Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц. Статуэтки из акамбаро Глиняные фигурки динозавров



Тысячи фигурок из коллекции покойного Вальдемара Джульсруда до сих пор не дают покоя любителям "альтернативной истории": многие из них изображают ящеров мезозойской эры. Это значит, что люди, умеющие лепить и обжигать глину, жили во времена динозавров, либо сами динозавры дожили до наших дней и были запечатлены древними мексиканцами. В коллекции есть и фигурки с явными египетскими чертами. Джульсруд покупал их у местных жителей по песо за штуку, начиная с 1944 года, а песо в то время было довольно неплохой суммой (монета в 1 песо содержала 16,5 г. серебра 720-й пробы).

Некоторые из фигурок Акамбаро.

Как обычно, любители загадок "забывают" про то, что фигурки из Акамбаро и все прочие обстоятельства были изучены в июне 1952 года Чарльзом Коррадино Ди Песо, крупнейшим специалистом по археологии Западной Мексики. То, что он выяснил на месте, заслуживает дословного цитирования:

"За последние восемь лет не раз приходилось слышать про обширную коллекцию древнейших фигурок животных и людей, найденных в окрестностях Акамбаро, города в мексиканском штате Гуанауато (Guanajuato). Сеньор Вальдемар Джульсруд имеет где-то 32000 таких артефактов в своей частной коллекции. Среди этих глиняных фигурок - изображения бронтозавров, тираннозавров, стегозавров, траходонов, диметродонов и других ящеров мезозойской эры. В его коллекции есть и многие современные виды, например, фигурки коров, слонов, лошадей, бегемотов, кроликов и собак. Еще более невероятным кажется большое количество миниатюрных египетских саркофагов...

Я приехал в Акамбаро в июне и изучил коллекцию Джульсруда. Осмотр заставил серьезно усомниться в древности фигурок... Ни одна из них не испорчена патиной или налетом растворимых солей на поверхности, отличающими действительно древние находки из данного района. По словам владельца, ни одна из фигурок не чистилась кислотой. Края углублений, образующих глаза, рты или чешуйки, везде четкие и новенькие. Ни в одной трещине не было грязи. В большинстве случаев фигурки были поломаны там, где к телам крепились выступающие части; похоже, что изготовители нарочно отламывали ноги, шеи, хвосты и др., чтобы создать впечатление древности, причем ни одна из отломанных частей не была утрачена. Более того, ни одна из поверхностей изломов не сгладилась. Во всей коллекции из 32000 образцов ни один не был поврежден лопатой, мотыгой или киркой. Это говорит либо о том, что люди, которые их откопали, владеют техникой раскопок, превышающей все, что известно профессиональным археологам, либо что они заранее знали, где копать. Однако то, что я видел непосредственно на месте, показало, что они не имеют должных навыков и опыта проведения раскопок, не говоря уже об осторожности.

Копальщики, отец и сын, пригласили меня на место - настоящие древние руины тарасков [теперь их называют пурепеча - М. Г.]. Для пробных раскопок они выбрали юго-западный угол в комнате длиной около 9 и шириной 4 метра. Я провел два дня, наблюдая, как они копают. Во время раскопок они поломали много настоящих древних предметов. На второй день они откопали тайник, и я рассмотрел его содержимое на месте. Тайник был заложен недавно при помощи наклонного лаза, проделанного через черную почву, заполняющую древнюю комнату. Слой почвы имеет глубину примерно 1,3 м. В ней попадаются настоящие черепки тарасков, обсидиановые лезвия, зернотерки на трех ножках (metates), терочные камни (manos), и т. п., но эти предметы наших копателей не интересовали.

Создавая тайник, местные жители неосторожно углубились примерно на 15 см ниже черной почвы в стерильный красный грунт - изначальный земляной пол древней комнаты. Засыпая свой лаз, они перемешали красный грунт с черной почвой. Таким образом, найти место их первоначальных земляных работ было очень просто. Пытаясь состарить фигурки, они набили их углубления и трещины землей - той самой смесью, которой они забили только что сделанный лаз. Об этом говорили и маленькие куски известняка, отбитые от каменных стен древней комнаты во время выкапывания лаза. В довершение всего, на свежей земле, которой были набиты маленькие углубления, были видны отпечатки пальцев. Эти факты, плюс наличие свежего помета животных в земле, которой забивали лаз, определенно доказывают, что фигурки были подложены в тайник недавно.

