Йоруба – наследники древней культуры Нок. Значение слова йоруба Кто пользуется уважением в африканском племени йоруба

йоруба

народ Нигерии (25,5 млн. человек, 1992). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1992). Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований.

йоруба

язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита.

Йоруба

Йо́руба:

  • Йоруба - народ в Западной Африке
  • Йоруба - язык народа йоруба

Йоруба (язык)

Большинство йоруба является христианами и мусульманами. Йоруба также по сей день исповедуют древнейшую священную политеистическую религию Ифа’Ориша, повлиявшую на зарождение таких афро-карибских традиций, как вуду , водун, сантерия-лукуми, обеа и многих других.

Искусство йоруба представлено многочисленными статуэтками из дерева, бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно -вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Архитектура Йоруба имеет свои особенности, которые сейчас утрачиваются. Это происходит в связи с изменениями в образе жизни Йоруба. Если раньше было принято жить большими семьями и объединять дома, выстраивая определенные комплексы сооружений, то сейчас ситуация изменилась. Христианство, реформы в культуре и образовании сильно повлияли на Йоруба и сформировали концепцию того, что семья - это основная ячейка общества. Распространение и укоренение моногамии, отделение семей друг от друга - всё это привело к гибели тех традиций, что были сформированы многовековым укладом жизни.

Говоря о формировании общенациональных культуры и идентичности, следует отметить колониальный период. Тогда, во время усиления дискриминации Йоруба европейцами, людей захлестнула волна национализма, особенно в образованных кругах. Пребывание миссионеров послужило толчком к развитию языка, до колониального же господства многие общины Нигерии не были связаны ни политически, ни культурно.

Тем не менее, европейцы оказали больше пагубное влияние на традиции Йоруба. Так, касательно религии, миссионеры для достижения успеха пропаганды своих идей искажали структуру религиозного мировоззрения Йоруба, уничтожали основы для различных обрядов, гаданий и жертвоприношений. К примеру, были переписаны популярные произведения и песни, чтобы те несли в себе христианский взгляд на вещи.

Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным предком йоруба считается Одудува.

По данным генетических исследований, в геномах йоруба и пигмеев-мбути обнаружено от 0,2% до 0,7% неандертальских генов. Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что йоруба разделились с папуасами Новой Гвинеи ок. 90 тыс. л. н., а с остальными евразийскими популяциями - 75 тыс. л. н., что свидетельствует в пользу гипотезы о том, что исход из Африки происходил дважды - ок. 120 тыс. л. н. (xOoA) и ок. 80 тыс. л. н. (OoA).

Примеры употребления слова йоруба в литературе.

Оплодотворенные лучами щедрого солнца, омытые мощными ливнями, горные долины, казалось, стояли под паром и ждали поселенцев - народов ашанти и йоруба , акан и мандинго, волоф, ибо и банту - которые наконец распрощались с рабством, отвоевав себе эти сказочные земли, чтобы образовать здесь новое многонациональное сообщество.

Наиболее яркий пример - ритуальные самоубийства алафинов у йоруба после получения символа приговора совета знати - яйца попугая или пустого калебаса.

Эшу - это божество йоруба , демон, склонный к издевательствам, насмешкам, однако глумливое божество существовало и в мифофольклоре американских индейцев.

Хорошо, Иван, молодец, - сказал Йоруба , повернувшись к двери и насторожившись.

Жалуйтесь, - разрешил Йоруба , подключая браслет к дешифратору, - для нас наказания тоже не предусмотрены.

Эта команда, так сказать, обезопасит тыл нашей экспедиции от всяких каверз со стороны бенинского оббы и любых других царьков-правителей племен йоруба , нупэ, хаусса и всех прочих.

Народ йоруба живет на западе Африки. Земли, называемые Йорубаленд, в наше время входят в состав Нигерии, Того, Бенина и Ганы. Предки этого народа создали оригинальную культуру Нок, первую на африканском континенте культуру железного века. Терракотовые и бронзовые статуэтки культуры Нок являются гордостью ведущих музеев мира. Культура Нок возникла за 900 лет до рождества Христова и неожиданно исчезла в 200-м году нашей эры. Народ йоруба, являющийся наследником древней культуры, насчитывает в наше время около 30 000 000 человек.

