Как пройти на «Ночь в музее»: три самых насыщенных маршрута. Как пройти на «Ночь в музее»: три самых насыщенных маршрута Ночь музеев история возникновения

Международный День музеев отмечается 18 мая. В 1997 году в канун этого праздника музеи Берлина открыли свои двери для посетителей во внеурочное время - вечером и ночью. Спустя два года инициативу Германии поддержала Франция, а в 2001 году к акции присоединилось 39 стран мира. «Ночь музеев» превратилась в популярный ежегодный фестиваль, который знакомит молодёжь и широкую публику с местными культурными достопримечательностями в удобное время и бесплатно.

В России ночной музейный праздник проводится с 2007 года.

Как проходит «Ночь музеев» в Москве

Фестивальная ночь - это не только возможность бесплатно посетить музеи, но и оригинальная культурная вечеринка с историческими и художественными выставками, презентациями и концертами. Каждый год выбирается новая тема фестиваля. Например, в 2015 году события Ночи музеев были посвящены 70-летней годовщине Победы в Великой отечественной войне, в 2017 году - столетнему юбилею Октябрьской революции.

В акции принимают участие не только государственные, но и частные музеи столицы, библиотеки и выставочные залы. Гости могут послушать лекции о культуре и искусстве, принять участие в краеведческих, литературных или музыкальных квестах и семинарах. Участие во всех мероприятиях бесплатное.

В «Ночь музеев» открыты не только выставочные площадки, но и посольства разных стран, расположенные в исторических зданиях.

В фестивальную ночь вы сможете добраться до большинства музеев в разных районах Москвы на автобусах специальных маршрутов, которые курсируют между выставочными площадками.

«Ночь музеев»-2018 в Москве

Тема ночного музейного фестиваля 2018 года - «Шедевры из запасников». В экспозициях художественных музеев появятся работы известных художников, которые в минувшие годы находились в фондах музеев или реставрировались. В выставочных галереях столицы откроются выставки современного искусства разных жанров и стилей. Краеведческие музеи познакомят гостей с малоизвестными страницами истории Москвы, почитатели известных писателей и артистов смогут побывать в квартирах-музеях своих кумиров. В музыкальных музеях пройдут концерты, на которых можно услышать звучание старинных инструментов и хиты легендарных групп в записях и живом исполнении. А музеи театров представят оригинальные постановки известных режиссёров.

В фестивальную ночь можно бесплатно побывать в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Историческом музее, Манеже, Музее Москвы, Центре фотографии имени братьев Люмьер, Музее современного искусства, Центре дизайна Artplay, а ещё в квартирах-музеях Васнецова, Пушкина и Булгакова, Музее истории ГУЛАГа и многих, многих других.

Ночь музеев в исторических усадебных комплексах

В парках и музейных усадьбах столицы вы полюбуетесь интерьерами величественных дворцов московской знати, послушаете выступления ансамблей народной песни, посетите костюмированные представления и концерты, станете участниками весёлых игр и шоу. В праздничную ночь экскурсии, концерты и гуляния в усадьбах «Царицыно», «Коломенское», «Остафьево», «Кусково» и «Влахернское-Кузьминки», парке «Люблино» будут продолжаться до самого утра.

Ночь музеев для детей

В фестивальной программе могут принимать участие не только взрослые, но и дети. Юные любители природы познакомятся с животным и растительным миром планеты в Московском зоопарке, Дарвиновском музее, Зоологическим музее МГУ, Биологическом музее имени Тимирязева. Для космических романтиков пройдут интересные тематические экскурсии и интерактивные представления в Музее космонавтики и Планетарии. В библиотеках столицы дети узнают о том, как создавались известные литературные персонажи, и примут участие в увлекательных квестах. В музеях ремёсел пройдут мастер-классы по рукоделию.

В Екатеринбурге.

В ночь на 20 мая Екатеринбург вместе со всей Россией традиционно погрузился в массовые народные гуляния по музеям. В 2018 году в столице Урала действовало 113 площадок. На пяти из них побывала корреспондент " ".

Начать культурное просвещение было решено с доселе неизвестного арт-пространства "Палуба", расположившегося на улице Гагарина. Посетителей ждала часовая очередь на входе.

Поскольку "Палуба" находится в недрах офисного здания, вереница желающих попасть в лофт, стилизованный под затонувший корабль, растянулась по всем коридорам первого этажа. Кто-то пришел даже с маленькими детьми. Самые нетерпеливые мамы решили подпортить "арт-пространству" репутацию в Сети.

