Как это сделано, как это работает, как это устроено


Цена батик Tulis гораздо дороже, чем батик Cap.
Перед поездкой мы по крупицам собирали информацию из книг, и увидеть сам процесс, а главное поучаствовать в нем было - абсолютно бесценно.
Резервирующим составом служит воск, приготовленный специальным способом.
Окрашивание производится поэтапно. Воск наносят женщины. Часто на стандартный кусок ткани 1м на 2,5 м рисунок воском наносится в течении месяца.

Мы попробуем совместными усилиями разобраться в истине, на сколько это вообще возможно. Сейчас мы с друзьями пытаемся обработать полученную информацию. Что-то нам обещала перевести Настя Цыганова, которая ездила с нами в качестве переводчика.
Мы занимались изучением батика в мастерской бапака Бамбанга в его центре "BATIK SLEMAN" в Джокьякарте.

Это довольно большое предприятие, в котором работает около 100 человек.
Там есть помещения, где женщины наносят воск.

ОТК принимает качество работы.

Мужчины занимаются окрашиванием и запаркой ткани.

Швеи обшивают.
Офис, магазин, там же находятся жилые помещения.
Материалы:

чантинг «tjanting» - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика.

Керосиновая комфорка «Wajan», на которой стоит плошка с воском.

Воск готовится специальным образом, он очень пластичен и дает тонкую мягкую линию. Для разных видов рисунка готовится разный состав. Воск наносится с двух сторон ткани.

Точная рецептура его приготовления нам неизвестна. В него добавляются парафин и какие-то растительные смолы. В процессе выпаривания темно-коричневый цвет исчезает бесследно.
Окрашивание происходит на столе, покрытой тканью похожей на мешковину. Краски имеет вид серых порошков и надо прекрасно разбираться в технологии, чтобы получить нужный цвет.

После окрашивания ткань полощут в закрепителе - проявителе. Так называемом, HCL. Как мы выяснили позднее, это раствор соляной кислоты.

Красители делятся на три вида.
Химические: SOL и NAPHTOL.

1)sol(сушить на солнце, цвет проявляется тоже на солнце - перед злополучным ХСЛом их надо было подсушить на солнце)порошок красителя смешивали с NaNO2(что это?) растворяли в кипятке

2)NAPHTOL(сушат в тени) порошок смешивают с загадочным T.R.O., добавляют соду(3:1:5), разводят кипятком, затем полощут во 2ом растворе - опять же загадочный Garan(Solt)разведенный в холодной воде.
3)

(Так растет и приготавливается натуральный краситель индиго)
Натуральные красители готовятся особым способом и используются очень редко, т.к. процесс окрашивания очень сложен и трудоемок.
Окрашивание происходит в несколько этапов, интенсивность цвета достигается, в последовательном полоскании в красителе и закрепителе.
При этом в краску они добавляют еще соду, стиральный порошок и возможно что-то еще. После обработки в HCL, тщательно промывают в воде и высушивают.

Запаривание, также как и окрашивание происходит под открытом небом. Занимаются этим также мужчины. Ткань последовательно окунают в чаны с кипящей водой, таким образом освобождая от воска и остатков красителя. Затем тщательно полощут в проточной воде.

Я обожаю эти тряпочки; возможно, эта страсть занимает в моем личном рейтинге привязанностей почетное второе место после соборов. Соло – крупнейший и важнейший индонезийский центр производства и торговли батиком. И хотя приобрести материал и изделия из него можно по всей Яве, конечно, логично и правильно делать это в Соло.

Неудивительно, – или, наоборот, удивительно – что батик до сих пор производится не только и не столько на больших, просторных, современных фабриках (как, например, Batik Keris, чьи красивые аутлеты есть по всей Яве и, конечно, в Соло), а в маленьких кустарных мастерских – иначе назвать то, что мы видели, я, пожалуй, не могу.

