Иван Аргунов. Интимные портреты. Жанр портрета в русской живописи. Парадный и интимный портрет

Интерес к человеку привёл талантливого живописца, в конце концов, к созданию замечательных по силе вложенного в них чувства, выразительных интимных образов. К этому Аргунов пришёл не сразу. Шли годы, менялись вкусы и отношение художника к своей модели. Почти восторженное отношение в начале творческого пути, теперь становится более углубленным и сложным. Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к пониманию его внутреннего мира. Теперь он находит время для написания портретов людей, глубоко ему симпатичных, стараясь полнее и глубже высказать своё отношение к ним. Интимные портреты поэтому являются вершиной творчества Ивана Аргунова. В этих работах он был менее скован условными нормами парадного изображения, в них полнее раскрылись индивидуальные особенности творчества мастера - правдивость, непосредственность и глубокая человечность.

В конце 1757 года Иван Аргунов написал портреты мужа и жены Хрипуновых, воплотив в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, "по найму", там же, где проживал и сам художник. Супруги были намного старше художника, но, видимо их сближали общие духовные интересы.

Портрет К.А. Хрипунова





Козьма Аксентьевич Хрипунов был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Он не был богат, но известен графу Шереметеву и, возможно, пользовался его благосклонностью. Аргунов изобразил его в домашней обстановке, с журналом, или газетой, в руке. Художник явно не случайно, выбрал небольшого размера холст, простую композицию и скромную гамму тонов. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжелыми веками, задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Художник сумел увидеть и раскрыть в этом пожилом и некрасивом человеке его внутренний мир. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы, написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.
Той же выразительностью отличается портрет жены Хрипунова. Сидя на стуле с книгой в руках, она внимательно смотрит на зрителя. Серо-голубоватое платье с большим беличьим воротником скрывает очертание фигуры.

Портрет Хрипуновой

Во внешнем облике (старательно зачесанные назад волосы) и манере себя держать, нет ни тени кокетства. Это внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Хрипунова посвящает свой досуг чтению, и это занятие ставит её в особое положение среди женщин её круга, так как в середине XVIII столетия такое времяпровождение не было типичным для её современниц. С госпожой Хрипуновой молодой художник мог много и с удовольствием говорить на ученые темы.

Интимный портрет XVIII века имеет свои отличительные особенности, в нём ещё сильно сказывается сословное представление о человеке.

Большой творческой удачей Иана Аргунова является портрет калмыцкой девочки Аннушки. Она была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Это один из самых проникновенных портретов художника, написанных с большой теплотой.

В портрете Аннушки художник передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам. Графиня Варвара Алексеевна образно называла их - "глазушки-таракашки". Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке - браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки. В окружении барыни её любят и лелеют. Среди богачей бытует мода брать к себе в услужение калмычат, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России. Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Таковы были причуды мудрого и жестокого столетия. Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, "калмычка графини такой-то". Например, нашей Аннушке на письме указывали адрес: "Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой". Обязанности Аннушки были довольно разнообразны и зависели от изобретательности хозяйки. Портрет написан после смерти Варвары Алексеевны. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю.

Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника.
В 1785 году Иван Аргунов создал одну из лучших своих работ - портрет неизвестной крестьянки. Выбор модели, по-видимому, не был для художника случайным. В искусстве второй половины XVIII века возник большой интерес к крестьянской тематике. В это время на страницах книг и журналов, в драматических произведениях находили отражение благородный нравственный облик крестьянина, его честность и трудолюбие, противопоставленные лености и праздности дворянства. Аргунов создал привлекательный облик русской женщины из народа, запечатлев её душевную чистоту, приветливость и скромность.

