Имя художника боттичелли. Биография и картины сандро боттичелли. Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция - 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» - «бочоночек» - унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике - запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета - прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени - Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли - по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника - в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело - его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника - создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто - эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи - душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное - умение передать пластику и пропорции фигуры - то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки. Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Продолжаем рассказ о творчестве Сандро Боттичелли.

Две самые знаменитые картины Боттичелли , так называемая "Примавера " ("Весна") и "Рождение Венеры " заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами . Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо - сыновей брата Пьеро "Подагрика". Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище "dei Popolani" (Пополанской). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески, для нее же предназначались и эти две картины.

В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. Но наряду с этим в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано.

Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, а выступает гуманистическим идеалом любви духовной, "того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении " (Шастель). Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу, Весну - символ живительных сил Природы . Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) - отождествляется с Humanitas - комплексом духовных свойств человека , проявления которых олицетворяют три Грации ; устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.

Как прекрасна каждая группа в прославленной картине Сандро Боттичелли - "Весна" (тоже в Уффици), слитная, исполненная ритмического движения, всеми линиями блаженно спрягающаяся с соседними фигурами. Возможно, античные сцены этих композиций были подсказаны поэтом Полициано, подвизавшимся при дворе Лоренцо. Но ритм их и очарование чисто боттичеллиевские.

Боттичелли изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис , из их союза возникает Флора ;

затем видим Венеру, танец трех Граций

и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию.

Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований . Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному .

В литературе о Боттичелли распространена и другая трактовка трех перечисленных персонажей: считается, что здесь представлены Зефир, нимфа Хлорис и богиня цветения Флора, рожденная в союзе Хлорис с Земфиром.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно — приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие?

Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское таются в одухотворенный образе.

В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами . Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай .

Грации , спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой, их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение . Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи.

Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки . В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой.

Перейдем к рассмотрению второй картины (об этой картине уже была публикация на страницах сообщества , но я постараюсь остановиться здесь на тех моментах, которые не затрагивались в предыдущей публикации)

"Рождение Венеры " около 1477-85 Галерея Уффици, Флоренция

"Рождение Венеры" Боттичелли в Уффици - одна из самых знаменитых картин в мире . Вглядитесь в эту Венеру, в эту стыдливую девушку, в глазах которой блуждает какая-то робкая печаль. Проникнитесь ритмом композиции, который и в изгибе ее юного тела, и в крученых прядях ее золотистых волос, так красиво рвущихся по ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы и в фигурах, которые ее обрамляют.

Эта картина связана с классической поэзией. Но наряду с реминисценциями римской культуры в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано .


Сюжет шедевра Боттичелли воскрешает одну из самых поэтичных легенд Древней Греции . Богиня любви Афродита в римской мифологии — Венера ) родилась из пены морских волн неподалеку от острова Кипр. Зефир (западный ветер) дует на раковину с юной красавицей и гонит ее к берегу. От его дыхания сыплются розы, и кажется, они наполняют картину тонким благоуханием. Зефир изображен в объятиях своей супруги Хлориды (римляне называли ее Флорой ), повелительницы растительного царства. Венеру ожидает Весна, готовая набросить на богиню любви царственные одежды, чтобы скрыть совершенную красоту ее тела. Шею Весны украшает гирлянда вечнозеленого мирта, символизирующего вечную любовь.

Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией, характерной для искусства Боттичелли . Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.

Для картины художник выбрал позу “целомудренной Венеры”, застенчиво прикрывающей свою пленительную наготу. Прототипом богини с лицом мадонны опять-таки была Симонетта Веспуччи.

Как уже отмечалось в посте этой картиной Боттичели были воодушевлены многие поэты при создании своих произведений. В отмеченном посте были приведены стихотворения Новеллы Матвеевой и Поля Валери . Приведу здесь еще одно стихотворение Сары Бернар "Рождение Венеры"

Ударило. Взроптало. Понесло.
Со дна воздело многорядье вихрей.
Из пены млечно-белой вознесло
рожденную Венеру...Тут же стихло,

прильнув к ее божественным ногам.
Ласкает наготу язык соленый...
Зефиры направляют к берегам
ее кораблик. На земле влюбленно

встречает нимфа. В воздухе цветы
кружатся и слетают тихо в воду...
Ее лицо исполнено мечты -
о, чувственность прозрения Природы.

