Изображение драпировок. Как рисовать драпировки. Азы Драпировка гуашью поэтапно

Изображение складок драпировок на плоскости

Содержание предмета:

    схемы и построение драпировок лежащих на простейших фигурах

    основные формы. пять видов складок

    этапы выполнения построения складок драпировки. светотень

Вид занятий: Рисование с натуры. драпировка, закрепленная в двух точках.

Тема урока: изображение складок драпировки на плоскости.

Цель урока: изучить особенности расположения складок на драпировке, как образуются складки, виды складок, основные формы, этапы выполнения построения складок. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы и изображения их на плоскости как в линии, так и в тоне. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока

а) Для учителя. Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков с поэтапным ведением от начала построения до конструктивно - тонального решения. Учебная литература о рисунке, соответствующая тематике урока. Учебные работы в тоне с изображением цилиндра (для повторения распределения освещения на объемных предметах), другие работы с изображением драпировок, с учетом конструкции, объема. Доска, мел.

б) Для учащихся. Формат А3, карандаши, ластик, осветлитель карандаша, канцелярский нож. Видоискатель

План урока

    Организационная часть - 2 мин.

    Сообщение новых знаний - 15 мин.

    Практическая работа учащихся – 18 мин.

    Подведение итогов – 5 мин.

1. схемы и построение драпировок лежащих на простейших фигурах

Для того чтобы правильно рисовать драпировки, надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения. вначале, не будем ставить задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложим свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.






2. Основные формы. Пять видов складок

В складках следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, можно убедительно рисовать одежду.
Изучая на уроках рисунка элементы светотени (об этих элементах было рассказано на предыдущем), можно увидеть, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.

Рисунок слева:
1. Здесь ткань плавно изгибается. Это называется мягким переходом (1).
2. Здесь ткань образует складку. Это называется
резким переходом (2).
Рисунок справа:

2. Резкие переходы.

Если бы мы развернули цилиндр, то получили бы форму, сходную с той, что находим в одежде (рис. сверху слева).Видите более темную складку слева от приподнятой поверхности? Этот нахлест образуется наложением двух поверхностей и называется резким переходом .
Вы видите, что правый край приподнятой поверхности светлее и глаже? Это называется
мягким переходом . Он представляет собой плавный изгиб поверхности. Здесь ткань не образует складку, но плавно разворачивается.

Давайте исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без достаточной практики и понимания того, как эти складки влияют на вид одежды, рисунок не будет выглядеть убедительным. Как я уже говорила, именно одежда более всего влияет на внешний вид человека.

Наиболее распространенной складкой является вертикальная . Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму (!). Посмотрите, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы образованные ими? Найдите здесь также пять элементов светотени, которые создают впечатление объема. Сочетание собственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм.

Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.

Следующий рисунок демонстрирует другой тип вертикальной складки. На этот раз весь верхний край ткани закреплен на какой-либо поверхности. Там, где ткань "провисает", образуются складки. Если вы видите коническую форму, вы уже знаете, что речь идет о вертикальной складке. Если всмотритесь внимательнее, то увидите также и цилиндр. Отыщите пять элементов светотени. Потренируйтесь в рисовании таких складок.

Складка, показанная на следующем рисунке, часто обнаруживается внизу вертикальной складки. Она называется инертной складкой . Ее можно наблюдать, когда ткань ложится на поверхность и больше не поддерживается сверху. Она "пассивна". Вы можете обнаружить инертную складку в одежде человека, когда какой-то предмет его одежды касается другой поверхности. Прекрасным примером инертной складки является шлейф свадебного платья.

Третья складка, которую вам следует запомнить - спиральная , или кольчатая. Она всегда обнаруживается там, где ткань охватывает цилиндрическую форму, например руку, ногу или торс. Это очень важная складка, поскольку она показывает движение скрытой под ней формы. Например, когда вы шевелите рукой, ткань вашей рубашки или свитера "тянется" за ней. Именно это натяжение ткани и образуемые складки делают ваш рисунок реалистичным и убедительным. Если одежда нарисована без этих характерных черт, она выглядит плоской и навевает скуку. Складки помогают подчеркнуть форму тела.

Четвертая складка называется ниспадающей (портьерной). Она обнаруживается, когда ткань висит на двух точках . Посмотрите на ткань, свисающую с обоих плеч на примере. Она образует форму, напоминающую букву U. Ниспадающую складку можно увидеть в шарфах, шалях, свитерах с высоким воротником, всюду, где имеются две точки подвеса.

