Как реагировать на крики и гнев начальника. Что делать, если начальник самодур

Отношения с начальством играют важную роль в сценарии карьерного роста и делового продвижения. оказывается трудным психологическим испытанием для многих людей. Когда руководитель не держит себя в руках, проблема набирает оборы. Терпеть грубость способен не каждый, но и достойный ответ требует сил. Что делать, если начальник ведет себя вызывающе? Как бороться с хамством и самодурством? Когда лучше промолчать и какие действия подойдут для экстренных ситуаций? Ответы на вопросы даст прикладная психология делового общения.

Какие бывают начальники?

Руководить людьми – это сложное искусство, требующее от человека набора определенных качеств: самоконтроля, гибкости, честолюбия, общительности, организованности…список можно продолжать вечно. Когда работа в коллективе не клеится, стоит задуматься о компетентности начальника.

Деструктивные руководители – это разрушители офисного мира и порядка. С ними каши не сваришь, и дела не решишь. Зато проблем всегда в избытке.

  • Пресмыкающийся – это божок среднего порядка. Он мелкий руководитель на побегушках крупного начальника. Сегодня он доволен вашей работой, а завтра устраивает вам разнос, получив критику вышестоящего руководства.
  • Диктатор – не даст сказать и слова против. Не принимает критику, советов, не слышит пожеланий. Он думает, что знает все лучше вас. И даже если вы первоклассный архитектор, а он не отличает несущую стену от ненесущей, его авторитарные пожелания неоспоримы.
  • Разгильдяй – его стихия несобранность неорганизованность. Он забывает о важных встречах, сроках, поручениях, не контролирует ход работы, срываясь на подчиненных за свои ошибки.
  • Садист – самодур, знающий все слабые стороны подчиненных. Он любит издеваться. Садист крепко привязывается к жертве, умело наступает на больные мозоли, унижая человека. Тиран испытывает к подчиненным садистскую любовь. Он взращивает в коллективе чувство зависимости и рабскую покорность, внушая подчиненным чувство страха.
  • Актер – играет в компетентного специалиста. Единственная его цель – поддержание образа, даже путем унижения подчиненных.
  • Трус – боится конкуренции. Он подозрителен и стремится предотвратить малейшую опасность. Унижая подчиненных, он убивает дух соперничества в коллективе.
  • Отец-наставник, мать-директор – большую часть времени руководители отеческого типа профессионально справляются со своими обязанностями. Проявления деструктивного поведения возникают неожиданно, но вскоре проходят, не принося явных разрушительных последствий.

От причин и форм неуместного поведения зависит ваш ответ начальнику.

Неподобающее поведение руководителя:

  • повышенная интонация, грубая речь,
  • высмеивание и принижение достоинства подчиненных,
  • фамильярное поведение,
  • заигрывание, непристойные намеки,
  • пассивно-уничижительные жесты (унижение в завуалированной форме: саркастические замечания, двусмысленные улыбки, намеки).

Это признаки непрофессионализма. В России слабо развита грамотность управляющего звена.

Должности зачастую достаются сильнейшим, но не достойнейшим. Оцените свои силы и возможности, прежде чем вступить в борьбу.

Малейшая ошибка станет вашим поражением и ухудшит положение на работе.

Как поставить на место зарвавшегося руководителя?

  • Спокойствие . Не поддавайтесь эмоциям. Во взвинченном состоянии вами проще манипулировать. Подготовку к разговору начинайте заранее. Выделите пару минут, закройте глаза. Дышите ровно: вдохните глубоко и медленно выдохните. Повторите несколько раз. Не накручивайте себя перед разговором. Держитесь спокойно, ровно, старайтесь не показывать эмоций. Спокойствие умерит пыл начальника.
  • Вежливость . Когда руководитель груб, попросите его обосновать причины поведения. Говорите в холодно-сдержанном тоне, вежливо. Покажите, что вы воспитаны. Некультурное поведение – это признак низкого интеллектуального развития. Вы выше грубости. В деловой этике нет места непрофессиональному общению. Вежливость и сдержанность – это признак смелости. Контроль над эмоциями означает победу над страхами. Овладев собой, вы становитесь неинтересной игрушкой для начальника садиста или актера.
  • Разговор с глазу на глаз. Публичные выпады в сторону начальства чреваты неприятными последствиями. Чтобы их избежать, выберите место и время для разговора с боссом наедине. Попытайтесь узнать, что его не устраивает в вашей работе. Возьмите листок, ручку и записывайте. Если что-то из перечисленного не соответствует действительности, переспросите. Вынуждая начальника повторить ложь, вы акцентируете внимание не неправомерности и неправильности его действий, пробуждая совесть.

Если начальник самодур, при личной беседе вы можете предпринять попытку задеть его самомнение. В таком случае есть 2 нюанса:

  • Неуверенность в себе и природная робость помешает вам одержать победу в столкновении. Исход: тирания станет жестче.
  • Вы рискуете перегнуть палку. Отношения с начальником испортятся окончательно, а ваше рабочее место окажется под вопросом.

Во время разговора не давайте вытирать об себя ноги, покажите внутренний стержень и уверенность. Не поддавайтесь на провокации. Если во время беседы начальник нападает на вас и вовлекает в перепалку, представьте себя под защитой стеклянного купола. Вы внутри, а начальник – снаружи. Его грубые и агрессивные выпады отражаются от стеклянной поверхности, не касаясь вас. Пока вы фантазируете, босс остынет. Говорить начинайте, когда босс выпустил пар и закончил свою тираду. Не перебивайте, не пытайтесь перекричать начальника, так вы усугубите ситуацию.