Культура народа йоруба, в отличие от большинства африканских культур, не претерпела нашествия белых эмигрантов. Англичане, чьи колонии охватывали земли народа йоруба, эмиграцию в эти свои колонии не поддерживали. Именно по этому традиции народа йоруба остаются практически неизменными. Одной из самых удивительных традиций йоруба является «расширенная семья». Все взрослые мужчины считаются отцами, а женщины матерями. Поэтому у йоруба понятие сиротства отсутствует. Важной традицией народа также являются сексуальные контакты до брака. Для белых христиан это обычай кажется не только странным, но даже кощунственным. Дело в том, что в процессе выполнения ритуала ухаживания женщина должна доказать свою способность к рождению детей. То есть первые сексуальные контакты обязательно наступают до брака. Однако, когда женщина забеременела, отец ребенка просто обязан на ней жениться. Уклониться от этой обязанности невозможно, все общество заставит отца следовать закону. Таким образом, матери–одиночки у йоруба тоже отсутствуют. Формально большая часть народа является либо мусульманами суннитами, либо христианами. На самом же деле в основе религиозных верований йоруба лежит традиционный африканский культ. Религиозная традиция йоруба достаточно сложна, и насчитывает, по разным оценкам, до 10 000 лет. Она признает наличие единого главного бога-творца. Правда, в представлении йоруба, бог-творец Олорун от дел устранился и в человеческую жизнь не вмешивается. Поэтому ему крайне редко молятся, и культ поклонения Олоруну практически отсутствует. Молятся йоруба ориша. Ориша - своеобразное африканское понятие, это некие эманации бога-творца, помогающие поддерживать взаимоотношения между людьми и небом. Одним из главных ориша является Обатал. Именно он создал Землю, и он привел на нее тех первых шестнадцать людей, которых предварительно вылепил из глины. Он же ответственен за появление горбунов, альбиносов и прочих уродств. Согласно религиозной традиции йоруба, уродства не есть кара или несчастье, это всего лишь напоминание более удачливым о необходимости поклонение Обаталу. Правда, в процессе изготовления Земли и людей, осуществлявший замысел Олоруна, Обатал регулярно прикладывался к пальмовому вину, и многое сделал плохо. Олоруну пришлось устранять за ним недостатки, с тех пор у народа йоруба существует жесткое табу на употребление вина. Основная часть чернокожих рабов поставлялась в Америку из земель Йорубаленда. Там они смогли сохранить свои религиозные традиции. Причудливо переплетя их с католицизмом, они даже создали новые культы. Среди чернокожих жителей Кубы, а также кубинских эмигрантов в США широкое распространение получила сантерия, синтезировавшая в себе древние африканские верования и христианство. Интересно, что посчитать количество приверженцев сантерии невозможно – они искренне считают себя католиками. Однако христианскими их обряды назвать сложно.
Основной церемонией сантерии является «кормление» священных камней. Три раза в год каждый поклонник религии должен участвовать в церемонии, длящейся три дня. В процессе «кормления» на камни разбрызгивают кровь жертвенных животных. Потом их омывают магическим настоем. Каждому камню соответствует свое животное и свой настой. По воскресеньям и праздникам поклонники сантерии собираются в оборудованных в домах их священнослужителей молельных помещениях. Во время этих обрядов под стук специальных, выдолбленных из целого ствола дерева ритуальных барабанов, называемых бата, осуществляются ритуальные пляски. Зачастую они заканчиваются впадением одного или нескольких танцоров в состояние транса. Такие люди начинают произносить фразы, состоящие из несвязанных между собой, а зачастую и не имеющих значения слов. Считается, что в человека, впавшего в транс, вселился один из ориша. И задача колдуна истолковать его пророчество. Последователи традиционного христианства сочли бы такие моления святотатством или «ведьминым шабашем». Однако наследники йоруба считают себя правоверными католиками. На слиянии древних африканских верований и христианства основана и возникшая среди рабов йоруба на Гаити религия вуду, с ее мрачными ритуалами и воскрешением мертвецов в виде зомби. Интересно, что большая часть живущих в Африке йоруба занимается сельским хозяйством, но живет при этом в городах. Поля окружают каждый город йоруба. На удаленных участках даже иногда возводят домики. Но они не идут ни в какое сравнение с главным городским домом, в котором находится алтарь, на котором глава семейства регулярно приносит жертвы ориша. Канада - 3 315 чел Язык Религия

