Как понять по рисункам психология. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Чернильный тест Роршаха

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Наверняка каждый из нас не раз что-то «калякал» на скучных лекциях, совещаниях, во время разговора по телефону. Мы чертим какие-то завитушки, рисуем животных и человечков и даже не подозреваем, что они могут сказать о нас больше, чем мы знаем сами.

    Факт, что по рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека, подтвержден многими психологическими исследованиями. Уже давно психологи используют в своей диагностике различные рисуночные тесты и методики. Смысл отражения внутреннего мира человека на бумаге таков: любая наша мысль, процесс, представление в психике заканчивается движением. Так, наши страхи, бессознательные желания, чувства, эмоции накапливаются в виде определенной энергии в мускулатуре, и когда перед нами оказывается карандаш и бумага, рука как бы сама выплескивает все это на поверхность листа.

    Положение рисунка относительно свободного места на бумаг е тоже может кое-что сказать, даже если это маленький клочок блокнотной странички или уголок телефонного справочника. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая самооценка, но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме (на работе, тусовках) и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы неуверены в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева – вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа – это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем.

    Если линии ваших рисунков «лохматые», жирные, то, возможно, вас что-то тревожит или сильно беспокоит какая-то нерешенная проблема. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об экономии энергии, усталости организма и психологической истощенности. Если ваши рисунки скорее угловатые, линии перпендикулярные, то это указывает на некоторую невыраженную агрессию, на то, что вам в данный момент трудно адаптироваться к чему-то или кому-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. А если линии плавные, округлые – то вы человек мягкий, спокойный, женственный. Когда вы долго «тянете» один контур, одним движением очерчивая фигуру, это означает, что вам требуется уединение, вы стремитесь к изоляции от внешних событий.

    Иногда бывает, что мы штрихуем какой-нибудь фрагмент нашего рисунка . Короткие штрихи – вы человек возбудимый, длинные – размеренный и спокойный. Штрихи прямые и четкие – вы настойчивы и упорны, а если они эскизные и легкие – вы слегка тревожны и неуверенны в себе. Когда вы неторопливо и ритмично заштриховываете какой-нибудь фрагмент – вы раскованны и свободны. Горизонтальные штрихи означают женственность и слабость, а вертикальные – упрямство и решительность.

    Ваше «Я» легко можно усмотреть и в размере ваших творений . Рисунок большой – это говорит о том, что у вас довольно высокая самооценка, вы экспансивны, склонны к тщеславию и даже высокомерию. А если вы стремитесь занять все свободное пространство – то, возможно, при чувстве неуверенности в себе вы компенсаторно превозносите свой статус в воображении. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.

    Когда вы вырисовываете узоры как на обоях , это говорит о том, что вам скучно, надоел телефонный разговор или лекция, а может быть, вообще весь ваш образ жизни. Придумайте что-нибудь новое, купите интересную вещицу или несвойственную для вас одежду, совершите сумасбродный поступок — и тоска пройдет сама собой.

    Строите на бумаге пчелиные соты – вы стремитесь к спокойствию, к гармонии, хотите упорядочить свою жизнь. А еще вполне вероятно, что вы задумались о создании семейного гнезда.

    Спирали, окружности или волнистые линии означают, что чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Может быть, вы даже переживаете легкий эмоциональный кризис: ходите по кругу своих неоднозначных переживаний. Сейчас вам необходимо следить за своим поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.

    Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры – у вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще.

    Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Вы закрываете свой внутренний мир и не желаете давать сведений о себе. Вы не любите, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в вашу жизнь и ваши дела.

    Если вы постоянно что-нибудь заштриховываете или чертите сетки, то, вероятно, вы попали в неловкое положение или вступили в рискованное дело, и в подобной ситуации вы не возьмете инициативу в свои руки, а согласитесь на все, что вам предложат, стерпите обиду и сдержите раздражение. Рисунок напоминает решетку – тогда вы ощущаете себя загнанным в угол или пытаетесь отгородиться от подобного препятствия.

    Когда на вашем листе бумаги появляются шахматные поля , то, по-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни.

    Переплетение кругов – вам кажется, что вы находитесь вне каких-то важных событий, вам хочется в чем-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности. А вот переплетение сердец означает, что вы переполнены чувствами и готовы дарить любовь и тепло всему миру. Не сдерживайте себя, и окружающие ответят вам взаимностью

    Невероятные факты

    Этот психологический тест был разработан в Гарвардском университете.

    Он поможет заглянуть в подсознание человека и достоверно описать некоторые черты его характера.