Батик – это ручная роспись по ткани, и по сути она остается именно таковой – ручной – и по сей день. Даже то, что называется штамповкой, по сути есть ручная работа. Как так? А вот так!

Небольшая мастерская по производству батика под гордым названием фабрика располагалась всего в нескольких поворотах лабиринта узеньких улочек от нашего геста. Очаровательных улочек.

Выразительная дама, спрятанная за куском материи, наглядно свидетельствовала о наличии фабрики. Случайным образом, глаза на фото не получились. А может, и не случайным: я не знаю, как в царящей в мастерской темноте работницы и работники умудряются окончательно не растерять зрение, снова и снова раскрашивая тряпочки. Хотя кто мне сказал, что они его не теряют?

Перед тем, как обычный отрез материи превратится в батик, он проходит множественную обработку. Его раскрашивают, стирают, сушат, снова стирают и т.д. Вот на держателе вывешено для наглядности несколько отрезов разной стадии обработки: именно так и меняется вид ткани ступень за ступенью.

Сначала на ткань горячим воском наносится рисунок. Отсюда, кстати, и название этого метода: горячий батик. Он используется для хлопчато-бумажных тканей. Для дорогих и полностью ручных вариантов воск наносится, естественно, вручную, а для более дешевых – прессом. Ну, тоже вручную.

Воск, кстати, тоже бывает разный. Вот такой.

Подготовленные для раскрашивания рулоны.

Когда рисунок нанесен, ткань отправляется на раскраску. Вот сидят специально обученные девушки и тетеньки и специальными кисточками, которые называются чан тинг, наносят необходимый рисунок.

Сначала краской одного цвета, потом другого.

Периодически обмакивая свою ручку в подогреваемый на горелке воск.

На этой фабрике краски используют исключительно натуральные. Из разных растений и деревьев. Подозреваю, что отнюдь не из соображений экологичности, а тупо потому что дешевле.

Печь для разогревания чанов с краской.

Ткань с нанесенным рисунком отправляется дальше – сначала на прокраску фона – это происходит в больших ванных. В них же потом и стирают ткань несколько раз – уже в чистой воде, само собой.

Просушка – на втором уровне мастерской, обязательно под алюминиевой крышей и с естественной вентиляцией. Говоря проще – с дырами по всему периметру.

Процесс нанесения воска, росписи, прокраски, промывки и сушки повторяется несколько раз, пока не будет получен желаемый рисунок.

Проверка качества перед следующим этапом.

Стандартный отрез батика – длиной 2 метра и шириной 1,20–1,30. Если делать его полностью вручную, то стоить это счастье в итоге будет от 60 долларов. А если прессом, то всего от 6-8.

Конечно, стоимость батика зависит не только от техники росписи, но и от качества самой ткани. В любом шоу-руме это очень просто увидеть, потрогав образцы по разной цене. Грубоватые, плотные, с простым рисунком – самые дешевые. Легкие, нежные, с изящными линиями рисунка и зачастую обилием мелких прорисованных деталей – самые дорогие.

Что удивило лично меня, так это то, что батик – это не только просто отрезы и саронги. Батик – это невообразимое, бесконечное количество платьев, туник, юбок, штанов, мужских рубашек. Необыкновенных по дизайну моделей, необыкновенный по дизайну материала. На фото – мои три саронга и мужская рубанка. Саронги по 13 долларов, рубашка – 27. Все производства фабрики сами видите, какой фабрики.

Возвращаясь к нашей маленькой фабрике, хочу добавить, что при ней имеется не только шоу-рум–магазин (где, на удивление, нельзя фотографировать!), но и мастерские росписи по ткани. Т.е. можно прийти и договориться о персональном уроке создания батика. В итоге должно получиться что-то в этом роде.

Нет, на самом деле, думаю, должно получиться что-то более изящное, ибо эти образцы, все-таки были созданы девочками-дошкольницами)

В общем, в следующий раз, завязывая парео, подумайте о том, сколько терпения и кропотливого труда было потрачено на создание даже такого простого и дешевого кусочка батика. Средняя зарплата рабочего подобной мастерской составляет порядка 90 долларов, причем этот минимум гарантирован даже при отсутствии заказов. При их наличии, соответственно, работники получают дополнительную премию.

Полезное:
— Посещение небольшой мастерской – занятие недолгое; возможно, в общей сложности на час, включая и осмотр магазина. По аутлетам же крупных фабрик (без посещения производства) можно бродить не меньше (особенно, если есть цель что-то приобрести: выбор огромен и чрезвычайно сложен).
— В аутлете фабрики Batik Keris демонстрируется фильм о процессе производства батика – тоже весьма занимательный и наглядный.
— Качественный батик при стирке не линяет.
— Ну и, наконец, самый лучший батик – индонезийский. Даже само слово для обозначения ручной росписи по ткани, «батик», – индонезийского происхождения. Кстати, саронги, которые там очаровали меня на Гаваях, тоже все made in Indonesia…

Всем удачных покупок в Соло!

Когда батик зародился в Индонезии - до сих пор предмет дискуссий. И хотя некоторые учёные говорят даже о первых веках н.э., наиболее достоверные источники называют другую дату 14 столетие. Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал, по-видимому 17 век.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, "…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой". Он полагает, что батик как способ был

Завезен из Индии. Так как родиной украшения тканей с помощью красителей принято считать именно Индию. В благоприятном климате этой страны в изобилии произрастает хлопок и растения, из которых готовят природные красители.

Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавалась из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами).

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучающий материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: "…С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поколения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделен волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом".

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. "Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мировоззрения". Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.

Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужили особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в 18 веке, и даже сегодня появятся в картоне Джакарты в запретном узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается переход "монополия"женщин в батике. Совершается переход к технике tjap-батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткань вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Перед вами горящая свеча.
Расплавленный воск неторопливо стекает вниз.
Какие ассоциации возникают у вас в голове?
Знаете ли вы, что в одной далёкой экзотической стране используют такой простой, незамысловатый материал для создания удивительной красоты традиционной индонезийской ткани — батика.


Кстати, именно так и переводится это слово с яванского языка, «капля воска» .

Батик — это высокое искусство, поражающее воображение богатством декора и тщательностью отделки. А какие чудесные истории готов он нам рассказать! Каждый узор — поэма, каждый цвет — песня. Они рассказывают нам о тропических лесах, невиданных цветах, прекрасных девушках, бессмертных подвигах героев, о далёкой стране Индонезии.

«Прислушайтесь, — писал посетивший Яву Иван гончаров, — и вы услышите, как растёт здесь трава.»

О процессе изготовления

Процесс изготовления батика длителен и трудоёмок. Для начала, ткань нужно подготовить и обработать, чтобы она стала эластичной и гладкой. Для этого достаточно замочить материал в кокосовом молоке, также в обычной воде и даже в смеси растительного масла и каустической соды.

После этого ткань необходимо хорошо накрахмалить, иначе воск будет тяжело сходить, а краска растекаться. Ткань сворачивают в рулон и отбивают деревянным молотком.

Далее начинается самое интересное — процесс нанесение узора! Любопытно, что рисовать нужно с обоих сторон полотна. Для этого используется специальная чаша — чантинг . У чантинга узкий полый носик, который местные сравнивают с клювом хищной птицы , которую преследуют пятеро (пальцы руки) по белому полю (ткани), а птица спасаясь оставляет за собой кровавые следы (краску).

Чантинг небольшого размера, всё-таки воск очень быстро твердеет, есть у него такое свойство. Да и трудновато было бы создавать узоры используя ёмкость размером с ведро.

Следующая стадия — окрашивание! Тут работа не так кропотлива и не требует особого мастерства как на прошлом этапе. Окунаем ткань в чан с водой, да не единожды, а раз двадцать!

Если работа проделана хорошо, то и батик будет служить вам верой и правдой - на солнце не выгорать, от стирки не линять, волшебно пахнуть, а обладательницу неизменно украшать!

