Как использовать свое обнаженное тело, чтобы заработать деньги (легально). Натурщица должна быть исполнительной и не капризничать

— Олеся, как случилось, что вы стали натурщицей?

— Это произошло внезапно. Среди моих знакомых были художники, мы с ними общались, и мне захотелось попробовать свои силы в ремесле натурщицы. Тогда я начала искать специальные группы «ВКонтакте», форумы… Как-то раз разместила резюме в одной из групп, и откликнулся довольно знаменитый художник, пригласил на коммерческие рисунки.

— Учатся ли как-то профессии натурщицы?

— Не существует профессии «натурщица», но есть такая работа. Конечно, этому нигде специально не учат, ты выбираешь позы по наитию. Есть общие моменты с позированием в модельном бизнесе, но для натурщицы необязательно быть красивой. Часто более популярными среди художников оказываются люди с особенностями внешности. Если художник умеет рисовать, к примеру, морщины, людей разной комплекции, он более востребован на рынке. Мои знакомые признаются, что им проще писать тучных людей, чем прорисовывать особенности строения худых или выдающиеся губы, особенный нос. Но необычную внешность рисовать всегда интереснее и полезнее для опыта.

— Какие качества важны в работе натурщицы?

— Во-первых, это выносливость и физическая подготовка. Я по основной профессии фитнес-инструктор и хореограф-постановщик, поэтому в хорошей спортивной форме. Но даже мне бывает очень сложно простоять в одной позе, чтобы не затекли мышцы. Нужно рассчитывать свои силы и не становиться в позу, которую ты не сможешь осилить. Вся ответственность за твоё здоровье ложится на твои же плечи. В статичном положении нагрузка на мышцы не меньше, чем при движении. Очень часто у натурщиков возникают проблемы с суставами, их мучают мигрени. Но художники очень заботливо относятся к своим натурщицам, так что никто не требует жертв. Всегда лучше попросить сделать перерыв, чем мучиться.

Во-вторых, натурщица должна быть исполнительной и не капризной. А то бывают такие, которым чай подай и вентилятор включи, тут им холодно, а некоторые заявляют с порога, что готовы только лежать. Важен человеческий фактор, характер. Человек должен быть радушным и коммуникабельным, располагать к себе. То же самое требуется от художника: это ему нужно установить с тобой контакт, узнать тебя, чтобы лучше понять и изобразить на рисунке. Так что последнее слово за натурщицей, от неё зависит, насколько удачную позу она примет и сможет ли преподнести себя как можно выигрышнее. С опытом ты уже знаешь, какие ракурсы лучше получаются на рисунке. Тут действуют те же законы, что и в фотографии. Например, нельзя, чтобы локти и колени смотрели на зрителя — это неудачная поза.

— Существует какой-то график работы? Наверняка есть ограничения по времени позирования?

— В Суриковском институте, где я в основном работаю, натурщица позирует пять дней в неделю в два сеанса с девяти утра до пяти вечера. Получается, с 9 до 12 и с часу до четырёх, между утренней и дневной частью — часовой перерыв. Такой график соответствует всем санитарным нормам, не запрещено прерваться на две минуты, чтобы размяться. Иной раз стоишь в какой-то позе и понимаешь, что нога затекла, переливается всеми цветами радуги — тогда, конечно, стоит отпроситься. Мы не должны себя калечить, мы же не статуи — живые люди, всё это понимают.

Многие натурщицы приходят как на развлечение и убегают, когда понимают, с какими трудностями в работе сталкиваешься. Вот художникам и приходится удерживать их путём заботы (смеётся) . А некоторые занимаются этим всю жизнь, с понедельника по пятницу ходят как на работу. В Суриковке есть натурщик-легенда, он работает ещё с 70-х годов. Ему уже лет за 60, но он держит себя в форме.