Портрет неизвестной крестьянки

Лицо женщины с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. В её образе художник выразил своё представление о красоте и духовном благородстве крестьянки. Её фигура немного смещена к левому краю, пластические формы молодого крепкого тела переданы с почти скульптурной осязаемостью. Высокая точеная шея переходит в плавные контуры головы и расшитого золотом головного убора. Колорит тёплый, сочный: сочетания красного с золотом головного убора, телесных тонов лица, нитки красных бус на шее, белой рубахи и красного сарафана с золотым шитьём, создают нарядную и, в то же время, строгую гамму, придавая портрету ясную гармоническую завершенность. Красный цвет господствует в портрете: поблескивает в камнях серьги с длинными подвесками, в пуговке у ворота. Спокойствие, величавость, внутреннее достоинство русской женщины из народа воплотил художник в облике неизвестной модели.
Кто она? Время не сохранило имени красавицы. Однако с уверенностью можно сказать, что это не крепостная актриса и не светская львица, переодетая в русский костюм крестьянки Московской губернии. Единственная деталь её наряда не соответствует крестьянской привычной одежде - это слишком большой вырез рубахи и цветной поясок. Скорее всего, наша героиня - не сельская жительница, а горожанка, живущая у господ кормилица. Похожие изображения кормилиц есть на картинах, или семейных портретах, принадлежавшим кисти других живописцев, живших приблизительно в одно время с Иваном Аргуновым. Ему же посчастливилось создать возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало ещё искусство XVIII века.
В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Это связано опять с его подневольным, рабским положением. В 1788 году его назначают управителем "Московского дома" Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле хозяина, которым теперь стал, после смерти отца, Николай Петрович Шереметев.
Из многочисленных сохранившихся документов известно, как неинтересна и, порой унизительна стала жизнь художника, превратившегося в "управителя Аргунова". Кисть, выпавшую из отцовской руки, поднял сын художника, Николай, однако, создав красивые портреты интересных личностей, он не превзошёл своего отца.
Умер Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, крепостным человеком графов Шереметевых.

19.07.2013

Чем отличается парадный портрет от комплиментарного? А психологический от художественного? Да и может ли парадный портрет быть, например, психологическим?

Несомненно, все направления даны для упрощения и каталогизации творчества. С одной стороны это верно – чтобы не утонуть в изобразительном океане, нужно строить "лягушатники". Для автора же такое определение бессознательно вгоняет в некие рамки и ограничения. Ведь люди привыкают, что художник работает в одном ключе, а когда вектор его развития немного меняется, это вызывает некоторый резонанс непонимания и публика требует возвращения к истокам. Так ей легче - уже есть определенное понимание. Новое всегда принимают с опаской и неприязнью. Но лишь поначалу. Со временем свыкаются.

Я снимаю девушек и не могу однозначно определить то направление, в котором это делаю. Некое спокойствие придает то, что у меня нет безумных декораций, огромных павильонов и даже реквизита. У меня есть люди. И свет – солнечный или импульсный. В этом плане я абсолютно спокоен – никаких подготовок. Встречаемся в определенное время в определенном месте и работаем. Я снимаю, а девушка... Нет, она вовсе и не позирует – она думает, что позирует.

И все же, почему «интимный портрет»? «Где интим-то?» – спросил однажды у меня мой товарищ. Действительно, где? Девушки не полуголые, позы у них вовсе не шаловливые, да и ведут они себя вполне сдержанно. Откровенный интим здесь разглядит разве что слепой.

Обманули?!

Приведу вам одно «сухое» определение. «Интимный портрет – портрет на камерном однородном фоне, показывающий доверительные отношения между портретируемым и художником». Бинго!

Человек (в моем случае – девушки) – бесконечный источник исследования. Каждая из них невероятно уникальна. Индивидуальный характер, манера поведения, взгляд, стиль общения – ничто не повторяется. Самое главное – вовремя это увидеть и зафиксировать. А чтобы увидеть, нужно к этому подбираться. Индивидуальная девушка – индивидуальный подход. Все просто. Даже слишком.

В конце 19 века Ван Гог был увлечен темой крестьян. Он жил среди них какое-то время и писал картины. Но одно дело просто наблюдать за работой крестьян и потом переносить свои впечатления на холст, а другое – стать одним из них, мыслить, как один из них и чувствовать абсолютно то же. То есть полное внедрение в среду.

У меня очень похожий подход. Я стараюсь быть наравне с девушками, свести все различия между нами к минимуму, понять их стиль мышления, узнать их переживания и волнения. Конечно, задача очень сложная, поскольку мировоззрение женщин совсем другое. И понять его бывает порой невозможно. Что уж говорить о том, чтобы проникнуть в их голову! Это сверхзадача. Но именно такую цель я и ставлю перед собой во время съемки. Если я хочу получить на фотографии девушку, а не «образ девушки», который сложился за время работы, необходимо встать на ее сторону, посмотреть на мир ее глазами и попробовать почувствовать, как чувствует она. Очень важно посмотреть на себя глазами того человека, которого ты снимаешь. Стать одним из «крестьян».

Так уж сложилось, что с девушками мне договориться намного проще, чем с мужским населением. Первые слишком нелогичные, а последние чересчур упрямые. Выбирая из двух зол наименьшее, я остановился на первом и не прогадал.

Каждая съемка – приключение, в течение которого ты пытаешься выяснить, что волнует портретируемого, почувствовать ход его мыслей и уловить то состояние, которое возникает между вами. И все это каким-то образом нужно сохранить на фотографии! И не забыть при этом оставить часть себя, как автора. Другими словами, работа с моделью похожа на лепку из пластилина. Сначала материал довольно тверд и неподатлив, но стоит его немного разогреть, привыкнуть к фактуре и помять в руках, как начинают возникать формы. И остается определиться, в каком направлении дальше двигаться – начать с чего-то привычного, постепенно видоизменяя, или с самого начала двигаться интуитивно, на ощупь, не задумываясь о результате. Последний путь очень интригует – либо откроется что-то новое, либо упрешься в шаблон. Но оно того стоит!

Самое опасное, что может подстерегать на съемке – ваши мысли. Чудовищные, противоречивые, неспокойные мысли. Постоянно в голове будет вертеться какой-то вопрос – так ли стоит модель, верны ли настройки на камере, что мне сказать ей, почему она на меня так смотрит? Этот шум невероятно опасен. Из-за него можно не получить финального кадра, потому что он будет кричать вам – «Ну все, заканчивай! Мы получили что хотели. Быстрее пойдем обрабатывать!» Этот шум будет постоянно поставлять вам новую порцию мыслей, не давая сконцентрироваться на главном – работе с моделью, психологическом настрое и эмоциональной отдаче. Порой это очень сложно – оставить все свои бытовые проблемы дома. Если вовремя не захлопнуть соответствующую дверь в вашей голове – пиши пропало. Фотография строится в вашем сознании, а камера выступает посредником между головой, сердцем и моделью. Освободите сознание, прежде чем делать высказывание. Позвольте сердцу вести вас. Спорить и отвергать будете позже. Было бы что.

Работа с моделью чем-то напоминает работу укротителя. Не иначе! Модели бывают двух типов - активные и пассивные. Первые крайне инициативны, и, вовремя не остепенив их, вы можете потерять штурвал капитана съемочного процесса. Говоря «остепенив», я, конечно, немного утрирую – модель должна почувствовать вашу уверенность и знание того, что вы хотите получить от нее, даже если вы молчите. В противном случае она будет думать, что вы не знаете, чего хотите добиться от нее, тем самым давая ей возможность самой управлять съемочным процессом. Этот путь ведет совсем к другому результату, нежели тот, который вы задумывали. Будьте достаточно смелыми в своей работе и не позволяйте другим управлять вашими мыслями.


Пассивные модели несколько другие. Они чем-то напоминают сою – без вашей начинки кушать ее невозможно. Такие девушки стойко выполняют все ваши требования – они знают, кто главный. Статично замереть, сто раз подпрыгнуть, пять шагов вперед и стойка на голове – лишь бы вы говорили, что надо делать. Вряд ли девушка будет с вами спорить – она знает, что это ее работа.

