Как зовут томми кэша. Томми Кэш — о новом альбоме, косяке Снуп Дога, тапках из хлеба и хейтерах. Он тоже будет называться Pussy Money Weed

Укрываясь от так и не наступившего московского лета в лобби отеля на юге города, Томми Кэш на отличном русском рассказывает мне о своих планах стать Канье Истом. Что это для него значит? «Инноватор, визионер. Чувак, который ломает рамки и приносит в игру что-то новое. Ведь, если честно, никто до нас не использовал стили east, post-soviet. Никто», - улыбчивый Томми в жилетке, напоминающей кевларовый бронежилет, вдруг становится серьезным, и кончики его усов опускаются впервые за время нашего разговора. За день до этого он отыграл плотно набитый Yotaspace, а через неделю будет делить одну сцену с испанским авангардистом Arca на важном фестивале Sónar в Барселоне. Запросы «Томми Кэш» в «Гугле» уже давно выдают не творчество брата легендарного кантри-музыканта, а дикие клипы эстонца, сделанные в стиле веб-панка, буквальной фетишизации постсоветской эстетики или даже боди-хоррора.

Кэш вырос на окраине Таллина, что сделало его коренным носителем постсоветского стиля. «Дачи не было - все время был на районе», - вспоминает Томми. Уже тогда, не подозревая о своей будущей рэп-карьере, он вдохновлялся Эминемом и в особенности Канье Уэстом. Рэп начал читать в 17–18 лет: «Мы с чуваками джемились, стебались: дай, думаю, что-нибудь зачитаю… все это было в шутку. Но я сразу влюбился в эту тему - и понеслось. Мне моя девчонка говорила: «Чувак, ты какой-то … занимаешься». Но меня это не останавливало, я делал дальше». Первый сингл Томми Кэша вышел в 2013 году: на треке «Guez Whoz Back» эстонский рэпер с акцентом, который логичнее всего сравнивать с Die Antwoord на восточноевропейский лад, рассказывает слушателю о своем происхождении: «появился из каких-то химических отходов и кончи», «[я] - научный проект, сбежал из Казахстана». В клипе, действие которого происходит на таллинской автосвалке, Томми сидит на вилке погрузчика и обнимается с бульдогом - очень похожую картину можно увидеть в клипах последних лет, где западные музыканты начинают активно интересоваться всем модным и постсоветским: например, снятом на Троещине в Киеве.

С тех пор Томми активно развивал образ короля усыпанного панельками района: не расставался с тремя полосками, вешал ковер на обложку своих альбомов, увлекался рейв-наследием 1990-х, зачитывая под габбер и драм-н-бейс. В итоге на это начали обращать внимание западные издания, полюбившие европейский восток и Гошу Рубчинского. «Я пишу постсоветский рэп - это то, что меня сделало, окружало с детства. То, что я очень ненавидел, но в один момент понял: я должен показать это людям, - рассказывает Томми. - Для меня важно не носить бренды, которые никогда не носил, просто чтобы выглядеть как черный из Америки, или, например, ездить в «кадиллаке». Не пойми меня неправильно, мне очень нравятся американские машины, но я забил на это, когда понял: давайте делать так как есть. [В своем образе] я ничего не менял». В России же, где спортивным костюмом и раскатистым Р никого не удивишь, Томми скорее почивает на лаврах царя веб-панка и Tumblr: его зовут играть на «Витчаут», а на его первых московских концертах на разогреве выступал еще не ставший таким виральным Pharaoh.

Как и любой уважающий себя рэпер, Томми продолжает подчеркивать, что главное для него - оставаться настоящим: «Мне нравится, что ХXXTENACTION (американский новичок, который недавно вышел из тюрьмы. - Прим. ред. ) хочет убить всех фейковых рэперов. Сейчас очень многие попадаются на таких штуках - оказывается, что самолет у этого чувака на самом деле арендованный. Фейк то, фейк это. Мне кажется, что мы двигаемся в сторону реализма, того, что проповедует Кендрик Ламар. Хотя, я думаю, он этого уже не сделает, потому что скоро его поглотит мейнстрим. Но на его место встанет какой-нибудь другой чувак». Искренность привлекает Кэша и в российских рэперах: «Вчера буквально увидел Хаски, клип «Ай». Я его не заслушал пока, но мне очень нравится, напомнил Ol’ Dirty Bastard. Нравится его подход, он настоящий».

«Leave Me Alone»

На мой ожидаемый вопрос о моде на все постсоветское на Западе и том, как это сказывается на его творчестве и популярности, Томми отвечает: «Это, конечно, помогает. В то же время ты думаешь: […], может надо типа [завязывать]? Поэтому мы и сделали «Winaloto» - и так уже столько было клипов с постсоветской эстетикой. Я хотел вникнуть в другой мир, которого нету, который не так легко создать». Вдохновиться на отказ от постсоветской эстетики помог поход в Лувр - там Томми решил, что хочет сделать клип, «основанный на теме кожи». Пытаясь парировать, я привожу в пример самый последний клип музыканта - «Surf». «Да, я понимаю, о чем ты… но мы все равно старались взять тему, которой все-таки не так много вокруг, - пионеры, например. Я старался не делать Гошу», - отвечает музыкант. Он вот-вот выпустит новый альбом, но от вопросов про грядущий релиз увиливает, хитро щурясь: «Я думаю, там будет то, что людям очень нравится».