Пятая складка, которую нам следует рассмотреть - составная . Ее распознать труднее всего, потому что зачастую она является результатом сочетания каких-либо других складок. Скажем, на рисунке можно увидеть серию вертикальных складок, которая в то же время является примером составной складки. Вы видите, как одна складка попадает внутрь другой, особенно когда ткань спадает с руки?

Взгляните на складки шарфа (внизу слева). Хотя это спиральные складки, каждая из них находится внутри другой, образуя составную складку. Посмотрите как складки влияют на восприятие узора шарфа. То же относится и к свитру (внизу в центре).Складки рукава (внизу справа) начинаются как вертикальные, но на локте превращаются в составную складку.

Зачастую, в одном предмете одежды приходится видеть комбинации разных типов складок. Чтобы ткань на на вашем рисунке выглядела реальной, вы должны точно идентифицировать все складки. Важно уметь видеть, как свет влияет на формы, помня обо всех пяти элементах светотени. Кроме того, обращайте внимание на узоры на ткани.

На этом примере можно увидеть все пять типов складок, хотя некоторые из них не так заметны, как другие.
1 - Спиральная складка.
2 - Инертная складка.

4 - Ниспадающие и составные складки.


Это прекрасный пример комбинации ниспадающей и составной складок.*

Этот наряд тоже демонстрирует множество складок. Пристально посмотрите на него и поищите все пять типов складок. Потренируйтесь в рисовании этих иллюстраций. Если это вам поможет, нанесите сетку, чтобы точнее увидеть размеры и расположение форм.

Обратите внимание на освещение и на то, как оно влияет на внешний вид ткани.

Этапы выполнения построения складок драпировки

2 этап выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному.

3 этап Намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения. Также выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные. Для того чтобы лучше понять форму и пластику складок, можно выполнить следующее упражнение . Провести линии на одинаковом расстоянии повторяющие форму складок, а так же дать различия в тоне(там где тень - линия темнее, там где свет-бледнее)

4 этап работа тоном . Наша цель: научиться разбираться в видах складок, понять, как образуются складки на ткани, как распределяется свет и тень. Заданием будет выполнить конструктивно-тональный рисунок, показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях, выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.

Домашнее задание:
- выполнить наброски и зарисовки различных по фактуре, плотности, рисунку, динамике и конструкции складок ткани. Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь.

Наглядные образцы рисунков ткани со складками

Уметь рисовать акварелью драпировку необходимо, если вы любите рисовать натюрморт акварелью либо моделировать и рисовать платья. В данном уроке мы поэтапно выполним драпировку акварелью.

Хорошо рисовать с натуры, но мы будем писать нашу акварель драпировки с фотографии.

Вот фото и то что у нас получилось

Ну что ж начнем...

На первом этапе делаем зарисовку карандашом, обозначив основные линии сгиба ткани, там где находятся самые светлые или самые темные места.

Второй этап – это прописывание драпировки акварелью. Я начинаю наносить акварель в самых темных местах драпировки. Краску беру очень светлую, акварель всегда пишется от светлого к темному. Далее постепенно я притемняю самые глубокие складки на драпировке

Пишу акварель сверху листа и постоянно даю каждому слою акварели подсохнуть. Краски я беру – все тона коричневого и черный, смешивая достигаю нужного мне эффекта глубины складок на драпировке.

Складки на драпировке ложатся не одинаково, иногда у них есть резкая линия перехода от светлого к темному, а иногда это просто легкая светотень. Там где переход не резкий, набирая более густой оттенок краски начиная писать мы затем должны намочить кисть и продолжать уже более разведенным тоном. Можно уменьшить тональность просто мокрой чистой костью.

Чтобы правильно оценить свой рисунок, чаще откладывайте кисть и пробуйте смотреть на свою акварель издалека. Так легче увидеть какие места акварели нужно притемнить, где необходимо прописать более четкие детали. Издалека вы будете хорошо оценивать общую контрастность рисунка.

Рисование драпировок (складок ткани)

1. Выбираем ткань для рисования драпировок. Для этого нужно учитывать свойства материала. Лён создаёт крупные склады, так как он довольно плотный. Шёлк лёгкий и тонкий, поэтому драпируется, ложась красивыми складами. Лучше всего драпируется шёлк натуральный или искусственный, это не имеет значения. А хуже всего драпируется лён. Хлопчатобумажные ткани драпируются нормально, не слишком хорошо и не слишком плохо. Чем плотнее ткань, тем хуже она драпируется.