  • Игнорирование . Подходит для взаимодействия с начальниками, проявляющими агрессию непостоянно: пресмыкающийся, разгильдяй, мать-директор. В их случае негативные выпады имеют определенную причину. Начальники тоже люди и у них есть свои слабости. Чувство повышенной ответственности, почти отеческая любовь к коллективу, заставляет отца-начальника выходить за рамки делового общения. Разгильдяй агрессивен в случае крупных неудач. Пресмыкающийся начальник ведет себя неподобающе после встряски от высшего руководства. Такие выпады проще пережить, погрузившись в работу, стараясь не обращать внимания на бушующее руководство.
  • Невербальные приемы. С руководителями-диктаторами методы вербального воздействия бессильны. Свое недовольство до авторитарного руководителя можно донести с помощью жестов, мимики, взгляда, интонации. Этот способ подходит для сотрудников, особенно дорожащих рабочим местом. Воздействуя на подсознание, вы избежите прямого противостояния и обойдете конфликтные ситуации стороной.

Косвенные приемы воздействия на начальника или начальницу

Невербальным способом человек получает около 80% информации! Если правильно построить модель поведения, информация прочно закрепиться у начальника на подсознательном уровне.

  • Забудьте об улыбке. Не пытайтесь сгладить ситуацию, улыбаясь начальнику в неловкий момент.

Будьте серьезны. Женщины в общении с мужчинами на подсознательном уровне используют улыбку, чтобы добиться симпатии. В деловых отношениях этот прием может не сработать.

Неловко улыбаясь, вы показываете мягкость и провоцируете на нападение, особенно садиста, диктатора и актера. Безэмоциональное выражение лица охлаждает пыл начальника.

  • Следите за взглядом. Смотрите в глаза начальнику. Если вам сложно выдерживать зрительный контакт, держите взгляд на уровне носа. Когда опускаете глаза, вы признаете силу собеседника. На подсознательном уровне он чувствует, что вы сдались и переходит в активное наступление.
  • Контролируйте жесты. Опускание головы, постоянное кивание, нервные жесты, защитные позы и движения и слабость. Следите за своим поведением:
  • Не отклоняйтесь назад в общении с шефом;
  • Не ищите дополнительной опоры в виде стола или стула, когда стоите перед начальником;
  • Не отгораживайтесь от него скрещенными руками и ногами;
  • Перестаньте сдувать несуществующие пылинки и убирать с одежды выдуманные соринки;
  • Уберите от лица руки и поднимите глаза;
  • Согласие выражайте сдержанным одиночным кивком;
  • Точно формулируйте фразы и отвечайте на вопросы.

  • Не мнитесь, пытаясь уйти от ответа . Прячась за неопределенными фразами, вы признаетесь в неуверенности и слабости.
  • Поработайте над одеждой. Деловой стиль в одежде – это символ дистанции. Формальный дресс-код выставляет в голове начальника подсознательные рамки общения. Не зря в крупных компаниях сотрудников обязывают выполнять обязательные требования к внешнему виду, главным из которых является деловой стиль одежды.
  • Не обращайте внимания на шутки и провокации. Отсутствие ожидаемой реакции нарушит планы начальника. Переходите к обсуждению рабочих вопросов, не замечая сарказма и неуместных шуток. Этот прием не работает с руководителями тиранами. Молчание для них – это признак слабости и страха, который действует на садистов, как красная тряпка на быка.

Справиться с привычными невербальными реакциями сложно, но необходимо, если вы хотите показать шефу его место.

При выборе метода ответных действий ориентируйтесь на собственные силы и характер начальника. Чем больше вы учтете индивидуальных факторов, тем действеннее будет ваше поведение.

Что делать нельзя?

  • Молча сносить публичные оскорбления. Так вы рискуете потерять уважение не только начальника, но и коллег.
  • Отвечать хамством. Грубость порождает новую агрессию. Не опускайтесь до уровня хама, уважайте свое достоинство.
  • Критиковать босса. Ни один начальник не любит критику. Если ваш босс диктатор, вы рискуете углубить конфликт. Осуждая начальника в приступе гнева, вы провоцируете негативный выброс на вас. Единичный агрессивный выпад превратится в стойкую неприязнь со стороны руководителя.
  • Смиренно просить прощение и брать вину на себя. Так вы унижаете собственное достоинство и развязываете руки тирану. На вас взвалят ответственность за все происшествия в офисе. Особенно опасно такое поведение с садистом и разгильдяем. Если уважение в коллективе для вас не играет большой роли или диалог с начальником происходит наедине, вы можете взять на себя вину в общении с диктатором или трусом. Агрессивные выпады прекратятся.

Предупрежден — значит вооружен!

Конфликты с начальством легче предотвратить, чем справляться с их последствиями.

  • Добейтесь баланса интересов. часто возникают из-за непонимания. Начальник не стремится объяснить свою позицию и желания подчиненным, а сотрудники терпят и молча выполняют расплывчатые задания руководителя. Итог: неудовлетворенность обеих сторон. Ищите выгоду для себя и для начальства. Найдите оптимальный баланс интересов.

