История белых киргизов. Самые интересные предположения о происхождении кыргызов

В последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история - это и есть положительный имидж.

Из приведенных в данной статье исторических документов западных исследователей и ученых (хотел бы особо подчеркнуть, что не кыргызских) наглядно видно, что кыргызы имели свою государственность еще в I-IX веках н.э. в Урало-Алтайском регионе. К примеру, монголы появились в VIII веке н.э., Киевская Русь образовалась в IX веке. Это значит, что мы, кыргызы, самая древняя нация в Центральной Азии с древнейшей историей, культурой, обычаями и традициями.

После обретения суверенитета и независимости в 1991 году многие республики бывшего Союза, а ныне независимые государства кинулись изучать и восстанавливать историческую справедливость своих народов, поскольку во времена коммунизма этого нельзя было сделать, так как все архивы были засекречены, а мы все были одной исторической общностью под названием советский народ. Не явился исключением и кыргызский народ, который хотел знать свою историю и правду, а также родословную, поскольку, как говорил один известный философ, «у народа, который не знает своей истории, нет будущего». Кроме того, история как наука является одним из важнейших предметов в мире, и ее изучение, в особенности исторических ошибок в прошлом, помогает народам избежать их в будущем. Ведь не зря говорят, что на ошибках учатся.

Я не являюсь профессиональным историком, и занимаюсь по долгу службы больше дипломатией, но меня очень заинтересовала история моего народа после посещения Монголии в декабре прошлого года. Когда я работал консулом Кыргызстана в Южной Корее, посол Монголии в Южной Корее пригласил меня в город Улан-Батор на празднование 800-летия Чингизхана. В программе пребывания были запланированы конференции, приемы, поездки в монгольскую степь. Однако кроме официальной программы мне самому удалось посетить исторический музей Монголии, который находится вблизи площади Сухэ-Батора, и открыть для себя сенсационные факты из истории кыргызского народа.

Империя гуннов III в. до н.э. - I в.н.э.

Хотел бы особо подчеркнуть, что Монголия не была в составе СССР и имела возможности, в отличие от Кыргызстана, как суверенное государство беспристрастно изучать историю своего народа и собирать исторические документы. Войдя в исторический музей Монголии, уже с начала экспозиций я был шокирован историческими картами, датированными I-V веками нашей эры, на которых наглядно было видно, что наши предки, кыргызы, уже тогда проживали в Урало-Алтайском регионе на территории низовьев Енисея.

Далее меня уже поражали рунические надписи и стенды музея, на которых было упоминание о кыргызах. Я не знаю, знают ли наши историки-аксакалы о существовании этого музея в Монголии и исторических материалах, находящихся в нем. Но как мне видится, это одна из реальных версий истории кыргызского народа, причем написанная не самими кыргызами, а независимыми западными и китайскими учеными и подтвержденная русскими путешественниками. Кыргызы - один из древнейших народов в мире. Подтверждением этого являются исторические карты и рунические надписи на камнях, с которыми могут ознакомиться наши читатели и историки.

Одним из наглядных доказательств нашей древнейшей истории является кыргызский эпос «Манас», самая длинная поэма в стихах в мире, 1000-летие которого Кыргызстан и мировое сообщество отмечало в 1996 году. Несмотря на все перипетии истории - войны, победы и поражения, взлеты и падения, мы, кыргызы, смогли донести нашу государственность до сегодняшних дней, и наш национальный флаг реется перед зданием Организации Объединенных наций в Нью-Йорке. А ведь многие народности в историческом прошлом, такие как усуни, тюргеши, карлуки, найманы, просто растворились как нации. Даже уйгуры, татары, калмыки не смогли сохранить свои независимые государства, мы, кыргызы, смогли. Значит, можем, если сильно захотим.

Некоторые могут задаться логичным вопросом: «А почему нас так мало и на маленькой территории?». Ответ простой: это участь всех древних наций. Например, посмотрите на сегодняшнюю Грецию и греков, или сегодняшний Рим, или тех же монголов, которые завоевывали половину мира. И я не удивлюсь, если, согласно гипотезе и исследованиям наших историков, Чингисхан окажется кыргызских кровей. Поскольку мы близки с монголами - потомками чингизидов - не только исторически, но и генетически. Ведь у каждого кыргызского и монгольского новорожденного дитя на копчике имеется синее пятнышко, которое называется в народе «монгольским пятном или седлом». И ни одна наука и медицина до сегодняшних дней не может объяснить этот феномен, объединяющий наши народы.

В современных условиях нашим идеологам и государству необходима национальная идея, которая помогала бы реформировать наше современное общество, поднять дух нации, объединить наши регионы и политические партии. Древнейшая история кыргызского народа могла бы стать ею, а также быть опорой для дальнейшего экономического и культурного развития. Кроме того, древнейшая история кыргызов могла бы стать национальным брендом Кыргызстана для мирового сообщества. Ведь золотовалютные запасы государства, также как и нефтедоллары, сегодня могут быть, а завтра их нет, но история народа будет всегда.

Нашу историю необходимо распространять через средства массовой информации, телевидение, и это должно стать приоритетом государственной политики в сфере идеологии. Нужна правительственная концепция и программа развития духовной жизни нашего общества. Ведь для этого у нас есть все необходимое, и самое главное - наша древнейшая история, которую, к большому сожалению, мы сами, кыргызы, не очень знаем и почитаем. У нас в Кыргызстане должны издаваться современные книги и учебники о нашей древнейшей истории и культуре. Мы должны ее знать, изучать и распространять как свое наследие. Наша молодежь и дети должны гордиться, что они родились и живут в Кыргызстане и являются гражданами своей страны, даже несмотря на временные экономические проблемы, которые, я уверен, мы сможем решить и уже решаем. Ведь народ с такой древней историей и духом достоин лучшего будущего.

В заключение я хотел бы представить вашему вниманию один из исторических стендов из государственного исторического музея Монголии - «Тюркский период 6-9 век н.э.» и его перевод с монгольского и английского языков, а также приложить исторические карты из данного музея с упоминанием о кыргызах, из которых читатели поймут, что кыргызы - самая древняя нация в Центральной Азии.

