Интервью с Анной Бутурлиной: «Моя семья меня окрыляет. Интервью с Анной Бутурлиной: «Моя семья меня окрыляет – Подходит ли джаз для семейного отдыха

6 января в джаз-клубе «Эссе» состоялась презентация нового альбома «Всё это джаз» , который выпустила на таинственном лейбле «Кооператив музыкальных работников “Аккорд”» певица Анна Бутурлина .

Парадокс: у ведущей российской джазовой вокалистки последних десяти лет до сих пор в дискографии числилось всего два сольных альбома, и вышли они до того, как Анна общепризнанно вошла в статус «золотого голоса российского джаза»: «Black Coffee » появился в 2002, «My Favorite Songs » - в 2006. Оба спродюсировал в то время Михаил Грин (продюсер фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж»), и по крайней мере второй альбом стал одним из самых ярких джазовых релизов предыдущего десятилетия. Но с тех пор прошло уже почти 12 лет…


И вот в канун 2018 выпускающий продюсер Николай Богайчук издал на вышеупомянутом таинственном лейбле новую работу Бутурлиной, которая и была представлена 6 января.

Правда, тут сразу начинаются загадки и вопросы даже помимо таинственного лейбла. В ходе презентации на большом экране напротив сцены «Эссе» демонстрировались фотографии, сделанные в студии Павла Слободкина во время записи альбомов, и по внешнему виду и самой Анны, и других участников записи можно было однозначно сказать, что фотографиям этим уже несколько лет - тем более, что все (ну, почти все) эти участники были тут же, на сцене: и басист Макар Новиков , и барабанщик Александр Зингер , и трубач Пётр Востоков , и баритон-саксофонист Роман Секачёв , и тем более постоянный музыкальный партнёр Анны, пианист Алексей Беккер . Макар с момента записи обзавёлся роскошной шевелюрой и обширной бородой, изменились внешне и другие музыканты, да и Анна давно сменила образ «девчонки с косичками», в котором она представала на фотографиях из студии.


Загадку разрешила сама певица, которая дала «Джаз.Ру» небольшое интервью, где рассказывает об истории записи и делится другими интересными подробностями.
ВИДЕО: Анна Бутурлина - интервью «Джаз.Ру»

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с презентации нового альбома Анны Бутурлиной, много ВИДЕО!

Как явствует из интервью, материала, записанного в 2011 г., было довольно много - хватило больше, чем на один альбом. Возможно, поэтому Анна Бутурлина начала концерт с пьесы, которой на новом альбоме нет. Тем не менее, как и в других случаях, когда в аранжировку включены духовые инструменты, аранжировка этого номера также выполнена с участием Алексея Беккера. Это старинный джазовый стандарт в форме госпел - «There’ll Be A Jubilee », прославленный ещё в годы Второй мировой войны исполнением Милдред Бэйли, сестёр Эндрюс и др. Кстати, написал его пианист Фил Мор, который многие годы был музыкальным руководителем ансамбля Милдред Бэйли.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «There’ll Be A Jubilee»


Часть материала прозвучала в формате «вокал + инструментальное трио», без духовых инструментов. Стоит ли удивляться, что некоторые из этих номеров тоже не записаны на альбоме «Всё это джаз»? Не стоит. Всё равно всё это - безусловно джаз, как, например, вот эта версия «How Long Has This Been Going On » Джорджа Гершвина на стихи его брата Айры. Нужно обладать определённой смелостью, чтобы взяться за песню, которую исполняли и Элла Фицджералд, и Сара Воэн, и Кармен Макрэй, и даже Луи Армстронг. Но Анне не занимать смелости: её прочтение джазовой классики - безусловно её собственное, глубоко личное.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «How Long Has This Been Going On»

Интересно, что все названия джазовых стандартов на обложке альбома «Всё это джаз» даны только на русском языке - примерно так, как это делалось в 1970-80-е годы на пластинках Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Мало того: соблюдены традиции перечисления артистов и тех, кто работал над записью, именно в формате 1970-х. Так, о выпускающем продюсере написано вот как: «Ответственный за выпуск - Н. Богайчук » Не буду пускаться в догадки, почему сделано именно так: во всяком случае, это необычно и укладывается в некую концепцию, пусть и не сразу понятно, в какую именно. Например, написанная в начале 1960-х «Nothing Like You » пианиста Боба Доро на стихи вокалистки Фрэн Ландесман получила в аранжировке Анны Бутурлиной и Алексея Беккера название «Никто, кроме тебя».
ВИДЕО: Анна Бутурлина «Никто, кроме тебя»

«Джаз.Ру» поздравляет певицу с долгожданным выходом первого за 11 лет сольного альбома и с нетерпением ожидает… презентации ЕЩЁ ОДНОГО нового сольного альбома Анны Бутурлиной, которая состоится в начале февраля, о чём мы сообщим дополнительно!