Вплоть до европейской колонизации Африканского континента в XV веке священный Иле Ифе занимал особое положение в истории западноафриканского региона, выполняя функции сакрального духовного центра, эталона социально-политического устройства и культурного развития народа йоруба и их соседей. Городская культура - Ифе , монархия - Оони , плавка металлов, охота и земледелие .

Большинство йоруба является христианами и мусульманами . Йоруба также по сей день исповедуют древнейшую священную политеистическую религию Ифа’Ориша , повлиявшую на зарождение таких афро-карибских традиций, как вуду , водун, сантерия-лукуми , обеа и многих других.

Искусство йоруба представлено [где? ] многочисленными статуэтками из дерева, бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно -вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Архитектура Йоруба имеет свои особенности, которые сейчас утрачиваются. Это происходит в связи с изменениями в образе жизни Йоруба. Если раньше было принято жить большими семьями и объединять дома, выстраивая определенные комплексы сооружений, то сейчас ситуация изменилась. Христианство, реформы в культуре и образовании сильно повлияли на Йоруба и сформировали концепцию того, что семья - это основная ячейка общества. Распространение и укоренение моногамии, отделение семей друг от друга - всё это привело к гибели тех традиций, что были сформированы многовековым укладом жизни.

Говоря о формировании общенациональных культуры и идентичности, следует отметить колониальный период. Тогда, во время усиления дискриминации Йоруба европейцами, людей захлестнула волна национализма, особенно в образованных кругах. Пребывание миссионеров послужило толчком к развитию языка, до колониального же господства многие общины Нигерии не были связаны ни политически, ни культурно.

Тем не менее, европейцы оказали больше пагубное влияние на традиции Йоруба. Так, касательно религии, миссионеры для достижения успеха пропаганды своих идей искажали структуру религиозного мировоззрения Йоруба, уничтожали основы для различных обрядов, гаданий и жертвоприношений. К примеру, были переписаны популярные произведения и песни, чтобы те несли в себе христианский взгляд на вещи.

Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным предком йоруба считается Одудува .

По данным генетических исследований, в геномах йоруба и пигмеев-мбути обнаружено от 0,2% до 0,7% неандертальских генов . Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что йоруба разделились с папуасами Новой Гвинеи ок. 90 тыс. л. н., а с остальными евразийскими популяциями - 75 тыс. л. н., что свидетельствует в пользу гипотезы о том, что исход из Африки происходил дважды - ок. 120 тыс. л. н. (xOoA) и ок. 80 тыс. л. н. (OoA) .

См. также

Мифология йоруба:

Напишите отзыв о статье "Йоруба (народ)"

Литература

  • Бондаренко Д. М. , Исмагилова Р. Н. Йоруба // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская энциклопедия , 1999.
  • Дэвидсон Б. Новое открытие древней Африки / Пер. с англ. М. К. Зеновича. Под ред. И. И. Потехина. - М.: Изд-во восточной литературы, 1962. - 316 с. - Серия «По следам исчезнувших культур востока».
  • Линде Г., Бретшнейдер Э. До прихода белого человека: Африка открывает своё прошлое / Пер. с нем. Н. А. Николаева. Под ред. А. Б. Макрушина. - М.: Наука , Главная редакция восточной литературы , 1965. - 264 с. - Серия «По следам исчезнувших культур востока».

