Как делать скетчи. Как научиться рисовать качественные и быстрые скетчи. Восприятие – научиться видеть

Если у вас есть непреодолимое желание научиться рисовать, начинать следует со скетчей. Скетч - это с него начинается любой рисунок и даже картина. Прежде чем создать произведение художественного искусства, у большинства творцов собирались полные альбомы скетчей, которые показывали, как будет выглядеть каждый герой картины, окружающая их среда, план расположения и цветовая палитра.

Ведь скетч - это своего рода записки художника, фиксация мыслей по поводу окружающей его жизни вообще и какого-то будущего произведения в частности. Хороший художник всегда ходит с блокнотом, чтобы было, куда зарисовать новое впечатление.

Эта статья расскажет, как правильно выбрать объект, какие нужны инструменты, даст советы и покажет примеры начинающему создателю скетчей.

Инструменты

Для рисования набросков подходит что угодно, хоть салфетка и зубочистка, смоченная эспрессо. Но так как мы учимся, то лучше всего взять плотную бумагу (для черчения) формата А4, не больше, карандаши разной плотности, ластик.

Объект

Объектом для скетча может стать, конечно, что угодно, но для начала следует выбрать предмет неподвижный, независящий от естественных источников освещения, доступный. То есть не следует выбирать животных (первые скетчи будут создаваться долго, лошадь столько не выдержит).

Дома, скамейки, скульптуры также не очень хороший выбор для первого эскиза. Рисование скетчей подразумевает расстановку световых акцентов, а если вдруг набежит тучка или, наоборот, вдруг разъяснится?

Самый лучший вариант - это кружка, игрушка, цветок на своем столе под лампой. Еще можно взять готовое и попробовать ее срисовать, для чего тоже сначала нужно сделать набросок.

Инструменты готовы, объект выбран, можем начинать.

Как нарисовать скетч?

Представьте свой объект без деталей, как будто вы смотрите на него в темноте. Можно потренироваться, выключая свет. Что остается главным? Какие линии, контуры, тени говорят о том, что это кружка, а не ведро или кактус? Есть представление? Вперед!

Определите центр листа, проведите через эту точку две линии - вертикаль и горизонт.

Теперь определите примерный центр вашего наброска (предмет ведь может быть несимметричным и стоять выше или ниже линии горизонта), так проведите две линии. Теперь вы не заблудитесь в пространстве.

Приступаем к изображению собственно объекта, его контуров. Для начала можно рисовать даже не линии, а точки или пунктиры.

Когда будут отражать форму предмета, обведите их в основную.

Следующий шаг - это расстановка теней на объекте и определение его в пространстве. На примере показано создание скетча вымышленной девушки (персонажа), но если ваша кружка стоит на тумбе, у нее отколот край, а за ней ажурная салфетка, все это - хоть и в общих чертах - должно быть четко видно.

Даже у фантазийного героя на скетче должны быть проработаны все детали, ведь скетч - это инструкция к созданию рисунка.

Если есть желание или потребность, закончить скетч можно расстановкой цветовых акцентов. Раскрасить можно чем угодно, сделать это достаточно подробно или просто наложить цветовые пятна.

Регулярные занятия непременно приведут к тому, что скоро у вас будут получаться оригинальные, самобытные, информативные скетчи, и что немаловажно - очень быстро!

Еще одно упражнение - "пять линий" - разрешите себе изображать объект с помощью только пяти линий или меньше. Пытаться выполнить это условие лучше, когда у вас уже есть некоторый опыт. Выбирайте объекты, которые видите мимолетно (из окна маршрутки, проезжая в лифте) - тренируйте зрительную память.

Пробуйте и не сдавайтесь, создавать скетч - это интересно!

Наш мир переполнен красками и волшебством. Иногда, гуляя по городу, хочется оставить отпечаток этой атмосферы. Самый лучший вариант – создать его самому, на бумаге. А точнее – сделать скетч. Для того, чтобы начать рисовать скетчи, не нужны какие-то , нужно лишь желание.

Скетчбук

Во-первых, нужно купить правильный скетчбук. В идеальном варианте – это блокнот размером А5 или А6, который помещается в любую сумку. А6 может влезть даже в карман. Плотность должна быть от 90 г/м^2. Рисовать можно чем угодно: шариковой ручкой, лайнером, обычным карандашом. Альбом – это своего рода дневник. Скетчи и отличаются тем, что вы имеете определенную связь с тем, что рисуете.

Вдохновение

Откуда же брать вдохновение для рисунков? Мой вам совет: почаще выходите из дома. Каждый день в городе происходит что-то интересное, не обязательное масштабное. Старайтесь по-другому воспринимать уже увиденное. В любой момент вы можете сесть на лавочку или зайти в кафе с большими окнами и воссоздать то, что увидели. При большом желании дома можно подрисовать какие-то детали, которые вспомнились.

Начало

Никогда не бойтесь начинать. На самом деле, говоря о страхе испортить новый блокнот, в первую очередь, мы боимся разочароваться в себе, ведь я уже представил, как оно будет красиво, а как начал рисовать, понял, что выходит абсолютно не так. Но скетчбук как раз и существует для того, чтобы пробовать, делать ошибки и учиться. Не обязательно начинать рисовать с первой страницы. Можно начать с середины или вообще с конца. Рисовать станет гораздо проще. Ведь суть скетча – запись идей, а не творение искусства.

Заметки

Особый стиль рисункам придают заметки. Заметки создают новый уровень, несут дополнительную информацию, ведь некоторые вещи, например, музыку или запах, невозможно нарисовать, а надписи очень даже дополнят общую картину и внесут в нее еще больше эмоций.

Коллажи

Помимо заметок, к рисункам можно добавлять разные элементы, такие как билетики, ресторанные чеки или почтовые марки. Через какой-то период времени они дополнят ваш рассказ так, как это не сделает фотография.

Мысли на бумаге

Время от времени заполняйте пустые листы разными узорами. Вы же слышали про так называемые «телефонные рисунки», когда вы сосредоточены на разговоре, а рука сама по себе рисует все, что хочет. Пусть ваш рисунок не будет запланированным. Именно так можно добиться свободы выражения мыслей. Верьте в себя, в свое восприятие и каждый раз вы будете удивляться своим возможностям.

Идея и воплощение

В детстве у нас было очень много фантазий. Особенно таких, которым не суждено было сбыться. К счастью, такие фантазии спокойно могут появиться на бумаге. Ведь в рисунке не обязательно должно присутствовать лишь то, что существует в реальности.

Чувства

Согласно тому, как вы видите вещи, какие чувства стоят за вашими рисунками, вы меняетесь. Не стесняйтесь рисовать так, как вы чувствуете. В вашем рисунке должен быть виден ваш личный взгляд на вещи. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее.

Конечно, правил в таких рисунках, по сути, быть не может. Рисуй как хочешь. Но, все же, есть небольшие советы, как сделать рисунок максимально приближенным к рисунку в голове. Основные советы:

  • Продумайте заранее размер и расположение деталей
  • Потренируйтесь в каллиграфии и создайте свой особенный «стиль»
  • Не усложняйте
  • Изображайте только важные для вас элементы
  • Рисунок не должен получаться идеальным

Самое главное, что для передачи мыслей на бумаге вам нужны всего лишь блокнот, ручка и поток воображения. Переворачивайте этот мир с ног на голову, если вам так хочется. Бумага воспримет абсолютно все. Надо учиться не бояться начинать и излагать мысли. Этот процесс заставлял немало людей удивиться своим возможностям.

Две проблемы быстрого наброска: как и с чего начать?

Наверное, каждому начинающему художнику давали совет: «Пора делать быстрые наброски». Действительно, в жизни любого рисующего наступает момент, когда возникает потребность выйти за пределы квартиры, студии, курсов и попробовать кардинально новый способ изображения мира. И если с пейзажами и архитектурой еще понятно, что делать, ведь дома и деревья не норовят убежать, то с живой натурой дела обстоят куда сложнее.

Безусловно, творческий процесс – дело очень личное, даже интимное, и у каждого он протекает по-своему, однако, наверняка каждый поначалу сталкивался хотя бы с двумя проблемами.

Первая – психологическая

Представьте, вы сели в метро/автобус/тр амвай, приехали в музей/зоопарк/ка фе, достали специально купленный симпатичный скетчбук, карандаш и… просто окаменели от ужаса: рука не слушается, глазу не за что зацепиться, кажется, что окружающие со всех сторон заглядывают вам через плечо, а выбранная модель пристально смотрит в глаза или вовсе ретируется. Сразу становится слишком людно, или наоборот, слишком пусто. Именно так у многих начинающих художников первые попытки скетчинга в общественных местах заканчивались неудачей.

Что делать, если такое случилось и с вами?

Расслабьтесь. Оглянитесь вокруг: люди уткнулись в смартфоны, газеты, книги. Никому нет и дела до человека с карандашом и блокнотом. Более того, как показывает опыт, если кто-то и замечает, что стал объектом пристального внимания рисовальщика, то сам начинает ужасно волноваться: в лучшем случае – напряженно позировать, в худшем- краснеть и прятать глаза. Вывод: люди боятся вас больше, чем вы их.

Если же проблема психологического блока осталась позади или вовсе не возникала, то появляется проблема номер два:

Модель не позирует

Едва вы выбрали колоритного персонажа в живописной позе, как он тут же её сменил, а потом вообще ушел. Очевидно, что на рисование по правилам, когда следует выбрать центр композиции, построить фигуру и т.д., просто нет времени.

Существует отличный прием: надо начинать не с постепенного построения, а с общего силуэта. Таким образом, вы решаете сразу две задачи: композиционное расположение и общий образ. Заметьте, обрисовав лишь силуэт, вы уже предали определенный характер фигуре.

Кстати, о характере. В некоторых творческих ВУЗах дают такое упражнение: студенты рисуют портреты друг друга, но каждый раз они делают это за меньшее время и с меньшим количеством деталей. Таким образом они выявляют наиболее яркие и характерные черты внешности человека. По сути, перед нами стоит та же задача.

Если быстрый набросок в общественных местах вызывает затруднения и стресс, можно начать со специальных встреч, где художники за определенную плату рисуют приглашенных моделей. В таких местах всегда царит спокойная рабочая атмосфера, а в конце устраивается просмотр, где все желающие могут выставить свои работы на общий суд и выслушать конструктивную критику от профи.

Как и любая другая техника или упражнение, быстрый набросок требует времени на освоение. Сначала это может раздражать, утомлять, доставлять дискомфорт, но постепенно рука начнет двигаться более раскованно, а глаз – замечать и запоминать интересные детали. Появятся новые идеи для более серьезных работ, к тому же, наброски к этим идеям можно будет делать в любом месте и положении.

Глупо задумываться о том, насколько высок ваш уровень, чтобы позволить себе рисовать на людях. Во-первых, потому что большинство прохожих видят вас в первый и в последний раз и их мнение не играет никакой роли, а во-вторых, они сами вряд ли смогут также. Выйти за привычные рамки, будь это даже стены родной художки, – вот это уже поступок, движение вперед.

Итак, уходя из дома в следующий раз, не забудьте взять с собой всё необходимое для быстрого наброска:

Первое – скетчбук или просто бумагу небольшого формата, до А4.

Второе – простой карандаш, можно механический, который не надо точить. Как только рука начнет двигаться достаточно быстро и уверенно, можно перейти на линер или маркер, некоторые даже умудряются использовать уголь.

Третье – клячку, которая не покроет катышками всех вокруг.

Увидев интересную композицию, возьмите себя в руки и сосредоточьтесь на работе, старайтесь делать набросок общими силуэтами, подмечая и делая акцент на наиболее интересных и характерных деталях и чертах – так будет удобнее закончить работу уже дома.

Не стоит расстраиваться, если после утомительного дня рисования удачных набросков почти нет. Это вопрос времени. При регулярной практике результат будет заметен уже через несколько дней.

Стремление запечатлеть мгновенье, оставить его в памяти, чтобы потом можно было вспомнить яркое впечатление от путешествия, необычной ситуации или запомнившегося лица - очень характерная человеческая черта. Именно она воплощена в блестящей поэтической формулировке И. Гете: «Остановись мгновенье - ты прекрасно!». Возможно, поэтому была изобретена техника быстрого рисунка, даже скорее наброска, которая в наше время известна под названием скетчинг.

Искусство, пришедшее из глубины веков

Искусство наброска, зарисовки известно издавна. Ведь рисунки первобытных людей на стенах пещер Альтамира или Ласко - тоже зарисовки, к тому же очень искусные и выразительные. До наших дней дошла интересная легенда о художнике Апеллесе - современнике Александра Македонского. Он находился в свите этого завоевателя античных времен. Однажды страшная буря заставила Апеллеса остановиться в городе Александрия, где в тот период времени правил Птоломей. Шут Птоломея пригласил Апеллеса во дворец, но скрыл это от своего хозяина, стремясь выставить художника самозванцем. Апеллес сумел мгновенно, выхватив из печи погасший уголь, настолько точно изобразить портрет шута на полу зала дворца правителя, что всем стало ясно, кто пригласил Апеллеса и почему попытался скрыть этот факт. Замечательными мастерами наброска были также и Боттичелли, Микеланджело.

Чем скетчинг так привлекает наших современников

ХХ век дал новое дыхание искусству зарисовок. С появлением и развитием дизайна, модельного бизнеса умение быстро выразить в рисунке свои творческие идеи стало остро необходимым для профессионалов в этой сфере деятельности. Ведь началом любого дизайнерского проекта является именно скетч. Но увлечение скетчингом быстро вышло за рамки узкопрофессиональной сферы. Зарисовать какой-либо интересный момент своей жизни, уличную сценку, сюжеты туристических поездок стремятся многие наши современники. Что совсем не удивительно, освоение техники быстрого рисунка – отличный способ развить свои творческие способности, наблюдательность, умение увидеть главное. Скетчинг позволяет мгновенно, несколькими штрихами, передать образ, выразить характер, схватить самую суть изображаемого сюжета или модели.

Итак, скетчем мы называем эскиз, набросок, быстрый рисунок. Научиться ему может любой желающий, техника его не сложна, а вот удовольствия и пользы каждый освоивший его приемы может получить очень много. Тем более, что для скетчинга нужно не так уж много: альбом или скетчбук, карандаш, ручка, маркеры, мел — это уже на выбор художника. Интересно, что сейчас скетчинг завоевывает все больше поклонников. Организуются вставки художников и любителей, например, такие как Urban Sketching. Выставки городских зарисовок объединяют людей, неравнодушных к архитектуре городов. Каждый город обладает своей атмосферой, воплощенной не только в архитектуре, но и в характере его жителей, удивительно интересно и делать такие скетчинги, и рассматривать работы других мастеров.

Какими материалами рисуют скетчинг

На первый взгляд, все просто – нужна бумага, карандаши, маркеры, фломастеры или простая ручка, главное – было бы вдохновение. Но это только на первый взгляд, например, выбираем маркеры. Этот выбор требует определенной бумаги. Потому что обычная очень быстро впитывает краску маркеров и их хватит очень ненадолго. Лучше использовать специальную бумагу для рисования маркерами. Она не толстая – 70 гр/м2, но главная её особенность – невпитывающий слой, которым покрыта оборотная сторона.

Вполне приемлемый вариант даже простая шариковая ручка. К числу её преимуществ относится возможность менять интенсивность штриха, используя силу давления руки на шариковую ручку. Меняя силу нажатия можно создавать самые разные оттенки штриховки. Этот инструмент доступен по цене и долго работает.

Простые и цветные карандаши – также один из основных инструментов для скетчинга. Простые карандаши делятся на мягкие и твердые. Первые наброски обычно рекомендуют делать твердыми карандашами, а для обводки использовать мягкие. Твердые карандаши обозначаются буквой H, а мягкие буквой B. Для первых набросков обычно рекомендуют использовать 2H или 3H, а затем довести набросок до совершенства можно уже при помощи более мягких карандашей - 3В или 2В.

После приобретения навыков рисунка можно приступать к изучению техники наброска или скетчинга при помощи акварельных красок или сепии. Они позволяют достичь особой выразительности изображения.

Где рисовать скетчинг

Альбомы для скетчинга – это особая тема. Ведь помимо качества бумаги, альбом или блокнот должен быть удобен для зарисовок в любом месте, например, в кафе или парке, а не только в удобной студии. Специалисты советуют использовать бескислотную бумагу, она не желтеет и не выцветает, ведь как приятно будет спустя много лет просматривать свои прежние скетчинги. Не стоит использовать альбомы, страницы которых соединяются при помощи клея или пружин. Из-за пружин между страницами образуется щель и написать эскиз на двух страницах уже будет проблематично. Клееные листочки выпадают, а вот альбом со сшитыми страницами будет наиболее оптимальным вариантом.

Главное – не бояться делать первые наброски, среди художников существует такая проблема, как страх белого листа, а вдруг не получиться? Как раз в случае скетчинга этого бояться не стоит. Некоторая неправильность рисунка может вообще сойти за индивидуальность творческого метода начинающего художника. А если более серьезно, то обычно советуют развивать навыки рисунка при помощи определенных упражнений.

Практические приемы для развития навыков быстрого рисунка:

  • Хорошо бы постоянно упражняться в набросках лиц, образов животных или человеческих фигур.
  • Пытаться по памяти рисовать фигуры в движении.
  • Практиковать создание набросков не только в условиях студии, но и в обстановке кафе, метро, парка, то есть в процессе живой жизни.
  • Коллекционировать в своем альбоме разнообразные зарисовки уличных сценок, обстановок жилищ, разнообразных типажей, домашнего быта.

Так постепенно можно стать настоящим мастером скетчинга. Ведь что может быть интереснее, чем рисунок, созданный вручную, прочувствованный автором, передающий и его индивидуальность, и живое биение жизни.


Широко известно, что даже самые известные художники перед тем, как приступить к масштабным полотнам, делали огромное количество зарисовок и эскизов. Основным назначением таких эскизов было построение композиции будущей картины. Именно это и является основной задаче скетча, он позволяет наметить правильное, гармоничное расположение всех элементов картины, соотнести пропорции и поиграть с различными вариантами.

Все скетчи делятся на два типа – схематичные и детальные. Первые нужны для обозначения примерной формы будущих элементов и их взаимного расположения. Детальные скетчи представляют выстроенные композиционно с дотошным изображением самых важных деталей будущей картины.

Существуют и промежуточные варианты. Однако любой эскиз или зарисовка должны демонстрировать главный, самый важный элемент, являющийся основой композиции, который и притягивает внимание во время изучения изображения. Это основного элемента чаще всего выражено при помощи его расположения и размера, остальные детали должны лишь подчеркивать его важность.
Скетчи используются, чтобы понять и прочувствовать законы композиции. Скетч является хорошим помощником художников, позволяя им поиграть с расположением элементов картины в попытках добиться идеального баланса и композиции.

Скетч в театре и кино

Для людей, связанных с миром кино и телевидения, скетч – это комедийная зарисовка длиной от минуты до десяти. Очень часто в рамках скетчей импровизируют, а затем наиболее успешные дубли записываются и демонстрируются в рамках скетч-шоу.

Скетчи произошли от водевилей или мюзик-холлов. По сути, они выросли из коротких комедийных сценок, которым часто разбавляли основное действие, чтобы дать главным действующим лицам возможность сменить костюм или грим. Затем скетчи появились в радио-программах, а оттуда перешли и на телевидение. Настоящий бум скетч-шоу переживали в семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века.

В настоящее время с доступностью технологий (домашние камеры, интернет, компьютеры) скетчи стали популярным форматом любительских съемок. Они не требуют какой-то существенной подготовки или ресурсов, позволяют изучить простейшие приемы съемки и монтажа. Поэтому на популярных интернет-ресурсах можно найти целые любительские скетч-сериалы. Некоторые из них весьма интересны.

Знакомьтесь, скетчинг - самый быстрый рисунок в мире

Что такое скетчинг? Создание зарисовки, эскиза, наброска, краткого изложения, экспресс-иллюстрации, открытки, визуальной карты… - определений множество, а по сути скетчинг - техника быстрого рисунка, удобный, гибкий и практичный инструмент для моментального, точного и эффектного отображения идей, впечатлений и мыслей на бумаге.

Это один из способов уловить и сохранить мгновение «здесь и сейчас», составить планы на завтра, записать рецепт, законспектировать лекцию, выразить эмоции от просмотренного фильма, создать запоминающийся образ в рекламе и так до бесконечности. Скетчами легко делиться, их легко понимать и обговаривать. Это увлекательно, модно и красиво.

Виды скетчинга

Среди богатства и разнообразия видов - food, comics, промышленный, детский, европейский скетчинг… Наиболее востребованы следующие направления.

Интерьерный скетчинг. Используется дизайнерами, архитекторами, декораторами, оформителями для презентации своих идей с учетом текстуры материалов (маркерами можно отобразить дерево, кирпич, бетон, стекло и хром, металл и ржавчину, кожу, ткань, мех, мрамор, плитку, паркет).

Ландшафтный скетчинг . Скетчи этого направления - наброски участков с беседками, клумбами, деревьями, водоемами…


Фэшн скетчинг . Этот вид практикуется дизайнерами одежды, стилистами, имиджмейкерами. Идеи быстро приходят и уходят - скетчи позволяют «набросать» цветовую гамму, фактуру материалов, типаж манекенщицы (прическа, макияж), обувь, головной убор, аксессуары (сумки, очки, ремни). Скетч-иллюстрации этого направления все чаще сопровождают модные рекламные кампании и печатные материалы.


Travel-скетчинг . Это для путешествий и поездок. Здесь не существует рамок - старые узкие улочки, храмы, морские пейзажи, предметы в антикварных лавках, общие многофигурные планы, зарисовка лиц, рисунки в музеях… Отличная идея – создавать собственные скетч-карты.


Городской скетчинг . Городские зарисовки - для людей, неравнодушных к архитектуре. Каждый город - своя атмосфера, воплощенная не только в строениях, но и в характере жителей. Интересно создавать такие скетчи самому и знакомиться с работами других авторов.


Гуру скетчинга

В мире скетчинга, как и в любой другой сфере, есть профессионалы своего дела. Копирование их техник и «подсматривание» приемов - основательный фундамент для создания своего собственного уникального и неповторимого стиля.

Есть чему поучиться у мастеров скетчинга Феликса Шайнбергера, Татьяны Самошкиной, Андреа Джозеф, Владимира Архипкина, Кати Хотунцевой, Серафимы Михайловой, Александра Балашова, Алены Кудряшовой и многих других иллюстраторов и художников. Это в нашей современности. А вообще мэтры быстрых набросков существовали и ранее - это известные живописцы былых эпох: Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, И. Репин, К. Брюллов, П. Чистяков, Рафаэль, Рембранд, Рубенс, В. Серов, Ф. Васильев…

Что нужно для рисования скетчей?