Коммерческий рисунок устроен по-другому. Туда приходят взрослые люди, чтобы за деньги учиться рисовать раз в неделю в течение трёх академических часов по 45 минут с перерывами в 10 минут. Как правило, это два часа короткого рисунка, когда разные позы нужно держать от одной до 15 минут, и набросок — когда ты стоишь в одной позе. Тут я вольна выбирать позу. В институте процесс курирует преподаватель, он решает, какую вазу поставить, какую тряпку повесить, как изменить освещение. Часто бывает, что рисуют конкретно заданную позу. У одного преподавателя несколько мастерских, и в каждой по одной-две постановки. Студенты ходят и выбирают: могут за семестр нарисовать все постановки или каждый раз рисовать одну. У некоторых есть любимые натурщицы, которых на других не променяют.

— Как вы придумываете позы?

— У меня есть любимые художники, я часто ориентируюсь на их картины. Бывает, прихожу с готовой позой в голове, а настроение, погода не та. Поскольку я занимаюсь танцами, меня вдохновляет музыка, которую включают на постановке (от джаза до босановы). Однажды музыка сподвигла меня просидеть три минуты на шпагате (смеётся) . Когда художники узнают, что я хореограф, просят принять какие-то танцевальные, балетные позы, или позы из йоги.Мне говорят время, а я должна понять, выдержу я или нет. Были моменты, когда чувствовала, что вот-вот упаду, но держалась из последних сил. Но по сравнению с танцами и фитнесом, куда ты вынужден приходить и с травмой, и с температурой, эта работа для меня скорее отдых. Она романтичная что ли, доставляет удовольствие. В моменты, когда меня пишут, я полностью свободна, могу подумать о своём, подышать, привести в порядок свои чувства. С таким бешеным ритмом жизни, когда спешишь с одной работы на другую, а потом на транспорт, чтобы не опоздать на третью, позирование становится отдушиной. Тут вся суета вокруг останавливается и находится время для меня.

— И вы не испытываете никакого дискомфорта оттого, что иногда позируете обнажённой?

— Нет, я танцовщица, а мы там часто переодеваемся все вместе, независимо от пола. К тому же для художника натурщица — всё равно что ваза, он воспринимает её как объект для творческого поиска, а не как женщину. Художникам запрещено нас трогать и подходить слишком близко, но можно рассматривать. Ближе всего к реальности подходят те художники, которые не сразу бросаются рисовать, а прежде обходят со всех сторон модель, подолгу сидят и запоминают. Мастерство художника состоит в том, чтобы схватить натуру как можно более похоже и привнести особенности своего стиля. При этом важно угадать характер, а для этого необходимо установить с человеком контакт, узнать его получше. Прежде всего, художник должен быть пытливым, а также хорошим психологом. Я тоже наблюдаю за художниками. Это совсем другой мир, в чём-то странный, непонятный остальным людям. Они непредсказуемые по характеру, вспыльчивые, эмоциональные, у них особый стиль в одежде. Однажды студент невозмутимо порвал работу за неделю до сдачи из-за того, что кто-то посмеялся, как ему показалось. Но я вдохновляюсь ими, они приглашают на свои выставки, знакомят с интересными людьми, рассказывают неизвестные подробности из жизни великих художников…

— И не было прецедентов, чтобы кто-то пытался переступить границу?

— Бывало, что приглашали на свидания, чтобы обсудить творческие планы (смеётся) . Но всегда можно всё объяснить, это порядочные люди. Встречаются мошенники, которые пишут мне в Интернете под видом профессионалов, но я уже научилась отличать их от художников. Обычному художнику неинтересно знать, как ты выглядишь в обнаженном виде, он может по фотографии в одежде всё представить.

Неадекватные люди встречаются и среди натурщиков. Это, скорее, женская профессия, а если нужен мужчина, то его ищут через знакомую натурщицу. Потому что на эту работу часто рвутся не совсем здоровые люди, эксгибиционисты, которые хотят показать своё тело. Им даже денег не надо, дай только себя продемонстрировать.

В профессии в основном люди от 20 до 40 лет. До 18 лет профессионально позировать, конечно, запрещено. Чужих детей практически не рисуют — их труднее к себе расположить, в основном обращаются к детям знакомых. Потом, очень юные и стесняются больше. Есть возрастные натурщики, которые давно позируют и соглашаются уже на любую постановку.

