого попросил совета, угостил краюхой. А старик тот волшебником оказался - насоветовал ему, как правильно построить летучий корабль и посоветовал всех, кого он встретит в пути с собой брать. Полетел дурачок к царю, а по дороге встретил и взял на борт летучего корабля Слухайло, он мог слышать, что делается на другом конце земли, Скорохода - он очень быстро передвигался, Стреляло - он мог подстрелить тетерку за тысячу верст, Объедало - он мог очень много съесть, Опивало - он мог выпить очень много жидкости, Холодило - у него была волшебная солома, которая все замораживала и еще одного волшебника, у которого был хворост, раскидав который на земле, тут же появлялось войско. Когда летучий корабль подлетел к царю, тот решил узнать, кто же станет его зятем. Когда он узнал, что на корабле лишь чернота и ни одного царевича и королевича, он решил придумать такие задания, с которыми никто не справится. Для начала ему понадобилась живая и мертвая вода - с этим заданием справился Скороход, но уснул на обратной дороге, и Стреляле пришлось выстрелить по дубу, под которым он уснул. Скороход проснулся и принес воду… Младший сын женился на царской дочери и жил припеваючи.»
«Черноволосый принц» Словацкая сказка
«Только заря занялась, а Баба-Яга уже тут как тут, ставит на стол два пузырька и говорит: Набери в эти пузырьки живой и мертвой воды, хотя бы по капельке и к вечеру возвращайся, а коли задержишься, не сносить тебе головы. Повернулась и пошла ворота сторожить. Стал принц думать-гадать, что за вода такая и где ее взять. Вдруг слышит, кто-то в окошко стучится. Поглядел - а там две птички. Те самые, которых он из силка вызволил. Принц окно распахнул, слышит - одна птичка щебечет: „Не печалься, мы тебе поможем, принесём воду живую и мертвую. К вечеру жди. "Полетели птички в далекие края. Принц тем временем по саду гуляет. Он вернулся, а птички уже в окно влетают, из своих клювов в пузырьки воду капают - живую и мёртвую»
Практическая часть
Я изучил мнение моих одноклассников по вопросу «Что я знаю о«живой» и «мертвой» воде?» (Приложение 1) На вопросы анкеты отвечали 25 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Перо Жар-птицы» (2 чел.), «Марья Моревна» (3 чел.), «Иван - царевич и серый волк» (4 чел.), «Конек - горбунок» (4 чел.) Встречались ответы «Не помню». Свою задачу я вижу в том, чтобы напомнить одноклассникам уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды - исцеление, оживление - указали 25человек.
Действие «мертвой» воды: - убивает - 23 чел.,
- наполняет злостью - 2 чел.,
- не дает умереть - 1 чел.
Рецепты использования «живой»и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Юля: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Настя: « «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Арсений: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 22 человека, отрицательно - 3 человека.
Я придумал свою сказку «Живая и мертвая вода», в которой используются ее волшебные свойства. Иллюстрации к книге мне помогла сделать Аня Клинова. Я надеюсь, что сказка будет интересна малышам.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Я придумал свою сказку «Живая и мертвая вода», в которой используются ее волшебные свойства. Скоро у первоклассников Праздник Азбуки, я подарю им эту книжку-малышку.
Можно ли «белому» человеку без опаски напиться водицы из матушки-Ганги? Не сдохнет ли он после этого сразу в корчах и муках?
Игорь Владимирович Давиденко расскажет в этом фильме не только про Гангу. Он полемизирует с авторами идей и теорий о «живой» и «мёртвой» воде, размышляет о «водяной» человеческой цивилизации и предрекает её будущее с цифрами и фактами в руках.
Казалось бы, ну нет в воде ничего особенного. Что может быть банальней, чем вода? :yes:
Но не тут-то было! Современные исследования, сделанные российскими учёными и их зарубежными коллегами, заставили сегодня смотреть на воду другими глазами. И возрадовались мистики и блаженные всех мастей. И воздели руки к небу в молитвенном экстазе, и наполнились проруби и полыньи разгорячёнными телами, а ёмкости для «святой воды» теперь никогда не пустеют!