Июнь 18, 2012

Анна Бутурлина – одна из самых востребованных джазовых певиц России. Ее вполне можно было бы назвать «королевой джаза», но в отношении Ани – такой милой, улыбчивой и скромной — подобная метафора звучит слишком пафосно. Принцесса – да. Притом из тех, что бывают только в сказках или диснеевских мультфильмах. Судите сами: длинные солнечные волосы, лучистые глаза и, конечно же, голос – неправдоподобно мощный для столь хрупкой девушки. Чем не сказочное создание? «Принцесса» выступает с биг-бэндами, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов и музыку для детей, исполняет главные роли в мюзиклах, воспитывает дочь… Ваши аплодисменты, дамы и господа: на сцене Woman on Top - Анна Бутурлина!

- Очень хочется начать наш разговор с вопросов о джазе. Что означает быть успешной джазовой певицей в России?

В нашей стране это означает петь на престижных фестивалях и серьёзных сценах в компании «крупных» музыкантов. Я выступаю со многими оркестрами и коллективами первой величины в России: с оркестром им. О. Лундстрема, биг-бэндом Игоря Бутмана, ансамблем Алексея Кузнецова, биг-бэндом «Орфей», симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, тесно сотрудничаю с композитором Геннадием Гладковым, а также участвую в проектах, которые организует Анатолий Кролл.

Конечно, стадионы джаз у нас пока не собирает, но ценителей джаза довольно много. А вот чего мало, так это информации о джазе — и в СМИ, и вообще везде. И цены на билеты в хорошие джазовые клубы велики. Знаю, что есть очень много студентов и пожилых людей, которым не по карману посещения клубов, и они только и мечтают о возможности пойти на джазовый концерт, где цены на билеты доступны.

- Насколько, по-вашему, востребованы отечественные джаз-исполнители в России?

В России наши джазовые исполнители востребованы вполне. А вот за рубежом… Хотелось бы чаще выступать именно там. Там больше внимания уделяется этой культуре, и осведомлённость людей гораздо выше. Там шкала ценностей в принципе другая, люди больше подготовлены к восприятию более интеллектуальной и сложной музыки, им это интересно! Ощутима разница, конечно, когда выезжаешь, например, в Европу.

с оркестром Игоря Бутмана

- А как вы вообще пришли в джаз? Мечтали об этом с детства или…?

В детстве я мечтала стать сначала балериной, потом пианисткой, потом палеонтологом… Однако музыка оказалась сильнее всего остального. Джаз вошёл в мою жизнь случайно, когда я ещё была в музыкальном училище и получала академическое образование. Он сразил меня своей мелодичностью, оригинальными музыкальными формами и удивительной глубиной. Мне почти сразу стало ясно — джаз никогда не надоест! Это источник вдохновения, который не может иссякнуть, и в нём есть всё, что мне необходимо для полноценного творчества. Тогда, в семнадцать лет, я не могла оценить и понять это так, как понимаю сейчас, но интуитивно сделала свой выбор. Склонялась к опере, оперетте, то есть смотрела в направлении именно вокальном, но джаз всё поменял и определил мой выбор профессии. Когда я поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных, это уже было эстрадно-джазовое отделение.

- К чему должна быть готова молодая исполнительница, которая мечтает сделать карьеру в джазе?

Вопрос очень сложный, и ответить на него коротко невозможно. Не буду углубляться в профессиональные подробности и скажу просто: нужно быть готовой к ежедневной кропотливой работе над собой. Одним талантом не обойтись. И, конечно, нужно «нарабатывать» связи. Без них вообще ничего не делается в этом мире.