Особых требований к внешности нет, но с театральным макияжем приходить нежелательно. Татуировки и пирсинг только приветствуются, нарасхват лысые натурщицы. Если решишь сменить прическу — лучше предупредить, то же самое касается комплекции. Однажды я за неделю похудела на пять килограммов, это было очень заметно и помешало постановке, в которой меня представляли по-другому. Позировать в скульптуре сложнее: там просят изогнуться так, как несвойственно женщине-змее в цирке. Но в каждом виде искусства свои цели, свои особенности, и мне хотелось бы попробовать себя в этом тоже.

Беседовала Дарья Лабутина

Фото из архива Олеси Аверченковой

Хотя профессиональным моделям за час позирования в обнаженном виде художники платят более ста долларов

При слове «натурщица» в памяти невольно всплывает романтический образ женщины с роскошными формами и томным взглядом. Сразу вспоминаются классические шедевры древних греков, знаменитая Гала Сальвадора Дали, агрессивные и воинственные богини Валеджио. Однако вся эта неземная красота создана художниками, которым позировали вполне реальные, земные женщины. »ФАКТЫ» уже рассказывали о професии натурщиков, где они представлялись в несколько романтическом свете. Но не всегда работа натурщицы овеяна романтикой. В этом пришлось убедиться, выслушав рассказ девушки, которая несколько лет зарабатывала на жизнь, позируя художникам, студентам художественных вузов и прочим любителям мольберта и кисти.

«Женщины с модельными формами художникам неинтересны»

Внешность моей собеседницы далека от классической -- худенькая, немного угловатая фигура, округлости груди едва просматриваются под одеждой. В моем же представлении натурщицы -- женщины совсем с иными формами и параметрами.

Как я понимаю, в натурщице классические формы -- не главное?

Если бы на натуру подбирали девушек с модельными формами, то на них такой дефицит был бы! -- рассказывает Татьяна. -- В качестве натурщиц и натурщиков для работы в различных творческих мастерских подходят практически все желающие. У нас в городе есть несколько мест, где собираются те, кто хочет предложить свои услуги в качестве натуры. Туда же приходят и те, кто их выбирает -- художники, ассистенты из художественных факультетов, подмастерья. Эта неформальная тусовка напоминает своеобразный рынок. Здесь людей рассматривают, оценивают, расспрашивают, словно выбирают вещь. При этом никто ни на кого не обижается, понимая, что это изнанка профессии. Особо тщательно выбирают себе натурщиков художники и скульпторы. Правда, более известные из них подбирают натуру уже не на рынке. А для студентов вузов подбор происходит буквально в считанные минуты. Не кривой, не косой, чистый, опрятный -- годится.

Многие соглашаются попробовать себя в роли натурщицы, получая предложения через знакомых и друзей. Я именно таким образом нашла эту работу. Было интересно, да и деньги хорошие -- я начинала позировать в частных мастерских. На рынке побывать в качестве товара, слава Богу, не пришлось. Зато общалась с людьми, получившими работу натурщиков через рынок, и все признавались, что чувствовали себя там неуютно. Кстати, там можно встретить совсем молоденьких девочек -- 16-17 лет. Среди них в основном иногородние, приехавшие подзаработать.

Что, натурщикам так хорошо платят, раз многие не боятся показать публике свое не всегда совершенное тело?

У каждого свои причины. Для некоторых молодых людей это способ поступить в художественный институт, поскольку за время работы парни и девушки имеют возможность познакомиться с преподавателями, получше разузнать обстановку в вузе. Не секрет, что и личные симпатии могут сыграть свою роль. Особенно это касается девушек. Поэтому многие готовы часами позировать и соглашаются на любую натуру, лишь бы чаще мелькать перед преподавателями. Другая причина -- деньги. Когда я начинала позировать (а было это лет пять назад), то за час позирования перед студентами в вузе платили 8-10 гривен. Сейчас, говорят, в два раза больше. Что ж, многим это выгодно.