"Хотите почувствовать себя обманутым, получить массу негативных эмоций, и это за свои деньги!! Вам в галерею Палуба!", - написала одна из жительниц Екатеринбурга в сервисе отзывов "Фламп". Другая рассказала о несоответствии заявленной программы в "Палубе" реальности. "Простояли 1.5 часа в очереди из 200 человек ради того, чтобы ребенок один раз брызнул из медицинского шприца на клеенку! Где обещанное ведро с шариками, наполненными краской?! Где защита одежды?! Никакой организации! Организатор в результате просто сбежала, оставив толпу в недоумении и гневе! Деньги вы обязаны были вернуть!", - поделилась она.

Помочь сгладить впечатление от "Палубы" должен был музей советского быта, спрятанный в подвале неприметного здания на Чебышева, 4. СССР не подкачал.

Музей не ограничился простой выставкой предметов времен Союза. Безусловно, кое-где были разложены старые пластинки, заводные игрушки из фильма про Электроника, другие бытовые мелочи… Но тут, в отличие от многих музеев, можно было и попробовать себя. С каким восторгом дети лет 10-12 бросились к компьютерам с еще старыми ламповыми мониторами! А на ПК с Windows 95 и XP были запущены игры начала нулевых. Рядом – старенькие телевизоры с подключенными приставками Sega. Правда, пробиться к ним было почти нереально – очередь.

В других комнатах подвала скрывался красный уголок с воссозданным кабинетом: печатная машинка, телефон, дипломат, плакаты… В углу на плечиках – школьная форма. Кстати, многие рвались на ее примерку. Видимо, в День пионерии нахлынули воспоминания.

Следующим пунктом в нашей "музейной" программе стал зоопарк - ну, негоже изменять традициям, негоже. Хотя, судя по впечатлениям, все же стоило: из всех обещанных активностей здесь обнаружилась лишь возможность подержать в руках таракана или водомерку, а также звериный "футбол".

По заверениям организаторов площадки, обитатели зоопарка весь день играли с футбольными мячами. И мячи действительно в клетках некоторых хищников были – сдувшиеся. В целости мячик сохранился только у черепахи. Она безучастно лежала рядом с ним.

Выйдя из зверинца, решено было вновь попытать удачи с "новинкой" - в Центральной гостинице. Там обещали провести гостей по "пяти эпохам" и показать, как развивался отель.

Галантный экскурсовод поделился, что в этом году, по сравнению с прошлыми, стало больше интерактива, чем истории. Было заметно, что создатели площадки пытались придумать, как и чем занять гостей. Потому и устроили тур по номеру 1928 года с помощью технологий виртуальной реальности, а также убедили загадать желание на падающую с помощью проектора звезду. Кроме того, был урок танцев в духе 80-90-х годов: вместе с "тренером" участники экскурсии разучили короткий танец под зажигательную мелодию о любви хорошей девочки и плохого парня.

Финальным аккордом нашей "Ночи музеев" стал Дом актера и его призраки 19-го века. Гостей провели по гостиным особняка госпожи Тупиковой, познакомили с духами, обитающими в нем, а также дали примерить различные наряды. Это, как обычно, вызвало восторг у публики, отчитавшейся о преображении в соцсетях. Даже ради этого стоило проводить "музейное пати". Глядишь, и люди будут тянуться не только к пабам, но и к культуре.

Идея праздника возникла в 1970-х гг., когда в Европе музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения с целью привлечения посетителя, который непременно вернётся в понравившейся ему музей, уже купив билет. Тогда эта акция называлась "Весной музеев" и проходила, как и сейчас, в 18 мая в Международный день музеев. В 1997г. в Берлине эта традиция возобновилась в немного трансформированном виде - с целью повышения привлекательности города для туристов и имел название «Длинная ночь музеев» (Lange Nacht der Museen).

В начале в нем участвовали всего пара десятков музеев. Но первая «ночь» имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились еще 20 городов Германии. Со временем «Длинная ночь музеев» приобрела характер фестиваля, который постоянно набирал обороты. Сейчас «Длинная ночь» в Берлине проводится два раз в год и привлекает множество зрителей.

В конце XIX века здесь, в Берлине, был построен уникальный музейный центр, так называемый «остров музеев»: несколько мощных зданий в классицистическом стиле под разные коллекции. К тому времени немецкая археология (и по сей день едва ли не ли не сильнейшая в мире) накопила несметные богатства: целые храмы из Вавилона, сотни египетских мумий, шедевры античного зодчества, да и своя история уже имелась.

Но со временем музеи перестали вызывать определённый интерес у посетителей. Экспозиции стали ассоциироваться с рутиной, скукой и пылью времён.