Дальнейшее расследование показало, что семья, проживающая в окрестностях Акамбаро, делает глиняные фигурки зимними месяцами, когда их поля не нуждаются в обработке. Идеи, что изобразить, могли быть заимствованы из местного кинотеатра, а также множества газет и комиксов, продающихся на улицах. Горожанам доступны библиотека и школа: население Акамбаро составляет около 20000 человек. Три раза в день ходит поезд, доставляющий жителей в Мехико, где они могут посетить музеи, включая Национальный музей с его замечательной коллекцией египетского искусства. Некоторые образцы из коллекции сеньора Джульсруда явно показывают, что кто-то из местных изготовителей фигурок побывал на выставке, посвященной Египту" (American Antiquity, October 1953).

Вторая волна шумихи вокруг фигурок поднялась в 1969 году, когда на них был испытан недавно изобретенный способ термолюминесцентной датировки. Первый опыт дал древние даты, вызвав восторг у поклонников "альтернативной истории", однако последующие исследования на более совершенном оборудовании показали, что фигурки были обожжены в пределах 400 месяцев до 1969 года (то есть не раньше 1936 года).

Лит.: DiPeso, C. The Clay Figurines of Acambaro, Guanajuato, Mexico // American Antiquity, Vol. 18, № 4, 1953, p. 388-389; DiPeso, C. The Clay Monsters of Acambaro // Archaeology, Vol. 6, № 2, 1953, р. 111-114; Pezatti, Alex. Mystery at Acambaro, Mexico // Expedition, Vol. 47 № 3, 2005, р. 7-8; Hapgood, Charles. Mystery in Acambaro. Brattleboro, 1973; Carriveau, G. W. & Han, M. C. Thermoluminescent Dating and the Monsters of Acambaro // American Antiquity, Vol. 41 № 4, 1976, p. 497-500; Виллис, Рональд. Древняя галерея Акамбаро // Техника-молодежи, 1971, № 10, стр. 56-59.

June 27th, 2015

В самом центре Мексики, между двумя невысокими холмами Эль Чибо и Эль Торо, расположился небольшой городок Акамбаро. Здесь, в 2000 году был открыт музей Вольдемара Джульсруда, представляющий невероятную коллекцию керамических статуэток. Коллекция демонстрирует различные предметы домашнего быта – посуду, музыкальные инструменты, статуэтки людей, а также фигурок динозавров и других животных.

Эту коллекцию Вольдемар Джульсруд начал собирать еще в 1944 году, проводя тщательные раскопки. На данный момент в его коллекции 37 тысяч артефактов! Это поразительно, но в ней нет ни одного повторяющегося экземпляра, а 2500 из них - это статуэтки динозавров. Разнообразие их типов вызывает истинное изумление: здесь есть и известные нам виды, и такие, которые современные ученые идентифицировать не могут. Среди них можно легко узнать представителей зауроподовых – диплодоков. Также здесь вы увидите стегозавров, таких как поликант, есть фигурки морских ящеров – ихтиозавров.

Абсолютно неизвестно, кто мог сделать все эти фигурки. Давайте узнаем подробнее про эту коллекцию.

Неандертальцы были бескультурными людьми. Окружающий мир интересовал их лишь из гастрономических соображений. Потому они не оставили после себя изображений флоры и фауны тех времён. Другое дело — пришедшие на смену им кроманьонцы. Эти высокие, стройные красавцы уже обладали художественным вкусом и притязаниями. Они-то и создали шедевры наскальной живописи, в которой запечатлены животные ледникового периода.

Это прописные истины, железобетонная система знаний о древнем мире. Но надо же было случиться тому, что два человека, бедный каменщик и жадный скупщик старья, едва не перевернули вверх дном это научное благолепие! Гроза прогремела в 1944 году в мексиканском городе Акамбаро. Бизнесмен с тёмным прошлым и настоящим Вольдемар Джульсруд нанял человека по имени Тинахеро, грабителя могил или, как таких называют в Латинской Америке, уакеро. По профессии Тинахеро был каменщиком и до встречи с Джульсрудом работал в поместье начальника полиции Акамбара. Однажды ему требовалось набрать карьерного песка, и он потревожил склон одного из холмов, находящихся в указанном поместье. Тогда-то из-под земли, как из рога изобилия, и посыпались фигурки диковинных животных.

Фото 3.

Тинахеро снёс несколько штук скупщику старья Джульсруду. Мало ли, а вдруг удастся выторговать за них бутылочку текилы? Джульсруд увидел фигурки и сразу загорелся. Его цепкий глаз в момент уловил признаки того, что вещицы имеют древнее происхождение. Так вот и началось околонаучное сотрудничество двух сомнительных личностей.