Обычно натура, как называют занятия, длится три-четыре часа. А в мастерских и того больше: мне однажды пришлось позировать пять часов подряд, лишь один раз прервавшись на перерыв. Но ведь среди натурщиков много и пожилых людей. Так что эти деньги достаются некоторым не так уж просто. Кстати, в одной телепередаче я видела сюжет о том, как пожилой мужчина, позировавший в мастерской в лежачей позе, умер прямо во время натуры.

«Неприятно, когда кто-то посмеивается над твоим телом»

Складывается впечатление, что эта работа не всегда по душе самим натурщикам?

Вы правы. Ну, кому может нравиться часами находиться в неподвижной позе, причем под пристальными взглядами большого количества людей? Многие мои коллеги испытывают еще и моральный дискомфорт. Не раз слышала от девушек, что они ненавидят свою работу, потому что никак не могут избавиться от стыда и неловкости. Ведь натурщики, в основном, не профессиональные модели. И если ты молодая и симпатичная, еще полбеды. А когда женщине лет сорок пять, у нее дети -- сверстники студентов, ей трудно избавиться от неприятных ощущений. Стыд все-таки присутствует, что бы там ни говорили. Очень неприятно, если кто-то в уголке посмеивается над твоим телом. Причем особенно неприятно, когда это делают девушки. Так что могу вам сказать, что среди моих коллег было очень мало тех, кому бы действительно нравилась эта профессия. Женщин среди них, пожалуй, и вовсе не было.

Другое дело -- мужчины. Им легче во всех отношениях: они и реже полностью раздеваются, и менее болезненно относятся к изъянам своей фигуры. К тому же не всегда для натуры нужна хорошее телосложение. Есть потребность и в толстых, и в худых. Все зависит от задачи, которую ставит преподаватель перед студентами, или от идеи художника. Бывает, что берут первого попавшегося. Особенно часто так происходит в учебных заведениях. Говорят: срочно нужна натура. И выбирают модель из того, что есть в данный момент.

Но главное, как говорят художники и преподаватели, в любой фигуре надо попытаться найти что-то красивое, какие-то необычные, присущие только этому человеку черты и передать это. Когда я позировала студентам, не раз слышала высказывания педагогов, что нельзя научиться достоверно передавать красоту гармоничного тела, не научившись рисовать то, которое далеко от совершенства. Это, как в рекламе: нужно почувствовать разницу.

Как вы уже говорили, натурщиками становятся люди разных возрастов.

Как правило, совсем молодых очень мало -- молодежь вытесняют люди более опытные. Средний возраст -- 25-30 лет. Хотя встречаются 40-летние и 50-летние. Понятно, что зачастую их фигуры весьма далеки от совершенства. Иногда среди натурщиков можно увидеть совсем дряхленьких мужичков.

«Сексуальность натурщиков никого не интересует»

Тебе часто приходилось позировать полностью обнаженной?

Если позируешь в учебном заведении, то все зависит от программы. Для третьекурсников я позировала в полуобнаженном виде -- с оголенным верхом. Когда работала со студентами четвертого и пятого курсов, то обнажалась полностью, принимая различные позы. Иногда очень откровенные, поэтому приходилось слегка прикрываться. В частных мастерских, где я тоже много работала, обычно позировала абсолютно раздетой. А вот мужчины чаще позируют в плавках. Рисовать совершенно голого мужчину не принято. Представители сильного пола полностью обнажаются лишь в тех случаях, когда его нужно рисовать сзади. Так что мужчинам в этом отношении проще.

А как складываются взаимоотношения между натурщиками и студентами, преподавателями, художниками?

Дружба между ними -- большая редкость. Скорее даже можно сказать, что они относятся друг к другу с неприязнью. Особенно недолюбливают студентов опытные натурщики. А бывают среди них и особе заносчивые личности, считающие, что раз они позируют художникам, то являются эталоном красоты. С преподавателями обычно складываются чисто деловые отношения. И учителя, и студенты воспринимают модель в первую очередь как объект своей работы. Точнее сказать, стараются воспринимать. Хотя мне и другим натурщицам не раз приходилось слышать от студентов шуточки, мол, не хочу ли я попозировать в более интимной обстановке… Правда, дальше слов никогда дело не доходило.