    Благодаря ему, вы сможете получить ответ на то, что вам удается лучше всего.

    Тест пятна Роршаха

    Так называемый тест Роршаха является одним из самых популярных тестов для определения психики человека.

    Методика чернильных пятен Роршаха была придумана в 1921 году психиатром из Швейцарии Германом Роршахом.

    Суть теста заключается в том, чтобы определить ассоциации, которые возникают у испытуемого при просмотре 10 чернильных клякс.

    Каждое из этих десяти очертаний вызывает различные ассоциации с тем или иным образом, словом или фразой.

    Тест базируется на том, что ассоциации человека определяют особенности его личности.

    Пройти тест Роршаха

    1. Картинка первая



    Ответы позволяют психологу определить то, как человек справляется со стрессовыми ситуациями и возникающими проблемами.

    Самые распространенные ответы при просмотре первой картинки это летучая мышь, бабочка, моль, ангел.

    Летучая мышь для одних –это символ нечистой силы и чего-то неприятного. Для других –это преодоление тяжелого пути и перерождение.

    Бабочки указывают на переходный период в жизни, намекая на трансформацию и желание меняться, расти и справляться с возникающими сложностями.

    Человек, разглядевший в чернильном пятне моль, скорее всего, недоволен своей внешностью, он также считает, что его таланты не ценят окружающие.

    Он подвержен приступам раздражительности и слабости.

    А вот очертания морды животного могут сигнализировать о серьезной проблеме внутри человека, нежелании разрешать эти сложности, о страхах, которые его преследуют.

    Это также может быть признаком паранойи.

    2. Картинка вторая



    Вторая картинка представлена в виде черно-красного чернильного пятна.

    Как правило, люди видят в этой кляксе что-то сексуальное.

    То, как человек реагирует на это пятно, описывает его способность держать под контролем свои чувства, включая гнев, недовольство и физическую боль.

    Красные вкрапления у большинства опрашиваемых ассоциируются с кровью.

    Как правило, в чернильном пятне люди разглядывают следующие объекты: две фигуры, человека в процессе молитвы, собственное отражение в зеркале или какое-то животное.

    Если человек разглядел в пятне две фигуры, это означает, что, скорее всего, он очень зависим от секса или же одержим своим партнером.

    Если в чернильном пятне кто-то увидел человека, отражающегося в зеркале, это означает, что испытуемый не лишен самолюбования. Ему также свойственен эгоцентризм и себялюбие. Для него его собственное "Я" превыше всего.

    Увидеть собаку означает, что человек замечательный и верный друг, готовый ради дружбы на многое, даже в ущерб себе.

    Если испытуемый разглядел слона, это означает, что человек наделен хорошей памятью, острым умом и отличным чувством юмора.

    Если в пятне увидели что-то негативное и отталкивающее, это указывает на необходимость встретиться лицом к лицу с собственными страхами.

    Медведь ассоциируется с агрессией, конкуренцией и стремлением к независимости.

    Тест Роршаха, картинки

    3. Картинка третья



    Третий рисунок помогает выявить отношение тестируемого к окружающим людям. Благодаря черно-красным пятнам, можно определить, насколько хорошо он приспособлен к социальному взаимодействию.

    Самые частые ответы –это две человеческие фигуры, человек, видящий свое отражение в зеркале, бабочка или моль.

    Два человека символизируют довольно активную социальную жизнь, что общество играет в его жизни огромную роль. Это означает, что у человека весьма высокий уровень социального взаимодействия.

    Если человек разглядел на картинке две фигуры, которые задействованы в игре, это означает, что он конкурирует с кем-то в реальной жизни.

    А вот если пациент вдруг увидел в чернильном пятне людей, моющих руки, это свидетельствует о его незащищенности, а также о возможных параноидальных наклонностях.

    Смотрящийся в зеркало означает то, что человек видит только себя и лишен способности разбираться в окружающих. Как правило, он склонен пренебрегать мнением других, зацикливаясь исключительно на собственном Эго.

    А вот остальные, напротив, разглядывают в чернильном пятне либо двух женщин, либо человека неопределенного пола.

    Однако, утверждать с полной уверенность, что эту картинку можно использовать для определения сексуальной ориентации человека, нельзя. У психологов на этот счет мнения расходятся.

    Чернильный тест Роршаха

    4. Картинка четвертая



    На четвертом рисунке пациенту предлагается изображение, заштрихованное черными чернилами.

    Ассоциации с этим рисунком связаны с воспитанием человека и его восприятием авторитета.

