Истории беженцев. Беженцы. Истории успеха


Сегодня - второй день экзамена. Вчера был письменный, сегодня - устный. Моих вызывают по-одному в отдельный кабинет и там с ними беседуют. С оставшимися проводить нормальный урок невозможно. Все возбуждены, ждут возвращения очередной жертвы, обсуждают, чо было. Поэтому я решила просто поговорить по душам. Говорить-то со мной им приходится по-немецки. Так что какая-никакая языковая практика.
Сначала мы как-то вышли на тему жилья. Выяснилось, что многие из моих учеников имели огромные дома-дворцы с бассейнами. Фатима была вообще долларовая миллионерша. Но её дом в Алеппо разрушен до основания, а деньги, что были в банке, Асад забрал себе. Как она на пальцах показала: засовываешь карточку в банкомат, а там - фиг с маслом. Всё пропало. Хорошо, что осталась жива.
Ибрагим рассказал, что его семья живёт в доме 1000-летней давности. Он из Дамаска. Там нет таких сильных разрушений, как в Алеппо. Он мне показывал фотографии - ну просто дворец в мавританском стиле, с внутренним садом, с бассейном, с кустами жасмина, источающими чудный запах. (Я знаю этот запах. Будучи в Тунисе, я постоянно нюхала эти кусты и наслаждалась их божественным благоуханием.) Ибрагим рассказывал, что вся семья по утрам собиралась в саду, пила кофе, вела всякие разговоры, смеялись, шутили. Все это уже в прошлом. Им не до шуток. Да и семья разбежалась по разным странам.
Ибрагим - замечательный парень. Он такой крупный, плотный, можно сказать брутальный мужчина: с шевелюрой чёрных волос, с чёрной бородой, с татуировками, двумя перстнями на пальцах и абсолютно детскими удивлёнными карими глазами. Он очень толковый, красиво пишет, хорошо схватывает грамматику и пытается говорить по-немецки. (Ох, мне бы ещё один курс с этой группой, и они все бы свободно у меня заговорили! ) При такой брутальной внешности оказалось, что у него очень смешная профессия. Он - мужской парикмахер. Причём, парикмахер прекрасный. Я видела его работу. Он стриг почти всех парней в нашей группе. Сначала были лохматыми, а потом стали блистать модными причёсками. Раньше это, вроде, называлось полубоксом.
Ибрагим мне вообще сегодня довольно много порассказал. Например, что не все арабы одинаковые. Ливанцы и иорданцы - бедные. РАньше они часто приезжали в Сирию, где получали гостиприимный приём и радушие. А сейчас, когда сирийцы оказались в беде, они и знать их не желают. Другое дело - марроканцы, алжирцы, тунисцы и ещё кто-то (я уже забыла, очень была всем взволнована).
Ибрагим сказал, что когда война в Сирии кончится, я должна обязательно приехать к ним в гости, и он покажет, какая это прекрасная страна.
У Висама отец - главный инженер. Работал в Америке, Греции, Испании. Говорит чуть не на 6 языках. У них тоже был шикарный дом в Латакии. Сейчас всё разрушено.

Ещё я их расспрашивала, кто как попал в Германию. Оказалось, что почти все каким-то образом добирались в Турцию, потом на лодке или корабле плыли в Грецию, что стоило от 1000 до 3000 долларов. Причём в Турции, на берегу, их встречали солдаты с автоматами и буквально загоняли на корабли, куда люди набивались, как селёдки в бочку.
Я спросила, а как, если денег не было? Тогда, угрожая автоматами, людей гнали прочь с пляжа. В Греции у беженцев брали отпечатки пальцев, сканировали документы и фотографировали фас, профиль. Из Греции они отправлялись в Македонию, оттуда через балканские страны в Австрию, а там уж и немецкая граница близко. В Пассау все беженцы и собирались. Описание их пути у меня заняло три строчки, но что людям при этом пришлось пережить - это нам просто не представить. Ведь многие бежали с маленькими детьми. 25-летний афганец Зиаудин рассказал, что он 12 часов шёл пешком по горам, а потом неделями добирался до Германии. В Афганистане он работал полицейским, но талибы хотели его за это убить. Он сбежал, но в Афганистане осталась его жена и маленькая дочка, по которым он страшно тоскует.