Выбор материалов для каждого индивидуален - некоторым хватает обычной ручки и бумаги, кто-то любит рисовать маркерами, карандашами или акварелью в специальных блокнотах (скетчбуках).

Бумага

Плотность лучше выбирать от 90 – 120 г/м 2 (более тонкие листы мнутся, повреждаются, пропускают чернила), цвет - белый (основа серого и других оттенков искажает цвет маркеров).

Размеры… Идеальный вариант - скетчбук формата А5, он помещается в любую сумку. Чуть поменьше (А6) можно носить даже в кармане, с чуть большим (А4) уже не совсем удобно - тяжело и громоздко. Если говорить о количестве страниц, то начать лучше с блокнотов на 25 – 30 листов, хотя можно и сразу на 100 листов завести

И еще. Скетчбуки бывают прошитыми и на спирали - выбирайте, что вам удобно.

Ручки и маркеры

Рисовать скетчи можно маркерами, линерами (капиллярными ручками), брашпенами (специальными ручками для художников), гелевыми ручками (шариковыми тоже можно, только усилий требуется большое, рука устает), масляной пастелью, углем, мелками, карандашами, акварельными красками, акрилом.

Если говорить о маркерах для скетчинга, то палитра производителей разбита на оттенки и жанры. Есть наборы портретные, архитектурные, ландшафтные, для дизайнеров одежды, для манга и комиксов, наборы серых, «металлик», ярких, насыщенных, пастельных цветов и другие. С наборами для определенных целей понятно, а вот первая цветовая поштучная подборка «для пробы пера» может быть такой:

  • светло-, средне- и темно- серый,
  • бежевый,
  • оливковый зеленый,
  • черный,
  • коричневый (бурый).

Маркеры каких фирм лучше приобретать? Начать лучше с недорогих предложений, например, маркеров фирмы Sketchmarker (от 108 рублей за штуку) или корейской фирмы Touch (от 288 рублей за штуку). У невысокой стоимости имеется дополнительный плюс - возможность попробовать материал сразу в широкой гамме (набор из 80 цветов стоит столько же, что и профессиональный из 24). Отметим, что маркеры Sketchmarker заправляемые - 25 мл дополнительных чернил стоят 280 рублей, их хватает на 9 – 10 заправок. Имеются и сменные перья - набор из 5 штук стоит примерно 95 рублей.

Для профессиональной работы и для тех, кто может себе позволить - дорогие маркеры японской компании Copic (от 495 рублей за штуку, от 740 руб. за чернила и от 171 руб. за набор наконечников). Эта фирма представляет большой выбор не только цветов, но и моделей: классические маркеры, двусторонние экземпляры с кисточкой-наконечником и кисточкой-лопаточкой, экстра-широкие образцы.

Другие полезные материалы

Кисти, ластики, сумка-пенал, грунтовка и валики (для уплотнения тонкой бумаги в блокнотах), фиксаторы, калька для прокладки страниц, складные сумочки для воды (это если рисуешь красками), точилки для карандашей… - такие мелочи - поддержка на пути к вдохновению.

Помощь для начинающих: книги по скетчингу

Книги, видео, уроки, мастер-классы, скетчинг-туры… - обучающих материалов огромное количество. Скетчинг самоучителем может стать хорошая книга, например,

«Визуальные заметки» Майка Роуди. Издание похоже на один большой скетч. Это базовое и очень веселое пособие со множеством приемов.

Или «Скетчи! Как делать зарисовки в повседневной жизни» Франса Белльвиль-Ван Стоуна. Этот вариант для тех, кто заметкам на полях предпочитает красивые
зарисовки.

Резюмируя, можно сказать: скетчинг - не просто техника, это свобода мысли, способность находить быстрые решения в виде зарисовок, генерировать идею за идеей, по-новому взглянуть на предметы и пространство, увидеть то, чего нет. Приобщайтесь!

Видео про то, что такое скетчинг: