История стиля Вин Чун. Про историю стиля кунг фу вин чун Технические особенности стиля

Страна:

КНР

Основатель:

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в Вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь (Ип Ман) принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Известные сегодня ветви стиля

  • Ип Ман винчунькуэн (кулак вечной весны Е Вэня, Ип Мана на кантонском наречии).
  • Леун Тин основатель Международной WingTsun ассоциации IWTA
  • Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
  • Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
  • Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды). Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу.
  • Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао). Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком).
  • Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан)).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху)).
  • Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня).
  • Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня).
  • Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина).
  • Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя).
  • Малайский вэнчунькуэн.
  • Наньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии).
  • Пань Нам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пэн Наня).
  • Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна).
  • Вьетнамский винчунькуэн.
  • Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).
  • Тхеу Лам Фат Сон Вин Сюань Куен (шаолиньский кулак прекрасной весны из города Фошань)

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань называние этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но на самом деле чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. На самом деле отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т.п…

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и т. н. «ножи-бабочки» (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

Вин Чун происходит от грозной китайской династии Чинг, правившей около 250 лет назад. В те времена 90 процентов населения Китая (Ханы) находились под властью 10 процентов (Манчу).
Когда все виды оружия были запрещены манчу, ханы начали подготовку революционной армии, владевшей искусством кунг-фу. Храм Шаолинь стал убежищем, где проводились подготовительные тренировки классического стиля, на овладение которым уходило от 15 до 20 лет.
Для развития новой формы боевого искусства, на овладение которым уходило бы меньше времени, пятеро величайших мастеров Китая встретились и обсудили достоинства каждой из разнообразных форм кунгфу. Взяв у каждого стиля наиболее эффективные технологии, они развили программы тренировок, которые могли бы создать мастера боевых искусств за промежуток времени от пяти до семи лет, то есть за треть первоначального времени. Но храм Шаолинь был захвачен и сожжен манчу и тренировки не успели начаться.
Монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых из пяти великих мастеров. Она передала свои знания девушке-сироте, которую она назвала Вин Чун. Это имя значит "надежда на будущее". В свою очередь Вин Чун поделилась своими знаниями с мужем Леонг Бок Чо.
С течением времени стиль приобрел известность под названием Вин Чун.
Техника этой борбы всегда передавалась ограниченному количеству тщательно отобранных учеников.
Около ста лет назад Леонг Джун стал одним из избранных учеников обучавшихся Вин Чун. У него было два сына Леонг Бак и Леонг Чен. Они жили в цветущем китайском городе Фатшан. Будучи знаменитым мастером боевых искусств, он также был владельцем магазина лекарственных трав. Люди очень уважали его как благородного человека и ученого, который никогда не хвастался своими способностями в кунг-фу.
Чан Ва Сун, меняла, был соседом Леонг Джуна. Он был высоким сильным человеком и восхищался мастерством своего соседа в Вин Чун. Когда Леонг Джун решил не учить искусству боя никого, кроме своих сыновей, сосед стал следить за ним каждый день, в то время когда Леонг Джун вел тренировки у своих сыновей. Скоро Леонг Джун заметил, что Чан следит за ним и стал специально показывать упрощенные версии движений.
Пристрастие Чана к шпионству тронула Леонг Джуна и он принял соседа к себе в ученики. Несмотря на это Леонг Джун продолжал показывать Чану лишь упрощенную версию, так как боялся, что после его смерти Чан будет оспаривать звание Великого Мастера Вин Чун у его сыновей. Так как Чан был очень высоким, крепким и сильным мужчиной, сыновья Леонг Джуна не смогли бы победить его, если бы он знал настоящую версию Вин Чун.
Подозрения Леонг Джуна были не напрасными. После его смерти и смерти его сына Леонг Чена, Чан выгнал второго сына из Фатшана. Леонг Бак поселился в Гонконге.

Чан Ва Сун сразу же начал обучать других упрощенной версии Вин Чун. Он обладал огромной популярностью, но за много лет выбрал себе лишь 11 учеников.
Некоторое время спустя к нему пришел двенадцатилетний мальчик Ип Ман и, дав Чану 300 кусков серебра, попросил Чана сделать его своим последним учеником.
Вначале Чан решил, что мальчик украл деньги у родителей. Он отвез Ип Мана домой и рассказал все его родителям. Выяснилось, что Ип Ман не украл деньги, а сам скопил их. Восхищенный преданностью мальчика, Чан сделал его своим последним учеником.
В течение четырех лет Ип Ман изучал систему Вин Чун Чана и после смерти учителя переехал в Гонконг. В возрасте шестнадцати лет он уже обладал репутациейпрекрасного мастера боевых искусств. Друзья Ип Мана по боевым искусствам познакомили его с эксцентрич-ым пожилым человеком, который был прославленным мастером кунг-фу. Ип Ман кинул вызов этому человеку и позорно проиграл бой. Старик оказался Леонг Баком, сыном Леонг Джуна, единственным кто владел настоящей версией Вин Чун. После знакомства Леонг Бак рассказал Ип Ману историю упрощенной версии и принял его своим единственным учеником.
Ип Ман изучал подлинную версию Вин Чун в течение четырех лет. С новыми знаниями он вернулся в Гонконг, победил всех, кто был старше его и стал Великим Мастером Вин Чун. Все последователи кунг-фу уважали его способности, но он никогда не брал себе учеников.
В 1948, когда к власти пришли коммунисты, уехал в Макао, оставив все свое состояние в Китае. В Макао он жил в крайней бедности, пока не встретил Леонг Шана, мастера кунг-фу, который привез его в Гонконг и стал заботиться о нем.
У Леонг Шана была школа кунг-фу в помещении ресторана рабочего союза в Гонконге. Там у Ип Мана была маленькая комнатка. Каждую ночь после закрытия ресторана в рабочем союзе проводились занятия по кунг-фу. Ип Ман часто наблюдал за занятиями и беззлобно посмеивался над неадекватностью стиля преподавания Леонг Шана.
Однажды ночью в 1951, Леонг Шан разозлился на неуважение Ип Мана. Чтобы поучить его, Леонг Шан бросил ему вызов. Несмотря на то что Леонг Шан был выше, крупнее и моложе, он не был серьезным противником для Ип Мана. Ип Ман с легкостью победил его.
После этой победы над Леонг Шаном Ип Ман открыл всем, что он является Великим Мастером Вин Чун и сделал Леонг Шана своим первым из нескольких, всегда тщательно отбиравшихся учеников.