    Как правило, люди видят крупную мужскую фигуру, чудовище или же животное, его шкуру.

    Крупное животное или чудовище является символом сильного страха перед авторитетами, представителями власти или людьми, которые превышают вас в физической или моральной силе.

    Шкура животного говорит о том, что пациент испытывает чувство дискомфорта, когда речь заходит о авторитарных людях.

    В этой кляксе большинство опрашиваемых, как правило, видит что-то страшное, неприятное и мужеподобное.

    Психологи также обращают внимание на то, как человек описывает эту картинку и какие прилагательные, при этом, он употребляет.

    Это помогает понять специалистам, каково отношение человека к авторитетным людям, в частности лицам мужского пола.

    5. Картинка пятая



    Пятая карточка представляет собой черное чернильное пятно. Ассоциации с этой картинкой схожи с теми, которые вызывает просмотр первой карточки.

    То, что видит человек на картинке, описывает его внутренний мир и отношение к возникающим проблемам. Как правило, пациент способен разглядеть в этой кляксе летучую мышь, бабочку или моль.

    В отличие от предыдущих карточек люди не видят тут чего-то страшного и угрожающего.

    Если ассоциации человека с этим рисунком расходятся с ассоциациями, возникающими при просмотре первой кляксы, это может свидетельствовать об отсутствии напряжения и дискомфорта.

    Если же пациент разглядел в кляксе движущиеся фигурки, это может быть признаком паранойи или шизофрении.

    6. Картинка шестая



    Ассоциации с кляксой на этой картинке связаны с восприятием сексуального характера.

    Наиболее распространенные варианты ответа следующие: нора, шкура животного, корабль или черты лица человека.

    Животное символизирует любовь к прикосновениям. Чаще всего животное видят ценители тактильного контакта.

    Если человек увидел корабль или же черты лица, это означает то, что тестируемый человек склонен к превосходству над партнером. Как правило, в отношениях он доминирует.

    Ковер символизирует определенный уровень зависимости от мнения окружающих, а также боязнь остаться одному. Он сильно привязан к своему партнеру и боится выпускать его из виду даже на короткий срок.

    Шкура животного говорит о том, что, скорее всего, человек боится вступать в близкие отношения и не стремиться к общению с окружающими людьми. Как правило, такому человеку свойственно ощущение пустоты и одиночества.

    Если человек разглядел в пятне гениталии человека, это означает повышенную сексуальность.

    Психологический тест Роршаха

    7. Картинка седьмая



    Чернильное пятно на седьмой карточке полностью черное. Этот рисунок ассоциируется с женским началом, а саму картину называют материнской.

    Карточка поможет выявить ваши отношения с матерью и расскажет о её роли в вашей жизни.

    Поэтому самые частые ответы- это женщины и дети. Есть те, кто видит на рисунке головы или поцелуи.

    Если пациент затрудняется с ответом, что изображено на этой карточке, это означает, что, скорее всего, у него проблемы с женскими фигурами в реальной жизни.

    Головы женщин символизируют отношения тестируемого к матери.

    Если человек разглядел головы детей, это означает, что он нуждается в заботе. Такое видение картинки также говорит о том, что, возможно, ему необходимо наладить отношения с матерью и проанализировать взаимоотношения с ней.

    Поцелуй говорит о желании и необходимости в любви. Это также может говорить о том, что у человека были очень близкие духовные связи с матерью, и что в данный момент он хочет найти себя в других отношениях, независимо от того, романтические или социальные это взаимодействие.

    Если чернильное пятно вызывает ассоциации с тучами, это означает, что человек находится в тревоге и замешательстве.

    Есть и те, кто видит не само чернильное пятно, а пространство, которое у них ассоциируется с каким-нибудь объектом.

    Например, увидеть масляную лампу означает, что у человека наблюдается шизофреническое расстройство.

    8. Картинка восьмая



    Цвета на этом рисунке отличаются от предыдущих. Здесь и серый, и розовый, и оранжевый, и синий оттенки.

    Это наиболее сложная ассоциативная карта среди всех картинок теста Роршаха.

    Если человек затрудняется с определением того, что изображено на рисунке, это означает, что он испытывает сложности с тем, как он реагирует на различные жизненные ситуации, а также на людей, которые его раздражают.

    Самые распространенные ответы –это бабочка, моль, животное.

    Если же пациент затрудняется с тем, чтобы создать в своем восприятии осмысленную картинку, это означает, что, скорее всего, у него повышенный уровень тревожности.

