Исследовательская работа на тему: История народного костюма. Научно исследовательская работа "русский народный костюм в прошлом и настоящем" Из истории русского костюма

Муниципальное образовательное учреждение

Сосновоборская СОШ

Зейского района

Народный праздничный костюм

Пичугина Татьяна,6 кл.

Руководитель: Казакова Ольга Николаевна,

2013

Содержание

1. Введение……………………………………………………………. с. 3

2. Составные части женского и мужского костюмов…………… с. 6

3. История использования народных мотивов в моде…………… с. 10

4. Роль русского костюма в жизни современного человека ……... с. 11

5. Заключение …………………………………………………………. с. 13

5. Литература …………………………………………………………. с. 15

6. Приложения ………………………………………………………… с. 16

Введение

Эпиграф: Уважение к минувшему –

вот черта отличающая образованность от дикости.

(А. С. Пушкин)

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.

А какие наряды надевали в праздники?

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.

Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно

сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.

Наша исследовательская работа актуальна , так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма. Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (приложение 2).

Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности своя собственная история. Многих

сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.

Цель : познакомиться с историей костюма, рассказать о быте, традициях и обычаях народа, показать историческую значимость народности в современной жизни.

Задачи:

    Найти сведения о праздничном русском костюме.

    Изучить историю возникновения костюма.

    Проанализировать динамику использования народных мотивов, как к историческому прошлому.

При написании работы нами были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи, материалы сельского музея.

При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы : работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в музей с. Сосновый Бор, опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.

В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю русского праздничного костюма. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Архивы не сохранились. Многое рассказали старожилы села, очень помогла дополнительная литература.

На основании этих данных попытаемся воссоздать образ русского праздничного костюма.

Объект : хроника событий, связанных с историей русского костюма.

Предмет : русский праздничный костюм.

Проблема : Отличительные черты народного праздничного костюма.

Гипотеза : мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.

План проведения проекта

1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.

2.Этнографическое исследование.

3.Посещение выставки “По обычаю дедову”.

4. Опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.

5. Изготовление эскизов праздничных костюмов.

Составные части женского и мужского костюмов

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.

На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь – крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.

На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.

Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (приложение 4). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.

Сарафан - считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.

По словам старожила нашего села- Крюковой Марии Афанасьевны, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.

Еще один вид женской одежды- шушун . О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо матери»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу,

В старомодном ветхом шушуне.

Шушун- это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.

А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею . По

воспоминаниям моей бабушки Крюковой Любови Ивановны это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.

Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева . Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.

Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма (приложение 5). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны – вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был – платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (приложение 6).

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.

А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани,

из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.

Традиционной верхней одеждой был- кафтан . Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.

Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки- мурмолки .

Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с X I века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру, рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался

магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.

История использования народных мотивов

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве– путь развития и обновления современного костюма.

Мы решили проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрали модели с 40-х по 60-е годы (приложение 7). Получили следующие результаты по использованию народных мотивов по сезонам:

Год

Сезонные модели

Лето

Осень

Зима

Весна

1948 г.

23%

37%

13%

27%

1957 г.

34%

30%

12%

28%

1964 г.

29%

27%

66%

17%

Направления использования народных мотивов:

Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Например, в 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.

Роль русского костюма в жизни современного человека

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев

открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её практической полезности. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды–функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Нами была проведена беседа со студентами отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума. Мы выяснили, что в настоящее время в моделях применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т. д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям–по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с

участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах–например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях (приложение 8).

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

Студенты предоставили нам фотографии моделей одежды из их коллекций

Совместно, в ходе беседы, мы пришли к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Мастера и сейчас умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добиваются величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Заключение

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на исчезновение народного костюма. Предположение оправдалось.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. \

В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия родного края.

Конечно, уже много времени прошло. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать.

В своей работе нам хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.