На московском концерте Томми Кэш выступал совершенно один. Единственным видимым аккомпанементом был огромный экран, заряженный кадрами из российских криминальных сериалов 90-х и видеоигр вроде Need for Speed, веб-панком и прочей Tumblr-эстетикой. Пестрый видеоряд двигался в такт музыке, даже когда Томми разгонялся до привычных ему 160 ударов в минуту. «Мы поняли недавно - надо, чтобы я был один. Это так банально - 25 лет уже рэперы вшестером с диджеем на сцене прыгают. Я хочу делать по-другому, - объясняет репер. - Мне очень нравится Марина Абрамович, и я, глядя на нее, думаю, как мне достигнуть нового уровня на сцене: вот я остаюсь один на сцене, как это можно дальше развить? Я хочу быть Энди Уорхолом от мира рэпа. Сейчас другое время, нужно расширять рамки того, что входит в понятие «артист».

Вспоминая о жизни в Эстонии, рэпер снова начинает улыбаться: там его ждет просторная квартира («с подсветкой и бетонными полами - в стиле фильма «Tron»), а также любимые лошади - Сайз и Респект. «Я катаюсь пару раз в неделю, - рассказывает Кэш про любимое хобби. - Мои лошади живут в конюшне под Таллином. Едешь туда и исчезаешь на пару часов из мира: все так спокойно, про телефон забываешь. У лошадей есть эта тема, они реально делают тебя спокойнее. Когда возвращаюсь из конюшни, чувство - как будто покурил. Ну или на массаж сходил».

Кто-то называет этого парня идейным последователем Die Antwoord и талантливым шутником, высмеивающим шаблоны культуры хип-хопа, а кто-то — фриком, который решил въехать в мир шоу-бизнеса на эпатаже. Мы решили разобраться с этим и лично поговорили с Томми Кэшем, эстонским репером, который с одинаковым успехом может кривляться перед камерой в костюме Adidas и вполне серьезно рассуждать о современной музыке.

Ты нравишься русской аудитории — в чем секрет: люди приходят просто «поугарать» на твои концерты или они чувствуют в тебе родную душу, понимают твою музыкальную иронию?

Я думаю, что имеет значение и то, и другое. Здесь меня действительно чувствуют своим. Сейчас люди во всем мире избегают русской эстетики, а я ее сделал одним из центральных элементов в моем творчестве. При этом я все-таки иностранец — и люди здесь это оценили.

Есть ли в твоем сценическом образе «фрика» элемент продуманности? Делал ли ты ставку на эпатаж, понимая, что это зацепит людей, или все шло само собой?

Не, такие штуки не про меня. Я с детства плохо ладил с точными науками, никогда ничего не планировал. Мой настоящий образ мышления полностью соответствует тому, что я делаю. Знаю множество музыкантов, которые строят свою музыкальную карьеру по четкому бизнес-плану, но у меня так просто не получилось бы. С мамой я такой же, как и на сцене перед 1000 человек.

Есть ли какая-то вещь, которую тебе стыдно было бы сделать в клипе? Или, может, нечто такое, что ты никогда не выложил бы инстаграм?

Хмм (задумался ) . Может, **й? Нет, его не стыдно — запросто выложил бы. Сразу тысяч десять фолловеров подцепил бы (смеется). Ты знаешь, не смогу даже сходу придумать нечто такое. Наверное, в этом вся фишка моего образа — мне по барабану на вещи, которые обычно вызывают стыд.

А тебя когда-нибудь преследовали за твой имидж? Ну, может, сумасшедшие мамочки, которые хотят своих детей оградить от «тлетворного» влияния?

Это очень странно, но пока еще не было. За окном с факелом точно пока никто не стоит (смеется). Хейтеров полно, конечно, но в настоящие конфликты я не попадал. Знаешь, вот есть, например, Little Big — тоже пока целы и здоровы, хотя они жутко политизированые ребята, ходят по краю — их многие даже называют русофобами. Мне до них далеко в плане «шоковости», так что пока нечего опасаться, я думаю.


Фото: Sohvi Viik

Во многих интервью ты говоришь, что для тебя стерта грань между визуальным перфомансом и музыкой. И все же, в какую сторону кренится здесь баланс?

Сейчас мне очень интересно работать над музыкальной составляющей. Знаешь, давит ощущение застоя в индустрии — слишком мало новых идей. Это как каждый день есть пиццу из микроволновки — вкусно, но надоедает. Я сейчас слушаю много музыки из начала 2000-х: и вот знаешь, даже она кажется такой свежей, там прям везде чувствуется взрыв идей, какое-то развитие. А сейчас — движение в одну сторону. Очень трудно найти что-то новое: как в чужом, так и в своем творчестве. Поэтому да, я много думаю о том, как сделать музыку интереснее.

