Как поставить спектакль. Домашний кукольный театр Как детям поставить спектакль самим без взрослых

Театр имеет огромный воспитательный потенциал. Его воздействие на эмоции ребенка очень сильны, ведь дети проживают жизнь вместе с героем на сцене, радуются, переживают, сочувствуют. Так как у них развито конкретно-образное мышление, то именно происходящее на сцене, декорации, игра актеров дает им возможность глубже понять и ярче воспринять знакомые сюжеты и характеры героев.

Самые простые театральные постановки с участием любимых игрушек малыша – это не просто развлечение, но и возможность для родителей способствовать развитию речи, памяти, творческих способностей, нравственных черт, дружелюбности, расширению кругозора ребенка . Ребенок может приготовить декорации, тем самым проявив себя как художник и дизайнер, продумать костюмы, написать сценарий, сыграть роль. Возможности у театра большие, даже если это всего лишь домашний спектакль.

Игровые театральные приемы используют в своей работе психологи, чтобы помочь ребенку бороться с его страхами, комплексами, неуверенностью в себе. Ребенок начинает меняться сам, без указки взрослого, без его наставлений и упреков. Он учится общаться, так как в театре нужна коллективная работа, проявляются скрытые способности даже у тех детей, которые считали себя ни на что не способными. Они проникаются искусством, его многообразием, ведь театр – это синтез музыки, слова, живописи, хореографии, дизайна. А как известно, искусство способно лечить душу.

В домашнем театре самое важное – помочь ребенку раскрыться, реализовать себя, освободить свое творческое начало. Поэтому строгой критике тут не место. Театральная игра учит ребенка взаимодействовать с окружающими, искать решение проблемы, доводить дело до конца.

Домашний театр для малышей 3-5 лет

Их уже можно вовлекать в подготовку постановки, давая небольшие роли и задания. Разыгрывать сценки стоит по уже знакомой сказке или рассказу. Они любят читать один и тот же сюжет много раз, а небольшой спектакль со знакомыми и любимыми персонажами будет встречен на ура и поможет лучше понять сюжет и прочувствовать эмоции героев. Выбирать для малышей лучше простые сказки, где речь идет о дружбе, взаимовыручке, справедливости и т.д. И постепенно расширять репертуар, чтобы поддержать интерес ребенка.

В таком возрасте дети уже могут играть сами, продолжительность спектакля около 15-20 минут. Это могут быть сказки: “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Репка”, фрагменты из произведений К. Чуковского. До 4 лет кукольный спектакль лучше делать взрослому, а с малышами играть в простые сюжетные сценки с куклами. Спектакль за ширмой можно организовать для детей уже с 6 лет.

Театр для детей 7-13 лет

Это возраст, когда ребенок хочет и может взять на себя целиком театральную постановку. Задача родителя – поддержать детскую инициативу, не препятствовать самостоятельности, а при необходимости – тактично помочь. Важно обговорить главную цель постановки: подарок на праздник, к какой-нибудь дате, развеселить малышей, друзей, близких.

Организация домашнего театра

Вы можете выбрать любое подходящее место в квартире. Кукольные театральные представления можно разыгрывать на столе, полу, сделать домик, небольшую ширму. Для спектакля с ролями стоит подумать над декорациями, но не обязательно делать их сложными, используйте все, что есть в наличии. Из картона, например, можно придумать ширму или вырезать дерево, нарисовать дом и т.д. Особенно детям нравятся костюмы, пусть сами придумывают (в зависимости от возраста) и пытаются воплотить свои эскизы в жизнь. Это прекрасно развивает фантазию, навыки рукоделия, усердие, да и просто весело и интересно.

Любите ли вы с малышом сказки и интересные истории? А собираться и проводить время всей семьей? Хочется ли вам устроить себе небольшой праздник посреди будней? Тогда самое время для домашнего театра! Организовать спектакль не так уж сложно и само по себе может стать увлекательной игрой. Сегодня мы подробно расскажем, как это сделать, и предложим несколько чудесных идей, чтобы вы зарядились вдохновением.

День спектакля — очень волнительный и наполненный приятными хлопотами для всей семьи. В подготовке будет интересно поучаствовать всем от мала до велика: папе можно доверить конструирование сцены, а старшим детям наверняка захочется нарисовать афишу и получить какую-нибудь роль.