Работа написана под руководством учителя изобразительного искусства. Руководитель работы дает рекомендации по каждому этапу работы. Краеведческая работа предполагает непосредственное общение на этапе сбора информации. Особенность сельской местности заключается в том, что мы знаем людей, с которыми будем общаться, а среди них есть неординарные личности, чья информация нам очень нужна и важна. Люди охотно нам помогали, шли на контакт, с кем-то общались самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя, а на кого-то действовало личное обаяние наших родственников. В библиотеке я работала с Григорьевой Мариной Феликсовной. Она оказала неоценимую помощь в обеспечении меня литературой. Так, что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.

Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием, и у меня еще будет время довести свои исследования до конца (приложение 9).

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Список литературы

1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.

3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.

5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.

6.

7. Журналы мод.

Приложения.

Приложение 1

Словарь терминов

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор, тип чепца.

Душегрея – это укороченный сарафан.

Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами.

Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.

Венец – лента украшенная узором.

Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.

Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).

Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.

Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.

Армяк – фартук украшенный узором.

Приложение 2

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов . Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно что дети недостаточно знают о народном костюме.

Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.

Приложение 3

Рубаха и передник

Приложение 4

Женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом.

Приложение 5

Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848

Приложение 6

Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998

Убрус

Приложение 7

Анализ Журналов мод за 40-60-е годы (периодика сельской библиотеки и данные интернета).

Результаты по использованию народных мотивов по сезонам :

Год

Сезонные модели

Лето

Осень

Зима

Весна

1948 г.

23%

37%

13%

27%

1957 г.

34%

30%

12%

28%

1964 г.

29%

27%

66%

17%

Направления использования народных мотивов :

40-е годы- народная вышивка как декор одежды;

50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;

60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)

Использование народных мотивов в моделировании

В 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать.

Приложение 8

Использование народных мотивов в современных моделях


Приложение 9

Мое творчество

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм - это источник творчества. Русская национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.
Эта тема меня очень заинтересовала. Когда мы готовились в классе к народным праздникам, то пришлось делать народный костюм для выступления. Вот я решила узнать об этом поподробнее.

Цели моей работы:
1)Узнать подробнее о русском народном костюме женщины.
2) Создать эскиз современного костюма для девочки с использованием полученных в ходе исследования знаний о русском народном костюме.

Задачи:
1)Собрать материал о русском народном костюме женщины.
2) Выяснить, какие материалы, цвет, узоры применяли для изготовления костюма.
3)Познакомить одноклассников с русскими традициями женской одежды.

Этапы работы
Выбор темы.
Определение целей и задач.
Постановка проблемы.
Сбор материалов по теме проекта.
Изготовление эскиза костюма для современной девочки с элементами народного костюма.

Проблема:
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.
Что мы знаем о народных костюмах?
В чем особенности народного костюма?
Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?

Гипотеза
Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.

Основная часть
Читая и рассматривая книги, я поняла, что народные костюмы отличаются друг от друга. Почему? Народ ведь один.
Одежда различалась:
- по назначению (повседневная, праздничная, обрядовая),
-по ней можно судить (о возрасте, о семейном положении).
Как правило, менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет и количество узоров. Каждая губерния имела свой вариант костюма, свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, несколько раз перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Богатые же стремились к тому, что бы их костюм отличался от одежды простых людей.
На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.
У сорочки был ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.
У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных же были еще нижние рубахи. Как и мужские, женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.
Сверху сорочки надевали сарафан, длинную свободную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы. Ходить в такой одежде было удобно.
Сверху на сарафан надевалось душегрея, теплая кофта без рукавов, обычно на меху. Она чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда, на лямках как у современных сарафанов.