Как думаешь, это может привести тебя к более «серьезному» творчеству?

Думаю, этот процесс идет уже сейчас. Я пишу все больше текстов про real-life-stuff. Конечно, есть желание начать делать что-то иное.

А нет страха, что имидж «фрика» прицепится к тебе и будет мешать людям воспринимать тебя как серьезного артиста?

Я думал об этом, это сложный вопрос. Надеюсь, что у меня получится как у Дэвида Боуи — постоянно меняться и сделать это своей фишкой (смеется). Перемены происходят с каждым, это нормально — просто они могут быть резкими или плавными. В любом случае, на одном месте сидеть было бы просто скучно.

Конечно! Да я вот тут плотно подсел на поп-музыку, недавно переслушивал первые альбомы Тимберлейка — так свежо было для моих ушей. Какие же крутые биты там, какой кач!

А ты петь не думал?

А я кстати в детстве очень много пел в хоре, у меня был очень высокий голос, типа как мужское сопрано. Можно попробовать.

Сейчас конец года, все музыкальные издания подводят итоги, делают списки лучших альбомов — ты бы мог называть свой личный топ-5?

Так, а что там вообще в этом году хорошего выходило?

Ну почти везде в тройку лучших попадает To Pimp A Butterfly Ламара

Да, это очень сильная работа, я проникся прям с первого трека — сделать «совместку» с Клинтоном (Funcadelic) было очень сильной идеей. Еще я очень радовался альбому ASAP Rocky — два года его не слышал до этого. Но потом стал понимать, что за это время он почти не вырос, не изменился: все те же самые bitches, assholes… ну ты понимаешь.

Но музыкально там точно был шаг вперед, много эклектики, как и у Ламара

Да, но и с этим он не до конца пошел. С музыкой получилось как-то «посередине»: типа как «давайте выпендримся, возьмем рок-сэмпл для песни, сделаем претензию на концепт и … не пойдем до конца». Вот такое чувство от альбома было. Нельзя так. Так, какие же еще альбомы… У Мэнсона, героя моей юности альбом вышел еще. Но я его не послушал.

Ну, если ты уверен, что он войдет в пятерку, то можем засчитать и его

Хаха. А, знаешь, давай так: я назову четыре альбома года, которые я умудрился не послушать. Пусть тогда будет Мэрлин Мэнсон (альбом The Pale Emperor), Kid Cudi (альбом Speedin Bullet 2 Heaven) — все рассказывают, что альбом полный треш, но я все равно люблю Кади. Еще пусть будет Lana Del Rey — Honeymoon, отмечу за ее потрясающее умение держаться своего стиля и при этом оставаться в рамках мейнстрима. И закроем четверку альбомом Grimes — Art Angels.

25-летний эстонец Томас Таммеметс - это демоническая харизма, ломаный английский и постсоветская гротескная эстетика, которую он, справедливости ради, взял на вооружение задолго до приевшейся моды на кириллицу и все ей сопутствующее.

На этой неделе он выступает на сцене крупнейшего фестиваля Sonar в Барселоне. Еще через пару дней - на легендарном Glastonbury. Если и есть сейчас у восточно-европейского рэпа батя, то у него аккуратненькие усики и зовут его Tommy Cash.

Пока Томас отлучился на перекур, знакомлюсь с прекрасной Анной, которая, как оказалось, одновременно является его девушкой и менеджером. В отличие от артиста она почти не говорит по-русски, но с радостью делится историями из тура (“65% времени проводим в дороге”) и рассказами про Европу. “Смотрю, интервью уже в самом разгаре!” - шутит Томас, возвращаясь к нам. Вот теперь точно да.

Слышал, ты неплохо знаком с репертуаром Киркорова. Как так?

Все благодаря моим родокам, они слушали дома эстраду. По телеку постоянно шел Первый канал. Мама у меня украинка, а папа русский. Сейчас Киркорова, может, и не напою, но какие-то мотивы помню. Старая русская попса - это прикольно. Группу Тату реально обожаю.

Расскажи про место, где рос.

Микрорайон Копли, Таллин. Это такое гетто, являвшееся популярным местом для героинщиков и других наркоманов. Когда мне было 9 лет, я издалека мог сказать, под чем человек. Я их изучил, катаясь на трамваях. Этот район - конечная трамвайного маршрута. Там полно покинутых двухэтажных деревянных домов. Они жутко воняли и гнили. Такой маленький Детройт. И вот на отшибе стоят таких 20-30 домов - это и есть Копли. Такая жизнь была. А на контрасте - красивейшая природа и море буквально под окном.

Объясни, а как молодой человек, выросший в таких краях, стал интересоваться искусством?

Знаешь, это было эмоцией, позволявшей покинуть это место. Уехать с этого района и с этого города, где ничего не происходит. Это был мой антидот, потому что это место казалось мне невыносимо скучным и чересчур нормальным. Творчеством я создавал свой мир.

С друзьями детства общаешься?

Да. Пара из них в тюрьме, но вот летом выйдут, все кул.

Кто тебе впервые поставил рэп?