Под покровом ночи Тинахеро проникал в поместье главного в городе служителя закона и выкапывал из земли ценные экспонаты. Наутро он продавал добычу Джульсруду, получая самую минимальную плату, какая только была возможна. Один песо за штуку. Мало-помалу скопилась коллекция, достаточная для экспозиций нескольких больших музеев.

Стоило только Джульсруду похвастаться ею перед археологами, как в мире науки словно взорвалась бомба. Дело в том, что фигурки изображали животных, которые вымерли от 30 тысяч до 70 миллионов лет назад! Это были динозавры, плезиозавры, волосатые носороги, ископаемые верблюды и прочее зверьё, жившее до человека или в ту пору, когда человек при виде четвероногих только лишь пускал слюни. При всём при этом животные были представлены в движении. Древний художник пытался придать им максимальное сходство с прототипами.

Фото 4.

Маститые учёные тут же пришли в бешенство. Признать находки подлинными значило отменить теорию происхождения видов, которая, как известно, есть священная корова современной науки. Владельцу коллекции поспешили заявить: тебя обманули, твой человек сделал статуэтки сам.

Однако эта версия с самого начала выглядела смешно. Получалось, что безграмотный каменщик дни напролёт сидел над иллюстрациями ископаемых животных и занимался художественной лепкой, за которую потом выручал копейки.

Далее серьёзные мужи решили сами выехать к замечательному холму. Профессоры Хепгуд и Сандерсон провели раскопки и, к своему ужасу, обрели еще 43 экспоната. «Может быть, их кто-то заранее подбросил?» – задумались профессоры. Если так, то злоумышленник действовал очень давно, потому что в несколькие статуэтки успели врасти древесные корни. Для надёжности находки были отправлены на радиоуглеродный анализ в несколько лабораторий США, результат которого ошеломил весь ученый мир. Возраст «подделок» оказался равен 3500 годам!

Фото 5.

Через пять лет после начала раскопок в Акамбаро приехал журналист из «Лос-Анжелес Таймс», через два года Джульсруда посетил еще один представитель прессы. Оба они присутствовали при самих раскопках и видели, как доставали из земли артефакты. В написанных ими статьях они уверяют читателей в подлинности коллекции, так как сами видели с какой глубины доставали эти предметы, а некоторые из них еще и оказались оплетенными корневой системой растений. Поэтому никаких сомнений быть не может: находки исторически реальны. Именно эти две публикации обратили наконец внимание научного сообщества на открытие Джульсруда. Хотя реакция оказалась совсем не той.

Интересно, что многие зауроподовые ящеры стоят на задних лапах и имеют пластины на спине. Это, в свое время, послужило одним из доводов в пользу того, что коллекция Вольдемара Джульсруда не может быть подлинной. Считалось, что такие пластины имели только стегозавры. Однако, спустя 40 лет после находок этих фигурок, были сделаны новые палеонтологические открытия. Современные конструкции уже изображают древних диплодоков с шипами на спине и поднимающихся на задние лапы, чтобы полакомиться верхними побегами деревьев. Существует еще одна причина, по которой вся коллекция Вольдемара Джульсруда была объявлена фальсификацией. В коллекции совместились невозможные, с точки зрения истории и науки, вещи — люди и динозавры самых разных форм в бытовом общении. Но ведь люди и динозавры не могли существовать вместе, их разделяют десятки миллионов лет. Получается, если признать подлинность коллекции Джульсруда, автоматически должен следовать пересмотр всех теорий о развитии человечества и живого мира планеты.

Учёным ничего не осталось, как заговорить всерьёз. Лучше всех здесь справился доктор зоологии Ромер. Он заявил, что индейцы вполне могли застать некоторых животных, вроде гигантского ленивца или ископаемого верблюда. И пусть таковые никогда не водились в Мексике, но индейцы могли видеть их на других континентах, куда ходили (или откуда пришли) в Новый Свет через Беренгию, соединявшую Азиатский материк с Североамериканским.

Что же касается изображений динозавров, то это вовсе не динозавры. А рептилии, которые обитают в Латинской Америке и поныне. Сходство с чудовищами мезозойской эры Ромер объяснил тем, что древние художники по наивности делали упор на зловещие черты каждого животного. Таким образом, обычная ящерица превращалась в ящера.

Последним же ударом по бедному старьевщику Джульсруду стало утверждение учёных о том, что его коллекция собрана ненаучным путём, а значит, целиком является «липой». Ведь археология предполагает множество тонкостей при ведении раскопок. Здесь необходимо, например, датировать каждый культурный слой почвы и фиксировать условия залегания экспонатов.