Ткани, цвет, орнамент
Ткани использовали при шитье народной одежды натуральные - льняные. Хозяйки сами их ткали и красили. В каждой Российской губернии существовали свои узоры, определенные цвета. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме. В узорах можно увидеть изображение солнца, звезд, птиц на ветках, цветы, фигурок и людей и животных. Техника народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические фигуры. Например, такие узоры можно было увидеть на рубахах. Не только ткани и форма одежды могли много рассказать об их хозяине. Цвет - язык народа. Используемых цветов было немного. Значение имели только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Использовали для этого корни, стебли, листья, кора растений, которые росли в их краях - крапива, щавель, черника, лук, зверобой, орешник, дуб. Поэтому существовали три древнейших цвета одежды и вышивок: белый, красный и черный. Но могли получать и другие цвета.
Каждый цвет имел свое значение.

Белый цвет считался символом замужней женщины-матери. Красный цвет - цвет огня, считалось, что он отпугивает нечистую силу.
Черный цвет символизировал вечный покой, землю.
Зеленый цвет символизировал растительный мир.
Голубой цвет - символ воды и неба.

Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожаи, домашних животных. Но когда наступал праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничную одежду хранили в сундуках.

Практическая часть

Вот бы такой красивый сарафан появился у меня. Современная одежда значительно отличается от той, которую носили наши предки. Ткани и красители, в большинстве своем синтетические, а не натуральные. Узоры не считаются магическими, как думали наши предки - язычники. И нет той бережливости к вещам.
Но сколько теплоты в узорах, нежности в сочных цветах, приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в одежде наших прабабушек и прадедушек. В таких вещах уютно и приятно в любые времена. Такой сарафан или рубашку сейчас одел бы любой современный человек. Вот я и придумала эскиз нарядной рубашки и сарафана. Рубашку украсила традиционной вышивкой, свободный сарафан на пуговицах выполнила в ярких цветах. А для шитья такого наряда надо взять льняную ткань.

Исследовательская работа на тему: Выполнила: Савина Полина, ученица 3 класса В МОУ СОШ № 13 г. Подольск Руководитель: Сурова Алёна Николаевна, учитель начальных классов

История народного

Почему я выбрала эту тему?

  • Меня давно интересовала культура России и история русского народного костюма. В течение учебного года у меня появилось желание изготовить костюм в русском стиле, для использования его на уроках технологии и окружающего мира, при изучении традиций русского костюма. И я решила выполнить творческий проект по технологии.
Возникли вопросы:
  • Чем отличается народный костюм, от современной одежды
  • Чем отличался костюм Смоленской губернии от остальных
  • Как появился народный костюм
  • Смогу ли я сделать
  • куклу в народном костюме
Цель моего исследования: 1)Познакомиться с историей народного костюма 2)Изготовить костюм в русском стиле Задачи исследования
  • Изучить историю народного костюма, основы русского кроя,
  • разработать технологическую последовательность изготовления этого костюма.
  • сшить народный костюм
  • проанализировать результаты
История русского народного костюма
  • Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Традиционная народная одежда формировалась веками. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом, шлифовались отдельные его элементы и весь образ в целом.
  • Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый изготавливался из дорогих материалов. Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках – укладках. Самые дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брали из семьи в семью.
Цвет в народном костюме
  • Красный цвет многие народ наделяли магической, обереговой силой. Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.
  • По цвету народной одежды можно было определить возраст её владельцев: самым скромным были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребёнка.
  • Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности. доминировали красные тона и т. д.
История места Давным-давно из прикарпатских степей пришли в верховья Днепра кривичи. В местных лесах жители Смоленского края добывали смолу, необходимую для ремонта судов. Именно поэтому город и прозвали Смоленск. Что здесь носили? Традиционный костюм Смоленской губернии складывался на протяжении нескольких веков. Он отражал культуру и творческие способности жителей этого края. Ферязь

Для пошива использовали полотно из шерсти.Красили в черный, красный, синий цвет. Узоры располагались по подолу в несколько горизонтальных рядов, их часто обшивали шерстяными нитками. Под сарафан надевали рубаху белого цвета, которая издавна была главной составляющей женского крестьянского костюма.