В театр очень здорово играть в пасмурный и дождливый день, когда на улицу идти не охота и хочется провести время дома весело, интересно и с пользой. Хотя в погожий день на даче можно устроить спектакль и на свежем воздухе. И это отличное развлечение в дни праздников, когда к вам приходят в гости другие семьи с ребятишками.

Выберите все вместе, какой спектакль будете ставить. Лучше выбирать сюжеты несложные, хорошо знакомые и интересные малышу. Например, хорошо подойдут народные сказки («Колобок», «Теремок», «Репка»), истории и стихи из любимых книжек ребенка.

Очень важная и увлекательная часть подготовки, которая сама по себе может стать развивающей игрой — это рисование афиши и билетов. Билетики — это просто небольшие листочки бумаги, на которых написано «Билет». Поручите ребенку разнести билеты зрителям, для него это будет почетная обязанность. Афишу можно нарисовать небольшую на листе А4, так и на бумаге форматом побольше, тогда основную часть рисуют взрослые и старшие ребята. Обязательно напишите название крупными буквами. Можно нарисовать героев или сценку из сказки, указать имена актеров.

Актеры тем временем могут готовиться, вспоминать сказку, а взрослые придут им на помощь. Как помочь малышу запоминать несложные стихотворения, мы уже писали раньше.

Оформляем сцену

Подготовить сцену для домашнего театра своими руками — очень ответственное и творческое занятие, которое потребует времени, и его лучше запланировать на один из дней перед спектаклем. Все ваши усилия непременно оправдаются, ведь красивая и сделанная с душой сцена пригодится вам для игр еще не раз.

Можно сделать сцену из коробки — как большой из-под бытовой техники, так и небольшой, например из-под посуды или игрушек, тогда у вас получится мини-театр. Украсьте сцену на ваш с малышом вкус, соорудите занавес. Можно подготовить задник и декорации специально для спектакля. Вот несколько идей, как это можно сделать.


Еще более простой вариант — занавес в дверном проеме, особенно, если вы умеете шить.

Или же можно просто накрыть покрывалом пару стульев или столик — вот и сцена готова!

Мастерим куколок-актеров

Еще одна интересная и очень простая в исполнении идея — нарисовать личики или мордочки на пластиковых ложках.



Многим малышам нравятся пальчиковые куклы. Играя с ними, мы к тому же тренируем мелкую моторику. Мамы-мастерицы могут сшить или связать таких куколок. А можно за пару минут вырезать их из обычных хозяйственных перчаток или просто нарисовать рожицы на пальцах.


Домашний театр теней

Спектакль теневого театра — это всегда особенное таинство. А между тем добавить в вашу жизнь немного волшебства не так уж сложно. Сначала нам потребуется смастерить экран. Для этого пригодится крышка от коробки (например, обувной), в стенке которой мы вырезаем окошко и приклеиваем поверх лист бумаги (обычной офисной или кальки). Кроме того, можно использовать в качестве ширму белую ткань в дверном проеме. Фигурки для театра теней вырезаем из картона. Вы можете сами их нарисовать, распечатать шаблоны из интернета или купить готовые . Картонную фигурку нужно будет прикрепить на палочку, например, от «Чупа-чупса».

Также тени зверей можно получить с помощью рук. В солнечный день или в темной комнате с включенной настольной лампой покажите малышу, как это делается. И это тоже отличный способ размять пальчики.

Ну вот и все, приготовления окончены, гости на местах, гаснет свет, а сцена подсвечена настольной лампой. Поддержите маленького кукловода, ведь он очень волнуется в этот момент. И будьте готовы взять большую часть спектакля на себя. Если ребенок где-то запнулся, помогите, подхватите. Сам спектакль может быть совсем коротеньким, на несколько минут. В любом случае родные будут в восторге и не поскупятся на похвалы и аплодисменты, ведь все отлично справились!

Полина Кондратюк

Если сказка будет знакома . Времени на разучивание ролей в этом случае обычно бывает не так уж много, в знакомой можно импровизировать, потому что остальные участники хорошо знают сюжет и не растеряются.