Ещё я спросила моих сирийцев, какой процент населения поддерживает Башара Асада. Они сказали, что он постоянно лжёт, а 90 процентов людей ему верят. Другие либо убиты, либо сбежали. (Ничего не напоминает?)А сейчас он уничтожает в Алеппо остатки сопротивления.

Кстати, про Алеппо.
В дневной группе есть у меня такой пухленький парень, Ахмад. Я знала, что он из очень богатой семьи. Он очень много часов пропустил, совершенно не говорит по-немецки, но может немного читать и писать. Когда он появился после большого перерыва, то завёл моду во время перерыва молиться в классе. Сначала внаклонку молился, а потом и вообще притащил молельный коврик и бил поклоны с аллах акбар. А потом ещё и других в это дело вовлёк. Меня это страшно бесило. В конце концов школа - это не молельный дом. И потом, я тоже неуждаюсь в отдыхе, и мне совсем не интересно смотреть на их поклоны. Несколько раз я уже собиралась поговорить с ними по-серьёзному. Но так и не собралась.
А сегодня узнала, что у Ахмада вся семья осталась на северо-востоке Алеппо. Там, куда сейчас направлены все асадовские и российские бомбы и танки. Уже две недели у него нет никакой связи с семьёй. Я спросила, почему же они не эвакуировались. А он ответил, что они находятся в окружении и уйти оттуда никак не могут.
После этого, когда я объявила перерыв, они сами меня спросили, не возражаю ли я против их молитв.
И я возражать не стала.

Один из важных моментов при получении политического убежища в США – правильно составленная история (легенда). Многие при ее написании делают ошибки, которые приводят к отказу в предоставлении убежища. В статье про ее составление мы ответим на следующие вопросы:

  • Почему историю стоит писать самостоятельно?
  • Какой должна быть ее структура
  • Что нужно писать, а что нельзя
  • Какие документы прилагать к легенде?

Во вступлении нужно описать ситуацию в вашей стране, но только те аспекты, которые касаются вашего случая. Если вас притесняли по поводу веры, вы должны описать общее положение в стране. Почему вашу религию притесняют, кто это делает (власти, адепты другой религии или же она запрещена законом)? При этом главное ничего не придумывать и не украшать, так как все факты проверяют использую данные соответствующих органов и даже спецслужб. Большую роль играют права человека и их соблюдение. С ними можно знакомиться в .

В основной части необходимо изложить ситуации, в которых вас притесняли или нарушали ваши права. Здесь важно указать все конкретные данные – даты, имена, адреса, названия организаций и т.д. Описывая несколько случаев нужно излагать их в хронологическом порядке. Также надо указывать, чем вы рисковали в каждой ситуации. К примеру, вас избили и могли сделать инвалидом, или угрожали убить и ваши опасения небезосновательны. Основную часть нужно особенно тщательно проверить. Все данные должны в точности соответствовать тому, что имело место.

Если вы не помните конкретных данных, таких как адрес, дата или ФИО человека, надо об этом честно написать. Можно указывать приблизительные данные. Например: месяц, название улицы, имя человека без фамилии и должности.

В заключении надо написать общий абзац о том, что вы просите политического убежища в США и сообщить, по какой причине вы решили это сделать. Например: в связи с преследованиями со стороны властей, из-за притеснений по принадлежности к социальной группе и т.д. Нелишне указать, что может случиться с вами, если вы будете вынуждены вернуться в свою страну. Например: вас могут убить, осудить без причины и т.д. Если вы не попросили политического убежища в США по какой-то причине ранее, эту причину необходимо указать.

Если вы имеете документы, подтверждающие какие-либо факты, они должны быть указаны в том месте, где это нужно. Например: «по факту побоев я получил заключение медэкспертизы, (приложение №8)», документами могут быть любые свидетельства, даже просто рассказ очевидцев, заверенный подписью.

» появилось после первой мировой войны 1914-18 гг. для обозначения лиц, которые покинули во время войны находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей.

Понятие «беженец» несколько раз претерпевало некоторые изменения.

Вначале использовался групповой подход, в соответствии с которым беженцем считалось лицо, которое находится за пределами страны своего происхождения и не пользуется защитой этого государства.

В 1926 году беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего правительства и не получившие другого гражданства (Заключительный акт Конференции по проблемам русских и армянских беженцев в Женеве).

Наиболее общее и универсально применимое определение термина "беженец" содержится в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, дополненной протоколом 1967 года. В соответствии с ним, "беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в неё вследствие таких опасений".

