Как-толстой описывает бал какие слова использует. Рассказе «После бала. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа "После бала", коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ "После бала" был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903. Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме. Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа "После бала".

Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе "После бала", потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.

Жанр рассказа и его тема

Произведение "После бала" Толстого - рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия. Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века. Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.

Проводя анализ "После бала" Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа - нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.

Другие детали анализа

Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это - Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза. Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика. Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.

Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа "После бала":

  • Иван Васильевич. Приятный молодой человек, влюбленный в Вареньку. Он сделал переоценку своей жизни и поступков, увидя зверскую жесткость. Он задумался над тем, что такое человечность и как нужно относиться к людям. После увиденного он решил, что никогда не сделает никому больно.
  • Петр Владиславович. Крепкий старик, который искреннее любит свою дочь. Мужчина обходительный и галантный на балу, добрый хозяин, но в сцене с расправой предстаёт перед читателями в совсем другом свете.

Сюжет и композиция

Некий краткий анализ рассказа "После бала" мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой. Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки. Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом. Время действия рассказа - одни сутки.

История создания . Происходящее в рассказе имеет прямое отношение к событиям, происходившим в семье Льва Толстого. В студенческие годы писатель вместе с братом Сергеем жил в Казани. Брат был влюблён в Варвару - дочь высокопоставленного военного Корейша.

Он часто бывал в семье своей избранницы. Однако однажды он увидел, как под руководством этого начальника полк издевается над солдатом. И тогда Сергей разочаровался в своей любви и бросил Варвару.

Эта история настолько глубоко запала в душу писателя, что он пронёс её через всю свою жизнь, пока уже в преклонном возрасте не сделал её основой для своего рассказа. Сначала рассказ назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». В конце концов Толстой остановился на том названии, под которым рассказ известен сегодня.

Сюжет . Композиционно рассказ разбит на две части. В первой части изображена прямо-таки идиллическая картина. Главный герой влюблён в Вареньку - дочь генерала; генерал устраивает пышный бал, на котором присутствует и герой. Он знакомится с отцом своей возлюбленной, который ему очень понравился.

Генерал - красивый, здоровый и бодрый, несмотря на пожилой возраст. А главное - он настолько любит свою дочь, что ради её благополучия экономит на себе; например, заказывает для себя обувь у простого армейского сапожника, вместо того чтобы приобрести новую. Вторая часть резко контрастна первой.

На следующее утро герой видит, как генерал, этот прекрасный душой и телом человек, осуществляет жестокую расправу над солдатом-татарином, попытавшимся совершить побег. Когда солдат, осуществлявший экзекуцию, недостаточно сильно ударил провинившегося, то генерал начал его бить. Это показалось герою настолько диким, что его чувства к Вареньке совершенно угасли. Видимо, генерал только казался добрым и любящим, а в «рабочей обстановке» показал своё истинное лицо.

Проблематика . Рассказ имеет несколько смысловых пластов. И лицемерие и порочность генерала - только самый верхний пласт, некая вершина айсберга. Cначала бал - свет и роскошь, улыбки и хорошее настроение, красивая музыка. А на утро - серое туманное небо, бой барабана и флейты, суровый полковник. Две разные сцены - бал и плац, где раскрывается образ и характеристика отца Вареньки. Был идеальный, любящий отец, а превратился в жестокого офицера.

Рассказчик поражен таким поведением, он как будто прозрел, увидев поведение человека в разных ситуациях. Еще больше ему противно, что полковник сделал вид, что не узнал его. Став свидетелем мерзкой сцены, ему стыдно и тошно.

Характерно, что в рассказе изображено время молодости писателя - годы Николая I. Видимо, Лев Толстой созданием своего произведения хотел намекнуть, что через многие десятилетия после описываемых событий в обществе ничего не поменялось. Отказался ли герой от любви, расставшись с Варенькой? Очевидно, что нет. Наоборот, он расстался с ней для любви, поскольку понял, что в отношениях с ней никакой любви уже быть не может.

Жанр произведения. «После бала» - это небольшое прозаическое произведение, рассказ. На первый взгляд, он продолжает традиции русского реализма XIX века. Однако весьма глубокий символизм рассказа вкупе с некоторой поверхностностью и «памфлетностью» внешнего плана роднит его с литературой новой эпохи. Описание длительной любовной истории укладывается всего в несколько страниц, а резкая контрастность между первой и второй частями композиции только усиливает символический смысл повествования.

Смысл названия . Примечательно, что рассказ называется «После бала». Это уже вносит некую интригу в первую половину произведения, где описывается сам бал. Само событие, на котором акцентирует внимание автор, происходит в заключительной части повествования, однако лишь оно содержит главную его идею: всё, что происходило до события, произошедшего после бала, оказалось просто суетой.

Герои . В рассказе имеется три главных персонажа. Во-первых, сам рассказчик - Иван Васильевич. Это молодой человек, влюбленный, не лишенный сострадания и порядочности. Истинная любовь для него - чувство всеобъемлющее. В образе Ивана Васильевича, таким образом, Лев Толстой изобразил в том числе и себя.

Во-вторых, это генерал. Счастливый любящий отец, хороший семьянин. Долгое время генерал вызывает восхищение, Иван Васильевич его прямо-таки боготворит. Однако в конце концов выясняется истинная сущность этого социума.

Варенька, возлюбленная рассказчика. Она олицетворяет собой христианские добродетели - веру, надежду и любовь. В какой-то момент эти христианские установки оказываются лишёнными настоящего смысла, что выражается в угасании любви рассказчика к Вареньке.

Рассказ “После бала” совсем небольшой, но описанных событий в нем много.

Сначала идет описание бала, герой влюблен в юную и прелестную Вареньку, также он очарован и ее отцом, полковником, который произвел впечатление глубоко порядочного и доброго человека. Весь вечер рассказчик только и думал о Вареньке, мечтал о женитьбе на прекрасной девушке. Мысли о девушке насколько полонили нашего героя, что он и заснуть не смог.

Он вышел на улицу и прогуливался, как вдруг перед глазами его предстала совершенно другая сцена: добродушный и вежливый отец Вареньки жестоко наказывал солдата, это насколько шокировало героя, что и любовь к Вареньке сошла на нет.

Рассказ Л.Толстого “После бала” рассказывает нам о душевных переживаниях молодого человека Ивана Васильевича, который был влюблен в дочь полковника. Военачальник и его дочь Варенька так поначалу впечатлили молодого человека, что он решил на ней жениться. Особенно остро состояние влюбленности и восхищение отцом девушки проявилось во время бала, который устроили по случаю Масленицы накануне Прощеного воскресенья. Эти дни предваряют начало Великого поста.

На балу отец и дочь были радостны, милы и радушны. После бала молодой человек не мог уснуть и стал свидетелем наказания солдата, который провинился. Оно было весьма суровым и даже жестоким, но даже такая жестокость не удовлетворила полковника и он ударил уже избитого солдата. Эта сцена поразила Ивана Васильевича до глубины души и он отвратился как от отца, так и от дочери. Этим и заканчивается рассказ.

Первое, – это бал, где Иван Васильевич танцует с Варенькой, любуется ею, влюблен в нее, питается этой влюбленность. Затем танец Вари с ее отцом и восхищение этой семьей.

Второе, – сцена, которую герой видит после бала, на утренней прогулке (не спалось ему от избытка чувств). Тот полковник, которым все восхищались, милый, обаятельный старик превратился в тирана, когда наказывал беглого татарина.

Вся эта история, кстати, имеет реальный прототип, так как реально происходила с братом Льва Николаевича.

Молодой человек, влюбленный в очаровательную Вареньку, на балу видит ее отца и тот производит на него приятное впечатление. Ему кажется, что этот человек добрый и благородный. Но после бала он видит казнь солдата, которого били шпицрутенами. В этой сцене отец Вареньки, полковник, предстает совсем иным. Он равнодушный и жестокий. Осознание этого приводит молодого человека в шоковое состояние. После этого любовь к Вареньке сошла на нет.

Литература. 8 класс.

Л.Н.Толстой «После бала» -

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 - В

10 - В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 - В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар...

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
  4. Темы и проблемы

    Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

    В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

    Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

    Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

    Идея

    Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

    Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

    Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

    Мораль

    Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

    Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!