Начинающему рисовальщику я порекомендую сначала порисовать белую драпировку. Так как вы должны видеть светотень на белом, а потом уже на цветном. На последующие работы можно выбирать ткань светлую, гладкую, без орнамента. Чем темнее ткань по тону, тем труднее её рисовать, цвет при этом не имеет значения. И без орнамента (!), потому что орнамент при рисовании будет сильно путать начинающего рисовальщика. Орнамент имеет свой тон, и очень тяжело на начинающем этапе рисовать ткань, учитывая светотень на ткани и тон орнамента.

Орнамент полос и квадратов (лучше полос), можно и нужно брать при рисовании натюрмортов, располагая эту ткань на столе под углом, таким образом, чтобы лучше всего можно было проследить перспективу. Таким образом, Ваш рисунок будет смотреться объёмно в перспективе, более убедительно.

Но не берите слишком яркий орнамент на ткани, драпировка должна подчеркнуть Вашу задумку, а не взять всё внимание на себя.

2. Склады тканей находится на какой-то поверхности, поэтому сначала строим поверхность, а потом рисуем склады. Если драпировка находится на столе, то сначала рисуем стол, а затем драпировку. А если рисуем одежду на манекене, сначала рисуем манекен, а потом драпировку.

3. Продолжаем рисовать, намечая основные склады, обычно их 3-4. Их намечаем легко определяя их направление относительно друг друга, обводить каждую складу не нужно, так как это придаёт декоративности изображению, становится похоже на витраж. Ещё есть второстепенные складки, их намечаем после основных. При рисовании Вам совсем не обязательно копировать драпировку в мельчайших деталях. Например, совсем мелкие склады Вы можете упустить. Также некоторые элементы в рисунке можно придумывать и дорисовывать, если они композиционно лучше впишутся в рисунок, чем элементы реальной постановки.

4. Наметив легко все склады, проходимся "тенями" по самым тёмным местам драпировки.

Вопрос посетителей сайта: как узнать, как накладывать штрих на складке: вдоль, поперек или под углом?
Отвечаю: Штрихуем по форме изгибов ткани, незначительно меняя направление каждого последующего слоя штрихов, который накладывается. Кто не понял, смотрите урок «Штриховка» .

Ещё вопрос: как сделать, чтобы рисунок складки не создавал впечатление набора штриховок под разными углами, размещенные рядом?

Отвечаю: Такое происходит, когда Вы сильно нажимаете на карандаш. Создавая форму склады, вы нажимом стараетесь сделать тон ткани, а лучше это делать наслоением штриховки, лёгким нажимом карандаша.

Или же обратите внимание, как Вы штрихуете, каждый штрих должен быть как волос: начинается толще, а заканчивается тоненько-тоненько, это позволяет сплавлять штрихи вместе, чтобы они не смотрелись обособленно. И, создавая штрих, не давите со всей силы на карандаш, так как начало штриха тоже не должно выбиваться из рисунка. То есть тональный переход от начала до конца штриха не должен быть резким. Всё это обычная классическая штриховка.

Хотя есть техники штриховки которые построены именно на «неправильной» штриховке: (начало штриха резко тёмное, и также резко оно переходит в светлый тон), но штрихуется она в односталь (в один слой) и смотрится декоративно.

В уроке я не упомянула такое понятие как «рефлекс». Рефлекс – это отражение от других предметов, от окружающей среды. В драпировке рефлекс находится на драпировке в «собственной тени» - это отражение стола. Рефлекс по тону будет отличаться от собственной тени и от падающей.

Кто хочет уточнить этот вопрос, смотрите мои уроки "Рисование геометрических тел", в отделе: Рисунок. Там я раскрывала понятие «рефлекс».

5. При рисовании складок нужно не механически срисовывать, а следить за закономерностью их образования. Это значит, вы определяете, где начинается склада и куда направляется, где уходит под другую складу, где выходит из-под другой склады.

6. При рисовании не забывайте незыблемый принцип в рисовании: Тёмное на светлом, светлое не тёмном.

7. Чтобы изучить натуру, вы можете вставать и осматривать драпировку, натуру, с разных сторон. Но потом обязательно вернуться на место, с которого рисовали, не меняя положения стула на котором сидели и его высоту.