Тюркский период (VI-IX в.н.э.)

Алфавит кок-тюрков и его расшифровка

Культурные окрестности Кок-Тюрк были обнаружены западными учеными и исследователями, проводимыми с XVII века. В то же время в период исследований Енисейских памятников, обусловленных теми же целями, Николай Михайлович Ядринцев, направленный в Монголию Российским географическим обществом в 1898 году, обнаружил памятники Кол-Тигин и Билге-Каган, находящиеся в 400 км от Улан-Батора и в 60 км от развалин Каракорума и Балгасума, расположенных около озера Кочо-Цайдам.

Георг фон дер Гобелент (1840-1893) сделал перевод с китайского языка Кол-Тигинских надписей, а Габриэль Деверия (1844-1899) перевел с китайского языка текст Билге-Каганских надписей.

После опубликования в Финско-российском атласе каменных надписей, найденных в Орхоне, и перевода данных находок было получено подтверждение, что эти памятники относятся к Тюрскому Кагану и Тигинам. Началось состязание ученых в этой области по расшифровке данного алфавита. Это состязание было выиграно датским лингвистом Вильгельмом Людвигом Петером Томсэном (1842-1927).

Томсэн догадывался, что это был Тюркский текст. Он пытался определить количество знаков, которые не повторяются в этих двух памятниках. Он обнаружил 38 разных знаков. После этого он определил, что строки написаны сверху вниз, а столбцы справа налево, подобно китайскому письму. В 1893 году Томсэн расшифровал систему алфавита Кок-Тюрк. Томсэн письменно проинформировал Рэдлоффа о прочтении данных надписей. После этого он направил ему экземпляр своего отчета. Рэдлофф тоже начал публиковать информацию, собранную по этим двум памятникам. В то же время известный археолог, историк и этнолог Дмитрий Александрович Клементс (1848-1914) обнаружил Тонюкукские надписи в районе Баин-Цокто, находящиеся в 66 км от Улан-Батора.

В период с 1894 по 1899 гг. Рэдлофф первым прочитал и перевел 40 Енисейских, 10 Хайту-Тамирских и 6 Монгольских (Кол-Тигинских, Билге-Каганских, Тонюкукских и т.д.) надписей - всего 56, и завершил составление словарей и грамматики этих языков и оценил находку в различных аспектах.

Государство кок-тюрков (V-VII века)

Государство Кок-Тюрк появилось на исторической сцене в первой половине 5-го столетия н.э. Это государство было основано в 552 году н.э. во времена правления Бумин Хана, а его брат Истеми Хан был назначен Он-Окским правителем на западе.

Государство сяньби I-III в.н.э.



После смерти Бумин Хана это государство переживало одно из своих сильных периодов во времена правления Мо-Хан Хана (552-572 гг.). Под предводительством Мо-Хан Хана процветали отношения с его южным соседом Китаем, и впервые в истории были установлены отношения с Византийской империей, являющейся далеким и не имеющим общих границ государством. Ввиду своей слабости последующие правители были вынуждены признать суверенитет Китая примерно в 630 году.

После 50-летнего рабства Кутлуг Тигин, являющийся членом имеющей глубокие корни и уважаемой тюркской семьи Берулер, вновь объединил тюрков и обеспечил им процветание. Кутлуг Тигин получил титул «Иттерис Хана», что означает «тот, кто объединяет провинции». Его министр Тонюкук сыграл важную роль в достижениях Иттерис Хана. После смерти Иттерис Хана в 691 году на трон взошел его брат Капган, т.к. его дети были слишком молоды. Период правления Капган Хана был золотым веком Кок-Тюрков. В этот период границы Кок-Тюркского государства простирались до Китайского моря на востоке, до Кавказа на западе, до Тибета на юге и до Сибири на севере. Ему удалось объединить тюрков, проживающих в этих границах, под единым флагом.

В 716 году Билге Хан возглавил государство Кок-Тюрк и правил им в мире и благополучии вместе со своим братом Кол-Тигином и знаменитым государственным деятелем Тонюкуком. После смерти Тонюкука и Кол-Тигина в государстве начался хаос. В 734 году, когда умер Билге Хан, последующим правителям уже не удалось вновь добиться стабильности, что привело к исчезновению Кок-Тюрков с исторической сцены.

Уйгурское государство (741-840 гг.)

Государство Кок-Тюрк пало в результате сражений с китайцами, с одной стороны, и тюркскими племенами внутри страны, такими как Догуз Огузлар, Карлук и Басмилс, с другой стороны. Уйгурские тюрки, представлявшие местные племена и проживающие в Орхунской и Селегинской долинах, основали третье великое Тюркское государство. Уйгуры представляли одну и ту же этническую группу, как и Кок-Тюрки. Таким образом, тюрки, которые в свое время объединились под знаменем Кок-Тюрков, расселились среди уйгуров и других племен. Уйгурское государство уделяло внимание торговле и продолжало поддерживать обычаи и традиции Кок-Тюрков. Торговля развивалась и Маникеанские храмы со временем превратились в подобие храмов из-за влияния официальной религии Маникенизма.

Со временем военные аспекты уйгурского государства постепенно отходили на второй план, в то время как культура и торговля развивались. Кыргызские тюрки, проживающие на северо-западе, воспользовались данной ситуацией и предприняли внезапное нападение на столицу уйгурского государства, которое закончилось войной и падением уйгурского государства. Благодаря уйгурам сельскохозяйственный бассейн стал известен как Туркестан. В 1229 году монголы положили конец уйгурскому суверенитету и стали их культурными и политическими менторами.

Государство жужаней 402-552 года н.э.



Мирбек Эшалиев - экс-консул Кыргызстана в Южной Корее, профессиональный дипломат. Работал в системе МИД Кыргызской Республики, Посольстве Кыргызстана в Малайзии, в международном отделе Администрации Президента Кыргызской Республики. Является автором монографии «Дипломатический протокол Кыргызской Республики».

Рустам Абдуманапов. Томск. 2004.

Вопрос происхождения киргизов является одним из наиболее спорных и сложных в этнической истории Средней Азии, так как он сопрягается с древними реалиями Южной Сибири, Казахстана, Монголии и Китая. Для удобства восприятия сначала оговорю используемую терминологию. В этом очерке будет использоваться, если можно так выразиться - старое официальное название среднеазиатских кыргызов - "киргизы", тогда как под названием "древние кыргызы" будут подразумеваться насельники Минусинской котловины и Саян, создавшие в 840 году государство, известное под именем Кыргызского каганата.

Происхождение киргизов волнует умы ученых на протяжении уже нескольких столетий, однако и по сей день нет однозначного ответа на вопрос - кто такие киргизы, где они сформировались как единое этническое целое, когда киргизы заселили нынешние земли современного Кыргызстана?

Известия о народе «кыргыз», жившем в Сибири на Енисее в древние времена, его сравнение с автоэтнонимом современных киргизов - «кыргыз», сразу же определили вектор исследований.

Одним из первых, кто высказал предположение о тесных связях нынешних киргизов с «енисейскими кыргызами», стал известный исследователь Сибири, академик Российской академии наук Фридрих Миллер [Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державе, по сии времена. СПб. 1750. Кн. 1]. Немногим позднее, И.Э. Фишер предположил, что современные киргизы были переселены джунгарами с Енисея на территорию современного Кыргызстана в XVII веке [Фишер И.Э. Сибирская история. СПб. 1774]. Мнение Фишера о появлении киргизов на Тянь-Шане во времена джунгарского переселения енисейских кыргызов разделили ученые Ю. Клапрот [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000] и А.И. Левшин [Левшин А.И. Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачьих орд и степей. СПб. 1832. Ч.2]. В настоящее время практически все киргизоведы справедливо признают ошибочность этой версии, так как существует много фактов нахождения киргизов на Тянь-Шане значительно ранее начала XVII века – времени переселения енисейских кыргызов джунгарами Цеван Рабтана в Семиречье.

Наряду с трактовками предыдущих ученых, известность получила и точка зрения русского китаиста Н. Я. Бичурина, который в соответствии со своими взглядами об автохтонности большинства южносибирских и центральноазиатских народов, считал, что киргизы издавна жили на Тянь-Шане и Восточном Туркестане [Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Срединной Азии в древние времена. М. 1950. Т. 1]. К этой теории вплотную примыкает гипотеза о происхождении киргизов, высказанная известным ученым Н.А. Аристовым, предполагавшим то, что киргизы были известны нам под именем усуней. Он писал: «Мне кажется весьма возможным, что кыргызы именно и есть усуни и что народное имя у усуней было кыргыз, а имя усуней было только политическим термином, названием того аймака или того политического союза кыргызских родов, который ранее III века до Р.Х. передвинулся в западный Тяньшань» [Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. Бишкек. 2001]. К схожим выводам пришел и киргизский историк начала XX века Белек Солтоноев. По его версии, енисейские киргизы, они же усуни, начали постепенно проникать на Тянь-Шань с III века до н.э. вплоть до времен Чингиз-хана [Белек Солотоноев. Кызыл кыргыз тарыхы. Бишкек. 1993. I т.].

Свое мнение по поводу этногенеза киргизов высказал и российский ученый-этнограф и археолог В.В. Радлов, отмечавший, что во времена монгольской экспансии кыргызы были вытеснены с первоначальных мест обитания к югу от Саян в XIII веке по трем направлениям: на Тянь-Шань, Верхний Енисей и к северу от Саян [Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. Иркутск. 1929]. В своих изысканиях с ним был солидарен и известный казахский ученый XIX века Ч.Ч. Валиханов, предполагавший, что сибирские кыргызы переселились в Среднюю Азию в домонгольское или монгольское время: «При всем том развить этот вопрос до известной ясности, принимая первое – дикокаменных киргизов за один и тот же народ с сибирскими киргизами, но переселившийся до Чингиз-хана или современно ему в Восточный Туркестан» [Ч.Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата. 1985. Т. 2]. К тому же периоду - ко времени образования Великого монгольского улуса в XIII веке, относил перекочевку киргизов из Сибири на Тянь-Шань ученый Г.Е. Грумм-Гржимайло. Первоначальным районом обитания кыргызов он считал область Баргуджин-Токум в Предбайкалье: "... остается несомненным, что некогда буруты (киргизы - А.Р.) жили в соседстве с бурятами в области, носившей название Барга, Баргуджин-токум. С ними соседили как киргизы, так и ойраты, что также указывает на то, что без достаточных этнологических оснований ойроты (джунгары) не могли перенести на тянь-шаньских киргиз имени бурут, а что эти основания были, это доказывает имя барга, которое носит в настоящее время один из многочисленнейших киргизских родов" [Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Ленинград. 1926. Т.2; Грумм-Гржимайло Г.Е. Киргизы (Реферат) // Известия государственного географического общества. Ленинград, 1934. Т.66. Вып. 1].

Мнение Ч.Ч. Валиханова было поддержано киргизскими исследователями О. Караевым и М. Кожобековым [Караев О., Кожобеков М. О переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань//Вопросы этнической истории киргизского народа. Фрунзе. 1989], которые предположили, что енисейские кыргызы участвовали в этнокультурных и политических процессах на Тянь-Шане в IX-XIII веках. Мнение о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань в IX-XIII веках поддержала и Ч.Д. Турдалиева [Турдалиева Ч.Д. История и культура кыргызов в трудах Ч.Ч. Валиханова. Бишкек. 2000]. Практически тех же позициях стоит историк Т.К. Чороев, который, опираясь на предпринятую Л.А. Боровковой локализацию кыргызов времен династии Хань в районе хребта Боро-Хоро, предположил, что киргизы издревле жили в Восточном Тянь-Шане, затем переселились на Енисей и потом тремя основными волнами вернулись на Тянь-Шань. Он отмечает, что основные группы носителей этнонима «кыргыз» оказались в Тенгир-Тоо (Тянь-Шане – прим. Р.А.) в результате мощной третьей волны в составе тюрко-монгольских миграций XIII века [Чороев Т.К. Тенгир-Тоо (Притяньшанье) как регион этногенезиса кыргызского народа // Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. Бишкек. 1996].

Известный российский исследователь Азии В.В. Бартольд, обобщив в 1927 году все известные сведения китайских и мусульманских источников, пришел к выводу, что «только в XVI веке впервые упоминаются киргизы в той местности, где они живут теперь, причем, как мы увидим, нет никаких сведений о том, как и когда они туда пришли». Он также уточнил, что самой ранней датой, когда источники сообщают о кочевании кыргызов на Тянь-Шане, следует признать зиму 1503-04 г. [Бартольд В.В. Сочинения. М. 1963. Т. 2. Ч. 1].

По мнению А.Н. Бернштама, выдвинувшего свою теорию происхождения киргизов с опорой на данные археологии, переселение киргизов на Тянь-Шань происходило постепенно. Он считал, что кыргызы Енисея и киргизы Тянь-Шаня в IV веке до н.э. входили в единую этнокультурную общность, «разорванную» во времена вторжения гуннов. Позднее енисейские кыргызы переселяются на Тянь-Шань: «исторические источники позволяют ясно выделить два основных этапа: I в. до н. э. и VIII-Х вв. н. э. Можно предположить, что третий этап переселения имел место при каракитаях и монголах, когда окончательно складывалась основная этническая масса киргизов на Тянь-Шане» [Бернштам А.Н. К вопросу о происхождении киргизского народа // Советская этнография. 1955. № 2].

В 60-е годы XX века появились работы исследователя киргизской истории К.И. Петрова, которые положили начало новому подходу к проблеме происхождения с учетом некоторых принципиальных моментов, которые предыдущими учеными рассматривались лишь мимоходом или вообще не принимались во внимание. Эти моменты связаны, прежде всего, с киргизским языком, который во всех классификационных системах тюркских языков относится к кыпчакской языковой группе. Не секрет, что современная научная историческая школа признает исключительную роль языка, своеобразной основы этничности любого народа и очень важно понимать, что история языка напрямую связана с историей его носителя. Здесь уместно процитировать киргизского академика Б.М. Юнусалиева: «при интерпретации языковых фактов в связи с историей народа мы исходим из положения, что процесс формирования общенародного языка неразрывно связан с процессом формирования его носителя-народа» [Юнусалиев Б.М. К вопросу о формировании общенародного киргизского языка // Труды института языкознания и литературы АН Киргизской ССР. 1956. Вып. VI]. Следовательно, принадлежность киргизского языка к кыпчакской языковой группе, говорит об исключительном значении кимако-кыпчакского круга племен в процессе формирования киргизского народа. Именно это положение и легло в основу теории К.И. Петрова, который выдвинул гипотезу о формировании киргизской народности на Тянь-Шане в послемонгольское время на основе трех этнических компонентов. Согласно его исследованиям, формирование кыргызов происходило на основе уйгуро-карлукских племен Тянь-Шаня; монгольских племен, прибывших на Тянь-Шань в XIII веке и племен верховий Енисейско-Иртышского междуречья, основное ядро которых составляли кимако-кыпчакские племена верховий Оби и Северного Алтая, ассимилировавшие родоплеменные группы кыргызов Енисея в период, начало которого можно отнести к XIII-XIV в.в. Сам процесс формирования киргизов происходил, по мнению Константина Ивановича, на территориях современного Кыргызстана с некоторыми прилегающими районами Восточного Туркестана [Петров К.И. Киргизо-кыпчакские отношения и этногенез киргизов // Известия АН Киргизской ССР. 1961. Т.3. Вып. 2.; Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. Фрунзе. 1963; Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV-XVIII веках. Фрунзе. 1961].

С основными положениями теории К.И. Петрова не согласился известный этнограф С.М. Абрамзон. Он раскритиковал излишнюю усложненность процесса этногенеза киргизов, однако пришел к схожему выводу, «что на территорию современного Киргизстана пришли преимущественно не киргизы, жившие на Енисее, а некоторые, главным образом тюркоязычные, племена, проживавшие ранее в пределах Восточного Притяньшанья, отчасти Прииртышья и Алтая». Согласно его изысканиям, начало процесса формирования киргизов можно отнести к XIV-XV векам, но наиболее интенсивно он шел, по мнению С.М. Абрамзона, в XVI-XVII веках и происходил на территориях Притяньшанья, Алтая, Восточного Туркестана, Памиро-Алая и прилегавших областей Кыргызстана [Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе. 1990].

Гипотезу К.И. Петрова подвергнул критике и киргизский историк О.К. Караев. По его мнению, период формирования киргизской народности следует относить к XI-XV векам, и, критикуя гипотезу Петрова, он писал, что "киргизы, захватившие в X веке город Аксу и обитавшие в то время на большом пространстве от Кастека до Тарима на востоке - не могли успеть "беследно исчезнуть" за двести лет, пока в XII-XV ввеках на Тянь-Шань не пришли новые, так называемые "кыпчакско-кыргызские племена" [Караев О.К. К вопросу о передвижении киргизов на Тянь-Шань и ассимиляции местных племен в XIII - XV веках // Советская этнография. 1966. № 4]. О.К. Караев считал, что современные киргизы сформировались на основе енисейских кыргызов, переселившихся на территории современного Киргизстана в IX-X веках, во времена так называемого "кыргызского великодержавия". С теорией О. Караева соглашается известный археолог и исследователь вооружения кочевников Ю.С. Худяков. Он предполагает, что было двухэтапное переселение части кыргызского этноса с Енисея в IX-X вв. в Восточный Туркестан и Монгольский Алтай, разделение кыргызов в начале II тыс. на два этноса: енисейских и восточнотуркестанских, и переселение в XV в. восточнотуркестанских на Тянь-Шань [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан. 2000].

Тем не менее, теория К.И. Петрова в последние годы получила свое развитие в работах целого ряда историков. Так историк А.М. Мокеев предположил, что формирование киргизского народа протекало на Тянь-Шане в XV-XVIII веках, где происходил длительный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимися сюда в XV веке из Прииртышья и Алтая. При этом он уточняет, что «… к середине XVIII в. окончательно сформировалась этнополитическая организация киргизской народности, возникло ее этническое самосознание, определился устойчивый хозяйственно-культурный тип, сложилось фольклорное выражение историко-культурного единства киргизских племен (эпос "Манас")» [Мокеев А.М. Этапы этнической истории киргизского народа на Тянь-Шане; Мокеев А.М. О локализации алтайских киргизов в IX-XVI веках // Кыргызы. Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. Бишкек. 1996].