Любви богиня: золото волос,
лицо подростка, без изъянов тело -
предчувствие страстей... Немой вопрос -
а есть ли ей до этих смертных дело?

Источники, использованные при подготовке публикации были приведены в двух предыдущих постах. Здесь дополнительно отмечу, что недавно в ЛиРу была публикация "Аллегория Весны" у Cherry_LG , а также отмеченная выше публикация о творчестве Боттичелли в посте NADYNROM .

Продолжение рассказа о творчестве Сандро Боттичелли ожидается в следующем посте.

Скорее всего, не все знают имя Сандро Боттичелли – великого итальянского художника, представителя эпохи раннего Возрождения, но его произведение «Рождение Венеры» знают практически все. Оно отмечено одухотворенной поэзией, любованием красотой женского лица и тела, которые царят над временем и пространством.

В течение довольно длительного времени его творчество было несправедливо забыто, но уже в 19 веке французские художники во многом подражали мистически настроенному итальянцу и создали новый образ, к которому мы и сейчас испытываем восхищение и преклонение перед чудесным даром художника.

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Лучшие произведения художника

Одним из лучших произведений Сандро Боттичелли считается «Поклонение волхвов», созданное после 1470-го года. Она посвящена самому главному празднику христиан – Рождению Иисуса Христа.


Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В образах восточных волхвов, пришедших поклониться Мессии, живописец изобразил членов семьи Медичи, а также и самого себя, стоящим в правом нижнем углу произведения. Яркие и легкие тона картины словно наполнены воздухом и внушают благоговейный трепет и божественную радость.

Одним из самых загадочных произведений художника считается полотно «Весна», датируемая 1475-1480 гг. Картина была создана для Лоренцо Медичи, близкого друга и мецената Сандро Боттичелли.


Картина Сандро Боттичелли «Весна»

Картина написана в совершенно новом для того времени стиле, удачно сочетающем и античность, и христианство, и новые черты Возрождения.

Античный стиль показан представителями мифов и легенд Древней Греции: Бог Зефир, легкий ветер, похищает нимфу – хозяйку полей и лугов Хлориду. Три изящные грации в образе нимф или наяд напоминают о трех христианских добродетелях: целомудрии, покорность и наслаждение, а также вечную любовь.

Меркурий, бог торговли, дорог и мошенничества, срывает с дерева яблоко и невольно напоминает нам о Парисе, отдавшем яблоко богине красоты и любви Афродите. А сама богиня словно летит, не касаясь ногами земли, ее образ легкий и воздушный, и в то же время соблазнительный и пленительный, напоминает о страстной любви и плотской страсти.

В центре полотна изображена Мадонна – Царица Небесная, Богоматерь, возведенная в ранг Богов, и сияющая своей добродетелью и красотой на всю Вселенную. Для всех Дева Мария считается образцом всех женщин, идеалом всех рыцарей, «Прекрасной Дамой», которая вдохновляет всех людей искусства на создание ее образа.

Этим смешением мифов и эпох живописец показывает нам, что люди одинаково во все эпохи любят и мечтают, страдают и стремятся к счастью. И эталоны искусства, и нормы прекрасного не меняются, ибо Вечная красота всегда привлекает к себе все сердца.

Чудесное произведение наполнено светом, радостью и миролюбием. Глядя на него, чувствуешь, что маленькие амуры в реальности посылают свои любовные стрелы во все сердца. Долго не можешь оторвать взгляд от замерших по воле художника фигур на полотне, таких живых и словно на мгновение застывших в изящных позах.

Жемчужина творения

Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.


Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.

Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.

Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.

Последние годы жизни

В конце 1490-х годов скончался Луиджи Медичи, и правлению этой династии пришел конец. К власти пришел заклятый враг этого семейства монах-доминиканец Джироламо Сованарола, который ранее гневно упрекал правящую династию в роскоши и разврате.

Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения считают, что Сандро Боттичелли стал «новообращенным», поскольку резко меняется стиль его творчества.

Но власть монаха Сованаролы была скоротечной, в 1498 году его обвинили в ереси и казнили через сожжение на костре. Но к этому времени слава великого живописца меркнет. Современники пишут, что он «обеднел и зачах», не мог ходить и прямо стоять, поэтому работал очень мало. Произведения, созданные в последние годы жизни – это «Мистическое рождество», «Брошенная», фрески посвященные святым римлянкам, первым христианкам Лукреции и Виргинии.

После 1504 года художник совсем перестал прикасаться к кисти, и если бы не помощь его друзей и близких, то попросту бы умер с голоду.

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок») , возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Оно то и передалось всем братьям в семье. После доминиканского монастыря, вместе со среднима братом, Алессандро пошел учиться ювелирному мастерству. В то время это была очень завидная профессия, однако после окончания учебы, парень увлекся живописью.

Семья Филипепи была очень зажиточной и уважаемой в городе. Одним из соседей был Америго Веспуччи (1454-1512) , в честь которого была названа Америка. Именно по его совету Аллесанро был отправлен в мастерскую в Прато, 20 км от Флоренции, а после смерти учителя, художник вернулся во Флоренцию. Именнно Америго Веспучи знакомил художника с влиятельными людьми, чтобы Алессандро смог реализовать свой талант живописца.

Первую известность как художник, Сандро получил в 1475 году, когда написал для монастыря Санта Мария Новелла картину «Поклонение волхвов» , где изобразил членов семейства Медичи , поклоняющихся Деве Марии.

Во Флоренции часто проходили празднества. И вот, главным героем праздника должен стать Джулиано Медичи , младший брат Лоренцо Великолепного . Боттичелли создал для Джулиано штандарт, где была изображена его возлюбленная, красавица в белом платье в виде Афины Паллады . Именно после этого празднества, великий художник официально закрепился в семейном кругу Медичи и официальной жизни города.

11 месяцев принимал участие в росписи , после чего он вернулся во Флоренцию , написал несколько картин на мифологические темы, а так же закончил картину «Весна» .

Художник был тайно влюблен в Симонетту Веспуччи , но, девушка скоропостижно скончалась от чахотки. А за ней через 2 года после ее похорон, в Флорентийском соборе, во время заговора Пацци, нанятым киллером был заколот и Джулиано. Именно в это время художник написал свой

Особое место его шедеврам уделяется так же , которая вместе с «Рождением Венеры» радует любителей искусства в галерее Уффици во Флоренции.

В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного , скончавшегося в 44 года от подагры. Проповедник Савонарола, не отпустивший ему грехи, объявивший себя слугой Иисуса, поднял массы против Медичи, на центральной пьяцце Синьории сжигал все ценные произведения искусства, реликвии, изъятые из богатых домов. Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. По словам некоторых летописцев, среди них был и . Но с помощью Римского папы Александра IV , Савонарола был обвинен в ереси и предан публичной смертной казни.

Боттичелли не был женат и детей у него тоже не было. По словам Джорджио Вазари , его мучали старость и болезни и в конце своих дней перемещался при помощи двух палочек. Умер в 65 лет и по его завещанию, похоронен в церкви Оньиссанти , построенной семейством Веспуччи, во Флоренции, рядом со своей музой, Симонеттой Веспуччи , через 34 года после ее смерти.

Светлана Конобелла из Италии с любовью.

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Сандро Боттичелли, произведения которого являют собой бесценное наследие, воплотившее в себя отблески ушедших времен, - выдающийся живописец эпохи Возрождения, яркая фигура на фоне живописцев периода Лоренцо Великолепного.

Биография итальянского художника

Настоящее имя Ботичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

Первые уроки Боттичелли

Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота, использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Последний, отвечая взаимностью на столь искреннюю преданность и стремление максимально впитать получаемые знания, постарался дать Боттичелли все, что было в его силах. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц.

Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио - итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.