Словом, археология должна руководствоваться теми же принципами, что и уголовно-процессуальное право. Вещественные доказательства, изъятые с места происшествия без надлежащего оформления бумаг, вещественными доказательствами не признаются. Точка! Закон суров, но это закон.

Сам Джульсруд предполагает, что его коллекция когда-то была привезена из легендарной Атлантиды и хранилась она в ацтекском музее Теночтитлана. С приходом же испанских конкистадоров индейцы зарыли сокровища музея в землю. А затем, утратив свою культуру, забыли и о коллекции. Связь поколений оборвалась.

Фото 7.

Коллекция Вольдемара Джульсруда насчитывает около 35000 экспонатов, но в музее выставлено всего лишь около 300 предметов. Для остальной части коллекции просто не хватает места. Но и то, что доступно для зрения, просто потрясает воображение. Большинство статуэток в коллекции – это абсолютно неизвестные нам виды животных, которые вызывают удивление и восхищение своей законченной ценностью. Многие фигурки напоминают сказочных драконов. Отличительной чертой коллекции Джульсруда является то, что в ней нет ни одной одинаковой скульптуры. Они все уникальны. Здесь можно увидеть обычную лошадь, саблезубого тигра и гигантского муравьеда, а так же другие, совсем необычные виды млекопитающих.

Фото 9.

Кроме того, в собраниях Вольдемара Джульсруда имеется множество статуэток, изображающих людей различных расовых типов. Есть еще одно удивительное в коллекции Джульсруда – наличие фигурок существ с шестью пальцами. Например, шестипалая обезьяна. И это не ошибка художника. Шесть пальцев тщательно прорисованы как на руках, так и на ногах. Более того, есть даже динозавр с шестью пальцами на лапах. К тому же, животные показаны в движении, словно их лепили прямо с натуры.

Фото 10.

Фигурки выполнены из самых различных сортов глины. Отличаются они также по художественным стилям, технике исполнения и уровню мастерства древних художников. На фоне простеньких глиняных поделок выделяются настоящие скульптурные шедевры. У многих фигур динозавров детально проработана поверхность, которая имитирует фактору кожи древних ящеров.

Из своей феноменальной коллекции Джульсруд не продал ни одной статуэтки. После смерти Вольдемара Джульсруда, его коллекция осталась бесхозной. Самые крупные и изысканные статуэтки потихоньку разворовали и раздарили. Таким образом, было утеряно около 10000 предметов. На сегодняшний день в музее сохранилась только одна большая статуя динозавра, длиной в 1,5 метра. Об остальных можно судить лишь по сохранившимся фотографиям.

Огромная коллекция Вольдемара Джульсруда требует тщательного и комплексного изучения. Многие полагают, что здесь, в Акамбаро, проживали многие племена, которые закапывали эти предметы в качестве даров. Другие считают, что это была глиняная библиотека внутри холма. Сам Джульсруд предполагал, что все эти статуэтки были спрятаны местными жителями, чтобы уберечь реликвии от испанцев.
Коллекция Вольдемара Джульсруда отражает смешение культур и народов. Сегодня никто точно не скажет, могут ли сюжеты фигурок Джульсруда быть реальностью или нет. Возможно, люди, которые жили 6 — 8 тысяч лет до н. э., просто преподнесли знания о той эпохе, когда жили динозавры.

Фото 11.

В 1952 году к коллекции проявил интерес известный ученый Ч.Дипесо, которому для изучения были высланы некоторые образцы. Проведенные в лаборатории анализы не позволили дать какого-нибудь однозначного ответа, однако Дипесо с самого начала твердо отстаивал версию с фальсификацией находок. После поездки в Акамбаро, он выпустил статью, в которой утверждал, что проанализировал тридцать две тысячи предметов из собрания Джульсруда и убедился в их подделки, так как якобы глаза и губы статуэток изображены в современной манере и технике. И это при том, что на всю коллекцию он потратил на самом деле всего четыре часа! Кроме того, Депесо заявил, что некий нелегальный торговец древностями признался ему в том, что вся коллекция – это творение рук всего лишь одной семьи из Акамбаро, занимающейся такими поделками зимой в свободное от сельского хозяйства время. Сведения же о динозаврах они якобы получили из фильмов и местных библиотечных книг.

Фото 12.