На V тюркологической конференции в 1988 году, ряд авторов - С.Г. Кляшторный, А.М. Мокеев и В.П. Мокрынин, выдвинули версию об образовании киргизов вследствие взаимодействия в Прииртышье и Горном Алтае кимако-кыпчакских и кыргызских племен. Кыргызы, по мнению авторов, переселились туда с Енисея и полностью растворились в кимако-кыпчакской среде после XII века. Эти киргизы в XV веке переселяются на Тянь-Шань, где в свою очередь ассимилируют местные тюркские и монгольские племена [Кляшторный С.Г., Мокеев А.М., Мокрынин В.П. Основные этапы этногенеза киргизского народа // Тюркология - 88. Фрунзе. 1988. № 2].

Исследователи В.П. Мокрынин и В.М. Плоских, придерживающиеся той же гипотезы, уточняют, что на Алтае и в Джунгарии в IX-X веках образовался один из шести кыргызских субэтносов. Эти кыргызы в результате длительных взаимосвязей с численно превосходящими местными народами, входившими в кимако-кыпчакское объединение, приобрели новое этническое лицо, включая язык, но сохранили этноним «кыргыз» [Койчуев Т., Мокрынин В., Плоских В. Кыргызы и их предки. Бишкек. 1994].

Согласно мнению историка Д. Бактыгулова, «в этногенезе современного киргизского народа приняли непосредственное участие три большие группы киргизских кочевых племен, различающиеся друг от друга уровнем развития производительных сил, разными политическими условиями, этническим составом, географической средой и многими другими обстоятельствами и факторами. Эти группы кыргызских племен - древние и раннесредневековые кыргызы Притяньшанья, Памиро-Алая и Восточного Туркестана; енисейские кыргызы; алтайские кыргызы [Д. Бактыгулов. О локализации алтайских киргизов в IX-XVI веках. // Кыргызы. Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. Бишкек. Кыргызстан. 1996].

Особняком в киргизоведении стоит гипотеза известного хакасского историка Л.Р. Кызласова, который полностью исключает древних енисейских кыргызов из предков современных киргизов. По его мнению, «центральноазиатские киргизы не были родственны кыргызам Енисея. Они, например, в 1293 году в составе карательной армии Тутухи, действовавшей по приказу императора Хубилая, участвовали в подавлении восстания саяно-алтайских племен (при этом была захвачена и истреблена знать енисейских кыргызов – Л. К.)… Центральноазиатские киргизы происходили из многочисленных тюркских племен, которые обитали в Центральной Азии еще в периоды Тюркского (VI-VIII вв.) и затем Уйгурского (VIII-IX вв.) каганатов. В 840-847 гг. эти земли были захвачены древними хакасами, во главе которых стояли каганы и беги из рода кыргызов. После того как восточные монголоязычные племена вытеснили древних хакасов из Центральной Азии обратно на Енисей, бывшие подданные кыргызского кагана, центральноазиатские тюркоязычные племена в XII-XIII вв., восприняли имя киргизов» [Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М. 1984].

К аналогичным выводам о том, что енисейские кыргызы не являлись предками современных киргизов, пришел и киргизский историк М.Б. Джамгерчинов [Джамгерчинов М.Б. Были ли сибирские киргизы этническим компонентом киргизской народности? // Труды Киргизского государственного университета. Фрунзе. 1971. Вып. XI; Джамгерчинов М.Б. Из истории киргизской народности XVI- 1-й половины XVIII в. Автореферат кандидатской диссертации. Фрунзе. 1972].

Обозрение историографии вопроса происхождения киргизов предполагает и изложение своей версии их этногенеза. Изучение истории киргизов сформировало у меня твердое убеждение в правильности теорий, предполагающих смешение енисейских кыргызов и кимако-кыпчакских племен на территориях Прииртышья и Алтая.

В первую очередь, об этом говорят данные киргизского языка, который наряду с языком южных алтайцев, входит в особую киргизско-кыпчакскую группу тюркских языков [Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Петербург. 1922; Р. Гаджиева. Тюркские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990; Баскаков Н.А. Тюркские языки (общие сведения и типологическая характеристика) // Языки народов СССР. М. 1966. Т. 2; Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. М. 2002]. К этим языкам, если принять во внимание исследования лингвиста Е. Поливанова, примыкал и язык кыпчаков Ферганы XIX- начала XX веков [Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе. 1977]. Это позволяет определить Прииртышье и Большой Алтай как примерный ареал формирования общности этих народов и уточнить, что этнические истоки киргизов, южных алтайцев и ферганских кыпчаков следует искать в среде восточных кимако-кыпчакских племен.

«Происхождение любого народа является процессом его формирования из существовавших ранее этнических компонентов. Синтез нескольких компонентов, обладающих определенными культурными и антропологическими особенностями, дает в результате совершенно новый, специфический, не присущий ни одному из взаимодействующих компонентов набор признаков, который отражает этническую специфику нового народа» - соглашусь с этой точкой зрения А.Г. Селезнева, который исследовал проблемы этногенеза и этнической истории барабинских татар [Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск. 1994]. И далее попробую определить пути этногенеза киргизов, опираясь именно на его теорию о двухэтапном формировании этноса.

«Первый этап – этап развития этнического компонента. Субстратный (аборигенный) компонент развивается на основной территории формирования будущего этноса».

В качестве субстратного компонента я рассматриваю восточную часть массива кимако-кыпчакских кочевых племен, сформировавшихся к IX веку на территориях именно Прииртышья и предгорий Алтая. Эти племена входят в состав большой общности кимако-кыпкско-канглыйских племен, кочевавших на обширных землях от Саян до Балкан. Эта общность являет собой единое целое в культурном отношении, ее материальная культура уже имеет черты унификации. По мнению археолога Д.Г. Савинова, перспектива выделения археологических памятников этих племен наиболее реальна в рамках сросткинской культуры IX-X веков, этническую принадлежность которой больше всего есть оснований определять как кимакскую в широком, этнополитическом значении термина [Савинов Д.Г. Об основных этапах развития этнокультурной общности кыпчаков на юге Западной Сибири // История, археология и этнография Сибири. Томск. 1979].