Основными правовыми документами о статусе беженцев являются Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года.

Оба документа являются универсальными, сейчас они в общей сложности ратифицированы 145 государствами (включая Россию в 1993 году) и инкорпорированы в национальное право.

Существуют и региональные конвенции о беженцах, существенно расширяющие это понятие: Конвенция 1969 года о беженцах в Африке, Картахенская декларация 1984 года о беженцах в Латинской Америке, также ряд конвенций Совета Европы.

Количество беженцев

Сегодня в мире насчитывается 9, 2 миллионов беженцев. Но общее число лиц, подпадающих под защиту Управления ООН по делам беженцев, - беженцы, лица, перемещенные внутри страны, те, кто добивается убежища, репатрианты, - намного больше. По данным Организации Объединенных наций (на июнь 2006 года) в 117 странах мира насчитывается, в общей сложности, около 20 миллионов беженцев, перемещенных лиц и лиц без гражданства. Многие из них живут в лагерях для внутренних беженцев годами.

Из истории .

Беженцы, как явление, были известны с незапамятных времен. Первые беженцы, как гласит история, появились в 695 году до нашей эры, когда ассирийская армия царя Сеннахериба I, вступила на земли Иудеи. Тогда около 50 000 евреев спешно покинули свои жилища, бросившись в Египет, где их тоже не ждали.

В 375 году (уже нашей эры) около 300 000 человек бежало от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима.

В VIII-IX веках в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян перебрались во Францию, основали временные поселения, да так и остались там, смешавшись с местным населением.

Огромное количество беженцев появилось после Первого крестового похода (1096-1099 гг.), когда с захваченных рыцарями мест бежало 500 000 арабов и турок.

В 1492 году из Испании были изгнаны все евреи, не принявшие христианство, из которых более 200 000 человек нашли убежище в Северной Африке и других землях.

В первой половине XIII века, когда монгольские орды прошли от Тихого океана до Средиземного моря, многие сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в сопредельные страны, чтобы спастись там от нашествия.

Беженцы бывали не только от войн. Во время частых эпидемий чумы население городов и целых областей в Европе и Азии уезжало в разные страны, чтобы переждать худшие времена.

Некоторые правители использовали беженцев в своих целях. Так, благодаря тому, что в 1715 году король Пруссии Фридрих II объявил свободный въезд и проживание для "беженцев любого вероисповедания" население королевства значительно увеличилось. В Турцию, которая принимала христиан, состоявших членами каких-либо сект, запрещенных на родине, перебрались многие русские молокане, баптисты, старообрядцы, которым за право жить в Оттоманской империи приходилось принимать участие в ее войнах.

Практика укрытия за церковными стенами существовала еще в библейские времена, когда Римское право позволяло церквям укрывать в своих стенах даже преступников.

В Средние Века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквах. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Практика укрытия в храмах началась в 1983 году в Канаде, когда одна монреальская церковь приютила у себя беженца из Гватемалы, которого собирались депортировать. С тех пор приют в церквях нашли сотни людей, оспаривающих приказ о депортации. Некоторым удавалось доказать свое право остаться в Канаде, других все же высылали.

По канадскому закону такое церковное укрытие легально никак не защищает прячущихся там людей. Нет и законов, защищающих обычай церквей прятать у себя граждан, которым грозит высылка из страны. Канадская полиция лишь один раз заявилась в церковь - в Квебеке в марте 2004 года - и арестовала скрывавшегося там алжирца. На него прямо там и надели наручники. Был большой скандал. С тех пор иммиграционные власти и полиция воздерживаются от таких визитов.

Во Франции существует закон, позволяющей полиции придти в церковь и арестовать укрывшегося там человека. В Британии и в Америке полицейские тоже не стесняются арестовывать людей в храмах.

Беженцами практически никто не занимался до начала ХХ века, когда начался процесс выработки системы международных законов, конвенций и правил для защиты беженцев, которым хуже всего пришлось в Первую и Вторую мировые войны, когда вдруг выяснилось, что когда воюют с десяток соседних стран, то и бежать вроде бы и некуда.

Вот в это время в международном праве появляется понятие «беженцы». В 1922 году, после Первой мировой войны, Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг.) о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьорфа Нансена).

Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии и кульминацией стало одобрение 28 июля 1951 года специальной конференцией ООН «Конвенции о статусе беженцев», которая является ключевым юридическим документом, дающим определение понятию «беженцы» и их правам, а также юридическим обязательствам государств в отношении беженцев.

Проблема беженцев в ХХ веке не раз приобретала особую остроту: например, в результате захвата власти фашистами в Германии и ряде других стран; агрессивных войн США в Корее и Индокитае, агрессии Израиля против арабских стран и Палестины, политики диктаторских и расистских режимов на юге Африки, в Латинской Америке и других районах мира.

После Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций стало осуществляться сотрудничество государств по созданию международно-правовой системы защиты беженцев. Международное сообщество создало Администрацию помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) и Международную организацию по делам беженцев (МОБ). ЮНРРА оказала помощь в добровольной репатриации более чем 7 млн чел., а МОБ содействовало устройству 1,7 млн европейских беженцев, не пожелавших вернуться на родину.

1 января 1951 года в качестве института международной защиты для решения проблемы беженцев и перемещенных лиц Генеральной Ассамблеей ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, заменившее ЮНРРА и МОБ.

Впервые УВКБ пришлось работать в условиях чрезвычайного гуманитарного кризиса во время войны в Персидском заливе после массового бегства 1,9 млн курдов.

Поворотным пунктом в его деятельности стала бывшая Югославия: впервые персонал принимал активное участие в организации столь масштабных акций, как воздушные мосты и гуманитарные конвои.

В 1994 году гуманитарная катастрофа произошла в Руанде, когда за четыре дня в соседний Заир бежало около миллиона жителей страны.

В начале 1995 года УВКБ занималось оказанием гуманитарной помощи перемещенным лицам в Азербайджане, Чечне, Грузии и Таджикистане.

В 1999 году УВКБ играло активную роль в оказании гуманитарной помощи тысячам беженцев, пострадавших в результате косовского конфликта.

Сегодня УВКБ ООН является одной из основных гуманитарных организаций в мире, оказывающих помощь 19,2 миллиона человек в 116 странах.

Численность ее сотрудников составляет более чем 6 500 человек. За свою полувековую деятельность УВКБ ООН оказало помощь по меньшей мере 50 миллионам человек, за что дважды удостаивалось Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах.

В октябре 1992 года УВКБ и Россия подписали Соглашение об открытии представительства в Москве. В настоящее время действуют филиалы представительства в ряде регионов России. С мая 1995 года Россия является членом Исполнительного комитета УВКБ.

4 декабря 2000 года 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла постановление о том, что, начиная с 2001 года, день 20 июня ежегодно будет отмечаться как Всемирный день беженцев.

Под Одессой есть один из двух ныне работающих пунктов для временного пребывания беженцев в Украине. Репортаж ForshMag с места, которое стало укрытием для людей, потерявших родину.

О том, что в Одессе существует пункт временного пребывания для беженцев, я узнала совсем недавно. Общественная организация «Десяте квітня» проводила тренинг, на котором рассказывали, как часто журналисты путают понятия «беженцы», «иммигранты» и «переселенцы». В последние годы информационное поле Украины действительно оказалось на распутье дефиниций. С одной стороны - украинцы, вынужденные бежать от войны на востоке Украины, с другой - беженцы из стран Азии, Африки, которые также ищут спасения в Европе. Так или иначе, все они бегут из своих городов, спасаясь от смертельной опасности.

В последние годы информационное поле Украины действительно оказалось на распутье дефиниций. С одной стороны - украинцы, вынужденные бежать от войны на востоке Украины, с другой - беженцы из стран Азии, Африки, которые также ищут спасения в Европе.

Кто же эти люди, попадающие в Украину из других стран? Многие эксперты в один голос отмечают, что для большинства беженцев Украина является лишь транзитным государством. Но их путь в Евросоюз не всегда проходит через нашу страну. Потому сегодня украинцы не испытывают на себе те массовые людские потоки беженцев из стран Азии и Африки, которые накрывают Европу. В Украине есть три пункта временного размещения беженцев, из которых на сегодня работает два - в Закарпатье и в Одессе. Пункт в Яготине Киевской области еще не открыли.

Где живут беженцы

Пункты для беженцев - это своего рода общежития , где люди, покинувшие родные страны в поисках убежища, могут официально жить до полугода с правом продления срока пребывания. Предварительно нужно получить направление из миграционной службы, пройти собеседование и медицинское обследование. На практике чаще всего такое временное проживание растягивается на годы.