В ответ мексиканские власти официально опровергли такую возможность. По результатам специальных исследований, неоднократно проводившихся разными людьми в районе Акамбаро (в том числе четырехлетнего изучения археологических раскопок и ремесел местных жителей), было доказано, что здесь нет людей, занимающихся подобным производством и не было, по крайней мере, за последние сто лет. Более того, нападки Дипесо опровергаются даже на уровне обычной логики. Прежде всего, даже скульптор-профессионал не способен за десять – двадцать лет (так как коллекция начала складываться за семь лет до критики Дипесо) создать около тридцати пяти тысяч керамических и каменных фигурок, придать им налета древности и, кроме того, тайно зарыть их в землю на полтора метра. И так зарыть, чтобы никто не обнаружил свежевскопанных следов.

Второй аргумент, это отсутствие единого стиля в собранной коллекции, чего не было бы, если статуэтки выполнял один человек или даже целая мастерская. Вместо этого ни одна фигурка не повторяется, все они созданы в разных стилях: одни мастерские шедевры, другие довольно просты и примитивны. Кроме того, фигурки вылеплены из глины разной породы: некоторые статуэтки – из местной глины, другие из оахакской. Причем между Оахаки и Акамбаро лежат полторы тысячи километров. Вряд ли для фальсификации в 40-ых годах двадцатого века стоило так усложнять ситуацию, поставляя глину для работы из подобной дали. Да и зачем?

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.
















«Фигурки Акамбаро» - коллекция из более чем 33 тысяч миниатюрных глиняных статуэток, изображающих людей и вымерших животных, в частности, динозавров. Собрана археологом-любителем Вальдемаром Юльсрудом (Waldemar Julsrud), который утверждал, что нашёл их первые экземпляры в 1945 году во время раскопок близ Акамбаро в Мексике.

Собрание Юльсруда включает не только статуэтки. Оно также содержит выполненные из обсидиана и нефрита музыкальные инструменты и маски. Кроме того, при раскопках было найдено несколько черепов людей, зубы лошади ледникового периода и скелет мамонта. Что касается коллекции статуэток - самой объёмной части собрания, то интересно, что ни один из предметов не повторяется. Фигурки преимущественно выполнены из различной глины, обожжённой на открытом огне, а некоторая часть изготовлена из камня. Их размеры лежат примерно в диапазоне от десяти сантиметров до полутора метров.

Общей чертой всех статуэток является точно схваченная пластика движения. Большая часть экспонатов представляла собой изображения людей относящихся к разным расам - полинезийцев, негроидов, монголоидов, европеоидов (в том числе с бородами) и т. п. Причём в фигурках людей сквозит мягкий юмор и снисходительность к их слабостям.

Более двух с половиной тысяч фигурок изображали различных существ, принимаемых за динозавров, в том числе похожих на игуанодона, тираннозавра, брахиозавра, анкилозавра, плезиозавра, птеранодона и т. п. Было и множество неизвестных видов, например, что-то вроде крылатых драконов. Значительно число фигурок, являющихся общими изображениями людей с этими существами. Такие своего рода бытовые зарисовки показывали широкую гамму взаимодействия - от охоты друг на друга до одомашнивания.

В существенно меньшем объёме были представлены фигурки, напоминающие вымерших млекопитающих - лошадь ледникового периода, шерстистый носорог, гигантские обезьяны плейстоценового периода и тому подобное.

Анализ фигурок, проведённый археологом Чарльзом Ди Песо показал, что фигурки имеют современное происхождение. Ди Песо заметил, что поверхность фигурок были почти новыми и не имели черт, характерных для глиняных предметов, пробывших в земле по меньшей мере 1500 лет. На поверхности фигурок не было ни царапин, ни патины, характерных для древних глиняных предметов из этой местности. Также на фигурках нет повреждений, которые иногда делают люди, выкапывающие археологические находки. Если у фигурок отсутствовали какие-либо части, то было хорошо заметно, что это сделано их изготовителем, для того чтобы создать впечатление их древности. Ди Песо также отмечал, что все фигурки были найдены в грязи, заполнившей недавно вырытые ямы в местах раскопок, в то время как, например, аутентичные артефакты культуры Тараско были извлечены из породы. По заключению Ди Песо, фигурки изготовлялись местными жителями с начала 1940-х годов с целью получения прибыли. Идеи об облике фигурок они брали из фильмов, комиксов, библиотечных книг, а также, возможно, на основе впечатлений от посещения музеев в Мехико.

Кроме того, отмечаются следующие аргументы современного происхождения фигурок:
— Если статуэтки динозавров действительно лепились с натуры, почему там не найдены окаменелости этой натуры.
— Почему ни в одной из известных мексиканских культур нет упоминаний о динозаврах.
— Если динозавры были ещё сравнительно недавно, в чём причина их бесследного исчезновения.

Первые попытки анализа фигурок Акамбаро с помощью термолюминесценции показали, что их возраст около 2500 лет до н. э. Однако эти исследования проводились, когда сам метод датировки только развивался, и позднейшие исследования показали, что результат первых анализов был следствием ошибки. Например, Гари Кариво и Марк Хан попытались датировать 20 фигурок, используя термолюминесцентное датирование. Они установили, что фигурки были обожжены при температуре от 450 °С до 650 °С и показали, что использование в расчётах при проведении анализа ныне стандартных высоких температур приводит к неправильным результатам. Проведя более корректный анализ, они определили, что возраст фигурок не превышает 30 лет со времени проведения анализа в 1969 году.

Мнения сторонников древности фигурок Акамбаро подробно изложены в книге исследовавшего их профессора Чарльза Хэпгуда. Среди них следующие аргументы:

Все глиняные фигурки прошли открытый обжиг. Для этого необходима древесина, которая на современном этапе в засушливом районе #Акамбаро является крайне дорогой.
В момент своего появления фигурки Акамбаро продавались по слишком низкой цене (около 10 центов США), что, как утверждается, не окупало затраты на их производство.
Утверждается, что коллекция Юльсруда включает значительное число фигурок из камня, причём все они несут следы эрозии, что подделке не поддается.

В 1964 году Вальдемар #Юльсруд скончался, а его дом был продан. Коллекция фигурок упакованная в ящики была помещена в здание мэрии Акамбаро. В 1999 году обнаружилась пропажа значительной части артефактов. Следствием скандала явилась организация и открытие 9 октября 2000 г. музея Вальдемара Юльсруда в выделенном для него отдельном небольшом строении. В настоящее время скромная часть коллекции демонстрируется здесь в качестве постоянной экспозиции.
http://www.bible.ca/tracks/tracks-acambaro.htm
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Muzeo_Julsrud?uselang=ru

В доме своего владельца эта необычная коллекция заняла 12 комнат. По самым робким предположениям количество экспонатов в ней приближалось к 35 тысячам. Но вовсе не многочисленность предметов прославила коллекцию, хотя такая полнота не может не восхищать любителей собирательства. В научных кругах о фигурках Акамбаро говорят неохотно. А вот среди любителей «иной» истории таинственные статуэтки до сих пор одни из самых обсуждаемых памятников древности. И все потому, что они, как и остальные неуместные артефакты, дают возможность посмотреть другими глазами на привычную историческую панораму.

Вдохновленный динозавром
Фигурки Акамбаро носят имя одного из мексиканских городов, расположенного в центральной части страны. Именно в его окрестностях ранним июльским утром 1944 года Вольдемар Джульсруд, пожилой торговец крепежными изделиями, подобрал небольшую керамическую статуэтку. Фигурка походила на доисторического ящера, динозавра, совсем такого, которого Джульсруд видел в одном из немецких журналов еще до эмиграции из Германии.
В молодости Джульсруд серьезно увлекался археологией и даже участвовал в археологических раскопках. То ли найденная фигурка, то ли воспоминания о юных годах так вдохновили пожилого мужчину, что он не на шутку заинтересовался находкой. Что за зверь перед ним? Детская игрушка, оброненная местными мальчишками, или древний артефакт, тысячелетиями ожидавший своего открывателя? Трещинки на фигурке говорили в пользу многих лет, проведенных в земле, и Джульсруд, неплохо знавший мексиканскую историю, попытался отнести статуэтку к какой-нибудь из известных ему культур. Однако артефакт не укладывался ни в одну традицию. Тогда увлеченный Джульсруд решается на свое собственное исследование, которое сможет пролить свет на происхождение запечатленного в глине динозавра.
В археологии находка не приходит одна. Это неписанное правило Джульсруд усвоил еще в юности. Поэтому первым делом исследователь решает провести раскопки в том месте, где нашел фигурку, в надежде отыскать другие предметы древности, а вместе с ними и ответы на не оставляющие его вопросы. Джульсруд нанимает крестьянина и платит ему один песо за каждую целую статуэтку, извлеченную на поверхность из глубины земли. От своих знакомых Джульсруд узнает, что местные жители уже давно откапывают по всей округе похожие фигурки и продают их приезжим как сувениры. Исследователь скупает все сувенирные лавки.