Происхождение батика

Наверное у вас возникает вопрос: и кто же такую красоту придумал? Но, как говорится, учёные не пришли к единому мнению по этому вопросу. На звание первооткрывателя претендуют: Персия, Египет, Китай, Индия, и это лишь часть списка. Большинство за Индонезию.

Но в чём сходятся мнения — что вершин мастерства изготовления батика достигли именно в Индонезии.

За несколько столетий было придумано множество орнаментов и более трёх тысяч сюжетных вариантов. Каждый регион Индонезии отличается своим неповторимым стилем.

Людская молва наделяет батик магическими свойствами.

Тёмно-бордовые цвета побуждают человека на решимость отдать себя защите родины, синий и коричневый рождают благородные помыслы, розово-лиловый сохранит молодость и красоту. Хотя боюсь не только поэтому индонезийки не вылезают из розовых нарядов.

Способы изготовления батика

До 1840 года существовал только один способ - ручной, а вот после процесс автоматизировали и стали использовать штампы (медные и оловянные). Такой вид называется «набивной батик». В XX появляется «печатный батик» - ткань в традиционном стиле, имитирующая батик.

Советы по выбору батика

1. Настоящий батик пахнет. Будьте уверены, вы почувствуете.

2. Настоящий батик пахнет с двух сторон.

3. Настоящий батик не будет стоить три копейки.

Джокьякарта, любовь моя

Такое длинное название, а мы привыкли звать этот полюбившийся нам город просто Джоджа.

Эдакий Петербург Индонезии (звучит глупо, я знаю), а проще говоря культурная столица, способен удивить многими чудесами, в числе которых и мастерство батика.

Цвета: коричневый (а куда без него), белый и индиго.

Фирменный стиль: громпол.

Это традиционный орнамент. Местные всегда делают акцент на том, что такой орнамент традишинал, а вот этот современный, и вообще в этом городе (ну, например, в том же Бандунге) никакого батика отродясь не делали, вот сейчас начали, всё для туристов.

Джоджа славится множеством галерей и рынков, где можно приобрести сей предмет гордости нации.

Проснулась в Соло

Суракарта, или просто Соло, как все называют этот древний город, некогда была центром могущественного одноимённого султаната. Но что не поменялось за эти годы - уровень мастеров батика.
Здесь расположился знаменитый рынок тканей Пасар Клевер, но гораздо интереснее отправиться прямиком на фабрику. Не ожидайте от неё многого от этих самых «фабрик», я вас прошу, так здесь называют обычные мастерские...

* Случаются такие лингвистические недоразумения, например в Индии что ни здание - дворец. Что ни сквер с парой кафе - рынок. Misunderstanding.

Если у вас есть время и желание, то можно пройти здесь курсы батика.

Цвета : преобладающий коричневый, бежевый и даже желтоватый.

Фирменный орнамент: соло малам — яркие цветы на чёрном фоне.

Секрет или уже нет, но истинные знатоки батика приезжают именно сюда, а не в Джоджу.

* Если что, это всего час на поезде от Джоджи, я там побывала однажды когда села не на тот поезд и заснула. Проснулась в Соло.


Тема батика раскрыта не полностью. Продолжение следует.

Published by Marina Garkusha. Girl, who is keeping batik at home

«Б атик…Праздник моего сердца, вечно новый друг, провожатый по дорогам фантазии, непредсказуемый посредник между земным миром и миром грёз, изумительный и прекрасный. Игра света в переливах ткани, сияние красок, сказка наяву…»

Это вдохновенное признание Елены Ольковой, мастера древнего и вместе с тем очень любимого сейчас жанра батиковой живописи, вводит нас в мир одного из самых популярных на Шри-Ланке и характерных для Азии ремесел.

Трудно представить себе Цейлон без многочисленных мастерских, или, как их здесь важно именуют, фабрик батика.
На одну из них, «INOKA Batiks» в окрестностях курорта Бентота, мы заехали, чтобы прикоснуться к традиционному ремеслу и через него лучше понять душу жизнелюбивых ланкийцев... точнее, ланкиек, ибо делать батик - занятие женское.

Малайское слово «батик» обозначает и технику живописи, и украшенную ею многоцветную ткань. Для большинства из нас батик представляется в виде платков и шарфов из шифона с прозрачным, будто слегка влажным рисунком.

Однако ланкийский батик, как правило, выполняется из хлопчатобумажной ткани; рисунок выглядит ярким, сочным и вовсе не прозрачным... Впрочем, обо всем по порядку.

В основе техники батика лежит принцип резервирования, т. е., покрывания не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Подобные приемы использовались еще в Древнем Шумере, в Южной Америке (Перу) или в африканской культуре, - но наибольшее развитие батик получил в азиатских странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Таиланде и Шри-Ланке. А в последнее время эта расписная ткань стала предметом модного увлечения в Европе и Северной Америке.

В каждой из стран батик имеет свои особенности - технику росписи, материалы, художественные образы и мотивы. Из техник наиболее известны две.

Первая - традиционный горячий батик: для создания узора используют расплавленный воск или другие, подобные по свойствам материалы.

Вторая техника, так называемый холодный батик - суррогатное изобретение европейских мастеров. Рисунок по контуру обводят специальным составом, при этом «инструментами творчества» часто становятся резиновый клей и утюг...

Самый известный в мире - индонезийский батик с острова Ява. Для него характерны синие и коричневые цвета в сочетании с белым, индуистская символика: фигуры богов, орел бога Вишну - Гаруда, цветок лотоса, священная змея Наг, древо жизни и т. п. В районах, где преобладает исламское население, развит замысловатый геометрический орнамент.

В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке влияние китайской культуры изменило как технику, так и общий вид батиков. Здесь чаще используют шелк, нередко ткани пропитывают воском или специальным составом для придания им жесткости.

Цветовая палитра разнообразнее, краски ярче для основных сюжетов и нежнее - для пастельного фона. При этом темы вполне традиционны: драконы, фениксы, змеи, львы и тигры, цветы, порой - целые пейзажи или жанровые сценки.

В Европу батик завезли голландцы в XVII веке, возможно, как раз с Цейлона или с Явы. Получив распространение в Германии, батик преобразился: расширилась цветовая гамма, упростились технологии.

Стали использовать не только ткань, но и кожу, бумагу и даже металл. Но отсутствие традиций привело к тому, что батик в Европе выродился, с одной стороны, в разновидность полиграфии, а с другой - в «чистое» искусство, основанное на стилизации и заимствовании...

Совсем другое дело - народные промыслы, уходящие корнями в тысячелетнюю культуру, в традиционный быт.

На Шри-Ланке для сохранения традиции как раз и создаются мастерские, где девушки учатся основам мастерства шаг за шагом: готовить ткань, нанося на нее углем или карандашом рисунок, лить из ковшика воск, расплавленный здесь же, на специальной печке... Работа кропотлива и требует от мастериц терпения, точного глаза и верной руки.

Цветовая гамма цейлонского батика разнообразнее и богаче, чем в Индонезии; словно в зеркале, она отражает многоцветье окружающего мира.

Сюжеты разнообразны и затейливы: буддистская и индуистская символика, орнаменты с достаточно свободным выбором деталей и линий, сценки из народных сказаний, пейзажи, бытовые сценки, фигурки животных, растения...

Долгие века батик был не только украшением или одеждой, но и своеобразными письменами, средством выражения мысли. Может быть, потому он так самобытен и ярок. А еще - добр и мудр, как все, что делают великодушные люди. Авторы благодарят туристическую компанию «JETWING» за предоставленную возможность посетить Шри-Ланку и инфоцентр «AYUBOWAN» - за содействие в подготовке материалов.

Статья подготовлена при информационной поддержке Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru