К истории усадьбы бабкиносергей голубчиков, кандидат географических наук, член союза журналистов. К истории усадьбы бабкиносергей голубчиков, кандидат географических наук, член союза журналистов Чеховское Бабкино: будет ли оно возрождено


Сегодня немыслимо представить художника без работы на натуре – великолепные русские пейзажисты Саврасов и Шишкин и не менее превосходные мастера французского Барбизона Руссо и Милле в середине XIX столетия открыли миру пленэрную живопись. Их последователь, подаривший миру более тысячи «пейзажей настроения», Исаак Левитан, руководствуясь советами учителей и французскими альбомами, пришел к собственному неповторимому стилю. Для пленэра необходима натура, в поисках которой мастера кисти забирались в неведомые дали, отыскивая их через знакомых, друзей или коллег. Часто это были усадьбы, с их буйной природой, чарующими садами, музыкой по вечерам, театральными постановками, рыбалкой и охотой. Усадьба давала возможность работать и отдыхать. Здесь завязывались дружеские и любовные отношения - это была маленькая жизнь.

Личность и размах художественного творчества Исаака Ильича Левитана представляют собой поистине уникальное явление XIX столетия. При этом для профессионалов и любителей искусства еще во многом неизвестным остается значение в жизни и творчестве художника усадеб, с которыми было связано более 10-ти лет его жизни, самые яркие впечатления юности и зрелой поры, о чем свидетельствуют дневники современников, статьи, письма. Усадьбы Бабкино Киселевых, Затишье, Мелихово Чеховых, Болдино, Островно Ушаковых, Горка Турчаниновых, Успенское С.Т. Морозова, Богородское Олениных, Дугино Н.В. Мещерина, Гарусово, Берново, Покровское становились для Левитана и его друзей приютом, импульсом для творчества, дарившим миру шедевры русской живописи.

Одной из самых светлых страниц усадебной жизни Левитана стало лето 1885 г., а затем 1886 г., проведенные в окрестностях Нового Иерусалима. Имение находилось в пяти верстах от Воскресенска (сейчас г. Истра). Иван Павлович Чехов, работавший в Воскресенске учителем, познакомился с Алексеем Сергеевичем Киселевым - владельцем усадьбы Бабкино - коллежским секретарем, племянником русского посла и друга А.С. Пушкина графа Николая Киселева. Чеховы стали часто бывать в семье Киселевых, а с 1885 года три лета подряд жили у них на даче в Бабкине, где «не говоря уже о действительно очаровательной природе, к услугам были и большой английский парк, и река, и леса, и луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор». Киселевы были культурны и образованы. Матери А. С. Киселева - E. H. Ушаковой Пушкин посвящал стихи. Жена Киселева - Мария Владимировна была дочерью бывшего директора московских императорских театров В. П. Бегичева. Она сотрудничала в ряде детских журналов, и Антон Павлович неоднократно помогал ей, давая критические замечания на ее рассказы. Живший летом в усадьбе В. П. Бегичев был близко знаком с А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, А. Г. Рубинштейном и А. Н. Островским. Его рассказы и воспоминания были очень интересны для молодого Чехова.



Семья Чеховых занимала отдельный флигель. Работая за столиком у большого окна, Антон Павлович любовался красотой бабкинского пейзажа. «Перед моими глазами расстилается необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес, Сафонтьево, кусочек Киселевского дома... Слушал я, как поет соловей, и ушам не верил». Бабкинские впечатления широко отразились в чеховских произведениях. «Во всех почти рассказах того времени, - вспоминает М. П. Чехов, - можно увидеть ту или иную картину Бабкина», то или иное лицо из жителей Бабкина и окрестных деревень. «Дочь Альбиона», «Налим», «Верочка» - лишь небольшая часть рассказов, написанных на основе бабкинских впечатлений. Впоследствии Чехов неоднократно бывал в Бабкине наездами. В 1897 году, тяжело больной, он писал из Ниццы М. В. Киселевой: «Здесь очень хорошо, но, тем не менее, все-таки я с удовольствием провел бы Рождество не здесь, а в Бабкине, которое мне так мило и дорого по воспоминаниям».

С Антоном Павловичем Левитана связывала нежная дружба, и естественно, что Чеховы были очень обрадованы, узнав, что Левитан живет по соседству с ними. Однако не обошлось без волнений: однажды Антону сообщили о том, что у художника вновь начались часто мучившие его приступы. Несмотря на ночь и проливной дождь братья Чеховы с фонарями отправились в Максимовку. Долго сидели у постели больного художника, шутили, острили, и Левитан, поддавшись общему настроению, успокоился. Вскоре после этого он поселился вместе с Чеховыми в Бабкине, в отдельном маленьком флигельке.


Бабкино. "Вид с висячего балкона". С рисунка М. Я. Чехова


И. И. Левитан. "К вечеру. Река Истра"

Нередко А. П. Чехов и И. И. Левитан ходили на охоту в Дарагановский лес, расположенный около Максимовки. На опушке леса, вспоминает М. П. Чехов, «стояла одинокая Полевщинская церковь (сейчас памятник архитектуры XVII века), всегда обращавшая на себя внимание писателя. В ней служили всего только один раз в год, на Казанскую, и по ночам до Бабкина долетали удары колокола, когда сторож звонил часы. Эта церковь с ее домиком для сторожа у почтовой дороги, кажется, дала брату Антону мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело».

Несомненно, Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта юных Левитана и Чехова. Молодежь, поселившаяся в имении, наполняла все вокруг кипучей энергией. Вставали в Бабкино рано, с семи утра юный писатель и художник уже работали, потом гуляли по парку, играли в крокет. Из развлечений предпочитали рыбалку, Мария Владимировна простаивала часами с удочкой на берегу и вела литературные беседы с гостями усадьбы. Левитан цитировал множество стихов о природе Тютчева, Фета, Некрасова и Пушкина. Здесь царили шутки, юмор и всяческие забавы. Над флигелем Левитана однажды появился стишок:

А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей кринку молока.
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

В истории Бабкино есть еще одна любопытная страница, связанная с сестрой А.П. Чехова - Марией. В 1885 году, когда началась бабкинская дачная «эпопея» семьи Чеховых, Марии Чеховой было 22 года. Она заканчивала историко-филологический факультет Московских высших женских курсов профессора В.И. Герье и была на пороге самостоятельной жизни. Лето 1885 года стало для Маши своеобразным рубежом. Бабкинское общество (помимо дворян Киселевых - владельцев усадьбы, его составляли весьма образованные, художественно одаренные гости усадьбы) оказалось ее первым опытом светского общения. Она впервые ощутила себя взрослой и привлекательной барышней. «Редко в нашей дальнейшей жизни было столько искреннего веселья, юмора, сколько было их в Бабкине», - вспоминала Мария Павловна Чехова. Главными зачинщиками веселых бабкинских «мероприятий» была семья Чеховых. И неудивительно - Чеховы были неистощимыми выдумщиками шуточных импровизаций, розыгрышей, представлений. Непременной участницей их была и обаятельная Мария. Более того, в Бабкине она была всеобщей любимицей. К тому времени Левитан стал своим человеком в семье Чеховых.


Мария Павловна Чехова вспоминала: «Левитан стал постоянно бывать у нас и сделался для нашей семьи близким человеком … Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей, когда мы поселились в красивом имении Бабкино под Новым Иерусалимом … Я не помню, в каком году я познакомилась с Исааком Ильичом Левитаном, но приблизительно это было в начале 80-х годов, когда Антон Павлович уже переехал в Москву. Левитан учился вместе с братом Николаем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одно время они и жили вместе в номерах на Садовой, где обычно ютилась бедная учащаяся молодежь. Как-то я зашла к брату. Сижу, разговариваю, - входит его товарищ. Коля познакомил нас. «А сестга Чехова уже багышня!» - как бы удивленно сказал товарищ брата, здороваясь со мной. Это и был И. И. Левитан. Он сильно картавил, не произносил звука «р», а вместо «ш» у него получалось «ф», меня, например, он всегда называл Мафа».

Итак, Левитан в Бабкино. Счастливое это время было для Левитана как художника! По словам Антона Чехова, Левитан «чуть не сошел с ума от восторга, от богатства материала» - богатства чудесной природы Бабкино и его окрестностей. Ему вторит брат Михаил: «Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца русского пейзажа И.И. Левитана». Будучи очень эмоциональным, крайне импульсивным человеком, Левитан временами впадал прямо-таки в жесточайшую меланхолию, с другой стороны, эта же предельная, обостренная до болезненности впечатлительность помогала Левитану творить. А в Бабкино - с его радушными, добросердечными Киселевыми, с близкой по духу семьей Чеховых («милая Чехия» - как говорил Левитан) - ему было так хорошо, как редко где бывало. Это было желанное и, увы, совсем не часто посещавшее художника состояние душевного равновесия.


После ужина в главном усадебном доме Киселевых зажигались все лампы. Собирались гости, в том числе московские - певцы, музыканты, актеры. М.П. Чехова, вспоминала: «Представьте себе теплый летний вечер, красивую усадьбу, стоящую на высоком крутом берегу, внизу реку, за рекой громадный лес, ночную тишину... Из дома через раскрытые окна и двери льются звуки бетховенских сонат, шопеновских ноктюрнов... Киселевы, мы всей семьей, Левитан сидим и слушаем великолепную игру на рояле Елизаветы Алексеевны Ефремовой - гувернантки детей Киселевых... Иногда пел гостивший у Киселевых бывший премьер московского Большого театра тенор М. П. Владиславлев. Пела и сама Мария Владимировна Киселева».

Кстати, и сам Левитан отличался музыкальностью. Рассказывали, что Исаак Левитан неплохо пел романсы, подыгрывая себе на гитаре. Именно в Бабкино с Левитаном случилось нечто им непредвиденное: он влюбился. И удивительным было то, что влюбился он не в очередную гостью - молодую московскую актрису, не в «новенькую», а в такую знакомую ему Мафу - Машу Чехову.

Вскоре все стены флигеля Левитана не вмещали всего того, что было написано. Об этом лете, о дружбе, о молодости напоминает картина «Река Истра» (1885-1886, ГТГ), подаренная Чехову. Об этой картине М.П. Чехова вспоминала: «Картина эта написана в 1885 г. и представляет собою вид на реку Истру со стороны усадьбы Бабкино, в которой в то время жили Чеховы и Левитан. Усадьба эта находилась на высоком берегу, несколько отстоявшем от самой реки. Большой дом, в котором жили владельцы Бабкина Киселевы, был построен у самого обрыва этого берега от него открывался широкий вид на окрестности. На этой картине, на горизонте, чуть обозначена деревня Сафонтьево, а справа - тянущийся к горизонту Дарагановский лес». «Бабкинский период» Левитан посвящает пленэрной живописи. В еще одной знаменитой работе видно, насколько тонко молодой художник чувствует обаяние и поэтичность природы: в 1885 г. в Бабкино Левитан начал писать «Березовую рощу», дописанную позже в Плесе в 1889 г. Мария Чехова вспоминала: «Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал… Стены его «курятника» быстро покрывались рядами превосходных этюдов». В Бабкино и окрестностях Левитан написал около 20 картин и этюдов, Федоров-Давыдов с грустью заметил: «… конечно не все «бабкинские» этюды дошли до нас. Их сохранилось сравнительно немного». Парадокс бабкинского периода в жизни Левитана заключен в том, что из воспоминаний и писем современников мы очень подробно о нем знаем, но самих живописных работ Левитана сохранилась лишь малая часть: «К вечеру. Река Истра» (Башкирский худ. Музей), «Река Истра», «Усадьба Бабкино» (ялтинский музей А.П. Чехова), «Бабкино» (музей А. Чехова в Таганроге), «Осенний лес» (Музей-усадьба В. Д. Поленова), «Половодье» (Гос. Худ. Музей Белоруссии), «Река Истра», «Портрет Антона Павловича Чехова» (ГТГ) и работы из частных собраний.

Современное состояние Бабкино плачевно, и о замечательной его истории теперь можно говорить лишь в прошедшем времени: в 1929 году сгорел главный усадебный дом, уцелевшие в годы Великой Отечественной войны флигели и часть надворных служб усадьбы оказались в запустении и в середине 50-х годов были разобраны на стройматериалы, а единственно сохранившееся от усадьбы - парк обезображен карьером и превращен в место свалки. Но краеведы верят, что возрождение усадьбы еще возможно, т.к. сохранились план строений усадьбы, фотографии, иконографический материал и макет усадьбы Бабкино. Хочется надеяться, что меры, принятые для сохранения этого уникального историко-архитектурного и мемориального памятника позволят вдохнуть новую жизнь в этот уголок Подмосковья, отмеченный именами Левитана и Чехова.

Трудно переоценить значение Бабкино в творческой судьбе художника, в пространстве усадьбы он работал и отдыхал, пребывал в художественных поисках, наслаждался обществом хозяев и гостей, здесь были созданы благоприятные условия для рождения новых шедевров живописи. После мрачных меблированных комнат Москвы для Левитана усадьба с ее невероятными пейзажами должно быть казалась раем. Не случайно в одном из писем Левитан признался: «Я не дождусь минуты увидеть поэтичное Бабкино: о нем все мои мечты».

Источники и литература .

1. А.А. Федоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. - М., 1966.
2. Н.И. Сергиевская. Левитан. – М., 2010.
3. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. - М., 1956.
4. В.А. Петров. Исаак Ильич Левитан. - СПб., 1993.
5. С. Пророкова. Левитан. - М., 1960.
6. Е. Кончин. Загадочный Левитан. - М., 2010.
7. Российская газета от 14.08. 2009. «Усадебный комплекс Бабкино взят под защиту» И. Огилько.
8. С. Голубчиков. К истории усадьбы Бабкино. http://ns.istra.ru/opus4.html.

Маленькая цена за большой готовый

Новый теплый дом: дуплекс-термо для постоянного проживания, жилая площадь 200м2 плюсом к этому: крыльцо 8м2, большая веранда 22м2, два больших балкона 8 и 22м2, лестница, помещение под сауну (спортзал) и топочную на участке 3 сотки в котеджном поселке Рождественский парк рядом с д.Клушино в 19км по Ленинградскому ш. Общая площадь с летними 275м2. В стороне от авиатрасс. Поселок окружен лесом. До леса 50 метров. Экология отличная, нет производств. Тишина. Нет смога и шума. Подъезд круглогодичный асфальт до крыльца. Четыре км через лес озера Круглое, Нерское и Долгое с пляжем. В 7 минутах на авто "Метро", в 10мин Лента, Ашан, Леруа Мерлен и Зеленопарк. 15-20 минут до Москвы, 10 минут до Зеленограда, Сходни и Лобни. В 3км школа, дет. сад и т.д. 4 шоссе: М10, М11, Дмитровское и Рогачевское. Есть готовый полностью "под ключ" с отделкой и отоплением, гор и хол вода, розетки. люстры, бра, чугунная ванная, душевая кабина с гидромассажем ног и спины, сиденьем, вентиляция и т.д 5.5 млн. Полностью меблированный - кухня и лестница из натуральной лиственницы, элитные матрасыи т.д 5.75 млн. Полных два этажа 2.8м плюс ЖИЛОЙ мансардный этаж. Современная удобная планировка с крыльцом, верандой, эркером, двумя балконами. Первый этаж: холл 16м2, кабинет (спальня) 12.5м2, кухня 14м2 с эркером, гостинная-столовая 26м2. Три спальни и холл с эркером на 2 этаже. Санузлы 8, 9 и 10 м2 на каждом этаже. На мансарде: сауна, 2 спальни и кабинет. Качественные окна REHAU, фурнитура ROTTO с энергосбер. поворотно-откидными стекло-пакетами. Дом построен, коммуникации заведены, частично сделан ремонт. Месяц на все РАБОТЫ ПО ОТДЕЛКЕ, ЭЛЕКТРИКЕ, САНТЕХНИКЕ, ВЕНТ И ОТОПЛЕНИЮ И ГОТОВО! Мягкая кровля. Дом очень теплый. Недорогое отопление. Принудительная мощная вентиляция: . Итак: дом 225м2+ крыльцо+веранда+2 больших балкона+3 сотки+Электричество 3 фазы 20Квт+гор. и хол. вода+канализация+ ровные стены+охрана+ оптика 100МБит+2х контурный большой биосептик 8 КУБОВ + металлический кованый забор + стоянка на 3 авто + сосны + вид на лес + асфальт до крыльца. Цена 12700\м2! Коммунальные платежи 0р! Охрана. Строил для себя. Все с запасом. Качественные материалы. На все есть документы. Компактная застройка квартала: со всех сторон жилые дома. Гарантия. Поселок застроен и заселен домами для постоянного проживания. Летом будет газ. Вокруг грибные леса, лесные озера. Озеро Долгое самое чистое в МО. Есть пляжи и зоны отдыха. Пруд 300м. Кругом пансионаты, дома отдыха. санатории. Роскошные заповедные места в 20минутах от Москвы. Дом очень теплый, при этом свежий воздух в каждом помещении: 4 проф. мощных канальных тихих вентилятора. Дороги чистые зимой и летом. В деревне есть фермеры, магазин, свежие продукты. хвойный свежий воздух. Самый высокий участок в центре поселка. На крыше софиты, вент-выводы и металлическая финская система водоотвода. Подъездная дорога через хвойный лес. Рядом пруд и река. Организована система видеонаблюдения. Два дуплекса вместе продаю за 8 млн.

/ Наш край - усадьба Бабкино

Первые упоминания о Бабкине относятся к самому началу XVI века. В Межевом акте 1504 г., устанавливавшем границы Горетова, Сурожского и Мушкового станов, перечисляются пограничные селения разных владельцев. Там сказано: "Земля мушковская сельца Прокофьевского Василия Нефиманова да его ж деревни Орешник и Бабкино" (Леонид. Историческое описание... Новый Иерусалим, 1876). Далее в том же документе упомянута и деревня Михайловка, принадлежавшая селу Бужарову. Фамилия владельца сельца Прокофьевского Василия Нефиманова впоследствии заменила его прежнее название, и "Прокофьевское" превратилось в "Ефиманово". Все эти селения относились тогда к Мушкову стану Дмитровского уезда. В Смутное время многие из них запустели. В Межевых книгах Андрея Загряжского и Гаврилы Владимирова, относящимся к 1628-1630 годам, в месте, где описывается межа села Бужарово, сказано: "через дорогу, что ездят на пустошь Бабкино Богоявленского монастыря вотчины.... направе земля Осипова монастыря (т.е. Йосифо - Волоколамского монастыря - С.Г.) пустошь Большая Михайловская а по левую земли Богоявленского монастыря пустошь Бабкино"..., "... пустошь Михайловская... а налеве земля Богоявленского монастыря пустошь Ефиманова" (РГАДА, ф. 1209, оп.1, кн. 631, л. 574 об.). Таким образом, все бывшие в начале XVI века селения через столетие превратились в пустоши и были отданы монастырям. Впрочем, запустение после Смуты и польско - литовской интервенции 1606-1620 г.г. коснулось всего Западного Подмосковья, населенность которого упала почти на в 10 раз. Цветущий край всего за каких-нибудь два десятилетия превратился в сущности в мертвую пустыню, кладбище. Известно, что польские интервенты были и на территории современного Истринского района - они сожгли тогда деревню Телепнево, Лучинское. Наверняка, в поисках добычи они не обошли и Бабкино.