Тогда сотрудники музеев решили показать посетителям другие музеи - своеобразное развлекательное и культурное действо. «Длинная ночь Музеев» была призвана не просто показать исторические, археологические или живописные коллекции.

В дополнение к обычным экскурсиям по действующим экспозициям, выставочные площадки города приготовили зрителям специальную ночную программу: концерты, лекции, музыкальные выступления, театральные постановки, демонстрации фильмов, чтения, перформансы, мастер-классы, открытые для посещения художественные мастерские.

Превратившись в традицию, впоследствии фестиваль стал общеевропейским проектом и ежегодно проходит не только в Германии, но и во многих странах Европы. Одна из основополагающих целей - ознакомить людей, привлечь и заинтересовать культурным наследием мира.

Современное название ежегодная акция получила в 2005 г.: французы предложили сделать музейно-выставочную акцию "Ночь музеев" международной и в том же году эта идея была утверждена Советом Европы. Акция поддерживается Международным Советом музеев (ICOM) и проводится под патронажем Совета Европы.

В 2005 году в акции приняли участие 750 музеев Франции и 500 музеев Европы. В этом же году к миру присоединилась и Беларусь.

Уже в 2006 г. участниками проекта стали более 2 тысяч музеев из 38 стран мира. В юбилейную 30-ю Длинную ночь Музеев в Берлине (28 января 2012 г.), регулярно проводимую уже на протяжении 15 лет, организаторы встретили почетного миллионный посетителя.

В 2009 году в акции участвуют уже 2300 музеев Европы, в том числе, Франции и России. В России в акции «Ночь в музее» принимает участие более 100 арт-организаций (федеральные, городские и частные музеи и галереи). Мероприятия различались по масштабу: некоторые из них были массовые, а некоторые предназначены для 20-30 человек, и записываться на них нужно заранее.

Ежегодно каждый из музеев пытается создать своё, особенное культурное действо - возможность в неформальной обстановке пообщаться с друзьями и искусством.

Двери для посетителей накануне вечером открыли и многие московские музеи, передает корреспондент «МИР 24» Елизавета Генералова.

Очередь в музей изобразительных искусств имени Пушкина люди занимали еще засветло. Ведь главная тема акции в этом году – «Шедевры из запасников». Посетители экспозиции смогли увидеть вещи, которые раньше были скрыты в хранилищах. Например, скульптуру «Бог Вишну с предстоящими», гравюру Кацусики Хокусая, а также картину «Бегство в Египет» Бартоломе Эстебана Мурильо.

Можно было не только полюбоваться на шедевры из запасников, но и узнать их историю. Специальные лекции провели сотрудники музея.

«В частности, я буду представлять картину испанского художника XVII века Мурильо. Она выставлялась в Эрмитаже, ее покупала Екатерина. Чисто художественно она является заключительным акцентом в творчестве Мурильо, поскольку она одна из самых поздних произведений мастера», – говорит заместитель заведующего отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Светлана Загорская.

Вот с постоянной экспозицией гостей познакомили участники клуба юных искусствоведов. «Мне очень интересно работать с людьми, рассказывать им что-то новое об исторических событиях, произведениях искусства», – говорит член клуба юных искусствоведов Виктория Спасенова.

Для этой ночи каждый музей приготовил свою культурную программу. Пока в Пушкинском экскурсии проводят школьники, буквально через дорогу, в галереи Ильи Глазунова, проходит бал.

Здесь можно было погрузиться в атмосферу XIX века и вместе с участниками клуба исторической реконструкции познакомиться с правилами придворного этикета. Все желающие также смогли научиться танцевать вальс, полонез, мазурку и кадриль.

«Я прилетела из США. Мне очень повезло попасть на «Ночь музеев». Здорово, что здесь можно потанцевать и познакомиться с творчеством российских художников», – говорит туристка.

В Москве к акции «Ночь музеев» присоединились около 200 площадок. К некоторым из них выстроились многокилометровые очереди. Так, например, чтобы познакомиться с историей медицины люди были готовы ждать у входа по четыре часа.

Под руководством студентов-медиков тут можно было собственноручно сделать трепанацию черепа, зашить рану и ампутировать конечность.

Посетители тренировались не только на муляжах, но и на частях тел животных. За ночь пациентами импровизированной операционной стали три свиньи.

«Практически вы можете ощутить себя доктором любой эпохи. У нас тут и чумной цирюльник, и кунсткамера, и муляжи XIX века, на которых видны различные кожные болезни. Аптека средневековая, где посетители сами готовят лекарства», – говорит заведующий кафедрой истории медицины музея имени Евдокимова Константин Пашков.

Экскурсоводы признались, что эта часть выставки не для слабонервных: двое посетителей упали в обморок от увиденного. Зато от этой «Ночи музеев» у них точно остались незабываемые впечатления.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это статья о международной акции музеев. О фильме смотрите статью Ночь в музее

Ночь музеев - международная акция, приуроченная к Международному дню музеев , во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции - показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997.

Хронология

В 2010 году акция была проведена в ночь с 15 на 16 мая.

В 2011 году акция в Москве прошла в ночь с 14 на 15 мая, в акции приняли участие 159 городских музеев. Кроме похода в музей, москвичи в эту ночь смогли выехать на автобусные экскурсии по городу. В Екатеринбурге приняли участие 40 выставочных организаций, которые открыли 58 площадок в городе. Всего проект «Европейская ночь музеев в Екатеринбурге - 2011» посетили 67 000 людей.

В 2011 году по инициативе Фонда «Покровитель» и компании «Живая вода» к акции впервые присоединились ведущие музеи Оренбурга, сумевшие с 19:00 до 00:00 принять в общей сложности невероятное для своей истории количество посетителей - около 3000 человек за день.

В 2012 году акция прошла в ночь с 19 на 20 мая.

B 2013 году акция прошла в ночь с 18 на 19 мая.

B 2014 году акция прошла в ночь с 17 на 18 мая. В Екатеринбурге работали 73 площадки (в 2011 году - 58), которые посетили 95 тысяч человек (в 2011 году - 67 тысяч) . Таким образом, можно констатировать рост популярности акции в четвертом по величине городе России.

2015

B 2015 году акция состоялась в ночь с 16 на 17 мая. Её главной темой стала строчка из произведения Александра Твардовского : «Мы за Родину пали, но она - спасена». Акция будет приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Москва

Было открыто более 250 учреждений культуры (музеи, галереи и арт-кластеры).

В девятый раз инициатором и организатором «Ночи в музее» выступила Департамент культуры города Москвы, который уделяет особое внимание мероприятиям общегородского масштаба, формирующим образ столицы и преображающим её социокультурный ландшафт.

Символом музейной ночи выбрана сова - ночная птица призывает взглянуть на «музейную» жизнь в сумерках, вне привычных рамок восприятия культуры и времени. Её особое «Ночное видение» позволяет рассмотреть даже самые скрытые детали и объекты.

В этом году «Ночь в музее» совпадает с Днем исторического и культурного наследия Москвы - эти акции демонстрируют новые подходы к проведению мероприятий в сфере культуры. Дневные и ночные программы объединяют культурное пространство столицы - в дополнение к музеям, галереям и арт-кластерам, для всех желающих с 10.00 открылись старинные усадьбы, здания министерств и другие памятники архитектуры, обычно недоступные для свободного посещения (список исторических мест, участвующих в проекте, доступен на официальном сайте www.dninasledia.ru).

По сложившейся традиции искусство выйдет на улицы. На территории трех пешеходных зон Москвы будут организованы «Ночные станции» - открытые мультижанровые пространства, где пройдут события параллельной культурно-образовательной программы «Ночи в музее». Центральные темы - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и Год литературы. Эти же площадки станут платформой для открытой коммуникации учреждений культуры с гостями акции: информационные центры «Ночных станций» расскажут о самых ярких проектах музеев, выставочных залов и других институций за последний год. «Ночные станции» работали с 12:00 до 23:00 - для самых маленьких жителей города предусмотрена серия специальных событий.

Впервые в контекст «Ночи в музее» вовлечены бизнес-пространства - в преддверии события в крупнейших деловых центрах Москвы будут установлены специальные информационные стенды, анонсирующие мероприятия акции.

В этом году «Ночь в музее» предложит новую возможность диалога между горожанами и деятелями культуры: впервые в истории акции художники пригласят гостей в свои мастерские (условия посещения «Музейных квартирников» будут анонсированы на официальном сайте акции www.museumnight.org).

В рамках «Ночи в музее» для всех желающих стать арт-волонтерами и принять непосредственное участие в музейной жизни столицы будет открыта «Школа ночного экскурсовода». Заявки на «поступление» будут приниматься на официальном сайте акции. Подготовят ночных гидов-любителей победители и финалисты конкурса Департамента культуры города Москвы «Лучший музейный работник-экскурсовод».

Продолжением экскурсионной программы «Ночи в музее» станут прогулки в компании с известными деятелями культуры и искусств по московским музеям. Необычные туры пройдут в формате беседы с авторитетными журналистами - голоса «звездных экскурсоводов» также можно будет услышать, воспользовавшись специальными аудиогидами.

2016

См. также

Напишите отзыв о статье "Ночь музеев"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ночь музеев

– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.