Напишите . В начале укажите примерное место действия и возможную обстановку. Например, так: «Лесная полянка. Среди деревьев стоит избушка на курьих ножках». Разбейте сказку на сцены, для которых понадобятся разные декорации. В пером действии зритель видит избушку на курьих ножках снаружи, во втором - изнутри. Составьте необходимых декораций и посмотрите, из чего можно их сделать.

Выпишите персонажей. Как правило, они есть в сказке, но можно придумать и новых. Главное, чтобы они подходили по теме и чтобы у каждого было действие. В сказке Шарля Перро «Золушка» никакого пажа нет, а в советском фильме он есть, и стал одним из самых знаменитых персонажей.

Запишите диалоги. Можно взять те, которые уже есть в сказке, можно их дополнить или сочинить самим. Не исключено, что кто-то из актеров что-то досочинит по ходу действия или сымпровизирует непосредственно во время спектакля. Для каждого персонажа придумайте действия и запишите их в сценарий

Устройте чтение сценария. Читайте его полностью, со всеми ремарками, чтобы актеры могли как следует представить обстановку. Сначала прочтите весь спектакль два или три раза. Затем раздайте всем роли и прочтите сказку по ролям. Когда актеры хорошо запомнят текст, попробуйте

Подумайте о музыкальном сопровождении, а также о том, какие песни и танцы будут исполнять герои. Для русской народной сказки подойдут народные песни, герои европейских волшебных сказок могут танцевать средневековые танцы. Но можно пойти и по другому пути - взять для спектакля современные музыкальные произведения.

Сделайте декорации. Для этого может сгодиться все, что угодно. Дачный спектакль можно вообще поставить на открытом воздухе, использовав в качестве декораций настоящие деревья и настоящее небо. Если вы ставите спектакль в беседке или сарае, сделайте задник из куска мешковины или другой подходящей ткани. Декорации можно нарисовать, вырезать из бумаги, сделать из природного материала.

Подумайте, какие у вас будут костюмы. Их вовсе не обязательно шить полностью. В гардеробе каждого участника спектакля наверняка найдется что-нибудь подходящее. Для кота нужен черный или серый костюм, лисичка может быть в короткой юбочку, к которой прикреплен длинный рыжий хвост их поролона или мишуры. Маски или шапочки лучше сделать всем. Они понадобятся и в том случае, если у всех актеров есть одинаковые костюмы - например, черные трико.

Репетируйте сказку сначала с каждым актером в отдельности, потом - отдельные сцены. В конце надо обязательно прорепетировать всю сказку целиком, и лучше несколько раз. Пару последних репетиций проведите в костюмах и с полным музыкальным сопровождением. Если все получилось - можете звать гостей.

НАДЕЖДА ТЕРИНА
Консультация для родителей «Как устроить спектакль дома»

Уважаемые родители !

Если вы желаете, чтоб ваш ребёнок был успешным, социально раскрепощённым и коммуникабельным, читайте ему умные поучительные сказки, рассказы, истории. ставьте дома спектакли для детей , с участием детей, настольные, с игрушками. пусть ваша фантазия не иссякает.

продумайте содержание, составьте сценарий, учитывайте возраст зрителей.

артистов должно быть немного и представление должно быть не более 15мин., чтоб не утомить детей.

в зависимости от возраста и содержания делаете несколько репетиций

для представления должно быть достаточно места, чтоб артистам было где развернуться.

помогите изготовить из подручных материалов декорации и костюмы.

будьте благодарными зрителями.

Если ставят спектакль взрослые , которые вполне способны объединять несколько ролей, то за ширмой должно быть не больше трех актеров. А если в спектакле принимают участие малыши, то, конечно, каждый из них получает одну роль и спектакль обязательно должен быть короткий, например, одна сценка из "Маша и Медведь" или "Теремок" или "Колобок", где мало текста и всё происходит быстро.

Вначале, перед репетицией, прочитайте текст, обсудите сюжет, персонажей, характеры. Если это куклы, раздайте героев, чтобы войти в образ и потренироваться оживлять их. Очень полезно делать это перед зеркалом, чтоб увидеть себя со стороны. Важно, чтобы кукла для маленького актера стала не перчаткой, а героем со своим характером, со своими повадками, привычками, позами и ужимками. Придумать их для своего персонажа - это увлекательнейшая игра, в которую дети играют с удовольствием. Если вы оформите спектакль музыкой , шумовыми эффектами, то это будет почти профессионально. Дерзайте!