На практике временное проживание в пункте для беженцев растягивается на годы.

Сегодня в одесском пункте проживает 56 человек из 15 стран мира. В поисках лучшей жизни и скрываясь от преследования со стороны родного государства, в Одессу приехали люди из Афганистана, Конго, Сомали, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Палестины, Пакистана, Ливии, Сьерра-Леоне, Сирии и других стран.

Сам пункт расположен в Черноморке - тихой приморской окраине Одессы. Рядом - море, пустынные пляжи, яхт-клуб и престижный поселок «Совиньон» с пышными особняками одесского истеблишмента. Проживание в пункте бесплатное. Кроме того, людям выдается на руки базовый продуктовый набор, в который входят масло, мука, крупы и консервы. По словам сотрудников пункта, прожить на этих продуктах можно.

«Коммуна»

Руководитель одесского пункта для беженцев Николай Жуган рассказывает, что сейчас в лагере проживает немного людей, хотя рассчитан он на 200 человек.

Николай Жуган
руководитель пункта

К нам приходят те беженцы, у кого нет возможности самостоятельно поселиться где-то на территории Украины. У этих людей разные национальные традиции, но всех их объединяет одна беда: они покинули родину в поисках убежища. Наша задача - помочь им выучить язык и адаптироваться в Украине. Также содействуем трудоустройству. Раз в квартал в пункт приезжает Одесский областной центр занятости с ярмаркой вакансий. Как правило, источник доходов беженцев - рынок и стройка. Иногда устраиваются работать в бары и рестораны.

Заместитель директора Ольга Ритченко говорит, что сейчас в пункте живут 18 детей - 6 мальчиков и 12 девочек. Они ходят в детский сад, школу, получают медицинскую помощь, если нужно. По ее словам, дети адаптируются очень быстро, общаются без всяких проблем со своими сверстниками вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания. Они знают хорошо и родной язык, и украинский, и русский.

- На территории пункта очень редко случаются конфликты. Наши соцработники стараются действовать на упреждение, а не «бить по хвостам» и исправлять последствия. Расовых конфликтов как таковых не бывает. Если кто-то с кем-то жить не хочет, мы решаем эту проблему. В целом пытаемся селить мусульман с мусульманами, католиков с католиками, православных с православными. Живут в пункте как одинокие беженцы, так и целые семьи. Есть лица, получившие статус беженцев, но до сих пор не могут адаптироваться, и пока есть места, живут здесь. Покидают пункт, как только устроились - нашли жилье, хорошую работу. Вы же понимаете, что это - общежитие, коммуна, - рассказала Ольга Ритченко.

В целом пытаемся селить мусульман с мусульманами, католиков с католиками, православных с православными. Живут в пункте как одинокие беженцы, так и целые семьи.

Большой проблемой для людей, сбежавших из родной страны, становится восстановление документов. Часто они в спешке покидали дома и не успевали взять даже самые необходимые вещи. Есть еще такое понятие, как «беженец на месте». К примеру, когда гражданин другой страны проходил обучение в Украине, а в это время у него на родине случился конфликт или переворот, и по разным причинам этот студент уже не может вернуться домой.

Али

Али находится в Одессе всего две недели. Ему 19 лет, он приехал учиться в Украину из Сьерра-Леоне, но вернуться домой не может. Ему угрожают смертью. До того как попасть в Одессу, он жил в Харькове и Тернополе.

- Я приехал в Тернополь учиться в университете. Но пришли ужасные известия. Мне передали, что секретное общество, где людей приносили в жертву, хотят это сделать со мной. Отец помог мне избежать этой участи. Но они его убили. Из-за меня. И мне некуда возвращаться. У меня нет других родственников, и я совсем один, - рассказал Али.

Сейчас парень хочет вернуться в университет , чтобы получить образование, а еще он мечтает профессионально играть в футбол. Сейчас все свободное время Али слушает музыку. Говорит, что не любит хип-хоп, а предпочитает «крутых» исполнителей - Бруно Марса, Рианну.

Иезихалем

В родной Эфиопии 46-летнего Иезихалема произошел государственный переворот еще в далеком 1991 году. Примерно в это же время он приехал учиться в Украину и остался здесь жить. Иезихалем отучился 4 года на экономиста, получил статус беженца и уже задумывается о гражданстве Украины. Говорит, что самое сложное в Одессе - найти работу зимой.