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка - история , копия )
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки

Отрывок, характеризующий Йоруба (народ)

Общество, собранное у губернатора, было лучшее общество Воронежа.
Дам было очень много, было несколько московских знакомых Николая; но мужчин не было никого, кто бы сколько нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовым. В числе мужчин был один пленный итальянец – офицер французской армии, и Николай чувствовал, что присутствие этого пленного еще более возвышало значение его – русского героя. Это был как будто трофей. Николай чувствовал это, и ему казалось, что все так же смотрели на итальянца, и Николай обласкал этого офицера с достоинством и воздержностью.
Как только вошел Николай в своей гусарской форме, распространяя вокруг себя запах духов и вина, и сам сказал и слышал несколько раз сказанные ему слова: vaut mieux tard que jamais, его обступили; все взгляды обратились на него, и он сразу почувствовал, что вступил в подобающее ему в губернии и всегда приятное, но теперь, после долгого лишения, опьянившее его удовольствием положение всеобщего любимца. Не только на станциях, постоялых дворах и в коверной помещика были льстившиеся его вниманием служанки; но здесь, на вечере губернатора, было (как показалось Николаю) неисчерпаемое количество молоденьких дам и хорошеньких девиц, которые с нетерпением только ждали того, чтобы Николай обратил на них внимание. Дамы и девицы кокетничали с ним, и старушки с первого дня уже захлопотали о том, как бы женить и остепенить этого молодца повесу гусара. В числе этих последних была сама жена губернатора, которая приняла Ростова, как близкого родственника, и называла его «Nicolas» и «ты».
Катерина Петровна действительно стала играть вальсы и экосезы, и начались танцы, в которых Николай еще более пленил своей ловкостью все губернское общество. Он удивил даже всех своей особенной, развязной манерой в танцах. Николай сам был несколько удивлен своей манерой танцевать в этот вечер. Он никогда так не танцевал в Москве и счел бы даже неприличным и mauvais genre [дурным тоном] такую слишком развязную манеру танца; но здесь он чувствовал потребность удивить их всех чем нибудь необыкновенным, чем нибудь таким, что они должны были принять за обыкновенное в столицах, но неизвестное еще им в провинции.
Во весь вечер Николай обращал больше всего внимания на голубоглазую, полную и миловидную блондинку, жену одного из губернских чиновников. С тем наивным убеждением развеселившихся молодых людей, что чужие жены сотворены для них, Ростов не отходил от этой дамы и дружески, несколько заговорщически, обращался с ее мужем, как будто они хотя и не говорили этого, но знали, как славно они сойдутся – то есть Николай с женой этого мужа. Муж, однако, казалось, не разделял этого убеждения и старался мрачно обращаться с Ростовым. Но добродушная наивность Николая была так безгранична, что иногда муж невольно поддавался веселому настроению духа Николая. К концу вечера, однако, по мере того как лицо жены становилось все румянее и оживленнее, лицо ее мужа становилось все грустнее и бледнее, как будто доля оживления была одна на обоих, и по мере того как она увеличивалась в жене, она уменьшалась в муже.

Николай, с несходящей улыбкой на лице, несколько изогнувшись на кресле, сидел, близко наклоняясь над блондинкой и говоря ей мифологические комплименты.
Переменяя бойко положение ног в натянутых рейтузах, распространяя от себя запах духов и любуясь и своей дамой, и собою, и красивыми формами своих ног под натянутыми кичкирами, Николай говорил блондинке, что он хочет здесь, в Воронеже, похитить одну даму.
– Какую же?
– Прелестную, божественную. Глаза у ней (Николай посмотрел на собеседницу) голубые, рот – кораллы, белизна… – он глядел на плечи, – стан – Дианы…
Муж подошел к ним и мрачно спросил у жены, о чем она говорит.
– А! Никита Иваныч, – сказал Николай, учтиво вставая. И, как бы желая, чтобы Никита Иваныч принял участие в его шутках, он начал и ему сообщать свое намерение похитить одну блондинку.
Муж улыбался угрюмо, жена весело. Добрая губернаторша с неодобрительным видом подошла к ним.
– Анна Игнатьевна хочет тебя видеть, Nicolas, – сказала она, таким голосом выговаривая слова: Анна Игнатьевна, что Ростову сейчас стало понятно, что Анна Игнатьевна очень важная дама. – Пойдем, Nicolas. Ведь ты позволил мне так называть тебя?
– О да, ma tante. Кто же это?
– Анна Игнатьевна Мальвинцева. Она слышала о тебе от своей племянницы, как ты спас ее… Угадаешь?..
– Мало ли я их там спасал! – сказал Николай.
– Ее племянницу, княжну Болконскую. Она здесь, в Воронеже, с теткой. Ого! как покраснел! Что, или?..
– И не думал, полноте, ma tante.
– Ну хорошо, хорошо. О! какой ты!
Губернаторша подводила его к высокой и очень толстой старухе в голубом токе, только что кончившей свою карточную партию с самыми важными лицами в городе. Это была Мальвинцева, тетка княжны Марьи по матери, богатая бездетная вдова, жившая всегда в Воронеже. Она стояла, рассчитываясь за карты, когда Ростов подошел к ней. Она строго и важно прищурилась, взглянула на него и продолжала бранить генерала, выигравшего у нее.
– Очень рада, мой милый, – сказала она, протянув ему руку. – Милости прошу ко мне.
Поговорив о княжне Марье и покойнике ее отце, которого, видимо, не любила Мальвинцева, и расспросив о том, что Николай знал о князе Андрее, который тоже, видимо, не пользовался ее милостями, важная старуха отпустила его, повторив приглашение быть у нее.
Николай обещал и опять покраснел, когда откланивался Мальвинцевой. При упоминании о княжне Марье Ростов испытывал непонятное для него самого чувство застенчивости, даже страха.
Отходя от Мальвинцевой, Ростов хотел вернуться к танцам, но маленькая губернаторша положила свою пухленькую ручку на рукав Николая и, сказав, что ей нужно поговорить с ним, повела его в диванную, из которой бывшие в ней вышли тотчас же, чтобы не мешать губернаторше.
– Знаешь, mon cher, – сказала губернаторша с серьезным выражением маленького доброго лица, – вот это тебе точно партия; хочешь, я тебя сосватаю?
– Кого, ma tante? – спросил Николай.
– Княжну сосватаю. Катерина Петровна говорит, что Лили, а по моему, нет, – княжна. Хочешь? Я уверена, твоя maman благодарить будет. Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна.

(в районе Порто-Ново и Кету, где их называют нага), на юго-востоке Ганы и в Того (район Атакпаме). Общая численность 26,2 млн. человек, в том числе в Нигерии 25,5 млн., Бенине 380 тыс., Гане 200 тыс., Того 100 тыс. человек. Основные подразделения йоруба: ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, ондо. Говорят на языке йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи. Существует несколько близких диалектов: ойо, ифе, ила, иджебу, экити, ондо, эгба, ово и др. (от них отличен диалект говорящего на языке йоруба народа итсекири). Литературный язык на основе ойо. Письменность на основе латинского алфавита была создана в XIX веке европейскими миссионерами. Йоруба - христиане (протестанты, англикане, баптисты, методисты), часть мусульмане-сунниты, много приверженцев традиционных верований.

Этногенез йоруба изучен недостаточно. У йоруба существует несколько этногенетических преданий. Существует гипотеза об азиатском или египетском происхождении йоруба. В средние века йоруба были создателями пред- и раннегосударственных образований в виде городов-государств (Ифе, Кету и др.), самым могущественным из которых было Ойо, создавшее в XVIII веке «империю», простиравшуюся от реки Нигер на востоке до современной Ганы на западе. Традиционная культура йоруба отличалась достаточно высоким уровнем развития уже в средние века.

Основное занятие йоруба - ручное подсечно-огневое земледелие, у некоторых групп йоруба - также рыболовство. Из продовольственных культур выращивают ямс, кукурузу, маниок, бананы, различные овощи, в северных районах - земляной орех и просо. Главное земледельческое орудие - мотыга, распространена также современная сельскохозяйственная техника. Экспортной культурой является какао. Скотоводство развито слабо из-за заражённости многих районов мухой цеце, отсутствия достаточного количества земли под пастбища. Разводят преимущественно овец и коз, а также домашнюю птицу.