Спектакль можно приурочить к любому семейному торжеству. Главное, чтоб было внимание, заинтересованное участие, помощь в оформлении, и чтобы помещение подходило. Комната должна быть не загромождена мебелью, где бы можно было поставить ширму или натянуть верёвку для самодельной перегородки. Зрителей-детей можно сажать не обязательно на стулья, вполне хватит и подушек на ковре. Летом можно ставить спектакль прямо на улице - на даче или во дворе.

Для домашнего театра - кукольный подходит лучше всего, поскольку не ограничивает ни в составе героев, ни в месте действия, ни в нарядах, ни в декорациях. К тому же, изготовление кукол и декораций - это отдельное очень увлекательное занятие, имеющее много общего с естественными детскими играми про устройство кукольного быта и гардероба.

Перед началом спектакля должны быть аплодисменты, как в театре. И на протяжении спектакля подбадривайте артистов, это придаст им уверенность и они загорятся желанием и дальше участвовать в постановках. А творческие детки никогда не скажут - не хотим репетировать, они это любят и рвутся выступать. Если ребёнок не соглашается играть в постановке - не торопите, он ещё не созрел. Все люди по отношению к этому виду искусства делятся на тех, кто хочет удивлять, и тех, кто хочет удивляться. Дайте время, чтобы понять своего ребёнка. Главное, заранее найти тех зрителей, которым ваш спектакль точно понравится , ведь детям в любом их начинании так важен первый успех.

Публикации по теме:

Как устроить прудик на участке своими руками (фотозарисовка) Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, здравствуйте. В первых.

Консультация для родителей «Как устроить самый незабываемый день рождения ребенку дома своими силами» "Как устроить самый незабываемый день рождения ребенку дома своими силами". Подготовка ко Дню рождения ребенка: 1. Подобрать веселые детские.

Кукольный спектакль во второй младшей группе №1 «Колобок учит азбуку движения» Подготовили воспитатели: Быкова Ю. А. Терехова Т. А..

Кукольный спектакль «По грибы» (звучит музыка, с разных сторон ширмы выходит дед и баба) - Бабка, корову подоила? - Да уж гулять отпустила! А ты кадку налил? - Как.

Сказка «Репка» Посадил дед репку: - Расти, расти, репка, и сладк, и крепк! Выросла репка и сладк, и крепк.

Собрание для родителей «День рождения - праздник детства! или Как устроить день рождения для ребенка» Цель собрания: способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались традиции, чтобы ребёнку отмечали дни рождения с приглашением друзей, с организацией.

Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной ко-манды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Театр теней

От 3 до 5 участников

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

От 1 до 15 участников

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч-ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ-цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от-странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет-ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом.

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав-ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи-сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо-нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти-метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава-рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо-нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников.

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов-ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску-чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано-вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу-магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло-фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под-бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро-игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ-чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан-ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре-лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7-15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто-ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен-ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир-мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.


Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при-меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля-деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня-ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же - сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы . Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен-тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы - отвечающими современным проблемам. .

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при-ме-ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер-шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви-гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию.

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год

Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.



Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра - это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром - Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо-нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю-ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол-шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она...» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): «Влюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про-сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва-ние пере-ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка » и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

  • Анастасия Букреева. «Ганди молчал по субботам » 10 действующих лиц
  • Ирина Васьковская. «Бог ездит на велосипеде » 8 действующих лиц
  • Иван Вырыпаев. «Чему я научился у змеи » Монопьеса
  • Вадим Климовский. «Митина война » 8 действующих лиц
  • Маша Конторович. «Мама, мне оторвало руку » 12 действующих лиц
  • Серафима Орлова. «Аста » 10 действующих лиц
  • Дана Сидерос. «Всем кого касается » 13 действующих лиц
  • Юлия Тупикина. «Вдох-выдох » 6 действующих лиц

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ-чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу-лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча-стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль-ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти-воре-чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка» , 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель-ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети-ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь-ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали-стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы-вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе-сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне-ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж-дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со-средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве-дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят-но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга-ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер-нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо-нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети .