Как складывать десятичные числа. Правило сложения и вычитание десятичных дробей

Тема урока «Сложение десятичных дробей»

Учитель 1 квалификационной категории МБОУСОШ с. Тербуны : Кирикова Марина Александровна

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные :

    Повторить сложение обыкновенных дробей; чтение и запись десятичного числа; сравнение десятичных чисел

    Познакомить с алгоритмом сложения десятичных дробей

    Показать, как применяется этот алгоритм при сложении десятичных дробей

    Научить учащихся складывать десятичные дроби

Развивающие:

    Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь

    Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации

    Расширение знаний учащихся об окружающем мире

    Повышать ИКТ – компетенцию учащихся

    Развивать экологическую культуру

Воспитательная:

    Способствовать развитию интереса к предмету

    Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата

    Умение работать в группах (парах), коллективе

    Содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия

    Воспитывать бережное отношение к природе

    Прививать любовь к малой Родине

Оборудование:

    компьютер, экран, проектор

Ход учебного занятия:

1 этап. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Организация эмоционального настроения учащихся к общению и взаимодействию в процессе использования имеющихся знаний и умений.

2 этап. Мотивация.

Из глубины средневековья пришло такое предание. Немецкий купец спрашивал совета, где учить сына. Ему ответили. Если хотите, чтобы сын знал сложение, вычитание и умножение, этому могут научить и у нас в Германии. Но чтобы он знал также и деление, лучше послать его в Италию. Тамошние профессора хорошо изучили эту операцию.Как видим, даже простые действия арифметики были достаточно сложными. От тех времен у немцев осталась поговорка «in die Bruche kommen» (буквально: «попасть в дроби»). Это значило оказаться в затруднительном положении, в которое попадали, проводя деление. Ныне такие операции на основе иной, арабской системы обозначения чисел и иных алгоритмов стали значительно легче. Сегодня мы будем работать не только с десятичными дробями, изучим и научимся применять один из алгоритмов действия с десятичными дробями, но и поговорим об одной из глобальных проблем современности. Как вы думаете какой? Как вы считаете, актуальны ли проблемы экологии для нашей местности?

3 этап. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

1) Какие числа называются десятичными дробями? Ответ: Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).

2) Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой? Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.

3) Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби? Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей

Устные упражнения.

1.Прочитайте дробь: 1925,2016.

2.а)Округлите до тысячных?(1925,202)

б)Округлите до десятых?(1925,2)

в)Округлите до единиц? (1925)

1925 .Что произошло в этот год?(Дата образования нашей школы).

3.Назовите число между 0.3и 0.4

4.Какое натуральное число содержится между 89.9 и 90.1?(90, столько лет нашей школе)

5. Расположите в порядке возрастания дроби:20,01; 20,001;20,1(20,001; 20,01;20,1). Запишите дату урока-20.01

6. Уравняйте количество цифр после запятой 0,2;0,02; 0,002. Что нужно для этого сделать?(0,200;0,020;0,002)

4. Постановка темы, цели и задач урока.

Проблема загрязнения окружающей среды в нашей области –одна из самых актуальных.

В атмосферу постоянно выбрасываются вредные вещества. В Липецкой области в атмосферу поступило в

2012г. 322,9 тыс.т.;

2013г.353,1 тыс.т.;

2014г. 330тыс.т;

2015г. 330тыс.т. вредных веществ. Увеличивается или уменьшается выброс вредных веществ? Какие меры принимаются для улучшения экологии?

Сколько тонн вредных веществ было выброшено за два последних года? (660.тыс. т) Что сделали с числами? Как сложили натуральные числа?

Можем ли мы узнать, сколько всего тыс. т. поступило в атмосферу за эти годы?

Что нужно знать? (Правило сложения десятичных дробей)

Как мы запишем ему урока? (Сложение десятичных дробей)

Цели урока? (Научиться складывать десятичные дроби, находить значения выражений, решаь задачи)

По какому плану мы будем работать? (Изучим правило. Рассмотрим примеры сложения десятичных дробей. Найдем значение выражения, содержащего сумму десятичных дробей)

5. Изучение нового материала.

Вычислите 24+32=…(56) Как выполняли сложение? (Поразрядно)

А теперь 2,4+3,2=…(2 +3=5=5,6) Удобно ли так складывать десятичные дроби?(Нет)

Как еще можно сложить десятичные дроби? (Поразрядно)

2,4

3,2

.....