Мой первый учитель танцев. Он был очень продвинутым, носил одежду марки "Bape", а в то время, 11-12 лет назад, это было острие уличной моды. Он любил "адик". Катался по миру и копил большие артбуки стилей разных стран. Думаю, его отношение к стайлу передалось и мне.

Мы с ним недавно созванивались. Его зовут Джон, живет в Барселоне. Следит, радуется моим успехам. Он для меня реально стал гуру. Он еще такой, знаешь, лысый, а на затылке маленькая косичка, как у шаолиньского монаха. Первой рэп-кассетой для меня стал "Eminem Show" . Тексты с него я набирал дома на допотопной печатной машинке. Слушая альбом на огромном "пионерском" плеере, я понимал далеко не все слова. А когда не понимал - пробовал подбирать по созвучию. Получалось нечто похожее на плохо набранный текст с сайта Genius. Думаю, мои там песни кое-как вбиты. Кто-то услышал вместо "cat", скажем, слово "hat" - и давай декодировать.

До того, как стать рэпером, ты был на подтанцовке у местных эстонских артистов.

Когда ты танцор, ищешь любые способы зарабатывать своим делом. Какое-то время я действительно танцевал у других артистов, сейчас даже не вспомню их имен. Локальные шансонщики. Можешь себе представить, какой сложности это были постановки. Но это не было моим основным источником дохода. Меня поглотил фристайл и танцевальные баттлы.

Очень интересно послушать про твоих лошадей. Расскажешь?

Это все благодаря вот этой девушке (показывает на сидящую рядом Анну). Она была продюсером видео "Euroz Dollaz Yeniz". Она давно ездит верхом профессионально. Года 2 назад впервые затянула покататься и меня - и я влюбился. У нас есть 2 лошади. Зовут Сайз и Зодиак.

Долго учился держаться в седле?

Только впервые сел - и сразу пустился в галоп. Моментально научился. Это так круто! Я просто с самого начала не боялся, поэтому все произошло быстро. Ты не подумай, моя любовь к лошадям - это не прикол для промо. Не для того, чтоб сидя на лошади, для камер позировать. Это for real.

Где они содержатся?

В конюшне. 15 минут езды за город - и ты на месте.

Свою музыку ты характеризуешь тегом “пост-советский рэп”. Чем тебя так "пост-советскость" эта и Восточно-европейский вайб манит?

Они меня не манят вообще. Пока я рос, я их ненавидел. Вначале не понимал, конечно, что это и чем обусловлено. Это та самая серость, от которой хочется сбежать. А потом однажды осознал, что это и есть я. То, что меня меня сформировало. Я тут вырос. Я это видел. Я не черный. Никогда не сидел в "Кадиллаке". Я не trill. А снимать чуждые нам клише - не вариант. Сейчас пост-советская эстетика уже стала повсеместной, а когда я начинал с ней работать, в 2013 году, такой тенденции не было. Мы ее опередили.

Почему тренд на осмысление советского прошлого внезапно стал так популярен?

Та просто всех уже... [утомил] Запад. Все знают по фильмам, как выглядит Нью-Йорк. А там никто не знает, как выглядит Киев. Все в постоянном поиске чего-нибудь нового. Вот и настало время, когда в поисках этого нового они докопались до нас.

Эту эстетику ты показываешь зловещей и жуткой.

Это пока что. Я не хочу на ней замыкаться. В творчестве надо отобразить все цвета радуги.

Не поступали жалобы на то, каким гротескным ты изображаешь эти пост-советские реалии?

Нет. А почему это может кого-то оскорбить?

Скажем, увидев на тебе в клипе "Surf" пионерский галстук, у активистов могут воспылать жопы.

Прямо настолько? Нет, такого еще не было.

Грибов слышал?

Мы же с ними болтали! Я стараюсь быть хорошим хостом для артистов, которые к нам приезжают. Совпало, что во время приезда Грибов, мы как раз были в Таллине. Я просто написал в директ: "Ребята, если что-то надо, можете у меня спрашивать". Они очень приятные парни, сразу поблагодарили. Потом познакомились лично на их концерте, ярко выступили. Я понял, что песен у них в репертуаре пока немного, они некоторые повторяли - но это нравилось публике. И вот сегодня сижу я в киевском аэропорту - и они пишут: "Привет, чувак, ты сегодня в Киеве?" Отличные ребята. Я про это думал, было бы круто с ними трек сделать. У них же еще не было фитов. И по визуальной эстетике мы немного пересекаемся, опять же.

Кто из русской музыки тебе нравится?

Скриптонит. Новый альбом пока не слушал, но прошлый очень понравился по звучанию. Кто еще? Я фанат певицы Луны. Ставил ее "Бутылочку" на европейском сете, диджея специально попросил, чтобы он добавил в микс.

Твоя цитата: “Через пару лет я буду сидеть у костра с Kanye West, Kim, их детьми, и рассказывать дикие истории, произошедшие со мной в туре по России”. Я, конечно, не Канье и не Ким, но расскажи какую-нибудь дикость и мне.