Кстати, женщины-натурщицы, в отличие от своих коллег мужского пола, ужасно нервничают, когда преподаватель предлагает студентам подойти поближе к ним, чтобы получше рассмотреть тело и передать какие-то детали. Это происходит не на каждом занятии, но, когда все-таки наступает такой момент, многие натурщицы начинают сильно нервничать. Есть тут некий психологический момент. Когда к тебе подходят близко, некуда отвести глаза. А в столь пикантной ситуации, если не можешь отвести взгляд в сторону, то чувствуешь себя неуютно. Ведь для натурщика важно то, что он может не пересекаться взглядом с аудиторией. Он отключается от этой среды и поэтому спокойнее переносит происходящее.

Существуют ли какие-то нормы, правила поведения натурщиков и тех же студентов?

Во время натуры студентам запрещено разговаривать с моделями. Другое дело, когда работаешь в частной мастерской, позируя двум-трем художникам, -- там разговоры обычно ведутся. Как правило, если натурщица работает для студентов, то по окончании натуры она сразу удаляется в другую комнату, чтобы ни с кем не пересекаться. Кто-то не стесняется и может, едва прикрывшись, переброситься парой фраз и со студентами, и с преподавателем. Правда, бывают непредвиденные ситуации. Как-то знакомая девушка рассказывала мне, как ее наняли в творческую мастерскую, и там среди учеников художника она узнала своего давнего знакомого. В такой ситуации это всегда неприятно. Неспроста, наверное, так много среди представителей нашей профессии приезжих. Вообще, о натурщицах и художниках много разных слухов ходит. Рассказывают, как одна натурщица вышла замуж за студента, который ее рисовал, а преподаватель, увлекшись симпатичной натурщицей, ушел из семьи.

В вашей работе без курьезов, наверное, не обходится?

Всякое бывает. Как-то работала одна молодая натурщица. Она позировала несколько часов, практически не шелохнувшись. К концу второго часа девушка стала суетиться, закусывая губы. Оказалось, ее никто не предупредил, что стоять, как мумия, на натуре не обязательно. Если мышцы затекают, то каждые 20-30 минут можно слегка подвигаться, чтобы размяться. Другой натурщице не нравились позы, которые ее заставляли принимать. Ей все хотелось выглядеть более пикантно, откровенно, чтобы она вызывала у окружающих определенные чувства, что, естественно, никому не нужно. По большому счету, когда позируешь для студентов, поза не должна выражать ничего. Вот когда работаешь с художником, тогда включаешь и романтизм, и сексуальность.

Как насчет частных заказов? Говорят, у художников гонорары повыше? Правда, и риск побольше, ведь обстановка более интимная, чем в аудитории.

Мне несколько раз приходилось позировать частным образом для скульпторов и художников. Платят они действительно неплохо. Средняя такса -- 25-30 долларов в час. Есть, правда, и очень высокооплачиваемые натурщики (особенно много среди них женщин), которые специализируются именно на частных заказах и этим хорошо зарабатывают -- более 100 долларов в час. Что касается возможности каких-то непредсказуемых действий, то это практически исключается. По крайней мере, ни со мной, ни с моими знакомыми такого никогда не происходило. Художники люди интеллигентные. У них бывают свои причуды: кто-то не подходит к холсту, не выпив пару рюмок конька или не выкурив травки, но сексуальными домогательствами они не балуются. Конечно, нельзя исключать, что какой-то художник может завести себе любовницу-натурщицу. Но это уже, как вы понимаете, частный случай. А в целом никому не хочется портить репутацию. Ведь слухи в этой среде распространяются со скоростью огня.

Обнажённый мужчина пенсионного возраста, задумчиво восседающий на гипсовом кубе, полуобнажённая девушка с тарелкой фруктов, будто застывшая в танце. Такие «живые статуи» можно встретить в любом вузе, где изучают изобразительное искусство. Зимой и летом, в жару и в лютый холод, невзирая на затёкшие мышцы и превозмогая боль, натурщики трудятся на благо искусства. Возможно, уже через несколько лет портреты этих «профессиональных муз» появятся в известных музеях, а пока в перерывах между парами они разминают затёкшие конечности и пьют чай.