5,6

Если же количество цифр после запятой в десятичной дроби различно, то как быть в этом случае? (Уравнять количество цифр после запятой и выполнить сложение поразрядно.

2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4.Поставить в ответе запятую под запятой.

Рассматриваем пример 5, 2 + 1,13

Десятичные дроби сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!

Как удобно записать действие?

Удобно сложение десятичных дробей выполнять столбиком. Самостоятельно прочитать правило стр.195.

6.Первичное закрепление.

705(а,в,д) у доски

705 (г,е) самостоятельно

706(в-1 вариант, г- второй) Кто быстрее? Проверка у доски.

717(Устно).

Физкультминутка

Вернемся к экологической задаче и выясним, сколько тонн вредных веществ поступило в атмосферу за последние 4 года в Липецкой области.

(322,9+353,1+330+330)тыс.т.=1336тыс.т.- вредных веществ

Ответ: 1336тыс.т.

7.Самостоятельная работа(обучающая) Сверка по эталону.

Вычислите и заполните таблицу. Выполнив правильно все задания, вы получите слово «экология» в переводе с греческого

    5,8+22,191

    3,99+0,06

    8,9021+0,68

    2,7+1,35

    0,769+42,389

    129+9,72

4,05-и;43,158-щ;27,991- ж;9,5821-л;138,72-е

Ответ: жилище (дом)

8.Повторение. Включение в систему знаний

Найди ошибку. Что нарушено, какие правила сложения десятичных дробей?

1)0,2+0,15=0,17;

2)1,9+2,7=4,8;

3)5,48+4,52=100

Информация о домашнем задании:П.42;№706(д,е);№717(в.г);№719

9.Рефлексия

1) Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли ее решить?

2)Что нужно сделать еще, чтобы научиться складывать десятичные дроби?

3) Закончите предложение: Мне было… Я на уроке узнал… Я научился…

4) Изображение земного шара вывешено на доске. Каждый должен прикрепить веселый или грустный смайлик, аргументируя, почему именно такой.

5) Мы должны беречь нашу планету? Что нужно для этого делать?

Как и сложение, вычитание десятичных дробей зависит от правильной записи чисел.

Правило вычитания десятичных дробей

1) ЗАПЯТАЯ ПОД ЗАПЯТОЙ!

Эта часть правила самая важная. При вычитании десятичных дробей их следует записать так, чтобы запятые уменьшаемого и вычитаемого находились строго одна под другой.

2) Уравниваем количество цифр после запятой. Для этого в том числе, где количество цифр после запятой меньше, дописываем после запятой в конце нули.

3) Вычитаем числа, не обращая внимания на запятую.

4) Сносим запятую под запятыми.

Примеры на вычитание десятичных дробей .

Чтобы найти разность десятичных дробей 9,7 и 3,5, запишем их так, чтобы запятые в обоих числах находились строго одна под другой. Затем вычитаем, не обращая внимания на запятую. В полученном результате запятую сносим, то есть записываем под запятыми уменьшаемого и вычитаемого:

2) 23,45 — 1,5

Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо записать их так, чтобы запятые располагались точно одна под другой. Так как у 23,45 после запятой две цифры, а у 1,5 — только одна, дописываем в 1,5 нуль. После этого ведем вычитания, не обращая внимания на запятую. В результат сносим запятую под запятыми:

23,45 — 1,5=21,95.

Вычитание десятичных дробей начинаем с их записи так, чтобы запятые были расположены ровно одна под одной. В первом числе после запятой одна цифра, во втором — три, поэтому на место недостающих двух цифр в первом числе записываем нули. Затем вычитаем числа, не обращая внимания на запятую. В полученном результате сносим запятую под запятыми:

63,5-8,921=54,579.

4) 2,8703 — 0,507

Чтобы вычесть эти десятичные дроби, записываем их так, чтобы запятая второго числа расположилась точно под запятой первого. В первом числе после запятой четыре цифры, во втором — три, поэтому второе число дополняем после запятой нулем в конце. После этого вычитаем эти числа, как обычные натуральные, не учитывая запятую. В полученном результате записываем запятую под запятыми:

2,8703 — 0,507 = 2,3663.