«Пришлые компоненты формируются в областях, отдаленных от территории формирования этноса, и поэтому их развитие включает в себя время и характер миграций».

Примерно с середины I тысячелетия в Минусинской котловине, в бассейне реки Енисей из местных племен динлинов и пришлых протокыргызских племен формируется этнос кыргызов. Здесь стоит уточнить проблему локализации протокыргызских племен, земли их обитания перед уходом в Минусинскую котловину. Долгое время в отечественном тюрковедении была принята точка зрения, впервые высказанная В.В. Бартольдом и впоследствии уточненная Л.Р. Кызласовым. Эти ученые предположили то, что протокыргызские племена обитали на территории современной Монголии в районе озера Кыргыз-нур. В последние годы появилась еще одна локализация этих племен, выдвинутая известным синологом Л.А. Боровковой, помещающая их к западу от пустыни Дзосотын-Элисун, к северу от горного хребта Боро-Хоро на Восточном Тянь-Шане [Л.А. Боровкова. Запад Центральной Азии во II в. до н.э. – VII в.н.э. М. 1989]. По предположению Ю.С. Худякова, эти протокыргызские племена мигрировали на Енисей во время жужаньско-телесских войн, которые велись с переменным успехом в V в. - первой половине VI в.н.э. [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан. 2000].

«Но в обоих случаях любой компонент оказывается продуктом взаимодействия нескольких компонентов, те, в свою очередь, еще нескольких, и т.д, до момента, пока эти процессы фиксируются наукой».

Действительно, если в сложении кимако-кыпчакского этноса принимали участие угорские племена, то в формировании енисейских кыргызов участвовали протокыргызы и динлины – племена конфедерации кочевых и «лесных» племен, известные нам под именем Тэле.

«Второй этап рассматриваемого процесса – это этап взаимодействия компонентов. Он начинается с момента контакта аборигенного и пришлых компонентов, а заканчиваются с образованием нового этноса, носители которого обладают присущим ему этническим самосознанием».

В 840 году, после многолетних кровопролитных войн с уйгурами, глава кыргызского государства с титулом инал, направляет уйгурскому кагану известное послание: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя» [Малявкин А.Г. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск. 1983]. В этом же году уйгурский военачальник Кюлюг Бага, переходит на сторону кыргызов. Это предопределяет судьбу Второго уйгурского каганата. В решающем сражении под Орду-Балыком, кыргызы и воины Кюлюг Бага разбивают войска уйгуров. Кыргызский инал переносит свою ставку на территорию Монголии и объявляет себя каганом. Начинается период, названный В.В. Бартольдом «эпохой кыргызского великодержавия». С этого момента кыргызы начинают военную экспансию во все части известной им ойкумены, в том числе и в Прииртышье.

Кыргызы проникают в земли кимако-кыпчакских племен, частично оседают в Прииртышье и на Алтае. Кыргызские погребения, идентифицируемые по обряду трупосожжения, обнаруживаются на различных территориях, где были расселены кимако-кыпчакские племена [Д.Г. Савинов. Памятники енисейских кыргызов в Горном Алтае // Вопросы истории Горного Алтая. Горноалтайск. 1980; Ю.П. Алехин. Енисейские памятники на Юго-Западном Алтае. // Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск. 1990; В.А. Могильников. Тюркское население северо-западных предгорий Алтая конца I тысячелетия н.э. и его связи с западно-сибирской лесостепью // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Тезисы докладов областной конференции. Омск. 1979].

Интеграционные процессы и культурное взаимовлияние отмечают и письменные источники - в анонимном сочинении «Худуд ал-алем» говорится: «[кесим]… …один из хырхызских народов, их речь ближе к халлухской, а по одежде они напоминают кимаков» [Перевод извлечений из «Худуд ал-Алам». // Материалы по истории киргизов и Киргизии. М. 1973]. На границах Кимакского и Кыркызского каганатов происходят процессы взаимной ассимиляции кимако-кыпчакского и кыргызского населения. К X веку – то есть ко времени написания «Худуд ал-Алем», в Кимакском каганате уже существует большая культурно-историческая область Каркар(а)хан, население которой уже отличается от собственно кимако-кыпчакских племен «кыргызскими» обычаями [Абдуманапов Р.А. К вопросу о связях кыргызов с алтайским регионом // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул. 2003. Выпуск 5].

Таким образом, при всем многообразии теорий о происхождении киргизов, все они рассматривают киргизский этнос как продукт взаимодействия разнообразных этнических компонентов. Вопрос времени и соотношения этих компонентов и является основным в определении этногенеза киргизов. Хочется верить, что появление новых источников, особенно археологических исследований на территориях Кыргызстана, Монголии, Большого Алтая, Восточного Туркестана и Джунгарии, новые сравнительно-исторические исследования по этнографии тюркских и монгольских народов, систематизация этнографических исследований по широкому кругу народов Центральной Азии, сравнительный анализ кёк-тюркских, уйгурских, огузских, кыргызских, карлукских, кыпчакских и других компонентов в составе киргизов позволят в будущем реконструировать этногенез киргизов на новом, более качественном, уровне.

Список литературы

Поступившего для польских граждан. Таким образом, в ходе работы над исследованием данной проблемы были изучены документы 5 фондов Архива города Кокшетау. 2 НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ КАЗАХСТАНА В 1937–1956 ГОДЫ 2.1 Причины депортации, ее характер Причины осуществления депортации народов в СССР в годы массовых политических репрессий можно объяснить политическими...

Года вернулся к этим сюжетам в "Очерках по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв.", а еще через 10 лет опубликовал статью "Г.Ф.Миллер как историк" (в академическом издании "Истории Сибири" Г.Ф.Миллера). Эти работы С.В.Бахрушина, наряду с историографическим введением в "Очерке истории Сибири" В.И.Огородникова, были первыми попытками создания сибирской историографии с XVIII до начала XX в. ...

Кыргызы - корни которых уходят в глубокую древность, теряясь в тьме тысячелетий, таят в себе не мало тайн и загадок. Конец III в. до н. э. это лишь первое упоминание кыргызов, которое, отнюдь вовсе не означает, что они произошли именно тогда.

Кто знает, какой путь исторического развития прошли древние кыргызы до их первого появления в письменных источниках.
Неизвестно ни время, ни место их происхождения, и кто были они вообще?

Однако, со всей очевидностью можно полагать, что древние кыргызы, являлись древнейшим западно-тюркским племенем, исконной территорией происхождения которого могла быть Великая степь, Восточный Казахстан.

Вместе с тем, нельзя исключать и районы Горного Алтая.

Древние кыргызы принадлежали к наиболее чистым тюркским племенам (антропологический тип, материальная и духовная культура, образ жизни, территория обитания, язык), что и сохранили до сих пор.

Уже к периоду Раннего Средневековья существовало две ветви древних кыргызов, обитавшие на различных территориях. «Западная» обитала в районах Восточного Притяньшанья, а другая - «Восточная», поселилась в междуречье Абакана и Енисея, в Минусинской котловине и, поработив местное «динлинское» население, создало здесь «Кыргызский» бийлик (владение).

Во II пол. VI века или в нач. VII века н. э. «Западные» кыргызы переместились на Алтай, к западу от своих «Восточных» соплеменников и, соединившись с ними образовали древне-кыргызское государство, упоминающееся в китайских источниках того времени, как «Хагяс» («Кыргыз»),

Первое появление племен древних кыргызов в Средней Азии следует отнести к VIII в. н. э., когда часть «Западных» кыргызов-кочевников, вместе с родственными им племенами карлуков проникли в Среднюю Азию и обосновались в долине Таласа и в районах Западного Тянь-Шаня. Здесь ими были оставлены известные таласские древне-тюркские рунические надписи, расположенные в долине Таласа. Во II пол. VIII-I пол. IX вв. здесь существовал бийлик (владение), возглавляемый и управляемый династией Кара-Чоров, выходцев из «Таласских» кыргызов. «Таласский» или «Тюркский» бийлик, после известных событий перерос в «Тюркский» каганат (государство Караханидов).

Сер. IX - нач. X вв. было временем безраздельного господства на просторах Центральной Азии Великого каганата «Кыргыз». Этот период в истории именуется «Кыргызским ве- ликодержавием». В Монголии, и в других районах Центральной Азии, в то время владыками были древние кыргызы государства «Хагяс» («Кыргыз»), сокрушившие в 840 году государство древних уйгуров, которое до этого господствовало в Центральной Азии. Именно тогда другая часть «Западных» кыргызов-кочевников проникла в районы Центрального Тянь-Шаня и обосновалась там, войдя в состав Караханидских тюрков.

«Таласские» и «Тянь-шаньские» кыргызы играли важную роль в образовании Караханидского каганата. Династия Караханидов происходила из потомков Кара-Чоров, выходцев из «Талас¬ских» кыргызов.

Во II пол. X века границы государства «Хагяс» («Кыргыз») сузились, тяготея к Иртышу, Алтаю и Южной Сибири. «Западных» кыргызов-кочевников в этом государстве оставалось мало, а «Восточные» кыргызы, ведшие полуоседлый и оседлый образ жизни тяготели к родным берегам Енисея, в благодатную Минусинскую котловину и не были пригодны для обитания в степях Центральной Азии, и тем более заниматься кочевым скотоводством.

Противостояние двух общин, малочисленной «Западной» - кочевой и более многочисленной «Восточной» - оседло-земледельческой создавало противоречия и нарушения единства в древне-кыргызском государстве, приводило к возрастанию прений между населением, а в конечном счете к утрате единства и ослаблению всего государства.


Тем временем, уже в I пол. X века хозяевами Монголии и других районов Центральной Азии стали кочевники кара-китаи. На западе усилились многочисленные кимако-кыпчакские племена, которые постоянно совершали набеги на малочисленных «Прииртышских» кыргызов-кочевников, впрочем и на «Восточных» кыргызов тоже. В результате, кыргызы были вытеснены к востоку и к югу от Прииртышья и Алтая. «Восточные» кыргызы были оттеснены в районы Среднего Енисея, а «Прииртышские» кыргызы-кочевники на север Джунгарии, где и были покорены кимако-кыпчаками. Они составляли область Кыркар(а) хан, и с тех пор, за ними закрепилось еще название - Кыркаринские кыпчаки.

В нач. XII века «Прииртышские» кыргызы, под давлением кймако-кыпчаков и кара-китаев передвинулись на юго-запад, к Тянь-Шаню и обосновались в бассейне р. Или.

Примерно в 1127 году произошло воссоединение Караханидских кыргызов (Кара-кыргыз) с «Прииртышскими» кыргызами в одну этническую общность, которая представляла собой объединение племен правого - «Онг» и левого - «Сол» крыла.

Примерно в 1128 году в пределы Восточно-Караханидского каганата вторглись кара-китаи, которые были разбиты киргизами, во главе которых стоял великий каган Ахмед, глава Восточных Караханидов. После чего кара-китаи убрались восвояси. Однако там, им удалось собрать большую силу. Местопребывание они утвердили в Бейжине (Бейтин-Бешбалык).

Примерно между 1128-1130 или 1130-1133 годами киргизы, во главе с верховным каганом Восточных Караханидов совершили далекий поход на Бейжин (Бейтин-Бешбалык), против кара-китаев, и нанесли им поражение. Это событие легло в основу «Великого похода» в эпосе «Манас».

Разбитые части кара-китаев бежали в долину р. Эмиль. Здесь к ним присоединились их собратья и другие племена, переселившиеся сюда еще до этого, а также местные многочисленные тюрки.

Затем следует усиление кара-китаев, их захват Баласагуна (в Чуйской долине), Кашгара и Хотана, за которыми последовали походы против кыргызов, которые и явились причиной вынужденного их ухода из Средней Азии, на северо-восток, к Иртышу и Алтаю.
Тама, вновь столкновения, но уже с самым сильным народом Западной Монголии того времени - найманами. В результате «Среднеазиатские» кыргызы уходят еще дальше, на северо-запад Алтая.

В Монгольский период «Среднеазиатские» и «Восточные» кыргызы жили рядом, и вместе составляли страну или область «Кыргыз», которая охватывала территорию от Обь-Иртышского междуречья, на западе, до районов Среднего Енисея на востоке.

Во время военных столкновений с монголами, часть правого крыла «Среднеазиатских» кыргызов ушла на юго-запад, в Притяньшанье и была в составе государства Могулистан. Впоследствии, когда «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию, они вошли в состав правого крыла кыргызского народа ввиде родоплеменного подразделения «монолдор».

Во II пол. XV века, в результате военных столкновений с калмаками «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию.

Все это, в непростой и неоднозначной форме отражено в эпосе «Манас», который является своеобразным зеркалом истории кыргызов.

Наверняка представители любого этноса на земле задаются вопросами: Кто мы? Откуда? Куда идем? «Азаттык» сделал подборку из интересных предположений и научных гипотез о происхождении кыргызов, их общих корнях с другими народами и известными историческими личностями.

С кыргызов начиналась жизнь на земле

Соратник известного своими эксцентричными высказываниями Арстана Алая Мирлан Асакеев на пресс-конференции в декабре 2011 года заявил, что с кыргызов начиналась жизнь на земле. По его словам, Y-хромосому первого на земле человека - Адама - носят кыргызы, они-то и сохранили первозданный ген человечества на земле.

В начале пресс-конференции Мирлан Асакеев заявил, что он имеет доказательства своих высказываний, но в конце сообщил о том, что Арстан Алай получил информацию через послание («аян»). Поэтому пока его слова трудно назвать даже гипотезой.

Кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле

В Интернете мы наткнулись на еще одну, научно не подтвержденную, гипотезу о том, что кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле. Опубликовавшие на своих страницах информацию сайты ссылаются на некоего историка Муртазалиева.

Муртазалиев заявил, что «Иисус, которого на самом деле звали Есен, был арийцем, именно поэтому евреи его и убили, жертвенное тело омыли в водах гималайского озера Манас». «После чего он воскрес. Поскольку описывающий всё это эпос «Манас» есть только у киргизов, то, значит, киргизы – и есть те самые первородные арийцы. Прародители всех людей на Земле», - cказал Муртазалиев.

Кыргызы – «потерянное» колено евреев?

Американский исследователь Ричард Хьюитт в 2006 году опубликовал статью (www.centrasia.ru), в которой выдвинул гипотезу о том, что эпос «Манас» и Библия имеют общие корни. Он сравнил кыргызского героя Манаса, сына Жакыпа, с библейским Манассием - сыном Иакова.

Хьюитт пишет, что «Манас, сын Жакыпа, почти не отличается от еврейского Манассии, сына Иакова». «Сейчас, спустя 2 700 лет после исчезновения из истории племени Манассии, мы находим то же самое имя, которое принадлежит центральному герою кыргызского эпоса. Этот отец кыргызов найден именно там, где и предполагали его найти антропологи по Библии. Все соответствует библейским записям. Значение этого открытия нельзя недооценивать. Это, несомненно, единственный и самый значительный антропологический ключ, помогающий кыргызам определить свое происхождение», - написал Хьюитт.

Ричард Хьюитт отмечает, что кыргызы не взяли это имя из Библии или религиозных бесед. «И маловероятно, что кыргызы получили это имя от несторианцев, миссионеров или еврейских купцов. Только члены самого племени Манассия могли сохранить это имя через 2700 лет после того, как были захвачены», - предполагает исследователь.

Аттила - предок кыргызов

Иллюстрация из книги "От Атиллы до Президента" Ф.Сибагатуллина

Профессор, декан гуманитарного факультета КРСУ Амангельды Бекбалаев 27 сентября 2011 года представил свою книгу «Аттила - предок кыргызов», в которой исследует и приводит доказательства о том, что кыргызы и гунны - это один народ .

Амангельды Бекбалаев рассказал, что предки современных немцев - это готы, которые в свою очередь делились на вестготов и остготов. В сказаниях остготов фигурирует имя Аттилы, известного предводителя гуннов.

Ученый привел культурологические аспекты для доказательства своей теории. Как он отметил, сведения о том, что гунны, то есть древние кыргызы, прошлись по Европе, имеются и в кыргызской Санжыре нескольких авторов. Бекбалаев рассказал об археологических находках, доказывающих связь двух народов, о принципе единственного наследника, применяемого как у кыргызов, так и у гуннов и, наконец, о ДНК-исследовании. По его словам, ученые провели тестирование генов 600 кыргызов, и у них было выявлено от 20 до 40 европейских генов.

Чингисхан кыргызских кровей?

В газете «Общественный рейтинг» опубликована статья историка Табылды Акерова о том, что родословная Чингисхана действительно имеет прямую связь со степными кыргызскими племенами древней Тувы, потомками которых являются тувинские рода куулар, монгуш и кыргызские племена саруу и мунгуш.

В его статье говорится, что родословный список рода баржугинов возглавляли 9 праотцов Буданчир-Бука (Томо): Дутумин, Кайду, Байсангур, Тумен, Кабулхан, Бартан, Эсугей и Темучин (Чингисхан). Возможно, 9 колен праотцов косвенно указывают на принадлежность рода Чингисхана к потомкам Огуз-хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз-гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить со средневековыми именами Темучин (Темирчын, Чынтемир - каленое железо, булат), Буку Чин (Чин Буку) и т. д.

«По преданию, все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баржугин, что значит «бледно-желтый человек с голубыми глазами». И это повторилось в 9-м колене потомков. В результате, все дети Эсугей-хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение «барджигин» соответствует значению слова «алангова», которое восходит к тюркскому ала куба или ала куу (белый, бледно-желтый, бледнолицый или белая лебедь).

Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые, очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние монголы, великаны и герои степей мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной, от 9 вышеназванных праотцов Чингисхана разошлись племена кият (кыян - селевой поток или ветер - желден), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тяншаньском этапе его развития», - говорит историк.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.