Как делать движения с гитарой. Блюз на гитаре. Основы теории Выбор и покупка гитары

Прежде чем начать разговор о том, как играть на гитаре блюз, для начала немного пройдемся по теории. Попутно затронем историю и наиболее ярких представителей гитарного блюза. В будущем эти знания еще пригодятся и не раз в импровизации или блюзовом аккомпанементе. А многие вещи из упражнений, которые будут разбираться на примерах других гитаристов в других статьях, будут понятнее. Тут правда стоит отметить, что нередко гитаристы перенимают не только гитарные фразы своих коллег, но и заимствуют у исполнителей на других инструментах. Например духовые партии. Но об этом речь будет идти в других уроках блюза на гитаре.

Немного о блюзе и блюзменах

Сейчас уже многие знаю то, что блюз это проявление страдания души в музыке. Выросший из африканской этнической музыки и возникший в среде афроамериканцев работающих на плантациях в дельте реки Миссисипи. Если обратиться к общедоступным источникам, то мы узнаем, что изначально блюз представлял из себя ритмические выкрики во время работы. А первые блюзовые исполнители после отмены рабства в Америке, все так же продолжали работать на плантациях, а выступали на различных вечеринках за еду и выпивку.
Но так или иначе, с конца восемнадцатого века термин «блюз» периодически использовался в некоторых случаях, до того момента, когда в печатном варианте увидела свет блюзовая композиция «Dallas Blues», автором которой являлся Харт Уэнд.
Именно эта композиция имела характерные черты блюза, которые живы и по сей день.
В двадцатые годы ХХ века, блюз постепенно стал переходить в шоу-бизнес. Когда фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, стали раскручивать первых блюзовых исполнителей, а точнее исполнительниц.
Говоря о тех временах, стоит вспомнить одну легенду и личность с которой связана эта легенда. Это Роберт Джонсон. Наверное это самая загадочная личность в истории блюза чью жизнь связывают с легендой, которую скорее всего он сам и породил. Когда неожиданно исчезнув из поля зрения своих друзей на год и вернувшись рассказал о загадочном перекресте и его сделке с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Но как бы то не было, влияние Роберта Джонсона на других исполнителей огромно. его песни исполняли и исполняют до сих пор многие как известные, так и не очень исполнители. Среди которых были Эрик Клэптон, Рай Кудер, The Doors, The Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers и многие другие.

Robert Johnson — Phonograph Blues

На видео классический блюз дельты в исполнении Роберта Джонсона

Стоит отметить тот факт, что сам блюз, как жанр музыки оказал огромное влияние на развитие других современных музыкальных стилей. Рок-н-рол, джаз, поп, рок. Даже хард-рок и хэви метал не обошлись без влияния блюза. А многие фразы и приемы блюзовых гитаристов нашли свое применение и развитие в различных жанрах и направлениях музыки. Что можно увидеть из примеров выше.

Основой блюза является блюзовый квадрат. Как правило в гармонии используется 12 тактовая последовательность. Основная аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Варианты блюзового квадрата:
1. Во втором такте аккорд первой ступени заменяется на аккорд четвертой.
2. В десятом такте аккорд пятой ступени заменяется на аккорд четвертой.

Замечание: Аккорд четвертой ступени может использоваться как во 2-м так и в 10-м тактах, или во 2-м, 9-м и 10-м тактах.

Блюзовый ритм

Говоря о блюзовом квадрате не следует забывать и о блюзовом ритме — шаффл. В большинстве случаях блюз играется в размере 4/4, но используется триольная ритмика или шаффл. В триольной ритмике на каждую четверть выпадает три ноты:

Шаффл играется аналогично, но с пропущенной средней нотой:

В нотах шаффл записывается восьмыми нотами:

А чтобы было ясно, что играется шаффл используется следующее обозначение:

К характерным чертам блюза еще относится блюзовый лад. Именно этот лад является основой для блюзовых импровизаций, которыми славится современный гитарный блюз. На изображении ниже мы видим минорный блюзовый лад в тональности G (соль) так как он выглядит на гитарном грифе. От обычной пентатоники его отличает пониженная 5 ступень.

Это наиболее употребляемая аппликатура блюзового лада, которая очень быстро запоминается и удобна для транспонирования в другую тональность. достаточно передвинуть руку в нужное место грифа. Естественно существуют и другие аппликатуры блюзового лада, но формат данной статьи не предназначен для подробного рассмотрения данной темы.

Приемы звукоизвлечения

Бенд

Бенд или подтяжка струны является одним из самых популярных приемов игры в современной гитаре. Исполняется бенд подтягиванием струны от исходной ноты на нужную высоту. Что создает в различных случаях разное настроение в музыке. Существует множество способов исполнения бенда на гитаре. Но то как и когда будет использоваться бенд будет зависеть в первую очередь от самого исполнителя и того настроения, который он хочет передать в песне. По длительности бенды могут быть короткими в момент удара по струне или по длительности в такт и больше. Часто бенды сочетаются со стаккато, флажолетами, вибрато и другими приемами звукоизвлечения.

Вибрато

Так называется прием, когда извлекается нота с одновременным колебанием струны пальцем поперек грифа или рычагом гитары. В некоторых случаях вибрато можно рассматривать как серию быстро исполняемых бендов. Таким образом часто исполняется широкое вибрато.

Бенд и вибрато наиболее часто употребляемых и часто используемых приемов звукоизвлечения в блюзе. Но учитывая развитие гитары как инструмента и ее возможностей, гитаристы стали изобретать новые приемы и способы извлечения нот на гитаре. С появлением электрогитары и гитарного рычага тремоло добавились приемы с использованием рычага. В игре на гитаре медиатором стало немаловажным и угол наклона медиатора по отношению к струне, что привело к массовому появлению медиаторных флажолетов. Гитаристы научились играть используя пальцы наравне с медиатором, а в более позднее время появились и элементы слепа на гитаре. Это все не обошло стороной и блюзменов, которые все новшества приняли на вооружение создавая свой неповторимы стиль игры на гитаре.

Довольно сложно точно назвать 25 гитарных фраз, которые бы охватывали всю блюз-роковую вселенную. Если каждый из нас попробует это сделать, то у нас будут разные результаты. Поэтому тут у нас просто набор ликов, которые могут сформировать отличный фразовый арсенал. Если вы только начинаете, то этот набор бросит вас сразу в гущу схватки, а если вы играете уже многие годы, он поможет пополнить ваш поношенный и истощившийся колчан стрел.

Для любого музыканта важно знать и понимать историю и эволюцию музыкального стиля, и то как характерные особенности того или иного влиятельного музыканта из каждой эпохи связаны между собой. Ну например, как You Need Love Maddy Waters"а связано с Jimmy Page’ем?

Это знание даёт на понимание того, как наш любимый гитарист использовал эти воздействия в своей собственной игре. Вообще, в современной музыке очень немного действительно оригинальных голосов, и лишь несколько из них – это гитаристы. В блюзе и роке гармония и ритм, обычно, довольно незамысловаты. Но это-то и удивительно. Удивительно но, как великие гитаристы в течении десятилетий умело обращались с этим относительно простым музыкальным языком и разговаривали на нём на свой собственный лад.

Мы сделали обзор наиболее интересных и популярных составляющих блюз-рока, которые постоянно появляются в ликах гитаристов с 40х годов до наших дней – будь то гармония, ритм или интересная артикуляция. Этот урок включает в себя 25 фраз, пронумерованных по убыванию. Каждый элемент этого списка был «позаимствован» от от одного или нескольких великих гитаристов.

Этот урок можно использовать двумя различными способами. Первый – это просто отработать все лики, чтобы играть все 25 без ошибок, что позволит вам поработать над выносливостью и точностью исполнения. С другой стороны, вы можете использовать каждый лик, как точку отсчета для своих собственных идей.

Работайте над тем, чтобы проникнуть в каждый элемент глубже, затем придумывайте своё, используя ваших любимых гитаристов для вдохновения, и, конечно, сочетайте это со своим собственным творческим началом.

Ну и почему бы вам не взять некоторые из этих элементов, выписать их на 12 тактов, а потом используя только их сделать из них музыку, чтобы они звучали натурально и гармонично, а не просто как надуманный набор связанных между собой фраз. Именно такой творческой практикой занимаются профи. Ловите кайф и удачи!

Повторяющаяся мажорная пентатоника – это основа игры Freddie King. Он использовал группировку триолей, тогда как «жук» George Harrison применил интересную идею смещения ритма 16ми в Hard Days Hight.

Эта же идея видная также в потрясном соло Paul Kossofв Free’s All Night Now. Если говорить про кантри, то примерно тоже самое мы модем услышать у Kenny Rorers в Take You Love To Town.

Блюз-рокеры довольно часто играют поверх доминант-аккорда, как мажорную, так и минорную пентатонику в том же ключе (в нашем примере – это A). Обычно это делают той же «распальцовкой», что и для А-минора (на 5м ладу), затем перемещаются на 3 лада в низ, чтобы получился A-мажор (на 2м ладу).

В использовании этого приема замечены разные гитаристы, в том числе Angus Young и Paul Gilbert.

Этот лик – это отличный пример того, можно украсить такой стерильный музыкальный прием, как арпеджио. Этим приемом отлично владеют три гитариста: Mark Knopfler, Peter Green и Eric Clapton, по крайней мере эта троица сразу же приходит на ум.

В нашем примере мы украшаем арпеджио D mior (D-F-A) и minor 7 (D-F-A-C). Арпеджио – это короткий путь, чтобы попасть «в цель аккорда» и они всегда звучат отлично!

На многих гитаристов, среди которых Danny Gatton, Robben Ford и Stevie Ray Voghn, оказали влияние органисты, например, Jimmy Smith. В результате мы увидели интересные дабл-стопы и трели.

Попробуйте играть, как пальцами, так и медиатором, чтобы получить сбалансированную динамику.

Задолго до рокеров 70х быстрые и огненные пул-оффы популяризировали такие люди, как Scotty Moor (гитарист Элвиса), Eddie Cochran и Cliff Gallup, который играл в команде Gene Vincent. В общем, еще в 50х уже вовсю пользовались этим приемом.

Идея была была позаимствована у самого Les Paul, но в итоге лик стал рокабильным штампом (привет Brian Setzer). Его также стал использовать Jeff Beck (кстати, большой фаната Cliff Gallup и Les Paul).


Идеи органного пункта использовал не только Yngwie Malmsteen и другие, подверженные влияние классики, гитаристы.

Тут у нас распространенная блюзовая вариация, где тоника D используется, как педаль, против нисходящих голосов (A-Ab-G) или (5-b5-4).

Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.

Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.

Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.

Схема Ми-минорной пентатоники:

Схемы аккордов, используемых в примерах:

Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:

Бенды в духе Закка Уайлда

Тяни струну и пусть она ревет!

Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.

Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.

Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.

Начало в духе легенд

Тяни струну и дополняй ее гаммой

Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.

Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.

Ниже, еще ниже

Басовые ноты в качестве мелодии

Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.

Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.

В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.

Аккордовая основа

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента

Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.

Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.

Вверх-вниз

Сначала спуститься по гамме, затем подняться

Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.

Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.

Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.

Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.

Также разнообразить практически любое соло помогут , о которых многие почему-то забывают.

Перевод - Сергей Тынку

Будь честным и пойми кое-что грустное, но реальное как понедельник! В цифру 25 какой бы она не казалась тебе симпатичной (особенно если представлять такое количество кружек пива) невозможно вместить всю человеческую мудрость на счет умения толково играть на гитаре. И, разумеется, число замечательных гитаристов, слава богу, в эту цифру тоже не укладывается. На самом деле их человек 37 или 40. Каждому слову из уст их внемли подобно истинному откровению, и да спустится на голову твою неразумную свет благого знания. И не надо истерично надуваться в приступе мнимой самостоятельности точно прыщавый школьник в протесте против родителей. Глупо же забивать на советы гитаристов, каждый из которых дошел до своих истин по сложному пути из труда и ошибок. Помни, что только дураки учатся на своих ошибках!

1. Joe Satriani

Обновляйся!

Перемещение на неизведанную территорию – это ключевая составляющая успеха твоих занятий. В то время как играть одно и то же раз за разом будет только тебя дальше отодвигать от нужного результата. Каждую неделю разбавляй рутину своих занятий новыми принципами сочетаний аккордов, мелодий или пассажей в гаммах. Необязательно сразу же знать как правильно использовать весь этот материал, просто пусть твои пальцы окажутся в новых местах и музыкальность появится естественным путем.

2. Carlos Santana

Найди себя

Хороший способ поискать свою индивидуальность – это взять рекордер и пойти в темную комнату, где тебя не побеспокоят. И там просто поиграть под ритм-машину. А потом у тебя получится что-то типа разложенной колоды карт на столе, где ты сможешь увидеть, что этот рифф ты взял у этого парня, а тот рифф у другого, и лишь два-три риффа окажутся реально твоими. Вот на этих своих риффах тебе и надо концентрироваться чтобы развивать свое звучание.