Иная история по-акамбарски
Так в коллекции Джульсруда появились не только керамические, но и каменные фигурки. Очевидно, что все они сделаны вручную, ведь за все время поисков не встретилось ни одной повторяющейся статуэтки. Самая крохотная фигурка не достигала в высоту и пяти сантиметров, в то время как самая большая была по плечо своему владельцу.
Неисчислимое количество видов динозавров, как хорошо известных, так и совершенно неведомых науке, давно вымершие доисторические животные и люди всех рас – сложно представить, какими обширными знаниями о биологических видах обладали изготовители этих фигурок. Поразительно и то, что многие животные, неизвестные науке на момент обнаружения коллекции, были открыты позднее. Это дало основания полагать, что ваятели статуэток были если не современниками доисторических зверей, то уж точно знали об их существовании не в пример лучше нас. А значит, коллекции Джульсруда десятки тысяч лет!
Однако доказать это так и не представилось возможным благодаря одному поразительному обстоятельству. Дело в том, что почти 3000 экспонатов изображают людей и динозавров в моменты погони и охоты. Вроде бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что первейших homo и гигантских рептилий разделяют по эволюционным меркам как минимум 62,5 миллиона лет! Согласно официальной науке динозавры погибли 65 миллионов лет назад, в то время как род людей начал формироваться примерно 2,5 миллиона лет назад. А изображения говорят, что динозавры и люди не только существовали в одно время, но и взаимодействовали: человек пытался одомашнить ящера, при этом нередко становился его жертвой. Этот сюжет, явно противоречащий принятой эволюционной теории, сослужил недобрую службу всей коллекции: в научных кругах появился целый дивизион скептически настроенных ученых, которые объявили фигурки Акамбаро подделкой и мистификацией.



Первая научная атака
Правда, произошло это далеко не сразу. Долгое время ученый мир словно не замечал открытие Джульсруда, всячески избегая комментариев и оценок. И это несмотря на то, что несколько крупных американских газет разместили материалы о фигурках из Акамбаро под заголовком «Сенсация», а сам Джульсруд опубликовал три статьи в научных журналах.
И вот пронзительный информационный бум все-таки вывел ученых из молчания. Однако говорить они начали вовсе не то, что хотел услышать владелец коллекции.
В 1952 году археолог Чарльз ди Песо провел описательный анализ фигурок. Результаты исследования, проведенного скептически настроенным ученым, были предсказуемы: статуэтки имеют современное происхождение. По словам ди Песо, изображение лиц людей, особенно их глаз, губ и подбородков было нетипично для древних скульпторов. Подозрительно для исследователя было и то, что для глиняных изделий, пролежавших долгие годы в земле, фигурки сохранились невероятно хорошо. Поверхность практически ровная, без разрушений, она словно не испытала влияния воды, воздуха и бактерий. Кроме того, на статуэтках почти не было трещин и повреждений., которые иногда появляются из-за неаккуратного извлечения предметов древности из почвы. Даже отсутствие некоторых отколотых частей фигурок, по мнению Чарльза ди Песо, также мистификация – уж слишком эти отколы ненатуральны и явно сделаны для того, чтоб создать эффект старости предметов. Заключение археолога не в пользу древнего происхождения фигурок: скорее всего, они были изготовлены в начале 1940-х годов, и делали их, вероятно, сами местные жители на продажу.
Владелец коллекции был возмущен такими выводами. По его словам, изучение фигурок Чарльзом ди Песо длилось не более трех часов. При этом на момент анализа количество предметов коллекции составило без малого 32 000 штук. Джульсруду было непонятно, как за несколько часов можно сделать верное заключение о происхождении фигурок.
Подкрепили сомнение о справедливости вердикта и мексиканские власти. По официальному заявлению мэра Акамбаро Хуана Карранса, в тот период времени, когда, по словам ди Песо, были изготовлены фигурки, в городе и округе не существовало ни одного керамического производства. Более того, по результатам переписи населения в Акамбаро не было ни одного человека, который промышлял бы такого рода деятельностью.
Хотя даже если бы такой умелец и нашелся, то, чтобы производить фигурки, ему нужно было быть либо меценатом, либо сумасшедшим. Вряд ли бы кому-то пришло в голову использовать дорогостоящую древесину, необходимую для открытого обжига фигурок (а ведь фигурки прошли именно такой метод обработки), а затем за один песо, то есть почти за бесценок, продавать свои статуэтки.