Профессия натурщика - одна из древнейших, она ровесница античного искусства. Во многих западноевропейских академиях изобразительного искусства, чтобы стать натурщиком, нужно пройти конкурсный отбор. В Советском Союзе, как впрочем, и в современной России, профессия «демонстратора пластических поз» никогда не принадлежала к разряду престижных и высокооплачиваемых. Поэтому ввиду нехватки кадров в натурщики принимают всех желающих: от студентов до пенсионеров, независимо от внешних данных.

Дороги, которые их выбирают

Дороги, ведущие в храм искусства, у всех разные: кого-то на этот путь толкает тяжелая финансовая ситуация, для других это способ самореализации, третьих приводит любовь к искусству, нарциссизм или же, наоборот, желание избавиться от комплексов. Соответственно, кому-то важнее процесс, кому-то результат, а кому-то - финансовая сторона вопроса.

В разное время натурщиками подрабатывали такие известные личности как Мадонна, голливудский актёр Шон Коннери, писательница Мария Арбатова, рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев.

Обнажённая натура против «острой финансовой недостаточности»

Впрочем, редко у кого из натурщиков в трудовой книжке красуется запись «демонстратор пластических поз», в основном это всё-таки подработка. Нина Ивановна из Украины (фамилию просила не указывать) натурщицей стала неожиданно для самой себя после выхода на пенсию. Сначала женщина мыла полы в художественном училище, а однажды её попросили попозировать студентам: «Долго уговаривали, и я всё-таки согласилась, хорошим людям почему бы и не помочь. А сейчас вот уже четвёртый год несколько раз в неделю в первой половине дня позирую». Правда, признаётся Нина Ивановна, работа «не сахар», стоять без движения в одной позе очень трудно. Профессиональные болезни натурщиков - остеохондроз и варикоз, после трёх часов позирования (академический час 45 минут, после которого следуют 10 минут перерыва) ощущение такое, будто тебя «долго били - болит всё». Зато при её небольшой пенсии каждая копейка нелишняя. Обнажённой Нина Ивановна позировала всего пару раз, в основном работает в одежде, да и работать стоя больше не соглашается: «тяжело, да и возраст всё-таки уже не тот».

Принципиальная обнажёнка

Дмитрий Солнцев из Москвы - выпускник романо-германского отделения МГПУ, позирует уже двенадцать лет. У Дмитрия есть основная работа, но и на любимое хобби время у него находится: он позирует в Москве в частных студиях, кружках и в Строгановке: «Дело в том, что я позирую только полную обнажёнку, в Строгановке это разрешается, а в других учебных заведениях, например, в Суриковском, есть некоторое ханжество в этом вопросе и не разрешают позировать голышом».

На самом деле, мужчины в виду особенностей анатомии и связанных с ними физиологических процессов как раз позируют в основном в телесного цвета стрингах с гелевыми застёжками по бокам, что создаёт ощущение обнажённой натуры и надёжно прячет всё, что может отвлечь художников от творческого процесса.

Впрочем, для Дмитрия это вопрос принципиальный, он пробовал позировать одетым, но процесс ему не понравился «неудобно как-то и постоянно жарко», в плавках «тоже неудобно, всё стягивает». Так что молодой человек нашёл своё призвание в том, чтобы «помогать изучать анатомию человека студентам, абитуриентам и художникам». Позирует он в основном для набросков по 5-15 минут, больше тяжело: «В какой бы позе ни находился, хоть в самой удобной, хоть лежишь, через двадцать минут всё равно всё затекает». Натурщиком, по словам Дмитрия, много не заработаешь, платят в среднем от 200 до 400 рублей в час, больше трёх часов в день редко кто выдерживает, да и работа бывает не каждый день. Но он этим занимается не ради денег, а исключительно для души, это его личная «жизнь в искусстве».