В этой книге освещён вопрос рисования драпировки, больше я не видела книг, в которых был бы рассмотрен этот вопрос. Также эта книга очень пригодится дизайнерам одежды.

Только в этой книге есть совсем небольшая, неполная, но всё же полезная статья на тему рисования драпировки, больше я не видела книг, в которых был бы рассмотрен этот вопрос. Также эта книга очень пригодится дизайнерам одежды.

Методические аспекты работы в рисовании драпировки со складками.

Цель занятия:

Формирование умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм;

Развитие объемно-пространственного мышления при анализе конструкции

складок драпировки;

Формирование культуры творческой личности.

Цели обучающие –

Научить выполнять рисунок задрапированной ткани;

Научить выполнять светотеневую моделировку формы складок;

Научить передавать материальность драпировок штриховкой.

Цели воспитания –

Содействовать воспитанию чувства вкуса при работе тоном над изображением складок тканей;

Содействовать воспитанию культуры ведения длительных зарисовок с натуры и по представлению.

Цели развития –

развивать собственную манеру подачи тонового рисунка;

Способствовать развитию чувства гармонии при выполнении графических работ;

Учебные задачи:

(для учащихся)

1. Компоновка драпировки в формате листа.

2. Построение конструкции складок драпировки и плоскости, на которую она

опирается.

3. Выявление и передача тональных отношений в постановке.

4. Передача тоном освещенности и объема складок.

5. Передача цельности и выразительности драпировки.

Драпировка - это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.

С драпировками связан весь наш быт. Это шторы, накидки, скатерти, одежда и т. д. Они являются составной частью натурных постановок и не только служат фоном, но и органично входят в постановку.

Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то она образует различного вида складки - драпируется. В изобразительном искусстве верно нарисованные складки драпировки способствуют живости создаваемого образа. Для грамотного рисования складок нужно правильно определить их пластику, поэтому необходимо знание основ формообразования.

Можно выделить следующие виды складок : вертикальные (прямые), диагональные (косые). радиальные (лучевые). Эти виды складок дают различные сочетания.

Структура и форма складок зависит от пластических свойств тканей.

Спадая вниз, плотные и жесткие ткани дают крупные, монолитные, рельефные складки, а современные рыхлые шерстяные и полушерстяные ткани образуют более мягкие складки меньшего размера. Ткани из натурального шелка дают мягкие, легкие, мелкие складки.

Мне хотелось бы рассказать вам неб. историю:

Когда-то давно, складки составляли совсем иным образом, не как мы себе

Представляли. Брали кожу, она ломалась совершенно по-другому и с помощью кожи создавались многие драпировки, тех красивых парчевых тканей у средневековых художников. А также помимо кожи еще окунали драпировку в клей и она после этого фиксировалась, давала возможность очень долго иметь совершенно неизменные складки.

В большинстве случаев драпировка используется в портретах, натюрмортах, в одежде фигуры человека.

Приступая к рисунку драпировки, надо стремиться как можно яснее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наибольшей глубины, мысленно разделить форму на составляющие ее плоскости, таким образом, провести конструктивный анализ формы.(рис. схем драпировки).

Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки.

Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.

Начать рисование складок с наиболее приглянувшегося участка ткани.

Характерная особенность у блестящих тканей, то что в ней очень трудно увидеть полутон, мы как правило видим свет и тень. Потому что она очень сильно блестит и этих полутонов на ней видно мало. Но тем неменее. полутона присутствуют, это тот средний тон. который имеется на ткани. В рисовании подобных тканей очень большое внимание уделяется тому как свет и тень касаются между собой.

В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок, строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани; далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени. При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Осваивая технические приемы передачи тканей различной плотности и фактуры, красоту складок, разнообразие их движения и пропорций, учащийся подготавливает себя к изображению драпировок на фигуре человека.

Практические задания урока

(«Передача формы складок»)

1.определяем расположение драпировки на листе (формат – А3,A2);

2 компонуем изображение на листе;

3.строим поверхность (стол, стул и др.), на которой расположена ткань;

4.намечаем опорные точки драпировки, к которым направлены ее гладкие складки;

5.легкими штрихами устанавливаем направления этих складок;

6.намечаем также складки свободно лежащего материала;

7.намечаем второстепенные складки.