Медленно поднималась из пепла русская земля. Лишь во второй половине XVII века начинается повторное заселение этих пустошей, и у возрожденных селений появляются новые владельцы, которые довольно часто менялись. Заселялась опустевшая земля и выходцами из-за государственного рубежа, прежде всего литовского (пленными, вольными), мелкой шляхтой, крестьянами. По-видимому именно в это время появились на истринской земле "белорусы и литвины", которые переходили на службу к России, испытав на себе все "прелести" польско-литовского владычества. Так, Ю. В. Готье (Замосковный край в 17 веке. М., 1937) отмечает, основываясь на Писцовых книгах, что в Горетовом стане, в вотчине А. Полева можно было в 1624-25 гг. встретить бобыля Юшку Савостьянова "можарские земли полоняника" (стр. 163).

В начале XVIII века Бабкино значится уже как "сельцо", т. е. местом, где находился двор вотчинника. Неоднократные перемены границ уездов приводили к тому, что соседние селения оказывались одновременно в трех разных уездах: например, Бабкино относилось к Московскому, Михайловка - к Дмитровскому, а Ефиманово - к Рузскому уездам.

В 1724 г. Бабкино находилось во владении мичмана морского флота А. А. Возницына, а после смерти его вдова в 1743 г. продала это сельцо и две деревни сестре Возницына Матрене, мужем которой был контр-адмирал Иван Акимович Синявин (Историческое описание... М., 1996), Межевой план сельца Бабкина и деревни Ефиманова был составлен в 1769 г. В экспликации к нему сказано, что они находятся во владении "морского флота капитана командора Ивана Иванова сына Синявина и вдовы и дочери Полуниных... а внутри того владения состоит пашенной земли 185 десятин, лесу дровяного 234 десятины 1954 кв. саж., сенного покосу 19 дес. 611 кв. саж., под селением, гуменниками и конопляниками 9 дес. 1265 кв. саж. ...в сельце Бабкине и деревне Ефимановой мужска полу 78 душ" (РГАДА, ф. 1354, оп. 867, Б-1 "с". План сельца Бабкина).

На деревню Михайловку, также принадлежавшую Синявину, был составлен отдельный межевой план (там же, оп. 867, М-39. План д. Михайловки). Из более ранних документов известно, что там еще в 1743 г. находился "двор помещика", т.е. эта деревня была сельцом.

В "Экономических примечаниях к планам дач Генерального межевания" 1780-х гг. сказано, что в Бабкине находится "дом господский деревянный, при нем сад с плодовитыми деревьями" (РГАДА, ф.1355, оп.1, д. 755). В то же время эта местность входила в состав очень недолго просуществовавшего (1781-1794 гг.) Воскресенского уезда, но уже вскоре отошла к Рузскому. По составленному в конце XVIII века описанию Московской губернии, сельцо Бабкино с двумя деревнями "состоит за капитан - поручецей дочерью Рукиной и за девицею Надеждою Полуниной" (РГВИА, ВУА N 18861, ч. VI, N 775).

В 1815 г. после смерти Аграфены Полуниной, по решению Звенигородского уездного суда была составлена опись принадлежавшего ей сельца Бабкина, которая рисует картину полностью разрушенного хозяйства. Это хозяйство за долги передавалось поручику Н. С. Сукманову (отметим, что французское нашествие 1812 г. этих мест не коснулось, отряд маршала Богарнэ прошел южнее Воскресенска на Звенигород). По описи 1815 г. в сельце Бабкино был господский дом деревянный ветхий, крыт тесом; скотных изб деревянных ветхих, крытых соломою - 2, при этих избах двор плетневый крыт соломою, господского скота и птицы не имеется. Господских экипажей: карет -1. Господская посуда: кастрюль больших-3, самовар - 1. Земли там числилось пашенной 185 лес., лесу дровяного 234 дес., сенного покосу 19 дес., в целом все имение оценивалось в 6 171 руб.

В конце 30-х гг. XIX века сельцо Бабкино принадлежало госпоже Пушкиной. Владельцы имения вели образцовое сельское хозяйство, и в числе лучших по Звенигородскому уезду было отмечено в 1841 г. в "Московских губернских ведомостях" (N 48, стр. 737). Жители сельца, кроме сельского хозяйства, занимались также выделкой овчинных тулупов (Сборник материалов по изучению Москвы и Московской губернии, Под ред. Н. Бочарова, М., 1864). Вскоре имение было продано А.И. Рукиной за 5 800 руб. (ЦГИА г. Москвы, ф. 98, оп.1, д.107); в семействе Рукиных оно находилось примерно до конца 60-х годов XIX века. В "Указателе селений и жителей Московской губернии" К. Нистрема (М., 1852) отмечено, что "сельцо Бабкино" принадлежит Рукину Владимиру Алексеевичу, коллежскому советнику. В имении "дворовых 10 душ мужского полу, 7 женского, живут на господской усадьбе". В "Извлечении из описаний помещичьих имений" по данным ревизионных комиссий на 1860 г. мы находим, что в имении Рукиина в с. Бабкино в это время проживало 29 дворовых при имении и 150 крепостных крестьян (всего в селе было 36 домов), пахотной земли всего было 180 десятин (на одну душу - 1,2 дес.) (см. Воскресенский уезд Московской губернии, Воскресенск, 1924).

В 1874 г. Бабкино покупает коллежский секретарь Алексей Сергеевич Киселев за 19 тыс. рублей "у какого-то немца" - так сказано в воспоминаниях сестры жены С. В. Киселева, писательницы Н. В. Голубевой (Н. В. Голубева. Воспоминания о Чехове. "Литературное наследие" N 68. М., 1960). Возросшая стоимость усадьбы объяснялась тем, что Киселев приобрел ее с почти построенным домом, с несколькими флигелями и хозяйственными постройками. Достройка дома продолжалась еще почти 12 лет, но зато, по словам той же Голубевой, "Киселевы получили дачу как игрушечку".

А. С. Киселев был главой небогатого семейства и занимал должность земского начальника. Несмотря на свои скромные доходы, А. С. Киселев был попечителем церковно - приходской школы в селе Никулино Он приходился племянником известного при Николае 1 дипломата Киселева, а его жена Мария Владимировна была дочерью драматурга В. П. Бегичева, бывшего в то время директором Императорских театров в Москве и внучкой известного просветителя и масона Н. И. Новикова. Сама она также занималась литературным творчеством - в основном это были детские рассказы.

Приобретенную и обустроенную ими усадьбу Киселевы превратили в место, которое охотно посещали многие деятели искусства и литературы, и все они с большим уважением отзывались о владельцах Бабкина, и оставили о них немало лестных воспоминаний. Именно у Киселевых-Бегичевых останавливался в 1885-87 гг. А. П. Чехов и И. И. Левитан.

На акварелях приезжавшего в Бабкино брата писателя Михаила Чехова запечатлены главный усадебный дом, пристроенная к нему кухня, флигель, в котором жили Чеховы, и вид из-за реки (альбом хранится в Государственном Литературном музее. Рукописные фонды. ОФ-4651).

Одноэтажный барский дом с просторной террасой и мезонином своим главным фасадов был обращен к Истре. Он стоял у крутого обрыва, огороженного балюстрадой, откуда вела крутая лестница к купальне. Около дома были разбиты газоны, цветники, проложены дорожки и аллеи. Усадьба была, скорее всего, построена в 60 -е или 70-е годы, хотя посетивший Бабкино в 1915 г. литературовед Ю. Соболев (Ю. Соболев. Антон Чехов. М., 1916) считал, что дом построен раньше, в 40-е годы XIX века. Соболев отмечал, что дом "поразительно красив, стоит крепко и следов времени на нем незаметно".

В усадебный комплекс, кроме флигеля, в котором жили Чеховы, входили также оранжерея и многочисленные хозяйственные постройки: сараи, погреба, ледники и пр. Усадьба, как хозяйственное заведение, не приносила хозяевам большого дохода, и Киселевы, люди и так довольно среднего достатка, ко второй половине 90-х гг. стояли на грани разорения. Достаточно сказать, что это время в деревне Бабкино жило всего 4 человека (А. П. Шрамченко, Справочная книга Московской губернии, М., 1890). Киселевы вынуждены были продать имение за долги (по-видимому, оно уже было заложено). Купил его отставной гусар - полковник Котляревский, но и сам он вскоре продал Бабкино (ЦГИА г. Москвы, ф.54, оп. 165, д. 259).

Новым владельцем усадьбы стал купец Колесников, который решил полностью сменить профиль усадьбы. Сначала - во флигеле - была устроена мастерская белья, но вскоре новый хозяин задумал открыть еще и художественно-ремесленную школу для крестьянских девочек (там же). Для нее он решил приспособить еще один из флигелей, проект капитальной перестройки которого был разработан и подан на рассмотрение строительного отделения Московского Губернского правления. К чертежам перестройки флигеля прилагался общий план местности с показанием всех построек усадьбы. Из этого чертежа видно, что в Бабкине существовал целый хозяйственный комплекс в форме почти замкнутого четырехугольника, в который входили конюшни, коровник, сараи, Он находился в южной части усадьбы, и к нему подводила дорога. К востоку от строений на плане показан парк, занимавший несколько десятин (ЦГИВ г. Москвы, ф.54, оп. 166, д.419).

Художественно-ремесленная бесплатная школа была открыта в Бабкине в 1912 г; был составлен Устав ее деятельности, в котором записано, что там будут давать познания по разным видам вышивально - белошвейного мастерства. В воспоминаниях Ю. Соболева указано, что школа размещалась и в половине усадебного дома. Только две комнаты еще сохраняли в то время прежнюю, барскую обстановку.

После революции Бабкино было передано в Воскресенское райуправление советскими хозяйствами. В 1920 г. в Акте о его приеме перечислены сохранившиеся усадебные постройки, причем некоторые из них названы по их последнему использованию: барский дом с мезонином, канцелярия, квартира заведующего, корпус 2-х этажный полуразрушенный, сторожка с оранжереей, скотный двор каменный с конюшней, свинарником, каретные сараи, мельницы, кузница, 2 ледника, навесы, амбары. В ведомостях о постройках указано, что в главном доме находилось 12 комнат в нижнем этаже и 3 комнаты в мезонине (ЦГАМО, ф. 4997, оп. 1, д. 599). Кроме того, имеется опись обстановки по комнатам.

Усадебный дом сгорел в 1929 г. (Радченко, Евтюхов "По Истринскому краю", 1934). К настоящему времени сохранились лишь остатки усадебного парка, который входит в число памятников истории и культуры Истринского района, составленном Комитетом по культуре Администрации Московской области.

С Бабкино связно и еще одно имя - извсестного ученого, географа, карстоведа, антропогеографа А. А. Крубера (1878-1940 гг.). Он родился в Воскресенске и в раннем детстве родители вывозили его на лето в Бабкино (см. "Истринские вести" от 20 января 1994 г., статья С. Голубчикова "Географ из Воскресенска").

О ВЛАДЕЛЬЦАХ ДЕРЕВНИ.

1705г . д.Бабкино была записана за Иваном Артемьевым, сыном Возницыным . В 1743 г. Его вдова продала сельцо сестре Возницына Матрене, мужем которой был контр-адмирал Иван Акимович Синявин.

В 1880 г. Имением владел дворянин Алексей Сергеевич Киселёв . Киселёвы были людьми больших культурных интересов. Матери А.С. Киселёва Пушкин А.С.посвящал стихи. Жена Киселёва – Мария Владимировна была дочерью бывшего директора московских императорских театров В.П.Бегичева . Она сотрудничала в ряде детских журналов и А.П. не раз помогал ей. Впоследствии, она переписывалась с ним, обсуждая его некоторые рассказы и творческие планы. У Киселевых была хорошая библиотека, выписывались все толстые журналы и газеты. В Бабкине часто гостили певцы, писатели, общественные деятели. В Бабкине бывал и Петр Ильич Чайковский. Живший летом на даче её отец был знаком со многими знаменитостями и Чехов любил слушать его воспоминания. Такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Володя» Чехов написал на основе услышанного от Бегичева. Некоторые обстоятельства из жизни Киселёвых в старом «дворянском гнезде» Чехов использовал в своём рассказе «У знакомых», а позднее и пьесе «Вишневый сад».Чехов подружился с детьми Киселёвых: 1888-1889 годах Сережа жил в Москве у Чеховых зимой - "я взял к себе в жильцы молодость в образе гимназиста первоклассника, ходящего на голове, получающего единицы и прыгающего всем на спины» (А. П. Чехов. Письмо к И. Л. Леонтьеву-Щеглову, 14 сентября г. Полное собрание сочинений, т. 14, стр. 167 ) (фото Серёжи не нашла- zlv14 ). Чеховы и их гости восхищались детской непосредственностью Сережи, его чудесной искренностью, неисчерпаемой жизнерадостностью. Саше посвящены стихи. «Милого Бабкина яркая звездочка» - так в своем альбомном стихотворении назвал Антон Павлович эту живую и остроумную девочку. Чехов дружил с Сашей, которую шутливо прозвал Василисой, писал ей в альбом стихи, сочинил для нее и Сережи рассказ «Сапоги всмятку», подписав его смешным псевдонимом «Архип Индейкин». Эту пародию на нравоучительные детские рассказы Антон Павлович проиллюстрировал картинками, вырезанными из юмористических журналов.