Прирождённая муза

Петербурженка Алёна Рафаэль позирует для рисунка и скульптуры уже восемь лет. Алёна начала позировать своему другу, который учился в Мухинском в Москве. Ему нужна была натурщица, и он предложил ей работу. Позировать надо было обнажённой. До этого девушка уже работала моделью, но только для фото и в одежде. Но с тем, чтобы обнажиться полностью, проблем у Алены не возникло. Девушка признаётся, что для неё было естественным позировать в мастерской, поскольку она привыкла к среде творческих людей: «Процесс мне понравился своей независимостью, артистичностью и тем потрясающим ощущением, когда словно чувствуешь прикосновение к коже рук художника, когда он рисует меня. Это для меня и хобби, и искусство, и определённый образ жизни, приносящий доход».

Кто знает…

Никто не знает, каким войдёт в историю 2012 год: как год Олимпиады в Лондоне или несостоявшегося конца света. Или как год, когда Испания второй раз подряд стала чемпионом Европы, а художник N написал свою культовую картину X, для которой ему позировал экстравагантный натурщик Z или одна из знаменитейших натурщиц XXI века, незабываемая Y.

Всю жизнь я занимался наукой, но когда вышел на пенсию в 50 - заскучал. Тогда мой друг из Академии художеств предложил попозировать для студентов. Внешность у меня колоритная: в молодости был похож на Фиделя Кастро, а теперь то на Солженицына, то на Толстого в зависимости от длины бороды.

Натурщиками, а точнее «демонстраторами пластических поз», в основном становятся студенты и студентки, чтобы поправить свои денежные дела. Но на позировании много не заработаешь: 90 рублей в час за портрет, за обнаженку - от 160. Отнимите от этого ещё 13 % подоходного налога - и получится вообще смешная сумма: на проезд потратишь больше половины. Так что многие работают за идею и из любви к искусству. В последнее время стало много натурщиц-домохозяек: времени у них полно, заняться нечем.

Есть преподаватели, которые входят в положение и доплачивают - вскладчину со студентами. У меня в месяц получается не больше 20 000. Но мой коллега, бывший танцовщик Мариинки, после выхода на пенсию смог скопить на квартиру.

Типажи

Базы натурщиков, конечно, есть при вузах, но ими мало кто пользуется. Чаще нужный типаж ищут через друзей или в социальных сетях. В качестве отборщика выступает сам преподаватель или художник, ищет в зависимости от темы постановки. Например, студентам необходимо научиться рисовать костюм - нас наряжают; когда те проходят анатомию, приглашают спортсмена; изучают движения - ставят в какую-нибудь закрученную позу, а потом ещё и коня пририсовывают впридачу. Но если преподаватель нерадивый, то студенты на протяжении всего курса одну 50-летнюю тётю рисуют. Кстати, таких натурщиц не слишком много: после сорока у женщин резко появляются комплексы и почти все уходят. Показывать нечего больше, говорят. Я им сразу напоминаю про Кустодиева и его картины с пышнотелыми солидными барышнями, но на них это не действует. Мужчины обычно проще в этом отношении.


Вообще, надо сказать, с эпохи Ренессанса мало что поменялось: женщин художники по-прежнему любят фигуристых, чтобы было что рисовать, а мужчин - атлетичных, с ярко выраженными анатомическими деталями. Тут современные стандарты красоты не действуют. На портреты вообще часто уродцев всяких ищут или дураков, поколоритнее. Меня, ясное дело, берут на роли стариков. То я Сократ, то Толстой, то король Лир. Иногда тематические роли предлагают: пьяница, гармонист. Бывает, требуют стричься определённым образом или бороду отращивать. Однажды чисто машинально сбрил её, слава богу, к тому времени большая часть студентов уже дорисовала меня.

Обнажёнка

До революции и мужчины, и женщины позировали совершенно голыми. Потом нравы поменялись, правда, только в отношении мужчин. C тех пор натурщиков обязали надевать плавки, а вот женщины так и остались без одежды. Это негласное правило работает до сих пор, хотя платят и тем и другим одинаково.