    9. Картинка девятая



    Девятая картинка также отличается обилием цветов. Здесь можно увидеть зеленый, оранжевый и розовый цвет.

    Пятна на изображении размытые, поэтому быстро определить и сформулировать свои ассоциации будет довольно сложно.

    Как правило, большинство людей затрудняются сразу ответить, что изображено на картинке.

    По этой причине карточка номер девять помогает определить способность преодолевать неуверенность и справляться с отсутствием структурирования и достаточного количества информации.

    Чаще всего пациенты отвечают, что на рисунке изображен человек или непонятная фигура.

    Увидеть человека означает способность справляться с неорганизованностью и отсутствием информации.

    А вот если пятно ассоциируется с демоническим образом зла, это говорит о том, что для внутреннего комфорта человек должен иметь упорядоченную жизнь с четким графиком и расписанием. С неопределенностью и беспорядком он справляется плохо.

    Рисование - одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

    Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы - страхи, тревожность, агрессивность.

    Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

    1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме . Если преобладает черный , это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

    2. Важно понимать, что рисунок - это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать .

    3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме - например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

    Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

    4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши - они позволяют увидеть силу нажима.

    5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок - это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

    Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью .

    И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

    Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

    Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

    Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

    Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

    Человек

    Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре - это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

    Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

    Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая - о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

    Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши - признак того, что слух - важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

    Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук - о желании действовать.

    Ноги - это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

    Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики - это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

    Дом


    Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

    Дерево


    Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) - перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

    Подробнее:

    Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

    Расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

    Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

    Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

    Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

    Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

    Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

    Линии контура, наполнение ствола , свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

    Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

    Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

    Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

    Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

    Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

    Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

    Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

    Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

    Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

    Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

    Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

    Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

    Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

    Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

    Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

    Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

    Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

    Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

    Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

    Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

    Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

    Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

    Моя семья

    Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

    Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения - маленькая схематичная фигура.

    Если все члены семьи держатся за руки - семья дружная.

    Каждый занимает своим делом - семья разобщенная.

    Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

    Люди, занятые игрой, - отражение соперничества в семье.

    Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

    Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

    Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

    Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

    Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

    Неосознанные каракули могут многое рассказать о психологическом состоянии человека

    Разберем те рисунки , которые мы изображаем автоматически на совещаниях или за деловыми разговорами по телефону.

    На работе мы совершаем множество звонков. Перед нами, как правило, лежит блокнот, в котором мы во время разговора автоматически рисуем различные фигуры, линии и даже целые картины. Да и на совещаниях часто рука выводит на листах бумаги узоры. Оказывается, каждый такой знак может обозначать скрытые переживания, радости, а некоторые - даже предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

    Изображения, которые мы выводим на бумаге, отражают внутреннее состояние человека, - говорит практикующий психолог Вера Бекреева. - В жизни каждого случаются события, а также определенные эмоциональные реакции на эти события. Потребность в рисовании - это потребность эти эмоции перенести наружу. Рисунки мы делаем бессознательно, когда заняты каким-либо делом. Вот когда мы от этого дела автоматически отвлекаемся, тогда мы проявляем то, что на самом деле у нас внутри.

    Рассмотрим группы рисунков, которые могут рассказать о вашем эмоциональном состоянии.

    Геометрические фигуры - фигуры наших эмоциональных реакций. Есть даже такой психогеометрический тест, по которому определяется тип человека по эмоциональному состоянию: человек-треугольник, круг, квадрат и т. д. Также можно определить эмоции человека по рисункам на автомате .


    Кругляшки или обведенная в круг информация - такому человеку свойственно сглаживать углы, уходить от конфликтов и сложностей, они за то, чтобы не провоцировать какой-либо конфликт, сложную ситуацию. Но у любого рисунка есть две полярности. Вторая интерпретация изображения кругов - это то, что человек не может справиться со сложившейся ситуацией, задачей, старается обвести ее в круг, чтобы придать целостность. Негативные ощущения, переживания, связанные с надписью, он как бы обводит в круг.

    Квадрат - исполнительность, системность, целенаправленность, четкость, последовательность. Люди, которые изображают подобные рисунки, привыкли жить по плану, им не свойственна спонтанная эмоциональность и непредсказуемые реакции на события. Такие люди в большей степени предсказуемы сами и того же хотят от других. Любое событие, которое выходит за рамки системы, вызывает у них внутренний дискомфорт. Обычно они выбирают профессии, в которых ставятся конкретные решаемые проблемы. Причем когда таким людям вместо конкретных ставят задачи на эмоциях, они теряются. Например, к этому типу относятся системные администраторы. Им лучше давать четкие задания: не работает клавиатура, мышка и т. д. В этом случае специалист быстро все решит. Если же звонят и говорят: «У меня здесь что-то сломалось, не могу понять что, на экране какая-то ерунда» - в общем, дают эмоции, - то сисадмин не поймет, что от него хотят.