Что может быть привычней, чем ашдвао? Летом поливает нас дождем, зимой - засыпает снегом. Покрывая около трёх четвертей поверхности нашей планеты, вода входит в состав всего земного: горных пород, минералов, растений, не говоря уж о живых организмах. Да и сами мы процентов на 80 состоим из воды.
С одной стороны, вода считается колыбелью жизни, с другой - вода не раз становилась причиной глобальных катастроф. Чего стоит хотя бы Великий потоп или уход под воду легендарной Атлантиды!
Во все времена и у всех народов вода в реальной жизни и в сказаниях использовалась как во вред, так и во благо. Вода несла смерть и вода возвращала к жизни. Без воды не обходятся церковные ритуалы, вода - непременный атрибут магических манипуляций.
Слишком многое в нашей жизни зависит от воды, чтобы относиться к ней как к неприметной жидкости. Воду изучали испокон веков - толкли ее в ступе, пробовали на вкус, расщепляли химреактивами.
Итак, всё ли так просто с простой водой?
Теперь некоторые деятели науки, а тем более культуры теперь считают, что
1. Вода не просто стихия, что вода реагирует на определённое действие или мысли человека.
Вода распознает направленные к ней информационные сигналы, и потому её можно программировать и перепрограммировать, насыщать энергией и даже воссоздавать её уникальные природные свойства, т.е. структурировать воду.
2. Вода информационно заряженное вещество. Она хранит информацию обо всём, с чем соприкасается при помощи кластеров. Самый сильный способ зарядить воду информацией, это передать воде эмоциональный заряд человека (передавать можно мысленно или словесно).
Вода реагирует на любые наши эмоции и чувства. Отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии – создают прекрасные картины из кристаллов.
“…25-ого июля 1999 в 04:30 утром 350 людей собрались вместе и посвятили свои слова озеру Бива. Своё посвящение озеру вместе с нами произносил и 97 летний создатель “Большого посвящения”, господин Нобуо Шиойа. Результатом этого был невероятный успех, который действительно удивил нас, а публику ещё больше. Результат этого, господин Шиотани описал в его книге “Jizairyoku-2” изданный Sunmark-press 25 сентября, 2000 г.: “Самое большое озеро в нашей стране, источник воды для целого района, Озеро Бива в префектуре Шига – это пример ужасающего загрязнения, с неприятным запахом и грязной водой.
Больше не могли мы видеть, что это красивое озеро превращается в сточную канаву. Каждое лето поверхность озера покрывается водорослями, называемыми “kokanada” – это морские водоросли, которые затем разлагаются. Они распространяют сильную вонь вокруг и так в течение более чем двадцати лет, несмотря на то, что префектура провела крупномасштабную операцию, чтобы прополоть их. Однако, в последнем году (1999) в течение лета по некоторым причинам (каким – читайте ниже) эти водоросли вообще исчезли, и больше не было никаких жалоб к городскому ведомству, а это озеро обычно заболачивается в течение нормального года. Об этом было сообщено в газетах, и никто не мог догадаться, почему это случилось.
Но это “чудо” также может быть объяснено – это результат силы мысли. Это – факт, но то, что я – один из организаторов этого случая, никто ещё не знал. В том году это событие было запланировано нами.
Нужно было очистить воды Озера Бива силой слова, и это была часть наших исследований Hado. Если бы воды Бива стали бы чистыми, можно было бы очистить воды всей Японии. Наша идея была в том, что эта группа людей должна была там использовать мощность Hado. Я был также приглашён туда и в гостинице на берегу озера, рассказал о методе “силы мысли и управления дыхания”. Затем следующим утром приблизительно три сотни участников собралась на берегу озера. Все мы стояли на берегу, я в середине, и как только восходящее солнце появилось перед нами, мы начали петь слова нашего “Великого Посвящения”: “Вечная сила вселенной собирается через нас, чтобы наполнить наш мир истинной и великой гармонией”.
Я руководил действиями группы, и каждый произнёс эти слова десять раз. “Великое Посвящение”, использует безграничную энергию, заполняющую вселенную, – мощное утверждение, чтобы реализовать мир и гармонию во всём мире. Это – слова, которые могут быть ясны всем как установленный факт. При помощи этого Посвящения мощность утвержденного слова соединяется с вечной энергией вселенной, проходит через окружающих и проникает через них, давая людям во всём мире энергию и намерения для выполнения желаний и счастья. Это наиболее мощная аффирмация в словах является также утверждением, которое усиливает намерения.
После этого мероприятия я, будучи уже немолодым человеком, отправился в гостиницу. Это случилось в июле прошлого года. И затем в газетах было написано, что водоросли, которые до прошлого года каждое лето покрывали толстым слоем воды озера и разлагались, заиливая дно, внезапно исчезли без всяких на то видимых причин. Через год жалобы на неприятный запах гниющих водорослей к префектуре полностью исчезли…
Наши мысли, которые были посланы группой людей, обуздали источник неприятного запаха и преобразовали поверхность озера в чистое состояние. Наши мысли несли гармонию и стабильность через наше “Великое Посвящение”, они были переданы к траве и воде, изменяя их качества и очищая загрязнение. Не только человеческие умы, но также и все формы жизни в этом мире подобны воде, которая реагирует на наши человеческие мысли. Они принимают мысли, и это изменяет их качества”.
А вот эксперимент, который проводился школьниками 8-го класса школы п. Мужи, Шурышкарского района под руководством учителя биологии – Корсаковой Марины Игоревны.
В результате проведённого эксперимента они выяснили следующее:
Вода действительно способна переносить информацию о звуковых воздействиях, которым подвергалась определённое время, иначе значительных различий во всхожести и сроках прорастания однотипных семян в четырёх группах не обнаружилось бы.
Музыка различного характера действительно влияет различно на прорастание семян, причем классическая музыка значительно стимулирует этот процесс, поп – музыка – незначительно, а рок – музыка замедляет.
Таким образом, можно сделать выводы, что вода способна запоминать и переносить звуковую информацию, а та, в свою очередь, способна вызывать изменения в прорастании семян. Следовательно, возможно при помощи воды массово влиять на сколь угодно большие группы растений.
Эта работа имеет огромные перспективы. Подобные опыты можно проводить и на сельскохозяйственных растениях, не только на семенах. Количество возможных звуковых ассоциаций огромно. Мы надеемся, что эта работа будет продолжена учениками нашей школы и что ими будут достигнуты более высокие и конкретные результаты.
Вряд ли найдется вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное и физическое воздействие на человека и окружающую его живую природу, чем музыка. Сила музыки, по словам великого русского композитора А.Н.Серова в том, что она «дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки и составляет главную прелесть, главную чарующую силу. Она – непосредственный язык души».
Однако не надо забывать о том, что не любая музыка благотворна, не любой звук лечит, и внимательно отслеживать те воздействия, которым мы подвергаем свой организм”.
3. Вода своего рода биокомпьютер, с помощью которого, человек может даже создать нужные условия существования.
Ну вот, примерно так.
А теперь давайте выслушаем мнение выдающегося ученого, автора многочисленных научных и научно-популярных книг профессора Игоря Владимировича Давиденко о химически простой, но сакрально сложной Её Величестве Воде.
Приходите и возвращайтесь, подписывайтесь и ставьте оценки, и давайте дружно скажем «ТАЙНАМ НЕТ!»
Максишин Сергей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской научно- практический марафон
«Шажок в науку. Юниор»
Секция «Литературоведение»
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Исследовательская работа
Выполнена
учеником
2 «Б» класса МОУ «СОШ №226»
г. Заречный
Максишиным Сергеем.
Научный руководитель:
учитель начальных
классов МОУ «СОШ №226»
Малькова Елена Александровна
г. Заречный
2011г.
ВВЕДЕНИЕ
Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства. Я решил исследовать, в каких русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила.
Цель работы:
Задачи исследования:
Провести опрос;
Гипотеза:
Методы исследования: анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), изучение литературы, сопоставление и анализ собранного материала.
Объект исследования: русские народные сказки.
ГЛАВА 1.
« Сказка- ложь, да в ней намёк…»
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.
Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте. А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать».
Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
ГЛАВА 2.
«Чудеса, да и только!»
1. С помощью анкеты мною были опрошены 23 одноклассника. На вопрос, знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде, ребята назвали следующие сказки:
- «Иван- царевич и Серый волк» - 11 учеников (47%);
- «Марья Моревна» - 3 ученика (13%);
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик (4%).
Других ответов дано не было.
Ответ на вопрос «Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?» был близок к верному только у двух человек (2%).
Проанализировав анкеты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я увидел, что мои одноклассники знают мало сказок о воде и не имеют представления, в чём же заключается её волшебная сила.
2. В городской и школьной библиотеке я нашёл необходимые мне для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван и чудо - юдо»
- «Иван - мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван - Горох»
- «Иван - царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство».
3. Ознакомившись с собранным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок. Так, в русской сказке
Из сказки «Марья Моревна»
- Ах, как я долго спал!»
Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
Ох, крепко же я спал!
Чудеса, да и только!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я пришёл к выводу , что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу:
ЛИТЕРАТУРА
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984.
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4- 6 кл.- М.:
Просвещение, 1983.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки
Submitted by Ola on вс., 09/08/2009 - 23:03 Книги и архивы миф мифология сказка
Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги»,
Москва 2002.
Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.
Словарь Славянской Мифологии (Дом Сварога) http://www.pagan.ru
Copyright © 2006-2010, Золотая Формула.
E-mail: admin(собака)goldformula.ru
Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.- СПб., 2005, с.65-68
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПБ., 1892. т.12, с.748-749
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: « Педагогика»,1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Дорогой друг! Прошу тебя принять участие в опросе и ответить на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде? Напиши их название.
2. Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования
В анкетировании принимали участие - 23 человека.
1. Назвали сказки:
- «Иван- царевич и Серый волк» - 11 учеников (47%);
- « Марья Моревна» - 3 ученика (13%);
- « Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик(4%).
Других ответов дано не было.
2. Близки к правильному ответу только 2 ученика (8%).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сказки, в которых упоминается о «живой» и «мёртвой воде».
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
- «Иван и чудо - юдо»
- «Иван - мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван - Горох»
- «Иван- царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство»
ТЕЗИСЫ
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Исследовательская работа
Обоснование актуальности темы:
Все дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде.
Я спросил у одноклассников и родителей:
В каких русских народных сказках встречается упоминание о воде?
В чём волшебство воды?
Выяснилось, что мои друзья знают много сказок, но про воду затруднились назвать. Я решил им помочь.
Цель работы:
Выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.
Для достижения поставленной цели, я обозначил для себя задачи :
Провести опрос;
Сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;
Обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;
Хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
В ходе ознакомления с полученной информацией была выдвинута гипотеза :
«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».
Результатом работы стали подбор материала и слайд- презентация.
Ознакомившись с собранным материалом, я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть.
Отрывки из сказок, где упоминается «живая» и «мёртвая» вода.
В русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна»
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»
Сюжет из сказки «Иван- царевич и Серый волк».
Лежит Иван- царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил.
Ох, крепко же я спал!
В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу : «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».
С самых давних времен люди догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Но пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства.
В каких же русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила?
Сказка- ложь, да в ней намёк...
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте.
А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.
Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника.
Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные.
По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»«Иван и чудо - юдо»
«Иван - мужицкий сын»
«Марья Моревна»
«Царевич Иван - Горох»
«Иван - царевич и Серый волк»
«Медное, серебряное и золотое царство»
В русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.
Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого.
Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок.
Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна». …Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело. - Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: - Ах, как я долго спал!»
«Иван- царевич и Серый волк». Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: - Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!
Чудеса, да и только!