История создания драмы «Гроза. Презентация по литературе на тему «История создания драмы «Гроза»» скачать бесплатно Презентация драма гроза история создания система образов


  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия - её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»


1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»


1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »


1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ».


1868 г.

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера ».



1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).

Пьеса «гроза»


История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»


Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы


Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...

(Кулигин)


Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина


Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Катерина

«Где уж мне своей волей жить»

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»


Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью


Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет


Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского


Государственный академический Ма́лый театр России - драматический театр в Москве.

Слайд 1

А.Н.Островский "Гроза"

Слайд 2

Путешествие по Волге

В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза».

Слайд 3

История создания драмы «Гроза»

Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года. Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

«Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов).

Слайд 4

Жанровое своеобразие пьесы

Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

Слайд 5

Основной конфликт

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

Слайд 6

Система художественных образов

Литературные персонажи

«Темное царство» Кабанова Марфа Игнатьевна Дикой Савел Прокофьич странница Феклуша мещанин Шапкин служанка Глаща

Жертвы «темного царства»

Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон

Слайд 7

Значение имен в драме

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова.

Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слайд 8

Город Калинов и его обитатели

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города.

Расскажите о жителях Калинова. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Слайд 9

Быт и нравы «темного царства»

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика? 2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

Слайд 10

«Самодуры русской жизни»

Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства».

Что означает слово «самодур»? Каково ваше представление о Диком? Что является причиной необузданного произвола Дикого? Как он относится к окружающим? Уверен ли он в безграничности своей власти? 6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Слайд 11

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Сделаем вывод

Слайд 12

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже? 2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»? 3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? 4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Слайд 13

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Слайд 14

Молодые герои пьесы

Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш

Дайте характеристику каждому литературному герою.

Слайд 15

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Слайд 16

Борьба Катерины за счастье

Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? 2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста. 3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

Слайд 20

Финал пьесы

Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу? Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Слайд 21

«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой». (Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Cлайд 1

Cлайд 2

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое ре шительное произведение Островского».

Cлайд 3

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Cлайд 4

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство». Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Cлайд 5

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

Cлайд 6

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Cлайд 7

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

Cлайд 8

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина (Р.Нифонтова)

Cлайд 9

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Cлайд 10

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Cлайд 11

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Cлайд 12

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Cлайд 13

Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Cлайд 14

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Cлайд 15

Дикой, как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

Cлайд 16

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Cлайд 17

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад. Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара)

Cлайд 18

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Cлайд 19

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Cлайд 20

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Cлайд 21

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Ю.Бурыгина (Варвара)

Cлайд 22

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. Варвара (О.Хорькова)

Cлайд 23

. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. Борис (В.Бабятинский) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Борис (Н.Афанасьев)

Cлайд 25

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Смысл заглавия пьесы «Гроза». Неспособность лицемерить. Поведение лицемерно. Московский Государственный Университет. Кудряш. Особенности стиля Островского. Н.А.Добролюбов. Протест Катерины. Малый Академический Художественный театр. Памятник А.Н.Островскому. Полемика вокруг пьесы. Колумб Замоскворечья. Результаты действий героев. Основная тема «Грозы». Любовь. Человеческие чувства. Кто страшнее – Кабанова или Дикой.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Жених Ларисы. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Островский. Навыки изложения своих мыслей. Выстрел Карандышева. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Цыганская песня. Приобретение навыков анализа текста. Каков Карандышев. Проблемные вопросы. Анализ пьесы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму.

«Пьеса «Бесприданница»» - И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Финальная сцена. Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Лариса. Женские образы. Матерым вожаком, например. «Бесприданница». Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”.

«Пьеса Островского «Гроза»» - В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Борис. Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Тихон – от греческого: удачный, спокойный. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? Кудряш.

«Островский «Бесприданница»» - Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Действующие лица. Символический смысл имен и фамилий. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Идеи творчества А.Н. Островского. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Цель урока. Что мы узнаем о Паратове. Паратов Сергей Сергеевич. Карандышев. Анализ драмы «Бесприданница».

«Герои «Снегурочки»» - Тесты на закрепление по теме. Дед Мороз. Леший. Стихия русских народных обрядов. Любовь. Музыка Римского-Корсакова. Результаты теста. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Волшебный венок. Снегурочка. Персонажи. Пляски птиц. Весенняя сказка. Песни. Красота природы. Римский-Корсаков. Огромная сила. Мощь и красота природы. Утро любви. Композитор. Какие герои только сказочные. Идеалы автора. Музыкальные инструменты.

Презентация по слайдам

Текст слайда: История создания драмы «Гроза».

Текст слайда: Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

Текст слайда: “Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

Текст слайда: В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

Текст слайда: А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Текст слайда: Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Текст слайда: Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

Текст слайда: Спасибо за внимание!