Основные произведения Сандро Боттичелли: "Аллегория Силы"

Первый заказ художник выполнил в 1470 году для зала Торгового суда - городского учреждения, рассматривавшего дела об экономических правонарушениях. Это была картина «Аллегория Силы», изображавшая восседающую на глубоком троне фигуру. Являя в себе воплощение убежденности и нравственной силы, «Сила» Боттичелли своей позой выражает неустойчивость и внутреннюю хрупкость.

1472 год для Сандро ознаменовался зачислением в объединение художников - гильдию Святого Луки, что дало живописцу возможность содержать мастерскую на законном основании, окружив себя помощниками. Одним из учеников Боттичелли был сын бывшего преподавателя - Филиппино Липпи.

Известность флорентийского живописца

К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером. Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна живописец обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени - прием, ставший чертой его стиля написания полотен.

Известные произведения Сандро Боттичелли

Фото полотен итальянского художника передают огромнейший талант флорентийца, оставившего яркий след в творческом наследии своей страны. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.

К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного - Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи - бесспорными правителями Флоренции. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.

Индивидуальность стиля Боттичелли

В произведениях периода 1470-х годов можно проследить постепенный рост художественного умения флорентийского автора: в его полотнах исчезли заимствованные стили других художников и стилистические колебания. У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия.

Эти составляющие присутствуют во фреске «Св.Августин» (1480). Художник был силен в написании натюрморта. Предметы, присутствующие в его картинах, изображены точно и ясно, выражая умение автора правильно улавливать сущность формы. При этом они не выходят на первый план, сосредотачивая внимание зрителя на ключевых персонажах. В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях, использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект.

Фрески для Сикстинской капеллы

Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Одна из самых известных картин - «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы.

В выполненных работах «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Наказание Корея» и «Сцены из жизни Моисея» автор виртуозно решил проблему трактования сложной богословной программы: в полной мере используя композиционные эффекты, истолковал ее живыми, ясными, легкими драматическими сценами.

Мифологическое веяние в полотнах Боттичелли

Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Это время было пиком славы Боттичелли: клиенты толпами шли в его мастерскую, поэтому часть заказов исполняли ученики мастера, в то время как сам он брался за сложные и престижные заказы.

В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией.

"Рождение Венеры"

«Рождение Венеры» символизирует миф о соединении материи и животворного духа, вдыхающего в нее жизнь. Совершенствование человеческого рода воплощено в фигуре Оры, протягивающей богине плащ скромности - исторический момент, который очень четко и проникновенно запечатлел итальянский мастер Сандро Боттичелли.

Картины, список которых достаточно обширен, на поздних этапах стали характеризоваться признаками некоторой манерности, так сказать, самолюбованием собственного мастерства. Для нарастания психологической выразительности идет на нарушение пропорций фигур. Известно, что Боттичелли часто заказывали эскизы для гравюр и тканей, но до нашего времени дошла лишь малая часть этих рисунков.

Знаменитые полотна итальянца

Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В произведении чувствуется определенный отход от совершенства пропорций, нарастание напряженности, усиление резкости цвета - некоторое изменение стиля, присущего Сандро Боттичелли.

Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Художественное олицетворение этого исторического факта несет в себе общечеловеческий смысл: понимание слабости женщины, сочувствие к одиночеству и сдерживаемому ею отчаянию, глухой барьер в виде толстой стены и запертых ворот.

Последние годы жизни итальянского художника

В 1493 году Боттичелли похоронил своего любимого брата Джованни, Флоренция в это время прощалась с Лоренцо Великолепным. В городе - бывшей колыбели гуманистической мысли - звучали революционные речи Савонароды. наступил в жизни Сандро Боттичелли. Картины, описание которых характеризуется глубокой печалью и тоской, выражают полный упадок в настроении автора. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. В языках пламени он сжег несколько своих эскизов, хотя точных свидетельств этого поступка не имеется. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок, стал немощен и сильно болел. По словам современников, художник был способен передвигаться только при помощи костылей. Его былая слава осталась в прошлом, перестали поступать заказы: менялись времена, на смену пришла новая эра искусства. Художник никогда не был женат и не имел детей. Умер Сандро Боттичелли в полном одиночестве в 1510 году.