8. покрываем штрихом самые темные места драпировки: тени в рисунке помогают увидеть объем предметов;

Пластика ткани определяет характер складок. Предварительно зарисовкам можно изучить свойства разных видов ткани: проследить, как образуются складки и изгибы.

Следует избегать слишком мел­ких складок, затрудняющих работу над рисунком. Чтобы складки яснее читались, следует выбирать для драпировки гладкую, немнущуюся ткань без орнамента. Характер образования складок зависит не только от природных свойств материала, но и от того, какую поверхность по форме и площади покрывает материал, ниспадая с нее.

В рисовании драпировки соблюдаем опр. правило: в тени есть рефлекс, но тень темнее, чем освещенная часть предмета.

Драпировка очень многое меняет в постановке, умело сделанные предметы, а драпировка сделана плохо очень снижает качество работы.

Я сама очень люблю драпировки. Когда покупаю красивую ткань радость бывает необыкновенная. И вот я помню купила одну такую ткань и она у меня дома просто висела, как некое эстетическое наслаждение. Я ее не писала, а просто любовалась этой тканью. Создавала такие причудливые складки, конечно хороший материал он доставляет большое удовольствие.

Им как картиной можно любоваться. Ну конечно, кто естественно понимает в этом деле, кому это нужно!

Начинать рисовать драпировку можно с любой ткани главное чтобы она была светлой! Это главное условие! Потому что на светлой ткани, пусть она будет блестящей, не блестящей на ней всегда видна светотень и на ней можно научиться. Потому что на ткани без должной светотени этого сделать нельзя

Без должной светотени этого сделать нельзя. Темная ткань поглощает свет и честно говоря смотрится темным, темным пятном.

Вы знаете те учащиеся которые хотят научиться рисовать драпировку обязательно у них все получится. Пусть даже не боятся и не сомневаются.

Потому что бывает такой часто недоуменный вопрос от детей:

Ну, Вы знаете, ну у меня уж точно не получится, ну это сто процентов. Ну, это не возможно. Вы знаете, практика показала, что многие дети быстро понимают смысл рисования драпировки, и сами потом удивляются.

И вообще гл. должны быть предметы в общ. образ. школе, это музыка, и изоб. искусство. Гл. чтобы ребенок умел видеть, слышать и понимать.

Как правило, учащимся плохо даётся зарисовка складок драпировки. Чаще всего они копируют одну основную складку, совершенно не заботясь о композиции всего изображения в целом. Ещё одна проблема – слишком жёсткая штриховка, не подчёркивающая объём складок.

Из-за коротких сроков, отведённых на изучение темы, рекомендуется выполнить зарисовку драпировки светлого тона с несложными складками. . Для работы тоном лучше всего подходят мягкие карандаши маркировки – 2В – 6В. При выполнении задания важно последовательно выполнять этапы рисования, отвечающие требованиям академического рисунка.

При завершении практических работ учащиеся с большим волнением ожидают отметок. В некоторых случаях стоит несколько «переоценивать» отдельные слабые работы. Поощрение стимулирует творческую активность.

Натурная постановка: Драпировка. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

Цель: изучение закономерностей построения
и овладение навыками изображения складок драпировки (материи)

Это длительный рисунок - штудия, который выполняется с соблюдением и с использованием соответствующих .

Как нарисовать карандашом драпировку? Складка на материи образуется тогда, когда материя занимает протяженность меньшую, чем ее собственный размер. Материя сгибается, подчиняясь действующим на нее силам, в зависимости от ее физических данных, как-то: материала, из которого она соткана или составлена, характера переплетения нитей или волокон этого материала и т. д. Из этих данных создается качество материи , относящееся к образованию складок, которое характеризуется в теории сопротивления материалов так называемым модулем упругости, выражающим степень сопротивления на сгиб. Затем в образовании складок играет роль длина отрезка материи , подвергающегося воздействию, и, наконец, самое важное – величина и направление приложенной силы.

Рисунок складок шторы

Материя , имеющая большой модуль упругости, как, например, толстое сукно, кожа, грубая парусина и т. п., дает при стремлении согнуть, смять ее большие, пологие складки. Наоборот, материала с малым модулем упругости: тонкие шелковые материи, тонкое сукно дают мелкую, короткую, частую складку. Крахмальная материя , писчая бумага дают пологую большую складку, и это до некоторого предела сгиба, характеризующегося их «хрупкостью», за которым происходит слом или образование уже угловатых, острых, невосстанавливающихся складок.

Говоря о складке, поверхность наибольшей выпуклости называют гребнем складки , а поверхность наибольшей глубины – дном складки . Естественно, что с другой стороны материи гребень окажется дном и дно – гребнем. Расстояние по нормали от дна складки до гребня называется высотой или глубиной складки , в зависимости от того, от дна или гребня идет в данном случае счет.

Складка на материи образуется всегда от сжатия материи, но надо иметь в виду, что сжатие это может быть или непосредственным, прямым или образовываться косвенно, от растяжения в другом направлении, подобно тому, как растягивая параллелограмм по одной диагонали, мы одновременно сжимает его по другой.

Образование складки

Уместно заметить, что модуль упругости у одной и той же материи может оказаться различным в зависимости от направления приложенной силы относительно конструкции тканой материи , то есть ее основы и утка. Причина этой разности может быть в разной толщине и разном материале основы и утка. Так, например, репсовая ткань легче сгибается (дает гребень) в направлении толстых нитей (поперек тонких) и труднее в перпендикулярном. Кроме того, в большинстве материй при сгибании их в направлении 45˚ относительно основы происходит нарушение взаимной перпендикулярности нитей в районе складки: структура квадратных ячеек вытягивается в направлении диагоналей, совпадающих с направлением гребня складки, и превращается в систему ромбических ячеек, которые по направлению малых диагоналей ромбов будут иметь меньший модуль упругости за счет увеличения такового по направлению больших диагоналей. Это явление имеет особое значение при образовании косых складок.

Подходя к вопросу классификации складок по признаку действующих на их образование сил, оказывается возможным привести их к трем основным типическим формам. Причем общим при всех условиях образования складок положением будет то, что гребень складки образуется в направлении, перпендикулярном сжатию, и в направлении, совпадающем с растяжением.

Основные типы групп складок следующие:


Радиальные складки

Нетрудно заметить, что в образовании этих трех видов складок участвуют силы, которые относительно элемента поверхности направлены строго по трем перпендикулярам, то есть по основным пространственным координатам (по осям X, Y, Z), что делает выбранные складки действительно и, безусловно, основными и единственно типическими.

Это три основных типа складок могут давать различные между собою сочетания в зависимости от формы поверхности, на которой лежит материя , от различных сочетаний усилий, прилагаемых к материи , и от качества самой материи , в основном, от ее модуля упругости: то ли это будет шелковая или бумажная материя, шерстяная или лубяная. Складку образует и листовое железо, и пена в кастрюле, и снег на крыше. Каждый материал дает свою складку, и все же во всех складках всегда можно усмотреть причины, ее образовавшие, и определить принадлежность ее к одному из вышеперечисленных типов или к какой-то комбинации.

Надо иметь в виду, что устанавливаемые нами основные типы складок не суть строго элементарные, что во всех этих трех типах складок изгибание материи в каждом элементе, по существу, происходит только от прямого сжатия, и, таким образом, можно было бы говорить вообще об одном типе складок – о прямых складках. Но такое сужение понимания явления не давало бы возможности пользоваться подобной классификацией складок для анализа или построения изображения, почему мы и берем складку не в ее элементе, а в ее типичном развитии на какой-то площади, где уже из элементарных складок, в зависимости от направления приложения силы, выявляется одна из вышеприведенных трех характерных групп складок или их комбинация.

Рисунок складок подушки

Такова динамичная природа складок. Ясное представление о динамических явлениях, происходящих с материей , имеет большое значение в вопросе изображения ткани. Усвоение законов складок дает возможность художнику правильно изображать драпировку без натуры, по представлению, а в рисовании с натуры руководствоваться разумным наблюдением и стремлением создать в изображении динамический образ.

В рисунке драпировки компоновка изображения выполняется с расчетом уравновешивания светотеневых соотношений в заданном формате. Находя пропорции, надо определить размер больших и малых складок, их направление относительно друг друга. В конструктивном построении следует определить гребень, дно, высоту (глубину) складки и четко их очертить. При тональном разборе следует учитывать нахождения складок относительно источника света, форму падающих теней. Большую роль играет обобщение.

Если мы сгибаем свежую ветку, то на выгнутой ее стороне кора натягивается и, наконец, лопается, а на вогнутой стороне на коре образуются складки, перпендикулярные к оси ветки.