Нельзя оставить без внимания вопрос света. И здесь я всегда вспоминаю Юрия Норштейна, замечательного мультипликатора и режиссера. Человек, постоянно находящийся в ограничении искусства, создает искусство безграничное!

Однажды он рассказывал, как спустя какое-то время после выхода «Ёжика в тумане» его пригласили в Pixar. Очень уж людям из Калифорнии хотелось узнать, как Норштейн снимает свои мультфильмы, каким оборудованием пользуется и сколько денег в это вкладывает. Он рассказал, показал и даже у них на глазах воспроизвел фрагмент мультфильма. Представляете глаза этих людей, гигантов компьютерной анимации, создавшей "Историю игрушек", когда Юрий Норштейн достал из своего чемоданчика щипцы, кальку и вырезанного из картона ёжика, и начал все это перемещать на столе. Мало того, что ёжик двигался, он еще и был в тумане – калька создавала такой эффект. Удивлению не было предела, ведь от него ожидали чего-то другого, точно не рукоделия. Норштейн был для Pixar первобытным человеком, создающим наскальные рисунки в век компьютерных технологий. Ремесленный художник.

У Норштейна не было дорогущих компьютеров, огромных киностудий и супероборудования. У него были всего лишь щипцы, калька и картон. Это и есть ограничения. Зато у него была мечта – создать мультфильм, в который он мог бы влюбиться. А влюбившись сам, ты влюбляешь в это и других. Это и есть искусство.

В заключение хочу привести цитату одного искусствоведа, Франческо Бонами: «Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать – и кому для этого больше ничего не нужно».

Б удуар - комната, принадлежащая женщине, гардероб или спальня, в целом, нечто такое, куда не всем открыт доступ, что-то очень интимное. Фотография частной, интимной стороны жизни в настоящее время становится одним из крупнейших растущих рынков фотографии в портретном сегменте современного фотобизнеса. Люди хотят показать то, что их заботит, как они работают, живут и желают, чтобы все это выглядело в красивой и стильной форме. При этом времена ярких, глянцевых фотографий, сделанных в высоком ключе, уходят на второй план. Женщины стали разбираться, что из себя представляют фотографии, напечатанные в глянцевых журналах, размещенные в модных блогах и на таких сетевых ресурсах, как Pinterest . Если вы идете в ногу со временем, то уже сейчас должны быть готовы вступить на этот рынок и потихонечку отходить от глянца.

Как часто вам приходится фотографировать профессиональных моделей? Как часто они заглядывают к вам в студию? Правильно, не так часто. Основную массу наших клиентов составляют обычные люди, которые хотят иметь в своих альбомах профессиональные кадры, но при этом совершенно не умеют позировать перед фотокамерой. Задача фотографа- раскрепостить их, заставить почувствовать себя на своем месте. Будучи мужчиной средних лет, я понимаю, какой это трудоемкий процесс. После 25 лет работы в индустрии моды я могу честно сказать, что видел огромное разнообразие типов тел и лиц и,самое главное, характеров людей.

И первое, что я делаю, прежде чем начать фотосессию, знакомлюсь с людьми, рассказываю о себе, показываю свои работы. При этом стараюсь выглядеть как можно больше неуклюже и даже немного по- идиотски. Это решает две проблемы. Клиенты перестают нервничать, начинают вести себя непринужденно, а самое главное, перестают бояться выглядеть глупо. Где- то на подсознательном уровне они понимают, что нет идеальных людей и чтобы получить качественные снимки, необходимо просто расслабиться и быть сам собой. Помните об этом, подобное ваше поведение поможет расслабиться вашему клиенту.

А теперь попробуем рассмотреть основные ошибки при съемке любого портрета неподготовленной «модели».

На этом снимке сильно выделяются белки глаз, да и рука лежит как -то неудобно. Девушка выглядит напряженной, в состоянии дискомфорта. Да еще и бедра слишком полны. Я лично не в восторге от этого кадра.

На следующем кадре девушка опустила руки чуть ниже, повернула голову и глаза в сторону камеры, бедра убрали из кадра и вот что получилось. Вроде бы небольшие изменения, а как поднимается культура снимка и как он становится более привлекательным.

Выбирайте правильный ракурс, ведь он может как улучшить вашу фотографию, так и погубить.

Очень часто клиенты пытаются поднять повыше подбородок, чтобы вытянуть кожу, убрать второй подбородок, в общем, выглядеть более эффектно. Но как обычно это бывает, получается совершенно обратный результат. На следующем снимке модель всего лишь немного подняла подбородок и сразу же проявляется напряженность в фигуре и взгляде, зрителю абсолютно ясно, что девушке совершенно неудобно находиться в этой позе.

Попробуем немного опустить подбородок. Как видно на следующем снимке, с красотой девушки ничего не случилось, но именно этот маленький нюанс придал снимку немного загадки и заставил выглядеть модель расслабленной!

Следите за позицией рук.

Руки – еще одна важная деталь, которая может погубить снимок. Следующий снимок хорош, пока не начинаешь смотреть на руки. Они расположены так, как у футбольного вратаря перед пробитием пенальти. При этом рука сверху выглядит крупнее, чем рука снизу.

Следующий снимок как будто бы лучше. Но все равно как- то неудобно, неказисто выглядит модель в этой позе. Такое ощущение, что одна рука растет не в ту сторону, а вторая только мешает и совершенно ни к месту расположена.

Меняем позу, ближнюю руку освободим, расположив на подлокотнике дивана, что также скроет некоторые детали. А вторую руку расположим вдоль тела, что только подчеркнет плавные линии фигуры модели.

Выходите за рамки стандартного мышления.

Иногда мы так очарованы стоящей перед нами моделью, что обо всем забываем и бездумно жмем на кнопку спуска фотоаппарата. Но что может быть проще, чем выход за пределы нормального мышления. Просто смотрите вокруг себя. Ищите выгодные ракурсы, используйте окружающие предметы.

При съемке следующего кадра я использовал окно, точнее сказать, я фотографировал, стоя за окном. Честно сказать, я долго крутился возле этого окна, с мыслями, как можно выгодно использовать его. Мне хотелось создать что-то необычное. Подобрав экспозицию, я «проявил» отражения на стекле, а потом сопоставил модель и отражения так, что получился потрясающий образ.

Я знаю, что сейчас многие из вас подумали про себя: «…все хорошо, но легко учить, работая с профессиональной моделью…». Да, она настоящая модель, но нередко и модели бывают не идеальны, когда вы впервые видите их. Именно так выглядит моя героиня в обычной повседневной жизни.

Фотограф Кевин Фохт

Жанр портрета в
русской
живописи
{
парадный и интимный портрет

Петр I в детстве
Атаман Ермак
Князь Скопин-Шуйский

Парсуна
В XVII векек появляются первые портреты
которые стали называть – парсуны.
Парсу́на (искажённое лат. persona -
личность, особа) -
синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Понятие
«парсуна»
в
значении
произведения переходного периода от
иконописи
к
светской
портретной
живописи предложено И. М. Снегирёвым в
1854 году.

Появляются парсуны (конец 16
века)– изображения людей,
имеющие черты портретного
сходства
Парсуна – портрет реального
лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже
купца), выполненный
иконописными приемами.
парсуна
Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее
достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор
неизвестен, парсуна находится в Национальном музее
Дании в Копенгагене

И.Никитин
«Портрет канцлера Г.И.Головкина»
Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после
его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму,
уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин - начальник Посольской канцелярии, затем Посольского
приказа, государственный канцлер, граф, сенатор, президент Коллегии
иностранных дел, член Верховного тайного совета. Преданная креатура
Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны.

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светлокоричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный
платок, длинные локоны роскошного парика.
Но главное – лицо,
с внимательным
взором, немолодое,
усталое, лицо
человека, познавшего
все тайны двора.
Предельное
внутреннее
напряжение,
душевная
сосредоточенность.

А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы.
В это время ему было около тридцати лет, а его супруге - четырнадцать.
На портрете художник обнимает свою юную супругу, которая изображена
по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета.
Возможно, таким образом
живописец хотел подчеркнуть
значимость своей избранницы,
он как бы выдвигает ее на
первый план, приближая к
зрителю. Супруги одеты в
изысканные платья, сшитые
по придворной моде.
Работа незавершена.
На обороте портрета имеется
надпись: «Матвеевъ, Андрей,
первый Русскiй живописецъ и
его супруга. Писалъ самъ
художникъ»

Созданные Матвеевым образы
говорят
о зарождающемся интересе к
человеку,
к его личным качествам и к
возможности
выразить их живописными
средствами.
В истории русского искусства
произведение Матвеева
явилось
одновременно первым
автопортретом
и первым семейным
портретом.

А.Антропов «Портрет
статс-дамы А. М. Измайловой»
Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был
для А. П. Антропова экзаменом на звание
портретиста после окончания учебы. С
этого произведения начинается период
наивысшего расцвета его творчества.
Живописец изобразил статс-даму прямо и
просто, с предельной честностью:
обрюзгшая старуха, с нарочитым
искусственным румянцем, насурьмленными
бровями и чуть-чуть слезящимися глазами.
Сочетание темного ровного фона с
объемной трактовкой образа Измайловой
способствует достоверности. Возникает
эффект выталкивания изображения из
плоскости холста на зрителя.

Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой.
Портрет А. М. Измайловой
открывает в русской живописи
новый тип камерного портрета,
который был уже не просто
версией парадного изображения,
а произведением, обладающим
своей спецификой.
Благодаря погрудному срезу и
крупному плану, максимально
приближающему модель к
зрителю, происходит полная
нивелировка жеста и
переключение внимания на лицо.

И.Вишняков
«Портрет Сарры Фермор»
Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ
Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века.
Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста,
Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет.
Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она
представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на
губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную
пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие
руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами,
исполненное живости и эмоциональности.
В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной
традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур,
неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а
также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела.
Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские
специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века,
производимого в Англии по французским рисункам

И.Аргунов «Портрет
неизвестной в русском костюме»
Аргунов тщательно выписывает
фактуры, любуясь
переливами тканей,
сверканием драгоценностей,
каскадами воздушного кружева.
Восхищение красотой
материального мира свойственна
всей живописи 18в.
В камерных портретах кисти
Аргунова психологическая
характеристика выходит
на первый план. Художник
вглядывается в лица пристально
и заинтересованно, подмечая
малейшие особенности
внешности и характера, иногда
откровенно любуясь их красотой,
прежде всего внутренней.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье
двух
загадок,
На полотне
обаятельная
Полувосторг,
полуиспуг,
юная женщина.
Изящный
овал лица,
Безумной
нежности
припадок,
тонкие летящие
брови, мук.
Предвосхищенье
смертных
легкий
румянец
и задумчиво
Когда
потемки
наступают
отсутствующий
взгляд.
В глазах ее
И приближается
гроза,
гордость и душевная чистота.
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Александра Петровна - вторая жена
пензенского помещика Николая
Еремеевича Струйского. На портрете
ей восемнадцать лет.
Поэт Струйский издал целый сборник
стихов, состоящий лишь из признаний
в любви жене.
Струйская стала радушной и
гостеприимной хозяйкой усадьбы в
Рузаевке, где молодоженами был
выстроен новый роскошный особняк.
Вокруг располагался парк с тенистыми
аллеями и проточными прудами.
Благополучная супружеская жизнь
длилась двадцать четыре года, вплоть
до внезапной кончины Николая Струйского
в 1796 году. За это время Александра
Петровна родила ему восемнадцать детей.
Струйская пережила мужа на сорок
четыре года. Умерла в 1840 году, ей было
восемьдесят пять лет.

Д.Левицкий
1.Портрет дочери художника.
2.Портрет вице-канцлера
князя А.М.Голицина.
1
Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого
выразили дух Екатерининской эпохи.
Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал
самое серьезное значение фактурной разработке живописного
произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить
множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и
виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность
дать более глубокую характеристику портретируемому.
2

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II.
Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших
портретов императрицы, в 1780-х - пятнадцать. Первый из них
был неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве
живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных
портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о
том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина
Алексеевна относилась к русскому художнику
без интереса. Она позировала иностранным мастерам.


Белая атласная одежда императрицы
сродни античным одеяниям. Одновременно
на государыне царская мантия, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, а также красная
лента и крест ордена св. Владимира 1-й
степени. Изящным жестом императрица
бросает в алтарь маки, которые во времена
Античности считались символом сна и
покоя. Тем самым
Екатерина II
изъявляет
готовность
пожертвовать
своим
спокойствием ради
процветания свои
подданных.

Д.Левицкий «Екатерина II законодательница в храме Правосудия»
«Средина картины представляет
внутренность храма богини Правосудия,
пред которою, в виде Законодательницы,
Ее Императорское Величество. Сжигая
на алтаре маковые цветы, она жертвует
драгоценным своим покоем для общего
покоя. Вместо обыкновенной
императорской короны она увенчана
лавровым венцом. Знаки ордена
Св. Владимира изображают пользу
для Отечества. Лежащие у ног
Законодательницы книги свидетельствуют
истину закона. Победоносный орел
заботится о соблюдении правосудия.
В дали видно открытое море, а на
развевающемся российском флаге
изображенный на военном щите
Меркуриев жезл означает
защищенную торговлю».
Левицкий «Собеседник любителей
российского слова». СПб., 1783г.

Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Картину можно расценить как пародию
на парадный портрет.
Прокофий Акинфиевич Демидов –
владелец крупнейших горнопромышленных
предприятий. Он был одним из самых
эксцентричных чудаков своего времени.
Вместе с нелепыми прихотями богатого
человека в нем уживались любознательность,
образованность и щедрость мецената.
Научным увлечением Демидова было
собирание гербария: его московская усадьба
славилась цветниками и ботаническим садом.
В типичных парадных портретах XVIII века
все компоненты определяли социальное
положение модели. В портрете Демидова
они имеют другое значение. Каждая деталь от гербария и лейки на столе до фасада здания свидетельствует о его увлечениях и характере.
Вместо официального мундира
на Демидове домашний жилет, панталоны,
чулки, халат, колпак, и шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе
с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест
правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал
крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно
противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным
фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Замысел портрета
принадлежит, вероятно,
самому Демидову.
Левицкий ни до, ни после
этого произведения никогда
не выходил за установленные
рамки парадного изображения.

Д.Левицкий «Портрет
Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Новая для русского искусства
разновидность жанра –
«портрет в роли».
Д.Г. Левицкий воспроизводит
сцену из спектакля с участием
воспитанниц Смольного института.
Тоненькие фигурки актрис
особенно пластичны на фоне
условных декораций с плоско
написанными деревьями.
В изысканный цветовой аккорд
сливаются шелк светлого платья
и насыщенный тон серого сюртука.
Задорная живость Хрущевой
подчеркивает нежную
застенчивость Хованской.

Боровиковский вошел в историю
русского
искусства
как
создатель
сентиментального портрета, образов
человека с его простыми чувствами и
мечтами «на лоне природы». Камерные
портреты Боровиковского открыли новую
страницу в русском искусстве. На полотнах
художника можно видеть и крестьян и
аристократов, однако образы сближает
трактовка их как личностей со своим
глубоко
индивидуальным
душевным
миром.
Постепенно Боровиковский выработал
нечто вроде иконографического канона
женских портретов: поясное изображение
фигуры, опирающейся на тумбу или
дерево, непременно с чем-нибудь в руке;
фон, как правило, природный. Фигура
всегда размещена на грани темного и
светлого.
Портрет Е.А. Нарышкиной

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Таинственный портрет.
Как всегда у Боровиковского, она
в белом платье
и цветном шарфе,
немного отодвинута вправо,
чтобы мы видели пейзаж.
Она чуть кокетлива
в повороте, независима,
смотрит с некоторым вызовом.
свет, скользящий по лицу,
кудри, губы, - все в ее лице
полно мягкости и лиризма.

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Но ощущение лиризма и доверчивости исчезает, стоит лишь заглянуть
в ее глаза - в них отчужденность, чуть ли не враждебность.
С большим реалистическим мастерством выписано лицо Лопухиной,
но высшей реальностью оказывается неведомое глубинное переживание,
о котором мы только догадываемся.

В.Боровиковский
«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
Портрет двойной (по числу
изображений на холсте).
Девушек объединяет и кровное
родство, и то особое слияние
душ, которое даруется
музыкой и пением.

Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в
полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно
располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей
такого портрета было прославление человека высокого социального
положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом
представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и
монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были
красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о
достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на
картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы,
военачальника, придворного, государственного деятеля.
В Камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное
изображение на нейтральном фоне. Разновидностью камерного
изображения с нейтральным фоном является интимный портрет,
выражающий доверительные отношения между художником и моделью,
это проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека.

В чём заключаются различия парадного портрета и комплиментарного? Или психологического и художественного? И может ли парадный портрет нести в себе заряд психологического?

Конечно, все имеющиеся на данный момент направления портрета упрощены, чтобы упорядоченно разнести их в ту или иную категорию портретного жанра. В принципе, это правильно: чтобы не погрузиться с головой в океан изобразительного искусства, нужно предусмотреть мелкие «лягушатники», но для автора подобные определения чреваты подсознательным подгоном своего творчества в рамки, ограничения. А ведь люди привыкают, когда фотограф творит в присущем ему стиле, и когда вектор его сюжетов меняется, это может вызвать у зрителя недопонимание, публика будет просить автора снова вернуться к самому себе.

Я много фотографирую девушек, но при этом затрудняюсь каталогизировать их портреты в определённые категории. Моё творчество нравится мне тем, что у меня нет огромных павильонов, роскошных декораций или даже мало-мальски серьёзного реквизита. В качестве света я использую либо импульсный, либо солнечный, так что минимум подготовки к работе вселяет в меня спокойствие.

Встречаемся в заранее оговоренное время, работаем, девушка позирует, а точнее, она думает что она позирует, она думает что делает это.

Почему же интимный портрет? Где тут интим? Часто спрашивают у меня товарищи мужского пола. Действительно, девушки не полуобнажённые, позы не раскованные, да и выглядят они сдержанно. Может я обманываю зрителя?

Я скажу так: «Интимный портрет – это портрет, созданный на камерном, монотонном фоне, демонстрирующий доверительность отношений между художником и моделью».

Люди, в моём случае это девушки, являются бесконечным кладезем вдохновения. Каждая девушка для меня уникальна. Мне нравится проецировать их манеру, взгляд, стиль общения, улыбки. Ничего этого не увидишь два раза. Главное, вовремя увидеть это и зафиксировать фотокамерой, но чтобы рассмотреть это, нужно постараться, в том числе и расшевелить девушку, то есть действует принцип «индивидуальная девушка – индивидуальный подход». Всё просто.

В своё время, это был 19 век, Ван Гог очень увлекался темой крестьян. Он жил среди них, одновременно питая из их быта темы для картин, но одно дело, наблюдать за определённой категорией людей со стороны, после чего переносить свои заметки на холст, или же стать одним из этих людей, думать как они, чувствовать то же самое. У меня похожий подход. Я стараюсь быть с девушками наравне, сводить все их различия к минимуму, синхронно вхожу в их сообщество, узнаю их переживания, волнения. Задача нелёгкая, учитывая женское мировоззрение, порой понять его бывает невозможно.