    Треугольники - люди, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Они устремлены к достижению цели. Если треугольники на автомате рисует руководитель, то он двигается к поставленной цели, у подчиненных в данном случае проявляется невыраженная способность показать свои возможности. Это люди, которые много чего могут, но не знают, как об этом сказать. Боясь себя вообще никак не проявить, они хватаются за многие дела. Таким людям необходимо четко определять вектор своего движения и направить все силы туда, где им легко можно сделать успешную карьеру.

    Прямые линии - человеку хочется спокойствия и уравновешенных мыслей. У таких людей очень много переживаний в голове, они много на себя берут. Рисование линий успокаивает их, тем самым они уравновешивают себя, ставят все на свои места, в свои рамки.


    Картины природы (цветы, растения, солнце) - люди с положительной эмоциональностью, энергетически сильные, внутренне настроены на постоянный позитив, нацелены идти вперед. У таких людей всегда есть потребность в красоте, радости, они стремятся внести в свою жизнь положительные эмоции. Если на совещании человек начинает рисовать цветы или солнце, это говорит о том, что ему поскорее хочется завершить это дело, он хочет, чтобы все благополучно закончилось. Такому работнику не свойственно зависать в одном состоянии, он не любит долгих переговоров или совещаний, ему требуется смена деятельности.

    Если на рисунке часто вместе встречаются солнце и цветы, то таких людей обычно называют «спасителями человечества». Они готовы отдать всю свою энергию другим, сделать их счастливыми. Иногда эта потребность сделать счастливыми всех переходит в понятие самоотверженности и жертвенности. Но не следует забывать, что, если вы хотите сделать счастливыми других, вы, в первую очередь, должны быть счастливы сами. Отдавая энергию людям, в конечном итоге вы сами будете нуждаться в подпитке, а другие к этому уже не готовы: вы ведь даете им энергию, они видят в вас исключительно дающего. Необходимо любить себя, и тогда другим вы будете непроизвольно дарить радость, думайте о себе.


    Абстракции рисуют обычно творческие люди, которые в обычных вещах могут найти необычное. Такие люди могут смотреть на вещи под другим углом. Работать в системе крайне сложно, потому что они могут добиться результата в работе разными способами. Например, начальник дает задание, а люди, рисующие абстракцию, могут добиться цели, используя разные пути решения. Они не привыкли работать по заданному графику, они смогут быть успешными в такой работе, где важен результат. Творческие сотрудники будут находить свои пути достижения цели. Поэтому для начальника важно видеть таких людей и позволять им творить.


    Образы, лица, смайлики - человек-наблюдатель. Для него важно внутреннее состояние, эмоции, он больше находится внутри себя, создает защитную оболочку - свои переживания и впечатления не выносит наружу, не готов ими делиться с окружающими. Рисунки лиц - это поиск себя, новых граней своей души. Смайлик - фиксированные эмоции, чаще всего люди рисуют улыбающиеся смайлики, когда им хорошо и спокойно.

    Обведенные даты, числа, имена - потребность к акцентированию внимания на этом, «я хочу это запомнить». Написание и обведение собственного имени говорит о недостаточном внимании к себе, человек сам себя не ценит. Поэтому необходимо уважать свои поступки, хвалить себя за них, больше внимания обращать на себя, чем на других людей.

    Не рисуют на автомате вообще - люди максимально скрытны, все держат в себе, все контролируют. Такие люди боятся, что их действия могут оценить и применить против них. Поэтому они не рисуют, не показывают своих чувств и эмоций, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не рассекретил их. Они также скрытны и в жизни, живут так, чтобы соответствовать общим требованиям и нормам, особо не выделяясь, быть хорошими и правильными.

    Кстати

    Человек может выявить закономерность в своих рисунках, - подводит итог Вера Бекреева. - Если на протяжении нескольких лет он рисует одни и те же образы, значит, привык к такому состоянию и в нем пребывает, ему нужно пересмотреть отношение к своей жизни. Также одни и те же рисунки, долгое время сопровождающие вашу жизнь, могут говорить о том, что вы не хотите ничего в ней менять, что у вас нет потребности выделиться и вы не знаете, как вести себя, если проявите инициативу.