В Истре и её окрестностях долгое время жил и работал в местной больнице А. П. Чехов, его брат Иван Павлович был учителем местной приходской школы .

С Киселёвыми Чеховы познакомились еще в 1883 году. Все началось с Ивана Павловича Чехова. Михаил Павлович Чехов в своих воспоминаниях так описывает знакомство с Киселевыми: « Верстах в двадцати от Воскресенска, в котором учительствовал мой брат Иван Павлович, находилась Павловская слобода, в которой стояла артиллерийская бригада. К этой бригаде принадлежала и та батарея с полковником Маевским во главе, которая квартировала в Воскресенске. По какому-то случаю в Павловской слободе был бригадный бал, на котором, конечно, должны были присутствовать и офицеры из Воскресенской батареи. Поехал туда с ними и мой брат Иван Павлович. Каково же было его удивление, когда по окончании бала привезшие его туда воскресенские офицеры решили заночевать в Павловской слободе, а ему с утра уже нужно было открывать свое училище в Воскресенске; к тому же была зима, и отправиться домой пешком было невозможно. На его счастье из офицерского собрания вышел один из приглашенных гостей, который уезжал в Воскресенск и которого тут же дожидалась тройка лошадей. Увидев беспомощного Ивана Павловича, человек этот предложил ему место в своих санях и благополучно доставил его в Воскресенск. Это был А.С. Киселев, живший в Бабкине, в пяти верстах от Воскресенска … Таким образом, познакомившись за дорогу с моим братом Иваном Павловичем, А.С. Киселев пригласил его к себе в репетиторы, - так зародилась связь чеховской семьи с Бабкином и его обитателями». Немного позднее сестра Маша, познакомившись через Ивана Павловича с владельцами усадьбы Бабкино, особенно сдружилась с Марией Владимировной Киселевой – женой Александра Сергеевича и потому подолгу гостила в Бабкино. И вот весной 1885 года окончательно было решено: лето Чеховых будет в Бабкино – в имении Киселевых.

Антон Павлович говорил И.Левитану:" Я рассчитываю, что мы весело поживем в Бабкине. Хозяева его -- Алексей Сергеевич и Мария Владимировна Киселевы -- превосходные люди, любят литературу, искусство, а главное, не чопорные, настоящие русские хлебосолы. Брат Иван Павлович репетирует киселевских ребятишек -- Сашу и Сережу. Через него с Киселевыми познакомилась вся наша семья. Какая прелесть Мария Владимировна Киселева! Она хорошо поет, пишет в журналах, страстный, заядлый рыбак. Послушать ее рассказы о Даргомыжском, Чайковском, Росси-Сальвини - объедение. Рассказчица не скользила поверху, умея передавать о людях и страстях глубоко, остро, со вкусом. Умно, тонко, хорошо, образно, тепло. Близко со всеми знакома. Ну, недаром она внучка знаменитого Новикова и дочь известного директора императорских театров в Москве Бегичева. Еще год назад тень Болеслава Маркевича бродила по парку в Бабкине. Он там обретался и писал роман "Бездну". Да что Маркевич! Мария Владимировна всех персонажей Бабкина интереснее. В нее был влюблен Чайковский. Она бы за него охотно пошла замуж, да он прозевал на ней жениться. Киселев веселый, светский муж. Земский начальник в Воскресенском районе. Племянник русского посла в Париже графа Киселева.

Русский писатель - эмигрант Б. К. Зайцев в повести "Чехов" отметил, что прообразом Гаева в "Вишневом саде" был А. С. Киселев - "человек культурный и просвещенный, либеральный барин 80-х гг., довольно легкомысленный и привлекательный. Всегда в долгах: Бабкино закладывалось и перезакладывалось. Надо было доставать деньги, платить проценты". В 1890-1898 гг . имение предполагалось к продаже с торгов за неуплату взносов банку. Позже Киселев (подобно Гаеву) в трудную минуту получил "место в банке" в Калуге. В марте 1889 года Сережа Киселев оставил дом на Садовой-Кудринской, так как его родители переселились в Москву.

Летом 1903 г., за год до смерти, Чехов вновь приезжает на 2 дня в Истру, пытаясь купить дачу в этих полюбившихся ему местах. Последним владельцем Бабкина был А.Колесников . Он устроил в усадьбе ремесленную школу для крестьянских девочек, где бесплатно обучали кройке и шитью. Вся семья увлеклась этим проектом - развивали, вкладывали деньги. Известный литературовед Ю. Соболев, посетивший Бабкино в 1917 году: «Дом поразительно красив….Вид из окон второго этажа составил одну из лучших картин Левитана. …. Около дома - над обрывом - площадка. Здесь особенно любил сидеть А.П.Чехов." В 1926 г . тут находилась 32-я лесная школа . Дом сгорел в 1929 г .

На месте имения был поставлен памятник А.П.Чехову, который до настоящего времени не сохранился. Долгое время ничего не было, постамент разрушился, само место стало зарастать травой и деревьями.

15 октября 2008г ., в преддверии 150 -летия со дня рождения А.П. Чехова п оставлен другой, новый памятник, на котором изображены друзья А.Чехов и И.Левитан вместе. Предложение по установке памятнику внес академик Владимир Яцук . Великолепная пластическая композиция из искусственного белого камня установлена теперь рядом с памятным камнем, на котором можно прочитать: «В 1885–1887 гг. в д. Бабкино жили А.П. Чехов и И.И. Левитан». Она обозначает вход в когда-то существовавший здесь парк. Автор композиции, народный художник России Сергей Казанцев , изобразил Чехова и Левитана в один из самых счастливых моментов их молодости. И писатель, и художник в то время были воодушевлены красотой окрестных пейзажей и Бабкинского парка.

Использованные материалы:

1. Истринская земля. Серия "Энциклопедия сел и деревень Подмосковья". М., 2004.