Что общего у Вин Чун с оперой «Красная Джонка».
Версии происхождения.
«Как» и «Зачем».


Винчункуен или венчункуен (оба варианта на путунхуа звучит одинаково - "юнь - чхунь - тсюань") - это вид китайского боевого искусства. Техника ВинЧун включает в себя различные способы рукопашного боя и методы боя с оружием.
Известно, что впервые школы с таким названием появились в начале XVIII века в округе Гуаньчжоу провинции Гуаньдун. ВинЧун был популярен среди актеров гуандунской оперы из труппы "Красная Джонка". Сегодня ВинЧун является ведущим стилем в г.Фошань.

Существуют две официальные версии происхождения стиля.

Самая популярная называет создательницей ВинЧун дочь минского генерала Люй Сэйлян, известную как монахиня У Мэй ("Пять Слив"). Она нашла прибежище в монастыре Байхэсы ("Обитель Белого Журавля") в горах Далянь, на границе провинций Юннань и Сычуань. Её ученицей была дочь продавца тофу по имени Ян Юнчунь (Ян "Поющая Весна"). Муж Ян Юнчунь, торговец солью из Шаньси Лян Бочоу, изучил технику своей жены и открыл свою школу на севере Гуаньдуна, в деревне Наньсянь. В память о жене он назвал свою школу "винчункуен" ("кулак Поющей Весны").

По другой версии ВинЧун был создан шаолинским наставником Чжи Шанем на основе "обновленной" версии шаолиньцюань. Стиль, которому он обучал актера гуандунской оперы «Красная Джонка» Хуан Хуабао, назвался "венчункуен" ("кулак вечной весны"), по имени одного из залов Шаолиня - Юнчуньтай ("Павильон Вечной Весны"). Хуан Хуабао поделился своими знаниями с собратьями по ремеслу - актерами Лян Эрди и Дахуамянь Цзинем, а в начале 1870-х вернулся в родной город Фошань, где и открыл школу ВинЧун. Большинство мастеров XX века являются учениками его фошаньских учеников - полицейских Фэн Сяоциня и Хо Баоцюаня, а также доктора Лян Цзяня, которого за непревзойденное мастерство называли "Винчунван".

В китайском понимании, "предок-первоисточник" стиля - явление абсолютно необходимое, так как он гарантирует "истинность" на пути духовного роста. В реальности каждая школа - плод коллективного творчества, включающий опыт многих и многих поколений мастеров. На этом непростом пути возможно одновременное сосуществование, как истинного искусства, так и упрощеных "тупиковых" направлений.

Кроме общепринятых легенд о происхождении стиля, существуют ещё несколько "непопулярных" версий, в которых создателями техники ВинЧун называются другие мастера.
В полном смысле этого слова, основателем ВинЧун можно было бы назвать легендарного эмэйского монаха Мяо Шуня ("Бессмертная Кошка"), учителя отца Ян Юнчунь - Ян Эра. На основе эмэйского стиля шиэрцзя ("двенадцать застав") и техники гуаньсийского байхэцюань ("кулак белого журавля") он создал медитативную форму сяонаньтоу или СиуЛимТао ("малая идея"), которая является основой ВинЧун.

Другим возможным источником ВинЧун называют Мяо Цуйхуа. Она была дочерью шаолиньского мастера Мяо Хина, ученицей У Мэй, женой мастера винчун Фун Да, и матерью легендарного героя Фон Сайюка. Мяо Цуйхуа, также известна как создатель принципа Шуан До (Двойных Ножей). В этой версии ВинЧун изначально был рассчитан на работу ножами, и лишь затем развился в технику безоружного боя.

Чжан У, который обучал актеров «Красной Джонки» также вполне может быть назван создателем этого стиля.
В отличие от всех вышеописанных возможных источников ВинЧун, Чжан У - реальная личность, чьё существование подтверждено документально. В юности он выступал в пекинской опере как певец и ведущий актер в батальных сценах. Чжан У некоторое время жил в районе Хэншань в Хунани, где овладел стилями цзиньганчжан ("алмазная ладонь"), танланцюань("кулак богомола"), тайцзицюань и инчжаопай ("когти орла"), тренируясь у мастера И Чэня (принадлежавшего к 22-му поколению монахов Шаолиня).
Где-то между 1723 и 1736, Чжан У переехал в Фошань, в провинции Гуандун. В Фошане Чжан У стал известен как "Тан Сао У", что означает "Сухорукий". Из-за частичного паралича его левой руки он не мог использовать никаких "размашистых" боевых техник. Чжан У обьединил актеров оперы «Красной Джонки» (известных также как "Послушники Грушевого Сада") в ассоциацию "Хунхуахуйгуан" ("Союз Красного Цветка"), в которой он преподавал традиционные "Восемнадцать искусств гуандунской оперы".
Более вероятно, что Чун преподавал актерам «Красной Джонки» северные военные искусства, чем что-то подобное ВинЧуну. Однако, его влияние на «Красную Джонку» бесспорно, и его наследие сыграло немалую роль в том, что в конечном счете стал известным как ВинЧун.

Если о "первоисточнике" ВинЧун можно лишь догадываться, то его техническое содержание вполне доступно для анализа. Естественно, ВинЧун возник не на пустом месте, из одного лишь созерцания боя журавля со змеей (или лисицей). В каждой ветви ВинЧун называются иные стили, из которых он произошел.
Чаще всего его связывают непосредственно с шаолиньской традицией. Такой подход вообще весьма характерен для южнокитайских школ. Северные стили (а шаолиньцюань "южным" никогда не был) основаны на непривычных для южан двигательных стереотипах и считаются более "древними", то есть в китайском понимании - более "качественными". Однако современный шаолинпай менее всего напоминает ВинЧун, даже в его самом "формализованном" виде.
Другой "базовой" для ВинЧун школой называют юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля уезда Юнчунь"). Для жителей провинции Гуаньдун, исповедующих стили "южного кулака" (хунцзя, цайлифо, баймэй), оригинальный фуцзяньский стиль "журавля" также был чем-то экзотическим. Традиционный для байхэцюань сброс силы методом "встряхивающейся собаки" мог быть заменен на более привычный гуаньдунцам резкий "складывающийся" импульс.
Еще одним источником "узкой" техники ВинВун считают переработку формы боя копьем "южного богомола". На это есть свои основания. В так называемом "боковом" ВинЧун из деревни Гулао бой ведется в манере, довольно напоминающей стиль "богомола", с "вязкой рук", короткими подшагиваниями и глубокими выпадами. Атаки и защиты выстраиваются по шести "окнам", что очень напоминает фехтовальную схему.
Вероятнее всего, ВинЧун не возник в одночасье из какой-то одной определенной школы, а представляет собой компиляцию из множества стилей. Методика тренировки ВинЧун имеет свои параллели в тайцзицюань, ицюань, танланцюань. Сочетание коротких "мечей-бабочек" с длинным шестом характерно для хунцзяцюань (кант."хунгар").
В действительности, сегодня существует только два принципиально различных стиля ВинЧун - "уступающий" и "отражающий". Впрочем, не существует школы ВинЧун, декларирующей свой стиль как "жесткий" или "силовой". "Жесткость", как и "мягкость", - понятия относительные. Существует принципиальное отличие в методах приема и выдачи импульса атаки.
Самый распространенный путь - применить "пружинную" силу, наподобие распрямляющегося прута (роль которого выполняет поясница).
Другой способ - это использование "пустой" силы, основанной на "проваливании" противника в момент завершения им атаки, за счет смещения своего центра тяжести по спирали.
Несмотря на всю свою мировую популярность, "уступающий" ВинЧун медленно исчезает. И дело даже не в отсутствии желающих получить знания или нежелании их дать. Просто этот процесс требует многолетних планомерных тренировок "из рук - в руки". Большинство же рассчитывают на сиюминутный результат. Таких "юзеров" становится всё больше и больше, а истинных мастеров - наоборот. Атакующий "динамический" ВинЧун сегодня активно вытесняет старое "выжидательное" направление. Такой стиль более прост в обучении и легче адаптируется к различным соревновательным правилам. Древний принцип ВинЧун "уступить - значит победить" означает, что лишь то, что давая противнику "первое слово", можно "узнать" его и "понять".
В более широком понимании, ВинЧун - не только боевое искусство, но, прежде всего духовная практика, дающая ответ не только на вопрос "как", но и на вопрос "зачем".

: yǒng chūn , палл. : юнчунь - «Поющая весна» ) - китайская школа ушу .

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Первый учебный фильм по ВИН ЧУН в СССР (В. Мартынов)

Субтитры

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Поющая Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-1940-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы (англ.) «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань , где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге , где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь. В силу этого, Винчунь не внесен в реестр боевых искусств.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань название этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но в действительности чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. Отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т. п.

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и так называемые «мечи-бабочки» (два тесака, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой)-(которые Е-Вень тоже постоянно носил с собой). Причём, по словам Вильма Чэна (в его книге), родным оружием для Винчун являются мечи-бабочки, а шест дракона был внесён в Винчун из другого стиля. В других версиях, помимо мечей-бабочек, встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, имеет парный комплекс выполняемый вдвоём, а также подчеркивая своё легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин-Чунь занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

Примечание: перед прочтением публикации необходимо личное понимание, что рассматриваемые здесь направления и имена не охватывают полного объёма истории и описания стиля, а лишь затрагивают его часть. Для полного же рассказа о стиле понадобится несколько подобных статей, а то и больше.

Вин Чун был мало известен посторонним до середины двадцатого века. Существуют различные, порой не связанные между собой, версии истории боевого искусства Вин Чун.

Здесь будет изложена информация о стиле и его истории с нескольких разных источников, ссылка на которые также прилагается. Для начала последует текст публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань (вин чун)" авторства В. Бондаренко:

Кулачное искусство юнчуньцюань идёт от настоятеля буддийского монастыря Ши Ичэня (Одна пылинка). Он из монастыря Шаолиньсы провинции Хэнань (22 поколение), проживал в период династии Цин в годы правления под девизом "Цянь-лун" (1736-1795), в старости жил в провинции Хунань в горах Хэншань. Ичэньпередал кулачное искусство только одному ученику – Чжан У , другое имя Таньшоу У. Чжан У по профессии был актёром, который исполнял в театре сцены боя. Чжан У является представителем второго поколения кулачного искусства юнчуньцюань. Своё второе имя (Таньшоу У) он получил по названию техники в юнчуньцюань – "Вспахать, преградить, развернуть, рука-крыло" (гэн лань тань бан). Он обучил кулачному искусству юнчуньцюань актёров театра, исполнявших сцены боя, это – Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун и Сяо Ваньчжан. Чжан У и его театр на лодках появился в провинции Гуандун. В театре он был главным учителем актёров по сценам боя, поэтому в театре его считали первым поколением. Но на самом деле он был представителем второго поколения мастеров юнчуньцюань. Из шестерых учеников Чжан Усамыми известными своим мастерством были двое – это Дахуамянь Цзинь (Цзинь Большое раскрашенное лицо) и Лян Эрди .

1 поколение: Ши Ичэнь
2 поколение: Чжан У
3 поколение: Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун, Сяо Ваньчжан

Хуан Хуабао и Лян Эрди переехали в деревню Дацзивэй, что возле города Фошань. В городе Фошань, в "Ассоциации искусств при временном правительстве", они начали обучать актёрскому мастерству и преподаванию шаолиньюнчуньцюань, подчёркивая названием связь с монастырем Шаолинь. В то время искусство юнчуньцюань было полным, комплексы целыми, а также присутствовала практика с различными видами оружия: меч-дао, пика-цян, шест-гунь и хлыст-бянь. Помимо этого в обучение входила практика цигун, а также практика "железной ладони" (тешачжан) и практика "трёх ладоней" (саньчжан).
"Три ладони" (саньчжан) – это три комплекса: "Четверо врат" (сымэнь), в котором основу составляет техника "парные летающие ладони" (шуанфэйчжан); "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), в котором основу составляет техника "ладонь, разбивающая строй" (попайчжан); "Ладонь Будды" (фочжан), в котором основу составляет техника "ладонь протыкающая сердце" (чуаньсиньчжан).

Отбор учеников для боевого искусства проходил очень жёстко, а искусство было тайным.

В то время в Фошаньской аптеке работал Лян Цзань , он пришёл обучаться у Хуан Хуабао и Лян Эрди. В начале Лян Цзань проходил обучение у своего односельчанина Хуан Хуабао, после у Ляна Эрди. Почему так произошло, об этом существует два мнения. Первое – театр одно время был запрещён правительством, в это время Хуан Хуабао покинул Фошань и Лян Цзань пошёл учиться к Лян Эрди. Позже, когда запрет был снят, Хуан Хуабао вернулся. Второе мнение – Хуан Хуабао был активным сторонником свержения Цинской династии, поэтому власти его разыскивали и Хуабао приходилось скрываться.

Лян Цзань (1826-1901) родился в провинции Гуандун уезда Хэшань в деревне Гулао. С детства с отцом переехал в Фошань. Отец в Фошани открыл аптеку "Цзаншэнтан". Лян Цзань с детства любил боевые искусства, он каждый день ходил к своим учителям Хуан Хуабао и Лян Эрди изучать юнчуньцюань.
Он изучил: "Маленькая идея" (), "Четверо врат" (сымэнь), "Искать мост" (синьцяо), "Метить пальцами" (бяочжи), "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), два комплекса "Кулак цветка" (хуацюань), "Ладонь Будды" (фочжан), "Красная убийственная рука" (хуншашоу), "Кулак зеркального отражения" (цзининцюань), "Столбовой кулак" (чжуанцюань; в него входят методы работы на деревянном манекене).

Лян Цзань также изучил практику юнчунь с различными видами оружия: "комплекс с мечом- цзянь, исполняемый по прямой линии" (ицзыцзянь); "Парный зажим дао"(шуанцяньдао), другое название "Зайти в лес с дао" (жулиньдао); "Одиночное дао" (даньдао), другое название "Выйти из леса с дао" (чулиньдао); "Большой дао с девятью кольцами" (цзюхуаньдадао); "Шесть с половиной точек шеста" (людяньбаньгунь); "Пика цветка сливы с горного замка" (мэйхуасохуцян); "Одиночный хлыст" (даньбянь), а так же практику "Двузубцем" (ча).

Позже, освоив всё это, Лян Цзань стал преподавать боевые искусства. Лян Цзань был родом из одной деревни Гулао с Хуан Хуабао, поэтому они были знакомы. Это послужило причиной того, что его взялись обучать кулачному искусству юнчуньцюань. Лян Цзань стал очень известным в Фошани. Говорят, что в то время, когда в школу Хуан Хуабао приходили мастера из других школ, они все дрались с Лян Цзанем, и так как Лян Цзань ни разу не проиграл, ему дали имя "Господин Лян Цзань из Фошаня".

Лян Цзань открыл аптеку на улице Вайянли. В ней он днём лечил, а вечером преподавал боевые искусства. Лучшим из его учеников был его сын Лян Би, а так же другие знаменитые ученики: Ли Хуа (другое имя "Хуа деревянный человек"); Чэнь Хуашунь (другое имя "Меняла Хуа"); Лу Гуй (другое имя "Гуй свиное мясо"); Лян Ци (другое имя "Хулиган Ци"); Да Шаньшу. О дальнейшей судьбе Да Шаньшу и Лян Ци ничего неизвестно. Многие ветки и линии передачи юнчуньцюань утеряны, но школа Лян Цзаня сохранилась.
Лян Цзань всю жизнь занимался боевыми искусствами, в старости уехал на родину в деревню Гулао, а руководство школой передал Чэнь Хуашуню.

Для тренировки боя в юнчуньцюань требуется мало места, как говорят: "Достаточно места лежащей на земле коровы". К практике Лян Цзань добавил цигун "возвращающий энергию почек к истоку" (шэньци гуюаньгун); травматологию из искусства шаолиньцюань, так как считал, что этому так же необходимо обучать. А так же сам разработал характерные для юнчуньцюань "удары по точкам" (дяньсюэ) и "раскрытие точек" (цзясюэ), назвав это "Секретный метод травмирования, тайно передаваемый предыдущими учителями юнчунь" (юнчунь сяньши мигуань сюэдаоцзюэ) и обучая этому только лучших своих учеников. Отбор учеников происходил жёстко, поэтому настоящих хороших последователей немного.

4 поколение: Лян Цзань, Фэн Шаоцин, Хо Баоцюань
5 поколение: Чэнь Хуашунь, Жуань Цзиюнь, Жуань Цишань

[примечание: в четвёртом и пятом поколениях указаны только самые известные мастера, которые возглавили школы]

Помимо Лян Эрдивысокого уровня в юнчуньцюань достиг Дахуамянь Цзинь, который обучил Фэн Шаоцина и Хо Баоцюаня.

Сейчас кулачное искусство делится на две большие ветви: первая – это продолжатели мастеров Хуан Хуабао и Лян Эрди, школа, которую называют направлением мастера Лян Цзаня или фошаньский шаолинь юнчуньцюань ; вторая – идёт от мастера Дахуа Мяньцзиня, которую продолжили мастера Фэн Шаоцин и Хо Боацюань, они обучили братьев Жуань Цзиюня и Жуань Цишаня. Жуань Цзиюнь, впоследствии взявший имя Нгуен Тэ Конг, стал основателем вьетнамской ветки юнчуньцюань , а Жуань Цишань является основателем гуаньчжоусского юнчуньцюань .

Необходимо отметить, что Жуань Цзиюнь получал указания и от мастера Лян Цзаня, таким образом можно предположить, что из представителей пятого поколения его знания были самыми полными, так как он обучался у всех самых известных мастеров четвёртого поколения. Через много поколений в школах появились небольшие отличия в определённых движениях, а также появилось три различных способа написания слова юнчуньцюань (отличия касаются написания только первого иероглифа «юн»), но это не означает возникновения различных стилей, просто со временем разные мастера в разных местах получили разное написание. [конец публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань", В. Бондаренко]

Легенды о возникновении стиля

Корни стиля прослеживаются на протяжении последних 250 лет и восходят к южному монастырю Шаолинь. В то время монастырь оставался непоколебимым, несмотря на многочисленные нападки со стороны правящей династии Манчжу. В монастыре преподавалось классическое боевое искусство, обучаясь которому, через 15-20 лет выпускался совершенный воин.

Необходимость более быстрой подготовки бойцов подтолкнуло пять лучших мастеров Китая встретиться и обсудить достоинства каждого стиля Кунг-фу. Они выбрали наиболее эффективные методы, теории и принципы из различных стилей и продолжили развивать программу обучения, которая позволяла подготавливать бойцов через 5-7 лет.

Прежде, чем программа была осуществлена, Южный монастырь был захвачен и разрушен. Одинокая монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых, кто знал полную систему. Она блуждала по деревням до тех пор пока не встретила молодую девушку сироту и не обучила её системе. Она назвала девушку Йимм Вин Чунь (что переводится как "Прекрасная Весна", или "Надежда на Будущее") и уже вдвоём они продолжили оттачивать боевую систему.

Стиль был пронесён через годы и в конечном счёте стал известен как Вин Чун, в честь основательницы. Завеса тайны вокруг искусства была наконец приподнята в начале 1950-х, когда Патриарх стиля Ип Ман начал открыто преподавать в Гонконге и его студенты начали получать знания об одном из лучших из известных стилей. Им приходилось его испытывать и в уличных драках и на "дружеских" соревнованиях. Искусство приобрело ещё большую популярность, когда один из учеников - Брюс Ли - начал демонстрировать его по всему миру.

Эта же легенда в иной версии:

По "устным преданиям" (чжуаншу) считается, что стиль, известный сейчас под названием юнчуньцюань, был создан приблизительно 200 лет тому назад монахиней У Мэй ("Пять Слив"). В миру её имя было Люй Фэйлян и она была дочерью минского генерала. У Мэй бежала из храма Шаолиньсы и, преследуемая цинским правительством, нашла убежище в Байхэсы (монастыре "Белого Журавля") в горах Даляншань, на границе провинций Юньнань и Сычуань.

Наблюдение схватки между змеёй и журавлём, вдохновило её на создание собственного стиля, который она назвала "Кулаком Белого Журавля Вечной Весны".

Некоторые исследователи считают, что имя У Мэй было псевдонимом для Чэнь Юнхуа, именуемого также Даос "Белый Журавль", который в 1670-х был известным организатором антицинского сопротивления. А известные как "пять предков" (Бай Мэй , Чжи Шань , У Мэй , Мяо Шунь и Да Байфэй ) – всего лишь персонажи средневекового рыцарского романа "Ванциннян", имена которых народная молва связала с реально существовавшими, но безымянными лидерами тайных обществ.

Новейшие исследования подтверждают, что человек, известный под псевдонимом У Мэй, имеет отношение к 5-му поколению мастеров юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля округа Юнчунь"), точнее – к стилю пэньцзя байхэцюань ("кулак белого журавля семьи Пэнь"). Этот стиль известен с 1850-х, он основан на более архаичной методике, чем современный байхэ – тренировке саньшоу ("отдельных рук", т. е. приёмов). Традиционная для байхэцюань ганфацзинь ("жёсткий выброс усилия") в юнчуньцюань был изменён на жоуфацзинь ("мягкий выброс усилия"). Сам термин "умэй" ("пять слив"), имеет отношение к известному в юнчунь байхэцюань принципу распределения внимания по "пяти точкам сливы" (удяньмэй), применяемому в мафа ("методе тренировки позиции"). Этот метод уникален для байхэцюань, но также известен и в юнчуньцюань.

"У Мэй" обучил(а) своему стилю монаха по имени Мяо Шунь("Бессмертная Кошка"). Объединяя "кулак белого журавля" с техникой шиэрчжуан ("12 застав"), известного ему стиля нэйцзя шэсиншоу ("рука змеи внутренней семьи"), Мяо Шунь разработал основу нового, пока безымянного искусства – форму сяоляньтоу ("маленькая начальная тренировка"). Он передал эту технику человеку по имени Янь Эр , бывшему руководителю отряда хунгун ("красных шестов"), являющимся фуцзяньским отделением тайного общества Хун Мэнь ("Красные Ворота"). Когда маньчжуры раскрыли заговор "триад", Янь Эр попал под подозрение. Прямых доказательств не было, поэтому его ложно обвинили в смерти жены. Янь Эр, вместе со своей дочерью, бежал в провинцию Гуаньси. Там он открыл магазин тофу (соевый творог), куда и зашёл странствующий монах Мяо Шунь. Узнав по тайным знакам члена сопротивления, Мяо Шунь решил обучить его своему стилю. Так Янь Эр стал единственным учеником, узнавшим смешанное искусство Мяо Шуня и У Мэй.

Дочь Янь Эра, Янь Юнчунь ("Янь Воспевающая Весну"), обучалась боевому искусству своего отца. Днём они работали в магазине, а ночью тренировались. У Янь Юнчунь был жених, с которым они были помолвлены с детства - сын торговца солью из Цзяньси по имени Лян Бочоу . Когда Янь Юнчунь исполнилось 15 лет, Янь Эр, предчувствуя свою скорую смерть,дал согласие на брак со своей дочерью. Лян Бочоу практиковал боевое искусство вместе с Янь Юнчунь. Когда Янь Эр умер, Янь Юнчунь и Лян Бочоу переехали в Чжаоцин, провинцию Гуандун. Через некоторое время Янь Юнчунь также заболела и умерла. В память о любимой жене Лян Бочоу назвал свой стиль юнчуньцюань ("кулак Воспевающей Весну").

Лян Бочоу обучил своего родственника - молодого человека по имени Лян Ланьгуй, который принадлежал к богатой семье и был большим любителем театра. Лян Ланьгуй дружил с актёрами оперной труппы Цянхуа, которая также являлась отделением тайного общества Хуньчуаньсибань (Оперный союз "Красная Джонка"). Гастролирующий по реке Чжуцзян театр-корабль следовал маршрутом Чжаоцин – Гуанчжоу. Однажды их представление увидел Лян Бочоу. Техника актёров была превосходна и Лян был очень впечатлён. Он решил, что актёры могут стать исключительными учениками и обучил их своему стилю. Лян Ланьгуй продолжил путешествие вместе с труппой, а Лян Бочоу уехал на север Китая.

"Красная Джонка"

Оперный союз Цянхуагуйгуань ("Союз драгоценного нефритового цветка") был не только школой подготовки актёров, но и своеобразным "профсоюзом театральных работников". В него входили актёры Хуан Хуабао , Лян Эрди , "Дахуамянь " Цзинь и "Гаолао " Чжэн . Предположительно, Союз был образован в период правления династии минского императора Ши Цзуна (около 1522 г.) в районе Дайкэймэй (г. Фошань). Цянхуагуйгуань благополучно процветал до тех пор, пока в 1855 году циньский наместник Е Минчань не объявил Союз бандой изменников и нарушителей нравственности. Театр был запрещён, корабль сожжён. Полный запрет действовал до самой отставки Е Минчаня. Его сменил Ю Линь в 1868 году, пригласивший на день рождения своей матери нескольких исполнителей. Через 13 лет, в память о матери, он решил узаконить оперу и подал ходатайство в императорский суд. Наконец, в 1871 году запрет был снят. Была образована новая Оперная Ассоциация, зарегистрированная в Гильдии Цзицинь города Гуанчжоу как Байхэхуэйгун ("Союз 8 координаций"). Иногда его называли также Лиюаньтуди ("Послушники Грушевого Сада", по имени одной из постановок) и Хунчуаньтуди ("Послушники Красной Джонки* ").

* Что такое джонка?

Стиль Вин Чун Куен (Юн Чун Цюань), что в переводе с китайского означает "Кулак Вечной Весны", зародился в Китае в начале 18 века. Существуют различные легенды об истории создания этой системы боевого искусства. Каждая из ныне существующих школ и направлений Вин Чун имеет свою версию классической легенды, описывающей историю создания стиля. Здесь приведён вольный перевод истории стиля Вин Чун, написанной, наверное, самым известным мастером, основателем целого направления Вин Чун – Гранд мастером Йип Маном . Перевод сделан с текста, опубликованного в англоязычном издании книги мастера Л. Тинга "Roots & Branches of Wing Tsun" ("Корни и ветви стиля Вин Чун"). Вот эта история...

Основательница Вин Чун Кунг-фу, мисс Йим Ви н Чун, была уроженкой провинции Квантун в Китае. Она была умной молодой девушкой с сильным характером и была обручена с Леунг Бок Чау, торговцем солью из Фукена. Вскоре после обручения её мать умерла. Затем её отец - Йим Йее, чуть не попал в тюрьму по сфабрикованному кем-то обвинению в преступлении, поэтому они были вынуждены уехать далеко из родных мест и, в конце концов, обосновались у подножья горы Тай Леунг, расположенной на границе провинций Юннань и Сычуань. Там семья Вин Чун зарабатывала на проживание, продавая творог. Всё это происходило во время правления правителя Кхан Си династии Цинь (1662-1722).

В то время школа боевых искусств монастыря Шаолинь (или Сиу Лам на кантонском диалекте) провинции Хонань была очень сильна. И Циньское правительство видело в этом угрозу. Поэтому оно посылало войска, чтобы атаковать монастырь, но всё безрезультатно. Был некий человек по имени Чан Ман Вай, который был только что назначен на место Первого Дипломированного специалиста Государственной службы экспертизы при имперском суде в том году. Для него это была большая честь и скорейший путь стать высокопоставленным государственным служащим. Чтобы польстить Циньскому правительству, он замыслил план в заговоре с шаолиньским монахом по имени Ма Нин Йии и его сообщниками – поджечь Шаолиньский монастырь во множестве мест изнутри, в то время как Циньские солдаты предпримут очередную попытку атаковать его снаружи.

В конце концов, монастырь Шаолинь был сожжён и его монахи рассеялись повсюду.
Монахине Нг Муй, монахам Ги Сину, монаху Пак Мею, Фунг Тао Так и Миу Хину удалось спастись и после этого их пути разошлись.

Нг Муй нашла пристанище в монастыре Белого Журавля на горе Тай Леунг, которую также называют горой Чай Хар. Там она быстро подружилась с Йим Йи и его дочерью Йим Вин Чун, и с того момента покупала творог только у подножья горы в магазине Йим Йи.

Вин Чун тогда была молодой девушкой. Её красота привлекла внимание местного гангстера. Он пытался силой заставить Вин Чун стать его женой. Она была так сильно обеспокоена этим, что даже Нг Муй смогла заметить это по её лицу. Сжалившись над Вин Чун, она пообещала научить её техникам боя, чтобы та могла защитить себя.
Если бы Вин Чун смогла самостоятельно победить гангстера, то смогла бы выйти замуж за Леунг Бок Чау без проблем. И Йим Вин Чун последовала за Нг Муй на гору и начала изучать кунг-фу днём и ночью, доводя себя до предела возможностей. После того как Вин Чун отшлифовала свою технику до совершенства, она вступила в поединок с гангстером и победила его. Нг Муй же покинула эти места, продолжив своё путешествие по стране. Перед тем как уйти она наказала Вин Чун честно следовать традициям кунг-фу, развивая стиль с целью свержения Маньчжурского правительства и реставрации династии Цинь. Таким образом, из приведённой выше истории мы знаем, что стиль Вин Чун был разработан монахиней Нг Муй.
После того как Йим Вин Чун вышла замуж, она обучила своим боевым техникам своего мужа Леунг Бок Чау. Позже Леунг Бок Чау передал техники Леунг Лан Кваю. Леунг Лан Квай передал техники Вонг Ва Бо. Вонг Ва Бо был актёром труппы китайской оперы "Красная джонка". Он был близким другом Леунг Йи Тая.

В то время монах Ги Син, спасшийся из монастыря Сиу Лам, скрывался под видом повара на "Красной джонке". Ги Син обучил Леунг Йи Тая технике Лук Дим Буун Пван Фат или "Шести с половиной точек Длинного Шеста". Так как Вонг был коллегой Леунга, он поделился своей техникой с Леунгом. Они обменялись и улучшили свои техники. Это объясняет то, как техника "Шести с половиной точек Длинного Шеста" была привнесена и интегрирована в систему Вин Чун.

Позднее, Леунг Йи Тай передал свою технику Доктору Леунг Джану, известному целителю травами в Фатшане. Леунг Джан, проник в самые сокровенные тайны Вин Чун и достиг высочайшего уровня мастерства. Множество бойцов слышали его имя и приходили, чтобы драться с ним, но все были повержены. Леунг Джан стал очень известен. Затем Леунг Джан обучил своей технике Чан Ва Суна. Я изучал кунг-фу вместе с моими си-хинг (соучениками) Нг Сиу Ло, Нг Чунг Со, Чан Ю Мин, Луй Ю Джан и другими у моего СиФу Чан Ва Суна много десятилетий тому назад. Вин Чун был передан нам от наших предков через много поколений. Китайцы говорят: "Ты должен быть благодарен источнику, когда пьёшь (из него) воду". Поэтому мы всегда должны помнить и ценить наши корни и это разделённое чувство будет всегда сохранять единство между членами нашего клана кунг-фу.

Ип Ман ; фото с Википедии

Это был рассказ одного из известных мастеров стиля Вин Чун – Гранд мастера Йип Мана. Приведённая выше история далеко не единственная, хотя наиболее распространённая. В разных направлениях Вин Чун она обрастала различными подробностями, характеризующими подвиги мастеров, в основном тех, кто являлся родоначальниками той или иной ветви.

После смерти Йип Мана в 1972 году его ученики начали массово открывать школы Вин Чун, причём не только в Гон Конге. Всем известный Брюс Ли ещё при жизни своего учителя Йип Мана обучал Вин Чун в США, чем и вызвал гнев наставника и изгнание из стен школы. Йип Ман не назначил после себя преемника, поэтому каждый из его учеников (а за долгие годы преподавания их было великое множество) провозглашал себя носителем полной системы Вин Чун. Однако, полностью стиль был передан всего нескольким отобранным за всю жизнь ученикам. А что же недополучили все остальные? Полную технику перемещений, технику ударов ногами и формы с оружием. Поэтому многие эксперты, оценивая Вин Чун, говорят, что это очень статичный стиль. Хотя это совсем не так.

Вин Чун всегда был гибкой системой, свободной от догм. И однажды он уже был дополнен техникой длинного шеста, трансформированной для удобства освоения адептами стиля. В традиционной системе обучения начинают активно использовать современные снаряды и защиту. На основе техники Вин Чун разрабатываются специальные курсы для армии, полиции и гражданской самообороны. Появляются систематизированные программы защиты от вооруженного нападающего. Разрабатываются методики противостояния ставшим популярными борцовским техникам. И всё происходит с сохранением классической техники Вин Чун. Сам Йип Ман служил и преподавал в полиции. [конец публикации с сайта "Российской Академии Вин Чун"]

Направления стиля и написания его названия

Вин Тсун - защищённый авторским правом и "торговой маркой". Патриарх - Ленг Тинг. Систему он узнал у Патриарха стиля Ип Мэна, будучи его последним учеником перед его смертью. Управляющий орган - Международная Ассоциация Боевых Искусств Вин-Тсун и Американская Оганизация Вин Тсун в США.

Традиционный Вин Чунь - Защищённый авторским правом и "торговой маркой". Патриарх - Виллиам Ченг. Систему он перенял у Ип Мэна ещё в 50-е годы. Также включает различную историю "линии". Управляющий орган - Мировая Ассоциация Вин Чунь Кунг-Фу.

Винг Тсун , используемый другим учеником Ип Мэна - Мой Йат. Это написание (Винг Тсун) также считалось основным, используемым Патриархом Йип Мэном. Оно используется многими другими учениками и было принято для использования в одной из ведущих ассоциаций Вин Чун в Гонконге - "Атлетическая Организация Винг-Тсун".

Вин Чун - общая запись, используемая всеми практикующими боевые искусства.

Юн Чун Тарки – самостоятельная линия, развиваемая Атаевым Абдулом–Кадыром (Дагестан, г. Махачкала). Президент клуба "Юн Чун Тарки", мастер Юн Чун, двухкратный чемпион мира по Туй Шоу. Автор серии семинаров по Тайцзи Цюань и Юн Чун.

Обучение

Идя по пути обучения боевому искусству, человек становится очень эффективным и легко приспосабливаемым бойцом. За относительно короткое время обучаемый овладевает основными принципами базовой техники. Много учебного времени затрачивается на развитие "рефлексов чувствительности". Вы входите в контакт или касаетесь вашего противника, ваш орган подсознательно чувствует направление действия силы и намерение противника. Это тоже представляет собой базовую концепцию стиля.

Вход в контактную позицию с отработкой элементов защиты тренирует концепцию не применения силы против силы. В ней заложена идея доведения до совершенства чувствительности человека, названная Чи-Сао.

Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин-Чунь: Сиу Лим Тао, Чам Киу и Бил Джи.
Другой уникальный аспект системы - использование Моок Джонг, или , имеющего три "руки" и "ногу". Ученику преподаётся "формальный" комплекс, который состоит из 108 перемещений и возможных действий по стилю Вин Чун.

Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на тех же принципах, что и бой голыми руками.

Для составления публикации "Про историю стиля кунг фу Вин Чун" были использованы материалы с

吴梅大師 )

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Поющая Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-1940-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы (англ.) «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань , где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге , где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь. В силу этого, Винчунь не внесен в реестр боевых искусств.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань название этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но в действительности чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. Отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т. п.

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и так называемые «мечи-бабочки» (два тесака, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой)-(которые Е-Вень тоже постоянно носил с собой). Причём, по словам Вильма Чэна (в его книге), родным оружием для Винчун являются мечи-бабочки, а шест дракона был внесён в Винчун из другого стиля. В других версиях, помимо мечей-бабочек, встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, имеет парный комплекс выполняемый вдвоём, а также подчеркивая своё легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вин-чунь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вин-чунь

– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.