5) 35,46 — 7,372

Вычитание десятичных дробей начинаем с записи чисел таким образом, чтобы запятые находились одна под другой. Дополняем нулем после запятой первое число, чтобы в обоих дробях после запятой было по три цифры. Затем вычитаем, не обращая внимания на запятую. В ответе сносим запятую под запятыми:

35,46 — 7,372 = 28,088.

Чтобы из натурального числа вычесть десятичную дробь, в его записи в конце ставим запятую и приписываем необходимое количество нулей после запятой. Зачем вычитаем, не беря во внимание запятую. В ответ сносим запятую ровно под запятыми:

45 — 7,303 = 37,698.

7) 17,256 — 4,756

Этот пример на вычитание десятичных дробей выполняем аналогично. В результате получили число с нулями после запятой в конце. Их в ответе не пишем: 17,256 — 4,756 =12,5.

Глава 2 ДРОБНЫЕ ЧИСЛА И Действия С НИМИ

§ 37. Сложение и вычитание десятичных дробей

Десятичные дроби записывают по тому же принципу, что и натуральные числа. Поэтому сложение и вычитание выполняют по соответствующим схемам для натуральных чисел.

Во время сложение и вычитание десятичные дроби записываются «столбиком» - друг под другом так, чтобы одноименные разряды стояли друг под другом. Таким образом, запятая будет стоять под запятой. Далее выполняем действие так, как и с натуральными числами, не обращая внимания на запятые. В сумме (или разности) запятую ставим под запятыми слагаемых (или запятыми уменьшаемого и вычитателя).

Пример 1. 37,982 + 4,473.

Объяснение. 2 тысячных плюс 3 тысячных равна 5 тысячных. 8 соток плюс 7 соток равна 15 соток, или 1 десятая и 5 соток. Записываем 5 соток, а 1 десятую запоминаем и т. д.

Пример 2. 42,8 - 37,515.

Объяснение. Поскольку уменьшающееся и вычитаемое имеют разное количество знаков после запятой, то можно приписать в уменьшающемся необходимое количество нулей. Разберись самостоятельно, как выполнено пример.

Заметим, что при сложении и вычитании нуля можно и не дописывать, а мысленно представлять их на тех местах, где нет разрядных единиц.

При сложении десятичных дробей сбываются изученные ранее переставная и соединительная свойства сложения:

Начальный уровень

1228. Обчисли (устно):

1) 8 + 0,7; 2) 5 + 0,32;

3) 0,39 + 1; 4) 0,3 + 0,2;

5) 0,12 + 0,37; 6) 0,1 + 0,01;

7) 0,02 + 0,003; 8) 0,26 + 0,7;

9) 0,12 + 0,004.

1229. Обчисли:

1230. Обчисли (устно):

1) 4,72 - 2; 2) 13,892 - 10; 3) 0,8 - 0,6;

4) 6,7 - 0,3; 5) 2,3 - 1,2; 6) 0,05 - 0,02;

7) 0,19 - 0,07; 8) 0,47 - 0,32; 9) 42,4 - 42.

1231. Обчисли:

1232. Обчисли:

1233. На одной машине было 2,7 т песка, а на другой - 3,2 т. Сколько песка было на двух машинах?

1234. Выполни сложение:

1) 6,9 + 2,6; 2) 9,3 + 0,8; 3) 8,9 + 5;

4) 15 + 7,2; 5) 4,7 + 5,29; 6) 1,42 + 24,5;

7) 10,9 + 0,309; 8) 0,592 + 0,83; 9) 1,723 + 8,9.

1235. Найди сумму:

1) 3,8 + 1,9; 2) 5,6 + 0,5; 3) 9 + 3,6;

4) 5,7 + 1,6; 5) 3,58 + 1,4; 6) 7,2 + 15,68;

7) 0,906 + 12,8; 8) 0,47 + 0,741; 9) 8,492 + 0,7.

1236. Выполни вычитание:

1) 5,7 - 3,8; 2) 6,1 - 4,7; 3) 12,1 - 8,7;

4) 44,6 - 13; 5) 4 - 3,4; 6) 17 - 0,42;

7) 7,5 - 4,83; 8) 0,12 - 0,0856; 9) 9,378 - 8,45.

1237. Найди разницу:

1) 7,5 - 2,7; 2) 4,3 - 3,5; 3) 12,2 - 9,6;

4) 32,7 - 5; 5) 41 - 3,53; 6) 7 - 0,61;

7) 8,31 - 4,568; 8) 0,16 - 0,0913; 9) 37,819 - 8,9.

1238. Ковер-самолет за 2 ч пролетел 17,4 км, причем за первый час он пролетел 8,3 км. Сколько пролетел ковер-самолет за второй час?

1239. 1) Приумножь число 7,2831 на 2,423.

2) Уменьшить число 5,372 на 4,47.

Средний уровень

1240. Реши уравнения:

1) 7,2 + х = 10,31; 2) 5,3 - х = 2,4;

3) х - 2,8 = 1,72; 4) х + 3,71 = 10,5.

1241. Реши уравнения:

1) х - 4,2 = 5,9; 2) 2,9 + х = 3,5;

3) 4,13 - х = 3,2; 4) х + 5,72 = 14,6.

1242. Как удобнее добавить? Почему?

4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 8,93) + 0,8 или

4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 0,8) + 8,93.

1243. Обчисли (устно) удобным способом:

1) 7 + 2,8 + 1,2; 2) 12,4 + 17,3 + 0,6;

3) 3,42 + 4,9 + 5,1; 4) 12,11 + 7,89 + 13,5.

1244. Найди значение выражения:

1) 200,01 + 0,052 + 1,05;

2) 42 + 4,038 + 17,25;

3) 2,546 + 0,597 + 82,04;

4) 48,086 + 115,92 + 111,037.

1245. Найди значение выражения:

1) 82 + 4,042 + 17,37;

2) 47,82 + 0,382 + 17,3;

3) 15,397 + 9,42 + 114;

4) 152,73 + 137,8 + 0,4953.

1246. От металлической трубы длиной 7,92 м отрезали сначала 1,17 м, а потом еще 3,42 м. Какова длина оставшейся трубы?

1247. Яблоки вместе с ящиком весят 25,6 кг. Сколько килограммов весят яблоки, если пустой ящик весит 1,13 кг?

1248. Найди длину ломаной ABC , если АВ = 4,7 см, а ВС на 2,3 см меньше АВ.

1249. В одном бидоне есть 10,7 л молока, а в другом на 1,25 л меньше. Сколько молока в двух бидонах?

1250.Обчисли:

1) 147,85 - 34 - 5,986;

2) 137,52 - (113,21 + 5,4);

3) (157,42 - 114,381) - 5,91;

4) 1142,3 - (157,8 - 3,71).

1251. Обчисли:

1) 137,42 - 15 - 9,127;

2) 1147,58 - (142,37 + 8,13);

3) (159,52 - 142,78) + 11,189;

4) 4297,52 - (113,43 + 1298,3).

1252. Найди значение выражения а - 5,2 - b , если а = 8,91, b = 0,13.

1253. Скорость лодки в стоячей воде 17,2 км/ч, а скорость течения 2,7 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

1254. Заполни таблицу:

Собственная

скорость,

км/ч

Скорость

течения,

км/ч

Скорость по течению, км/ч

Скорость против течения, км/ч

13,1

17,2

18,5

12,35

10,85

13,5

1,65

12,95

1255. Найди пропущенные числа в цепочке:

1256. Измерь в сантиметрах стороны четырехугольника, изображенного на рисунке 257, и найди его периметр.

1257. Начерти произвольный треугольник, измерь его стороны в сантиметрах и найди периметр треугольника.

1258. На отрезке АС обозначили точку В (рис. 258).

1) Найдите АС, если АВ = 3,2 см, ВС = 2,1 см;

2) найдите ВС, если АС = 12,7 дм, АВ = 8,3 дм.

Рис. 257

Рис. 258

Рис. 259

1259. На сколько сантиметров отрезок AB длиннее отрезка CD (рис. 259)?

1260. Одна сторона прямоугольника равна 2,7 см, а другая - на 1,3 см короче. Найди периметр прямоугольника.

1261. Основа равнобедренного треугольника равна 8,2 см, а боковая сторона на 2,1 см меньше основы. Найди периметр треугольника.

1262. Первая сторона треугольника равна 13,6 см, вторая на 1,3 см короче первой. Найди третью сторону треугольника, если его периметр равен 43,1 см.

Достаточный уровень

1263. Запиши последовательность из пяти чисел, если:

1) первое число равно 7,2, а каждое следующее на 0,25 больше, чем предыдущее;

2) первое число равно 10,18, а каждое следующее на 0,34 меньше предыдущего.

1264. В первом ящике было 12,7 кг яблок, что на 3,9 кг больше, чем во втором. В третьем ящике яблок было на 5,13 кг меньше, чем в первом и втором вместе. Сколько килограммов яблок было в трех ящиках вместе?

1265. Первого дня туристы прошли 8,3 км, что на 1,8 км больше, чем второго дня, и на 2,7 км меньше, чем третьего. Сколько километров прошли туристы за три дня?

1266. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

2) 6,335 + 2,896 + 1,104;

3) 4,52 + 3,1 + 17,48 + 13,9.

1267. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

2) 7,335 + 3,896 + 1,104;

3) 15,2 + 3,71 + 7,8 + 4,29.

1268. Поставь вместо звездочек цифры:

1269. Поставь в клетки такие цифры, чтобы образовались правильно выполненные примеры:

1270. Упрости выражение:

1) 2,71 + х - 1,38; 2) 3,71 + с + 2,98.

1271. Упрости выражение:

1) 8,42 + 3,17 - х; 2) 3,47 + y - 1,72.

1272. Найди закономерность и запиши три наступление них числа последовательности:

1) 2; 2,7; 3,4 ... 2) 15; 13,5; 12 ...

1273. Реши уравнения:

1) 13,1 - (x + 5,8) = 1,7;

2) (х - 4,7) - 2,8 = 5,9;

3) (у - 4,42) + 7,18 = 24,3;

4) 5,42 - (в - 9,37) = 1,18.

1274. Реши уравнения:

1) (3,9 + х) - 2,5 = 5,7;

2) 14,2 - (6,7 + х) = 5,9;

3) (в - 8,42) + 3,14 = 5,9;

4) 4,42 + (у - 1,17) = 5,47.

1275. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

1) (14,548 + 12,835) - 4,548;

2) 9,37 - 2,59 - 2,37;

3) 7,132 - (1,132 + 5,13);

4) 12,7 - 3,8 - 6,2.

1276. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

1) (27,527 + 7,983) - 7,527;

2) 14,49 - 3,1 - 5,49;

3) 14,1 - 3,58 - 4,42;

4) 4,142 - (2,142 + 1,9).

1277. Обчисли, записав данные величины в дециметрах:

1) 8,72 дм - 13 см;

2) 15,3 дм + 5 см + 2 мм;

3) 427 см + 15,3 дм;

4) 5 м 3 дм 2 см 4 м 7 дм 2 см.

1278. Периметр равнобедренного треугольника равен

17,1 см, а боковая сторона - 6,3 см. Найди длину основы.

1279. Скорость товарного поезда 52,4 км/ч, пассажирского 69,5 км/час. Определите, удаляются или сближаются эти поезда и на сколько километров за час, если они вышли одновременно:

1) из двух пунктов, расстояние между которыми 600 км, навстречу друг другу;

2) из двух пунктов, расстояние между которыми 300 км, и пассажирский догоняет товарный;

1280. Скорость первого велосипедиста 18,2 км/ч, а второго 16,7 км/час. Определите, удаляются или сближаются велосипедисты и на сколько километров за час, если они выехали одновременно:

1) из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, навстречу друг другу;

2) из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, и первый догоняет второго;

3) из одного пункта в противоположных направлениях;

4) из одного пункта в одном направлении.

1281. Обчисли, ответ округли до сотых:

1) 1,5972 + 7,8219 - 4,3712;

2) 2,3917 - 0,4214 + 3,4515.

1282. Обчисли, записав данные величины в центнерах:

1) 8 ц - 319 кг;

2) 9 ц 15 кг + 312 кг;

3) 3 т 2 ц - 2 ц 3 кг;

4) 5 т 2 ц 13 кг + 7 т 3 ц 7 кг.

1283. Обчисли, записав данные величины в метрах:

1) 7,2 м - 25 дм;

2) 2,7 м + 3 дм 5 см;

3) 432 дм + 3 м 5 дм + 27 см;

4) 37 дм - 15 см.

1284. Периметр равнобедренного треугольника равен

15,4 см, а основа - 3,4 см. Найди длину боковой стороны.