Этого не может быть никогда...
Тем не менее, все дальнейшие исследования возраста фигурок Акамбаро неизменно признавали их современное происхождение. И даже тогда, когда оборудование указывало на солидные лета артефактов.
В 1968 году несколько фигурок Акамбаро были отправлены на изотопное исследование. Прибор, работающий на основе метода радиокарбонного датирования, показал, что самому молодому образцу примерно 3060 лет, то есть слеплен он был в 1092 году до нашей эры. А самому старому – 6480 лет и произведен он был как минимум в 4512 году до нашей эры. Однако в официальном заключении данные результаты приводятся как ошибочные. Объяснение, почему произошла ошибка, не указывается.

Могут ли быть сюжеты фигурок Акамбаро реальностью?
Люди и динозавры не могли жить в одно время. Справедливость этого принятого официальной наукой факта готовы развенчать знаменитые российские эзотерики, во главе с Эрнстом Мулдашевым. Скандально известный врач-офтальмолог пропагандирует учение о существовании и смене нескольких земных цивилизаций. По мнению ученого, одна из них, раса лемурийцев (третья по счету) не только жила бок о бок с динозаврами, но и сама создала гигантских чудовищ! Лемурийцы, обладавшие огромными интеллектуальными способностями, применяли технологии клонирования живых существ, в результате чего появились ужасные ящеры.
Своим поступком раса совершила преступление перед планетой: был нарушен естественный природный баланс. Разумеется, у планеты не было другого выхода, кроме самоочищения. Поэтому исход динозавров был предрешен. Вместе с ящерами погибли и сами лемурийцы, кроме некоторых возвышенных, которые дали начало новой расе.

Текст – Андрей Тарасов

Есть на Земле такие города, которые ассоциируются не с местными достопримечательностями и своей древней историей, а необычными находками и долгими неутихающими спорами между учеными. Одним из таких мест является город Акамбаро.

Неудобные фигурки Акамбаро или потрясающая правда

Акамбаро уже давно перестал быть простым непримечательным городом в центре Мексики. Слава его началась в 1944 году, когда никому неизвестный торговец скобяными изделиями Вольдемар Джульсруд случайно не нашел там странную глиняную фигурку, напоминающую динозавра. И простояла бы фигурка где-то на полке, не будь Джульсруд увлечен археологией.


На этом он останавливаться не стал и бросил все свои финансовые и физические возможности, чтобы доказать миру необычность своей находки.


Бывший археолог неплохо знал историю Мексики и сразу понял, что фигуркам, по меньшей мере, не одна тысяча лет. Джульсруд сначала нанимает местного крестьянина для раскопок, а потом и сам скупает все найденные горожанами статуэтки. Собрав достаточно средств, он начинает собственное исследование. Находки говорили о том, что их создатели знали не меньше об окружающем мире, чем знаем сейчас мы. Также возникло сомнение в том, что динозавры и люди жили в разные эпохи. Все говорило об их единовременном сосуществовании. Многие фигурки изображали одомашненных рептилий.


Разумеется, все научное сообщество не могло не отреагировать на подобную находку и последующие статьи Джульсруда в научных журналах. Однако большая часть ученых отнеслась к трудам скептически. Никто не хотел верить в истинность открытия. И не удивительно – эта находка полностью рушит все ранее признанные представления об эволюции. На сторону археолога встало местное правительство.


Власти провели тщательное расследование и объявили о том, что, по меньшей мере, за последние сто лет никто в городе не занимался гончарным делом, и станков для обжига статуэток в городе не было. А именно посредством обжига эти фигурки были сделаны. Даже изотопное исследование в 1962 году, показавшее на то, что фигуркам больше 1000 лет, не сделало научный мир более лояльным к Джульсруду. Впоследствии эти данные признались, как ошибочные.


Необычная находка в Южной Америке

Вся коллекция статуэток насчитывает около 35 тысяч образцов размером от 5 сантиметров до 1,5 метров в длину. В 2000 году в городе основали музей Вольдемара Джульсруда, который может посетить любой желающий. Местные жители утверждают, что прямо под городом есть некая лестница, ведущая вглубь холма Эль Торо. Но особо распространяться они об этом не любят, опасаясь наплыва исследователей, работа которых может помешать привычной жизни горожан.


Все эти находки и споры еще раз доказывают существование древних цивилизаций. Город находится сравнительно недалеко от штатов, когда-то населенных майя. Именно в Мексике были найдены артефакты, свидетельствовавшие о быте ацтеков. А находки в западной части Южной Америки многое рассказывают о цивилизации инков. Уже только эти факты говорят о том, что о подделке не может быть и речи и новыми находками стоит всерьез заинтересоваться. Именно этим в данный момент занимаются наши археологи во главе с ученым Андреем Скляровым. Возможно, в скором времени нам придется поменять свои представления о развитии эволюции на Земле.