  • Поймите начальника. Присмотритесь к боссу внимательнее. Изучив его привычки, требования, черты характера, вы сможете избегать спорных ситуаций и конфликтов. Знание скрытых причин неуместного поведения дает вам секретное оружие в борьбе с неправомерными действиями начальника.
  • Налаживайте диалог. Люди раскрываются в общении. Через диалог можно донести до человека не только словесную информацию, но и внутреннее состояние. Наверняка вы видели сотрудников, способных успокоить отца-начальника в гневе или повлиять на руководителя – разгильдяя. Все дело в правильном подходе к общению, а слабости есть у каждого босса.
  • Уверенность с первых дней. Когда вы устраиваетесь на новую работу, . Садисты и актеры избегают стычек с такими людьми. Чрезмерная уверенность может нервировать начальника – труса или диктатора. От руководителя зависит, насколько вы можете поднять планку своего бесстрашия.

Найти баланс взаимоотношений можно с любым начальником. Будьте внимательнее и не бойтесь руководства.

Самодур-начальник, или Как противостоять постоянному стрессу

Стресс каждый день. Ни часа без выволочки. Раздражай и властвуй. Это все о нем – о начальнике-самодуре. Работа под началомтакого человека – удовольствие для избранных. А вот для тех, кто не считает себя пофигистом и не собирается в дальнейшем поступать в разведшколу, этот непрекращающийся тест на стрессоустойчивость чреват нервными расстройствами и серьезным подрывом здоровья.

Как правило, персонал у такого босса долго не задерживается, памятуя, что нервные клетки не восстанавливаются. Люди же, которые работают в данный момент, запуганы и подавлены. Отношения в коллективе отсутствуют напрочь, все боятся: товарищей – что донесут, начальника – что обругает, уволит, урежет зарплату. Эффективность труда низкая – забитые работники и так ходят в офис неохотно, а тут еще постоянная смена заданий. В результате человек хватается за 4 проекта сразу и к сроку не успевает полностью сделать ни одного.

Тем, кому «повезло» очутиться в подобных обстоятельствах, не позавидуешь. Психологи утверждают, что единственный способ избавиться от стресса на такой работе – уволиться (так многие и поступают). Но перед тем как идти на эту крайнюю меру,можно попытаться подкорректировать ваши отношения с «любимым» боссом. Однако при этом надо помнить, что идеальными они не будут никогда – ведь люди не меняются.

Вот несколько советов, следование которым если не исправит ситуацию, то позволит держать вышестоящего самодура в рамках приличия.

1. Попробуйте противопоставить грубости и хамству вежливую корректность. В данном случае это ваше главное оружие. Возьмите за правило считать начальника чем-то вроде природного явления – существующим, но не влияющим на ваше самочувствие.Не обижайтесь на босса, как не обижаетесь на дождь или бурю. Говорите с ним размеренно и подчеркнуто уважительно – это подсознательно вынуждает любого собеседника перейти на такой же стиль общения.

2. На поставленные вопросы отвечайте учтиво и четко. И не отступайте от своих слов – будьте для своего босса образцом порядочности.

3. Не беритесь делать работу в нереальные сроки – это впустую потраченные нервы и силы. К тому же, исполнив задание намного быстрее обычного, вы рискуете получить новое с еще более ограниченным сроком. Потому трезво оценивайте свои силы, ведь угодить все равно не получится. Работайте столько, сколько нужно. Ну разве что немножечко быстрее. Но! При этом проявите внимание к деталям, чтобы придраться было уже не к чему.

4. Не устраивайте сцен и истерик. Ими вы не перевоспитаете самовлюбленного самодура – только покажете себя неуравновешенным человеком. Однако разочек… если очень хочется… и если нервы уже на пределе… После того как начальник привык к вашему обходительному поведению, взрыв эмоций может послужить позитивной встряской для ваших с ним отношений. Но оставьте это на самый крайний случай – вы всерьез рискуете своей работой.

Перевоспитать самодура, при всем вашем желании, скорее всего, вряд ли получится. Но вот повысить эффективность своей работы и заслужить уважение босса вполне в ваших силах. Нужны только терпение, позитивное мышление и… удача.


Рейтинг: 3.64 (78 Голосов)

«Токсичный менеджмент» - вполне устоявшийся в западной деловой среде термин. Не выдержавшие служебных перегрузок и скатившиеся до психопатологического поведения топ-менеджеры способны быстро разрушить коллектив и уничтожить бизнес компании.

Отоксичном менеджменте как явлении говорят уже давно: в США первые научные исследования на эту тему относятся к 1950-м годам. Примерно тогда же там стали вести статистику «несчастных случаев», которые происходят в корпоративном мире, а вслед за этим появилось и законодательство, защищающее сотрудников компаний от проявления насилия, в какой бы форме оно ни осуществлялось - сексуальной или психологической. Тем не менее масштабы бедствия сохраняются даже в этой зарегулированной стране. Достаточно упомянуть о том, что в период с 2005 по 2007 год в США ежегодно совершалось около 1,2 тыс. убийств на рабочем месте и примерно 2 млн преступлений, так или иначе направленных против коллег. Бóльшая часть этих эксцессов так или иначе обусловлена отклонениями в психике менеджеров: обретя власть в компании, получив контроль над людьми и ресурсами, но не имея возможности для нормальной подзарядки и регенерации, они рано или поздно срываются и «съезжают» к патологическому поведению, которое в литературе и получило название «токсичность».

Лучевая болезнь

Эффект присутствия «токсичного» менеджера в корпоративном пространстве сродни действию радиоактивного оружия массового поражения: окружающие люди «разрушаются» морально и психологически - постепенно, но неотвратмо. Как и в случае с радиацией, «токсичность» менеджера излучается с одинаковой силой во все стороны: вниз - на подчиненных, вбок - на равных по служебному положению в иерархии и наверх - на собственное начальство. Чем ближе находятся сотрудники к источнику «радиации», тем более сильную дозу они получают за единицу времени. В развитых странах, где эта проблема описана и изучается давно, корпорации ищут способы защиты от подобной «радиации» и самих ее «источников». И поскольку на законодательном уровне там четко определено, какое поведение на рабочем месте считается неприемлемым, токсичных менеджеров довольно легко увольнять или понижать в должности.