1285. Периметр прямоугольника равен 12,2 см, а длина одной из сторон - 3,1 см. Найди длину стороны, не равной данной.

1286. В трех ящиках 109,6 кг помидоров. В первом и втором ящиках вместе 69,9 кг, а во втором и третьем 72,1 кг. Сколько килограммов помидоров в каждом ящике?

1287. Найди числа a , b , с, d в цепочке:

1288. Найди числа а и b в цепочке:

Высокий уровень

1289. Поставь вместо звездочек знаки «+» и «-» так, чтобы выполнялось равенство:

1) 8,1 * 3,7 * 2,7 * 5,1 = 2;

2) 4,5 * 0,18 * 1,18 * 5,5 = 0.

1290. У Чипа было 5,2 грн. После того как Дейл одолжил ему 1,7 грн., у Дейла стало на 1,2 грн. меньше, чем у Чипа. Сколько денег было у Дейла сначала?

1291. Две бригады асфальтируют шоссе и движутся друг другу навстречу. Когда первая бригада заасфальтировала 5,92 км шоссе, а вторая - на 1,37 км меньше, то до их встречи осталось 0,85 км. Какова длина участка шоссе, которую необходимо было заасфальтировать?

1292. Как изменится сумма двух чисел, если:

1) одно из слагаемых увеличить на 3,7, а другой - на 8,2;

2) одно из слагаемых увеличить на 18,2, а другой уменьшить на 3,1;

3) одно из слагаемых уменьшить на 7,4, а другой - на 8,15;

4) одно из слагаемых увеличить на 1,25, а другой уменьшить на 1,25;

5) одно из слагаемых увеличить на 7,2, а другой уменьшить на 8,9?

1293. Как изменится разность, если:

1) уменьшающееся уменьшить на 7,1;

2) уменьшающееся увеличить на 8,3;

3) вычитаемое увеличить на 4,7;

4) вычитаемое уменьшить на 4,19?

1294. Разность двух чисел равна 8,325. Чему равна новая разность, если уменьшающееся увеличить на 13,2, а вычитаемое увеличить на 5,7?

1295. Как изменится разность, если:

1) увеличить уменьшающееся на 0,8, а вычитаемое - на 0,5;

2) увеличить уменьшающееся на 1,7, а вычитаемое - на 1,9;

3) уменьшающееся увеличить на 3,1, а вычитаемое уменьшить на 1,9;

4) уменьшающееся уменьшить на 4,2, а вычитаемое увеличить на 2,1?

Упражнения для повторения

1296. Сравни значения выражений, не выполняя действий:

1) 125 + 382 и 382 + 127; 2) 473 ∙ 29 472 ∙ 29;

3) 592 - 11 и 592 - 37; 4) 925: 25 и 925: 37.

1297. В столовой есть два вида первых блюд, 3 вида вторых и 2 вида третьих блюд. Сколькими способами можно выбрать обед из трех блюд в этой столовой?

1298. Периметр прямоугольника равен 50 дм. Длина прямоугольника на 5 дм больше ширины. Найди стороны прямоугольника.

1299. Запишите наибольшую десятичную дробь:

1) с одним десятичным знаком, меньше 10;

2) с двумя десятичными знаками, меньше 5.

1300. Запишите наименьшую десятичную дробь:

1) с одним десятичным знаком, больше 6;

2) с двумя десятичными знаками, больше 17.

Домашняя самостоятельная работа № 7

2. Какое из неравенств верное:

A ) 2,3 > 2,31; Б) 7,5 < 7,49;

B ) 4,12 > 4,13; Г) 5,7 < 5,78?

3. 4,08 - 1,3 =

А) 3,5; Б) 2,78; В) 3,05; Г) 3,95.

4. Запиши десятичную дробь 4,0701 смешанным числом:

5. Какое из округления до сотых выполнено правильно:

A ) 2,729 ≈ 2,72; Б) 3,545 ≈ 3,55;

B ) 4,729 ≈ 4,7; Г) 4,365 ≈ 4,36?

6. Найди корень уравнения х - 6,13 = 7,48.

А) 13,61; Б) 1,35; В) 13,51; Г) 12,61.

7. Какая из предложенных равенств правильная:

А) 7 см = 0,7 м; Б) 7 дм2 = 0,07 м2;

в) 7 мм = 0,07 м; Г) 7 см3 = 0,07 м3?

8. Названия наибольшее натуральное число, что не превышает 7,0809:

А) 6; Б) 7; В) 8; Г) 9.

9. Сколько существует цифр, которые можно поставить вместо звездочки в приближенной равенства 2,3*7 * 2,4 чтобы округление до дестих было выполнено правильно?

А) 5; Б) 0; В) 4; Г) 6.

10. 4 а 3 м2 =

А) 4,3 а; Б) 4,003 а; В) 4,03 а; Г) 43.

11. Какое из предложенных чисел можно подставить вместо а, чтобы двойное неравенство 3,7 < а < 3,9 была правильной?

А) 3,08; Б) 3,901; В) 3,699; Г) 3,83.

12. Как изменится сумма трех чисел, если первое слагаемое увеличить на 0,8, второй - увеличить на 0,5, а третий - уменьшить на 0,4?

A ) увеличится на 1,7; Б) увеличится на 0,9;

B ) увеличится на 0,1; Г) уменьшится на 0,2.

Задания для проверки знаний № 7 (§34 - §37)

1. Сравни десятичные дроби:

1) 47,539 и 47,6; 2) 0,293 и 0,2928.

2. Выполни сложение:

1) 7,97 + 36,461; 2) 42 + 7,001.

3. Выполни вычитание:

1) 46,63 - 7,718; 2) 37 - 3,045.

4. Округли до:

1) десятых: 4,597; 0,8342;

2) сотых: 15,795; 14,134.

5. Вырази в километрах и запиши десятичной дробью:

1) 7 км 113 м; 2) 219 м; 3) 17 м; 4) 3129 м.

6. Собственная скорость лодки равна 15,7 км/ч, а скорость течения - 1,9 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

7. Первого дня на склад завезли 7,3 т овощей, что на 2,6 т больше, чем второго, и на 1,7 т меньше, чем третьего дня. Сколько тонн овощей завезли на склад за три дня?

8. Найди значение выражения, выбирая удобный порядок действий:

1) (8,42 + 3,97) + 4,58; 2) (3,47 + 2,93) - 1,47.

9. Запиши три числа, каждое из которых меньше 5,7, но больше 5,5.

10. Дополнительное задание. Запиши все цифры которые можно поставить вместо *, чтобы правильной была приближена неравенство:

1) 3,81*5 ≈3,82; 2) 7,4*6≈ 7,41.

11. Дополнительное задание. При каких натуральных значениях n неравенства 0,7 < n < 4,2 и 2,7 < n < 8,9 одновременно являются правильными?

Является сложение десятичных дробей . В этой статье мы рассмотрим правила сложения конечных десятичных дробей, на примерах разберем, как проводится сложение конечных десятичных дробей столбиком, а также остановимся на принципах сложения бесконечных периодических и непериодических десятичных дробей. В заключение остановимся на сложении десятичных дробей с натуральными числами, обыкновенными дробями и смешанными числами.

Отметим, что в этой статье мы будем говорить лишь о сложении положительных десятичных дробей (смотрите положительные и отрицательные числа). Остальные варианты покрываются материалом статей сложение рациональных чисел и сложение действительных чисел .

Навигация по странице.

Общие принципы сложения десятичных дробей

Пример.

Выполните сложение десятичной дроби 0,43 и десятичной дроби 3,7 .

Решение.

Десятичной дроби 0,43 соответствует обыкновенная дробь 43/100 , а десятичной дроби 3,7 – обыкновенная дробь 37/10 (при необходимости смотрите перевод конечных десятичных дробей в обыкновенные). Таким образом, 0,43+3,7=43/100+37/10 .

На этом сложение конечных десятичных дробей завершено.

Ответ:

4,13 .

Теперь добавим к рассмотрению периодические десятичные дроби.

Пример.

Сложите конечную десятичную дробь 0,2 с периодической десятичной дробью 0,(45) .

Решение.

Тогда .

Ответ:

0,2+0,(45)=0,65(45) .

Теперь остановимся на принципе сложения бесконечных непериодических десятичных дробей.

Напомним, что бесконечные непериодические десятичные дроби в отличие от конечных и периодических десятичных дробей не могут быть представлены в виде обыкновенных дробей (они представляют иррациональные числа), поэтому сложение бесконечных непериодических дробей не может быть сведено к сложению обыкновенных дробей.