3. Steve Lukather

Расслабься

Когда вы собираетесь увеличить скорость, то самая важная вещь, о которой стоит помнить – это необходимость расслабляться. Не напрягайте свои мышцы сильнее, чем им требуется. Занимайтесь по полчаса а потом делайте перерывы. Вы всегда можете продолжить через несколько минут. Это особенно важно когда ты пытаешься сыграть пассажи, требующие от твоих пальцев «скрюченных» движений. Я в детстве обычно сидел перед телевизором, в легкую гонял гаммы переменным штрихом, и это реально мне помогло, потому что я не особо концентрировался, оставаясь расслабленным, и таким образом сумел выстроить свою технику и выносливость. Никогда не играйте, если испытываете болезненные ощущения. Никогда. Тенденит – это не шутка.

4. Jerry Garcia

Динамика

Чтобы поработать над динамикой звукоизвлечения, воткнись в усилок для занятий и выкрути все ручки на своей гитаре на максимум. А потом играй арпеджио – поначалу очень тихо, а потом все громче и громче, просто за счет работы руки. Твоя цель состоит в том, чтобы менять динамику звукоизвлечения, но при этом не изменять положение своих рук. Много гитаристов, изменяя силу звукоизвлечения, меняют положение своих рук. В результате они доходят до того, что «едва касаются» группы пассажей, где играется быстрый материал, и не развивают никакой силы. А твоя цель добиться изменения звука от тихого до громкого и обратно.

5. Rusty Cooley

Подними гитару выше

Там где находится твоя гитара, когда ты сидишь и занимаешься, она должна находится когда ты стоишь. Я пришел к этому сложным путем. Много лет назад я отрабатывал свои соло сидя и все было отлично, а потом выходил играть стоя и все шло наперекосяк, потому что мои правая и левая рука оказывались не в тех же самых местах, когда я вставал. В наше время большинство гитаристов считает, что высоко подвешенная гитара выглядит некруто и это отстой. Zakk Wylde вешает свой леспол реально низко, но как только приходит время играть соло, он ставит ногу на монитор, чтобы поднять гитару повыше. А вот Tom Morello вешает свою гитару так высоко, что, как он говорит, иногда она бьет его по подбородку. Так ради убийственной гитарной игры, поднимите ее повыше!

6. Barney Kessel

Всегда готов

Не держи свою гитару в кейсе, пусть она будет всегда под рукой. Занимайся повсюду короткими фрагментами от 5 до 45 минут много раз на дню, и это лучше чем один длинный период. Часто бывает, что пяти минут достаточно, чтобы отработать какой-то технический момент или музыкальный пассаж. Основная идея занятий в том, чтобы твои рефлексы были как у стрелка, который в любую минуту может достать пушку и жахнуть.

7. Nels Cline

Ищи правду

Когда речь идет о личном творческом выражении эмоций, не слушай лишенных воображения скептиков. В определенный момент всегда появляется конфликт между правилами инструментального мастерства и потребностью следовать за своей собственной интуицией. Будь сильным! Все так называемые продвижения в искусстве (забудь о коммерции) случались только когда кто-нибудь начинал смело менять или игнорировать нормы. Те, кто уходит в сторону, должны быть честными по отношению к себе.

8. Dave Wronski

Баланс звукоснимателя

Чтобы сбалансировать свои датчики, воткни гитару во что-то имеющее измеритель уровня выходного сигнала, в четырех-канальный рекордер, например. Извлекай звук отдельно из каждой струны и подкручивай высоту магнитов до тех пор, пока все струны не будут звучать одинаково по шкале. Обычно, тебе приходится опускать магниты на стороне толстых струн. Если в результате твоя гитара стала в целом звучать тише, то просто подними громкость на усилителе, чтобы компенсировать потерю громкости. Польза от настройки баланса – чистота звучания струн относительно друг друга.

9. Jimmy Page

Расстановка микрофонов

Это очень старый принцип звукозаписи – расстояние дает глубину. Я делал этот бог знает сколько раз, записывая гитару и группу целиком. Люди обычно ставят микрофоны близко у усилителям, а я отодвигал и еще ставил один позади, а потом находил баланс между двумя. И если инструменты звучат правильно, то тебе не нужно использовать в студии эквалайзеры. Тебе нужно уметь получить правильный звук просто за счет умения расставить микрофоны.

10. James Hetfield

Руби вниз

Для тяжелого ритма нужно извлекать звук медиаторными ударами вниз. Это точно верняк. И звучит мощнее и более плотно.

11. Oz Noy

Переходи на стерео

Попробуй для большого звука использовать на сцене два усилителя и какие-то стерео эффекты. Пинг-понг дилей звучит грандиозно, когда ты стоишь между двумя усилителями с любым стерео хорусом, фленджером, фэйзером или как в моем случае симулятором Лэсли, что создает впечатление более широкого звучания. Перекатывание вашего сигнала со стороны на сторону – это крутой эффект. Я делаю это с помощью стерео педали громкости Ernie Ball. Мне нравится, чтобы усилители были практически идентичными, в то время как многие, включая Stevie Ray Vaughan предпочитают два усилка, которые звучали бы по разному, дополняя друг друга. В конце концов важно понимать, что если звук с двух ваших усилителей ходит слева направо по дому и не снимается микрофонами, то никто кроме вас этого стерео-эффекта не услышит.

12. Jeff Beck

Самоконтроль

Неправильно позволять себе что-то чрезмерное – будь то занятия по 50 часов в день или потребление слишком большого количества пищи. Я за баланс во всем и со всеми. Я пытаюсь этого придерживаться таким образом, чтобы быть в состоянии реализовать идеи, которые ко мне приходят, но вот слишком много заниматься – это нагоняет на меня тоску. Я могу играть на хорошей скорости, но тогда буду играть бессмысленно, поскольку не буду думать. Хорошая пауза дает мне возможность подумать больше. Это помогает мне сразу в двух вещах – быть творческим и играть быстро.

13. Al Di Meola

Переменный штрих

Хороший способ поработать над переменным штрихом – это выбрать три или четыре ноты и позаниматься с ними. Очень часто гитаристы, которые пытаются улучшить беглость правой руки, просто загоняют себя, пытаясь сыграть слишком много нот левой рукой. Я слышал много гитаристов, выдающих целые гаммы от шестой до первой струны, играя их реально неаккуратно. Начните с простых вещей – используйте немного нот и играйте медленно с четким попаданием в ритм – это уже задача сама по себе.

Погрузись в историю

Самые крутые музыканты осведомлены об истоках музыки. Этот опыт обеспечивает подлинность музыки, которую мы создаем. Эрик Клептон и Кит Ричардз могут научить вас блюзу, но хорошо бы выяснить все об оригинальных артистах, чьи мелодии они переигрывали, таких, например, как Роберт Джонсон. Это как старая поговорка: “Как ты можешь знать, куда ты идешь, если ты не понимаешь, откуда ты идешь?”

15. Deke Dickerson

Мизинец

Используй свой мизинец. Когда я только начинал играть, кантри-музыкант повзрослее сказал мне постоянно заниматься с упором на мизинец левой руки, даже при том, что это будет не особо удобно, пока он не станет твоей второй натурой. Это был лучший совет, какой мне когда-либо давали. Ты родился с пятью пальцами – не забывай использовать их все.

16. Stevie Ray Vaughan

Переходи на большой калибр

Используй толстые струны. Мне нравится набор с первой струной.013, но я дошел до набора.018-.074. Они сожрут твои руки, твои колки и твой усилок, но звучат круто.

17. Wes Montgomery

Терпи

Чтобы развивать те или иные аспекты своей техники вам понадобится время. Множество людей не осознает через какое количество кризисов им придется пройти. У меня голова опухала, когда я начал применять технику игры октавами, но потом спустя время, я был на коне. Все это приводит к тому что вы слышите небольшие улучшения в своей игре, что вас немного вдохновляет на то, чтобы двигаться дальше.

18. Eric Johnson

Будь на позитиве

Напоминай себе о том, что ты абсолютно свободен в том, что ощущать себя круто вместо скованно или испугано. Когда у тебя хорошее настроение, то ты в большей степени склонен к тому, чтобы рисковать на сцене, и даже если ты сделаешь несколько ошибок, они не будут играть какой-либо роли. Это как-будто ты инструмент, и музыка проходит сквозь тебя словно электричество. Как сказал Джон Колтрейн: главный аспект бытия музыкантов - это пытаться быть в как можно более тесном контакте и гармонии с самим собой. Когда у вас это происходит, то вы как будто возвращаетесь в центр, откуда все исходит. Ты автоматически становишься лучше как музыкант и более просвещенным как личность.

19. Dickey Betts

Глуши

Учись приглушать ноты чтобы контролировать обратную связь и шум при игре слайдом на большой громкости. Многие люди играют слайдом с медиатором и затем используют ребро ладони или что-то другое чтобы управлять звуком. Стиль который я почерпнул у Дуэйна Оллмана заключается в использовании большого и первых двух пальцев без медиатора. Если у тебя стекло или сталь в левой руке и пластиковый медиатор в правой, то ты полностью изолирован от инструмента. То, чему тебе надо научиться - это извлечь ноту, потом остановить ее звучание пальцами, прежде чем ты извлечешь следующую. Таким образом только одна нота должна звучать в тот или иной момент. Это работает в чем-то похоже на демпферную педаль на пианино.

20. Joe Pass

Нечетные восьмые

Заниматься на основе рисунков с восьмыми нотами в триолях - это очень полезно для улучшения чувства джазовой ритмики. Конечно, лучше всего джазовое чувство развивается при игре под пластинки или с группой. Ведь это то, что вам обязательно нужно чувствовать. Много рок-музыкантов ощущают восьмые исключительно четными парами, поэтому они не могут играть джаз. Они слишком зажаты.

21. Steve Vai

Независимость

Попробуй отделить себя от того, что делают твои пальцы и послушай, что выходит из усилителя.

22. Allan Holdsworth

Звучание легато

Играя легато, пытайтесь заставить все ноты звучать на соответствующей громкости. Чтобы достигнуть большего контроля, занимайтесь акцентируясь на нотах, которые не берете медиатором.

23. Pete Townshend

Акустические соло

Для того чтобы электро-гитарист сыграл хорошее соло на акустической гитаре тебе нужно развить фишки, которые бы компенсировали отсутствие сустейна, имеющегося при игре не электрогитаре. Можно попробовать накидать кучу каскадов с нотами, например. Попробуй поиграть арпеджио поверх открытых струн и пусть эти открытые струны поют пока ты извлекаешь звук пальцами. Это в чем-то сродни к кантри стилю игры, но это отлично работает в промежутках между частями с жестким аккордовым чесом и пальцевыми соляками.

24. David Gilmour

Мелодический дилей

Немного дилея может сгладить неприятные сырые частоты, которые выдает вам примочка фузза. У меня два дилея, у которых разные настройки. Иногда я включаю сразу одновременно оба, получая эффект определенного рода. Во время соло я обычно пытаюсь отстроить дилеи так, чтобы ритмически они совпадали с мелодией. Я обычно настраиваю их в триплет - все ноты переплетаются, и это на самом деле не имеет значения, но я считаю что дилей в триплете очень мелодичен.

25. Eric Clapton

Сдержанность

Не нужно пытаться успеть сыграть до окончания концерта все гитарные ходы, что ты знаешь, потому что это будет лажа. Ты просто дойдешь до того, что будешь заниматься самоповтором. Это очень юношеский подход к джемам - страдать подобной ерундой. Но когда ты становишься старше, у тебя появляется интерес делать что-то более основательное. Тебе нужно успокоиться и все просчитать, чтобы обрести уверенность в том, что оно достойно быть услышанным еще раз. Я стал более ориентированным на песню и чувствую, что джем, если у него нет конечно цели - это в значительной степени потерянное время.

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

| iim7 | V7 | Imaj7 | %

| Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7

| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I"ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Песня Исполнитель

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

Cheek to Cheek George Van Eps

Mean to Me Barney Kessel

Isn"t It Romantic Tal Farlow

Long Ago and Far Away Earl Klugh

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

Песня Исполнитель

How High the Moon Joe Pass

Tune Up Wes Montgomery

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

One Note Sambe Charlie Byrd

Solar Pat Metheny

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия - это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7

| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7

Песня Исполнитель

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

But Beautiful Lenny Breau

Ain"t Misbehavin" Django Reinhardt

Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

5. Прогрессия «Take the A Train»

| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Песня Исполнитель

Take the "A" Train George Benson

The Girl from Ipanema Charlie Byrd

Desafinado Charlie Byrd

Mood Indigo Kenny Burrell

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

6. Прогрессия от I к IV

| Imaj 7 | (iim 7 V 7) | IVmaj 7

| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7

Песня Исполнитель

Satin Doll Tal Farlow

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

Have You Met Miss Jones Kenny Burrell

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

7. Прогрессия от IV к iv

| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7

Песня Исполнитель

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

All of Me George Benson

All the Things You Are Pat Metheny

There Will Never Be Another You George Benson

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» - это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

9. Минорная прогрессия ii V I

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.