В России эту проблему пока предпочитают не замечать - и зря: сотрудники, получившие свою дозу излучения, не способны полностью восстановиться и всегда будут нести в себе последствия полученной травмы. Катастрофичность ситуации заключается еще и в том, что в российских компаниях исторически очень много токсичных элементов: в турбулентные 1990-е годы в нашем социуме наверх поднималась «пена» - лучшие из лучших и худшие из худших. Именно такие люди отличаются разного рода отклонениями от поведенческой нормы. Средним, уравновешенным и по-хорошему ординарным личностям тогда сложно было сделать головокружительную карьеру в бизнесе или политике. Еще одна причина распространения токсичности - отсутствие практики поддерживания психического здоровья и просто-напросто соблюдения критериев нормы в менеджменте. При этом наше общество довольно своеобразно относится к психопатии: на откровенно неадекватное поведение руководства в коллективе нередко закрывают глаза, объясняя странность или агрессивность руководителя «легкой экзальтированностью», «пунктиком», «плохим самочувствием», «проблемами в личной жизни» и т. д. Мы не хотим называть вещи своими именами, и подобная инфантильность приводит только к разгулу токсичной стихии и большому количеству жертв.

В садомазохистской токсичной корпоративной культуре у подчиненных постепенно возникает зависимость от эмоциональных выплесков босса. Чтобы начать работать, им действительно становится нужен хороший пинок (хорошо, если только моральный).

Одним из самых известных исследователей «радиоактивного» излучения менеджеров в окружающую среду является голландский аналитик и экономист Манфред Кетс де Врис. Он довольно часто приезжал в Россию, читал лекции в Академии народного хозяйства и в Сколкове, а заодно вместе с сотрудниками своей лаборатории по специальной методике производил «замеры» токсичности в российской корпоративной среде, получив при этом довольно предсказуемые результаты. По его оценкам, доля токсичного поражения среднего и высшего менеджмента в стране колеблется между 70 и 75%. Это свидетельствует о том, что первоначальный этап накопления капитала даром не прошел: если физически люди еще были способны выдерживать большие нагрузки и не выгорать, то сохранить душевное равновесие и психическое здоровье удалось очень немногим. Особенно это касается амбивалентных типажей, по природе своей находящихся «на грани», которую легко перейти при более или менее жестком внешнем толчке. Впрочем, вряд ли кто-то из тех, кто достаточное количество лет проработал в российской компании, поручится за свое безупречное психическое здоровье.

Философия будуара

Начнем с самого страшного вида психопатии с точки зрения воздействия на окружающих - садомазохистской токсичной корпоративной культуры. Создавший ее руководитель получает явное удовольствие от унижения людей, постоянного прессинга и даже насилия. Первый рефлекс, который пробуждается в сотрудниках, попавших в такую среду, - это вопрос, стоит ли вообще дальше работать под началом такого босса. Люди с нормальной энергетикой и миропониманием надолго в подобной компании не задерживаются. А значит, первым следствием этого вида токсичности является отсутствие в организации нормальных - высокопрофессиональных и по-хорошему жестких - людей. У тех же, кто по каким-то причинам решил продолжать здесь свою карьеру, самопроизвольно включается такой природный защитный механизм как мазохизм. Ведь для того, чтобы принять садиста, необходимо его «понять и простить». Иными словами, полюбить и вместе с тем оправдать перед самим собой свое пребывание в невыносимых условиях. «Бьет - значит любит», - это страшная фраза, в которой выражается не что иное, как мазохизм, разрушающий личность человека, его энергетику, волю и чувство собственного достоинства. Человек становится готовым к тому, чтобы терпеть бесконечный поток издевок. Более того, со временем у него возникает зависимость от подобных выплесков токсичного босса, поскольку в силу повреждения энергосистемы такие люди теряют способность черпать энергию внутри себя: чтобы встряхнуться, им уже нужен порядочный пинок (хорошо, если только моральный). Причем количество и сила получаемых пинков имеют тенденцию со временем только возрастать. Существование в таких стрессовых условиях продолжительное время вполне может привести даже к преждевременной смерти. Фраза «сгорел на работе» очень часто является маркером такой культуры.

Исходя из собственного искаженного восприятия мира, токсичный босс-шизофреник ставит перед коллективом невыполнимые задачи («Вы сможете, вы же профессионалы!»). А затем строжайшим образом спрашивает за недостижение недостижимого.

Можно ли восстановить коллектив, изъяв из него садиста? Ответ однозначный - нет. Если в конце концов руководить людьми с поврежденными личностными параметрами поставят нормального менеджера, они все равно начнут провоцировать нового начальника и вынуждать применять насилие, ведь агрессия извне уже стала для них необходимым импульсом, без коего сложно браться за работу. Кроме этого, в психиатрии известно такое явление, как «перевертыш» (подобное часто культивируется в психологических триллерах): если в семье долгое время жил садист, с которым родственники были вынуждены мириться, спустя какое-то время после его смерти точно такие же черты проснутся в одном из членов семьи - причем чаще всего в наиболее пострадавшем. А значит, не исключено, что подобная трансформация может произойти с одним из членов команды. Новому управляющему придется принять довольно сложное решение: с одной стороны, и людей жаль, с другой - старый коллектив невозможно оставить. Разбавлять костяк компании новыми сотрудниками тоже опасно: ведь, скорее всего, и новички попадут под токсичное воздействие. В моей практике было несколько совместных проектов с психиатрами: «облученных» сотрудников выхаживали буквально годами - их аккуратно переводили на более низкие должности, оставляя в тишине и покое до момента стабилизации. На реабилитацию после психической травмы может уйти немало времени. При этом хотелось бы заметить, что чаще всего с токсичностью менеджмента приходится сталкиваться не на производстве: третируют обычно «белых воротничков» - офисных работников, которые, как считается (и, видимо, справедливо), имеют меньше воли к сопротивлению и отстаиванию собственного достоинства. Впрочем, ответить цивилизованно действительно сложно - в силу отсутствия правового поля, которое даже в отношении более очевидных - производственных - травм тоже работает не очень эффективно, так что люди боятся судиться и отстаивать свои права. Подытожим: садомазохистская корпоративная культура «убивает» коллектив за 4–5 лет; сильные профессионалы не задерживаются в такой компании; оставшиеся сотрудники все больше погружаются в болезненную зависимость от своеобразных корпоративных отношений: от подачи заявления об увольнении их удерживает страх перемен, а также опасение попасть в еще больший ад, ведь они уже забыли о том, что мир может выглядеть иначе.

Изменение личности

Вторая с точки зрения распространенности корпоративная культура в России связана с шизо­френией. Босс–шизофреник на своем внутреннем «экране» видит окружающий мир каким угодно, однако картинка эта страшно далека от реальности. На практике это выражается довольно простым образом: шизофреник (или почти шизофреник) имеет обыкновение ставить перед коллективом недостижимые цели, рисовать эдакую столбовую дорогу с нарушением перспективы. На вопрос о том, как может выглядеть путь к такому светлому будущему, руководитель отвечает с помощью разного рода манипулятивных техник - вроде «Вы сможете, вы же профессионалы!». И в этом разница между пусть даже амбициозной мечтой нормального предпринимателя и бредом шизоруководителя: мечта всегда предполагает путь, который может нащупываться либо интуитивно, либо логически; речи же руководителя-шизофреника - лишь плод пустого воображения. Стоит заметить, что шизофреники от менеджмента обладают одной выдающейся способностью: они умеют очень хорошо и зажигательно говорить! Чтобы критически воспринимать эти слова, нужно быть зрелой личностью. Зато неустойчивые и внушаемые сотрудники (те, кто вечно обуреваем тревогами и светлыми надеждами) легко принимают на веру те завиральные картины, которые померещились руководителю. Разрушение коллектива под руководством шизо­френика происходит стандартным путем - через выгорание, ведь люди будут вынуждены чрезмерно вкладываться в достижение недостижимого. Тот, кто решит самоустраниться, рискует быстро попасть под горячую руку, поскольку этот вид психопатии сопровождается резкой сменой настроения. Часть коллектива уволится, оставшееся большинство будет вынуждено переформатироваться под новые условия. А попутно - подрывать свое здоровье и самооценку: недостижимое недостижимо, при этом управляющий никогда не признает безосновательность своей идеи - а значит, вся тяжесть вины ляжет на подчиненных. Так или иначе, основным индикатором неадекватного состояния руководителя являются два фактора - отсутствие путей к достижению цели и неприятие любых рациональных доводов против. В результате периодических прыжков через голову, для того чтобы увидеть очередной мираж, коллектив «погибнет» за 3–4 года - «сгорит» изнутри.

Вне себя

На третьем месте находятся менее серьезные заболевания, связанные с истерией. Она проявляется в двух видах. Первый обусловлен биологическими особенностями человека, состоянием его нервной системы, неврозом: на практике истерия выражается в таких реакциях, как крик, слезы, судороги и т. д. Подобным людям можно лишь посоветовать использовать медицинские препараты, способные снизить количество токсических выбросов в окружающую среду. Гораздо более существенный урон людям наносит истерия другого вида - психическая. На деле она представляет собой гибрид с различными маниакальными состояниями, возникающими при произнесении определенных кодовых слов, услышав которые человек «взрывается» - и понеслось… И если в первом случае коллектив может адаптироваться и подстроиться («Сейчас шеф взорвется, но через две минуты успокоится!»), то в случае с психопатической истерией это невозможно: взрывы происходят непредсказуемо, при этом такая истерия имеет обыкновение раскручиваться, разгоняя себя, мощность выбросов со временем только растет, в то время как периоды ремиссии становятся все короче. В дальнейшем подобные состояния перерастают в более тяжелые заболевания.

Психопатическая истерия у топ-менеджера обычно быстро приводит к разрушению - и его собственной личности, и компании. «Взрывы» становятся все чаще, прибавляют в мощности и непредсказуемости, а периоды ремиссии - все короче.

Четвертой по степени распространенности в корпоративном мире является параноидальная культура. В этом случае офис обычно набит электроникой: ведется тотальная слежка за всем, что происходит с сотрудниками. Подозрительность и мнительность не стоит путать с избыточным контролем - обычной поведенческой патологией, которая часто сопровождает власть. В нашем случае речь идет о другом состоянии - когда босс постоянно домысливает слова подчиненных, подозревает их в заговорах, причинении ему зла и прочих преступлениях. Гипотетически к этим «странностям» можно привыкнуть: в конце концов, паранойя в начальной стадии предполагает тихую и медленно накапливающуюся взрывную энергию, однако долго в такой компании я бы не посоветовала задерживаться.

Чаще всего этим заболеванием страдают люди, которые раньше занимались вопросами безопасности, процессинга, формализации, стандартизации, унификации, составлением должностных инструкций, детальным построением больших систем и другими разновидностями рутинной деятельности. В «нормальном» виде паранойя представляет собой обычное упорство. Однако, как и в других описанных случаях, распознать ее можно по признакам потери рациональности, которая и толкает человека к избыточной упорядоченности. Например, в виде требования к сотрудникам по многу раз на день протирать стол. И если человек подобным образом начинает расширять зону своего влияния, утрачивая в своих действиях здравый смысл, - это и есть настоящая паранойя. Довольно удивительное явление в российских компаниях, которое я встречаю и по сию пору, - необъяснимая любовь топов к чистой обуви. Многие руководители буквально помешаны на контроле обуви сотрудников. Причем в нескольких компаниях, которые мне встречались, «чистая обувь» шла вторым пунктом в миссии после стратегии компании. За грязные туфли людей не продвигают по карьерной лестнице и даже увольняют. И это могло бы показаться даже смешным, если бы такой подход к делу не являлся источником других патологий: все-таки одно дело сделать замечание, и совсем другое - «во­зить лицом по столу» за не почищенные вовремя ботинки. Такое не стоит списывать на «милые пунктики» босса.

В офисах двух крупных российских банков на столах у сотрудников лежат коврики, на которых нарисованы кружочки для чашки и прямоугольнички для канцелярской продукции. Забавно, не правда ли? Однако это не просто шутка, в этих компаниях сотрудники обязаны к концу рабочего дня раскладывать весь свой скарб по нужным геометрическим фигурам. Помнится мне и другой случай, когда начальник в конце рабочего дня обходил свой офис, расставляя все на рабочих местах сотрудников по собственному разумению и выбрасывая то, что он идентифицировал как мусор. В чем опасность паранойи для окружающих? Проблема в том, что окружение такого начальника заражается привычкой к иррациональной упорядоченности: не дай бог что-то забыть или упустить из виду, ведь любая бумажка с нужным телефонным номером на уголке окажется в урне.

Букет нарциссов

Особняком стоит упомянуть группу нарциссических психопатий, которые базируются на мании величия и себялюбии. В бытовом восприятии эти две разновидности сплелись, и в этом есть своя правда: в конце концов, речь идет об одном и том же - самовлюбленности, уверенности в собственной непогрешимости и требованиях к окружающим подчеркивать величие босса. Нарцисс - это всегда самодур. Как только человек нарушил способность к самооценке, это может повлечь за собой гибель компании: коллективу нужно, чтобы руководитель вовремя поворачивал руль, в то время как он постоянно тормозит и упорствует. Со временем такой типаж легко переходит в зону истерии и садизма.

Я решила поднять эту тему для того, чтобы донести очень простую мысль: тактически токсичные культуры могут быть намного эффективнее нормальных, но стратегически они всегда ведут к гибели коллектива: другого не дано. Хороший управляющий умеет стать на время «токсичным» для пользы дела - но ненадолго. Такие техники используются вполне сознательно в антикризисном управлении: одномоментное воздействие, острое и болезненное, всегда сочетается с постшоковой терапией. Однако токсичность может восприниматься как инструмент только тогда, когда руководитель способен ею управлять. Что же касается организации, вынуждена всех огорчить: коллективы, которые подверглись мощному и продолжительному токсичному воздействию, восстановлению не подлежат. Разумеется, новый управляющий из гуманистических соображений может предпринять ряд реабилитационных мер, связанных с охлаждением культуры, снижением нагрузки для наиболее пострадавших и так далее, однако реальность говорит о том, что сил и времени на все это попросту не хватит: компания загнется быстрее, чем восстановится коллектив.

В книге Роя Лубита «Токсичные» менеджеры и прочие трудные люди» читатель может найти более полное описание всех разновидностей токсичного менеджмента с практическими советами, что делать, если вы встретили параноика, неэтичного оппортуниста, шовиниста… Однако я хотела бы сразу всех предупредить: подобные книги написаны для цивилизованного мира, имеющего нормальную подготовку, в том числе правовую базу. Между тем такие проблемы рано или поздно коснутся каждого: на пути любого человека обязательно встретится токсичный сотрудник, коллега или руководитель, поэтому необходимо отдавать себе отчет в том, что делать в этом случае. Терпеть и закрывать глаза, сетуя на свою судьбу? Или действовать рационально, понимая, зачем необходимо задуматься о себе и об оздоровлении компании? Нужно отдавать себе отчет, где проходит грань между «милой привычкой» и распущенностью, которую лишь развивает податливый коллектив. Власть гипертрофирует особенности личности, которые заложены в нее изначально. Однако проблема не только в этом. Дело в том, что в России власть традиционно понимается и воспринимается как индульгенция: «Я начальник - значит, мне все можно». Эта конструкция настолько устойчива, что никто с ней не спорит, люди привыкли воспринимать все отклонения своих руководителей как должное. Тем из них, что дадут себе труд об этом задуматься, я бы посоветовало одно: работать над собой, бороться со своей «ирландской яростью», излишней ригидностью и прочими особенностями. Тогда и эффективность компании не будет скоротечной, и любовь к людям - мифической.

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией
На одном и том же месте я работаю уже много лет. За это время у нас сменилось немало начальников. Но хуже всех последний, молодой выскочка. Пока он был в одних рядах с нами, все было не плохо. А как занял высокий пост, совсем зазнался. Скажите, как работать с начальником самодуром, если он должностью пользуется не для руководства, а для того, чтобы над подчиненными издеваться. Во время планерок со своим помощником над всеми посмеивается, вопросами в угол загоняет. Я стараюсь не высовываться и отмалчиваюсь. Но и до меня иногда доходит. Я после этого не могу обрести душевное равновесие, общение с ним очень выбивает из колеи. Даже вечером невозможно нормально заниматься ребенком, все мысли об этой ситуации. Как же все-таки вести себя с ним?

Работа занимает огромную часть жизни человека. Если повезет, она становится не просто источником заработка, но приносит настоящую радость реализации для того, кто находится на своем месте. Естественно каждому из нас хотелось бы получать от бесчисленных часов, проведенных на службе, максимум удовольствия и не только от чашки послеобеденного кофе или перерыва на перекур.

Положительным или отрицательным окажется влияние работы на нашу жизнь зависит, конечно же, от нас самих, и от того, с кем приходится общаться. Проблема автора вопроса заключается в том, что ей кажется, что начальник не дает работать. Во многом это происходит из-за тех отрицательных эмоций, которые он вызывает. Проблема не в каких-то конкретных действиях, но в его манере поведения, ведения разговора.

Как работать с начальником самодуром: взгляд со стороны


Люди обладают разными типами психики. Одни из них комплиментарны друг другу, другие контрарны. Неприязнь подчиненного к начальнику вещь не новая. Нередко подобные трения происходят между обладателями анального вектора и контрарного ему кожного.

Добросовестный работник, долго и преданно служащий своему делу, до мелочей разбирающийся в каждом нюансе любимой работы оказывается в подчинении у бывшего коллеги, который, не смотря на молодость своих лет, уже добился места начальника.

«Выслужился…» - такие мысли возникают в голове у не рвущихся вверх по карьерной лестнице подчиненных. В самом подчиненном таких свойств нет. Он не пробивает себе путь локтями, не ходит по головам и не умеет руководить. Качественное выполнение работы - вот его стезя. Всеми этими свойствами наделяет человека анальный вектор. И его роль в развитии человечества крайне важна.

Но если все будут дотошно изучать свой предмет, кто станет организовывать людей? Ведь любым профессионалам своего дела, нужно управление, умелое руководство. Его и обеспечивает кожный вектор . Он наделяет человека умением быстро приспосабливаться к ситуации. Именно поэтому не зависимо от возраста, прыткие и умеющие организовывать других, люди с кожным вектором занимают руководящие посты.


«Приспособленцы» говорят про них добросовестные работники с анальным вектором. Да, они умеют приспосабливаться. Но если не идут по головам исключительно ради собственной выгоды, это только плюс для развития любого дела. Иначе оно просто не сдвинется с мертвой точки.

Как справиться с начальником самодуром: не все так плохо, как кажется


Чтобы продолжать полноценно трудиться в родном коллективе, человеку необходимо настроить себя на положительный лад. Сделать это можно только путем понимания различия в свойствах, научившись видеть действия начальника под новым углом. Даже слова, мимика, движения знающему человеку позволяют видеть глубже, чем внешняя оболочка, разглядывать тот тип психики, который заставляет конкретного человека именно так говорить, вести себя, двигаться.

Если обрести новое видение, чувства к людям не похожим на нас самих будут возникать иные, не прежние субъективные, а новые, объективные, основанные на видении отличий себя от других.

Так ли начальник не дает работать, только потому, что собирает подчиненных на совещание? Может, это все-таки закономерно для большого коллектива? Может его кожное стремление держать руку на пульсе работы всей команды и координировать ее действия идет на пользу и способствует общему продвижению?

Или все-таки не дает воспринимать ситуацию спокойно то, что профессионала своего дела, обладающего большим опытом работы, учит уму разуму какой-то юнец? Несправедливо, считаете вы?

Какой бы несправедливой не казалось данная ситуация, но каждый занимает место по своим возможностям и реализует себя в той должности, к которой больше всего предрасположен.

Когда приходит глубокое системное понимание этого, возникает и иное отношение к начальнику, и к его манере ведения дел.

Как справиться с начальником самодуром: контроль над чувствами


Еще один аспект проблемы - эмоциональность автора. Действительно, как контролировать тот шквал эмоций, которые вызывает выставление на всеобщее обозрение на совещании, кажущееся неуважительным обращение? Внутри все дрожит и не подчиняется рассудку.


Наши состояния нам не подвластны только до тех пор, пока мы о них ничего не знаем, нами руководят бессознательные психические процессы, которые мы должны сделать явными, проработать их в своем сознании.

Особой эмоциональностью реагирует на внешние обстоятельства зрительный вектор . И в этой эмоциональности его козырь, но не наказание.

Но в разных условиях развития и реализации, этот тип психики может сделать человека слишком мнительным, неуверенным в себе и находящимся в состоянии постоянного страха: страха выступить на совещании, страха отстоять свою точку зрения, страха вообще противопоставить себя другому человеку.

Свои свойства нужно досконально проработать. Тогда изменится состояние, исчезнут постоянные провалы в панику и переживания из-за общения с начальником, ситуация на работе будет восприниматься намного спокойнее и прекратит отражаться на личной жизни и общении с детьми.

Объективное мнение о том, почему начальник не дает работать, можно составить только самостоятельно, разобравшись в особенностях психики. Возможно, это приведет к желанию уйти с работы и найти что-то более подходящее. Главное то, что раскрытие бессознательного дает власть над собственной жизнью нам в руки, навсегда исключая беспомощность и страх.