В прошлом значительную роль играла охота. При дворах правителей йоруба существовали отряды охотников, специализировавшиеся на определённых видах охоты - на слонов, леопардов, антилоп и др. Издавна развиты ремёсла: кузнечное дело, гончарство, ткачество, плетение, окраска тканей. Сохраняется разделение труда не только по возрасту, но и по полу (ямс, например, считается «мужской» культурой). Торговлей, исторически достаточно высокоразвитой, занимаются как мужчины, так и женщины. В настоящее время йоруба вовлекаются в современную экономику, появляются новые специальности. Развиваются рабочий класс, национальная буржуазия, интеллигенция, представители которых обычно не порывают традиционные связи и отношения. Появилась профессиональная культура, довольно мало известная широким слоям. Йоруба составляют значительную часть научного потенциала Нигерии . В основанном и населённом преимущественно йоруба городе Ибадан находится крупнейший в стране и один из известнейших в Африке университетов.

Большинство йоруба живёт в сельской местности. Однако у йоруба издавна существовали большие города-крепости, выполнявшие административные, торговые и многие другие функции, значительная часть которых сохранилась за ними и поныне. Основа традиционной социальной организации - община, состоящая из больших семей, сохранявшихся и в городах и не исчезнувшая в них полностью и в наше время. Традиционные ремесленные объединения в городах йоруба нередко совпадали с родственными объединениями. Цеха в европейском значении этого понятия возникли только в колониальную и постколониальную эпохи.

Для йоруба характерен уличный или линейный тип поселения, жилища вытянуты в одну или две линии вдоль улицы-дороги. Численность населения деревень колеблется от 20 человек до 4 и более тысяч; иногда одна деревня примыкает к другой. Традиционное жилище - одноэтажное, прямоугольное в плане. Постройки либо плетнёвые на деревянном каркасе, либо столбовые, снаружи и изнутри обмазаны глиной. Крыша дву- или четырёхскатная из соломы, пальмовых листьев или рифлёного железа. Господствующий тип жилища - однокамерная нерасчленённая постройка. На территории домохозяйства (агболе) сооружается несколько жилищ в зависимости от числа взрослых мужчин - членов большой семьи и её состоятельности. Имеются хозяйственные постройки.

Широко распространена традиционная одежда, ценится одежда из тканей ручной выделки. Мужская одежда украшается вышивкой. Разнообразны женские головные повязки. В городах распространяются европейская одежда, а также универсальная по покрою «общеафриканская» расшитая просторная одежда, надеваемая через голову.

В пищу употребляют клубни ямса различных видов: варят, жарят отдельно или в смеси с различными овощами. Из ямса готовят «фуфу» - блюдо, выполняющее роль хлеба. Широкое употребление имеет кукуруза: зёрна кукурузы варят с бобами, жарят, добавляют к мясу или бананам, готовят каши. Большое место в пище йоруба принадлежит бананам: их жарят, смешивают с бобовыми или ямсом. Всё большее распространение получает маниок, из которого делают муку, пекут лепёшки. В пищу употребляют также батат, тыкву, плоды хлебного дерева и др. В северных районах распространены блюда из сорго и риса. Большинство блюд очень острые, в них кладут много специй. Из мяса и рыбы готовят разные виды жаркого с острыми соусами. Для приготовления пищи используются растительное, в первую очередь пальмовое масло. Из сока масличной пальмы приготовляют вино - «эму». Из кукурузы, бананов и сахарного тростника варят пиво.

У йоруба сохраняются календарные праздники, маскарады, многочисленные ритуалы, обряды жизненного цикла, сопровождающиеся музыкой, пением, танцами. Богато устное народное творчество, прежде всего стихотворный и песенный фольклор, чрезвычайно разнообразный по тематике, сказки, мифы. Из художественных ремёсел выделяются резьба по дереву и бронзовое литьё.

Пантеон йоруба - приверженцев традиционных верований состоит (по наиболее распространённым поверьям) из 401 божества-ориша. Верховное божество - Олорун - «хозяин неба», Одудува - божество земли (и в то же время первопредок и первый правитель йоруба), Олокун - бог моря, Огун - бог железа и войны, покровитель воинов, охотников, кузнецов, Шанго - бог грома и молнии и одновременно четвёртый легендарный правитель йоруба, Ифа - божество предсказания судьбы и т. д. В настоящее время «функции» традиционных божеств расширяются: например, Огун ныне считается покровителем и шофёров. Первоосновой же духовной жизни йоруба исторически является культ предков. Большим весом обладает тайный союз Эгунгун. У йоруба существуют и культы семейных божеств-покровителей. Широко распространены магия, скапулимантия. Для отправления культов наиболее могущественных божеств существуют жрецы, сооружаются храмы. Жречество йоруба имеет сложную титулатуру, хотя большой роли в общественной жизни никогда не играло.

