Как узнать есть ли слух. Быстрый тест на музыкальный слух: разработан профессионалом

Многие родители мечтают, что их ребёнок стал популярной знаменитостью на большой сцене, и уже с ранних лет записывают малыша в музыкальную и хореографическую школу. Не всегда желание родителей совпадает с возможностями их чада. Если малыш любит слушать музыку или танцевать, это ещё не означает, что у него есть способности к пению или танцам.

Очевидные признаки таланта

Выдающейся талант у ребёнка виден сразу:

выразительное или необычное пение;
попадание в ритм;
способность быстро запоминать новые мелодии;
подбор по слуху на музыкальном инструменте;
ритмические и плавные движения;
самостоятельная постановка танца.

Если же музыкальные способности выражены не так ярко, то скорее всего нужно полагаться не на свою интуицию, а на профессиональный подход педагогов. Яркий пример: ребёнок слышит мелодию, быстро запоминает слова и ритм, но отобразить её голосом не может. Такая ситуация говорит не об отсутствии музыкального слуха и голоса, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха. К тому же, известно множество примеров, когда дети приходили в музыкальную школу без умения петь, а заканчивали её с дипломом.

Как происходит проверка музыкального слуха

Однако, чтобы не гадать о таланте ребёнка, стоит его записать на уроки по вокалу и игры на музыкальных инструментах. В том или ином случае вы сможете понять: какие есть шансы у малыша освоить данный инструмент. Процесс проверки музыкального слуха состоит из нескольких этапов:

Наличие чувства ритма;
оценка интонации голоса;
способность к музыкальной памяти;
лёгкость восприятия музыкального инструмента, проявление интереса к нему.

Однако, если такое тестирование проводить в виде экзамена, то ребёнок может растеряться и показать плохие результаты. Поэтому всё должно проходить в спокойной, непринуждённой обстановке. Так, чтобы проверить музыкальный слух у ребёнка, педагог постукивает карандашом по столу, взяв за основу любую мелодию, и просит тоже самое повторить ученика.

Для выявления чистоты (интонации) голоса педагог напевает знакомую мелодию, которую ребёнок также должен повторить. И если оказывается, что у ребенка не слишком мелодичный голос, но есть музыкальный слух, он вполне может посещать уроки гитары или любого другого инструмента, на выбор родителей или самого ребёнка. Конечно же, гитару больше всего любят мальчики, но это универсальный инструмент, так что никаких ограничений нет.

Таким образом, важными факторами, указывающими на музыкальные способности малыша, являются:

Желание слушать музыку и запоминать слова;
эмоциональная чуткость к разным настроениям в музыке;
проявление интереса к музыкальным инструментам;
бурная фантазия и образное восприятие окружающего мира.

Главное, выбрать ребенку подходящего учителя музыки и дать ему возможность попробовать себя в этой сфере.

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

Относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

Интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух - редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях.

Часто мы задаем себе вопрос: «Есть ли у меня слух»? Заглядывая в голубые экраны телевизоров, мы видим разнообразные вокальные конкурсы. И иногда победители этих конкурсов не имеют даже музыкального образования, просто у них есть слух и голос, а остальное прилагается.

Обычно считают бездарными музыкально тех людей, которые не могут отличить фальшивую ноту от настоящей. Тех, кто не может подобрать мелодию на слух. Самое первое, напойте любую мелодию на диктофон и попросите прослушать пару друзей. Ваши друзья должны быть предельно честными. Если они скажут, что вы «не попадаете» в ноты, то скорее всего у вас нет слуха. Но это не беда. Помните, что слух всегда можно развить.

Следующий шаг – это пойти к профессионалу. Этот человек должен сам петь и играть. Именно он может дать вам первые ответы на вопросы и помочь понять, над чем именно нужно работать, что бы развить слух.

Большая проблема в том, что слух нужен для того, чтобы играть на музыкальных инструментах. Вам просто необходимо будет слышать, где вы играете правильно, а где ошибаетесь.

Определяем, есть ли слух

На сегодняшний момент существует несколько способов проверить, есть ли музыкальный слух или нет.

  • Попросите человека, умеющего играть на фортепиано, сыграть вам одну ноту. При этом вы не видите, какую именно клавишу играл человек. Запомните на слух эту ноту. После самостоятельно надавливая клавиши фортепиано, отыщите эту клавишу. Если у вас получилось отыскать ту же самую ноту, значит, у вас есть слух.
  • Как проверить есть ли слух у ребенка? У детей проверяют наличие слуха при помощи хлопанья в ладоши. Прохлопайте мелодию в ладоши, только не самую простую, и попросите ребенка ее повторить.
  • Возьмите в руки карандаш или ручку. Ваш знакомый должен выстукивать любой ритм с интервалом от пяти до восьми секунд. Вы должны повторить этот ритм с большой точностью. Паузы и длительность должны быть такими же.

Как узнать есть ли слух, более точным способом?

Если вы уже можете сами играть на фортепиано, то вам подойдет «музыкальная контрольная». Вам играют поочередно один звук за другим в той октаве, где вам удобно петь. А вы должны «попасть» в унисон тем звукам, которые слышите.

После заданий, которые описаны выше, вы можете усложнить себе задачу. Вам играют ноты, а вы должны их записывать в нотную тетрадь. Это наиболее четкий способ определить степень развитости вашего слуха. Но не переживайте, со временем в вашей тетради не будет ни одной ошибки.

Самое главное - не расстраиваться, есть ли музыкальный слух сейчас у вас не идеальный.

Всегда занимайтесь над своим усовершенствованием. Вы всегда должны помнить, что почти все звезды вокала развивали свои способности долгим и упорным трудом.

Здравствуйте, уважаемые читатели. На данной странице вы можете проверить свой музыкальный слух воспользовавшись блоком "Сольфеджио онлайн". Давайте разберёмся как это работает. Для того чтобы проверить свой музыкальный слух - нажмите "Начать". Предварительно вы можете выбрать одну из пяти представленных тональностей, а также режим. По-умолчанию будет включен режим "нота" и тональность До мажор.

Можно угадать одну ноту - режим "нота", угадать пять нот - режим "тест", угадать интервал - режим "интервалы".

рис. 1

Нажав на кнопку "Начать" вам будет проиграна либо нота, либо интервал, в соответствии с режимом, который вы выбрали. Далее из списка вам надо выбрать, какая нота/интервал прозвучала(л) и нажать на кнопку "Проверить".

Если вы угадали правильно, то высветится знак солнца.В случает выбора режима теста вам будет показано сколько нот из предложенных вы угадали. Нажав кнопку "Еще раз" вы можете пройти тест заново, выбрать другую тональность или режим.

Вы можете также включить или отключить показ правильной ноты или интервала в том случае если вы не угадали (по-умолчанию - выключено), нажав на зеленый квадрат с нотой в левом нижнем углу:

рис. 2

А вот и сам тест - желаю удачи.

Нота Тест Интервалы Аккорды

Об интервалах

Вы услышите, что звучание всех интервалов разное, но можно их разделить на несколько групп - какие-то звучат резко и неблагозвучно - эта группа так и называется резкими или диссонансами, к ним относятся секунды (м2, б2), септимы (м7, б7), а также тритон (который называют уменьшенной квинтой - ум5 или увеличенной квартой - ув4). Все остальные интервалы - благозвучные.

Но последние также можно разделить на большие-малые и чистые. Большими и малыми благозвучными интервалами бывают терции и сексты, чистыми кварты, квинты, октавы (чистые называют еще "пустыми", так как они имеют звук ни мажорный, ни минорный). Большие и малые, как вы помните, отличаются своим звучанием - большая терция (б3), к примеру - звучит мажорно (весело) и является главным показателем мажорности аккорда, малая(м3) - минорно (грустно), с секстами также - большая (б6) - имеет мажорное звучание малая (м6) - минорное.

Теперь когда вы знаете как по звучанию распределяются интервалы вам легче будет сориентироваться в процессе узнавания их на слух.

«Слон наступил на ухо...» - говорят обычно люди, которые уверенны, что у них нет музыкального слуха. А решили они так потому, что не попадают в ноты во время пения, или же обучаясь игре на фортепиано, не могут подобрать мелодию на слух. И даже не подозревают о том, как глубоко они ошибаются!



Как проверить музыкальный слух? Как узнать, расстраиваться сразу или немного подождать? Как понять, над чем нужно работать больше и интенсивнее?

Если вы решили заняться музыкой, но боитесь, что у вас не получится из-за отсутствия слуха, и вы не сможете услышать, где сыграли правильно, а где нет – не спешите расстраиваться.

Способы проверки слуха

Есть несколько проверенных способов определить есть у вас музыкальный слух или его просто нужно развивать.

Например, попросите кого-нибудь сыграть одну ноту. Прослушав ее, запоминаете, а потом пусть вам в разброс нажимают клавиши, пока вы не услышите ту, которую сыграли первой. Повторите так несколько раз. Если получилось угадать ноту по ее звучанию, значит со слухом у вас все в порядке. Либо же пусть нажимают ноты, но в разных октавах, а вам требуется назвать их. Только не халтурьте, не называйте наугад. Иначе, какой же в этом смысл? Или можно попробовать другой вариант. Например, берете в руки по карандашу и садитесь за стол. Помощник молча выстукивает карандашом какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, а вы стараетесь воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторите так 5-10 раз, постепенно усложняя рисунок.

Если же вы уже владеете азами игры на фортепиано, то вам будет полезен музыкальный диктант. Для начала можно делать так. Вам играют по очереди одиночные звуки в той октаве, где вам удобно будет петь. А вы пытаетесь попасть голосом в унисон тем звукам, которые слышите.

Когда вы потренируетесь так некоторое время, то переходите к наиболее точному способу проверить музыкальный слух. Открываем ноты для первого класса и просим помощника (особенно хорошо, если этот человек владеет инструментом) медленно, выдерживая все паузы и длительность нот, сыграть пару тактов. Вы в это время записываете то, что слышите у себя в тетради. Написав, проверяете и, увидев ошибки, если таковые будут, прикладываете все силы, чтобы исправить их в будущем.

Не опускайте руки, если что-то не получается с первого или второго раза. Все когда-то с чего-то начинают. Верьте в себя и в свои способности, больше практики и тренировок, и тогда вас точно ждет успех!