При выполнении сложения бесконечных непериодических дробей их заменяют приближенными значениями, то есть, предварительно проводят их округление (смотрите округление чисел ) до некоторого разряда. Повышая точность, с которой берутся приближенные значения исходных бесконечных непериодических десятичных дробей, получается более точное значение результата сложения. Таким образом, сложение бесконечных непериодических десятичных дробей сводится к сложению конечных десятичных дробей.

Рассмотрим решение примера.

Пример.

Проведите сложение бесконечных непериодических десятичных дробей 4,358… и 11,11002244… .

Решение.

Округлим складываемые десятичные дроби до сотых (до тысячных мы уже не сможем округлить дробь 4,358… , так как значение разряда десятитысячных неизвестно), имеем 4,358…≈4,36 и 11,11002244…≈11,11 . Теперь осталось сложить конечные десятичные дроби: .

Ответ:

4,358…+11,11002244…≈15,47 .

В заключение этого пункта скажем, что для сложения положительных десятичных дробей характерны все свойства сложения натуральных чисел . То есть, сочетательное свойство сложения позволяет однозначно определить сложение трех и большего количества десятичных дробей, а переместительное свойство сложения позволяет переставлять складываемые десятичные дроби местами.

Сложение десятичных дробей столбиком

Достаточно удобно выполнять сложение конечных десятичных дробей столбиком. Этот способ позволяет обойтись без перевода складываемых десятичных дробей в обыкновенные дроби.

Чтобы выполнить сложение десятичных дробей столбиком , надо:

  • записать одну дробь под другой так, чтобы одинаковые разряды оказались друг под другом, а запятая под запятой (для удобства можно уравнять количество десятичных знаков, приписав к одной из дробей справа некоторое количество нулей);
  • дальше, не обращая внимания на запятые, выполнить сложение так, как выполняется сложение столбиком натуральных чисел ;
  • в полученной сумме поставить десятичную запятую так, чтобы она находилась под десятичными запятыми слагаемых.

Для ясности рассмотрим пример сложения десятичных дробей столбиком.

Пример.

Проведите сложение десятичных дробей 30,265 и 1 055,02597 .

Решение.

Выполним сложение десятичных дробей столбиком.

Для начала уравняем количество десятичных знаков в складываемых дробях. Для этого нужно дописать два нуля справа в дроби 30,265 , при этом получится равная ей дробь 30,26500 .

Теперь записываем дроби 30,26500 и 1 055,02597 в столбик, чтобы соответствующие разряды были друг под другом:

Выполняем сложение по правилам сложения в столбик, не обращая внимания на запятые:

Осталось лишь поставить десятичную запятую в полученном числе, после чего сложение десятичных дробей столбиком принимает законченный вид:

Ответ:

30,26500+1 055,02597=1 085,29097 .

Сложение десятичных дробей с натуральными числами

Сразу озвучим правило сложения десятичных дробей с натуральными числами : чтобы сложить десятичную дробь и натуральное число нужно данное натуральное число прибавить к целой части десятичной дроби, а дробную часть оставить прежней. Это правило относится как к конечным десятичным дробям, так и к бесконечным.

Разберем пример применения этого правила.

Пример.

Вычислите сумму десятичной дроби 6,36 и натурального числа 48 .

Решение.

Целая часть десятичной дроби 6,36 равна 6 , если к ней прибавить натуральное число 48 , то мы получим число 54 . Таким образом, 6,36+48=54,36 .

Ответ:

6,36+48=54,36 .

Сложение десятичных дробей с обыкновенными дробями и смешанными числами

Сложение конечных десятичной дроби или бесконечной периодической десятичной дроби с обыкновенной дробью или смешанным числом можно свести к сложению обыкновенных дробей или сложению обыкновенной дроби и смешанного числа. Для этого десятичную дробь достаточно заменить равной ей обыкновенной дробью.

Пример.

Выполните сложение десятичной дроби 0,45 и обыкновенной дроби 3/8 .

Решение.

Заменим десятичную дробь 0,45 обыкновенной дробью: . После этого сложение десятичной дроби 0,45 и обыкновенной дроби 3/8 сводится к сложению обыкновенных дробей 9/20 и 3/8 . Закончим вычисления: . При надобности полученную обыкновенную дробь можно перевести в десятичную.