Разбор костюма Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана в желто-красную клетку, передника, головного убора - обруча, обуви - лыковых лаптей с округлым носком. Декоративно-фактурные характеристики тканей сарафана созвучны орнаментальному решению рубахи (вокруг горловины, по линии плеч и низу рукавов) и передника (по линии низа). Органичен колорит костюма в целом: желто–красные цвета вышивки и ткачества дополняют бело–коричневые (естественные) цвета домотканных холщовых тканей. Головной убор венчает композицию костюма и находится в пластическом и тональном созвучии с костюмом и фигурой. Алгоритм работы Готовая работа Заключение

  • При создании проекта я больше узнала об историческом развитии народного костюма, закрепила навыки по пошиву швейных изделий, конструированию и моделированию, научилась составлять технологическую последовательность обработки.
  • Костюм получился красивый, качественный, хорошо вписывающийся в интерьер кабинета, удобный при демонстрации на уроках.

Человечество находится на пороге нового тысячелетия, на пороге XXI в. Каким ему быть - наша забота. Настало время больших и серьезных перемен в жизни общества, время серьезных забот о человеке, о его благе. Настало время всерьез подумать также о нашей культуре, искусстве, о развитии богатейших национальных традиций.

Решение актуальных задач повышения качества изделий народного потребления неразрывно связано с обновлением и развитием ассортимента современной одежды, обуви, дополнений к костюму. Творческим источником, способствующим обновлению и расширению ассортимента, повышению качества одежды, обуви является русский народный костюм.

Русский народный костюм как богатейший художественно-конструкторский источник творчества почти не изучался, не исследовался. Исследователи-историки обращались к русскому народному костюму в основном как к историко-этнографическому источнику, как объекту материальной культуры. Имеются лишь фрагментарные работы, рассматривающие, например, декоративное оформление русского народного костюма отдельных регионов. Этим объясняется актуальность темы исследования, имеющей также глубокий идейно-нравственный, патриотический смысл: искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Здесь, наверное, уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".

Народный костюм сегодня - в основном достояние музейных коллекций. В музеях хранятся главным образом образцы народного костюма XIX - начала XX в. Дело в том, что сама идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники национального традиционного искусства, родилась поздно - в XIX в. Эти "живые" музейные материалы и являются в монографии основным объектом исследования.

Русский народный костюм как памятник народного искусства, собранный музеями, "обнародован" сегодня весьма недостаточно. Справедливы порой упреки художников, искусствоведов, писателей и других деятелей искусства в адрес музеев о скупой, а порой неверной и даже искаженной пропаганде русского народного костюма музейными экспозициями. Как образно писал в журнале "Москва" В. Щербаков, в существующих музейных экспозициях народного костюма чаще можно увидеть залатанные армяки из грубого холста, совершенно изношенный, потерявший вид простенький сарафан, истоптанные лапти и т.п.

Наиболее содержательные, красочные костюмы, как правило, хранят музеи в запасниках, их чаще всего можно отыскать в сундуках, ящиках или шкафах, старательно упакованными, спрятанными от людских глаз. Из-за такой "пропаганды" современник, специалист не в силах представить, насколько мудр, изобретателен русский человек, какими богатыми духовными возможностями и благородством он наделен.

Отдельные временные выставки-экспозиции, практикуемые, например, Вологодским и другими областными краеведческими музеями, Музеем народного искусства (МНИ), Государственным Историческим музеем (ГИМ), Государственным музеем этнографии (ГМЭ, С.-Петербург), не в состоянии восполнить пробел в пропаганде и познании богатства русского народного костюма.

К сожалению, музейные коллекции костюмов иногда доступнее зарубежному зрителю, чем своему народу. Известны неоднократные высказывания прессы об отсутствии литературы, раскрывающей достоинства русского народного костюма, а также о выпуске отдельных изданий, не имеющих ни эстетической, ни практической ценности. Таким изданием, например, справедливо называют выпущенные в 1966 г.