Профессия музыканта, как и любая, порой приносит очень неплохой доход, порой не приносит ожидаемого, но в любом случае с бизнесом это не сравнить. Это всё же творческая профессия. Самым важным здесь является то, что профессия эта мною искренне любима.

- Что вы больше всего цените в партнерах и что для вас абсолютно неприемлемо?

Ценю высокий профессионализм, чувство юмора и внимательность. Причём, внимательность не только в технических профессиональных вопросах, а даже больше в человеческих отношениях, в стремлении понять друг друга. При тесном сотрудничестве это просто необходимо. И совсем не переношу равнодушие и небрежность. Я очень чувствую такие вещи.

- Кто формирует ваш сценический образ?

Пока свой сценический образ формирую я сама. И чаще отдаю предпочтение традиционным формам — женственным, элегантным, без лишнего эпатажа. К примеру, на большой сцене с симфоническим оркестром или с биг-бэндом надену длинное концертное платье, а в клубе запросто могу выйти в джинсах и рубашке.

- Вы исполняли главную женскую роль в мюзикле «Дракула». Понравилось ли вам это амплуа?

Да, я была в восторге от этой работы, хотя она была и нелегка: репетиции начинались с девяти утра, а заканчивались порой и в девять вечера, когда шла подготовка спектакля. Я извлекла из этой работы много ценного для себя. Сценический опыт всегда полезен, особенно когда речь идёт о синтезе искусств, как в жанре мюзикла — синтезе вокала, танца и драматического искусства.

Сейчас, спустя несколько лет, это мне пригодилось в работе над новым музыкальным спектаклем «Пенелопа, или 2+2″ по пьесе С.Моэма «Пенелопа», премьера которого состоялась в сентябре 2011 года в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Автор идеи и музыки к спектаклю — Геннадий Игоревич Гладков. Я играю там главную роль - Пенелопу.

- С какой публикой вам комфортнее всего работать?

- Люблю выступать перед публикой, которая пришла именно на концерт, у которой интерес в глазах и открытое сердце. С некоторыми поклонниками общаюсь лично, приглашаю их на свои концерты. С некоторыми — переписываюсь в интернете. Больше среди них, наверное, мужчин.

Дарят они, в основном, цветы, которым я всегда радуюсь. Но самые лучшие подарки — это овации зрителей!

- Что вас вдохновляет?

- Записи джазовых мастеров, которые я слушаю или смотрю. Вдохновляют красивые мелодии. Удачные джазовые концерты моих коллег, концерты академической музыки или спектакли, на которые иногда удаётся выбраться вечерами. И особенно вдохновляют одарённые талантливые исполнители, когда я наблюдаю за их работой…

с пианистом Алексеем Беккером

- А если получаете нелестные оценки, — это стимул идти вперед и развиваться или, наоборот, повод опустить руки?

Конструктивная критика от образованных людей, чьё мнение для меня ценно, вещь полезная. Бывает, обидно выслушивать негативные отзывы, но когда остываешь, начинаешь задумываться, анализировать: приходят верные решения, стремление устранить недочёты, начинается та самая работа над собой, без которой художник не может существовать.

Нелестные оценки недоброжелателей никогда не иссякнут — это нормально в творческой среде — хотя мне в лицо их крайне редко высказывают. На зависть и сплетни внимания не обращаю, времени на это не трачу.

- Возникало ли у вас когда-нибудь желание сменить профессию?

- Нет, никогда. Но делать ещё что-то творческое, близкое к моей профессии, помимо пения, я всегда стремлюсь. Мне было бы интересно работать ведущей на телевидении, на радио, играть в драматическом театре… В кино с удовольствием бы снималась! Мне интересны совершенно разные образы — от смешных старушек до роковых женщин. Жду предложений!)))

А как вам в повседневной жизни удается сочетать два таких разных образа – заботливой мамы и успешной джаз-леди?

Сейчас с дочкой намного проще, она взрослая, сознательная. Лет до четырёх было трудно. Няню я сознательно не брала, хотела сама растить Дусю, видеть её успехи. Я убеждена, что с ребёнком именно в первые годы жизни необходимо проводить как можно больше времени, в чём-то отказывая себе, заниматьсяс ним, дарить ему свою любовь. Поэтому мне приходилось иной раз отклонять приглашения выступить где-то или куда-то поехать. Изредка беру её с собой на выступления и даже на гастроли пару раз возила с собой.

с дочерью Евдокией

- Вы бы хотели, чтобы она пошла по вашим стопам?

Пока музыке она не учится, но я задумываюсь о том, чтобы отдать её в музыкальную школу. Это важно для развития гармоничной личности, особенно для девочки. Но склонять в свою стезю совсем не хочу — пусть решение придёт с течением времени. Я за ней наблюдаю, пытаюсь понять, к чему она сама тянется. Если она выберет профессию музыканта, это будет её решение.

- У вас наверняка очень насыщенный график… Как выглядит ваш типичный день?

Мой день начинается почти всегда в 7.30 утра — я встаю рано, чтобы отвезти дочку в детский сад. Описать свой типичный день не смогу, потому что они все разные. Но типичная неделя включает в себя тренировки в спортивном клубе, занятия йогой, репетиции, сами выступления, работу над программой и репертуаром, деловые переговоры и переписку, касающуюся организации моих концертов, и время, посвящённое работе в социальных сетях. Если же вечер не занят концертом, то я провожу время дома с дочкой. К счастью, график мой ненормирован, и я до определённой степени сама себе хозяйка. Для меня это просто замечательно!

- А что делаете в свободное время?

Свободное время провожу за чтением книг. Очень люблю кино, театр, оперу, но свободных вечеров у меня довольно мало, поэтому, к сожалению, бываю в театрах редко. А самая большая радость — от общения с близкими людьми. У всех у нас в современной жизни так много дел и работы, что по полгода не удаётся увидеться, поэтому такие встречи бесценны.

Узнать расписание ближайших концертов Анны Бутурлиной, а также более подробно познакомиться с ее биографией, можно на официальном сайте певицы http://www.buturlina.ru .

Беседовала Елена Ефремова

Виктория Игошина

Дарья Чернова

Сергей Самойлов

Джазовая певица и актриса мюзикла Анна Бутурлина родилась в 1977 году в Москве. Окончила ДМШ имени Прокофьева, Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия) и Jazz Voices в Клайпеде (Литва), обладатель Гран-при конкурса джазовых вокалистов в Москве. Дебютировала в 19 лет в джазовом оркестре «МКС Биг-Бэнд» Анатолия Кролла. В дальнейшем сотрудничала с Государственным камерным оркестром джазовой музыки Олега Лундстрема и лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман, Лев Кушнир, Алекс Ростоцкий, Яков Окунь, Владимир Данилин, Иван Фармаковский и другие.

Выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России. Играет главную роль в спектакле «Пенелопа, или 2+2» с музыкой Геннадия Гладкова в Театре музыки и драмы Стаса Намина. С сольными программами выступает в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках России. В мае 2015 года принимала участие в концерте, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, в зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Среди проектов последнего времени – «Женские киноистории» и «Джаз в двух действиях» в Центральном Доме художника, «Игры в джаз» с Даниилом Крамером в Московском международном Доме музыки.

Анна Бутурлина – участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в числе которых «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многие другие. Организатор I Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее значительные работы – в анимационных фильмах компании Disney, где певица озвучила Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце»). Певицей записаны сольные альбомы “Black Coffee” (2002), “My Favorite Songs” (2006), «Всё это джаз» (2017), «Осторожно “музыка”» (2017) и «Ключ от королевства» (2017).

Анна Бутурлина в настоящее время - одна из самых востребованных джазовых певиц России. Помимо работы над сольными концертными джазовыми программами, которые можно услышать в известных клубах столицы, Бутурлина выступает с Российским Государственным симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди Российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов, мультфильмов и музыку для детей.

Выступления Бутурлиной также можно увидеть на многочисленных крупных мероприятиях и презентациях в Москве и за её пределами.

Анна Бутурлина родилась в Москве. Блестяще окончив музыкальную школу №1 им. С.Прокофьева по классу классического фортепиано, поступила в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных на дирижёрско-хоровое отделение. На третьем курсе Анна открыла неожиданно для себя джазовую музыку. С того момента сомнений не осталось: джаз - это то самое направление, которое будет её призванием. Анна успешно окончила училище и поступила в Российскую Академию музыки им. Гнесиных на отделение эстрадно-джазового вокала.