Имя числительное группы и разряды имен числительных. Разряды имен числительных

Числительные – самостоятельная часть речи, указывающее на количество предметов, их порядковый номер, а также общее количество. В зависимости от назначения, числительные делятся на три обширные группы, каждая из которых подробно описана в этой статье. Также здесь приведены грамматические признаки числительных и наглядные примеры.

Имена числительные изучаются в 6 классе. Эта часть речи может обозначать количество каких-то предметов, номер предмета по порядку, а также количество как одно целое. В зависимости от этого значения их делят на 3 большие группы .

Числительные могут быть количественными , порядковыми и собирательными . Каждая из этих групп слов имеет свои особенности.

Таблица «Лексико-грамматические разряды имён числительных в русском языке» с примерами

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Например: десять , тридцать , семьсот одиннадцать .

Числительные этого разряда могут иметь разные падежные формы. У некоторых количественных числительных определяется форма рода и числа. Все особенности слов этой категории отражает следующая таблица.

Изменение количественных числительных


Числительное
Как меняется Примеры
1 По родам, числам и падежам Один – одна, одни, одних
2,3, 4 По падежам и родам Два, две, двум, трёх
5-20,30 По падежам, как сущ-е 3-го скл. Ср.: скатертью – десятью, одиннадцатью
50-80, 200-900 По падежам, при этом меняются обе части Пятьюдесятью, трёмстам
40, 90, 100 По падежам, имеют только 2 формы Сорок – сорока

Сто – ста

Девяносто – девяноста

1000 По падежам как сущ. 1-го скл. Ср: Свечёй – тысячей
1000000, По падежам как сущ. 2-го скл. Ср.: дому – миллиону – миллиарду

Порядковые числительные: грамматические признаки

Числительные этого разряда по грамматическим признакам похожи на прилагательные. Они тоже могут иметь формы разных падежей, родов и числа.

Порядковые числительные тоже могут иметь разную структуру. При склонении составных числительных этого разряда в них меняется только последнее слово. Например.

В русском языке имена числительные делятся на две обширные группы: количественные и порядковые. В свою очередь, количественные числительные состоят из нескольких подгрупп, каждая из которых описана в этой статье. Кроме того, здесь приведены правила склонения и написания этой части речи с примерами.

В языкознании числительные делят на две группы: количественные и порядковые . Последняя объединяет в себе группу слов, которые только на разряды по составу. В количественных числительных выделяют несколько подгрупп.

Поскольку числа могут быть целыми и дробными, то слова, их обозначающие, тоже могут делиться на похожие разряды.

Каждый из них имеет свои особенности склонения и правописания.

  • Целые числительные могут состоять из одного слова (простые) или нескольких слов (составные). Также есть числительные, пишущиеся в одно слово с двумя корнями. Такие числительные называются сложными. Их главный признак - при склонении обе основы меняются. Например: четыре ста - четырёх сот_ - четырём стам – четырьмя стами.
  • Дробные числительные представляют собой особую группу единиц речи, в состав которых входит не менее двух слов, например: одна вторая, три сотых, пятьдесят три восемьдесят седьмых и т. д. Первая часть в таких сочетаниях - это количественное числительное любой структуры, второе - порядковое, состав которого тоже может быть любым. Исключением являются слова полтора(-ы), полтораста, в которых дробь выражается одним словом. Самое сложное в дробных числительных - склонение.

Склонение дробных числительных

Дробные числительные можно разделить на две группы:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • Числа, в составе которых есть целые и десятые, сотые, тысячные и. т. д. Например: тридцать целых и восемь десятых; семь целых одиннадцать сотых и т. д;
  • Числа, состоящие из слов, которые обозначают числитель и знаменатель: две пятые, три седьмых, восемь девятых и т. д.

При склонении числительных первой группы происходит изменение всех слов:

И. и В. Шесть целых двадцать девять сотых;

Р. и П. Шести целых двадцати девяти сотых;

Д. Шести целым двадцати девяти сотым;

Т. Шестью целыми двадцатью девятью сотыми.

При изменении слов второй группы первая часть сочетания принимает форму, характерную для количественных, а вторая - для порядковых числительных. Например: две тринадцатые - двух тринадцатых - двум тринадцатым - двумя тринадцатыми .

В словосочетании дробное числительное + существительное , формой последнего слова управляет не целое число, а дробь: тридцать пять целых и семь десятых процента.

Собирательные числительные

Эта группа числительных состоит всего из 11 слов, которые сочетают в себе грамматические признаки прилагательных и числительных: имеют формы всех падежей (например: трое друзей - троими друзьями - троих друзей) , но не имеют категории числа и рода (кроме слов оба, обе ).

Оценка статьи

Средняя оценка: 2.7 . Всего получено оценок: 6.

По структуре числительные подразделяются на простые, сложные и составные.

Простые числительные имеют один корень: пять, десять, сто, миллион .

Сложные числительные имеют два корня: пят’/десят/#, девят’/сот/# .

Составные образованы сочетанием простых или сложных числительных: сто двадцать пять, триста шестьдесят восьмой, две пятых .

При склонении составных количественных числительных по современным нормам должно изменяться по падежам каждое слово: двести тридцать восемь – двухсот тридцати восьми – двумстам тридцати восьми и т. д.