издательством "Советский художник" открытки русского народного костюма XIX в. художника В.И. Гордеевой, которая лишь пародировала подлинно народную красоту и даже фальсифицировала некоторые костюмы.

Не всегда достойными пропагандистами русского народного костюма являются самодеятельные народные хоры и ансамбли. ""Плиссированные юбки, сарафаны с аляповатыми орнаментами, стилизованные кокошники, клеенчатые сапоги... Этот же псевдорусский стиль проникает и в профессиональное искусство", - так писал в 70-х гг. В. Щербаков. Это замечание актуально и сегодня. Не получили пока широкого развития богатые традиции народного костюма и в современном бытовом костюме. Причиной всему этому - недостаточность знаний о подлинном русском народном костюме, недоступность первоисточника специалистам, отсутствие фундаментальных исследований по выявлению художественно-конструкторских достоинств русского народного костюма.

С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается, а интерес специалистов к ним все более увеличивается. Являясь достоянием музейных коллекций, народный костюм сегодня -своего рода неподвижный "консервант культуры". Чтобы традиционная культура народа, отраженная в художественных памятниках, каким является костюм, стала доступной и широко понятной современнику, и в первую очередь специалисту, требуется создание особой связи с первоисточником. Необходима такая связь с музейными образцами, чтобы, не обращаясь к подлинникам народного костюма, можно было получить достоверную информацию о них. Возникла необходимость разработки принципа и метода перевода содержания народного костюма на язык специфических карт и составления банка данных.

Впервые исследование художественных достоинств русского народного костюма построено на обширном подлинном материале. Автором в течение 20 лет изучались подлинники музейных собраний российских областных краеведческих музеев (12 регионов), в ГМЭ (Санкт-Петербург), МНИ и ГИМ (Москва) и других музеях; в исследование включен также материал, собранный автором во время экспедиции на Русский Север (1966-1967 гг.) и переданный музею Московского текстильного института.

Исследование художественно-конструкторских достоинств проводилось в основном на примере народного праздничного костюма, который в большей степени декорировался, был наиболее красочным и больше сохранился. Повседневная одежда представляла в основном те же конструктивные решения, что и праздничная, но изготовлялась из более грубых тканей.

Основные цели исследования следующие:

  • выработка методики работы с подлинниками русского народного костюма. Систематизация материала музейных коллекций и разработка классификатора русского народного костюма;
  • выявление наиболее характерных элементов костюма каждого исследуемого региона, расшифровка их и донесение до специалиста композиционно-конструктивных достоинств элементов народного костюма, а также установление специфической коммуникации с первоисточником;
  • реставрация композиций костюмов-комплексов по регионам и выделение костюмов-образов, которые наиболее выразительно представляют особенности каждого региона, иллюстрируя композиционно-пластическое своеобразие костюмов.

Это новое направление исследования, профиль научной деятельности художника-конструктора, специалиста современного костюма, который ставит задачей выявление композиционно-конструктивных особенностей народного костюма с целью использования художниками-конструкторами в творческой деятельности первоисточника при создании современного костюма (бытового, сценического).

Поставлена задача донести до современного специалиста по костюму эстетическую сущность русского народного костюма. Исследование направлено также на пропаганду богатства духовных и эстетических возможностей русского народа через выявление художественных достоинств традиционного национального народного костюма.

Необходимо отметить, что исследование впервые проводилось с позиции выявления художественных достоинств русского народного костюма как ансамбля на обширном подлинном материале. Автором изучено и проанализировано свыше тысячи подлинных образцов элементов русского народного костюма основных музейных коллекций страны, располагающих такими памятниками национального искусства.

Изучение подлинников музейных коллекций усложнялось тем, что не всегда имелись сведения относительно места, времени бытования элементов костюмов; собранные музеями экспонаты в большинстве случаев разрознены, не скомплектованы. Проведена работа по подбору и комплектованию элементов и реставрации костюма в целостные композиции.

Изучение и систематизация музейных подлинников проводились по принципу выявления наиболее типичного, характерного с учетом накопленного опыта работы с первоисточником, необходимых знаний, а также имеющихся литературных и иллюстративных материалов по русскому народному костюму. Была поставлена задача реконструировать элементы русского народного костюма, выявить двязь между материалом, конструкцией, технологией изготовления и формой.

Исследованию подлинников предшествовали составление описания экспонатов, их фотографирование (на черно-белую фото- и цветную слайдовскую пленку), зарисовка и замер. Была разработана система замера экспонатов и определены составные детали каждого элемента, их величина и конфигурация, позволяющие воспроизвести развертку поверхности элементов костюма на ЭВМ и реконструировать конструктивно-технологические особенности образца.

Замеры экспонатов проводились так, чтобы можно было получить внешний вид образца спереди и сзади. Составление общего внешнего вида элемента костюма проводилось складыванием образца вдвое и наложением передних полотнищ (полочек) на заднее полотнище (спинку) по линии плеча и середине рукава. Образцы укладывались на плоскость симметрично, осью симметрии являлась продольная вертикальная линия - середина переда совмещалась с серединой спинки.

Общий вид (вид спереди и сзади) иллюстрирует расположение линий соединения полотнищ-деталей, связь конструкций с материалом, т.е. наличие модульной зависимости конструкции и формы от ширины полотнища ткани, заданного параметрами ткацкого станка.

Согласно замерам были проставлены основные параметры деталей. При этом фиксировались ширины полотнищ ткани, ширина и длина клиньев, ноликов, ластовиц. Для получения необходимых дополнительных замеров с целью получения полного представления о конструкции образцы располагались соответственно в наиболее прочитываемых положениях.

Развертка поверхности образца строилась в масштабе с ориентацией на оси координат - -середину переда и спинки и линию плечевого пояса (линия перегиба полочки и спинки и соответственно продольная, средняя линия перегиба в случае цельновыкро-енных полотнищ).

Формирование картотеки конструкции ставит целью проиллюстрировать развертку деталей и внешний вид (спереди и сзади) элементов костюма, подчеркнуть рациональность конструкции, ее функциональность, подтвердить безостатковый модульный раскрой одежды.

При формировании картотеки композиции на изображения внешнего вида (спереди и сзади) картотеки конструкции наносились характерные для образца декоративные элементы с целью реконструкции композиции и выявления с помощью конструктивных линий выразительности образца. Картотека композиции иллюстрирует связь декора с формой и конструкцией, т.е. в какой степени конструктивные линии являются одновременно композиционными (декоративными). Таким образом по картотекам двух массивов представляется возможным получить информацию об архитектонике элементов костюма.

Предлагается самостоятельное цифровое кодирование конструкции и композиции элементов костюма. С учетом направленности исследования первоисточника не требуется подробнейшая дословная информация, допускается обобщение с сохранением образной характеристики. В связи с этим при кодировании цвета и рисунка ткани (материала), орнаментальных мотивов предполагается классифицирование этих характерных особенностей - создание банка данных эталонов цвета (фона) тканей и декора.

Исследованию русского народного костюма по сохранившимся подлинникам предшествовало изучение древнерусского костюма. Поэтому интерес вызывает история элементов, составляющих русский костюм, и костюма в целом как ансамбля.

Здесь более всего интересен крестьянский костюм как основа национального традиционного костюма.

Национальная одежда - это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху "запон" или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы имели общий обязательный элемент - пояс. Эта

Деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

в разных областях

Россия - огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева - распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак - широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название "косоворотка". Но во многих южных губерниях вырез был

Прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой "гашником". Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время - картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя - простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные - обрядовые - надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи - холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался "занавеской" или "запоном". Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили "пониток" - теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.