2. http://www.istra.ru/opus3.html

3. http://www.istranet.ru Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие».

4. http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st011.shtml

5. А.П.Чехов. Документы. Фотографии. М.Советская Россия, 1984.

Наш постоянный внештатный автор чеховед и краевед Виктор Мосалёв продолжает знакомить аудиторию газеты с разными аспектами жизни главного драматурга России. Деревня Бабкино, бывшее сельцо, находится в пяти километрах севернее Воскресенска (ныне Истра), точнее, Ново – Иерусалимского монастыря, на правом берегу одноимённой реки, и мы с удовольствием остановимся на том историческом месте, когда в Бабкине жил с семьёй в летнее время с 1885 по 1887 г. наш любимый писатель Антон Павлович Чехов.
Известно, что уже с 1880 г. имением Бабкино владел дворянин Алексей Сергеевич Киселёв, занимавший должность земского начальника, а его жену звали Мария Владимировна. У них были дети: Саша (девочка) и Серёжа, о них часто упоминается в биографии Чехова. Киселёвы – люди больших культурных интересов. Матери А.С. Киселёва - Елизавете Николаевне Ушаковой - поэт Пушкин посвятил своё стихотворение «Вы избалованы природой» (1829); она вышла замуж за полковника в отставке С.Д. Киселёва. Он служил Московским вице-губернатором и в числе его знакомых находился А.С. Пушкин. С женой С.Д. Киселёва Пушкин был в добрых, дружеских отношениях. Также Пушкин хорошо знал и Павла Дмитриевича Киселёва, русского посла в Париже, называя его «самым замечательным из наших государственных деятелей».
Мария Владимировна была дочерью бывшего директора московских императорских театров Владимира Петровича Бегичева и внучкой известного книгоиздателя и масона 18 века Н. И. Новикова. Она получила хорошее образование, занималась музыкой (в числе её учителей знаменитый композитор А.С. Даргомыжский), неплохо пела, обладала литературными способностями, сотрудничала в ряде детских журналов, и Антон Павлович не раз помогал ей и делал критические замечания по поводу её рассказов. Живший летом в усадьбе Бегичев был близко знаком с композиторами Даргомыжским, Чайковским, пианистом Антоном Рубинштейном, драматургом Островским. Чехов с интересом слушал его воспоминания. Он обладал великолепным мастерством рассказчика, и такие рассказы, как «Смерть чиновника» (1883) и «Володя»(1887), Чехов написал на основе услышанного от Бегичева. Некоторые обстоятельства жизни Киселёвых в старом «дворянском гнезде» Чехов использовал в своём рассказе «У знакомых» (1898), а позднее в пьесе «Вишневый сад»(1903).
В Бабкине находилась часть обстановки из дворца во французской Ницце. Дело в том, что дядей владельца усадьбы был граф Павел Дмитриевич Киселёв (1788-1872) – выдающийся государственный деятель, участник 24 сражений Отечественной войны 1812 г. Павел Дмитриевич более всего известен как человек, которому удалось значительно облегчить жизнь государственных крестьян – он провёл известную реформу управления ими в 1837-1841 годах. Но затем занял место посла во Франции, и дворец в Ницце принадлежал ему. Граф Киселёв умер в Ницце, в своём собственном дворце и оставил своим трём племянникам большие капиталы и всю обстановку. Часть этой обстановки очутилась в Бабкине у его племянника Алексея Сергеевича Киселёва.
Доброжелательными, сердечными, почти родственными сложились отношения Чеховых с семейством Киселёвых – Алексеем Сергеевичем, Марией Владимировной и их детьми Сашей и Серёжей. «Милые и добрые люди», - скажет Чехов о Киселёвых, ставших друзьями Чеховых на долгие годы.
В своей книге «О Чехове» К.И. Чуковский писал: «Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти...». Чехов в течение двух десятилетий находился в центре литературной жизни, был связан с многими писателями, художниками, артистами. Его личное обаяние притягивало к нему людей разных сословий, социального положения, возраста.
Как-то раз, рассматривая этюды Марии Павловны Чеховой, друг чеховской семьи художник И.И. Левитан воскликнул: «Какие же вы, Чеховы, все талантливые!». И действительно, природа богато одарила детей разорившегося таганрогского лавочника, бывшего крепостного Павла Егоровича Чехова:
Антон – гениальный писатель,
Александр и Михаил – литераторы,
Николай – художник,
Иван – доброй памяти учитель,
Мария – художница и мемуаристка, хранительница музеев в Ялте и Москве.
Средний брат Чехова, Иван, выдержал в декабре 1879 г. экзамен на учителя и был назначен в маленький городок Воскресенск (ныне Истра), в нём имелось только одно приходское училище, которым стал заведовать Иван Павлович. Попечитель этого училища – известный суконный фабрикант Цуриков не пожалел денег на его благоустройство, и у Ивана Павловича оказалась вдруг просторная, хорошо обставленная квартира, рассчитанная не на одного холостого учителя, а на целую семью. Для Чеховых, живших тогда в Москве тесно и бедно, это было чистой находкой. Отдыхать от Москвы они стали в Воскресенске, как на даче, где были замечательные окрестности с чистым воздухом, холмистыми лесами и речкой с рыбой. Воскресенск им понравился, и они стали туда приезжать всей семьёй каждое лето.
Но случайно Иван Чехов познакомился с А.С. Киселёвым, владельцем имения Бабкино, и Киселёв пригласил его в репетиторы своих детей, - так и зародилась связь чеховской семьи с Бабкиным и его обитателями. Началась она с того, что Маша Чехова сдружилась с Марией Владимировной, стала подолгу гостить в Бабкине, а за тем с весны 1885 года вся семья Чеховых переехала на дачу туда же.
Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта Антона Чехова. Не говоря уже о действительно очаровательной природе, где к услугам гостей были и большой английский парк, и река, и леса, и луга, и сами люди собрались точно на подбор. Усадебный дом Киселёвых стоял на правом, высоком берегу речки Истры, вокруг леса, зелёные луга, тишина стояла такая, что можно услышать как по небу плывут облака – очаровательная природа нашей «Швейцарии».
К сожалению, теперь этого усадебного дома нет, но его макет можно увидеть в музее школы в деревне Новосёлки Серпуховского района вблизи Мелихова. Школа построена на средства Чехова, третья по счёту. Заметим, что этот макет усадебного дома склеен из бумаги Михаилом Павловичем Чеховым по памяти в 1934 году после получения информации, что бабкинский усадебный дом сгорел в 1929 г., а флигели и другие приусадебные постройки растащены на дрова.