При склонении порядковых числительных изменяется по падежам только последнее слово: тысяча девятьсот пятьдесят восьмой – тысяча девятьсот пятьдесят восьмого – тысяча девятьсот пятьдесят восьмому и т. д., две тысячи третий – две тысячи третьего – две тысячи третьему и т. д.

Местоимение

I. Местоимение как часть речи

Местоимению свойственны следующие признаки.

1. Категориальное значение (значение лексико-грамматической категории). Местоимения (от лат. pronomen – вместо имени) не называют предметы или признаки, а только указывают на них, то есть имеют общее значение дейксиса (греч. dėixis – указание).

2. Морфологические признаки. Местоимения не имеют специфических морфологических признаков, а заимствуют их у тех частей речи, с которыми они соотносятся. Эти признаки своеобразны в каждом разряде и рассматриваются при описании соответствующих разрядов.

3. Основные синтаксические функции. Употребляясь вместо имен, местоимения выполняют в предложении функции тех частей речи (существительных, прилагательных и числительных), которые они замещают.

Помимо собственно местоимений в лингвистике выделяют более широкий лексико-семантический класс местоименных слов , к которым относятся слова, принадлежащие к различным частям речи и обладающие «местоименным» типом лексического значения. Кроме местоимений в узком смысле к местоименным словам относятся местоименные наречия (тогда, как, потому, зачем, куда и др.) и местоименные глаголы (в русском языке глагол делать в сочетании что делать ). Местоименные наречия будут рассмотрены в соответствующем разделе.

II. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

1. Местоимения-существительные (местоименные существительные): я, ты, кто, некто, себя, что-либо и др.

2. Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные): мой, какой, ваш, чей, свой и др.

3. Местоимения-числительные (местоименные числительные, неопределенно-количественные слова): сколько, столько, несколько и др. Их основные особенности были рассмотрены в разделе «Имя числительное».

III. Лексико-грамматические разряды местоимений

(разряды местоимений по значению)

В зависимости от значения (способа указания) местоимения принято делить на 9 разрядов.

Личные местоимения

К ним относятся местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

1) Собственно личные: я – мы, ты – вы .

2)Лично-указательные: он (она, оно) – они .

Собственно личные местоимения указывают на лицо (лица), участвующее в общении. Лично-указательные местоимения – на лицо или предмет, о которых идет речь.

Все личные местоимения склоняются и обладают категорией числа. Категорию рода имеет только лично-указательное местоимение.

Местоимение 1-го лица единственного числа я указывает на то, что автор сообщает о себе (Я вас любил… А. С. Пушкин) или ведет повествование от первого лица (Я считаю, что эта закономерность… ). Однако в некоторых книжно-письменных стилях (официально-деловом, научном) традиционно местоимение я не употребляется,а заменяется «авторским мы»: Мы считаем, что эта закономерность… (см. ниже) или вместо него используются безличные обороты типа: принято считать, что данная закономерность... и т. п.

Значение собственно личного местоимения 1-го лица множественного числа мы – ‘я и другой или другие’. Местоимение мы может также употребляться:

1) В значении 1-го лица единственного числа – а) «авторское мы» (Мы считаем, что данная закономерность… ), б) «монаршее мы» (Мы , Николай II… ), в) «крестьянское мы» (Мы из деревни …).

2) В значении 2-го лица единственного и множественного числа – «докторское мы» (Как мы себя сегодня чувствуем? ).

3) В значении 3-го лица мужского и женского рода (Мы с горки катаемся – реплика о сыне из домашнего разговора по телефону). Такое употребление активизировалось в последнее время и, очевидно, может быть охарактеризовано как «материнское мы».

При употреблении местоимений 3-го лица важно не допускать двусмысленности или искажения смысла, возникающих в результате неясной связи этих местоимений со словами, которые они заменяют: мать Оли, когдаона (?)заболела, стала очень нервной .

Основные функции всех личных местоимений в предложении – подлежащее или дополнение: Мы говорили онём .

Личные местоимения имеют супплетивные формы склонения: я – меня, мне и т. д., мы – нас, нам и т. д.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя указывает на объект действия, тождественный с субъектом, и может соотноситься с любым из трех лиц: я (ты, он ) был не доволен собой (-ою ) . Оно не имеет рода, числа и формы именительного падежа, то есть склоняется только в единственном числе, начиная с родительного падежа: себя, себе, себя, собой (-ою), (о) себе .

При его употреблении также возможно возникновение двусмысленности, которой необходимо избегать: он застал начальника у себя (?) в кабинете .

Необходимо отличать форму дательного падежа местоимения себя (он купил себе пальто ) от омонимичной частицы (а он сидит себе и сидит ; а вы идите себе , идите ).

Проверка домашнего задания

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

Какое число получилось? Молодцы!

1.Что такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)

2.На какие 2 группы делятся числительные?(Количес. И поряд).

3.Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

4.Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)

Количественные числительные

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

Что в них общего? Количественные

Чем отличаются?

Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Тема урока.

Разряды количественных числительных.

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.

Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три

четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть

сада, шестнадцать книг.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках

Контролирует, направляет, корректирует

Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…