- Хочу поехать на родину посмотреть, как там сейчас дела. Наверное, многое изменилось за 20 лет. Я здесь привык уже ко всему. Но если в Эфиопии все окажется хорошо, останусь там, - поделился он.
Создать семью в нашей стране у него не получилось.

На переднем плане сидит Иезихалем, на заднем - Коуадио. Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

Коуадио

Коуадио 33 года, он приехал в Украину из Кот-д’Ивуара в ноябре 2008 года учиться. Сейчас он мечтает стать кондитером и соблюдает заповеди Иисуса.

- Мой дядя, который был послом Кот-д’Ивуара в Гвинее, отправил меня учиться в Украину. Я полный сирота, и он был моим опекуном. Когда я здесь учился, там началась война из-за какао, потому что моя страна - самый крупный производитель какао во всем мире. В конечном итоге дядя потерял работу и вернулся в Кот-д’Ивуар. Во время войны часть документов сгорела, а те, что были здесь, оказались просроченными. Я плохо учился, меня выгнали из академии, из общежития, и я стал бомжом - еще и без документов. Чтобы выжить, я пел песни, но сейчас не пою, потому что меня коснулся Иисус. И песни, которые его не славят, я не буду петь, - рассказал Коуадио.

Во время войны часть документов сгорела, а те, что были здесь, оказались просроченными. Я плохо учился, меня выгнали из академии, из общежития, и я стал бомжом.

По его словам, часть его знакомых на родине сейчас в тюрьме, а некоторые и вовсе исчезли. Сестра живет где-то в деревне, и связи с ней нет, а о дяде он слышал последний раз в 2013 году. В Одессе у Коуадио тоже нет семьи, обучение продолжить не получилось, но сейчас он мечтает обрести новую профессию: «Я люблю печь. Верю, что Иисус мне поможет. Я принял для себя решение соблюдать его заповеди».

Райхана

Райхана с мужем и тремя детьми приехала в Украину из Афганистана около года назад. На родине было небезопасно, поэтому всей семьей приняли решение бежать в Европу. Каждый день муж Райханы ходит на работу, а она следит за детьми и управляется по хозяйству. Их сыну 6 лет, а дочерям - 8 и 10. Девочки отлично разговаривают на русском языке, приветливые и открытые дети.

На дорогу из Афганистана в Украину ушел целый месяц:

Ехали на маленькой машине впятером. В Афганистане остались брат и мама, но с ними уже год не было никакой связи. В Украине мы временно, надеемся попасть в США или Канаду, где сыну обещают помочь со здоровьем.

Шестилетний сын Райханы не может ходить:

Когда я была беременная, в меня выстрелил родной дядя. Поэтому у сына проблемы со спиной, нужна операция, - поделилась Райхана. По ее словам, дядю за это преступление к ответственности никто не привлек.

Когда я была беременная, в меня выстрелил родной дядя. Поэтому у сына проблемы со спиной, нужна операция.

Сафват

Сафват с женой и двумя взрослыми сыновьями приехал в Украину из Таджикистана. У себя в стране он известный журналист и активист, который открыто выступал против коррупции, за демократические реформы и против зависимости Таджикистана от России. Ради этих идей он даже объявлял голодовку. Перелом в его жизни случился три года назад. Тогда он был вынужден по политическим мотивам покинуть Таджикистан.

Сафват Бурхонов
журналист, беженец из Таджикистана

Я работал когда-то, как вы, журналистом. Где-то оступился и вот попал сюда. Я уже осознал, что изменить я бы ничего не смог. Я и голодовки объявлял, и чего только не делал. О моем прошлом в интернете много информации. О настоящем - ничего. Если честно, я проклинаю это прошлое. Я потерял все. Я - ладно, к черту, но детей обречь на такие проблемы…Сначала я вынужден был покинуть Таджикистан и уехать в Россию. Но потом и оттуда пришлось бежать. Так я попал в Украину. Как раз был Майдан тогда. Я сюда, а Янукович отсюда (смеется) .

По словам Сафвата, сейчас он изучает на примере Украины, как правильно делать революцию:

Я хочу, чтобы в моей стране этого не произошло. Потому что однажды мы это делали. На территории союза первый в своем роде Майдан был в Таджикистане в 1990 году. Хотели сделать хорошо - получилось, как всегда. Украли нашу революцию. Точно также украли вашу революцию. Я сейчас учусь, что делать, чтобы не украли. Вы думаете, это русские украли? Нет, русские - это хорошие люди, очень хорошая нация. Это их верхушка воровская украла у нас, у вас, у Молдовы собирается украсть и у Грузии крадет. Это воровская система. И в этой борьбе главное - это язык. Это важнейший фактор. У нас в Таджикистане свой язык мы объявили государственным. Никакого второго, третьего - категорически. Мову я розумію.

На территории союза первый в своем роде Майдан был в Таджикистане в 1990 году. Хотели сделать хорошо - получилось, как всегда. Украли нашу революцию. Точно также украли вашу революцию.

Сафват говорит, что, живя в Таджикистане, он приносил больше пользы своему народу, чем сейчас:

Каждая моя статья обсуждалась на уровне правительства. Я писал только на национальном уровне. Потом вынужден был объявить голодовку и требования мои были рациональными - освободить экономику страны от воров, профанов, отделить страну от России, от зависимости с Россией, вывести российскую военную базу из Таджикистана. Самый большой контингент российских сухопутных войск в мире находится в моей стране. Я уже лет двадцать борюсь против этого. В общем, врагов много, друзей мало, возвращаться страшно. И там без перспектив, и тут нет перспективы…

О каком-либо плане «минимум» на жизнь Сафвату сложно. Но он мечтает вернуться домой: «Время лечит. Я не беженец, я осознанно не подавал документы на этот статус. Хочу вернуться».

Всемирный день беженцев, который отмечается 20 июня – это день, когда все мировое сообщество отдает дань силе духа и стойкости миллионов людей, которые вынуждены покинуть родные дома. Представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь (УВКБ ООН) совместно с фотографом Андреем Щукиным приглашают посмотреть выставку фотографий "Только мы", которая в эти дни проходит в Музее современного изобразительного искусства.

На протяжении нескольких месяцев фотограф Андрей Щукин путешествовал по разным регионам Беларуси, встречался с украинскими гражданами, слушал их истории и запечатлевал на фотографиях то, что невозможно передать словами. Результатом этого долгосрочного проекта стали снимки, отображающие драматические переживания бегства и поиска нового дома. Автору удалось показать едва уловимую объединяющую и поддерживающую силу своих персонажей – осознание сплоченности своих семей.

Наталия с детьми:

Наталия с детьми Любавой, Михаилом, Полиной. Вместе со своими сестрами и братом решили переехать в нашу страну навсегда. В Беларуси всегда спокойно, поэтому сюда.

Валерий с сыном Дмитрием из г. Молодогвардейск Луганской области:

В Беларусь приехали в августе 2014. Мать Валерия осталась вместе со своими сестрами в Украине. В родном городе не стреляли, но не было работы и детям негде было учиться. Ради детей решили уехать.

Рассказывает Валерий: "У нас, когда уезжали, так сильно войны не было, и сейчас нет, стреляют по окраинам. Но решили от греха подальше. Чего выжидать? Ждать, когда начнется? Сейчас вообще положение ни работы няма, ничего. Пенсии не дают. Жить как? Сюда мы приехали, вообще были в шоке – отношение людей совсем другое. Такое ощущение – Советский Союз. В хорошем смысле. И отношение людей другое, мы приехали, нам тут помогали, и соседи несли, что могли. И контора помогала – работу нашли, устроили".

Сергей Петрович и Ольга Александровна из Донецка:

Сергей Петрович и Ольга Александровна хотят вернуться домой.

Их дочь Виктория приехала в Беларусь с детьми 1 декабря 2014. Почти все оставили в Донецке. Первую неделю прожили у знакомой, потом устроились в колхоз, работают, чтобы получить дом. Живут с родителями, сами возвращаться не планируют, а родители хотят вернуться – здесь они останутся без пенсии.

Рассказывает Виктория: "Еще не привыкли. Менталитет другой. Много хорошего можно найти. Но так как живем в сельской местности – местный алкоголизм смущает" .

Рассказывает мама Виктории: "Дети только обживаются, вот огород. Только начало, но главное - желание".

Анатолий из г. Первомайск Луганской области:

Анатолий работает сварщиком на крупном белорусском предприятии.

Из рассказа его жены Татьяны: "Стоим с детьми, ждем автобуса. Подъезжают вояки и спрашивают: "Чего мы тут стоим, ждем?" "Автобус", - говорим. А они говорят: "Так сейчас сюда стрелять будут. Вы хоть за дом спрячьтесь". Представляете? Хоть за дом. Там были подвальные помещения. Бегом в подвалы, а подвалы, вы знаете как, узкие такие. Нас пустили в коридоры, и вот мы стоим – толпа людей. Стали и стоим, как селедки в банке; и начали реально по городу стрелять. А мы стоим. И автобусов – нет автобусов, деньги уплочены, мы стоим, сумки, дети. Душно – лето, жара. Мы стоим в узких коридорах. Толпища людей. И дети спрашивают: "А когда мы уедем?", "Мамочка, а где автобус?, а мы и не знаем будет ли этот автобус".

Галина с внуком Артёмом и дочерью Анной из г. Брянка Луганской области:

Галина с сыном, дочерью и внуком приехали в Беларусь в июне 2014. Муж Галины приехал в начале апреля 2015. Решили остаться, делают вид на жительство. Сейчас снимают жилье, хотят купить старый дом. В Украине дочка работала парикмахером, а у матери было две торговые точки на рынке. Сейчас работают на птицефабрике, в прошлом году, когда они приехали, устроиться было легко, сейчас гораздо сложнее.

Говорит Галина: "Дружненько, всей семьей, вместе как-нибудь справимся".

Анна из г. Горловка Донецкой области :

В Беларусь семья Анны переехала в ноябре, вначале жили у родственников в Гродно. До этого она с детьми поехала в Крым к тетке, а ее муж Олег вначале планировал оставаться со своими. Но надо было быть с семьей. После Крыма переехали в Беларусь.

Рассказывает Олег: "Когда начали бомбить, буквально в течение двух недель мы уехали. Потому что это очень страшно. К нам с душой отнеслись – жилье дали и работу. Самое главное: у нас есть работа, у нас есть крыша над головой. Мирное, спокойное небо. Я работаю строителем, строю свой дом, мне же здесь жить".

"Тесть говорит: "Покуда дом целы, я никуда не уеду". Всю жизнь, говорит, копил, делал-делал, я тоже там построил, пришлось уехать, потому что когда бомбили и дочь со слезами прибежала, руки-ноги затрусились, говорит: "Папа, как?.." Тогда я уже говорю: "Уезжать, уезжать вам надо". Церкви бомбили, специально выбирали такие моменты, когда люди на службу приходили".

Ольга из г. Николаевка Луганской области:

Ольга с дочерью Валерией на кухне общежития.

Евгений из г. Красный Луч Луганской области:

Евгений работает слесарем, ремонтирует карьерную технику. С детьми Алиной и Дмитрием живут в общежитии.

Валентина с сыном Анатолием из г. Дружковка Донецкой области:

Приехала в родной город своей матери. Оставила дом, землю, работу. Полтора месяца делала паспорт – говорили, что нет нужных бланков, ездила в соседние города, пыталась его сделать. Чуть было не поехала за 300 километров, чтобы его получить. В ее паспортном столе говорили, что нужно только временное свидетельство, в соседнем городе ей сказали, что нужна еще и форма №1. После этого уже не выдержала – пошла к начальнице, начала ей рассказывать, что ездила в Харьков, за 300 километров, а ей без формы не дали ничего. В итоге паспорт ей сделали за два дня. Еще через два дня с сыном уехали. Ехали через Украину, волновалась за сына: хоть он и не военнообязанный, но боялась, что заберут.

Рассказывает Валентина: "И знаете, самое страшное - это СМИ. Когда приходишь с работы, сам видишь одно у себя, а там тебе по телевизору говорят ну совсем другое".

Злата:

"Наши, знаете, сколько показывали своих домов? С хорошим ремонтом. Сейчас все – пепелище".

Юлия из Донецка:

Осенью Юлия с детьми выехала в Россию, в Беларусь приехала в январе 2015. Приехала к знакомым, родственников здесь нет. В Донецке остались отец и бабушка. Живут за счет гуманитарной помощи.

Рассказывает Юлия: "Если статус беженца берешь, здесь в Беларуси, то никогда не имеешь права вернуться домой. Такой вариант – не очень" .

Фотовыставка проходит с 18 июня по 11 июля в Музее современного изобразительного искусства по адресу: г. Минск, пр. Независимости, 47.