Мария Павловна Чехова мечтала о том, что в Бабкине построят музей А.П. Чехова.
Местные жители и окрестных деревень вскоре узнали, что у Киселёвых снял дачу молодой врач Чехов, практикующий бесплатно. Для обслуживания больных в Бабкине пришлось создать медпункт с необходимыми лекарствами. Мария Владимировна Киселёва добровольно взялась выполнять должность ассистентки при приёме больных Чеховым. Кроме того, она любила рыбалку и по целым часам с его сестрой Машей и Антоном простаивала с удочкой на реке и вела с ними литературные беседы. Наличие медпункта в Бабкине позволило жительнице деревни Максимовки, расположенной на противоположном берегу реки Истры, сказать Чехову, что их жилец заболел. Больным оказался друг Чехова и его брата Николая художник Левитан, приехавший в Максимовку на этюды. Левитана уговорили перебраться в Бабкино, он подключился к весёлой компании и стал принимать активное участие в различных комедийных спектаклях и шутках, тут же сочиняемых Антом Чеховым.
Охотник Иван Гаврилов, необыкновенный лгун, как и все охотники, садовник Василий Иванович, деливший весь растительный мир на «трапику» и «ботанику», плотники, строившие купальню, крестьяне, больные бабы, приходившие лечиться, наконец, сама природа – всё это создавало обилие сюжетов и хорошо настраивало Чехова на профессиональную работу литератором.
Просыпались в Бабкине все очень рано. Часов в семь утра Антон Павлович уже сидел за столиком, сделанным из швейной машинки, поглядывал в большое квадратное окошко на великолепный вид и писал. Работал он тогда в «Осколках» и в «Петербургской газете» и щедро писал о бабкинских впечатлениях. Обедали тоже рано, около часу дня. Антон Павлович был страстным любителем искать грибы и во время ходьбы по лесу придумывал темы. Близ Дарагановского леса стояла Полевшинская церковь, всегда обращавшая на себя внимание писателя. В ней служили всего только раз в год, на Казанскую, и по ночам до Бабкина долетали унылые удары колокола, когда сторож звонил часы. Эта церковь с её домиком для сторожа у почтовой дороги дала Антону Павловичу повод написать «Ведьму» (1886) и « Недоброе дело» (1887). Возвратившись из леса, пили чай. Затем Антон Павлович опять усаживался за писание, позже играли в крокет, а в восемь часов вечера ужинали. После ужина шли в большой дом к Киселёвым.
А.С. Киселёв и В.П. Бегичев сидели у стола и раскладывали пасьянсы. Хорошая пианистка Е.А. Ефремова – гувернантка у Кисёлёвых, аккомпанировала, каждый вечер знакомила обитателей Бабкина с Бетховеном, Листом и другими великими музыкантами. Певец, когда-то знаменитый тенор Владиславлев пел. Чеховы усаживались вокруг Марии Владимировны и слушали её рассказы о Чайковском, Даргомыжским, Росси, Сальвини. Можно утверждать, что любовь к музыке развилась в Антоне Чехове именно здесь. В эти вечера много говорилось о литературе, искусстве, смаковали Тургенева, Писемского. Много читали – здесь получали все толстые журналы и много газет.
Тогда композитор П.И. Чайковский, только незадолго перед тем выступивший со своим «Евгением Онегиным», волновал бабкинские умы. Часто поднимались разговоры о музыке, композиторах и о драматическом искусстве. Очаровательные дети бегали по расчищенному английскому парку, перекидывались с Антоном Павловичем шутками и остротами, он очень любил детей. Живя в Бабкине, написал шуточный рассказ «Сапоги всмятку», наклеив в текст смешные картинки из журналов, и кроме того ещё и сочинил басню.
Итак, благодаря жизнерадостности милых хозяев Бабкина, все его тогдашние обитатели, в том числе и Антон Павлович, были очень веселы. Чехов много писал, критики его хвалили. Так, на бабкинском материале появились такие рассказы как «Налим» (1885), «Дочь Альбиона» (1883) и др.
Иногда Антон вместе с Левитаном дурачились. Бывало, в летние вечера оба наряжались в бухарские халаты. Антон мазал себе лицо сажей, надевал чалму и с ружьём выходил в поле по ту сторону Истры. Левитан выезжал туда же на осле, слезал с него, расстилал ковёр, начинал молиться на восток. Вдруг из кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина...
А то, бывало, судили Левитана. Киселёв был председателем суда, Антон – прокурором, для чего специально гримировался... Оба одевались в шитые золотом мундиры, уцелевшие у самого Киселёва и у Бегичева. Антон говорил обвинительную речь, которая всех заставляла помирать от хохота...
Чудесная природа Бабкина и его окрестностей, по словам Чехова, «чуть не свела с ума Левитана от восторга, от богатства материала, за душу хватающих пейзажей» ... Здесь Левитаном была написана замечательная картина «Река Истра» - подарок Антону Павловичу. Эта картина оставалась у Чехова до конца его жизни одной из любимейших.
К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова на Бужаровском шоссе у деревни Бабкино установлена скульптура работы Сергея Казанцева, изображающая двух гениев пера и кисти Чехова и Левитана, встречавшихся на наших истринских просторах.
В 1887 г. в Бабкине Чехов прочитал отчёт врача П.А. Архангельского по осмотру русских психических заведений. До отъезда на Сахалин Чехов несколько раз встречался с автором и интересовался философией древнего мыслителя Марка Аврелия. Таким образом Чехов основательно изучил психиатрию, что позволило ему изложить своё мнение в рассказе «Палата № 6», вышедшем в свет в 1892 г. и это обратило внимание общественности к вопросам психиатрии в России.
А.П. Чехов любил красоту бабкинских пейзажей и отдыхал здесь душой, о чём говорят письма его из Бабкина:
«Природу не описываю. Если будете летом в Москве и приедете на богомолье в Новый Иерусалим, то я обещаю Вам нечто такое, чего Вы нигде и никогда не видели... Роскошь природа! Так бы взял и съел её ...» (Н.А. Лейкину. 9 мая 1885 г.).
«... Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть возможность приехать в Бабкино. У нас великолепно: птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать...»(Ф.О. Шехтелю. 8 июня 1886 г.).
В Бабкине бывал и Пётр Ильич Чайковский, артист П.М. Садовский пел ему здесь романсы известного тогда композитора Константина Шиловского, владельца с. Глебова.
Виктор МОСАЛЁВ, фото из сети интернет