ЙОРУБА, йорубо (самоназвание - Yorùbá), народ на юго-западе Нигерии (штаты Квара, Ойо, Огун, Лагос, Ошун, Экити, Ондо, Коги). Численность 27,6 миллионов человек. Живут также в Гане (343 тысячи человек), Бенине (наго, анаго; 181 тысяча человек), Того (83 тысячи человек) и др. Креолизированные потомки йоруба в различных странах Западной Африки часто называют себя аку, живут также в Великобритании (свыше 20 тысяч человек), США (около 1 тысячи человек - 2000, перепись) и др.; потомки йоруба живут в странах Латинской Америки (в Вест-Индии их называют лукуми). Общая численность 28,5 миллионов человек (2007, оценка). Подразделяются на группы: ифе, ойо, иджеша, экити, игбомина, ово, ондо, иджебу, эгба, эгбадо. Говорят на языке йоруба. Свыше 50% - христиане (англикане, католики, последователи синкретических христианско-африканских Церквей), часть - мусульмане (в основном сунниты маликитского мазхаба), остальные придерживаются традиционных верований.

Со 2-й половины 1-го тысячелетия у йоруба существовали раннегосударственные образования (смотри Йоруба государства). Традиционная культура типична для народов Гвинейской подобласти Западной Африки (смотри в статье Африка). Традиционное хозяйство - ручное подсечно-огневое земледелие (основная культура - ямс). Животноводство развито слабо из-за распространения мухи цеце. Сохраняются традиционные охота, ремёсла, торговля. Сельские поселения линейной планировки. Усадьба, населённая большесемейной общиной (агболе), включает несколько домов для нуклеарных семей. Жилище прямоугольное с плетнёвыми или столбовыми, обмазанными глиной, стенами. Традиционная пища - каша из ямса (фуфу), заменяющая хлеб, бобы, кукуруза, бананы, маниок, мясо и рыба с острыми специями, пальмовое масло и др. Из сока масличной пальмы приготовляют алкогольный напиток (эму). Сохраняются традиционная социальная структура, тайные союзы, институт правителей (оба), праздники. Система терминов родства генерационного типа. Сиблинги обозначаются либо общим термином без различия по полу и возрасту, либо описательными конструкциями с указанием родства по отцу или по матери. Счёт родства патрилинейный с элементами билинейности. Брак запрещён в пределах билатеральной группы родственников в пределах 3, у иджебу и ондо - 5-6 поколений. До середины 19 века имущество мужчины переходило по наследству его братьям. В настоящее время имущество, унаследованное от отца, переходит к братьям, а имущество, накопленное мужчиной самим, делится между детьми. Имущество женщины наследуется только детьми. После смерти мужчины управление его имуществом переходит к старшему сыну, жена с остальными детьми возвращается в дом своих родителей.

Йорубский пантеон возглавляется верховным божеством Олоруном (Хозяин Неба), или Олудумаре; включает от 201 до 401 божества (ориша): покровители стихий, божества грома (Шанго), солнца (Орун), луны (Ошу), войны и железа (Огун), судьбы (Орунмила), врачевания (Осаньин), прорицания (Ифа), охоты (Ошоси), земледелия (Ориша Око), трикстера Эшу (посредника между ориша и людьми, покровителя путешественников, проводника душ в царство мёртвых и т.п.) и др.; верили в ведьм (адже). Выделяются мифы о творении Олоруном демиурга Обатала, создавшего первых мужчину и женщину, ориша и т.п.; об Одудува - первопредке и царе-основателе Ифе (по некоторым мифам, он также создатель мира, иногда выступает в женском облике); этнологические и исторические предания (рассказываются под музыкальный аккомпанемент), сказки о животных и др. Развита практика гаданий (ифа). Календарные праздники - ежегодные инициации мальчиков (в марте) и девочек (в июне), мужские церемонии культа предков (Адимуориша, Оρο, Эгунгун), праздник урожая ямса (Ока; в июле); Новый год отмечается в начале июня. Религия йоруба легла в основу синкретических культов в Африке и Америке (сантерия в Вест-Индии, кандомбле в Бразилии и др.).

Развито инструментальное музицирование, в том числе на двухсторонних барабанах в форме песочных часов (дундун); другие виды барабанов: односторонний - в форме песочных часов (косо), двухсторонние - конический (бата), цилиндрический (бембе); используются наборы барабанов (сакара, орунса). В ансамблях к ним могут добавляться металлический колокол (агого), ламеллафон (агидигбо), музыкальный лук (годже), погремушка из высушенной тыквы (секере, адже оба). Для запоминания ритмоинтонационных формул широко используется система слогов. В вокальной музыке выделяется респонсорное пение (орин). Распространены хвалебные вокально-речевые жанры: священные похвалы-пророчества (ийере), похвалы охотникам (иджала), шуточные похвалы (иви), похвалы по разным поводам (papa). С начала 20 века хвалебные скандирования и песни исполняются с инструментальным сопровождением. Под влиянием западной культуры развилась городская популярная музыка, например, джуджу (гитара, гармоника соединяются с традиционными музыкальными инструментами). В 1940-е годы появились музыкальные драмы на исторические сюжеты, опирающиеся на традиционную музыку (среди ведущих авторов - Г. Огунде, К. Огунмола, Д. Ладипо).

Деревянная и бронзовая скульптура восходит к традиции искусства Ифе; отличается реалистической трактовкой и пластической моделировкой, подтреугольной формой глаз, коротким горизонтально срезанным носом, вытянутыми вперёд губами и др. Характерны парные (мужская и женская) фигурки с остриём внизу (эдан); фигурки близнецов (ибеджи), божеств: Эшу (на дверных рельефах, столбах, поддерживающих кровлю, барабанах и др.), Шанго (обычно в виде всадника на коне) и его жриц (навершия жезлов в виде коленопреклонённых фигур, часто с чашей или ребёнком на руках или за спиной, с головным убором в форме двойного топора и т.д.); маски-шлемы тайного союза Эпа с многофигурным навершием (высота до 0,5 м); маски тайного союза Эгунгун (агбегиджо) из растительных волокон, перьев, раковин на деревянном или плетёном каркасе; головы барана или человеческие с бараньими рогами (связаны с праздником урожая Ока); ритуальные подносы (опон ифа), молоточки (ироке), сосуды с многофигурной скульптурой; рельефы с изображением бытовых и мифологических сцен и др.

Многие йоруба живут в городах, имеют высшее образование (крупнейшие университеты Нигерии находятся в Лагосе, Ибадане и Ифе). С 1930-х годов развивается художественная литература и профессиональное искусство. Из йоруба наиболее известны - нобелевский лауреат в области литературы В. Шойинка, учёные-гуманитарии С. О. Биобаку, Дж. Ф. Аджайи, О. Елуйеми, В. Абимбола и др. Йоруба играют важную роль в политической жизни Нигерии, составляя этническую основу партий и организаций; в частности, к йоруба принадлежат президент Нигерии О. Обасанджо (1976-79, 1999-2007) и «временный президент» Э. Шонекан (1993). В диаспоре (США и др.) проводятся фестивали йоруба.

Лит.: Fagg W. De l’art des Yoruba // L’art nègre. Р., 1966; Ojo G. J. А. Yoruba culture: а geographical analysis. L., 1967; Bascom W. The Yoruba of Southwestern Nigeria. N. Y., 1969; Farrow St. S. Faith, fancies and fetich, or Yoruba paganism. N. Y., 1969; Григорович Н. Е. Традиционная скульптура йорубов. М., 1977; Drewal М. Th. Yoruba ritual: performers, play, agency. Bloomington, 1992; Кочакова Н. Б. Священный Иле-Ифе: идеализированный образ и историческая реальность. М., 2007.

А. С. Алпатова (музыкальное творчество).