Для лучшего понимания себя и начальника, вы можете ознакомиться со следующими статьями.

Вы любите свою работу, но устали от постоянных придирок шефа? Если начальник самодур, ужиться с ним сложно. В этой ситуации можно пойти двумя путями – уволиться или все же попытаться выстроить отношения с руководителем.

Если начальник придирается по мелочам, вы наверняка устанете от этого, и будете ловить себя на мысли, что не хотите идти в офис. Чтобы избежать встреч со злым боссом, хочется остаться дома, забившись в дальний угол комнаты.

Выбор действий, если начальник-самодур

Безусловно, если начальник придирается к вам каждую секунду, легче . Этот вариант подходит людям, не являющимся борцами по натуре и всегда выбирающим легкие пути решения конфликтных ситуаций. Исходя из теории вероятности, бомба второй раз не попадает в ту же воронку – на новом месте работы начальник наверняка окажется лучше прежнего.

Вы не любите сдаваться и не ищете легких путей? Тогда боритесь до конца, выстраивая грамотную стратегию действий.

Для начала определите, чего чаще всего хочет кричащий начальник, в чем он прав, а какие из его придирок беспочвенны. Анализируя действия шефа, будьте откровенны с собой: вполне вероятно, что он злится на вас по делу.

Если ваш шеф-истеричка?

Наладить отношения с руководителем можно, поняв, к какому типу людей он принадлежит. Самый распространенный вариант – шеф-истеричка. В 99% случаев . Перманентно находясь в состоянии повышенного нервного напряжения, они срывают злость на подчиненных, оставаясь приветливыми с незнакомыми людьми и собственным руководством.

Твердо определив, что ваш кричащий начальник любит поистерить, действуйте как бронепоезд – сохраняйте спокойствие и разговаривайте с шефом, не повышая голос. Отвечая на нелепые придирки, подкрепляйте свои возражения аргументами. Если же начальник вас в собственных ошибках, покажите, что виноваты не вы, а он.

В борьбе с шефом-истеричкой важно заручиться поддержкой коллег и вышестоящего руководства. Не воспринимайте подобные действия как предательство и стукачество, ведь они вполне оправданны с точки зрения здравого смысла.

Что делать, если начальник — самодур?

Находим общий язык

Самодуры от любителей закатить истерику отличаются тем, что ведут себя агрессивно по отношению ко всем окружающим. Любой начальник самодур уверен в своем превосходстве над людьми. Обычно самодуры – мужчины, сумевшие занять должность генерального директора фирмы или топ-менеджера. Они твердо уверены, что все вокруг – идиоты и что общение с глупцами хуже средневековых пыток.

Общаясь с самодуром, необходимо изначально правильно вести себя. Дайте понять, что достаточно горды и не станете козлом отпущения. Эта задача сложна, но если вы справитесь с ней, то сможете в будущем не опасаться придирок и нападок.

Поставить самодура на лопатки можно, внушив себе мысль, что вы ничем не хуже его (это так и есть на самом деле). Второй вариант для людей с хорошей фантазией – представьте шефа с мусорным ведром на голове, в розовой майке и тапочках с мишками. Такой смешной человек просто не имеет права смотреть на вас свысока.

Если начальник придирается

Начальник, любящий придираться, кажется безобиднее самодура и истерички, но это не так. Своими постоянными замечаниями он может вывести из себя даже самого спокойного человека. Придира будет следить, когда вы приходите на работу и отчитывать вас, если вы опоздаете хоть на полминуты. Он станет засекать время вашего обеда, а по выходным дням звонить вам без особой на то надобности. Начальник-придира найдет недочеты в вашей идеально выполненной работе и устроит вам выговор вместо того, чтобы выдать премию.

Как воспитать начальника?

Не раболепствуйте перед таким шефом, а спросите, что конкретно его не устраивает в ваших действиях. Пусть он назовет ваши недочеты и скажет, как, по его мнению, вы можете их устранить. Что касается телефонных звонков по выходным — не берите трубку. Это ваше свободное время, и он не имеет права обвинять вас, что вы были не на связи (естественно, если не было предварительной договоренности об этом). Также постарайтесь не опаздывать, приходя на работу, и не затягивайте обеденный перерыв. Руководителю надоест искать поводы придраться к вам, и он успокоится, переключив внимание на кого-то другого.

Вывод: что делать с нерадивым начальником-самодуром

«Приручить» начальника нелегко, но этого делать и не нужно. Достаточно наладить отношения с директором – так вы ощутимо облегчите себе жизнь. Это не значит, что надо лебезить или пресмыкаться. Напротив, только проявив достоинство, вы сможете доказать свою ценность! Отгородившись от придирок и упреков босса, вы сможете спокойно работать, а глобальное перевоспитание начальника самодура, истерички или придиры — забота его близких.

Налаживая отношение с руководителем (независимо от особенностей его характера), скорректируйте свое поведение, дав шефу понять, что хотите и готовы с ним сотрудничать. Покажите своими действиями стремление уладить конфликтную ситуацию.

А если Вы переросли своего начальника?

Если текущая ситуация Вас не удовлетворяет, карьерный коучинг поможет Вам планомерно раскрыть свой потенциал в области профессиональной реализации. Вы не получите советов, где лучше работать или как достичь успеха. Вы получите ясность. Создадите реальный план построения карьеры. Увидите результат уже в конце первой коуч-сессии.