Это, кажется, произошло в Казани. Выходим мы на улицу после концерта покурить. Тут же нас окружают фанаты. Сначала человек 10. Потом 20. 30. 50. А рядом с клубом секьюрити стоят, ну очень злые - по выражениям лиц видно. Я еще подумал, что, наверное, бывшие боксеры. И они начинают этим людям приказывать отойти подальше от клуба. В толпе был парень, он просто хотел со мной фотку. Он подходил ко мне. Добрый чувак, абсолютно вменяемый. Секьюрити что-то не понравилось - и он начал этого парня избивать. Они отошли в сторону и начали драться. И вот момент: нас уже ждет такси, вся моя команда загружается в машину, зовут меня. Краем глаза замечаю, что этот чувак упал, а секьюрити продолжает бить его ногами. Я вижу, как он заносит ногу над ним, будто в фильме "Американская история Икс". Меня уводят, нас продолжает преследовать толпа. Тот парень лежал между машинами, уже был вне моего поля зрения. Но я помню лужу крови, растекающуюся из-под авто. Просто красная лужа! Для меня случившееся было таким шоком! Приехав в отель, я реально плакал. Никогда не видел такого зверства. Я попросил узнать, остался ли человек жив. Сказали, что с ним все в порядке. А ведь он просто фотку хотел сделать, понимаешь? Всего-то!


Это жуткий пример. А из веселого - эмоции, улыбки, люди. Реакция типа "Ты все-таки приехал в наше Никуда". У меня тур по России охватывал 9 городов.

После успеха “Winaloto” сколько предложений от лейблов тебе поступило?

Довольно много. Все хотели послушать мои последующие треки. Много букеров разных. Больше всего, конечно, предложений было из Европы. Но писали также из Штатов. Например, человек, который в свое время помог подписать Lil Wayne на лейбл. Такой, знаешь, в возрасте. Говорит, вот, я Cash Money сделал, стоял у истоков в 1994 году. До сих пор нам пишет.

Почему отказываешься?

Еще не поступало предложение, которое бы нас заинтересовало.

Каким должен быть оффер, чтобы ты обратил внимание?

Даже не представляю. Я точно не собираюсь за пару тысяч евро отдавать права на песни.

За пару десятков тысяч?

Скажем так, я не помню уже, сколько конкретно нам предлагали. Но предлагали недостаточно.

Тебе важно сохранять независимость?

Безусловно. Но если идет речь о работе с грамотными людьми, способными усилить твой бренд, а не размыть его, в этом есть смысл.

Насколько знаю, с недавних пор у тебя европейский менеджмент.

После "Winaloto" с нами связались люди из Primary, крупнейшего букинг-агентства, ведущего дела Daft Punk, Lana Del Rey, Stormzy. Теперь и мы в этом ростере.

Самое странное коммерческое предложение, которое тебе поступало?

Предлагали стать лицом чипсов Lay’s. Представляешь, покупаешь пачку - а там мое лицо.

Есть такое мнение, что рэперам и вообще артистам поющим сложно пробиться на Запад из-за языкового барьера. Их там не поймут. Есть еще причины, почему это сделать непросто?

Мне кажется, язык - не главная проблема. Так сложилось, что у нас артисты чаще копируют чужие наработки. Здесь скорее адаптируют зарубежный продукт под местную публику, чем выдумают нечто оригинальное свое. А зачем кому-то за рубежом нужна копия? Раньше это вообще было повальной бедой сцены, сейчас уже наблюдаются первые подвижки. Становится больше самобытности. Рубчинский показал, что можно задавать тренд, оставаясь самим собой и оттуда, откуда ты родом. Другими словами, чтобы быть крутым, необязательно звучать как черный.

Цитата из твоей песни: "I don’t know English, my mind feels caged". То есть, ты на инглише пишешь неполноценно?

Типа того. Это не родной мне язык - и это меня сковывает. Но даже мой поломанный английский приносит мне деньги. Я считаю, что хороший артист - это человек без нации. Он должен говорить на универсальном языке. Ты можешь не знать происхождение больших мировых звезд, но ты знаешь их имена и их музыку.

Теперь я уже знаю, что твой менеджер и твоя девушка - это один человек. В чем это круто и наоборот - в чем некруто?

Анна: (смеется)

Т: Круто, что можно разруливать важные дела в трусах. А некруто, конечно, - что вся эта работа со своей половинкой мешает отношениям.

Ты не боялся делать Анну еще и своим менеджером?

А не было другой возможности! У меня никого не было, а она в меня поверила с самого начала.

Слышал, ты выступал на приеме у президента Эстонии.

Да, в президентском замке!

"В замке"! Давай по порядку. Как с тобой вышли на связь?

Анна: Прошлый июль. Телефонный звонок: “Американский миллионер, известный в Эстонии тем, что спонсирует большое количество местных стартапов, планирует визит к президенту. Хотим, чтобы Томас выступил на приеме во дворце”.

Т: А до этого нам написали письмо, которое мы даже заметили не сразу! Это произошло через пару недель после выхода клипа на "Winaloto". Утро. Я дома. В трусах. Открываю мессенджер в фейсбуке. Вижу новые письма. Открываю последнее, а там просто одно предложение: "Вы не хотели бы выступить в замке президента?" Я сразу звоню ей: "Анна, это по-настоящему или пранк?"

А: И вот я общаюсь с этими людьми. Задаю им вопрос, который считаю нужным задавать всегда: "Вы уверены, что Tommy - тот исполнитель, который вам нужен?" Tommy Cash - другой тип артиста. Мне говорят: "Да, конечно, уверены". Выступление Tommy планировалось как большой сюрприз для гостя. Это было желание президента Эстонии. Мы соорудили небольшую сцену в одной из комнат замка. Там было всего 20 людей, но его очень тепло принимали. Хлопали, танцевали.

Т: Присутствовала вся семья президента. Я видел его во время выступления, он стоял буквально в 5 метрах от меня. Это был такой странный опыт! Читая отдельные жесткие строчки из своих песен, не мог отделаться от чувства, что это все происходит не на самом деле. Но это не главное. На прием созвали прессу и фотографов. И тут ко мне подходит президент и говорит: "Tommy, ты не против присесть со мной на корты?" (смеется) Это он предложил! И наше с ним фото стало хитом.


А: Он был очень крутым президентом. Был - потому что сейчас руководящую должность в стране занимает женщина, даже не помню ее имени. Ее мало кто воспринимает всерьез. Прием, на который позвали Tommy, был незадолго до истечения его срока президентства. Подозреваю, он пошел на это, потому что мог не волноваться о последствиях. Он продержался в кресле два срока и заслужил репутацию активно содействующего культурной сфере человека. Еще сказал, что ему очень нравятся клипы Tommy Cash.

Я приблизительно понимаю, какая реакция формируется у людей, видевших твои клипы. Потому вопрос такой: часто спрашивают, не псих ли ты?

Очень (смеется). Ну и что. Я изображаю ту или иную сцену на экране не для эпатажа, а лишь по той причине, что хочу увидеть ее, но никто другой ее не делает. Я хотел показать на экране, что у меня гигантские яйки. Такие, что затрудняли передвижение. Я так себя чувствую. Я это сделал. Такие визионеры как Алехандро Ходоровски, Дэвид Линч мои большие кумиры.

Посмотрел новый "Твин Пикс"?

Меня так убила первая серия. Oh my god! Это так круто. Недосягаемый для других левел.

Лицо на месте вагины в "Winaloto" - это твоя идея?

Конечно. Но Анна хотела меня отговорить. Она мой фильтр. Все свои идеи... [озвучиваю] ей сразу, она только и говорит: "Блин, Tommy, закрой рот!" Я ей все проговариваю и всегда внимательно выслушиваю ее аргументы. Помимо момента с лицом вместо вагины еще предлагали пару сцен выкинуть, но я их отстоял. Так и говорил: "Идите... [к черту], все это будет!"

Что бы ты никогда не смог показать на экране?

Приукрашенные бытовые штуки. Не показал бы несправедливость. Мне нравится двигаться в абстрактную сторону, реализм не люблю. Скучно смотреть на вещи как они есть, а вот фантазировать о том, какими они могли бы быть, - это уже по мне. Я ненавижу драмы. Мне нравится, скажем, "Во все тяжкие" или "Лучше звоните Солу" - потому что они все равно держат зрителя юмором. Но я ненавижу фильмы типа "Меланхолии" из-за скуки от наблюдения за происходящим на экране. Для меня кино - это вещь, куда человек старается сбежать от своей скуки. В противном случае, выходит, будто ты берешь антидепрессанты, чтобы быть депрессняком. Это тупо! Кино - это мир, спасающий нас от обыденности. И еще мне не нравится, когда на экране кто-то долго плачет.

Как происходит выдумывание таких диких клипов? Собираешься с командой, приносишь фотореференсы, типа того?

Обычно это так: я сижу-сижу-сижу. Думаю: "Бля, это говно". Чуть позже: "Та ну, точно говно. Это не будет работать". И все такие: "Томми, где скрипт?" Я им: "Скоро будет, скоро". Иду в студию, беру в руки какую-то деталь (подносит к уровню глаз стакан с кофе). Смотрю на этот объект и думаю: "Так, с ним что-то не так". И начинаю гуглить самые тупые вещи. Вникаю в одну деталь и могу думать о ней очень долго. Анна меня уже начинает дергать, требовать скрипт, а пока у меня есть простор, чтобы разогнать в голове вот эту одну деталь, я максимально ее развиваю. Потом в голове разносится: "Эврика!" Ты внезапно понимаешь, что придумал мир и придумал, по каким законам он живет и чем его обитатели занимаются. После этого все происходит очень быстро.

Знаю, что после съемок совместного клипа с Little Big ты, Tatarka, Ильич и Алина Пязок набили себе идентичные тату.

Набили маленький валютный знак рубля. На ноге. Что может быть более русским? Это их инициатива. Они же вообще стали моими первыми друзьями из России. Ну и когда тебя зовут "Cash", на твоем теле должны быть значки всех валют мира.

Что с альбомом?

Сейчас этап мастеринга. Скоро будет. Могу сказать, что он совсем не похож на мой дебютный "Euroz Dollaz Yeniz".

Если я спрошу о больших артистах, с которыми ты поработал над готовящимся альбомом, ты меня сбреешь и имена не сдашь. Тогда вопрос такой: знакомство с кем тебя поразило больше всего?

Мы очень круто пообщались с Charli XCX . Mikky Blanco - хороший человек. Еще виделись с ребятами с Awful Music. В частности, с Abra. Остальных я пока не могу назвать, это топ-секрет.

И самый главный вопрос: усики - это действительно пропуск в трусики?

Чистая правда! Наблюдал много случаев, когда это срабатывало. Они мне говорят, из-за усиков возникают новые ощущения. Но если у тебя их нет, это не значит, что пропуска не будет.

Все мы родом из гетто, имя которому постсовок. Стилистика, менталитет, жизненные стратегии - это можно либо любить, либо ненавидеть, однако неизбежно всем нам придется переосмыслить свои корни. Мы поговорили с великим любителем трэша 90-х и новой звездой эстонской хип-хоп сцены Томми Кэшем про культурные коды русского гетто и про то, почему нужно любить своих хейтеров.

GUEZ WHOZ BAK

Около трех лет назад на просторах сети появился эпатажный видеоклип под названием GUEZ WHOZ BAK - на автосвалке, в окружении полураздетых девушек, как будто попавших на сет прямо с рейва начала 90-х, странноватого вида парень читает англоязычный рэп с жестким русским акцентом. Массовка жарит яичницу с беконом, катается на великах и тверкает, подобно афроамериканкам из Бруклина, на старых тачках. Так могли бы выглядеть фрики из Die Antwoord, если бы они выросли не в гетто Кейптауна, а где-то в заповедниках постсовка. На самом деле герой клипа и автор трека - эстонец по имени Томми Кэш, известный в то время в узких кругах как профессиональный стрит-танцор Томас Таммеметс.

В музыку Томми пришел через танцы: «Танцоры условно разделяются на две группы: первая - это те, кому нравится повторять чьи-то движения и хореографию, а вторая - это те, кому нравится придумывать свои собственные, фристайлить и учавствовать в батлах. Я отношу себя ко второй категории: я проводил много времени с би-боями, потом оставался один в зале, начинал придумывать свои движения и комбинации. Ночью, пока мои родители спали, я продолжал танцевать, снимая на камеру свое отражение в дверях коридора ».

До появления образа «профешнл рэп супер стар фром Эстония» Томми убирал попкорн с пола кинотеатров, обслуживал туристов в местных кафехах и работал на подтанцовке во время выступлений разных местных «звезд». Эти занятия наводили на него смертельную тоску, однако катарсис был не за горами. «Когда я находился на сцене, у меня было ощущение того, что я самостоятельно могу делать свое шоу , - вспоминает Томми. - Как-то у нас с друзьями была тусовка, мы раскурили и начали фристайлить - получилось неплохо ». Вскоре наш герой ушел с работы для того, чтобы работать над созданием собственного проекта.

«Я просто был первым в Эстонии, кто снял себе хороший клип и разработал собственный самобытный стиль»

В сентябре 2012 года вышел тот самый первый клип GUEZ WHOZ BAK. Видео посмотрели и заценили друзья рэпера, которые и начали расшаривать его среди альтернативной эстонской молодежи. А потом эстонское «Радио 2» дало за этот сингл ранее никому не известному boom-bap-исполнителю премию «Дэмо года». Популярность Томми начала набирать обороты. В скором времени он снял еще парочку провокационных клипов и записал альбом под названием EUROZ DOLAZ YENIZ , на презентации которого собралось 800 человек, что для альтернативной сцены Таллина практически невозможно. «В Эстонии все музыканты в основном очень стереотипные: если ты рэпер, у тебя обязательно должен быть гангста-бэкграунд, а попсу в основном делают трэшовые тетки с отсутствием вкуса. Я просто был первым в Эстонии, кто снял себе хороший клип и разработал собственный самобытный стиль », - посмеивается Кэш.

Стиль русского гетто Копли

Стиль Томми - такой russian trash с коврами, спортивными костюмами Adidas, пачками денег и православными иконами. В сущности это нежный стеб над хип-хоп-миром со вкусом постсоветского колорита, а наречение себя рэп-суперстаром - здоровая самоирония. Казалось бы, Томми впитал в свой образ худшее от культурного наследия 90-х, но он эту культуру любит и продвигает в массы. Еще одна особенность артиста - сильный русский акцент. «Мой папа - русскоязычный, и в свое время меня очень вдохновило, насколько плохо он говорит по-английски », - объясняет Томми и подчеркивает, что все культурные коды, присутствующие в его творчестве, - это настоящая ностальгия по детству, проведенному в русском гетто Копли в период лихих 90-х.

Копли - один из самых бедных районов Таллина, где живут в основном русскоязычные. На улицах часто встречаются до боли знакомые нам пацаны в спортивных костюмах и туфлях, при наступлении темноты наводящие страх на эстонцев. Фактически таллинский Копли - это минские Шабаны. «Это как Детройт, мертвый город, где ничего нет и ничего не происходит. Копли - единственное место в Таллине, где можно послушать тишину », - утверждает сам Томми. Его дом - обычная пятиэтажка, одиноко стоящая на окраине города на берегу Балтийского моря. Рядом детский дом, котлован и гаражи с тусовкой местных героинщиков. «Теперь, когда я больше не живу в Копли, а просто приезжаю туда на прогулку, я вижу намного больше, я вижу там свое отражение. Эти впечатления на ряду с воспоминаниями являются для меня сверхважной инспирацией », - говорит наш герой.

«Мой папа - русскоязычный, и в свое время меня очень вдохновило, насколько плохо он говорит по-английски»

Томми, истинное дитя 90-х, с удовольствием вспоминает тот быт, в котором выросла добрая часть теперешней молодежи: «Мы жили в однокомнатной квартире. Эта комната была одновременно и спальней родителей, и моей псевдокомнаткой, которая отделялась от родительской части секцией, обратная сторона которой была оклеена фотообоями с мотоциклистами. У меня был кассетный проигрыватель и кассета Эминема The Eminem Show, та, с красным занавесом на обложке. Я слушал ее и пробовал быстренько набирать текст на печатной машинке, придумывая свои слова на несуществующем английском языке ».

С другой стороны, на вкус Томми сильно повлияли предпочтения родителей: «У нас бесконца транслировали какие-то музыкально-юмористические программы с разными Киркоровыми и Пугачевыми. Я никогда не слушал эстонские песни, я не знаю эстонских исполнителей, потому что сам выбирал, что слушать. Уже тогда у меня сформировался свой музыкальный вкус ».

А сегодня Томми сам формирует вкус любителей музыки, молодых и не очень: «Это так странно - можно увидеть маленькую девочку, слушающую мой трек на мобиле, а рядом идет ее мамка и подпевает ». Однако публика неоднозначно реагирует на фриковатого и дерзкого выходца из русского гетто. «Нет таких артистов, у которых много поклонников и нет ни одного хейтера. Хейтеров нужно любить: если ты вызываешь споры - ты успешен. Я на них не обращаю внимания, у меня темперамент рок-звезды: главное, чтобы нравилось мне самому, моим близким и тому, кого я уважаю как артиста », - проповедует Томми.

«У меня темперамент рок-звезды: главное, чтобы нравилось мне самому, моим близким и тому, кого я уважаю как артиста»

Иногда хейтеры хейтят из-за ссылок на русские реалии. «Расизм - это удел наиболее тупых людей. Я ощущаю себя наполовину эстонцем, наполовину русским, у меня два родных языка, поэтому цепляться ко мне за это - глупость. Но по большому счету моя публика состоит из нормальных людей, они выросли в 90-е и знают, что мы живем вместе по определенным историческим причинам», - выдает Томми.

Одними из наиболее ярых фанатов Томми Кэша являются его собственные родители: «Когда у меня спрашивают, шокируют ли моих родителей раздетые девушки из клипов, я говорю, что девушки не голые, а в трусиках, а женщина в трусиках - это обычное зрелище. Мама моя иногда даже хвастается, что Томми Кэш - это ее сын».

Профешнл рэп суперстар фром Эстония

Сейчас Томми полностью обеспечивает себя кэшем при помощи выступлений в разных странах Европы и в последнее время в России. В его трэвел-списке - Финляндия, Чехия, Литва, Латвия и Россия, с особой гордостью Томми вспоминает свои выступления в Москве на witch house вечеринке, которая собрала около 8000 участников. «Один из моих любимых концертов - презентация моего бесплатного альбома в таллинском арт-пространстве Telliskivi, вход на которую мы также сделали бесплатным », - вспоминает Кэш. В итоге на входе скопились огромные очереди, даже пришлось на некоторое время задержать выступление.

«Многие говорят, что музыкой зарабатывать невозможно. А дело в том, что не нужно быть музыкантом, сейчас музыканты - это те, кто играют в переходах. Сейчас совсем другое время, нужно делать всё: музыку, перформанс, медиаконтент. Я - не музыкант, я - артист, мое творчество - это не только треки, это весь “комплект” разного рода артефактов », - объясняет Томми причину своего успеха.

Среди фанатов популярностью пользуются артефакты в виде жестких фотошоп-коллажей, которые Томми регулярно публикует на своих страницах в соцсетях. На картинках обычно изображены Томми и медведи, Томми в спортивных штанах и большие женщины в белье, Томми-единорог на фоне ковра и т.д.

«Сейчас совсем другое время, нужно делать всё: музыку, перформанс, медиаконтент»

Сегодня Томми работает и гастролирует с тремя своими друзьями, которые и составляют его банду. Это диджей и звукорежиссер Лаури и две Анны: Анна-менеджер, занимающаяся корреспонденцией и продакшном, и Анна-дизайнер, выстраивающая сеты. Совсем скоро появится продукт сотрудничества с российской рейв-группой Little Big, планируется коллаборация с проектом DJ Oguretz и идет работа над новым альбомом.