Итория одной картины.Бар в Фоли-Бержер Мане. Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли – Бержер Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли - Бержер»

Картина Мане, о которой идет речь, стала одной из самых знаменитых художественных произведениях искусства. На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника, побудило его написать один из своих шедевров, изобразил это заведение кистью.

Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, нежели дома.

Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.

Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.

Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?

Первое, отражение барменши должно быть в другом месте. Кроме того, ее поза в отражении отличается. Чем можно это объяснить? Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.

На мраморной стойке и в зеркале, даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу.

Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.

Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, не может, скрасит одиночество и грусть барменши.

Игра черных цветов отличает картину Мане, от произведений других художников. Это очень трудно, заставить играть черный цвет на полотне, но у Мане все получилось.

Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

от impression /фр./ - впечатление (1874-1886)

Направление в искусстве зародившееся во Франции. Это название, стиль, оказавший серьезнейшее влияние на развитие мирового искусства, получил благодаря саркастическому ярлыку придуманному критиком журнала "Le Charivari" Луи Леруа. Издевательски усеченное название картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" (Impression. Soleil levant) позже превратилось в позитивное определение: в нем ясно отражена субъективность видения, интерес к конкретному моменту постоянно меняющейся и неповторимой реальности. Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление. Импрессионисты старались как можно более точно передать свои впечатления от окружающего мира. Ради этой цели они отказались от соблюдения существующих правил живописи и создали свой метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок, внешнего впечатления от света, тени, их на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето - воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве: «Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений». Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий - разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой: Голубой - Оранжевый Красный - Зелёный Жёлтый - Фиолетовый, таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Художники: Поль Сезанн (Paul Cézanne) , Эдгар Дега (Edgar Degas) , Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) , Эдуард Мане (Édouard Manet) , Клод Моне (Oscar-Claude Monet) , Берта Моризо (Berthe Morisot) , Камиль Писсаро (Jacob Abraham Camille Pissarro) , Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) , Альфред Сислей (Alfred Sisley) .

Выставки: Всего было восемь, первая состоялась в 1874 в Париже, в ателье фотографа Надара, бульвар Капуцинок, 35. Последующие выставки, вплоть до 1886, в различных салонах Парижа.

Тексты: Ж.А.Кастаньяри "Выставка на бульваре Капуцинок. Импрессионисты", 1874; Э.Дюранти "Новая живопись", 1876; Т.Дюре "Художники-импрессионисты", 1878.

Описание некоторых произведений:

Пьер Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт", 1876. Холст, масло. Париж, Музей д’Орсе. Известное заведение Монмартра "Мулен де ла Галетт", распологалось недалеко от жилья Ренуара. Он отправлялся туда, чтобы работать на , и друзья изображенные на этой картине, нередко помогали ему носить холст. Композиция составлена из множества фигур, она создает полное ощущение толпы, захваченной радостью танца. Впечатление движения, которым полна картина, возникает благодаря динамичной манере живописи и свету, свободно падающему бликами на лица, костюмы, шляпы и стулья. Словно через фильтр он проходит сквозь листву деревьев, меняет хроматическую гамму в калейдоскопе рефлексов. Кажется, что движение фигур продолжают и усиливают тени, все вместе соединяется в тонких вибрациях, передающих ощущение музыки и танца.

Пьер Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт", 1876

Эдуард Мане "Бар в Фоли-Бержер", 1881-1882. Холст, масло. Лондон, галерея Института Курто. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины Мане - «Бар в Фоли-Бержер», выставленной в Салоне в 1882 году. В картине своеобразно совмещаются и изображение быта, и портрет, и натюрморт, приобретающий здесь совершенно исключительное, хотя и не первостепенное значение. Все это объединяется в сцену современной жизни, с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара?), претворенную художником в образ высокого художественного совершенства. Зеркало позади стойки бара, за которой стоит безымянная героиня полотна, отражает многолюдный зал, светящуюся люстру, ноги повисшей под потолком акробатки, мраморную доску с бутылками и саму девушку, к которой подходит господин в цилиндре. Впервые зеркало образует фон всей картины. Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращается в искрящуюся гирлянду огней и цветовых бликов. И зритель, стоящий перед картиной, вовлекается в эту вторую среду, постепенно теряя ощущение грани между реальным и отраженным миром. Прямой взгляд модели нарушает обманчивую отрешенность (l’absorption) - традиционный прием реперзентации главного героя картины, сосредоточенно занятого своими делами и как будто бы не замечающего зрителя. Здесь, напротив, Мане использует прямой обмен взглядами и "взрывает" замкнутость изображения. Зритель вовлечен в интенсивный диалог и принужден объяснить то, что отражается в зеркале: взаимоотношения кельнерши и загадочного персонажа в цилиндре.

"... В Салоне 1881 года Мане ожидает долгожданная награда - вторая медаль за портрет Пертюизе, охотника на львов. Теперь Мане становится художником "вне конкурса" и имеет право экспонировать свои произведения без согласия жюри Салона.

Мане надеется сделать "нечто" для Салона 1882 года - для первого Салона, где его полотна будут фигурировать с отметкой "В.К." ("вне конкурса"). Уж этого он не упустит!

Но сейчас, когда наконец к нему пришла слава, с таким трудом завоеванная, неужели ее дары попадут в бессильные руки? Неужели как раз тогда, когда ему наконец воздадут за труды и лишения. все будет кончено?.. Болезнь Мане неумолимо прогрессирует; он это знает, и тоска гложет его, и глаза заволакиваются слезами. Жить! Жить! Мане сопротивляется. Неужели его воля не сможет пересилить болезнь?..

Мане собирает всю свою волю. Его слишком рано хотят похоронить. И вот уже его можно встретить в кафе "Новые Афины", у Тортони, в кафе Бад, в Фоли-Бержер; у приятельниц, дам полусвета. И он всегда шутит, иронизирует, веселится по поводу своей больной ноги, своих "немощей". Мане хочет осуществить новый замысел: новую сцену парижской жизни, вид бара Фоли-Бержер - прелестная Сюзон за стойкой, уставленной винными бутылками; Сюзон, которую хорошо знают все постоянные посетители этого места.

"Бар в Фоли-Бержер" - произведение живописной тонкости и необычайной смелости: белокурая Сюзон за стойкой; позади - большое зеркало, где отражаются зал и заполнившая его публика. У нее на шее та же самая черная бархотка, что была у Олимпии, она так же околдовывающе неподвижна, ее взор холоден, он волнует своим безразличием к окружающему.

Это сложнейшее произведение продвигается с трудом. Мане бьется над ним, многократно переделывая. В мае 1882 года он познает счастье, созерцая в Салоне "Весну" и "Бар в Фоли-Бержер", сопровождаемые табличкой "В.К." Над его полотнами больше не смеются. Если кое-кто еще позволяет себе их критиковать, если, например, построение "Бара" с его зеркалом и игрой отражений находят слишком сложным, называют "ребусом", то все равно картины МАне рассматривают серьезно, внимательно, о них спорят как о произведениях, с которыми следует считаться. Впрочем, табличка "В.К." располагает публику к уважению. Волею этих двух букв Мане становится признанным художником; буквы эти призывают к размышлениям, поощряют симпатии (прежде их не решались высказывать вслух), затыкают враждебные рты... "

"В своем последнем большом произведении "Бар в Фоли-Бержер" художник словно прощался с жизнью, которой так дорожил, о которой так много думал и которой не уставал восхищаться. Пожалуй, никогда еще мировосприятие мастера не выражало себя в отдельном произведении с такой полнотой. В нем есть и любовь к человеку, к его духовной иживописной поэзии, и внимание к его сложным, незаметным поверхностному взгляду взаимоотношениям с окружающим, и ощущение зыбкости бытия, и чувство светлой радости при соприкосновении с миром, и ирония, возникающая при наблюдении его. "Бар в Фоли-Бержер" впитал все то, что Мане с такой настойчивостью и убежденностью искал, находил и утверждал в жизни ничем не примечательной. Лучшие образы, вошедшие в его творчество, сплелись воедино, чтобы воплотиться в этой юной девушке, стоящей за стойкой шумного парижского кабака. Здесь, где люди ищут радости в контакте с себе подобными, где царит кажущееся веселье, чуткий мастер вновь открывает образ юной жизни, погруженной в печальное одиночество. Мир, окружающий девушку, суетен и многолик. Мане понимает это и ради того, чтобы прислушаться только к одному, особенно близкому ему голосу, заставляет мир этот снова зазвучать "под сурдинку" - стать зыбким отражением в зеркале, превратиться в неясное, расплывчатое марево силуэтов, лиц, пятен и огней. Иллюзорная двойственность видения, открывающаяся художнику, физически как бы приобщает девушку к мишурной атмосфере бара, но ненадолго. Мане не позволяет ей слиться с этим миром, раствориться в нем. Он заставляет ее внутренне выключиться даже из разговора со случайным посетителем, прозаичный облик которого тоже принимает в себя зеркало, находящееся прямо за стойкой,где под углом видится со спины и сама барменша. Как бы оттолкнувшись от того отражения, Мане возвращает нас к единственной подлинной реальности всего этого призрачного зрелища мира. Затянутую в черный бархат стройную фигурку окружает светлое сияние зеркал, мраморной стойки, цветов, фруктов, сверкающих бутылок. Только она в этом цвето-световоздушном мерцании остается самой ощутимо-реальной, самой прекрасной и неопровергаемой ценностью. Кисть художника замедляет свое движение и плотнее ложится на холст, цвет сгущается, определяются контуры. Но возникшее наконец чувство физической устойчивости героини полотна неконечно: печальный, чуть рассеянный и недоумевающий взгляд девушки, погруженной в грезы и отрешенной от всего вокруг, снова вызывает ощущение зыбкости и неуловимости ее состояния. Ценность ее конкретной данности должна, казалось, примирить с двойственностью мира, ее окружающего. Но нет, далеко не исчерпанный до конца строй ее образа продолжает будоражить воображение, вызывать поэтические ассоциации, в которых к радости примешивается печаль.

Трудно поверить, что "Бар" создан умирающим человеком, которому каждюое движение доставляло жестокие страдания. Но это так. Эдуард Мане и перед смертью оставался бойцом, как в жизни был бойцом против буржуазной пошлости, обывательской лености мыслей и чувств, человеком редкостной души и ума. Он прошел трудный путь, прежде чем обнаружил ту подлинную красоту, которую искал в современной жизни: он хотел ее открыть и открыл в простых, незаметных людях, найдя в них то внутреннее богатство, которому отдал свое сердце."

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане" и послесловия М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.

Эдуард Мане - Бар в «Фоли-Бержер», 1882

Un bar aux Folies Bergère

Холст, масло.

Оригинальный размер: 96 × 130 см

Институт искусства Курто, Лондон

Описание: «Бар в „Фоли-Бержер“» (фр. Un bar aux Folies Bergère) — картина Эдуарда Мане.

«Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году. Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и своего друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся наброски, но и рентгеновские снимки картины. Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.

Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане. Зеркало, в котором отражаются фигуры, изображённые на картине, роднит «Бар в „Фоли-Бержер“» с «Менинами» Веласкеса и «Портретом четы Арнольфини» ван Эйка.

Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли - Бержер»

Данное произведение искусства получило огромную известность. Оно передаёт повседневную жизнь, протекающую во французском столичном баре времён XIX столетия. Художник и сам бывал здесь довольно часто, что и заставило его взяться за кисть.

Чем объясняется тяга Мане к праздному времяпрепровождению в этом кабаре? Всё дело в том, что творец не любил спокойствия, тишины. Больше ему нравилось веселиться, общаться, вести задушевные разговоры, встречаться с людьми. Именно поэтому его так манил разгульный образ жизни парижской пивной.

Создаётся ощущение, что художник начинал писать свою картину прямо внутри заведения. Вначале он сидел неподалёку от сцены, с правой стороны и обозначал эскиз. Затем попросил барменшу постоять перед ним в своей обычной позе - за стойкой бара, но уже в творческой мастерской Мане.

После смерти художника были обнаружены первые его работы из этого кабаре. Оказывается, первоначальная идея картины была несколько иной. На ней должны были быть изображены барменша и молодой человек - приятель Мане. Они стояли друг против друга и беседовали.

В итоге получилось другое: барменша стоит перед толпой клиентов, которые видны в зеркале, висящем сзади неё. Она задумчива, рассеяна, не слушает людей, а мечтает о своём. Однако тут же мы видим её же справа, будто бы девушка ведёт беседу с зашедшим в бар человеком. Она это или другая барменша? Этот вопрос так и остался невыясненным.

Возможно, то, что в зеркале - это то, что в голове работницы кабаре. То есть отображение её мыслей, воспоминаний о только что минувшем. Зритель понимает: девушка одинока, а вокруг неё так и кишит жизнь. Акробатка, пьяные лица, весёлые клиенты не радуют девушку, она вся погружена в свои печальные думы. Но и уйти она отсюда не может, ведь это её работа. Дисгармония бытия.

Вручают долгожданную вторую награду за портрет охотника на львов. Пертюизе. После чего Мане становится вне конкурса и может экспонировать свои картины, без какого либо разрешения жюри Салона.
Манне решается сделать нечто совсем необычное для художественного Салона, в начале 1882 года, где его картины будут фигурировать со специальной отметкой «В. К».
Верите ли вы в астрологию и предсказания звёзд? Миллионы людей доверяют прогнозам, которые составляют различные астрологи. Гуру среди таких предсказателей является Павел Глоба . Никто не знает больше о том, что сулят нам звёзды чем Глоба.
К нему, наконец, приходит долгожданная слава, но его болезнь прогрессирует просо неумолимо и он знает об этом и поэтому, его гложет тоска. Мане пытается сопротивляться тяжелой болезни. Неужели он не сможет пересилить болезнь?
Мане решает собрать все свои силы и волю, его еще рано пытаются похоронить. Его можно увидеть в кафе «Новые Афины», в кафе Бад, у Тортони, в Фоли-Бержер и у его приятельниц. Он все время старается шутить и иронизировать, веселится по поводу своих «немощей» и шутит по поводу своей ноги. Мане решает осуществить свою новую задумку: нарисовать сцену из повседневной парижской жизни и изобразить вид известного бара Фоли-Бержер, в котором за стойкой стоит прелестная девушка Сюзон, перед многочисленными бутылками. Девушку знают многие постоянные посетители бара.
Картина «Бар в Фоли-Бержер » — это произведение необычайной смелости и живописной тонкости: белокурая девушка стоит за стойкой бара, сзади нее большое зеркало, в котором отражается большой зал заведения с сидящей в нем публикой. У нее на шее украшение на черной бархатке, ее взор холоден, она околдовывающее неподвижна, она безразлично смотрит на окружающих.
Этот сложный сюжет полотна продвигается с большим трудом. Художник бьется над ним и многократно переделывает. В начале мая 1882 года Мане дорисовывает картину и становится счастливым созерцая ее в Салоне. Над его картинами больше никто не смеется, всего его картины рассматривают с большой серьезностью, о них начинают спорить как о настоящих произведениях искусства.
Свое последнее произведение «Бар в Фоли-Бержер» создал как будто прощался с жизнью, которой столь дорожил, которой так восхищался и о которой много думал. Произведение впитало в себя все то, что художник так долго искал и находил в ничем непримечательной жизни. Лучшие образы сплелись воедино, чтобы быть воплощенными в этой молодой девушке, которая стоит в шумном парижском кабаке. В этом заведении люди ищут радости контактируя с себе подобными, здесь царит кажущееся веселье и смех, молодой и чуткий мастер открывает образ юной жизни, которая погружена в печаль и одиночество.
Трудно поверить, что это произведение было написано умирающим художником, которому любое движение руки доставляло боль и страдание. Но даже перед смертью Эдуард Мане остается настоящим бойцом. Ему пришлось пройти сложный жизненный путь, прежде чем он обнаружил подлинную красоту, которую всю свою жизнь искал и нашел ее в простых людях, найдя в их душе внутреннее богатство, которому он отдал свое сердце.