Натурщикам, а особенно натурщицам, которые никак не связаны с искусством или творчеством, вливаться в процесс тяжело: стесняются. Но надо встать и отрешиться. Многие успокаивают себя причастностью к высокому, им льстит, что их лица или тела окажутся на выставках или просто в эскизниках художников. Хотя многие натурщики уж слишком себя спокойно чувствуют во время урока: начнут историю своей жизни рассказывать, поют или вообще с советами по рисунку к художнику лезут.

Тех, кто приходит, чтобы похвастаться своим телом, в вузах мало. Такие идут к частным художникам. Те их рисуют для своих нужд, а девушки забирают себе наброски: дома на стеночку повесить, подружкам показать.

Требования

Работа достаточно жёсткая: тебя ставят в нужную позу, и ты стоишь не двигаясь несколько часов. Перерывы обычно делают раз в 45 минут, разрешают размяться. Из-за статичности позвоночник болит постоянно. Сидишь - болит, стоишь - болит. Некоторые не выдерживают и просто уходят посреди урока. Приходится оперативно искать замену.

Набор поз у натурщиков достаточно стандартный. Самая популярная - контрапост, как у Венеры Милосской и Давида. Это когда вес тела переносится на одну ногу, а плоскости таза и плеч расходятся. Затем идут позы сидя и полулёжа. Это тоже крайне неудобно.


Групповые постановки сейчас рисуют редко. Слишком дорого и долго собирать людей и строить декорации. Обычно за раз приглашают двух-трёх натурщиков, делают эскизы, а потом совмещают с остальными на холсте. Но недавно было несколько групповых сцен: в одной были ученики Христа, в другой я был Моисеем.

Иногда с животными приходится позировать: для скульптуры я в обнимку с лошадью несколько дней подряд простоял. Во дворе Академии есть так называемая стекляшка, где содержат разных животных: куриц, коней, коз. Но чаще всего зверей ходят рисовать в зоопарк.

Травмы и искусство

Травмы для натурщиков - дело привычное. Ты стоишь полдня на высоченной тумбе уставший, в помещении душно. Неудивительно, что, отработав с 9 утра до 7 вечера, падаешь в обморок. Как-то я упал, а студенты смотрят на меня и спрашивают: «Продолжать будем?» Вызываем скорую - два сломанных ребра. Алкоголем перед постановками тоже злоупотреблять не стоит, а то одна вон подвыпила и в ванну с глиной упала.

Воздух в помещениях не самый свежий: комнатки маленькие, студентам вечно холодно, приходится уайт-спиритами и красками дышать. На скульптуры вообще месяцами позируем, от ста часов и больше. Но там хотя бы химикатами не воняет. От физиологии тоже никуда не убежишь. Захочешь в туалет - и бежишь в одном халатике по институту. Или уснёшь на портрете, а студенты кричат «Откройте глаза, нам их нарисовать нужно».

Студенты и художники

Все думают, что натурщик - это обязательно обнажёнка. Моя первая постановка вообще в каракулевой шубе при +20 была. Студенты первых курсов начинают с портретов, рук и лица, потому что сразу голое тело им рановато показывать. Садишься вот так за стол, кладёшь на него руки и сидишь. Они подходят, рассматривают, что-то замеряют. Когда дело доходит до тела, они уже подготовлены: никто не хихикает. А вообще, студенты к голым натурщикам мало интереса проявляют. Иногда приходишь позировать, а из 15 студентов на пару явилось всего двое. С художниками в этом плане проще: они заранее расписывают все планы и позы, берут от тебя максимум, заключают настоящий трудовой договор, ну и, конечно, платят больше.

Я люблю над студентами пошутить. Прихожу на постановку и говорю им: «Слушайте, ребята, плавки я дома забыл, а трусы у меня грязные. Буду без всего позировать». Девочки начинают представлять меня, 80-летнего дедушку, нагишом: сразу кто побледнел, кто покраснел. Выхожу на подиум в тельняшке по колено и спрашиваю: «Ну что, готовы? Ну поехали!» Сдёргиваю тельняшку, а там трусы, конечно.