История возникновения деда мороза. Где живет Дед Мороз. Пару слов о Снегурочке


Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних ёлок, однако это произошло только в конце XIX века. В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай , родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай перемстился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.

Эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка — дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове — так, как увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А. Врубель; или в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. А Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

Образ доброго и отзывчивого старика возник далеко не сразу. История Деда Мороза формировалась на протяжении тысячелетий. Сначала он был известен как маленький, сгорбленный старикан, с суровым нравом.

Ранние восточные славяне не ставили себе за цель создать положительного персонажа, дарящего радость и любовь. Напротив, древний Мороз являлся своеобразным отображением суровой русской зимы. Твердость, непоколебимость, жесткость и властный характер – вот его наиболее яркие черты.

Он был известен под разными именами, будь то Мороз, Трескун, Студенец, Карачун и так далее. Его неотъемлемым атрибутом была твердая деревянная палка, которой он наказывал непослушных малышей.

В зависимости от своего настроения и конкретных обстоятельств, он мог выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного персонажа.

Что же касается его функций - Легенда о Деде Морозе, или скорее уж легенды, свидетельствуют о нем, как об одном из наиболее ярких мифологических персонажей. Муж зимы, всесильный кудесник, волшебник, даритель и судья – это лишь краткий перечень его полномочий. В зимнее время он обретал высшую власть, становился одним из наиболее могущественных существ славянского мира.

Исходя из этого, тех, кто придумал Деда Мороза, попросту не существует, так как это народный персонаж, неоднократно изменявший свой облик и поведение. Однако есть и другая версия, согласно ней, данный персонаж был создан лишь в ХХ веке и являлся культурным заимствованием у народов Западной Европы.

Конечно же, нельзя исключать, что он одолжил несколько традиционных черт у своего аналога. Однако большинство историков склонно полагать, что в качестве главного автора, спровоцировавшего появление Деда Мороза, выступил именно русский народ.

Как Дед Мороз прижился в качестве доброго волшебника на Руси

На рубеже 19-20 веков персонаж начал свою очередную трансформацию. Новые нравы, ценности и идеалы требовали качественно новый образ, способный целиком и полностью им соответствовать. В результате история Деда Мороза, равно как и его характер и внешность перетерпели значительные изменения.

Он стал добрее, ласковее, утратил свои самые устрашающие черты характера (грубость, крутой нрав и так далее). На смену маленькому, неопрятному существу пришел милый старик, внушающий доверие.

Дед Мороз как символ Нового года

История Деда Мороза гласит следующее – сначала он был известен как рождественский персонаж, дарящий подарки в канун праздника. Стоит отметить, что в данный период «дедушка» не пользовался огромной популярностью.

Она пришла к нему немного позже, в 1935 году. Именно в этом году начинается история появления Деда Мороза в его нынешнем варианте. Советское правительство приняло решение учредить детский вариант празднования нового года.

Кандидатуры Санта-Клауса или более традиционного святого Николая шли в разрез с традиционной социалистической идеологией. Атеистическая политика и яркий антибуржуазный характер государства исключали даже саму вероятность использования данных персонажей.

Нужно было придумать что-либо новое, не связанное ни с религией (Рождеством) ни с западными странами. Взяв за основу древнерусский образ, советские политики наделили его лучшими моральными качествами в духе молодой, развивающейся страны.

Что же касается внешности, единственное, что было сохранено – это борода. Вместо доброго и забавного дедушки жители СССР увидели рослого и могучего богатыря, одетого в синий плащ, шапку и рукавицы. Собственно, именно так и произошло возникновение Деда Мороза как символа нового года.

Дед Мороз в СССР

История Деда Мороза в Советском Союзе – это период создания, становления и развития горячо любимого персонажа. Именно в это время он приобрел общенародное признание. Стал частым гостем Дед Мороз в каждом доме , более того - он стал появляться даже в Московском Кремле.

Данная эпоха породила абсолютно оригинального персонажа. Были отброшены все иностранные мотивы. Копнув поглубже, можно заметить много интересных моментов, которые таит в себе современная история возникновения Деда Мороза.

Например – персонаж отказался от повозки с оленями и стал управлять традиционной русской тройкой. Отбросил штаны и короткий пиджак, облачившись в длинный плащ фиолетового цвета. Но главной инновацией стало появление очаровательной спутницы – Снегурочки, выступавшей в роли внучки общеизвестного персонажа.

Появление Деда Мороза как символа нового года – его значение, роль в советской и современной культуре

Значение данного персонажа трудно переоценить. Его образ использовался во многих сказках, книгах и мультфильмах. А сам он стал неотъемлемой частью Зимы, «титульным лицом» ее главного праздника – Нового года.

Дед Мороз был олицетворением доброты, щедрости и ответственности. Данный образ отыграл огромную роль в воспитании сразу нескольких поколений детей. Стал отличным инструментом для формирования лучших моральных качеств в характере ребенка. А так же создал, или поспособствовал созданию счастливого и незабываемого детства.

История Деда Мороза сегодня

Развал Советского Союза спровоцировал появление Деда Мороза в новом облике. Он стал использовать некоторые западные элементы (например – переоделся в красную одежду), проповедовать новые идеалы (ныне его часто отождествляют со святым Николаем).

Однако все самое лучшее осталось, будь то доброта, ласковый характер и справедливость. В результате он стал еще более популярным. Легенда о Деде Морозе продолжает оставаться частью отечественной культуры, а такие вопросы как «Кто придумал Деда Мороза» или «Как появился Дед Мороз» задаются все чаще и чаще.

Ныне он продолжает дарить радость малышам, превращая их жизнь в сказку, пусть и на короткий миг. А сама история появления Деда Мороза превратилась в культовую легенду, которую стоит рассказать своему чаду, как только оно спросит, - «Как появился Дед Мороз?».

Единая предлагает вам в преддверии Нового года! Дед Мороз и Снегурочка на дом - то, что нужно, чтобы ваш праздник стал по истине волшебным!


В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а в России ─ Дед Мороз. В одних странах предками Деда Мороза считают "местных" гномов, в других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек.

Среди предков старца есть и вполне реальный человек - архиепископ Николай, живший в IV веке в турецком городе Мира. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря Св. Николай стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Что же касается русского Дедушки, то существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами".

В нашем языке слово "дед" означало - дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. А самый древний прообраз деда Мороза, это дед - защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание. Славяне считали, что Мороз - один из общих предков всех семей. Почести Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день прозвали Пасхой усопших, так как отмечался он вскоре после церковной Пасхи.

Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Большие деды, к которым относился и Дед Мороз, входили через дверь, а меньшие влетали через окно, поэтому во время такой ритуальной трапезы окна и двери раскрывались настежь. Во время этих кормлений, Деда Мороза можно было попросить о чем-либо. Считалось, что получив пищу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам. В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!”; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить.

А чтобы он стал еще добрее, наши предки всячески старались умилостивить его. Для этого устраивались всякие ритуальные действа. Зимой это были колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски, изображающие духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Смысл как раз и заключался в том, что участвовавшие в этом обрядовом действе изображали духов предков, которые получали награду за неустанную заботу о живущих. Среди колядующих обычно присутствовал один персонаж, одетый грознее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Он-то и назывался дедом.

В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ - старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно. Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните).

Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза - поначалу он собирал жертвоприношения - воровал детей и уносил их в мешке. Однако со временем - как это часто бывает - всё стало «с ног на голову», и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна,русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека... С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро»…На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость - всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира.

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?..

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов» …

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.

Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг - рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки. Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.
Хоть сам Дед и не знает, сколько ему лет, но про свой день рождения – 18 ноября – помнит отлично. Ведь дети сами ему его придумали.

5 601

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.